32 Понятие и классификация социальных норм

Виды социальных норм

32 Понятие и классификация социальных норм

Слово «норма» переводится с латинского языка как «правило, образец, стандарт». Нормы — это установленные образцы, предписания, стандарты поведения участников социального общения.

Нормы бывают несоциальные (естественные, технические) и социальные. Социальными нормами регулируются взаимоотношения между людьми.

Понятие социальной нормы

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Признаки социальных норм:

  • регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);
  • являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;
  • появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;
  • рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;
  • за нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

Классификация социальных норм

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:

  • Во-первых, по способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут — только в результате сознательной деятельности людей.
  • Во-вторых, по способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные.
  • В-третьих, в зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Моральные нормы поддерживаются силой общественного мнения или внутренним убеждением человека.

Мораль предполагает ценностную оценку личности не только к другим людям, но и к себе, чувство личного достоинства и самооценку своего поведения.

Высшими моральными принципами для человека являются его:

  • совесть;
  • порядочность;
  • честность;
  • осознание собственного долга.

Обычаи, традиции и деловые обыкновения

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.

К разновидностям обычаев относятся ритуалы и обряды – выполнение определенных символических действий.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Данные правила предусматривают определенный порядок в какой-либо сфере, они имеют локальный характер.

Например, принято, что в школе ученика встают при появлении учителя в классе. Или в организации проводятся планерки в какое-то конкретное время.

Вас может заинтересовать ментальная карта «Кредитный договор с банком», где перечислены наиболее распространенные нарушения банков

Или уточните ЗДЕСЬ как в судебном порядке оспаривается прекращения трудового договора

Что такое корпоративные нормы?

Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах (молодежных, женских, творческих, научных, культурно-просветительских, спортивно-оздоровительных и других объединений).

Данными нормами устанавливается порядок создания и деятельность всех этих обществ, а также их взаимоотношения с государственными органами и другими организациями.

Корпоративные нормы создаются самими общественными объединениями и прописываются в уставах и других учредительных документах.

Корпоративные нормы обязательны только для членов таких объединений.

Если члены объединений нарушают корпоративные нормы, к ним применяются различные санкции – выговор, исключение из объединения и др.

Некоторые наиболее важные стороны организации и деятельности общественных объединений регулируются также и юридическими нормами.

Законодательством определяется порядок образования и их деятельность некоторых общественных объединений.

В Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на объединение, конституцией предусмотрена свобода общественных объединений.

Запрет установлен только на преступные объединения, использующие насильственные методы.

Религиозные нормы

Религиозные нормы — правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями. Религиозные нормы являются обязательными для верующих.

Религиозные нормы изложены в религиозных книгах, например, в Библии, Коране, Талмуде и др., кроме этого церковные организации, церковные деятели принимают различные акты.

Религиозные нормы определяют порядок церковных обрядов, служб, соблюдение постов и т.д.

Религиозные нормы могут устанавливать и нравственные правила, например, заповеди из Ветхого Завета — не убий, не укради, почитай родителей своих и др.).

Политические нормы

Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений). Эти отношения направлены на то, чтобы завоевать либо упрочить государственную власть.

Политические нормы могут излагаться в форме политических лозунгов (например, принцип демократии, свободы слова и др.), а также в виде конкретных норм – приватизация, пенсионная программа, реформа образования и т.п.)

Политические нормы могут излагать в своих трудах философы, политические деятели, лидеры политических партий, социальных движений, их взгляды можно услышать в публичных выступлениях, прочитать в уставах и программах партий и иных общественных объединений.

Политические нормы могут касаться государственной власти, форм управления, различных программ.

Нормы права

Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Нормы права являются выражением государственной воли, издаются государством в определенной форме (закон, постановление, указ и т.п.).

За нарушение правовых норм следуют наказания со стороны государства.

Виды норм права по различным основаниям:

  • по отраслям права – нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и т.п. права,
  • по функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные;
  • по характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.
  • по кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

Общие черты социальных норм

Все виды социальных норм имеют общие особенности: это правила поведения, которые являются обязательными для определенного круга людей либо для общества в целом. Они должны применяться постоянно, порядок их применения регламентирован, за их нарушения следуют наказания.

Социальные нормы устанавливают границы поведения людей, которые являются допустимыми в определенной жизненной ситуации. Социальные нормы соблюдаются, либо по внутреннему убеждению человека, либо из-за возможных санкций.

Санкция – это реакция людей (общества) на поведение того или иного лица в конкретной ситуации. Санкции могут быть поощрительными и наказывающими.

Санкции выполняют необходимую функцию контроля за выполнением социальных норм.

Девиантное и конформистское поведение

Девиантное (отклоняющееся) поведение – это поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм.

Существует деструктивный и асоциальный тип девиантного поведения:

  • деструктивный тип – это отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания и др.),
  • асоциальный тип — это поведение, наносящее вред обществу (нарушение правил поведения в общественных местах, нарушение трудовой дисциплины и т. п.).

Противоположностью девиантному поведению является конформистское поведение, т.е. такое поведение, которое соответствует принятым в обществе нормам и ценностям.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/vidy-sotsialnykh-norm/

Социальные нормы: понятие, классификация

32 Понятие и классификация социальных норм

10. Понятие и признаки социальных норм

Социальные нормы — это правила, регулирующие поведение людей в обществе. Для них

характерны следующие черты:

1. Социальность. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя:

а) людей;

б) общественные отношения, то есть отношения между людьми и их коллективами;

в) поведение людей. Таким образом, социальные нормы формируют социальные структуры И регулируют социально значимое поведение человека.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм (система) объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не конкретно (поименно), а путем указания на их типовые признаки. Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм:

социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступления в процесс регулирования. Здесь надо заметить, что социальные нормы всегда по содержанию определены, но типовым образом, как общая модель поведения.

4. Социальные нормы есть меры свободы индивида, устанавливающие пределы его социальной экспансии, поведенческой активности, способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Обязательность. Социальные нормы как нормативное выражение социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

6. Процедурность. Социальному регулированию присуща процедурность, то есть наличие тех или иных процедурных форм, детально регламентированных порядков реализации, действия социальных норм.

7. Санкционированность. Каждый нормативный регулятор имеет механизмы обеспечения реализации своих предписаний.

8.Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества.

Во всяком случае, общество должно стремиться к формированию такой системы, совершенствованию ее системных качеств, налаживанию взаимодействия между видами социальных нормВсе социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям: — по способу их установления (создания);

— по средствам охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права — правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2.

Нормы морали (нравственности) — правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3.

Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4.

Нормы обычаев — это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5.

Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6.

Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей.

Особенность реализации норм ритуалов — их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

37. Соотношение норм права и норм+ морали.

Мораль (нравственность) — это взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т. д.

Взаимодействие права и морали в обществе — сложный, многогранный процесс. Наиболее характерной чертой взаимодействия права и морали является их сближение, взаимопроникновение, усиление их согласованного воздействия на общество.

Единство права и морали выражается в наличии у них определенных общих черт: право и мораль — это правила поведения, право и мораль — обладают общим характером, право и мораль — это регулятор общественных отношений, право и мораль — это продукты сознательной волевой деятельности людей. В процессе совместного регулирования общественных отношений возникает качественно новое явление — морально-правовое воздействие.

Право и мораль имеют общие черты:

право и мораль являются надстройкой над экономическим базисом общества;

право и мораль имеют нормативное содержание и призваны быть регулятором поведения человека, общественных отношений;

право и мораль основаны на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей идеалам свободы и справедливости.

Различия.

1.Если право возникает вместе с государством, то мораль рождается задолго до появления государственно-организованного общества.

2.Право состоит из норм, установленных и санкционируемых в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. Мораль же включает не только нормы, но и представления, чувства, т.е. является более сложным по своей структуре явлением.

3.В нормах права выражается и закрепляется воля народа, в морали же воля выступает в форме общественного мнения.

4. норм права характеризуется определенностью, конкретностью. Моральные же требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования.

5.Отличие норм права и морали проявляется также и в характере гарантий осуществления этих норм. Нормы морали реализуются в силу привычки, внутренних побуждений.

Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним — сила общественного мнения.

Право же опирается на собственный моральный авторитет, но в качестве гарантии воплощения его норм выступает авторитет и принудительная власть государства.

6.Право и мораль опираются на меры принуждения, но их характер и способ осуществления различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения. Мера осуждения не регламентирована (обсуждение, порицание, предупреждение). В случае же совершения правонарушения соответствующие государственные органы обязаны принять меры, предусмотренные законодательством.

7.Различие между нормами права и морали проявляется и в оценке мотивов поведения человека.

Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение или преступление, но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если его поведение по своим результатам является законным. С моральной же точки зрения важно выявить мотивы человека в выборе определенного варианта поведения, которое внешне является правомерным и нравственным.

8.Различны и исторические судьбы права и морали. Право отомрет вместе с государством, а нормы морали получат свое развитие, обогатятся новым содержанием, останутся одним из основных видов регулирования поведения людей в обществе.

38. Понятие, структура и виды правосознания.

Правосознание — это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. У людей всегда присутствует какое-то отношение к праву, следовательно, правосознание существует непрерывно.

Особенности: Правосознание вступает во взаимодействие с другими формами общественного

сознания, моралью, политическими взглядами, нравственным сознанием, причём все они тесно связаны, т.е. изменение одного, существенно отражает на другом.

В итоге по вопросу о сущности правосознания можно сказать, что недостаточно рассматривать только объективные или субъективные факторы, следует исходить из того, что на деле имеет место их взаимодействие.

Элементы правосознания — это те психологические формы, которые возникают в результате общественных отношений, в частности, правоотношений.

Структура правосознания:

1. Правовая идеология — это отражение правовой действительности в форме систематизированных взглядов, идей, принципов, понятий и т.п., осуществляемое на рациональной основе, т.е. оно связано с

логическим мышлением, а не с чувственным опытом. Это рациональный компонент структуры правосознания.

2.Правовая психология — совокупность настроений, чувств, переживаний, в которых выражено отношение к праву. Это эмоциональный компонент структуры правосознания. Правовая психология также состоит из нескольких элементов:

а) Стойкие компоненты — обычаи, традиции, привычки (отрицательное отношение к преступлениям против личности).

б) Подвижные компоненты — настроения.

Для понимания того, что есть правосознание имеет смысл рассмотреть его разновидности. Основаниями разделения правосознания на виды можно взять уровень осознания необходимости права, глубину проникновения в сущность права и правовых явлений в обществе, которые позволяют дать его качественную характеристику.

По данным критериям правосознание делится на следующие уровни:

1) По уровню отражении правовой действительности:

1.Обыденное — присуще основной массе людей, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права, здесь правовые воззрения тесно переплетаются с нравственными представлениями. 75% такого правосознания составляет правовая психология.

2.Профессиональное — складывается в ходе специальной подготовки, в процессе осуществления практической юридической деятельности. 75% такого правосознания составляет правовая идеология.

3.научное — характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

2) По субъектам:

1.Индивидуальное — складывается под влиянием, как внешних, так и внутренних факторов, что и объясняет диаметральное различие такого правосознания.

2.Групповое — т.е. правовые представления и чувства тех или иных социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ.

3. Массовое — характерно для нестабильных, временных объединений людей (митинги, демонстрации, бунтующая толпа).

4.Общественное — правосознание макроколлективов (население страны, континента, исторической эпохи; наций и народностей; общества в целом).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_101088_sotsialnie-normi-ponyatie-klassifikatsiya.html

Классификация социальных норм

32 Понятие и классификация социальных норм

Социальные нормы классифицируются по трем основаниям:

  1. Сфера регулирования общественных отношений:

    • нормы права, охраняемые государством и установленные им;
    • нормы морали, устанавливаемые в соответствии с нравственными представлениями людей о добре и зле, достоинстве, долге и чести, охраняемые силой общественного мнения;
    • нормы обычаев, сложившиеся в ходе длительного повторения людьми определенных действий и закрепившиеся как устойчивые нормы.

    Замечание 1

    Для первобытного общества характерна была разновидность обычая – ритуал – это правило поведения со строго заданной формой исполнения. Причем главное значение имеет именно форма исполнения ритуала.

    Позже стали выделять в ритуальных действиях обряды – это символические действия в правилах поведения. Обряды имели определенные воспитательные цели и серьезно влияли на психику человека.

    • нормы традиций – обобщенные правила, передававшиеся из поколения в поколение;
    • политические нормы, являющиеся общими правилами поведения, связанные с осуществлением государственной власти;
    • экономические нормы – правила поведения, связанные с производством, распределением и потреблением материальных благ;
    • корпоративные нормы, устанавливаемые самими общественными организациями для регулирования общественных отношений внутри их;
    • религиозные нормы.
  2. Способ образования социальных норм:

    • стихийное образование – обряды, традиции;
    • нормы права – образовавшиеся в ходе сознательной деятельности человека.
  3. Способ закрепления:

    Правила поведения могут быть:

    • письменные – правовые нормы, имеющие государственную защиту;
    • устные – это нормы морали, обычаев, традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Таким образом, социальные нормы могут быть, как созданы, так и сложиться стихийно, могут закрепляться в письменной форме и передаваться устно.

Замечание 2

В обществе сегодня действуют два основных вида правил поведения – социально-технические и собственно социальные.

Используются эти правила для того, чтобы отрегулировать поведение человека в отношениях его с природой, техникой, в сфере общественных отношений.

Разнообразная деятельность людей в обществе рождает и разнообразие правил поведения, а их совокупность обеспечивает регулирование отношений.

Соотношение социальных и правовых норм

Право в системе нормативного регулирования отличается от других социальных норм, что определяется его свойствами.

Свойства права:

  • его связь с государством, обеспечивающим выполнение этих норм;
  • определенность норм права четко описывающих поведение человека, потому что другие виды социальных норм этих свойств не имеют;
  • его системность, нормы регулируют поведение комплексно, взаимосвязано.

Таким образом, единственной нормативной системой, стремящейся преодолеть противоречивость отдельных предписаний, является право.

Другие социальные нормы не способны единообразно урегулировать какой-либо вид общественных отношений. Соотношение социальных норм и права определяется их единством, различием, взаимодействием.

Главное единство права и морали состоит в том, что эти категории надстроечные и представляют собой разновидность социальных норм. Различие связано с тем, что нравственные нормы формируются в сознании людей, а нормы права устанавливает государство.

В основе морали лежит сила общественного мнения, а право обеспечивается принуждением государства. Право и мораль имеют однонаправленность действия, поддерживая друг друга в упорядочении общественных отношений.

Противоречия заключаются в том, что с точки зрения права нечто может быть позволительным, а с точки зрения морали осуждается.

Пример 1

Например, отец незаконнорожденного ребенка по закону не обязан платить алименты, а мораль это осуждает.

Регуляторами общественной жизни, как в прошлом, так и в настоящем являются право и религия, которые могут находиться и в состоянии взаимоподдержки и в состоянии конфликта. Их взаимоподдержка заключается в том, что и право и религия воздействуют на поведение людей.

Кроме этого, правовое положение церкви в России регулируется Федеральным законом «О свободе совести религиозных объединений». Религиозно-нравственные предписания побуждают человека следовать нравственным нормам – «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй».

Надо сказать и о том, что существуют не только легальные, но и нелегальные религиозные организации. На основе вероучения церковь объединяет единоверцев и противопоставляет им иноверцев, подобные противопоставления, в основе которых лежат религиозные убеждения, свойственны религиозному экстремизму, а он может принять крайние формы.

В этом плане право выступает сдерживающим фактором и способствует достижению определенного согласия цивилизованным путем.

Примером является секта Аум Сенрике, разрушающая человека, как личность, ломающая психическое и физическое здоровье. Деятельность таких религиозных организаций находится в конфликте с нормами права.

Право имеет взаимосвязь с обычаем, который лежал в основе социальной организации общества на ранней стадии его развития. Обычай определял общие нормы поведения отдельных членов.

И право и обычаи взаимно поддерживали друг друга, регулируя одни и те же общественные отношения. Из обычаев могли «рождаться» законы.

Конфликтные отношения между правом и обычаем складываются на основе их различий.

Замечание 3

История показывает, что какое-то противоречие может достичь острого конфликта. Например, насильно навязанное советское право государствам Средней Азии. В результате конфликта возникли две формы правления – официальная форма – республика, а неофициальная – монархия. Обычаи более устойчивы и консервативны, а право более изменчиво и претерпевает изменения при смене форм государства.

Антагонизм норм

Между нормой и отклонением при распределении норм создается с одной стороны социальный антагонизм, а с другой стороны поддерживается система равновесия.

В результате возникает правопорядок, который в каждом обществе уравновешивает противостояние разных групп и системы быта гражданского, публичного, военного и др.

Центром всей системы является гражданский быт, вокруг него вращаются все остальные.

Особенностью системы правового равновесия является её универсальность. Система правового равновесия охватывает глобальную власть, мировые интересы и другие области международной социальной жизни.

Подобная точка зрения, скорее всего, отражает желаемую сторону общественной жизни. Выразителем политического баланса сил в обществе являются правовые нормы.

Но, надо сказать, что сами субъекты политического действия не считают, что обязаны подчиняться нормам ими же санкционированными. Субъекты политического действия руководствуются двойственным представлением о «легальности», «законности», « преступности».

Если нормальный член общества, как правило, законопослушен, то высокий управленец попадает в обособленную область, в которой эта самая «законопослушность» становится относительной.

С первых шагов профессиональной подготовки сотрудники спецслужб начинают осваивать навык постоянного разделения двух планов социальной реальности – «нормативного» и «политического».

В одном доминируют общие социальные законы, а в другом – цели, задачи, методы профессиональной работы, выходящие за рамки законов.

Социально-юридические законы и нравственно-этическая сфера имеют между собой связь.

«Моральным» одновременно может считаться законное и легитимное, а отсюда нарушение законов отождествляется как с юридическим, так и с моральным психологическим поступком.

Психологическому раздвоению, поэтому постоянно подвергается сотрудник спецслужб. Он должен одновременно удерживать две логики и два плана, оставаясь в рамках конкретного общества с присущими ему нормами, а с другой стороны принадлежит к реальности, где доминируют иные представления о «допустимом» и «недопустимом».

Можно внешне соблюдать многие социальные нормы, но не разделять ни их цели, ни нормы. Такое раздвоенное состояние характерно для целого ряда социальных групп – этнические диаспоры, организованная преступность, террористические организации, масонские ложи и др.

Для сохранения связи с двумя разными планами жизни члены этих социальных групп вырабатывают навык к раздвоенному существованию. Со временем такое существование укрепляется, становится стабильным и освоенным. Данная особенность получила название «двухуровневое существование».

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/socialnye_normy_i_ih_funkcii/klassifikaciya_socialnyh_norm/

32. Понятие и классификация социальных норм

32 Понятие и классификация социальных норм

Социальныенормы -это общеобязательные и объективнонеобходимые правила поведения,со­вместного человеческого бытия,регулирующие гра­ницы возможных идолжных действий.

Выделяют следующиевиды социальных норм:

  1. обычаи — это устойчивые правила поведения лю­дей, которые складываются исторически в ре­зультате многократного повторения, сохраняются в сознании людей и охраняются с помощью общест­венного мнения;

  2. религиозные нормы — это совокупность таких правил поведения, которые выражают определен­ное мироощущение и мировоззрение, базирующая­ся на вере в сверхъестественные силы и существо­вание Бога;

  3. корпоративные нормы — это комплекс правил поведения, которые устанавливает какая-либо кор­поративная организация для регулирования отно­шений между своими членами. Корпоративные нор­мы должны действовать в пределах установленных государством полномочий;

  4. политические нормы — это правила поведения, имеющие общий характер, которые учреждаются и санкционируются субъектами политической си­стемы для формирования и использования государ­ственной власти;

  5. организационные нормы — это правила пове­дения, которые регулируют отношения, связанные с организационными и производственными зада­чами.

Другая классификацияделит социальные нормы на следующиевиды:

1) нормы морали;

2) семейные нормы;

3) этические нормы;

4) нормы традицийи привычек; 5)деловые обыкновения;

6)правила этикета.

Социальные нормы,кроме того, характери­зуют следующиеособенности:

1) предметомрегулирования являются общественныеотношения;

2) субъекты социальныхнорм — люди, которые явля­ютсяпредставителями социальной сферы.

33. Соотношение права и морали

Огромнуюроль в регулировании общественныхот­ношений играют право и мораль. Ихглавным назначе­нием являетсяцеленаправленное воздействие напо­ведение людей, обеспечивающееинтересы отдельных индивидов, социальныхгрупп или общества в целом.

Считают, чтоправоявляетсясистемой общеобязательных, формальноопределенных юридических норм, выражающихгосударственную волю, устанав­ливающихсяи обеспечивающихся государством ина­правленных на урегулированиеобщественных отно­шений.

Моральже(нравственность) есть система историческиопределенных норм, взглядов, принци­пов, убеждений, выражающихся впоступках людей, регулирующих их действияс позиций добра и зла, справедливого инесправедливого, честного и бесчестного,поощряемого и порицаемого, благо­родства,совести, порядочности и других аналогич­ныхнравственных критериев. С этой точкизрения дается моральная оценка всехобщественных отно­шений, поступкови действий людей.

Универсальныекатегории морали — «добро» и «зло», черезкоторые оцениваются другие моральныепоня­тия: честь, совесть, порядочностьи т.п.

Соотношение междуправом и моралью весьма не простое,поэтому его анализ предполагает анализследующих четырех составляющих: 1)единства; 2) взаимодействия; 3)различия;4)противоречия.

Единство праваи морали заключается в сле­дующем:

1) право и моральявляются универсальными регуля­торамиповедения людей, имеют способностьпро­никать в различные областиобщественной жизни;

2) право и моральявляются многомерными образо­ваниями,имеющими сложную структуру, котораясостоит из одинаковых и взаимодействующихмежду собой элементов;

3) право и моральдействуют в едином «поле» со­циальныхотношений;

4) право и моральслужат общей цели — совершен­ствованиюи упорядочению общественной жизни,регулированию поведения людей, поддержаниюпорядка, согласования интересов личностии об­щества, обеспечения и возвышениядостоинства человека;

5) право и моральявляются социальными регулято­рами;имея отношение к проблемам свободнойволи индивида и его ответственности засвои действия. Тесное единство ивзаимосвязь права и морали определяюти их социальное и функциональноевзаи­модействие, проявляющееся вследующем:

1) право и моральпомогают друг другу в упорядоче­нииобщественных отношений, в формированииу людей установленной юридической инравствен­ной культуры;

2) правовые иморальные требования во многом со­впадают:действия субъектов, осуждаемые ипоощ­ряемые правом, осуждаются ипоощряются и мо­ралью;

3) право обязываетсоблюдать законы, к тому же стре­митсяи мораль;

4) взаимодействиеправа и морали часто выражается в прямойидентичности их требований к человеку,в воспитании у него высоких гражданскихкачеств;

5) право и моральподдерживают друг друга в дости­женииобщих целей, применяя для этого присущиеим методы;

6) правовые нормыявляются проводником морали,

фиксируют и защищаютморальные ценности; 7) мораль выступаетв качестве ценностного крите­рияправа.

Нравственные нормыподключены ко всем этапам формированияи социального действия права. Также онивыступают значимым факторомсовершенствова­ния правовой системы.

Источник: https://studfile.net/preview/7458715/page:26/

Понятие и классификация социальных норм

32 Понятие и классификация социальных норм

Все действующие в обществе нормы принято подразделять на две группы – социальные и технические.[265] Такое разграничение происходит, главным образом, по предмету регулирования.

Социальные нормы регулируют отношения между людьми и их объединениями, а технические нормы – отношения между человеком и внешним миром, природой, техникой; это отношения типа «человек и машина», «человек и орудие труда».

Особенностью второй группы взаимосвязей (отношений) является то, что на другой, по отношению к человеку, стороне находятся неодушевленные предметы. Технические нормы определяют приемы и способы обращения с естественными и искусственными объектами, технологические процессы.

Социальные и технические нормы помимо предметов регулирования различаются также по их содержанию, конструкции, способам фиксации, степени общности, формальной определенности и некоторым другим параметрам.

Общее у технических и социальных норм то, что они имеют дело с человеческой деятельностью, а различия – в объектах и методах регулирования.

[266] Некоторые технические нормы получают закрепление в правовых актах и таким образом приобретают юридическую силу, их называют технико-правовыми.[267]

Социальные нормы регулируют поведение человека в обществе и представляют собой определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения.[268]

Социальные нормы прошли сложный процесс становления, тесно связанный с формированием человеческого общества. Как отмечает В. С.

Нерсесянц, появление социальных норм и сознательного нормативного регулирования связано с переходом от животной стадности к человеческому обществу, с процессом социализации отношений, с поведением человека как особого природно-биологического и общественного существа.

[269] Историческое развитие, смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социального регулирования: отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение и формы взаимодействия социальных регуляторов (правовых, моральных, религиозных, политических и др.).

В качестве общих признаков социальных норм можно назвать следующие:

социальность– социальные нормы определяют, каким может или должно быть поведение субъекта с точки зрения интересов общества;

нормативность– социальные нормы действуют как определенные стандарты поведения, имеют общий характер – сформулированы в виде общей модели поведения; их адресаты определены не поименно, а путем указания типовых признаков (пол, возраст, вменяемость, партийная или религиозная принадлежность и т. п.); они рассчитаны на многократное применение, т. е. вступают в действие всякий раз, когда возникает предусмотренная нормой типовая ситуация;

сочетание объективности и субъективности – социальные нормы складываются закономерно, исторически, в связи с тем, что общество представляет собой сложный социальный организм и нуждается в регулировании внутренних процессов.

В то же время возникновение и конкретное содержание социальных норм связано с волей и сознательной деятельностью людей.

«Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом»;[270]

культурная обусловленность – социальные нормы соответствуют характеру социальной организации, уровню развития общества, типу культуры.[271] Они изменяются вслед за изменениями общественных отношений.

Социальные нормы весьма многочисленны и разнообразны, что связано с богатством и неоднородностью общественных отношений. Поэтому классификация социальных норм может быть осуществлена по различным основаниям.

В зависимости от сфер жизни общества, в которых действуют социальные нормы, они подразделяются на политические, экономические, религиозные и др.

; в зависимости от способа образованиявыделяют спонтанные и директивные нормы; по характеру воздействия на социальную среду – прогрессивные и регрессивные, функционирующие и нефункционирующие; по структуре – простые и сложные и т. д.

Однако наиболее распространенным является подразделение всех норм в зависимости от социальной направленности. С этой точки зрения выделяют:

– правовые нормы;

– моральные нормы;

– религиозные нормы;

– нормы обычаев, традиций;

– семейные нормы;

– корпоративные (нормы организаций и объединений);

– эстетические нормы;

– правила этикета, корректности, приличия, обрядов и ритуалов.

Таким образом, можно констатировать, что в обществе присутствует нормативный плюрализм. При этом, как справедливо заметил И. Ю. Козлихин, «нормативные системы, существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер.

Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей, той, которая обеспечивает социальную солидарность, т. е. осуществляет интегративную функцию.

Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т. д.».[272]

Предыдущая27282930313233343536373839404142Следующая

Дата добавления: 2015-05-13; просмотров: 968; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/3-46276.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий