33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.

Социально — политическая структура Казахского ханства

33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.

Казахское общество состояло из 2-х основных противопоставленных друг другу социальных групп — ак суйек — белая кость и кара суйек — черная кость, различавшихся не столько по экономическим, сколько по политическим и правовым признакам.

К ак суйек относились только чингизиды, которые назывались «султанами», и хаджи, которые считались потомками сподвижников пророка Мухаммата. Остальные группы относились к кара суйек .

Принцип разделения общества на группы по сословному признаку проводился строго последовательно, султаны у казахов сделались аристократическим сословием и составляли самую влиятельную силу казахского общества. Дети чингизидов по праву рождения приобретали титул и вместе с ним и права, потомственно принадлежавшие этой соц.

группе, независимо от экономического состояния , а также нравственных, умственных и физических качеств того или иного лица. Монопольное право на ханский престол сохранилось только за Чингизидами.

Права участия в общегосударственном управлении султаны казахских улусов осуществляли сообща являясь на ежегодно созываемые курултаи – собрания, ведавшее делами, касавшимися всех слоев и прослоек казахского общества. Каждый влиятельный султан претендовал на улус, но верховным собственником всей земли был царствующий род в целом, т.е.

земля составляла сословную собственность всех Чингизидов вместе взятых, но верховное управление в каждый данный момент осуществлялось одним из них – ханом, которому принадлежало право отчуждения и передачи улуса другому султану. Султаны не несли никаких (кроме военных) повинностей, были избавлены от телесного наказания и не подлежали суду биев.

Творить суд мог только сам хан или другой султан. В отличие от аристократического сословия у представителей кара суйек прочно сохранялось деление на отдельные роды и племена. Все казахские племена были объединены в 3 жуза: Улы жуз, Орта жуз и Киши жуз. Общественное положение каждого отдельного представителя кара суйек, будь он потомственным бием или рядовым кочевником, определялось степенью привилегированности его рода и племени. Порядок старшинства соблюдался:

1. при определении места в боевом порядке

2. при дележе военной добычи

3. при вступлении в дом и рассаживании по местам

4. при открытии торжества

В казахском обществе существовало, конечно, и деление лиц по имущественному состоянию: богатые (бай), бедные (кедей). Но количество имущества тем не менее не давало баям привилегий как султанам. Особыми правами обладали только бии – предводители родов и племен.

Влияние биев (беков) определялось как их многочисленностью и силой, так и древностью происхождения. Им принадлежал суд, административная и военная власть. Бии наравне с султанами могли участвовать в решение общегосударственных дел, сообща являлись на курултаи.

Бии в противоположность Чингизидам и «наднациональному» сословию составляли «национальную аристократию», элиту «кара суйек».

Была категория лично несвободных мужчин – кул и женщин кюн – рабы, бесправная группа общества, лично зависимая от хозяина . Т.о.

общество ханского периода представляло собой иерархически организационную социальную структуру сословных групп и прослоек, находившихся между собой в тесных и неоднозначных связях. Высшую ступень соц. иерархии занимали султаны и хаджи.

Ступенью ниже стояла родоплеменная знать, не принадлежавшая роду Чингизидов. Нижнюю ступень общественной лестницы занимали рядовые кочевники, скотоводы, объединенные в родовые общины. Особую группу составляли рабы.

К группе привилегированных особ казахского общества в XVI – XVII вв относили также батыров и аксакалов, которые играли определенную роль в политической жизни общества.

https://www.youtube.com/watch?v=Ybrsx0VD8XQ

Разветвленная клановая система структурной организации общества была вызвана к жизни особенностями исторического опыта адаптации казахов-кочевников к экстремальным условиям аридной среды обитания и связанной с ними традицией передачи необходимых практических знаний исключительно по вертикальным патримониальным каналам межпоколенных связей, поскольку такого рода адаптационная информация накапливалась на протяжении веков в условиях жесткой конкуренции между кочевниками за пастбища и водные источники и носила эзотерический характер, т.е. распространялось как знание «для своих».

Традиционно казахское общество подразделялось на три жуза: Старший (Улы), Средний (Орта) и Младший (Киши). Первое упоминание о них в исторических источниках относится к 1616 году. Однако, по данным многих генеалогических и документальных материалов дореволюционного периода, ясно прослеживается, что казахские жузы существовали еще задолго до начала XVII в.

Причины и механизм их образования до сих пор остаются во многом невыясненными в исторической науке. Наиболее аргументированной представляется точка зрения известного казахского историка С.Д. Асфендиярова (поддержанная позднее кочевниковедами В.П. Юдиным, Х.Аргынбаевым и Н.Э. Масановым.

Суть ее в том, что происхождение казахских жузов было связано с географическим фактором — естественным выделением в географическом пространстве Казахстана трех частей: Семиречья, Западного Казахстана (на запад от Мугоджарских гор) и Восточного Казахстана, расположенного к востоку от южных предгорий Уральских гор.

Для каждой из этих зон была характерна определенная специфика культурно-исторических процессов. Соответственно, жузы представляют собой исторически сложившиеся этно-территориальные объединения казахов-кочевников, отличавшиеся друг от друга некоторыми параметрами этногенеза, социально-экономической жизни, быта и культуры составлявших их групп кочевого населения.

Эти региональные различия отразились в историческом сознании казахского этноса в категориях происхождения, родства и старшинства.

Просмотров 3695 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/3-4448.html

Социальная структура казахского общества

33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.

Жузы и их родоплеменной состав

Политический строй и общественные отношения

Тема 6. Общественно-политический строй казахского общества в XV-XVIII вв. (1 час)

1.Казахское ханство было иерархизированной социально-политической структурой, сочетавшей элементы монархии и феодальной республики. Ханство не сложилось в централизованное. Во главе государства стоял – хан, совмещавший гражданскую, административную и военную власть .

Ханство состояло из улусов во главе с султанами. Каждый улус состоял из десятка тысяч семей. Несколько семей составляли колено (фирке), определенное количество колен составляло род или племя (тайпа).

Ежегодно созывались курултаи (народные собрания) в числе аристократов – старейшин и правителей родов, султанов –для решения совместно с ханом общегосударственных дел. Влиятельные родоначальники составляли при хане совет биев- законосовещательный орган. .

К городской верхушке относились чиновники местной администрации- визири, уакили, хакими, даруга,назначавшиеся ханами и удельными правителями. Служащие более низкого ранга занимались сбором налогов, надзором за ирригационной системой.

Система государственного управления была основана на обычном праве – адат. Наряду с обычным правом действовали нормы мусульманского права — шариат. Основой государственности являлась родовая организация населения.

Общественные отношения у казахов характеризуются как патриархально-феодальные. Отмечается большая степень развитости феодальных отношений в экономически развитых земледельческих районах Южного Казахстана, чем в степных районах,где преобладало экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство.

Существовала общинная форма землепользования. Скот находился в частной или семейной собственности.

Однако в Южных районах Казахстана сложились устойчивые формы феодального условного землевладения и земельной собственности. Наиболее известные формы: сойургал, икта, мильк, вакф.

2. Особенностью Казахстана является то, что на его территории возникли жузы. «Жуз» — этнотерриториальное объединение, регулирующее социальную, политическую и экономическую жизнь общества. К XV-XVI вв.

жузы пришли уже сложившимися, но их формирование происходило в предшествующие столетия вместе с длительным процессом сложения народности.

Образование жузов связано с природно-климатическими условиями Казахстана и образом жизни его населения.

Племена каждого из трех жузов были связаны между собой общими маршрутами кочевания, имели общую этническую территорию.

Старший жуз занимал территорию от Сырдарьи до Семиречья включительно. В состав Старшего жуза входили племена: уйсыны, канлы, дулаты, жалаиры, албаны, ысты, суаны, ошакты, шапрашты.

Средний жуз, образованный в результате объединения племен – кыпчаков, найманов, аргынов, уаков, конратов, кереитов и др., располагался в Центральном и части Северо-Восточного Казахстана.

Младший жуз, занимавший низовья Сырдарьи, берега Аральского моря, северную часть Прикаспийской низменности, имел в своем составе три больших племенных объединения: алимулы, байулы, жетыру.

В свою очередь каждое из них включало в себя отдельные роды, так, байулы входили следующие роды: адай, жаппас, алаш, берш, есентемир, серкеш и др. всего 12-родов; жетыру: табын, тама, жагалбайлы, рамадан и др.

; алимулы: карасакал, какракесек, торткара, шекты и др., всего шесть родов.

3. Социальная структура казахского общества основывалась на сословно-кастовом делении.

В основе деления казахского общества лежало не столько имущественное положение, сколько социальное происхождение.

К высшему аристократическому сословию – ак суйек относились потомки Чингис-хана (чингизиды): ханы, султаны и ходжи – потомки пророка Мухаммеда. Все остальное население относилось к кара суйек.

Чингизиды не принадлежали ни к каким родам и племенам, они составляли правящую группу общества.

Согласно обычаю, преимущественное право на ханский титул имел старший в династийном роде.

Нецарствующие чингизиды-султаны наделялись улусом, в котором было определенное число родов и племен. В среднем в улусе насчитывалось около 10 тыс. семей или юрт, не менее 60 тыс. человек.

Определение территории улуса, его передача или отчуждение осуществлялось ханом. Султан был правителем улуса с правом управления и командования улусным войском. Султаны не несли никаких повинностей, кроме военной.

Они освобождались от телесного наказания и не подлежали суду биев. Судить их мог только старший султан или хан.

В это сословие кара суйек входили предводители родов и племен — бии. Среди представителей казахской военно-кочевой знати упоминаются эмиры, беки, мирхазаре-тысячники, йузбеги- сотники.

Термин бай упоминался к любому лицу, обладавшему богатством. Рядовые кочевники — шаруа, земледельцы- жатаки, горожане, ремесленники, торговцы, жители оазисов, составляли единое податное население. Все они обязаны были платить многочисленные налоги и подати: зякет, согум, сыбага — со скотоводов, ушур, харадж, тагар — с земледельцев и ремесленников.

Исключительно тяжелой была воинская повинность. В сущности, каждый рядовой кочевник считался воином и в любое время был обязан явиться «конно и оружно» к султану или хану. Выходцы из рядовых воинов, отличившиеся ратными подвигами занимали место в сословии батыров

Самой бесправной социальной группой казахского общества были рабы (кулы). Основными источниками рабства был плен, долговая несостоятельность.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_17098_sotsialnaya-struktura-kazahskogo-obshchestva.html

Жузы и процесс формирования казахской государственности

33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.

В контексте некоторых геополитических тенденций последнего времени актуальным становится вопрос территориального формирования государств. Мы предлагаем вашему вниманию исторический экскурс Марала Томпиева, посвященный тому, как складывались территория и структура казахских жузов, а также последующая трансформация их в казахскую государственность.

От традиций древности

Деление Казахского ханства на три жуза было заложено еще в военных традициях Великого Тюркского каганата. Кавалерия тюрков-кочевников традиционно делилась на три части: Орталык (Орта-Центр, гвардия), Сол қанат (левое крыло), Он канат (Правое крыло).

В Он канат входили западные племена каганата: уйсуни, канглы (кангары, печенеги), кимаки (кипчаки) тюргеши, карлуки, чигили, ягма, булгары,авары, мадьяры (венгры), хазары, огузы (сельджуки, туркмены) и дулу.

Сол канат и Центр (орта, гвардия, фули — Кокбори) составляли племена, жившие на востоке и в центре: нушиби, дулу, отыз-татар, тогыз-огуз (жалаиры, не путать с огузами), теле (толенгиты), древние кыргызы, древние уйгуры, курыканы, байырку, басмылы, дубо (тувинцы).

Войско было организовано по принципу степной десятичной системы и делилось на десятки (ондык), сотни (жуздык), тысячи (мындык) и десятки тысяч (тумен), во главе которых стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Тумены были не только военными подразделениями, но и основой улуса — административно-территориальной части союза племен каганата.

Впервые понятие «улус» упоминается на каменной стеле Культегина: «Түпіт қағаннан Бүлүн келді, Кері күн батысдағы Соғд, Берч, Бұқар Ұлыстың халқынан Інек сеңүн, Оғұл тархан келді.

Он Оқ ұлым Түргеш қағаннан Мақрач таңбашы, Оғыз Білге таңбашы келді».

Что означает: «От кагана Тупита приехал Булун, с западных Улусов народов Согд, Берч, Букар приехали Инексенун, Огул тархан, от кагана Тюргешей потомка народа Он Ок приехали Макрач и Огуз Бильге».

При распаде Тюркского каганата  в 603 году из за угрозы военной экспансии династии Суй (Китай) восточная и центральная части племен объединились и образовали Восточно-Тюркский каганат (с 680 г. Коктюркский каганат) со столицей Орта-Балык.

Спустя сто лет  Западно-Тюркский каганат распался на более мелкие военно-племенные союзы: Тюргешский (дулу), Булгарский, Хазарский, Карлукский, Кангарский (канлы), который позже разделился на Кимакский (кипчакский, куманский) и Огузский (сельджукский).

По причине кровной вражды, междоусобиц и захвата земель друг у друга в течение 500 лет распалась Западно-Тюркская государственность. И к началу 13-го века в его границах оставались Кипчакский военно-политический союз — от  Дуная до Иртыша и Балхаша,  Государство Хорезмшахов (канлы), Государство Каракитаев (кидани), Волжская Булгария.

Тогда как тюрки-огузы завоевали новые земли (Иран, Ирак, Сирия, Иордания) и мигрировали в Малую Азию (Анатолия), создав там государство Сельджуков, которому в 2017 году исполняется 790 лет.

На развалинах Восточно-тюркского каганата появился Уйгурский каганат (745-847), а позже Кыргызский каганат (840-924), который разделился на более мелкие племенные союзы: Найман, Керейт, Жалаир, Конырат (Унгират), Татар, Уак (Олхонут), Меркит, Ойрат. 

Конец смуты

Все эти мелкие племенные союзы — улусы, остатки Великого Тюркского каганата, на триста лет погрязли в междоусобицах и непрерывно воевали, уничтожая друг друга. Для тюрков Великой степи наступили «темные» времена.

Но Великий Тенгри послал им нового героя, полководца, объединителя всех разрозненных и враждующих тюркских племен, разбросанных в разных уголках Евразии.

Это Чингис-хан (Теміршы), получивший при жизни прозвище «Потрясатель Вселенной», основатель и первый великий хан самой крупной в истории человечества континентальной империи — Великого Монгольского государства (YekeMongγolulus).

Причина успехов кроется в умелом государственном управлении и организации конной армии, основанной на традиционной тюркской военно-племенной иерархии кочевого общества. В её основу были положены принципы родоплеменного быта: вожди возглавляли род, несколько родов объединялись в племя, племена — в племенные союзы — улусы.

При этом мобилизация армии была неотделима от племенной иерархии, строившейся на основе десятичной системы. Роды и племена в зависимости от их численности в случае войн, которые велись практически непрерывно, выставляли конные десятки, сотни, тысячи.

Племенные союзы выставляли десятитысячные конные корпуса — тумены во главе с военно-территориальными начальниками — нойонами, беками, багатурами.

Монгольское войско, как и древнетюркское, традиционно делилось на три части: центр (кэль, или хол), правое крыло (барунгар) и левое крыло (зюнгур или джунгар). С целью  преодоления разобщённости мелких родов и централизованного управления ими более крупные соединения, такие, как тумены, формировались из воинов, принадлежащих к разным родам и племенам, объединенным в улусы.

Во время мобилизации каждый десяток кибиток (аулов) должен был выставить от одного до трёх воинов, обеспечив их продовольствием. В мирное время оружие хранилось в особых складах и являлось собственностью улуса.

Оно выдавалось воинам при выступлении в поход. Нойоны обязаны были следить за исправным состоянием оружия – оно подвергалось строгой проверке на специальных смотрах.

По возвращении из похода каждый воин обязан был сдать оружие, за исключением личного.  

Еще при жизни Чингис-хан разделил империю между сыновьями на три части: улус Жошы, улус Чагатая и объединенный улус Угедея и Толе — хранителя Шанырака. Позже улус Чагатая превратился в Моголистан. Улус Угедея был захвачен Хубилаем, сыном Толе, основателем Великой Юаньской империи.

Внук Чингис-хана – Бату-хан, следуя тем же традициям, разделил свой огромный улус (Золотая орда) на три административно-территориальные части. Первая – Великая орда (Ұлы орда): от Едиля (Волги) до Дуная со столицей Сарай-Бату (позже Сарай-Берке). Вторая – Ак орда (левое крыло): от Алтая до столицы Орда-Базар в горах Улытау.

Третья – Кок орда (правое крыло): от гор Улытау до реки Едиль (Волга) со столицей Сарай-Джук на реке Жаик (Урал).

Спустя  два века внутренние улусы разделились на новые государства: Казанское ханство (1438-1552), Ногайская орда (1440-1634), Крымское ханство (1441- 1783), Астраханское ханство (1459-1556), Казахское ханство (1465-1847), Сибирское ханство (1468-1607), Сарайское ханство (1481-1502).

Кризис чингизизма и жузовое возрождение

Наступил кризис «чингизизма»: улусные ханы, утерявшие заветы и авторитет великого предка, перестали учитывать нужды подвластных племен, которых в борьбе за власть ввергли в братоубийственные кровавые войны, что привело к уничтожению их государств.

Уцелевшие кочевые государства — остатки империи Чингис хана, в том числе последняя кочевая Джунгарская империя, пытавшаяся реформироваться через законы ИЦКЕ ЦААХ 1635 года, также из-за братоубийственной войны потомков чоросских хунтайжей исчезли в потоке истории и были поглощены Российской и Цинской (Маньчжурской) империями. А племена бывших завоевателей стали прекрасным генетическим удобрением для развития новых имперских наций. Тысячелетнее господство профессиональных конных лучников (гулямов, альпов, мамлюков, самураев, нукеров, багатуров, батыров, толенгутов) над оседлыми народами завершилось с изобретением пушек и дальнейшим технологическим рывком в вооружении. И теперь уже последние диктовали свою волю.

Поговорим о Казахском ханстве и трех его жузах, которые сумели преодолеть кризис «чингизизма» — пройти через бутылочное горлышко угрозы исчезновения и устоять, в том числе в борьбе с воинственными ойратами.

Первое официальное упоминание о жузах появилось в трудах Махмуда бен Вали, написанных в 1634-1641 годах.

В них говорилось, что после смерти хана Шайбани его сын Бахадур «начинает руководить этой страной и улусами… для зимовок и своих джайлауов он выбрал Белую Орду, которая ещё известна как Йуз Орда».

Под словом «йуз» подразумевается казахское слово «жуз», которое является политэтнонимом и означает «племенной союз казахских родов».

Само казахское слово «жуз» имеет много значений, например: дуниежузы → весь мир, балтаның жүзі → острие топора, балғынжүз → свежее личико, жүз → сто.

Политэтноним «жуз» в Казахском ханстве официально появляется во времена Тауке-хана при написании сводов закона «Жеті Жарғы» главными биями — Толе, Казыбек и Айтеке, которые разделили Казахское ханство на три территориально-административные части. Жузовская система управления отличалась от улусной тем, что первая основывалась на родоплеменном делении, а вторая — только на территориальном.

Улус – это территориальное образование, не столь строго учитывающее родоплеменное деление и степень родственности племен. В улусе могли жить разные племена и народы. Улусы обозначали только неизменную территориальную границу, куда могли входить (или выходить) различные племена и народы.

Жуз первоначально был военно-политическим родоплеменным союзом близкородственных племен, восходящих к общему предку, и только потом территориальным образованием. Родоплеменное деление жузов, по мере расширения территории, не приводило к крупным военным столкновениям племен, как при улусной системе.

Каждое племя и род имели свои места для кочевания и строго отведенные зимовки и пастбища. Со временем каждый жуз трансформировался в огромное административно-территориальное образование со своими естественными границами и самостоятельным управлением.

Территория жуза постоянно менялась из-за перемещения и миграции племен и родов, входивших в него. Самостоятельно выйти или войти в жуз было невозможно. Куда бы ни переселялись казахские племена, все их земли считались землями жуза, к которому они принадлежали.

Благодаря этой системе территория Казахского ханства за 150 лет увеличилась более чем в 20 раз.

В период между известными трудами Махмуда бен Вали в 1634-1641 годах и смертью Тауке-хана (1626-1718), в течение более чем 80 лет сформировался политэтноним «жуз», который нашел отражение в «Жеты Жарғы» (Семь установлений).  Сам же процесс формирования жузов с середины XVII до конца X IX века, в течение более двухсот пятидесяти лет, делится на два этапа.

Первый этап (1634 — 1718) – формирование военно-политического союза племен трех жузов в составе Казахского ханства. Он совпал с правлением Есим-хана (1598−1628), Жангир-хана (фактически 1629-1652), Бахадур-хана (1652-1680) и Тауке-хана (1680-1718).

Второй этап (1718 — 1881) – формирование территориальных границ трех жузов. Это время с момента принятия свода законов «Жеты жаргы» до Петербургского договора о разделе территории Казахского ханства между Российской и Цинской империями.

К началу XVIII века в Казахское ханство вошло более 50 племен, причем каждое со своей тамгой, знаменем, ураном, а также более тысячи родов и крупных подродов. Способных выставить сотню воинов («жуз») было 250.

Согласно обычаям, каждый воин должен был знать до своих предков до седьмого колена, родоначальника и шежире.

Принцип формирования жузов основывался на традиционной военно-триальной системе построения войска древних кочевников.

С принятием свода законов «Есім ханның ескі жолы» («Древний путь Есим хана») четко определялись права, обязанности и полномочия хана, султанов, биев и батыров. Высшей законодательной властью стал Маслихат, в состав которого входили бии, батыры, жырау и влиятельные султаны.

Он собирался раз в год, осенью, в Улытау или в Туркестане. Территориальная «улусная» система управления трансформировалась в более подвижную родоплеменную «жузовскую» систему.

Например, Кіші жуз (Младший жуз) существенно расширился за счет переселения племен Байулы в междуречье Жаика (Урала) и Едиля (Волги) — Букеевская орда.

Марал Томпиев, вице-президент Всемирной академии Чингисхана (Монголия)

Продолжение следует…

Источник: https://camonitor.kz/26047-zhuzy-i-process-formirovaniya-kazahskoy-gosudarstvennosti.html

5.3 Социальная структура казахского общества

33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.

Основу социальной организации казахов составляла племенная организация. Казахов от других кочевых социумов отличало наличие четко выраженной сословной стратификации. Каждое сословие имело свои определенные права и обязанности, свой статус.

Социальный фактор в казахском обществе являлся ведущим и социальное положение человека в нем определялось не столько его имущественным положением, сколько принадлежностью к тому или иному социальному слою. Сословные группы в сочетании с племенной организацией дополняли общую конфигурацию этноса.

В традиционном казахском обществе отчетливо выделялись следующие сословия: Ак суйек (белая кость) – замкнутая привилегированная каста, состоявшая из торе (ханы и султаны) и ходжи (потомки пророка Мухаммеда).

Ханы и султаны образовывали высшую феодальную аристократию, которая в условиях формирования феодальных отношений, составляла один господствующий обширный род тюринцев (потомков Джучи).

Он один имел право на выдвижение из своей среды ханов и султанов, ему принадлежало, по существу, право владения всей землей в Казахстане, представители этого привилегированного рода имели право на самый большой кун и аип при защите своей личности и т.д. Представителям этого рода запрещалось вступать в браки с нетюринцами.

Особое положение в среде господствующего феодального класса занимало мусульманское духовенство — ходжи, имамы и муллы. Ходжи возводили свою генеалогию к прямым потомкам пророка Мухаммеда. Это давало им возможность иметь привилегированное положение в обществе.

Многочисленные общины ходжей находились на юге, в Туркестано — Ташкентском оазисе и влияние ходжей здесь было более сильным. Вместе с тем кочевое население все еще находилось в плену шаманских традиций, признавая только на словах приоритет ислама и его носителей – ходжи. Как писал Ч.Валиханов казахи являлись мусульманами лишь по названию.

Вся остальная часть населения относилась к кара – суйек (черная кость). Среди них выделялись – бии – самое многочисленное феодальное сословие. Бии выделились еще в незапамятные времена из членов коренных казахских родов в качестве родовых старейшин и племенных вождей, постепенно это сословие превратилось в наследственную аристократию.

Бии распоряжались родовыми кочевьями. Как правило, они владели большими стадами скота, составляя особую группу феодалов в казахском обществе. Бий являлся важным звеном в системе управления ханством и сочетал в себе 4 качества: военачальник, административное лицо, судья и представитель степной аристократии.

Бии, в противоположность чингизидам – «наднациональному» сословию составляли, так называемую, «национальную» аристократию, элиту социальной группы кара-суейк.

Батыры. К группе привилегированных особ казахского общества ханского периода можно отнести и батыров. Как титул это слово прибавлялось к собственному имени. Значение батыров- профессиональных военных определялось их ролью в военной жизни, а также близостью ко двору хана или влиятельного султана. Эти батыры не имели в обществе иной власти, кроме той, которую дают им их личные качества, и потому чаще других выступали в роли узурпаторов права на управление родами. Значение батыров усиливалось во время войн и обострения межродовой вражды.

Баи – у казахов-кочевников баи составляли довольно многочисленную прослойку общества. Однако баи не составляли особое сословие: они были и среди султанов, и среди биев, и среди рядовых кочевников. Иными словами, баи представляли собой социально-неоднородную группу общества. Богатство, материальное благополучие, несомненно давали огромные выгоды и определяли престиж в обществе. Тем не менее с большим состоянием не соединялись особые политические права. Значение отдельных баев в обществе определялось значением сословия, к которому они принадлежат. Какой-нибудь султан, в имущественном отношении мог быть даже нищим, но он пользовался всеми правами и привилегиями, даваемыми Законом этой социальной группе общества в постоянное обладание. Кроме аристократии и простых, лично свободных людей в обществе была категория лично не свободных мужчин (кул) и женщин (кюн) – рабов. Основными источниками пополнения рабов были: плен, работорговля, долговая несостоятельность. Юридически рабы представляли собой самую бесправную группу общества. Раб не мог выступать в качестве свидетеля, не мог жаловаться на хозяина. Рабы не несли никаких государственных повинностей. Общая черта всех рабов, которая отличала их от других слоев общества – личная зависимость от хозяина. Особняком в этой категории стоят туленгуты – ханские слуги, которые также лишены свободы и прав. Кочевники-скотоводы – (карачу, шаруа) лично свободные общинники, составлявшие основную массу населения,  несли ряд повинностей. Старинной по времени и главной по важности повинностью казахов – кочевников была воинская повинность. Другой повинностью была постойная повинность, которую они несли в натуральной форме: население должно было содержать хана и его свиту во время объезда улусов; Шаруа кроме своих повинностей уплачивали также хану ежегодно «зякет»(одну двадцатую часть скота часть скота ), а земледельческих районах – «ушур» ( одну десятую часть  урожая со своего поля), совершали всевозможные подношения (согым, сыбага). В земледельческих районах система налогов и повинностей была более разветвленной и упорядоченной. оседлые земледельцы платили пошлину и поземельную подать. Существовавший, кроме того, натуральный сбор с крестьян и горожан «для снабжения войск продовольствием» назывался «тагар». Среди шаруа также различались: консы–шаруа – бедняки, не имеющие скоты, целыми семьями обслуживали хозяйства султанов, биев за предоставленное им право временного пользования молочным и транспортным скотом феодала;

егинши-кедеи – бедняки – земледельцы, которые за часть урожая обрабатывали участки земли, полученные в аренду от богатых землевладельцев.

Источник: http://uchebnik.kz/istoriya-gosudarstva-i-prava-rk/53-socialnaya-struktura-kazahskogo-obshestva

Социальный строй казахского общества

33. Социальная структура Казахского ханства. Образование жузов.
0 Казахстан в конце XVI-XVII вв.

Жузы.

С начала XVII в. важнейшей характерной чертой казахского общества становится его разделение на жузы.

В Казахстане еще в раннем средневековье определились три основных хозяйственных района, в значительной мере обособленных друг от друга: Жетысу, Северный, Восточный и Центральный Казахстан, Западный Казахстан. Каждый из них включал в себя определенные кыстау и жайляу, обеспечивавшие при содержании скота на сезонных пастбищах кочевой кругооборот в течение всего года.

Жуз — это хозяйственный и географически относительно обособленный район, населенный группой общин, который до образования казахского этноса являлся территорией племенного союза. Само слово «Жуз» означает «Часть», «Сторона». В основе образования жузов лежало объединение отдельных родов и племен в племенные союзы.

С древних времен Жетысу являлось одним из главных центров этногенеза складывавшейся казахской народности. В XVI в. эта обособленность Жетысу сохранилась, как и многие пережитки и традиции прошлого.

Казахские роды, кочевавшие здесь, получили название Улы жуза, то есть Старшего (или Большого) жуза. Старший жуз населяли усуни, канглы, дулаты, албан, суан, жала-иры, сиргели, ошакты и др. объединения, большая часть которых по своему происхождению была связана с древнейшими насельниками Жетысу.

В русских источниках Старший жуз назывался иногда Уйсуньской Ордой и Большой Уйсуньской Ордой.

Другой обособленный район кочевания находился к северу от Жетысу. Здесь основные зимовки располагались в районах Сыр-дарьи, Каратау и Моюнкум, а летовки — по притокам рек Тобыла, Есиля, Нуры, Сары-Су, в районах Центрального Казахстана.

На этих обширных землях обитали основные объединения Среднего жуза: кыпчаки, аргыны, найманы, кереиты, конраты, уаки. В образовании казахского народа наиболее важна роль кыпчаков, имя которых носили многие века племена, кочевавшие на территории от Ертисадо Тена (Дешт-и-Кыпчак).

Однако синонимом Среднего жуза стало наименование союза Аргын. Уже в XVII в., как и сей-< час, аргыны составляли значительное число жителей Среднего жуза. В начале XIX в. объединение конрат отделилось от Среднего жуза и попало под влияние Бухары и Коканда.

В Западном Казахстане также был свой, относительно замкнутый район зимовок и летовок.

Зимние пастбища находились в низовьях Сырдарьи, Жаика, в районе слияния Ыргыза и Торгая, и в других местах, а летние — по притокам Жаика, в верховьях Тобола, по Ыргызу, в Мугоджарских горах.
Здесь сложился Киши Жуз, т.е. Младший жуз. Кочевое население Младшего жуза было связано с оседлыми районами Едиля и Жаика.

Большинство населения Младшего жуза составляли общины, входившие ранее в состав Ногайского государства, как, например, алшин. Не случайно поэтому Младший жуз сначала назывался Алшын.
Младший жуз сложился из различных общин и отделений.

В него входили три основных объединения: жет1 ру (семь родов) -табын, тама, жагалбайлы, кердери, кереит, телеу, рамадан, алимулы-каракесек, шомекей, кете, тоткара, карасакал, шекти, байулы-адай, жаппас, алчин, алаша, байбакты, бериш, маскар, таз, есентемир, ысык, кызылкурт, шеркеш.

Язык населения всех трех жузов являлся общим, прослеживаются некоторые различия в говоре. Были также некоторые отличия в бытовом укладе в одежде, утвари, фольклоре.

Таким образом, обособленность отдельных районов Казахстана, проявившаяся в образовании жузов, основывалась на особенностях экономических и географических условий этих районов, на связи кочевого скотоводческого хозяйства различных районов Казахстана с определенными оседло-земледельческими центрами, что, в свою очередь, приводило к объединению кочевавших общин.

Внутри жузов сохранились подразделения людей на общности: союзы (тайпа), объединения (ру), ассоциации (ата) и общины (аул), которые составляли часть жузов и возглавлялись, как правило, собственными правителями (биями, батырами, т.е. выходцами из этих групп).

Объединения и общины являлись формой не этнической, а хозяйственно-политической общности ее членов. «Родовые» кличи (ураны) и знаки (тамги), а также традиции, сказания и общие места погребения предков являлись атрибутами обособленности, относительной автономности объединений.

Во главе жузов стояли бии.

Социальные отношения.

Сам по себе процесс скотоводческого производства — это одомашнивание скота и выпас его на пастбищах, а также последующая обработка получаемых продуктов хозяйства. Скот и земля в равной мере участвуют в производстве как основные средства.

Кочевник одинаково проявляет заботу о животных и о земле, поскольку только земля в конечном счете гарантирует благосостояние скотовода.

Одной из самых ранних форм собственности являлась собственность на скот, это явление способствовало углублению имущественной и социальной дифференциации.

В то же время само многообразие фактов не дает никакого намека на существование у казахов частной собственности на землю. Тем более маловероятно фактическое утверждение о существовании у казахов феодальной собственности на землю.

В среде кочевников ни в древние времена, ни в новое время не было такого явления, как монопольная собственность одной какой-то социальной группы на землю и даже на скот.

Вплоть до эпохи разложения кочевничества отсутствие частной собственности на пастбища определялось спецификой производственных отношений и характером производства.

Кочевничество могло существовать лишь до тех пор пока большая часть народа имела возможность беспрепятственно вести экстенсивное кочевое хозяйство, было способно кочевать.
В основе своеобразных социальных отношений кочевников лежит противоречие между такими явлениями, как частная собственность на скот, и коллективная, т.е. общинная собственность на землю.

Социальная организация казахского общества покоилась на самых разнообразных явлениях и связях. Многочисленные генеалогические, общинные, военные, потестарные, культурные и другие связи общественной организации лежали в основе единства и целостности данного социума.

Традиционная общественная организация казахов представляется в первую очередь как сочетание общинных групп.
Основной интегрирующей линией является традиция генеалогического родства, она же обычно служит идеологическим основанием существующих социальных отношений.

Вместе с тем, генеалогические связи не всегда отражают степень действительного родства, зачастую исходя из фиктивного родства, выработанного в процессе слияния чужеродных групп в племенную структуру.
Крупные группы, даже этнос, в представлениях самих казахов являлись результатом сегментации одной первоночальной семьи.

В низших ячейках социальной организации действительно незыблемо соблюдались кровно-родственные принципы. Такие семейно-родственные группы обыкновено называют в литературе патрони-миями. Патронимии представляют коллективы близких родственников, связанных общностью хозяйственных интересов.

Именно в патронимиях кочевник находит защиту, помощь, она играет важную роль в социализации личности.

Объединение разнородных групп приводило к составлению искусственной генеалогии, поэтому в действительности большинство объединений были сложносоставными образованиями, формировавшимися исторически.

Можно предположить, что основной причиной возникновения союзов различных уровней все же являются хозяйственные интересы, что дает основание отождествлять «генеалогические связи» с соседско-общинными.

Социально-экономические отношения, существовавшие в кочевых обществах, были весьма своеобразными. Их нельзя сравнивать с первобытным эгалитаризмом, в то же время ряд причин очень тормозил формирование классов.

Так, например, в традиционном казахском обществе сосуществовали три большие социальные группы. Определяющим фактором служило не имущественное положение, асоциальный статус.

Высшим сословием в социальной структуре являлось сословие ак-суйек (белая кость), в которые входили торе и кожа, не входившие в систему жузов. Торе — потомки Чингис хана, по праву рождения приобретали титул султана и право занимать ханский престол.

Султаны были избавлены от телесных наказаний и не подлежали суду биев, наказать их мог только хан или старший из султанов. Кожа считались потомками первых проповедников ислама и пользовались огромным авторитетом среди казахов, хотя их права не были так широки, как у торе.

Среднее сословие — кара-суйек (черная кость) было наиболее многочисленное — это семьи, ведущие самостоятельное хозяйство. Они были основной силой объединения, отстаивали его независимость и свободу. Потребность сохранения военно-политической организации, основанной на общинной структуре, вела к регулированию ограничения эксплутации основной массы элитой.

В среде черной кости выделялось несколько групп, имевших профессионально-административный характер. Это-бии и батыры. Бии — наиболее авторитетные люди в степи, исполнявшие административные и судебные функции в своей общине.

Бием могли стать только люди, хорошо знающие обычное право и пользующиеся авторитетом среди народов, поэтому должность бия не была наследственной. Батыры-военачальники выдвигались обычно во время военных столкновений и возглавляли ополчения объединений.

Самую низшую сословную группу составляли кулы — рабы. В рабство попадали в основном военнопленные из других народов -туркмены, русские, кыргызы, ойраты и др. Казахов нельзя было обращать в рабство. Кулы входили в состав общины, занимались самой тяжелой и грязной работой.

Права рядового общинника на них не распространялись. В целом институт рабства не был сильно развит.

Таким образом, необходимо сделать вывод о том, что казахское общество в большинстве своем было социально однородно (аксуйек и кулы составляли незначительный процент населения).

Классовой дифференциации не было, отсутствовала классовая борьба, что являлось причиной стабильности социального устройства казахского общества. Эта стабильность стала нарушаться только в конце XVIII-начале XIX в.

в связи с колониальной политикой России.

  • Формула трех
  • Лидеры под шаныраком
  • Объединение казахских земель
  • Казахское ханство в XVII в.
  • Джунгарские предки казахов

Tags Жузыказахское ханство

Источник: http://www.elimai.kz/socialnyj-stroj-kazaxskogo-obshhestva.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий