32. Реформация в Германии. Учение М. Лютера и Т. Мюнцера. Крестьянская война. Аугсбургский религиозный мир.

Реформация в германии. м. лютер

32. Реформация в Германии. Учение М. Лютера и Т. Мюнцера. Крестьянская война. Аугсбургский религиозный мир.

Начало Реформации неразрывно связано с именем профессора Виттенбергского университета, теолога Мартина Лютера (1483—1546).

Мартин Лютер был сыном зажиточного бюргера, выходца из крестьян. В юности он прошел суровую жизненную школу. Лютер окончил Эрфуртский университет, но затем вступил в монаше-ский орден августинцев. Человек страстной веры и мощного ума, он стал доктором богословия, глу-боким знатоком Священного писания.

Подобно многим современникам, Лютер стремился к устранению «порчи» церкви; способ очистить жизнь христианского общества он видел в обращении к идеалам Евангелия.

В своих религиозных исканиях он придавал особенно важную роль покаянию, а потому был глубоко возмущен торговлей «отпущением грехов», которую поставил на широкую ногу монах Тецель, агент папы и майнцского архиепископа Альбрехта. В конце октября 1517 г. Лютер выступил с 95 тезисами против индульгенций.

Это стало началом первого этапа Реформации (1517—1521). Слово и действия Лютера получили широкую поддержку во всех слоях немецкого общества, дали мощный стимул развитию антиримского оппозиционного движения.

В тезисах Лютера было немало противоречий, но здесь уже наметились основы его учения, которые он углубил и обосновал позднее.

Главное место в этом учении принадлежит концепции «трех только»: человек спасается только верой; он обретает ее только через милость Божию, а не вследствие каких-либо личных заслуг; авторитетом в делах веры является только и единственно Священное писание. Учение Лютера о спасении верой вело к далеко идущим последствиям.

Если оправдание человека свершается в полной зависимости лишь от Божьего милосердия, то исключаются роль посредничества католического клира и значение церковной иерархии в судьбах верующих — каждого в отдельности и общины в целом.

Ранняя теология Лютера, пока не систематизированная, полная противоречий, стремительно развивалась в его борьбе с оппонентами и не исключала различных толкований.

Она освобождала совесть человека от подчинения внешним авторитетам, утверждала право общин верующих на неза-висимость от церковной иерархии и папства.

Именно в этой живой и творческой форме она быстро получила известность не только в Германии, но и в других странах Европы — до того, как церковь начала за это жесточайше карать.

Тезисы Лютера за короткий срок обрели феноменальную популярность. Друзья Лютера — и гуманисты, и члены ордена августинцев — переводили их с латыни и распространяли. В феврале 1518 г.

Лютер написал объяснение к 95 тезисам, где подчеркивал обязанность верующих повино-ваться властям, но только не в делах совести. Видный церковный полемист профессор теологии Экк попытался высмеять тезисы.

В полемике Лютер впервые обратился к народному языку, заявив по-немецки, что церковь нуждается в реформе, которая не может быть делом одних лишь кардиналов и папы — недостатки и злоупотребления должны обсуждаться всеми и притом открыто. Опасность идей Лютера осознали инквизиторы.

Они официально обвинили его в ереси, но процесс, как обычно, двигался по церковным инстанциям медленно. Лютер заявил, что в спорах о христианском учении недопустимо прибегать к церковному отлучению: убеждения нельзя преодолевать насилием, слово может быть побеждено лишь словом.

В ответ противники Лютера добились решения о доставке его в цепях в Рим. Его защитил, однако, саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, решивший поддержать Лютера как своего подданного и воспользоваться всем этим делом в своих политических целях.

Чем дальше разворачивалась борьба, тем большее место в ней начали занимать не вопросы отношения человека к Богу, а проблемы устройства церкви и власти папы.

В 1520 г. в одном из важнейших своих произведений — «К христианскому дворянству немецкой нации об улучшении христианского состояния» — Лютер предложил программу цер-ковно-политических преобразований.

Обращаясь к императору, князьям и дворянству, он призвал светских лиц возглавить движение за реформу церкви, поскольку бедствия дошли до крайности, а никаких надежд на добрую волю самого Рима нет.

Здесь же было выдвинуто учение о «всеобщем священстве», которое стало одной из основ новых евангелических представлений и оказало силь-нейшее воздействие на общественную мысль XVI в.

Лютер требовал четко разграничивать прерогативы двух властей — светской и духовной, как и сферы действия светского права, которому он придавал первостепенное значение в обеспечении порядка, необходимого для христианской жизни, и права церковного.

Он обосновывал необходимость секуляризации церковных имуществ и роспуска монашеских орденов, в монастырях предлагал разместить общественные школы, приюты, госпитали. С

В произведении «О вавилонском пленении церкви» он подверг сокрушительной критике учение церкви о таинствах, признав на основе Священного Писания из семи таинств только три (позже — окончательно — лишь два: крещение и причащение).

В июне 1520 г. папа Лев Х подписал буллу, угрожавшую Лютеру отлучением от церкви, если он не отречется от своих заблуждений. В ответ Лютер издал сочинение «О свободе христианина», где подчеркивал, что в вопросах совести христианин не подчиняется никому, в области же внешней, «плотской» свободы гарантами порядка являются существующие светские власти.

В декабре 1520 г., после того как папская булла вошла в силу, началось сожжение книг Люте-ра. Он ответил публичным символическим актом сожжения одного из экземпляров буллы, а также книги по каноническому праву. Смелая позиция Лютера, не побоявшегося угроз Рима, принесла ему огромную популярность в Германии. Он стал национальным героем.

Весной 1521 г. Лютер был вызван на рейхстаг в Вормсе. Предполагалось, что здесь он должен будет отречься от своих убеждений в присутствии нового императора Карла V Габсбурга и всей окружавшей его имперской знати. Это была последняя попытка Рима усмирить «еретика» под угро-зой смертного приговора. Лютер отверг отречение.

Император, союзник папы, утвердил Вормский эдикт, по которому отныне на всей территории империи предписывалось преследовать поборников новой ереси. Это было одно из важнейших решений Карла V в его религиозной политике. Во многих местах, однако, эдикт под разными предлогами не исполняли, что было уже актом гражданского неповиновения.

Поскольку император обещал Лютеру неприкосновенность при поездке в Вормс, ему разрешили вернуться домой, но он неожиданно исчез. Многие уже оплакивали Лютера, считая, что он убит. На самом деле по распоряжению Фридриха Мудрого его похитили на пути из Вормса и тайно поместили в безопасное место — замок Вартбург. Там он начал переводить на немецкий язык Священное Писание.

Этот труд, полностью завершенный лишь через несколько лет, сыграл огромную роль в развитии Реформации, немецкого языка и немецкой национальной литературы.

Несмотря на отсутствие Лютера, Реформация, которая уже обрела сторонников по всей Гер-мании, продолжала свое развитие.

Противостояние по религиозным вопросам грозило перерасти в серьезный социальный кри-зис. В 1522 г.

Лютер, испугавшись проявлений радикализма в крестьянской и бюргерской среде, по-пуляризирует свои идеи обязательной покорности княжеским и городским властям, а затем публику-ет адресованное всем христианам предостережение,«как уберечься от мятежа и возмущения».

Временное единодушие начальной поры Реформации ушло в прошлое, стал образовываться ширящийся спектр ее течений. Это был процесс, характерный для второго этапа Реформации, продолжавшегося с конца 1521 г. до событий Крестьянской войны в 1525 г.

Томас Мюнцер и его учение. Одним из непримиримых оппонентов Лютера, на свой лад осмыслившим Реформацию, сделался его бывший последователь священник Томас Мюнцер (ок. 1489—1525).

Он видел в Реформации возможность всеобщего обновления церкви и мира, воспринимал ее события как признак наступающего царства Божия, когда не будет над людьми никакой иной власти, кроме власти Бога.

Мюнцер верил, что это обновление свершается по воле Всевышнего, но — действиями людей, которых он избрал своим орудием. В отличие от Лютера, Мюнцер не считал Священное Писание единственным источником откровения.

По учению Мюнцера, Бог не умолк со времени Писания, он продолжает говорить с людьми, и Дух может проявить себя в простом человеке, который не прочтет и буквы из Библии, равно как в язычнике, в мусульманине.

Обвиняя Лютера как «книжника», Мюнцер не пренебрегал Писанием, но ему важно было, как оно толкуется. Чтобы просветить народ, донести до него «живое слово Божье», он впервые в Герма-нии разработал богослужение на немецком языке. Наряду со своим учением о Духе Мюнцер разви-вал также учение о кресте и учение «о мече» (власти).

Разоблачая «ложную веру» Лютера, Мюнцер обвинял его в сокрытии истинной причины народных возмущений. Главный корень бед — в господах, в князьях, которых не заботят нужды бедного человека. Грабя и разоряя пахарей и ремесленников, они в то же время твердят: «Не укра-ди!», а Лютер, «доктор Лжец», их благословляет.

Мюнцер заявлял, что не хочет насилия, народного возмущения, а потому предупреждает: господа не должны действовать так, чтобы бедный человек стал их врагом. Но если предупреждению не внемлют, ответственность падет на господ. Не менее острой критике Мюнцер подвергал и духовенство.

Лютер объявил Мюнцера сторонником «кулака», «сатанинским духом», провоцирующим народное недовольство и подстрекающим к мятежу.

Оба деятеля Реформации стали характерными выразителями двух ее различных направлений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_9377_reformatsiya-v-germanii-m-lyuter.html

Реформация и Крестьянская война в Германии. урок. Всеобщая история 7 Класс

32. Реформация в Германии. Учение М. Лютера и Т. Мюнцера. Крестьянская война. Аугсбургский религиозный мир.

Движение за обновление католической церкви привело к появлению новых конфессиональных течений (см. Конфессия), таких как лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, баптизм и др. Множество самостоятельных течений и церквей, которые возникли в ходе Реформации, получили название протестантизм.

Социокультурные:

• распространение философии гуманизма (см. Гуманизм) и обмирщение сознания,• подъем образования,

• распространение книгопечатания.

Религиозные и экономические:

• богатство церкви и недостойное поведение священнослужителей,
• продажа индульгенций (см.Индульгенция),
• желание светских властей подчинить церковь и добиться передачи церковных земель в светское владение (секуляризации церковных земель, см. Секуляризация) ,
• недовольство бюргерства и крестьянства десятиной (см. Десятина (церковная) ) и другими церковными поборами.

Участники

Мартин Лютер (1483–1546) – католический священник, доктор богословия Виттенбергского университета, глава Реформации в Германии, основатель лютеранской церкви.

Лев X – папа римский.

Карл V – император Священной Римской империи.

Томас Мюнцер (1488–1525) – священник, идеолог народной Реформации в Германии, один из предводителей в Крестьянской войне.

События

31 октября 1517 г. Лютер прибил к порталу Виттенбергского собора «95 тезисов» против индульгенций. Это стало началом Реформации в Германии.

1520 г. – папа римский Лев X подписал буллу об отречении Лютера от церкви. Лютер ее публично сжег.

1521 г. – Карл V вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг (см. Имперский сейм). Посланники папы требовали от Лютера отречения, на что он ответил: «На том стою и не могу иначе».

1524–1525 гг. – Великая крестьянская война в Германии. Программа требований крестьян получила название “Двенадцать статей”. Среди требований — отмена личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов. 

1529 г. – Карл V созвал рейхстаг, на котором потребовал от князей прекратить секуляризацию церковных земель. Князья – сторонники Лютера заявили протест. Отсюда появилось название «протестантизм». Начало религиозных войн (см. Протестантизм).

1555 г. – Аугсбургский религиозный мир между императором Карлом V и протестантскими князьями.

Основные положения учения Лютера:

• Человек спасается только личной верой в бога и не нуждается в посредничестве церкви.• Вера дается только милостью божьей.• Церковь не должна быть богатой.

• Сохранить следует только два таинства из семи – крещение и причастие (см. Таинства церковные).

• Библия – единственный авторитет в делах веры. Самостоятельное ежедневное чтение Библии – обязанность верующего. Поэтому Библию необходимо переводить на национальные языки.• Богослужение в церкви тоже должно вестись на национальных языках.• Пышные обряды, почитание мощей и икон – идолопоклонство.

• Монашества быть не должно.

Заключение

Аугсбургский религиозный мир утвердил принцип «чья страна, того и вера», по которому князья могли самостоятельно определять религию своих подданных, тем самым закрепив раздробленность германских земель.

В северных и северо-восточных землях Германии утвердилось лютеранство, в южных – католичество. Ответом на Реформацию стало оборонительное движение в католической церкви – Контрреформация (см.

урок Распространение Реформации в Европе).

Средневековое церковное единство закончилось, начался длительный период религиозных распрей и гонений.

Конспект

Реформацией называют движение за перестройку христианской церкви конце XV в. — начале XVI в.

Современников поражало лицемерие высших сановников церкви, которые проповедовали неприхотливость и воздержание от светских наслаждений, а сами жили в роскоши, жадно накапливая огромные богатства, значительную долю которых составляли доходы от продажи индульгенций — специальных папских грамот, свидетельств об отпущении как совершенных, так и еще не совершенных грехов. Светская власть возмущалась постоянными политическими интригами пап и кардиналов, их вмешательством во внутренние дела европейских государств.

В конце XV в. — начале XVI в. Германия была составной частью Священной Римской империигерманской нации. Князья играли большую роль в жизни Германии. Семь князей-курфюрстов, избиравшие императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города.

Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви.

Реформация началась в Германии с выступления ученого богослова из города Виттенберга Мартина Лютера. Предки Лютера были крестьяне. От них он унаследовал умение выстоять в самых трудных ситуациях.

Семья Мартина была бедна. Воспитание дома было строгое, побои служили главным педагогическим средством. Еще ребенком он решил уйти в монастырь, чтобы спастись от нищеты.

Лютер окончил Эрфуртский университет и стал ученым-богословом.

Рис. 1. Мартин Лютер (Источник)

В 1517 г. Мартин Лютер выступил с «95 тезисами» против торговли индульгенциями. Поступок Лютера вызвал возмущение Папы Римского, подписавшего отлучение от церкви для непокорного профессора. И в 1521 г. Мартина Лютера вызвали на имперский суд в город Вормс. Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд.

По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император (Карл V) потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер, обращаясь к собранию, сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». Во время его выступления по залу разносились возгласы одобрения.

Многие думали, что после суда Мартина Лютера ждет такая же судьба, как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Учение Лютера стало распространяться в Германии.

Лютер осуждал продажу индульгенций; считал, что священники нужны лишь для того, чтобы объяснять верующим Священное Писание, а не для того, чтобы быть посредниками между Богом и людьми; он отстаивал идею оправдания верой — человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога; считал, что церковь должна отказаться от богатств; что Священное Писание должно быть доступно каждому христианину, а не только священнику, знающему латынь; из всех церковных таинств он предлагал оставить только те, которые упоминаются в Библии, — крещение и причащение. Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. Борьба за Реформацию ширилась.

Летом 1524 г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Рис. 2. Томас Мюнцер (Источник)

В 1525 г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины? Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов.

Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен — все шло в город в обмен на звонкую монету. Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен — деньги обесценились, цены на товары выросли.

После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам. Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 тысяч человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Была составлена программа «Двенадцать статей», в которой восставшие требовали отмены личной зависимости крестьян, ограничение церковной десятины, барщины и штрафов.

Борьба крестьян закончилась поражением. За подавлением восстания последовали жестокие расправы над участниками; был казнен и Томас Мюнцер.

Лютер резко осудил повстанцев и Мюнцера, закрепив свой союз с князьями и городской верхушкой. Теперь, после поражения народной Реформации, многие князья больше не считали поддержку Лютера опасным делом.

В его учении их чрезвычайно привлекали идеи секуляризации и главенства государства над церковью. Когда на рейхстаге 1529 г. католики оказались в большинстве и потребовали отменить завоевания Реформации, сторонники Лютера заявили протест.

С этого времени их стали называть протестантами.

В 1555 г. был достигнут Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям: «Чья страна, того и вера…». В Германии образовались две группировки княжеств: на юге и западе страны преобладали католики, на севере и востоке протестанты.

В протестантских княжествах главой церкви признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники — пасторы — находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены.

Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

Рис. 3. «Чья страна, того и вера» (Источник)

Реформация по лютеранскому образцу была распространена в Англии, Дании, Норвегии, Исландии, Швеции, Финляндии.

Список литературы

1. Ведюшкин В. А. Бурин С. Н. Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс. — М., 2010.

2. С. Соловьев. Курс Новой истории. — М., 2003.

3. К. Булычев. Тайны Нового времени. — М., 2005.

4. Г. Кенигсбергер. Европа раннего Нового времени 1500–1789 гг. — М., 2006.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Bibliotekar.ru (Источник).

2. E-reading-lib.com (Источник).

3. To-name.ru (Источник).

4. Либрусек (Источник).

Домашнее задание

1. Почему Реформация началась именно в Германии?

2. Против чего изначально боролся Мартин Лютер?

3. Чем программы народной Реформации отличаются от требований Лютера?

4. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

5. Каковы итоги Реформации к середине XVI в.?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/evropeyskie-gosudarstva-v-xvi-xvii-vv-reformatsiya-i-absolyutizm/reformatsiya-i-krestyanskaya-voyna-v-germanii?testcases

Uchebnik-free
Добавить комментарий