32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

2.Сословно-представительные учреждения в странах Западной Европы

32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

В 8-15вв. господствующейформой государственного устройства вЕвропе становится сословная монархия.В большинстве стран она пришла на сменуфеодальной раздробленности.

Процессукрепления государства означал длякороля борьбу с сепаратизмом крупныхфеодалов, создание бюрократического аппарата, налоговой системы и постояннойармии.

Все это было бы невозможноосуществить без надежной социальнойбазы, без поддержки основных сословий.

Сословно-представительныеучреждения возникли в результатесотрудничества королевской власти,рыцарства и горожан.

Парламент англии

Становление иразвитее Английского парламентапроисходило в период с 8-15вв.

, за такойдлинный временной период парламентразвивался, учась на своих ошибках,благодаря ему Англия представляланаиболее свободную в политическом иправовом смысле страну, наиболее мощноегосударство всего западного мира, центрогромной колониальной империи,существование которой также обеспечивалополитическую стабильность в стране.

В период сословноймонархии в Англии сложилось учреждение,которое стало неотъемлемой и со временемвсе более значительной частьюгосударственной организации страны -представительный парламент. Своимвозникновением он был обязан какустановившимся к 13-14вв.

политическимформам взаимоотношений сословий Англиис королевской властью, так и особенностямситуации в условиях кризиса властивторой половины 13в.

Немалое значение вэтом длительном процессе сыграли итрадиции привлечение короной высшейзнати к решению государственных дел,восходящие к ленной монархии.

Историческимначалом сословного представительствабыли собрания вассалов короля, которыес середины 12в. стали обязательной частьюгосударственной жизни. В 1146г. с участиембаронов и епископов (как светских идуховных вассалов короны) были утвержденыКларендонские статьи.

Согласие такогособрания на законодательные предложениякоролей впредь стало считаться болеечем желательным. Созываемое королемтакое собрание стало играть и рольвысшего суда — судапэров(равных). Во второй половине 12в. в собранияхучаствовали уже не только высшие, но исредние вассалы (» старшие и меньшиебароны «). В Великой хартии 1215г.

быласпециально оговорена обязанностькороны, созывать в необходимых случаях и в специальном порядке » архиепископов,епископов, аббатов, графов и старшихбаронов…. и, кроме того… всех тех, ктодержит от нас непосредственно… копределенному дню и в определенноеместо (ст. 14) .

В дальнейшем, опираясь наХартию, сословия не только неоднократнотребовали от короны ее подтверждения,но и повели политическую борьбу завлияния этого собрания на распределениекоролевских должностей.

Во второй четверти13в. советмагнатов(духовных и светских баронов) сталобязательным спутником королевскойвласти. В 1236-1258гг.

совет созывался подва-три раза в год для совещаний пополитическим вопросам; нередки былитребования магнатов ставить и сниматькоролевских должностных лиц. В условияхкризиса и начавшейся гражданской войныв Англии (1236-1267) влияние советов магнатовусилилось.

По Вестминстерским провизиям1258г. собрание установило даже своеобразнуюсословную опеку над королевскимуправлением, создав исполнительныйсовет 15-ти.

Стремление знатипоставить только под свой контролькоролевскую власть вызвало оппозициюсреди более широких кругов рыцарстваи горожан. Политическим и военным лидеромоппозиции выступил выходец из французскойзнати граф Симонде Монфор.Он стал инициатором организации болееширокого представительства дляформирования новой политическойструктуры.

После захвата оппозициейзначительной территории и поддержкиее Лондоном в июне 1264г., де Монфором былсозван парламентв г. Лондоне, куда, помимо прелатов изнати, были приглашены по 4 представителяот графств.

Это представительствоприняло особый акт — «Форму управления»,составленную де Монфором, где по-новомурешались вопросы власти короля ипредставительства. (Эпизодически рыцарейна государственные собрания призывалии ранее, на протяжении первой половины13в.) В новый созванный де Монфоромпарламент — вянваре 1256г.

— были приглашены не только рыцари отграфств, но и представители поддержавшихоппозицию городов. Это стало рождениемнового учреждения, где были представленыосновные сословия Англии.

К середине 14в.сложилось разделение парламента на двепалаты — верхнюю и нижнюю, палатулордов и палату общин.Эти названия вошли в широкое употреблениепозднее, в 16в.

Верхняя палатавключала представителей светской ицерковной аристократии, входивших и вБольшойкоролевский совет. Лордамрассылались именные приглашения насессии за подписью короля.

В теориимонарх мог и не приглашать того илииного магната; в действительности жеслучай, когда главы знатных фамилий неприглашались в парламент, стали к 15в.редкостью.

Сложившаяся в Англии системапрецендентного права давала основаниелорду, получившему однажды такоеприглашение, считать себя постояннымчленом верхней палаты.

Название нижнейпалаты происходит от слова commons(общины). В14в. оно обозначало особую социальнуюгруппу, включавшую рыцарства и горожан.

