32. Программа воспитания школьников Н. Е. Щурковой.

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

32. Программа воспитания школьников Н. Е. Щурковой.

Концепция воспитания Н.Е. Щурковой

Формирование образа жизни, достойной Человека

Эта концепция вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя — Надежды Егоровны Щурковой, изложившей основные концептуальные положения в книгах:

• «Образ жизни, достойной Человека, и его формирование у школьника»,

• «Воспитание: новый взгляд с позиции культуры»,

• «Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии»,

• «Программа воспитания школьника», «Классное руководство: теория, методика, технология».

Формирование образа жизни, достойной Человека

Образ жизни — это не только решающий социально-психологический, но и бытийный компонент становления личности.

На самом деле, «образ жизни, достойной Человека» — это бытие человека в мире, руководствующегося отношением к миру своими родовыми качествами — стремлением к истине, добру и красоте.

Профессор Н.Е. Щуркова определяет воспитание как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека.

Принципы

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения.
  • принцип субъектности.
  • принцип принятия ребенка как данности.

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения

Принцип ориентации на социально-ценностные отношения, предписывающий педагогу вскрывать повседневную предметную ситуацию, обнаруживая за событиями, действиями, словами, поступками, а также предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры.

Цель и принципы воспитания.

По мнению Н.Е. Щурковой, цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.

Принцип субъектности

Принцип субъектности, предполагающий неуклонное содействие педагога развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге своей жизни.

Принцип принятия ребенка как данности

Принцип принятия ребенка как данности, означающий признание права ученика на уважение его личности , истории жизни, признание особенностей и уровня развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а, следовательно, и признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор.

воспитательного процесса

Основу воспитательного процесса составляют такие направления как:

  • Философическое;
  • Диалогическое;
  • Этическое воспитание.

Философическое воспитание

Философическое воспитание — это воспитание надситуативного мышления, способности к обобщениям, чтобы ребенок мог за фактом видеть явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы человеческой жизни».

Философическое воспитание как раз и предполагает формирование понятий и представлений о такой жизни, которая достойна Человека, добродетельного и волевого.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Первое — обнаружение ценности (значимого для себя) за предметами, вещами, действиями, событиями, фактами и явлениями.

Второе — предъявление социально-культурной ценности детям так, чтобы она была воспринята ими «в своем пленительном и глубоком значении».

Третье — находить такие формы взаимодействия с детьми, которые активизируют духовную деятельность по ценностному осмыслению жизни, учат искусству поиска смысла жизни, когда юные граждане задумываются о своем предназначении.

пять методических направлений, обеспечивающих реализацию идей философического воспитания

Четвертое — упражнение детей в общепринятых формах ценностных отношений к истине, добру и красоте.

Пятое — это постоянное осмысление детьми своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.

Диалогическое воспитание

Диалогическое воспитание — это стиль педагогического взаимодействия, если хотите, стиль жизни. Диалогическое воспитание — это организация такой жизни воспитанника, когда он находится в постоянном диалоге с самим собой, с картиной, книгой, музыкой, другим человеком и т.д. и т.п.

Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, хотя стремление к диалогу — родовое, природное качество человека.

Инициировать диалоги, вести их, поддерживать, делать естественными и необходимыми умеет учитель-профессионал.

Этическое воспитание

При осуществлении этического воспитания педагог «возвышается до ученика» , до той высокой этики, когда восприятие ребенка, взаимодействие с ним выстраиваются в широком русле «человек — человек» и ученик принимается учителем «равным себе»: не равным по опыту жизни, уровню образования и т.п., а равным потому, что ученик — Человек и с ним возможно ценностно-смысловое единство.

Образ жизни, достойной Человека, не может сформироваться, если у подростка не развито философическое отношение к Человеку как к «наивысшей ценности, если нет мировоззренческого видения Человека как дитя природы и культуры, как созидателя и творца всего, что нас окружает».

Этический характер воспитанию придают взаимоощущение и взаимодействие , выражающиеся в том, что педагог принимает воспитанника как данность и, в свою очередь, ребенок тоже принимает учителя как данность.

В процессе этического воспитания мы приучаем ребенка и к тому, что у него есть запреты, табу, но таких запретов немного — всего два:

нельзя посягать на другого и нельзя не работать.

основные направления мысли и педагогических действий в этическом воспитании школьников

  • 1. Уважение личности учащегося вне зависимости от его положения, успехов, внешнего портрета, статуса в коллективе, семейной принадлежности, физических и психических особенностей.
  • 2. Опора на наличные достоинства личности. Всегда исходить из того, что в малом или большом эти достоинства есть у всех. Учитель же призван замечать, видеть эти достоинства и оглашать их перед всеми
  • 3. Общее принятие индивидуальности, человеческой непохожести, ведь не такой, как я, — не означает плохой.

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека

Механизм формирования образа жизни, достойной Человека. Н.Е. Щуркова указывает на постепенное, пошаговое движение. Мысль Н.Е. Щурковой такова: способность осознания, оценочной рефлексии, определение и принятие образа жизни требуют определенной интеллектуальной, духовной и душевной зрелости, того, что выливается в жизненный опыт.

Индивидуальное восхождение ребенка к культуре происходит, по утверждению Н.Е. Щурковой, благодаря успешному протеканию трех взаимосвязанных процессов:

1) освоения как накопления знаний о человеке и окружающем его мире;

2) усвоения как овладения ребенком набором культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

3) присвоения как интериоризации ценностей человеческой культуры.

Источник: https://multiurok.ru/files/kontsieptsiia-vospitaniia-n-ie-shchurkovoi-1.html

Программа воспитания школьника профессора щурковой н.е. — презентация

32. Программа воспитания школьников Н. Е. Щурковой.

1 ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА Профессора Щурковой Н.Е.

2 Воспитание – целенаправленное введение ребенка в контекст современной высокой культуры во имя будущей способности ребенка свободно и счастливо жить в обществе, участвовать в общественной жизни, сохранении и развитии культуры.

3 Программа воспитания – это определение содержания деятельности детей (чем именно наполняется деятельность) во имя достижения воспитательного результата, то есть, воспитательной цели. Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

4 Образ выпускника школы – это образ юности, осознающей социальные связи с обществом, своё место и роль в общественном развитии, подготовленной к созидательной деятельности в контексте общественной жизни и самостоятельному выстраиванию собственной жизни на основании Добра, Истины и Красоты.

5 СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ Ансамбль социальных отношений составляет ядро личности и характеристику ребенка как личности. поэтому с точки зрения содержательной, воспитание может быть определено как целенаправленное формирование системы отношений к миру.

6 НО: Отношение к объекту реальности рождается на основании знаний об объекте, и в процесс формирования отношений обязательно встраивается осмысление объекта, открываемого ребенком и осваиваемого им, – знания об этом объекте.

И, следовательно, процесс целенаправленного формирования отношений обязательно предполагает познание мира как на уровне представлений, так и на уровне понятийном. Формируемые отношения находят свое реальное ежемоментное выражение действенности отношений при соответствующих умениях.

Следовательно, необходимо оспособить школьника жизненно важными умениями для свободного волеизъявления личностных отношений.

7 Объект (ценность) эмоции знание умения отношение

8 ЦЕННОСТИ КАК СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ ЯДРО ПРОГРАММЫ Основой для создания программы должна служить выделенная из множества жизненных отношений емкая, лаконичная система отношений, обеспечивающая достижение цели воспитания. ?

9 Объекты наивысшей значимости для жизни человечества отражены в крайне абстрагированных категориях, называемых ценностями: «человек», «жизнь», «общество», «природа», «Я».

10 Отношения к наивысшим ценностям – ценностные отношения- и составят содержание воспитательного процесса, а, следовательно, и содержание программы воспитания.

11 ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни; 2. формировать образ достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты; 3.

развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях; 4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми; 5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой; 6.

вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях; 7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире; 8.

способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития; 9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

12 ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса. Человек как наивысшая ценность и уважение человека как ценностное отношение.

Общество как ценностное социальное условие жизни и признание безусловного исполнения законов общественной жизни. Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение. Природа как базовая ценность земной ниши для жизни и любовь к природе как ценностное отношение.

«Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение.

13 2.

Линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам при психолого-педагогическом учете возрастных особенностей развивающихся школьников — последовательное расположение каждого блока для каждого возрастного периода с его доминантной ценностью. 1. В периоде начального обучения — «Правила жизни» (социальные нормы). 2. Для младшего подросткового периода – «Человек». 3. Старший подростковый период — «Общество». 4. В период воспитания старшеклассника — «Жизнь». 5. Для юношества 11-го класса, — «Что есть «Я»? Лейтмотив работы педагога с детьми в разные возрастные периоды их личностного становления адекватен доминантной идее этого периода: Творим своё «Я» как представителя человечества. Выстраиваем образ достойной Человека жизни. Наша жизнь располагается в обществе». Живем среди других людей». Живем по человеческим правилам жизни.

14 3. Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения, предписывает методику воспитания ценностного отношения. Отношение интегративно, складывается и рождается из трех компонентов.

Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее. (Нельзя обижать слабого…Человек должен творить самого себя… Сила моя в разуме… Уважать – это утруждать себя для другого…).

Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.(Я люблю музыку… Мне нравится читать…Как хорошо, когда учитель красивый… Приятно получать подарки, но дарить – тоже приятно… Больно за несчастных людей…).

Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь субъека с объектом внешнего мира. (Мы посадили цветы в школьном саду… Надо вставать при входе взрослого и дамы… Малыш сказал ссорящимися: «Нельзя кричать на человека»…

Юноши на балу не допускают стоять девушкам у стены в одиночестве… Поставили спектакль в Доме ветеранов…). Принцип целостности означает организацию трехканального педагогического влияния в едином акте деятельности детей – одновременно.

15 Программа воспитания школьника – это развернутое ценностное представление о человеке гуманистической культуры, представленное в динамической картинке как последовательное обретение ребенком личностных ценностных новообразований, обеспечивающих его восхождение к образу достойного Человека.

16 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 КЛАСС). Восприятие окружающего мира. Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития.

Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника. Правила человеческих взаимоотношений. Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности). Правила игры и развлечений. Гигиенические нормы человеческой жизни.

Культура пользования предметами и вещами. Правила поведения в общественных местах.

17 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС) Человек в принципиальном отличии от животного. Человек как homo sapiens («человек разумный»). Человек как homo moralis («человек моральный»). Человек как homo faber («человек созидательный»).

Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире. Человек как homo ludens («человек играющий»). Другой человек — это другой. мир. Группы людей с их отличительными свойствами и чертами. Люди – это мужчины и женщины. Человек как созидатель и потребитель средств жизни.

Человек как житель планеты Человек великий и человек ничтожный.

18 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 КЛАСС) Общество как среда и условие жизни человека. Стадо и человеческое сообщество. Социальное устройство общества.

Школьная учебная деятельность есть объективная необходимость общественного человека, желающего быть свободным в обществе. Отечество и соотечественники Свобода человека и долг общественного человека. Социальные роли человека в общественной жизни.

Роль личности в общественной жизни и истории человечества. Язык общественного человека Природа как источник средств существования общества.

19 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9-10 КЛАСС) Существование особи на земле и жизнь человека на земле. Жизнь природы как объект внимания, размыщления, заботы и отдохновения человека. Человек как субъект.

Образ жизни, достойный человека. Школьная учебная деятельность как ступень к овладению способости выстраивать счастливую жизнь. Восприятие жизни как неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего.

Счастье жизни и смысл жизни Жизнь и смерть человека как ценностная альтернатива.

20 КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ (11 КЛАСС). Индивидуальность как уровень духовного развития личности. Достоинство как ядро духовного мира индивидуальности.

Индивидуальность как творец уникального жизненного пути Школьная учебная деятельность – ключевое средство развития индивидуальных способностей, таланта и свободы творчества. «Моё Я» как представительство человечества. «Моё Я» в альтернативе Добра и Зла.

Самоутверждение личностного «Я» в общественной жизни. Мировоззрение человека. «Моё Я» как система.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/352444/

Uchebnik-free
Добавить комментарий