33. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. Результативность процесса воспитания и воспитательной деятельности.

Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе

33. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. Результативность процесса воспитания и воспитательной деятельности.

ГБПОУ «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Выступление на тему:

«Диагностика эффективности воспитательного процесса в группе».

В педагогике диагностика изменила свое содержание. Если психодиагностика стремится оценивать личность и отдельные ее стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на выявление результатов формирования личности учащихся, поиск причин этих результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

В педагогической диагносте можно выделить несколько этапов.

На первом этапе определяется степень развития той или иной стороны воспитанности личности школьника, устанавливаются причины, препятствовавшие достижению воспитательных целей.

Так как степень развития воспитанности может быть обусловлена сочетаниями причин, то задача следующего этапа диагностики- отнести воспитанника к определенному типу, описывающему степень и факторы воспитанности в современном их сочетании, это позволяет подсказать дальнейшее развитие воспитанника.

На третьем этапе воспитатель принимает решение о необходимых педагогических действиях, ради чего, собственно, и осуществляются предыдущие этапы диагностики. Последний этап только отчасти входит в структуру педагогической диагностики- в общем это самостоятельный компонент процесса воспитания.

Диагностика качества воспитания

Цели и задачи:

1. Помочь добиться эффективности воспитательного процесса и гарантированности качества воспитания.

2. Найти пути саморазвития личности.

3.Указать путь для наработки новых мониторинговых технологий для оценки качества воспитательной системы и повышения ее статуса в обществе.

4. Развивать духовно-нравственную культуру учителей- воспитателей и учащихся.

Понятие «диагностика» определяется как учение о методах и принципах распознания болезней и постановки диагноза. Это объективное исследование кого-либо.

Диагностика отличается от обычного изучения тем, что она, как правило, является многоаспектной, охватывает в исследовании большое количество объектов, проводится систематически. Следовательно, в процессе диагностического изучения формируется более целостное и глубокое представление об исследуемом процессе, явлении, предмете.

В современной педагогической практике воспитание является приоритетной стратегией образования, а обучающийся является субъектом воспитания, самовоспитания и саморазвития, поэтому каждый педагог- воспитатель должен овладеть приёмами самопознания, рефлексии и обучить воспитанников познанию себя, самоанализу, составлению программ самовоспитания и саморазвития, включению учащихся в процесс самоопределения и самосовершенствования своей личности. Для этого необходимо овладеть знаниями о специфике человеческой индивидуальности, помочь ребёнку разобраться в процессах познания самого себя, проникнуть в мир индивидуальной духовно — нравственной жизни. Педагогу диагностика нужна для того, чтобы узнать, что собой представляет ребёнок как личность и создать ему необходимые условия для его развития, найти индивидуальный подход в процессе обучения и воспитания, в организации отдыха. О каждом воспитаннике можно сказать с гордостью: «Он — личность!» или с чувством глубокого сожаления: «Ну и личность!» Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность сочетает в себе как природные задатки, так и черты, которые формируются у человека под влиянием среды и самовоспитания. Черты личности отражаются в поступках человека, в суждениях о самом себе. В полном смысле человек становится личностью, когда у него сформирована своя позиция, к которой он пришёл в результате большой работы над собой. Личность неповторима. Один человек отличается от другого. Много похожих людей, но одинаковых быть не должно.

Структура личности включает в себя:

Направленность личности — наиболее типичное поведение человека, в котором отражается динамика развития человека как общественного существа.

Потребность — нужда, испытываемая человеком в определённых условиях жизни и развития.

Мотивы — причины тех или иных поступков.

Темперамент — отражает скорость и динамику нервных процессов человека.

Способности — свойства личности, являющиеся условиями успешного выполнения какой – либо деятельности.

Характер — это черты личности, отражающие отношение человека к людям, к миру, к самому себе.

Изучение и самопознание личности предусматривает поиск ответов на 3 основных вопроса:

  • чего хочет человек?
  • что он может?
  • что он есть?

Это то, что для него привлекательно, к чему он стремится. Это вопрос о направленности личности, его потребностях, интересах, идеалах.

Направленность может быть:

  • общественной, когда личные интересы подчиняются при необходимости общественным;
  • групповой, когда человек ориентируется на определённую группу людей, стремящихся жить, как он;
  • деловой, когда человек ориентируется на выполнение какого-либо дела;
  • эгоистичной, когда человек думает лишь о себе и ориентируется только на себя.

Педагогическая диагностика- необходимое звено в цепи профессиональной работы педагога в целях решения новых высоких задач духовного роста школьника. Возрождение духовности реально в развитии нового поколения под влиянием современного воспитателя.

Иначе в наше время нам грозит духовное обнищание, психологическое перерождение людей в потребителей, эгоистов, разложение нравственности, дальнейшее распространение агрессии и правонарушений.

В силу своего профессионального долга педагог должен противостоять этому, но часто теряется.

Первоочередными задачами, стоящими перед современным воспитателем в деле подрастающего поколения, являются анализ состояния духовного развития воспитанников, отслеживание динамики духовного роста на уровне общения и выстраивание определённой модели совершенствования духовной культуры школьников.

Под воспитательной деятельностью рассматривается педагогический процесс, осуществляемый педагогом для решения профессионально поставленных задач. Это формирование отношения к миру, к месту в нём, к людям, осознание себя и своих возможностей.

Это и создание условий для самореализации и самоопределения личности, её творческого саморазвития. Вся воспитательная система должна быть направлена на достижение результата , потому что только такая деятельность может считаться эффективной.

Под эффективностью воспитательного процесса понимается соотношение полученных результатов с целями и задачами, а также прошлыми достижениями в педагогической практике.

Под воспитательной системой подразумевается учебно — воспитательный процесс, интегрирующий воспитание, обучение и развитие личности.

В её реализации очевидна необходимость использования методик опроса, наблюдений, анкет, тестов. Диагностика помогает определять качество профессиональной деятельности и приобрести возможность корректировать систему воспитания. Как писал К.Д.Ушинский, «чтобы воспитать человека во всех
отношениях, нужно знать его во всех отношениях».

Современный воспитатель должен уметь видеть и формулировать проблемы, отбирать применять методы педагогического исследования, в совершенстве овладеть коммуникативными умениями с целью осуществления педагогического общения, разрешения конфликтов, произвести диагностику эффективности созданной им воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия.

Основные методические задачи диагностики условно можно сформулировать следующим образом:

  1. Определение особенностей развития во время воспитательного процесса в данном классе или группе классов, в школе в целом.

  2. Установление зависимости между внутренними и внешними условиями воспитательного процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации воспитательного процесса, менее всего повлиявших на развитие личности школьника.

  3. Прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний воспитательного процесса и его результатов (тенденции развития воспитанности детей, динамики развития коллектива).

К диагностической оценке качества образования, воспитания и развития личности в настоящее время всё чаще обращается ряд видных ученых, таких, как В.И. Андреев, В.П. Беспалько, М.М.

Поташник, утверждающие, что «для управления педагогической системой необходимы диагностично поставленные цели, методика объективного контроля качества достижения этих целей, действенная техника стимулирования как учителя, так и учащихся к достижению поставленных целей.

Современному педагогу нужно не только овладеть системой надёжных и объективных методик контрольно — оценочной деятельности учащихся, но и видеть перспективы применения диагностических методик, которые вписываются в понятие « педагогический мониторинг».

«Педагогический мониторинг есть процесс непрерывного научно обоснованного диагностико- прогностического слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в целях оптимального выбора образовательных задач и средств их решения.

При проведении педагогического мониторинга с целью оценки качества воспитания выявляется необходимость проведения в первую очередь комплексной диагностики личности и коллектива.

Диагностическая методика оценки развития коллектива оказывает большое влияние на развитие и саморазвитие личности, поможет оценить взаимоотношения в классном коллективе, его мотивированность, степень удовлетворённости деятельностью классного коллектива.

С помощью данной методики можно получить самооценку уровня развития ученического самоуправления. Именно в коллективе личность определяется, самореализуется, самосовершенствуется.

Отслеживание качества воспитания невозможно без диагностической оценки и самооценки эффективности работы классного руководителя.

В концепцию развития школы должна быть заложена динамика развития в области воспитания. Результативность работы школы заключается в диагностической оценке уровня развития, воспитанности, образованности выпускника школы, степени соответствия идеальной модели выпускника.

Профессор Е.Бондаренко предлагает выделять при диагностических процедурах 4 уровня воспитанности:

  • высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении деятельности;
  • достаточный уровень: у ребёнка сформулированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях;
  • низкий уровень: личность отстаёт в своём развитии, без педагогической поддержки не способна к самовоспитанию;

-неудовлетворительный уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению.

Если речь идёт о локальной диагностической акции в отдельно взятом классе, группе учащихся, выбор методов диагностики определяется конкретными воспитательными целями, задачами, условиями и зависит от субъективной позиции педагога.

Если же диагностика воспитанности учащихся проявляется как элемент системы общешкольного педагогического мониторинга, то здесь должны действовать общие для всего образовательного учреждения принципы, правила, организация, единые сроки, порядок обработки информации, другие общепедагогические методы и измерения уровня нравственной воспитанности учащихся(педагогические наблюдения, беседы, анкетирование, социометрия, ранжирование, интервьюирование, тестирование, т. д).

В настоящее время получили широкое распространение методики Н.Е. Щурковой, В.Н. Шнырёвой и других. Центральная идея предложенных методик нравственной воспитанности заключается в создании ситуации «свободы выбора», позволяющей выявить реальные отношения и мотивы поведения учащихся.

Учитель — воспитатель должен уметь видеть и формулировать проблемы, отбирать и применять методы педагогического исследования, изучать и обобщать передовой педагогический опыт, должен уметь изучать личность ученика, классный коллектив, провести диагностику эффективности применяемой воспитательной системы, любого внеклассного мероприятия. Только в этом случае воспитательная деятельность принесёт свои плоды.

Подготовила:

педагог дополнительного

образования

Михеева С. М.

Источник: https://multiurok.ru/files/diaghnostika-effiektivnosti-vospitatiel-nogho-protsiessa-v-ghruppie.html

Мониторинг качества образовательно-воспитательной деятельности в учреждении дополнительного образования

33. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. Результативность процесса воспитания и воспитательной деятельности.

В отличие от общего образования, где процесс выявления результатов образовательной деятельности учащихся четко отработан, в дополнительном образовании детей этот вопрос пока остается одним из наименее определенных.

Отсутствие в этой сфере единых образовательных стандартов, с которыми в системе общего образования принято соотносить достигнутый уровень обученности, существенно осложняет определение результативности обучения детей по дополнительным образовательным программам.

В практике дополнительного образования детей имеется опыт оценивания образовательной деятельности ребенка по учебным, чаще всего предметным параметрам.

Кроме того, о результативности обучения детей в дополнительном образовании судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, соревнованиях и по получению спортивных разрядов, награждению грамотами и другими знаками отличия. Однако, такой подход не всегда обоснован.

Во-первых, у разных детей разные исходные возможности в темпах и глубине освоения учебного материла, и далеко не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест.

Во-вторых, фиксация преимущественно предметных результатов зачастую искажает диапазон истинных достижений ребенка, поскольку вне поля зрения остаются личностные результаты.

В МОУ ДОД ЦДТ «Кежемский районный центр детского творчества» Красноярского края разработана система мониторинга, которая является инструментом оценки качества дополнительного образования через определение результативности реализации дополнительных образовательных программ.

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает  не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие позитивных личностных качеств обучающихся, а в современном контексте – формирование базовых компетентностей, в качестве основополагающего подхода к оценке результативности реализации образовательных программ определен подход, сочетающий отслеживание динамики личностного развития, уровня освоения предметной области и степени освоения основных общеучебных компетентностей.

Программа мониторинговых исследований, проводимых в центре детского творчества в течение учебного года включает:

  1. Мониторинг результатов обучения по дополнительной образовательной программе (теоретическая подготовка, практическая подготовка, основные общеучебные компетентности).
  2. Мониторинг развития качеств личности обучающихся.

Мониторинг результатов обучения
по дополнительной образовательной программе

Для определения уровня освоения предметной области и степени сформированности основных общеучебных компетентностей педагогам предлагается методика «Мониторинг результатов обучения детей по дополнительной образовательной программе» [1].

Дважды в течение учебного года (ориентировочно в декабре и мае) педагог заносит данные о детях в диагностическую карту (см. Приложение 1).

Технология определения результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе представлена в таблице-инструкции, содержащей показатели, критерии, степень выраженности оцениваемого качества, возможное количество баллов, методы диагностики (см. Приложение 2).

Графа «Показатели (оцениваемые параметры)» фиксирует то, что оценивается. Это те требования, которые предъявляются к обучающемуся в процессе освоения им образовательной программы.

Эти показатели могут быть даны либо по основным разделам учебно-тематического плана — развернутый вариант, либо по итогам учебного года (полугодия) – обобщенный вариант.

Изложенные в систематизированном виде, эти показатели помогут педагогу наглядно представить то, что он хочет получить от своих воспитанников на том или ином этапе освоения программы.

Совокупность измеряемых показателей разделена в таблице на несколько групп: — теоретическая подготовка, — практическая подготовка,

— основные общеучебные компетентности, без приобретения которых невозможно успешное усвоение любой образовательной программы и осуществление любой деятельности.

Графа «Критерии» содержит совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных результатов ребенка требованиям, заданным программой.

Графа «Степень выраженности оцениваемого качества» включает перечень возможных уровней освоении ребенком программного материала и основных компетентностей – от минимального до максимального. Дается краткое описание каждого уровня в содержательном аспекте.

Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами. С этой целью введена графа «Возможное количество баллов».

Данная графа может быть заполнена самим педагогом в соответствии с особенностями программы и его представлением о степенях выраженности измеряемого качества. Педагог может ставить «промежуточные» баллы (1,5б, 2,5б, 2,8б и т.п.

), которые, по его мнению, в наибольшей мере соответствуют той или иной степени выраженности измеряемого качества. Это позволит более четко отразить успешность и характер продвижения ребенка по программе.

В графе «Методы диагностики» напротив каждого оцениваемого показателя обозначен способ, с помощью которого определяется соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям.

В качестве основных методов выступают наблюдение, контрольный опрос (устный или письменный), собеседование (индивидуальное или групповое), тестирование, анализ проектно-исследовательской работы учащегося.

Педагог может использовать обозначенные методы диагностики (подчеркнуть в таблице), либо предложить свои, которые применяются им в соответствии со спецификой программы.

В конце таблицы выделена специальная графа «Достижения воспитанников», выполняющая роль портфолио, где педагог фиксирует наиболее значимые достижения ребенка в той сфере деятельности, которая изучается образовательной программой.

Мониторинг развития качеств личности воспитанников

Формирование личностных качеств – процесс длительный, он носит отсроченный характер. Выявить и оценить личностные качества сложно. Тем не менее, выявлять результаты образовательной деятельности детей во всей полноте должен каждый педагог. Это обусловлено спецификой дополнительного образования детей.

В этой связи педагогам дополнительного образования предлагается психолого-педагогическая методика «Изучение качеств личности воспитанников», разработанная на основе метода изучения воспитанности школьников М.И. Шиловой [5, 6].

В методике выделены основные качества личности, формирование и развитие которых определено целями и входит в задачи  программ дополнительного образования, реализуемых в Центре детского творчества:

  1. Активность, организаторские способности.
  2. Коммуникативные навыки, коллективизм.
  3. Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность.
  4. Нравственность, гуманность.
  5. Креативность, склонность к проектно-исследовательской деятельности.

Технология работы педагогов по методике «Изучения качеств личности воспитанников» состоит в заполнении диагностической карты (см. Приложение 3). Карта заполняется на основании критериев (признаков проявления качеств личности), обозначенных в методике (см. Приложение 4).

Каждый педагог может выбрать именно те качества личности, которые наиболее эффективно развиваются в рамках реализуемой им образовательной программы, либо заполнять таблицу целиком.

Руководители клубов, секций, студий, мастерских заполняют диагностическую таблицу трижды: — в течение первого месяца после комплектования и начала работы учебной группы (сентябрь, октябрь), — в начале второго полугодия (январь),

— в конце учебного года (апрель, май).

В качестве методов диагностики личностных изменений детей используются наблюдение (основной метод), диагностическая беседа, метод рефлексии. По желанию педагогов могут использоваться методы анкетирования, тестирования, незаконченных предложений и пр.

Методическое сопровождение мониторинговых исследований

Методическое сопровождение мониторинговых исследований осуществляют заместитель директора по научно-методической работе и педагог-психолог.

Заместитель директора по научно-методической работе:

  • организует методическую учебу педагогов по вопросам определения результативности реализации программ дополнительного образования через методические семинары, педагогические советы, консультации;
  • оформляет информационные, отчетные документы и методические рекомендации;
  • осуществляет аналитическую деятельность по результатам мониторинга, на основании которой вносит коррективы, руководит процессом совершенствования и развития программ психолого-педагогической диагностики качества дополнительного образования.

Педагог-психолог:

  • консультирует педагогов по вопросам заполнения диагностических карт на разных этапах программы;
  • консультирует педагогов по вопросам воспитательного подхода и коррекции детей, обнаруживающих низкий уровень развития качеств личности, недостаточное усвоение программы, отрицательную динамику; определяет причины выявленных проблем через углубленную диагностику; составляет  и реализует индивидуальные программы работы с такими детьми либо всем детским коллективом в целом;
  • осуществляет статистическую обработку диагностических материалов к конце 1-го полугодия, учебного года; обобщает данные по образовательным программам отдельных направленностей и всем образовательным программам, реализуемым в Центре детского творчества;
  • участвует в анализе и корректировке программ психолого-педагогической диагностики, процессе их совершенствования и развития.

Систематическое оценивание успешности обучения, личностных качеств методами психолого-педагогической диагностики в течение всех лет обучения ребенка (группы) по программе позволяет педагогу и специалистам Центра определять направления образовательно-воспитательной работы с каждым воспитанником и детским коллективом на протяжении всего периода обучения, а также анализировать результативность образовательно-воспитательной работы в детском объединении.

Кроме того, данные, полученные в результате проведения мониторинга, являются важным стимулом для рефлексии и анализа работы педагогов.

Значительное преимущество единой системы мониторинга для всех образовательных программ Центра состоит в возможности определения качества образования как по каждой отдельно взятой программе, так и по направленностям дополнительного образования и учреждению в целом.

Статистическая обработка данных мониторинговых исследований осуществляется методами математической статистики и позволяет получить сравнительные результаты данных психолого-педагогической диагностики за конкретный временной период, например, учебный год. Так, сравнительные результаты данных мониторинга за 2009-2010 представлены на диаграммах. .

Разработанная в Кежемском ЦДТ система мониторинга качества дополнительного образования позволяет своевременно выявлять проблемные зоны образовательно-воспитательного процесса и учитывать их при дальнейшем планировании, координации деятельности всех субъектов образования, совершенствовании технологии и механизмов мониторинговых исследований.

Литература:

  1. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005.
  2. Железнова Л.Б. Результативность образовательной деятельности в сфере дополнительного образования: Материалы Интернет-сайта Оренбурского ИПК РО.-20.03.2002.
  3. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. Учебно-методическое пособие/ Под ред. проф. Н.Ф. Радионовой и др. – СПБ: Издательство ГОУ «СПб ГДТЮ», 2005.
  4. Стратегия модернизации содержания общего образования. – М., 2001.
  5. Шилова М. И. Учителю о воспитанности школьников. – Красноярск, 1996 г.
  6. Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результативности воспитания школьников // Классный руководитель, 2000 — № 6.

16.04.2011

Источник: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/589262/

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении

33. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. Результативность процесса воспитания и воспитательной деятельности.

Диагностика эффективности воспитательного процесса в образовательном учреждении.

А.В. Гаева, воспитатель филиала ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (Владивостокское президентское кадетское училище).

Актуальность проблемы изучения эффективности процесса воспитания нахимовцев обусловлена рядом причин, из которых три обстоятельства являются наиболее важными. Во-первых, в последние годы претерпевает значительные изменения методологическая основа теории воспитания.

Ранее многие теоретические положения о воспитании основывались на марксистско-ленинской теории. Во-вторых, существенно изменилась практика воспитания.

На смену социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к построению воспитательного процесса пришла парадигма гуманистического, личностно-ориентированного воспитания.

В-третьих, с каждым годом обогащается теоретический, методический и практический арсенал психолого-педагогической диагностики, что позволяет усовершенствовать диагностический инструментарий.

В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить достижение цели. Он определяется как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности.

Необходимо соотнести полученные результаты с достижениями прошлых лет, чтобы стали более очевидными тенденции происходящих изменений.

Таким образом, эффективность воспитательного процесса — это соотнесенность полученных результатов не с целями, а с прошлыми достижениями в воспитательной практике.

Можно определить следующие положения условий эффективности воспитательного процесса:

1. Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно-ориентированного образования и воспитания.

2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

3. Диагностика результатов развития личности нахимовца является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса.

4. В основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса должна лежать диагностика изменений ситуации в течение нескольких лет.

5. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства, формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности.

6. Оценочно-результативный компонент воспитательной деятельности в учебном заведении должен обладать особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной среды, спецификой его типа.

7. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.

8. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс.

9. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося.

На основе перечисленных положений, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса.

Алгоритм изучения эффективности процесса воспитания состоит из следующих позиций: определение цели и задач изучения; подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; выбор методик изучения; подготовка диагностического инструментария; исследование испытуемых; обработка и интерпретация результатов исследования; анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. Чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность.

В качестве частных задач изучения могут быть избраны следующие: выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения; выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность нахимовца и процесс его развития; определить степень удовлетворенности нахимовцев, педагогов и родителей воспитательным процессом и его результатами.

Подбор критериев и показателей. критериев и показателей эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексом целей и задач, решаемых коллективом или отдельным педагогом.

Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров.

Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены на содействие развитию личности нахимовца, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность, либо сформированность основных потенциалов личности, либо интеллектуальная, нравственная и физическая развитость.

Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность коллектива, удовлетворенность нахимовцев, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата.

Выбор методик изучения. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным — выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. При изучении эффективности воспитательной работы целесообразно использовать следующие методики:

Методики изучения эффективности воспитательной работы.

п/п

Аспекты изучения

Диагностические средства

1.

Сформирован-ность познавательного потенциала личности нахимовца.

1. Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

2. Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка.

3. Школьный тест умственного развития (ШТУР).

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

2.

Сформирован-ность нравственного потенциала личности.

1. Тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности.

2. Методика С.М. Петровой «Пословицы» для определения направленности личности.

3. Методики Б.П. Битинаса и М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

4. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

5. Педагогическое наблюдение.

3.

Сформирован-ность коммуникативного потенциала личности.

1. Методика выявления коммуникативных склонностей. 2. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. 3. Педагогическое наблюдение

4.

Сформирован-ность эстетического потенциала личности.

1. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2. Педагогическое наблюдение.

5.

Сформирован-ность физического потенциала личности.

1. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся.

2. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании (юноши), поднимании туловища (девушки).

6.

Удовлетворен-ность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.

1. Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». 2. Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении.

7.

Сформированность общешкольного коллектива.

1. Методика Р.С. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива (СПСК)».

2. Методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления».

3. Методика Л.В. Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия.

Подготовка диагностического инструментария. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий — бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т.д. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе.

Исследование испытуемых. При изучении эффективности воспитательного процесса используется несколько диагностических методов (методик).

Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики.

Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым.

Обработка и интерпретация результатов исследования. После проведения исследования испытуемых создается рабочая группа для обработки и интерпретации результатов изучения. Она состоит из трех-четырех человек.

В нее входят, как правило, психолог, методист по социальной работе, заместитель начальника училища по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы.

Анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования, регресса) находится воспитательная система учреждения, какая степень эффективности для него характерна.

Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся.

Об основных результатах диагностического исследования следует проинформировать нахимовцев и родителей.

Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности нахимовца, формировании коллектива учебного заведения, других результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности.

  1. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Воспитательный процесс в современной школе Л.В. Байбородова, М.И.Рожков. – Ярославль, 1997.

  2. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова.- М.: ТЦ «Сфера», 2001.

  3. Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: теория и методика. – М., 1981

  4. Подласый И.П. Педагогика. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений И.П. Подласый. – М.,1996.

  5. Степанова П.В. Мониторинг воспитательной системы школы: возможности и ограничения//Педагогическая диагностика. – 2006. — №4. С.33-38

Источник: https://infourok.ru/diagnostika-effektivnosti-vospitatelnogo-processa-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii-2130275.html

Доклад Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы в целом

33. Педагогический мониторинг как системная диагностика качества образовательного процесса. Результативность процесса воспитания и воспитательной деятельности.

Педагогический мониторинг эффективности воспитательного процесса и воспитательной системы в целом.

Мониторинг это постоянное наблюдение, отслеживание, сбор и обработка информации.

В современном обществе никакая профессиональная деятельность, в том числе и воспитательная деятельность классного руководителя, не может считаться таковой, если отсутствует простой и четкий механизм отслеживания результативности этой деятельности. А потому диагностика результативности организованного процесса воспитания – одна из актуальнейших задач классного руководителя.

Цель проведения такой диагностики – выяснить в первую очередь для того, чтобы обнаружить и решить наиболее острые проблемы организации процесса воспитания, чтобы анализировать, обобщать и распространять позитивный опыт воспитания.

Наиболее распространенным в массовой практике подходам являются;

1.  высокая активность школьников в общественной жизни, их хорошие выступления на всевозможных творческих конкурсах, выставках, фестивалях, викторинах, олимпиадах, соревнованиях и т.п. Этот подход плох уже потому, что даже само участие детей в подобных конкурсах иногда может иметь весьма сомнительную воспитательную ценность.

2.  организации процесса воспитания в группе оценивается хорошо, если:

грамотно заполнена вся необходимая документация: классный журнал, план воспитательной работы, анализ ее проведения за год и т.п.

в группе имеются органы ученического самоуправления;

проводится определенное количество классных часов по заранее определенным темам;

четко и последовательно выполняется план воспитательной работы.

Может ли являться стандартно написанная бумажка показателем качества воспитания? Думается, что нет, – кто в нашей стране не видел грамотно составленных документов, не обеспеченных реальной работой?

3. Не менее распространен в школах России и такой подход. Критерием результативности организуемого в группе процесса воспитания считается уровень воспитанности школьников, а его показателем, естественно, – демонстрируемый большинством учащихся высокий уровень воспитанности.

Чтобы понять недостатки данного подхода, давайте представим себе такую ситуацию; есть Алеша – вежливый и доброжелательный мальчик из (как раньше бы сказали) образцовой семьи; есть Борис и Вероника – дети обычные, а есть и Гоша – «трудный», проблемный ребенок.

Вы начинаете работать и самое большое внимание уделяете Гоше, стараясь «вырвать» его из не очень хорошей уличной компании. Спустя годы положительные изменения в личности становятся очевидными. Но вот только достичь заданного высокого уровня воспитанности Гоше не удается.

Критические замечания в адрес данного подхода обусловлены не только проблемой объективности (или необъективности) критериев, но и проблемой профессиональной этики.

Не сможет не по своей вине, а, к примеру, в силу сложных семейных обстоятельств или особенностей своего физического и интеллектуального развития? Имеет ли кто-либо моральное право оценивать детей с совершенно разной личной судьбой и разной социальной ситуацией развития в соответствии с единым стандартом, сравнивая их с этим стандартом, сравнивая их друг с другом?

Быть может, лучше показателем результативности воспитания рассматривать не степень приближения ребенка к единому для всех стандарту, а степень его изменения по сравнению с самим собой – каким был, каким стал? Именно эта идея и должна стать основополагающей при оценке результативности организованного в группе процесса воспитания.

Остановимся теперь подробнее на рассмотрении критериев и показателей результативности организованного процесса воспитания.

В качестве первого, и главного, критерия предлагаем рассматривать личностное развитие ребенка, а в качестве показателя – его личностный рост Узнать об изменениях, происходящих в личности учащегося, можно различными способами.

Это может быть наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием в их повседневной жизни.. Это может быть анализ письменных работ учащихся: дневников, сочинений, эссе, статей в газету и т.д.

А кроме этого, можно использовать и специально разработанную методику тестовой диагностики личностного роста .

Вторым критерием результативности процесса воспитания является уровень развития классного коллектива. А значит, третьим критерием результативности организованного в группе процесса воспитания должно стать положение учащегося в коллективе (показатель – каждый принимаем в своем коллективе, имеет друзей в этом коллективе, ощущает на себе его внимание и заботу).

Здесь, целесообразно использовать методику социометриии. Эта методика (ее основоположником считается Дж.Морено) направлена именно на изучение межличностных отношений в группе.

Социометрия позволяет понять, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку, насколько сам учащийся расположен к членам этого коллектива.

Причём, следует при этом подчеркнуть, что до сих пор не создано универсальной методики для оценки эффективности воспитательного процесса, которая безоговорочно была бы воспринята практикой.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/310654-doklad-pedagogicheskij-monitoring-jeffektivno

Uchebnik-free
Добавить комментарий