33. Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся.

Методы стимулирования и коррекции поведения школьников

33. Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся.

Человеку в группе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом и основана коррекция поведения людей с помощью его оценки.

Поощрение — совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования воспитуемых с целью побуждения их к личностному совершенствованию. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует человека к улучшению его поведения.

Критика рассматривается как подробный анализ отрицательных личностных качеств воспитуемого или результатов его деятельности.

Принуждение — это система материальных (только для взрослых) и педагогических воздействий с целью побуждения воспитуемого к изменению характера и направленности своих действий и поступков.

В воспитательной деятельности необходимо учитывать, что метод принуждения требует обдуманных действий, анализа причин проступка и выбора таких средств его реализации, которые не унижают достоинство личности.

43. Сущность понятия «форма воспитания». Классификация и характеристика отдельных форм воспитания.

В широком педагогическом смысле воспитание – целенаправленный процесс, который осуществляется системой учебно-воспитательных учреждений. В узком педагогическом смысле воспитание, во-первых, можно толковать как воспитательную работу, целью которой является формирование системы определенных взглядов и убеждений, а во-вторых, как решение воспитательных задач.

Основными составляющими воспитания являются социальное, культурное, интеллектуальное, физическое и профессиональное развитие, формирование способностей, познавательных, деловых, волевых, физических и профессиональных качеств. Интегральным показателем развития служит развитость личности. Развитие и развитость — процесс и результат реализации человеком своих возможностей.

Ведущим принципом современной школы является принцип обучающего воспитания- дидактический принцип обучения, который в условиях учебных заведений находит свое воплощение в формировании мировоззрения учащихся, овладении нравственными нормами поведения, развитии физических сил и умственных способностей учащихся, становлении личности.

Развитие личности — сложный, длительный и противоречивый процесс.

С философских позиций термин «развитие» рассматривается как «характеристика качественных изменений объектов, появления новых форм бытия, инноваций и нововведений, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей». Психологи развитие личности рассматривают как «изменение ее (личности) количественных и качественных свойств».

Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление, воплощение в конкретном деле. Поэтому формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, и поэтому они так разнообразны, носят творческий характер и порой индивидуально неповторимы.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;

групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;

массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.

В свое время Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:3

словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;

практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, кон- курсы, субботники, тимуровская работа и др.;

• наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты.

Современный исследователь предлагает делить формы внеурочной воспитательной работы в школе по воспитательной задаче и выделяет три группы:

1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления и др.;

2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки и др.;

3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники» и др.

44. Умственное воспитание учащихся. Цель, сущность, педагогические условия и средства его осуществления.

Умственное воспитание — целенаправленное формирование умственных качеств воспитанников (мышления, речи, воображения, памяти, познавательных, творческих способностей, умений самообразования и др.).

Как следует из данного определения, целями умственного воспитания являются формирование интеллектуальной культуры, развитие интеллектуального потенциала человека, формирование научного мировоззрения.

Умственное воспитание осуществляется в процессе предметного обучения, во внеурочной деятельности и общении учащихся, в процессе самообразования и самовоспитания, в результате влияния СМИ.

При этом наиболее значимыми видами деятельности являются: учебно-познавательная, исследовательская, творческая деятельность в разных сферах (человекознание, естествознание, техника, искусство и т.п.

); организаторская деятельность (например, участие в ученическом самоуправлении); аналитическая, оценочная деятельность (например, участие в анализе групповых дел, конфликтных ситуаций и т.п.); рефлексия своей деятельности.

Умственное воспитание включает воспитание информационной культуры учающихся как совокупности знаний, умений и навыков в области информационных технологий и способов овладения ими. Информационная культура позволяет эффективно использовать информационные ресурсы и средства информационных коммуникаций в личностном и профессиональном становлении. Для воспитания информационной культуры в учебно-воспитательном процессе используются средства массовой информации, в том числе Интернет, информационные и компьютерные технологии; проводятся информационные часы, организуется работа информационно-пропагандистских групп.

Важнейшим показателем воспитанности интеллектуальной культуры личности является сформированность мировоззрения.

Источник: https://studopedia.su/15_46870_metodi-stimulirovaniya-i-korrektsii-povedeniya-shkolnikov.html

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения учащихся

33. Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся.

Любая деятельность протекает более эффективно и дает каче­ственные результаты, если при этом у личности имеются силь­ные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные за­труднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

С мотивацией дея­тельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стиму­лировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усилия воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются раз­личные методы стимулирования, среди которых наиболее распро­страненными являются соревнование, познавательная игра, по­ощрение, наказание и др.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельно­сти поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских по­чинов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям Успеваемости учащихся не проводится и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно.

Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению.

В условия соревнования младших школьников, например, вно­сятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, Работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь чистые ТетРади, строго выполнять школьный и домашний режим дня, Читать дополнительную литературу.

https://www.youtube.com/watch?v=lFHzMkbhRqI

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, Рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе

его организации и проведения необходимо соблюдать традицион­ные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передо­вого опыта.

Действенность соревнования существенно повышается при ра­зумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики учебно-воспитательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащие­ся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.

В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготовляет к выполнению дру­гого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержа­ния деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуще­ствлении.

Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверен­ность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая мо­рально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных за­даний, поскольку это в значительной мере снимает чувство не­уверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К методам стимулирования деятельности относятся познава­тельные игры и учебные дискуссии, причисленные выше к группе словесных методов. Познавательные игры с учетом возраста ши­роко применяются в начальных классах.

Они примыкают к ситуа­циям переживания успеха, поскольку тоже направлены на созда­ние ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания. Как правило, участниками педаго­гического процесса в этом случае наряду с детьми становятся и хорошо знакомые им сказочные персонажи.

Большое стимулиру­ющее воздействие оказывают и специально подобранные дидак­тические игры типа электровикторин: «Задумай число», «Мате­матические ступеньки».

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или кол­лектива.

Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, кото­рый избран и проводится учеником в жизнь.

Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энер' гии, уверенность в собственных силах идальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и спо­собов деятельности. Надо приучать детей ценить более всего сам Лакт одобрения, а не его престижный вес.

Плохо, если ученик ясдет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходи­мо детям несмелым, неуверенным. К поощрениям чаще всего при­ходится прибегать в работе с младшими школьниками и подрост­ками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом.

Но лучше, если это будут коллективные по-ошрения. Учителю необходимо заботиться о том, чтобы не появ­лялись ученики захваленные и обойденные общественным вни­манием.

Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свобод­ного воспитания в первые годы советской школы наказания во­обще были запрещены.

Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С. Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и не­обходима.

Она помогает оформиться крепкому человеческому ха­рактеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их»1.

Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоре­чащих нормам общественного поведения, и принуждает учащих­ся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С.

Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это со­стояние порождает у школьника потребность изменить свое пове­дение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ре­бенку страдания — ни физического, ни морального. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от кол­лектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогиче­ский совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллель­ный класс или в другую школу. Может применяться и такая фор-а наказания, как изменение отношения к воспитаннику со сто-Р°ны учителя или классного коллектива.

г Макаренко А. С. Проблемы воспитания в советской школе // Соч.: В 7 т. — '•5—С.399.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогиче­ского такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком.

Наказание приносит успех, когда оно со­гласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступа­ет неправильно, если будет наказывать по подозрению. По воз­можности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих об­щественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять нака­заниями.

Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные непривычные.

Применение порицаний и наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения является исключением и может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Источник: https://cyberpedia.su/13xa033.html

Методы стимулирования деятельности и поведения

33. Методы стимулирования деятельности и коррекции поведения учащихся.

Определение 1

Методы стимулирования деятельности и поведения – это методы, оказывающие воздействие на мотивационную сферу личности, направленные на побуждение детей к улучшению собственного поведения и развитие у них положительной мотивации дальнейшего поведения.

В основе методов стимулирования деятельности и поведения заложены принуждение и побуждение. Использование педагогом методов стимулирования способствует формированию у воспитанников навыков адекватной оценки своего поведения, что положительно сказывается на понимании смысла собственной жизнедеятельности, выбору целей и мотивов, являющихся сутью мотивации.

Основными задачами методов стимулирования являются:

  1. Формирование и закрепление правильной модели и формы поведения.
  2. Профилактика и пресечение негативных поступков и проявлений.
  3. Формирование необходимой положительной мотивации поведения.

Условия эффективности применения методов стимулирования:

  • использование методов с обязательным учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
  • применение методов с опорой на общественное мнение;
  • точная эмоциональная направленность каждого метода;
  • правильная и точная дозировка применения методов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Основные педагогические требования к организации методов стимулирования:

  • целесообразность
  • справедливость
  • принципиальность
  • посильность
  • доступность
  • однозначность
  • определенность
  • тактичность
  • гласность
  • твердость
  • опора на мнение детского коллектива.

Требование

Определение 2

Требование – это один из методов педагогического воздействия на сознание воспитанников с целью вызова, стимулирования или торможения определенных видов деятельности.

Требование основано на личных взаимоотношениях между педагогом и детьми.

По форме предъявления различают:

  1. Непосредственные требования – требования, которые педагог предъявляет к воспитаннику лично, без участия посредников.
  2. Опосредованные требования – требования предъявляются косвенно, через посредников. Например, опосредованное требования – это когда педагог предъявляет воспитаннику требование через актив коллектива или общественное мнение.

Выделяют следующие виды требований:

  1. Прямые требования – представлены приказом, указанием, запретом. Характеризуются императивностью, определенностью, конкретностью, точностью и понятностью формулировки.
  2. Косвенное требование – представляет собой совет, намек, просьбу, условие и т.д. Отличие от прямого, состоит в том, что оно направлено на стимулирование к действию посредством психологических факторов (переживание, заинтересованность, стремление помочь и т.д.). В косвенном требовании меньше принуждения, перед воспитанником ставится выбор действий.
  3. Требование-совет – обращение к воспитаннику в виде рекомендаций или убеждения в целесообразности совершаемых действий и модели поведения.
  4. Требование с доверием – используется, когда между педагогом и воспитанником установлены дружеские отношения, основанные на взаимном уважении.
  5. Требование – просьба – используется в хорошо организованном коллективе, где между педагогом и учащимися дружеские взаимоотношения, в результате которых в просьбе проявляется доверие и уважение.
  6. Требование-намек – употребляется, когда педагог не хочет обращаться к ребенку в силу разных причин «на прямую», но желает побудить у него намерения совершения определенного поступка самостоятельно.
  7. Требование-условие – используется, когда воспитанник имеет сильную заинтересованность в конкретных действиях со стороны педагога, то есть данный метод имеет определенный спекулятивный характер.

Замечание 1

Таким образом, требование оказывает значительное влияние на процесс воспитания ребенка. Результатом его использования в воспитательном процессе является доведение определенных действий до автоматизма путем их многократного повторения.

Поощрение и наказание

Определение 3

Поощрение — это метод стимулирования определенных положительных проявлений личности посредством высокой оценки ее поступков, порождением чувства радости и удовлетворения от признания другими ее усилий.

Поощрение имеет значительный воспитательный эффект, оно очень значимо и ценно для каждого воспитанника. Успешность его в воспитательном процессе обусловлена постоянной поддержкой общественным мнением. Поощрение предполагает возбуждение у воспитанника позитивных эмоций, уверенности в себе и собственных силах.

При использовании поощрения необходимо соблюдать правила его применения:

  • поощрение должно быть заслуженным;
  • поощрение – это естественное следствие положительного поступка ребенка, а не следствие к стремлению его получить;
  • поощрение должно быть индивидуально и соразмерно совершенному поступку;
  • поощрение не должно противопоставлять ребенка всему коллективу;
  • при использовании поощрения необходимо соблюдать меру и осторожность, не следует хвалить ребенка за то, что дано ему от природы и не требует от него проявления каких-либо усилий;
  • ни в коем случае нельзя поощрять несколько раз за одно и тоже.

Различают следующие виды поощрения:

  • одобрение
  • похвала
  • награждение
  • благодарность
  • материальное вознаграждение и т.п.

Определение 4

Наказание — это метод торможения негативных проявлений личности, посредством использования отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства стыда, вины и раскаяния.

В том случае, если после наказания воспитанник испытывает чувство обиды и злости на педагога, то наказание было применено к нему технически не верно, либо оно не заслужено.

Правила применения наказания:

  1. Наказание ни в коем случае не должно унижать ребенка и его достоинство.
  2. Наказание должно быть соразмерно проступку.
  3. Не стоит наказывать за один и тот же проступок дважды.
  4. Выбор наказания должен осуществляться исходя из индивидуальных особенностей ребенка и характеру совершенного проступка.

Виды наказания: замечание, порицание, неодобрение, лишение удовольствия, лишение или ограничение прав, отказ от наказания, выговор, отсроченное наказание, наложение дополнительных обязанностей и др.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/metody_stimulirovaniya_deyatelnosti_i_povedeniya/

Uchebnik-free
Добавить комментарий