Таким образом, общинами стала называтьсята часть свободного населения, котораяобладала полнотой прав, определеннымдостатком и добрым именем.

Постепеннооформилось право каждого принадлежавшегок этой категории подданных избирать ибыть избранным в нижнюю палату парламента(сегодня мы называем такие праваполитическими).

К концу столетиявозникла должностьспикера,который избирался депутатами из своихрядов и представлял палату (отнюдь невозглавляя ее) на переговорах с лордамии королем. Появление этой фигурыхарактерно для специфики нижней палаты,которая была, прежде всего, собранием,т.е. коллективнойорганизацией.

Депутаты избирались на местах по томуже принципу, который действовал современи первого парламента Монфора: подва рыцаря от каждого графства и по двапредставителя от наиболее значимыхгородов. Перечень таких городов неоставался неизменным; соответственноменялось и число членов нижней палаты.В среднем оно составляло в середине14в. двести человек (к началу 18в.

представителей общин было уже болеепятисот).

Члены нижней палаты- в отличие от лордов — получали денежноедовольствие: рыцари графств — по четырешиллинга, горожане — по два шиллинга закаждый день сессии. К началу 15в. этивыплаты стали традиционными.

Духовенство, кромеархиепископов, епископов и аббатовкрупнейших монастырей, приглашавшихсяв палату лордов, участвовало в работепарламента лишь на первых порах. Оноимело свой представительный орган, гдеобсуждались и внутри сословные вопросы,и финансовые отношения с короной.

С 1330г. парламентсобирался не реже одного раза в год(фактически чаще — до четырех раз напротяжении года, когда это требовалаполитическая ситуация).

Заседания, завычетом времени переездов, праздникови прочих перерывов, продолжались всреднем от двух до пяти недель.

Так какпарламент открывался по приглашениюкороля, то его участники собирались втом месте, где в данный момент находилсякоролевский двор. Как правило, это былоВестминтское аббатство.

В 14-15вв. в обществескладывается представление и о статуседепутата. Это понятие равно касалосьчленов обеих палат и включало рядюридических привилегий, прежде всегодепутатскуюнеприкосновенность.Последняя, вошедшая в практику к началу15в., подразумевала охрану жизни иимущества депутатов, а также свободуот ареста (и то и другое — только на времясессии).

Высокий авторитетпредставительного учреждения основывалсяна возможностях, которых парламентсумел добиться за первые полтора столетиясвоего существования. Его компетенцияк середине 15в. была уже вполне обозначена.

Необходимо иметь в виду, что в этотпериод происходило становление системыгосударственного управления в Англии.

Важным элементом этого процесса сталоразделение функций королевскойадминистрации (прообраз современнойисполнительной власти) и парламента.

Значительныхуспехов общины добились в сферезаконодательства. К середине 15в. в Англиисуществовало два типа высших правовыхактов. Король издавал указы (ордонансы).Парламентские акты, принятые обеимипалатами и королем, также имели силузакона. Они назывались статутами.

Процедура изданиястатута предусматривала выработкупредложений нижней палаты (билль).Затем билль, одобренный лордами,направлялся на подпись королю. Йорскийстатус 1322г.

гласил, что все дела,»касающееся положения сеньора нашего,короля… и … положения государства инарода, должны обсуждаться, получатьсогласие и приниматься в парламентенашего господина короля и с согласияпрелатов, графов, баронов и общиныкоролевства» (Цит.

По: Гунтова Е.В.Английское государство в 14-15вв.//Средниевека. Вып. 50. М., 1987. С. 66).

Палаты стремилисьвлиять на назначение и отставку высшихчиновников королевства. В 14в.

складываетсяпрактика отстранения должностных лиц,обвиненных в серьезных нарушениязаконодательства, в злоупотреблениях,в других неблаговидных поступках.

Парламент, впрочем, не имел юридическойвозможности увольнять неугодных емучиновников, но под влиянием выступленийдепутатов король был вынужден смещатьсо своих постов лиц с подорваннойрепутацией.

В условиях борьбыза королевский трон и междоусобицыпарламент легитимизировал смену королейна английском престоле. Так, низложениеЭдуарда 2 (1327г.), Ричарда 2 (1399г.

) и последующаякоронация Генриха 4 Ланкастера былисанкционированы парламентом. В палатеобщин часто радовалась весьма жесткаякритика действий королей. В 1376г.

сантиправительственной петицией выступилспикер палаты Питер де ля Мар.

Судебные функциипарламента также были весьма значительными.Они входили в компетенцию его верхнейпалаты. К концу 14в.

она приобрелаполномочия судапэров иверховного суда королевства,рассматривавшего наиболее тяжкиеполитические и уголовные преступления,а также апелляции.

Палата общин моглавыступать в качестве ходатая сторон ипредставлять лордам и королю своизаконодательные предложения по улучшениюсудебной практики.

Наконец, существовалаеще одна область деятельности парламента,очень важная для понимания роли этогоинститута в государстве и обществе.

Являясь высшей судебной инстанцией изаконодательным органом, парламентпринимал многочисленные петициипо самым разным вопросам — как от частныхлиц, так и от городов, графств, торговыхи ремесленных корпораций и т.д.

Для ихрассмотрения создавались специальныекомиссии, но первоначально петициипоступали в палату общин.

Разумеется, реальнаякартина деятельности парламента былавесьма сложной, но также большой интересвызывает развитие парламентских выборовв средневековой Англии.

Парламент 18-19вв.полностью воспринял организациюисторического английского парламента,но в деятельности его сложилось многоновых конституционных обычаев — вособенности связанных с законодательствоми взаимоотношениями с короной.Конституционные обычаи стали игратьважнейшую роль среди источниковпарламентскогоправа.

Источник: https://studfile.net/preview/406031/page:2/

Органы сословного представительства в странах западной Европы

32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

Сословно-представительная монархия — форма феодального государства, при которой власть короля или крупных территориальных князей (в Германии, Нидерландах) сочеталась с наличием сословно-представительных учреждений. Складывалась в большинстве стран Европы в 13—14 вв. (в Кастилии в 12 в., в Венгрии и Польше в 15 в.

) в процессе формирования общегосударственных сословий (в масштабе целых стран) и органов сословного представительства — центральных (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании, сейм в Польше, Чехии, риксдаг в Швеции и др.) и местных (например, провинциальные штаты во Франции и Нидерландах, воеводские сеймики в Польше и др.).

Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России в 16—17 вв.

Складывание этой относительно централизованной формы феодального государства было связано с ростом городов, товарного производства и обмена, с изменениями вследствие этого форм эксплуатации крестьянства, с обострением на этой почве классовой борьбы в деревне, а также борьбы внутри класса феодалов и противоречий последних с городским сословием.

Главной опорой Сословной монархии были в большинстве стран низшие и средние слои класса феодалов, нуждавшиеся в сильном государственном аппарате для более эффективной эксплуатации крестьян и защиты от притеснений крупных феодалов.

Активно поддерживали Сословную монархию и горожане, стремившиеся к ликвидации феодальной раздробленности, а в некоторых странах также верхушка свободного крестьянства.

Опираясь на эти слои в политической борьбе с крупными феодалами-сепаратистами, лавируя между сословиями, король (или территориальный князь) концентрировал в своих руках судебную, военную и финансовую власть, создавал относительно сильный государственный аппарат в центре и на местах, вводил общегосударственное законодательство и налогообложение.

Необходимость создания сословно-представительных собраний диктовалась в первую очередь тем, что королевская власть в условиях феодально-сословного строя ещё не могла обойтись без согласия сословий на сбор налогов, необходимых для содержания армии и государственного аппарата, а также на важнейшие внутри- и внешнеполитические мероприятия.

Общим для сословно-представительных учреждений было: решающее влияние в них сословий феодалов — духовенства и дворянства, подчинённая роль городского сословия, отсутствие представителей феодально-зависимого крестьянства (лишь в сословных собраниях Кастилии и Швеции участвовали депутаты свободного крестьянства).

Эти собрания, как правило, были враждебны крестьянству: выступали против освобождения от личной зависимости, активно способствовали его дальнейшему закрепощению, санкционировали увеличение налогообложения крестьян.

Там, где представители разных сословий (особенно мелкие феодалы и горожане) действовали сплочённо, эти собрания добивались известной политической самостоятельности и налагали некоторые ограничения на королевскую власть в вопросах налогообложения, реже — законодательства.

Чаще же сословные собрания обладали лишь совещательными функциями. В целом, за исключением Польши, они, несмотря на отдельные конфликты с королевской (княжеской) властью, скорее укрепляли её, санкционируя её централизаторские усилия.

Формой феодального государства, сменившей Сословную монархию в большинстве стран Европы, была абсолютная монархия. В средние века в Европе сословно-представительные органы государства выполняли функции «ограничения» власти монарха и поиска согласия между сословиями.

Современный парламент как общенациональное представительное учреждение с законодательными, контрольными и другими функциями — сравнительно новый институт. Начало его становления связывается с практикой функционирования представительных собраний ряда европейских стран и теоретическим осмыслением природы этих собраний различными научными школами.

Сословно-представительные учреждения явились шагом вперед в развитии форм народовластия по сравнению с народными собраниями. Так, вече было формой прямой демократии. А формы прямой демократии при всей их значимости имеют и ряд ограниче­ний.

Например, вече может быть созвано на сравнительно неболь­шой территории, а в крупном государстве это невозможно.

Народ­ное собрание не может заседать долго, поскольку в нем участвует все взрослое население, а необходимость удовлетворения насущных жизненных потребностей предполагает, что эти же люди должны быть задействованы в повседневном производстве. Такого рода ог­раничения преодолеваются путем применения различных форм представительной демократии.

Вместе с тем сословно-представительные учреждения надо отличать от появившихся позже парламентов. Сословно-предста­вительные учреждения представляли не граждан своей страны и да­же не население, а отдельные сословия и общины, получившие при­вилегии на такое представительство.

Отсюда и формирование части подобных учреждений, как правило, верхней палаты по наслед­ственно-должностному принципу. По полномочиям сословно-представительные учреждения не были официально законодатель­ным органом. Монарх созывал их для совещания и формально не был связан их решениями.

Не случайно, например, законодатель­ные инициативы в английском парламенте, принятые палатой об­щин, оформлялись в виде петиций. На российских земских соборах решения также подавались царю в виде челобитных. Конечно, во многих случаях монарх удовлетворял смиренные просьбы выбор­ных от сословий и общин.

Однако правомочным законодательным органом становятся только парламенты современного типа, начиная с XVIII века.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

теоретический (избирательное право);

практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

назначение выборов;

организация избирательных округов, районов, участков;

формирование избирательных комиссий;

регистрация избирателей;

выдвижение и регистрация кандидатов;

подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;

предвыборная борьба; о проведение ания;

подсчет и определение результатов ания.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;

равенство граждан: каждый избиратель имеет один голос;

прямое и тайное ание;

наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;

гласность проведения выборов;

правдивое информирование избирателей;

отсутствие административного, экономического и политического давления;

равенство возможностей политических партий и кандидатов;

добровольность участия в выборах;

правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;

периодичность и регулярность выборов.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_152214_organi-soslovnogo-predstavitelstva-v-stranah-zapadnoy-evropi.html

Историческое развитие сословно-представительной монархии в странах западной европы. — Самое интересное

32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

1. Общая характеристика сословно-представительной монархии, ее соотношение с монархией синериальной и абсолютной.

2. Основные предпосылки формирования сословно-представительной монархии.

3. общее и особенное в развитии западно-европейских сословно-представительных монархий.

1.

монархические формы: 1. варварская монархия

2. синериальная монархия

3. сословно-представительная

4. абсолютная

2 основных признака сп монархии:

1. сословная- складывается союз королевской власти и сословий (политический дуализм) власть сословий находит воплощение в появлении гос огана- органа сословного представительства.

во франции- генеральные штаты

германия- ландтаги

англия- парламент

испания- кортесы

россия- земский собор

 появление органов представитеьлства- закономерность общая.

2. см- централизованная монархия. Осуществляется переход от синереальной к сословно-представительной монархии.

на смену монарху сузерену приходит монарх-суверен: «монарх держит страну от имени бога и от себя лично». Появляется суверенитет (верховенство королевской власти).

государственная власть разделена между крупными феодалами и монархом т.е. характерно существование центрального и локального суверенитета.

3. на этапе см происходит возрождение римских публично-правовых понятий. возраждается понятие государства, публичного интереса, общего блага, государственной территории, государственной границы.

Формируется понятие столицы государства, происходит смена феодальных знамен государственными флагами. т.е. возрождается и содержатлеьная и формлаьная сторона государственной жизни.

появляется атрибутика: герб, флаг, столица.

    4. суверенность монарха заклячается в: высшей админстративной, военной и церковной власти.

5. возраждаются юридические понятия римского права.  лигисты отождествляют королевскую власть с императорской: за королем закрепляются высшие  законодательные функции, король- выше закона.

6. появляются новые представления о природе королевской власти:

а) собственно король

б) королевское достоинство (понятие короны)

Корона ничем не могла быть ограничена, так как воплощала государственный суверенитет, а король вынужден считаться с новыми ограничениями. Королевская власть- магистратура. король стал отождествляться с высшим магистратом. государство представлялось легистам в качестве большой корпоративной общины, а сама королевская власть мыслилась, как служение общему делу.

       7. в современной науки пм приобрело несколько названий:

а) государство институционное- возникают особые государственные органы- институты или институции, образованных из профессионального чиновничества (бюрократии).

институты: государственный (княжеский) совет- исполнительная власть (правительство; государственная казна (особый финансовый орган); верховный суд; профессиональные армии;   факт возникновения институтов дает: институты выступают в роли посредников между королем и населением.

б) централизованное государство, территориальное государство. окончательно побеждает принцип административно-территориального деления населения (население становится придатком территории).

   Учитывая все вышесказанное некоторые ученые утверждают , что государства институционное, централизованное. территориальное, бюргерское (основная масса чиновников-професионалов формируется из городского населения) чиновничьим, что только данное государство заслуживает названия госудаства. здесь видна абсолютизация двух подходов: эталлонного (метода классических образцов) и классового.

Общими чертами для всех сословно-представительных монархий является:

  1. возникновение союза короля и сословий (дуализм политической власти)
  2. 2) Возникновение сословно-представительных органов
  3. 3. обретение королем публично-правовых прерогатив: высшей административной, судебной, военной, финансовой и духховной власти.
  4. 4. возникновение государственных институтов с принципами: регулярности, специализированности, коллегиальности.

5. Публично-правовые властные прероготивы королей и князей формируются асинхронно: сначала происходит концентрация судебных и финансовыхполномочий,

а затем- военную и административную власть.

При перераспределении финансовых средств происходила замена у дворянства политических привелегий экономическими.

2. предпосылки:

  1. социально-экономические: развитие раннебуржуазных отношений, способствующих формированию общенационального рынка, нуждающегося в государственном покровительстсве.
  2. на этапе раннего средневековья крестьянские востания перерастают в крестьянские войны. Мелкие и средние феодалы обращают свои надежды на спасение к королю.
  3. внутриклассовые противоречия так же способствовали усилению королевского могущества
  4.  обратное влияние королевской власти на социальные отношения. Социальная триада:

лабораторес- сословие трудящихся и горожане

беллаторес- дворянское сословие

оратэрэс- духовное сословие

и королевская власть формирует союз со всеми этими сословиями.

3. особенности органов сословного представительства:

  1. парламент возник снизу и имеет четкую структуру
  2.  генеральные штаты- сверху

и не имеет четкой структуры, четкой структуры подведомственности (провинциальные штаты имели судебные полномочия, а генералные не имели).

  1. в германии- сосуществование рейхстага и ландтагами.

Ландтагам принадлежала реальная власть.

Источник: https://odnopartiec.ru/3300

Общественно-политическое развитие государств Европы

32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

1. Укажите предпосылки усиления королевской власти в странах Западной Европы.

Предпосылки:

— расширение королевских доменов (личных владений монархов);

— постепенный переход от феодального ополчения к профессиональной армии (долгое время сочетание обеих форм);

— улучшение оружие королевских войск, включая огнестрельное;

— перераспределение в пользу короля опустевших после эпидемий чумы земель;

— ослабление феодальных хозяйств, в которых некому стало работать из-за эпидемии чумы;

— появление профессиональной королевской администрации и судебной системы;

— активная поддержка городов, которым в большинстве случаев централизованное государство было выгоднее феодальных междоусобиц.

2. Заполните таблицу.

Органы сословного представительства

3. Сделайте вывод о том, почему королям была необходима поддержка сословий.

Короли были заинтересованы в сословном представительстве для того, чтобы противостоять крупной феодальной аристократии. На заседаниях этих органов до всех сословий доводилась королевская политика. Главное, благодаря им король получал деньги на содержание профессиональные армии и другие меры по централизации страны, потому что они одобряли предложенные монархом налоги.

4. Расскажите об особенностях развития стран Восточной Европы. Как на них влияло соседство со Священной Римской империей германской нации?

В Польше, Чехии и Венгрии, также, как и в остальной Западной Европе началась феодальная раздробленность. В восточной Европе её усугубляло также соседство со Священной Римской империи германской нации. Германские феодалы получали земли на востоке от императоров, потому не считали себя обязанными службой местным правителям.

Города активно заселялись более квалифицированными немецкими ремесленниками. Германские крестьяне также стремились колонизировать относительно пустые земли восточных соседей. Однако со временем правители этих государств смогли усилиться и стать важными составляющими системы управления империи в целом.

При этом большую роль в этих странах продолжали играть феодалы, особенно крупные.

Польша со временем перестала входить в состав империи. Однако она столкнулась с непосредственно экспансией германских крестоносцев (Тевтонского ордена). Одновременно ей приходилось периодически противостоять натиску монголов, также её правители вели борьбу за земли Галицко-Волынской Руси.

В этих условиях королевская власть и крупные феодалы (магнаты) объединили свои усилия.

В результате раздробленность была преодолена за счёт значительного ослабления королевской власти в пользу представительства магнатов, со временем участия в этом представительстве добилась также шляхта (средние и мелкие феодалы).

Также Польша значительно укрепила свои позиции за счёт ряда личных уний с Великим княжеством Литовским. Периодически она заключала унии и с другими соседями, например с Венгрией. В итоге в XV в. Польша стала значительной силой в регионе, но система её управления оставалась сложной.

5. Почему на территории Центральной Европы феодальная раздробленность не была преодолена? Какую политику проводили германские императоры?

Раздробленность в Центральной Европе, то есть в Священной Римской империи германской нации не была преодолена потому, что в этом государстве не было достаточно влиятельных заинтересованных в этом сил. В других странах королевская власть опиралась на часть рыцарства и города.

Но германское рыцарство зависело от герцогов и других крупных феодалов, от них чаще всего получало земли и поддерживало их, а не императора. Сильнейшие города объединялись в союзы (самый известный пример – Ганзейский), которые проводили самостоятельную политику.

То есть города сами могли отстоять свои интересы и не нуждались для этого в сильной центральной власти.

Также усиливала раздробленность и политика императоров. Правителя империи избирали. Часто для того, чтобы быть избранным, претендент вынужден был идти на значительные уступки крупным феодалам, причём не только раздавать им земли, но раз за разом всё больше урезать свою власть.

Кульминацией этого процесса стала «Золотая булла» 1356 года, согласно которой центральная власть лишалась почти всех полномочий в пользу влиятельных феодалов. Избирался император согласно этому документу 7 крупнейшими церковными и светскими феодалами – так называемыми курфюрстами.

6. Сравните и охарактеризуйте основные типы государственности, сложившиеся в странах Европы в период классического Средневековья.

В Европе сложилось три типа государств.

К первому относились Франция и страны Иберийского полуострова.

Там была в целом преодолена феодальная раздробленность за счёт увеличения королевского домена, профессионализации королевской армии и поддержки центральной власти со стороны сословий.

При этом со временем по мере усиления королевской власти роль сословных представительств постепенно уменьшалась. По тому же пути вплоть до революции XVII в. в целом шла Англия.

В Священной Римской империи германской нации феодальная раздробленность не была преодолена. Вместо этого она делилась на множество различных владений.

Крупные феодалы (как светские, так и церковные) создали свои подобия государств, также свои государства были у сильных союзов городов, которые за счёт этого не были заинтересованы в поддержке центральной власти.

Между ними находились более мелкие владения в разном правовом статусе, лавировавшие между более крупными соседями и дополнявшие картину лоскутного одеяла, которую представляла из себя империя.

В этих условиях император, сама власть которого не была наследственной, напрямую зависел от воли крупнейших феодалов (так называемых курфюрстов, которые его непосредственно избирали), а также косвенно – других крупных группировок, включая союзы городов. Он мог проводить самостоятельную политику только в собственных наследственных землях.

В Восточной Европе сложились относительно сильные государства, в которых удалось преодолеть феодальную раздробленность. Однако это произошло не благодаря усилению королевской власти, а за счёт её компромисса с феодалами.

Потому в этих странах центральная власть была серьёзно ограничена представительными органами власти, причём представителями не всех сословий, а именно магнатов и шляхты (обе прослойки составляли феодальное сословие) с разной степенью влияния одних и других в разных государствах.

Источник: https://resheba.me/gdz/istorija/10-klass/zagladin/20

Начало создания централизованных государств и сословного представительства в западной Европе

32. Органы сословного представительства в странах западной Европы

Период децентрализации и феодальной раздробленности завершился уже в 12 веке, когда в государствах западной Европы усилились центростремительные тенденции. В этом были заинтересованы:

• Потребность в более сильной королевской власти осуществляло мелкое и среднее дворянство.

Это было вызвано как политическими причинами – злоупотреблениями со стороны крупных сеньоров и нарушением прав рыцарей, — так и экономическими условиями — в 11-13 веках при переходе к денежной ренте, росла заинтересованность феодалов в повышении доходов, однако усиление эксплуатации крестьян грозило социальным взрывом, и сильное государство было призвано гарантировать безопасность землевладельцев

• Сторонниками централизаторской политики были города, чьей торгово-экономической деятельности препятствовали границы многочисленных феодальных владений, взимавшиеся на низ пошлины, отсутствие единой монеты. В то же время короли были естественными политическими союзниками городов против крупных сеньоров.

Наряду с собиранием земель и централизацией, в 12-13 веках в Западной Европе шел процесс складывания новых форм государственной власти:

• Формирование четкой системы местного управления, судов

• Формирование единой системы налогообложения

Усложнение социальной структуры, динамизм общества, его политической и экономической жизни привели к новому соотношению сил между монархами и подданными, породившие органы сословного представительства.

В некоторых странах они были нацелены на ограничение произвола королевской власти, но в большинстве стран Европы выступали в союзе с ней и придавали монархии новое качество: в своей политики короли могли теперь опереться на поддержку ведущих сословий, а налогообложение проводившееся с согласия этих сословий, открывало перед государством новые финансовые возможности. Таким образом, сословная монархия была наиболее эффективной для своего времени системой управления.

Франция. Во Фрранции как и повсюду в Европе процессу централизации предшествовал довольно длительный период ослабления королевской власти и политической раздробленности, до 12 века положение французского короля было затруднительным по нескольким причинам:

1. Ограниченные материальные возможности правящей династии и компактная структура земельных владений крупных феодалов, создающая наиболее благоприятные условия для их политической автономии. Специфика вассальной системы во Франции позволяла королю рассчитывать лишь на помощь непосредственных вассалов.

2. В обществе отсутствовал дополнительный социальный резерв в виде свободного крестьянства, которое могла бы использовать монархия.

3. Королевская власть имела выборный характер.

4. Политическую раздробленность усугубляло своеобразие экономического и политического развития Юга и Севера страны, усиленное наличием двух народностей.

Тем не менее процесс государственной централизации стал последовательно осуществляться, начиная с 12 века. Первоначально короли решали проблему усиления своей власти в собственном домене.

Людовик 6 (1108-1137) положил конец сопротивлению феодалов в королевском домене, их замки были разрушены или заняты королевскими гарнизонами.

Людовик 7 (1137 – 1180) поставил задачу увеличению королевского домена, он присоединил к нем ряд северных городов, а благодаря браку с Элеонорой Аквитанской, распространил свое влияние и на Юг страны.

Затем однако последовал их развод, и новое замужество наследницы богатой Аквитании с Генрихом Плантагенетом, графом Анжуйским, вассалом французского короля, в 1154 году Генриз стал Английским королем, при нем резко увеличились континентальные владения Англии, которые значительно превышали домен французского короля.

Значительное увеличение домена произошло в правление Филиппа Августа, начавшего борьбу с семейством Плантогинетов. Наибольших успехов Филипп добился в борьбе с английским королем Иоаном 2 Безземельным, объявив его владения во Франции конфискованными, Филипп завоевал в 1202-1204 году Нормандию, которая считалась главной территориальной ценностью Английской короны.

Расширение королевского домена было подкреплено созданием общегосударственного аппарата управление, его основу составляли центральные органы власти: королевский совет – верховный орган управления, Парижский парламент – верховный суд и финансовое ведомстве – Палата счетов. Основной линией развития государственного аппарата была постепенная замена службы по вассальным обязательствам службой, оплачиваемой государством, которую несли специально обученные чиновники – легисты.

Реформирование государственной системы продолжил Людовик 9 Святой (1226-1270), укрепивший систему королевских судов. Он запретил поединки на территории своего домена, тяжбы между феодалами решал королевский суд.

Чтобы присечь феодальную анархию и частые войны, Людовик 9 ввел право «40 дней короля», в течение которых любой феодал, получивший вызов от соперника, мог обратиться к королю чтобы разрешить конфликт мирным путем.

Парижский парламент становился теперь верховной судебной инстанцией и наиболее важные дела, прежде всего уголовные, находились в ведении королевского суда. Также учредил единую монету.

Новый этап в деле укрепления королевской власти связан с Филиппом 4 Красивым ( 1285 – 13014) Усиление королевской власти привело Филиппа 4 к конфликту с папством. Король существенно ограничил имущественные и судебные права церкви во Франции. Это вызвало недовольство Римского папы Бонифация 8.

Он решил вынести обсуждение вопроса о Франции на церковный собор 1 ноября 1302 года. Филипп 4 расценил это как вмешательство во внутренние дела франции и организовал компанию с обвинениями Папы в злоупотреблениях.

В ответ, Бонифаций 8 заготовил буллу об отлучении Филиппа от церкви, тогда чтобы разрядить обстановку, французский король созвал генеральные штаты в 1302 году, на которых были представлены духовенство, дворянство и горожане ( по 2 депутата от каждого города), заручившись поддержкой городских депутатов, Филипп организовал против Папы заговорщеческую интригу, доведя Бонифация 8 до смерти и посадив на папский престол своего человека. Желая закрепить победу Филипп 4 организовал судебный процесс против ордена Тамплиеров в обвинением его в ереси. В этой борьбе Филипп 4 опять прибег к помощи общественных сил, созвав генеральные штаты в 1308 году. Орден, не признанный виновным в ереси, был тем не менее распущен по решению церковного собора в 1312 году.

Собирание французских земель было завершено при Людовике 11 ( 1461-1483). Именно он считается основателем абсолютной монархии во Франции и к началу 16 века Франция стало крупнейшим государством западной европы.

Особенности сословного представительства:

Особенностью сословного представительства во Франции являлось наличие представительных учреждений на разных территориальных уровнях: местных органов, провинциальных и генеральных штатов, при этом отсутствовало жесткое соподчинение всех ее звеньев.

Большие размеры страны делали не всегда возможным созыв генеральных штатов. В течение 14-16 веков часто собирались местные или областные штаты, которые одновременно рассматривали вопросы, обсуждавшиеся на генеральных штатах.

Три сословия генеральных штатов заседали отдельно, формируя 3 палаты: духовенство, дворянство, городских представителей. Первая палата состояла из прилатов, которых лично приглашал король, кроме того в нее выбирались прилаты на провинциальных собраниях духовенства или монастырей.

Вторая палата формировалась из крупных феодалов по приглашению короля. В 3 палате ( с конца 15 века – палата 3 сословия) заседали представители городов – члены городского управления, богатые и влиятельные горожане, чаще всего – назначаемые городским советом.

Принцип выборности во Франции длительное время отсутствовал и лишь к концу 15 века он был реализован для всех 3 сословий, каждая палата имела 1 голос и общее решение 2 палат не обязывало третью принять его, если ее представители не были согласны.

Генеральные штаты не превратились в регулярно действующий орган, они созывались по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Их основной функцией было решение финансовых проблем. Обсуждали они и политические дела, но без формально права утверждать законы.

Королевская власть проводила в своих интересах консультации с сословиями на местных и провинциальных собраниях, иногда сознательно противопоставляя их генеральным штатам. Тем не менее сословия располагали возможностью контролировать действия короля.

В период, когда установилась выборность депутатов, они должны были действовать согласно инструкции, данной избирателями.

Сословия имели возможность уклоняться от решений, предложенных королем, а так же высказывать недовольство его политикой, таким образом, на генеральных штатах был реализован компромисс между королевской властью, привилегированными сословиями и городской верхушкой.

Англия. Специфика политического развития Англии заключалась в том, что здесь сильная королевская власть сложилась уже в то время, когда континентальная Европа переживала феодальную раздробленность. Это произошло благодаря завоеванию англо-саксонской Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, прозванным Завоевателем.

В 1066 году он разбил англол-саксонского короля Гарольда в битве при Гастингсе и короновался как Вильгельм 1, поскольку нормандцы составляли меньшинство в покоренной стране, это потребовало их политической консолидации. Все бароны и рыцари принесли вассальную присягу Вильгельму, таким образом, принцип «вассал моего вассала – не мой вассал» (фр.) не действовал в Англии.

При королях норманнской династии, особенно при Генрихе 1 ( 1100-1105) королевская власть упрочилась, возник королевский совет и финансовое ведомство – палата Шахматной доски. Была создана система разъездных королевских судов.

В 12 веке благодаря союзу дочери Генриха 1 и Графа Анжуйского английский престол перешёл в руки Анжуйской династии (плантагенетов) и Англия стала ядром обширной державы, раскинувшейся как на острове так и на континенте.

Административную унификацию и укрепление государства продолжил Генрих 2 Плантагенет (1154-1189) который провел важную денежную реформу: перестал созывать феодальное ополчение, но ввел налог – «щитовые деньги», на которые вооружал отряды свободных крестьян йоменов.

Наступление королевской власти на магнатов, финансовый нажим и злоупотребления чиновников вызвали недовольство не только феодальной аристократии, но и рыцарства , к которому примкнули горожане. В начале 13 века сложилась широкая оппозиция к королю Иоанну Безземельному (1199-1216) и началась гражданская война.

В 1215 под давлением барона, король подписал Великую Хартию Вольностей – документ, который считается краеугольным камнем западно-европейской демократии. В конкретно исторических условиях его содержание было по сути реакционным, декларируя всевластие магнатов. Учреждали совет, контролировали политику короля и закрепляли за собой право объявлять монарху войну.

Однако, взятая в абстрактно-теоретическом аспекте В.Х.В. действительно содержала формулировки важных юридических принципов, которые легли в основу современного понимания свобод и прав личностей, в частности в ней констатировалось, что ни один человек не должен быть арестован или лишён собственности без приговора суда его равных, вынесенного на основании закона страны.

ВХВ так и не была осуществлена.

В период правления сына Иоанна Безземельного Генриха 3-его (1217-1272) в стране развернулась новая гражданская война, в ходе которой лидер оппозиции Симон де Монфор в январе 1265 впервые собрал собрание, на которое кроме крупных феодалов пригласил по два рыцаря от каждого графства и по два гражданина от наиболее крупных городов – это было началом английского парламента, позднее инициативу по созыву парламента перехватили английские короли. Окончательно парламент сложился в правлении Эдуарда 1 (1272-1307). С этого времени английское государство приобретает форму сословной монархии. Опираясь на парламент, король провёл проверку и частично отменил судебные привилегии крупных феодалов, запретил церкви приобретать новые земли без разрешения короля. Эдуард 1 и его приемники нуждались в парламенте , так как видели в нём противовес крупным феодалам. Сословное собрание давало возможность королю больше опираться на рыцарство и городскую верхушку, даже финансовые сборы, утверждавшиеся парламентом, было легче собирать с населения, чем прежние произвольные поборы, таким образом, создание парламента в целом усилило феодальное государство. По своей структуре английский парламент отличался от французских ген. штатов. В него приглашались письмами архиепископы, епископы, аббаты крупных монастырей и бароны. Кроме того, туда зазывались по два рыцаря от каждого графства, по два горожанина от крупных городов. Рыцари и горожане избирались на местных собраниях в графствах и городах наиболее зажиточными людьми. Крестьянство и городская беднота в парламенте представлены не были. В первой половине 14 века, парламент стал делиться на 2 палаты: верхнюю палату лордов, где заседали прелаты и бароны и нижнюю палату общин, где заседали рыцари и представители городов. Прочный союз рыцарства и городской верхушки обеспечил им больше политического влияния по сравнению в ген. штатами Франции. В 14 веке помимо права устанавливать налоги, парламент приобретал право участвовать в издании законов — статутов, которые обычно принимались королём и палатой лордов по петиции палаты общин. Роль парламента возросла в период столетней войны, финансирование которой потребовало частых созывов парламента и политических уступок короля в обмен на разрешение очередных налогов. Сословные представительские монархии сложились и в некоторых других европейских государствах. И сословная монархия определяла политическое лицо Европы в Средневековье.



Источник: https://infopedia.su/14x13709.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий