32. Государственное регулирование экономики во Франции.

Государственное регулирование экономики во Франции и Великобритании

32. Государственное регулирование экономики во Франции.

В результате современного глобального экономического кризиса приостановилась продолжительная тенденция к либерализации рынков, и наступает новый период активизации вмешательства государства в экономику.

Поэтому актуальной становится проблема оценки эффективности такого регулирования в условиях кризиса. В свете этого вызывает значительный интерес анализ опыта государственного регулирования экономики высокоразвитых европейских стран.

Особенно показательным представляется опыт государственного регулирования экономики во Франции и Великобритании, пути которых в данной сфере во многом отличаются друг от друга, прежде всего в объеме и формах участия государства в экономической деятельности.

Изначально эти страны являются представителями двух европейских экономических моделей — британской, или англосаксонской, и континентальной.

Англосаксонская экономическая модель определяется относительно небольшой долей государственного сектора в экономике, сильными рыночными регуляторами и либеральным подходом в социальной сфере.

Континентальная экономическая модель, характерная для Франции, а также для таких высокоразвитых стран Европы, как Германия, Италия, Швеция, отличается традиционно активной ролью государства в экономике и социально ориентированной рыночной политикой.

Между тем во время мирового экономического кризиса различия в политике правительств этих двух стран несколько сгладились.

Во Франции национальная специфика, выражающаяся в традиционно высоком уровне госрегулирования экономики, сохранилась. Начиная с 2008 г., даже несмотря на противоречия и возражения со стороны других участников Европейского союза, правительство Н.

Саркози проводит крупномасштабную поддержку промышленного блока страны.

В частности, на приоритетных отраслях экономики (авиастроение и автомобильная промышленность) сконцентрировалась основная финансовая помощь государства в виде бюджетных трансфертов, льготных кредитов, государственных банковских гарантий и политики стимулирования продаж с помощью бюджетных субсидий.

Франция за счет бюджета фактически погасила долги, включая налоговые, наиболее значимых для экономики предприятий, кроме того, в советы директоров большинства крупных корпораций были введены представители государства. Антикризисные меры были предприняты Францией также в сфере налогового регулирования и социального обеспечения населения страны.

В то же время экономическая политика Великобритании в связи с мировым финансовым кризисом претерпела серьезные изменения. Роль государства здесь была значительно повышена, что как раз и сблизило две экономические модели в новых условиях.

Правда, в отличие от Франции, антикризисная политика которой ориентируется на поддержку промышленности, Великобритания оказывает полномасштабную помощь в первую очередь финансовому сектору, который для английской экономики является приоритетным.

Так, по данным Национального статистического управления Великобритании, в целом государственная помощь крупнейшим британским банкам в условиях финансового кризиса превысила 850 млрд.

фунтов стерлингов (более 1,4 трлн. дол.). Эта помощь включила в себя рекапитализацию ряда крупных банков, масштабное кредитование (200 млрд.

фунтов стерлингов) Банком Англии банковского сектора, введение системы государственного страхования займов.

Среди других антикризисных мер английского правительства следует отметить налоговое регулирование и стимулирование развития промышленного сектора Великобритании.

Оценить результаты новой политики с повышением роли государства во Франции и Великобритании можно будет только после окончания финансового кризиса. Пока же все существующие международные рейтинги развития стран анализируют только промежуточные показатели.

Так, по результатам исследования, проведенного институтом uSwitch.com, Великобритания заняла последнее место в рейтинге десяти стран по качеству жизни в Европе, тогда как Франция возглавила список.

В рейтинге десяти стран с крупнейшим объемом промышленного производства в 2009 г., составленном консультационной компанией IHS Global Insight, Великобритания опустилась на седьмое место, уступив шестую позицию Франции.

Тем не менее понятно, что для полноценного анализа эффективности государственной политики в сфере регулирования экономик двух стран результатов рейтингов недостаточно, поскольку они носят слишком узкий характер, не позволяющий распространить выводы на все предпринимаемые правительствами антикризисные меры.

Источник: http://newinspire.ru/lektsii-po-gosregulirovaniiu-ekonomiki/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-vo-frantsii-i-velikobritanii-2317

Государственное регулирование экономики Франции

32. Государственное регулирование экономики во Франции.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1

Размещено на http://www.allbest.ru/

Государственное регулирование экономики Франции

80-90-е годы стали для Франции периодом перехода национальной экономики в новую для нее либеральную систему координат.

Еще в начале 80-х годов, когда в экономической политике большинства крупных европейский стран четко наметился сдвиг к консерватизму, французская экономика продолжала развиваться в рамках хозяйственной системы, отличительной чертой которой оставалась высокая степень участия государства. стратегия экономика франция

Консервативные перемены в хозяйственной стратегии начались лишь со второй половины 80-х годов.

Сложный и многосторонний процесс перестройки совпал по времени с началом активного строительства Единой Европы, предъявившего возросшие требования к адаптационным возможностям французской экономики.

Эти факторы определи масштабы и глубину изменений, пережитых Францией в 80-90-е годы. В итоге сформировалась новая модель смешанной экономики, в которой взаимоотношения государства и рынка (теперь уже общеевропейского) радикально изменились.

«Кольбертистская», «дирижистская», «этатистская» экономика — таковы наиболее часто употребляемые в литературе характеристики послевоенной французской модели хозяйствования. государством. В первые послевоенные годы сформировалась особая модель экономического регулирования, основанная на прямом участии государства в воспроизводственном процессе (дирижизм).

Такие радикальные реформы, как национализация энергетики, железнодорожного транспорта, ряда промышленных предприятий и банков, а также введение долгосрочного планирования, были проведены в предвоенные и первые послевоенные годы.

Период дирижистского управления был, пожалуй, единственным в послевоенной истории Запада успешным крупномасштабным экспериментом прямого участия государства в экономике. Координирующим центром новой модели стал столь неординарный для рыночной экономики инструмент, как принятый в 1947 г. первый долгосрочный план (1947-1950 гг.).

«План Моннэ» предусматривал восстановление производства и модернизацию мощностей в шести базовых отраслях промышленности (угольной, электроэнергетике, металлургии, производстве стройматериалов, сельскохозяйственном и транспортном машиностроении).

Государство почти полностью взяло на себя финансовое обеспечение плана. Принудительное перераспределение денежных средств для финансирования реального накопления стало основным инструментом восстановления национализированного сектора экономики.

Высокая степень централизации принятия экономических решений, государственное финансирование восстановления мощностей в базовых отраслях промышленности, регламентирование условий функционирования отдельных сегментов национальной экономики — таковы основные черты дирижистского управления экономикой.

Уже с середины 50-х годов происходит постепенное ослабление авторитарного начала и его вытеснение косвенным регулированием, возрождающим рыночный механизм.

В том же направлении изменились созданные сразу после войны основные «встроенные» инструменты управления экономикой: инвестиционная активность государства, роль национализированного сектора и индикативного планирования.

Этот институциональный каркас регулирования, хотя и в существенно модифицированном виде, оставался специфической основой французской экономической модели в 60-70-е годы.

Франция этих десятилетий установила государственный контроль над ценами, объемом и структурой кредитных и инвестиционных потоков в экономике. После трех десятилетий быстрого экономического роста Франция во второй половине 70-х годов столкнулась с серьезными трудностями.

К общим для всех развитых стран проблемам, добавились издержки французской модели хозяйствования -высокая степень зарегулированности экономики, инфляция и кризис государственных финансов, усугубленных наличием огромного и финансово неэффективного государственного сектора.

Вторая половина 70-х-начало 80-х годов отмечены во Франции резкой «сменой вех» в экономической стратегии государства. В 1976 г. приходят «планы Барра», характеризовавшиеся прагматизмом в выборе методов экономического регулирования. Весной 1978 г. в рамках «новой экономической политики» правительство В. Жискар д'Эстэна — Р.

Барра, признав неэффективность дальнейшего расширения этатизма, делает четкие шаги в сторону либерализации хозяйственных отношений, прерванные в мае 1981 г. приходом к власти правительства левого большинства.

Стратегия реформирования национальной модели хозяйствования, первоначально предложенная левыми, базировалась на двух исходных позициях — значительном увеличении государственного сектора в промышленности и банковской сфере и расширении функций демократического планирования.

Первым и, пожалуй, единственно реальным, шагом на пути реализации программы преобразования экономических структур стала проведенная в 1982 г. широкомасштабная национализация. Национализация 1982 г.

, хотя и включала кризисные «больные» предприятия (черной металлургии, химии), была нацелена прежде всего на передачу государству ряда крупнейших промышленных групп, занимающих монопольное положение в новых динамичных отраслях и определяющих «облик и будущее Франции».

Однако крах программ и практики социал-демократического реформирования экономики в 1981-1982 гг. стал своего рода взрывной волной, вызвавшей быстрое распространение либеральных идей.

Победа правых партий на парламентских выборах 1986 г. открыла путь неолиберальному курсу, ставшему официальной доктриной правительства Ж. Ширака.

Фундамент новой модели хозяйствования предполагалось создать путем денационализации промышленных компаний и банков; проведения новой финансовой политики, призванной сформировать условия наибольшего благоприятствования для развития частного капитала; отказа от традиционного регламентирования ряда сегментов экономики.

Стержневым направлением стратегии либерализации стала широкомасштабная приватизация, призванная радикально изменить основы прежней системы хозяйствования. Государство было почти абсолютным собственником в финансовой сфере, владея 96%.

Приватизационный процесс растянулся более чем на полтора десятилетия. Принятый летом 1986 г. первый закон о приватизации предусматривал постепенную (до 1991 г.) передачу частному сектору 65 банков, страховых компаний и промышленных предприятий в конкурентных отраслях экономики. Однако намеченный правительством Ж.

Ширака план был практически прекращен после президентских выборов в мае-июне 1988 г. и последующего прихода к власти левого правительства. Доходы государства от приватизации составили 65 млрд. фр.

За столь короткий период правительство продало активы госпредприятий на сумму, равную той, что была получена в результате всех приватизаций в Англии.

После переизбрания в 1988 г. президентом социалиста Ф. Миттерана и прихода к власти очередного левого правительства открытый приватизационный процесс был приостановлен. И только летом 1993 г.

после прихода к власти правого правительства Э. Балладюра принимается закон о приватизации, который по сути был продолжением приватизационной программы 1986 г.

В результате приватизации доля государственной собственности в промышленности и банковской сфере существенно сократилась.

Со второй половины 90-х годов приватизационный процесс во Франции вступил в качественно новую стадию. После внеочередных парламентских выборов 1997 г.

к власти пришли социалисты, выступавшие в предвыборный период как жесткие оппоненты приватизации, но приняв для себя нелегкое решение, они стали на сторону приватизации.

Приватизация, согласно левым, должна иметь в своей основе не идеологические мотивы и даже не финансовые интересы государства — она должна служить исключительно инструментом структурной перестройки экономики.

Можно выделить два основных направления приватизационной активности правительства Л. Жоспена.

Первое затронуло крупные государственные компании, которые в условиях открытых границ оказались перед прямой угрозой потери своих позиций на европейских рынках. И второе — именно правительству Л.

Жоспена удалось найти приемлемые для французского социума пути интеграции государственного сектора отраслей общественных услуг в систему открытых рыночных отношений.

Независимо от того, какой метод разгосударствления избирался, общей чертой оставалось стремление государства сохранить за собой ту или иную степень контроля над этими стратегически важными отраслями.

Самой крупной операцией за всю историю французской приватизации было разгосударствление France Telecom, монопольного собственника в сфере телекоммуникационной и телефонной связи, владевшего всей инфраструктурой отрасли. С сентября 1997 г. правительство начинает поэтапное разгосударствление France Telecom.

Часть акций была продана на фондовой бирже (21.1% в 1997 г. и 33% в 1998 г.), часть — на льготных условиях работникам компании (соответственно 4 и 3%).

Правительство допускало, что доля государства в капитале France Telecom в дальнейшем может снижаться, но не должна спускаться ниже 51% -уровня, установленного тогда правительством для предприятий национального значения.

В рамки наступательной стратегии французского капитала, инициированной правительством, вписывается и проведенная в 2000 г. реорганизация ядерной промышленности, результатом которой стало создание мощной промышленной группы Areva, будущего полюса развития новых технологий.

В том же русле лежит реструктуризация и последующая частичная приватизация государственной автомобильной фирмы Renault (44.2% капитала оставалось на начало 1999 г. в руках государства).

В результате сложных перекрестных участий с французскими и зарубежными автомобильными компаниями Renault сумела буквально ворваться на мировой рынок, став 4-м в мире и 1-м в Европе производителем автомашин.

К концу 90-х годов программа, декларированная в законах о приватизации 1986 и 1993 гг., в своей подавляющей части была реализована. Общие доходы от нее за 1993-1999 гг. составили 253 млрд. фр.

Самая значительная часть этих средств была направлена на дотации предприятиям и банкам, все еще остававшимся в руках государства (172 млрд. фр. на конец 1998 г.).

Размеры государственной собственности в конкурентных отраслях промышленности и финансово-банковской сфере были сведены до минимума.

И все же к началу нового века Франция продолжала оставаться одной из немногих стран Западной Европы, в экономике которой государственный сектор занимал заметное место. В странах Общего рынка совокупный вес государственного сектора сократился с 10% в конце 70-х годов до менее чем 5% ВВП к концу 2000 г.

Новым инструментом государственного контроля стал созданный в ноябре 1996 г.

Комитет по социальным и экономическим инвестициям, заменивший Фонд экономического и социального развития и являющийся особой межминистерской структурой, возглавляемой министром экономики.

Его задача — осуществлять общий надзор над инвестиционными программами государственных предприятий, соотнося последние с состоянием государственных финансов и положением на финансовых рынках.

Важнейшие изменения, происходившие на исходе столетия во французской модели экономического развития, связаны, прежде всего, с приватизацией.

И речь идет не только орадикальном перераспределении роли и ответственности двух основных субъектов хозяйства — государства и частного предпринимателя. Национализация 1982 г.

и последовавшая за ней широкомасштабная приватизация, вызвав неоднократные значительные перемещения активов, практически уничтожили четко очерченные границы государственной собственности в промышленности.

Мутация отношений собственности была тем более значительной, что объектами инационализации 1982г. и приватизации 80-90-х годов были крупные материнские компании, имевшие огромные участия в дочерних предприятиях, которые, в свою очередь, располагали широкой сетью филиалов и участий.

fЛитература

Хрусталева Н.И. Франция на исходе столетия: смена модели регулирования экономики // Мировая экономика и международные отношения.- 2004.- №6.- С61-70.

Размещено на Allbest.ru

  • Причины государственного вмешательства в экономику: регулирование внешних эффектов и потребления общественных товаров, обеспечение экономики нужным количеством денег. Объекты государственного регулирования экономики. Зарубежный опыт на примере Франции.реферат [27,4 K], добавлен 22.03.2011

Источник: https://revolution.allbest.ru/economy/00230222_0.html

Государственное регулирование экономики во Франции. Экономическая политика дирижизма

32. Государственное регулирование экономики во Франции.

Дирижизм — это политика активного вмешательства государства в экономику, основанная на теории французского экономиста Ф. Перру о принципах индикативного (рекомендательного) государственного планирования по наиболее важным направлениям развития экономики.

Для индикативного планирования было характерно применение прямых методов вмешательства государства в экономику- контроль над ценами, широкая кредитная деятельность, эмиссия ценных бумаг, активная предпринимательская деятельность государства, владевшего значительной частью промышленных и транспортных предприятий, и др.

Дирижизм как активная долгосрочная экономическая политика государства на основе планирования рассматривался в качестве инструмента решения задач, стоящих перед экономикой страны после Второй мировой войны — восстановление экономики, ускорение темпов экономического роста, структурная перестройка экономики, модернизация старых отраслей промышленности и создание современных отраслей производства, преодоление отставания национального производства от уровня других стран.

Реальность влияния государства на экономику на основе индикативного планирования была обусловлена наличием значительного государственного сектора и отсутствием крупных финансовых ресурсов у национальных корпораций. Государственный сектор в экономике Франции включал 20% работающих в промышленности, более 60% — в науке и 50%-в недвижимости.

Государственное программирование во Франции базировалось на определении правительством желательного объема производства и дальнейшей разработке конкретных программ развития отдельных отраслей. В соответствии с этими программами правительство заключало контракты с крупными предприятиями, предоставляя одновременно государственные кредиты и налоговые льготы.

Управление экономикой на основе индикативного планирования во Франции затрагивало как государственный, так и частный сектора. С государственными неакционерными предприятиями заключались долгосрочные контракты с конкретными плановыми заданиями, выполнение которых было обязательным.

С акционерными обществами с преобладающей долей государства в контрактах определялись только стратегические направления развития и желаемые экономические результаты.

Эти экономические ориентиры носили рекомендательный характер, но их выполнение стимулировалось налоговыми льготами, субсидиями и кредитами.

Для реализации индикативного планирования в 1946 г.

был создан Генеральный комиссариат планирования и принято семь общенациональных планов развития, регулировавших рост производства, потребления и инвестиций.

Государственное планирование, используя распределение государственных финансов, государственных заказов и механизм кредитования, получило реальные механизмы контроля над ценами, инфляцией и т. п.

Каждый план определял собственные приоритеты в развитии экономики. Первый план охватывал период с 1947 по 1950 г. (план Моне, продленный до 1953 г.) и был направлен на восстановление народного хозяйства и модернизацию национализированного сектора экономики.

План Моне охватывал такие ключевые отрасли, как энергетику, сельскохозяйственное машиностроение, угольную промышленность, черную металлургию, внутренний транспорт и производство цемента.

Успешное выполнение первого плана привело к распространению государственного индикативного планирования на всю экономику страны.

Второй план (1954- 195 7) был направлен на укрепление конкурентоспособности частного сектора экономики. В годы третьего плана (1958-1961) происходил переход от политики протекционизма к режиму «открытой экономики». В 1960-е гг.

в период реализации четвертого и пятого планов национального развития был взят курс на рост масштабов производства и создание крупных национальных фирм.

В рамках шестого пятилетнего плана (1971-1975) ставилась задача создания национальных компаний международного масштаба, повышения нормы прибыли и стимулирования накопления капитала.

Седьмой план (1976-1980) провозглашал политику «промышленной переориентации». Создание ЕЭС, рост свободного движения капиталов и рабочей силы, усиление влияния мирового рынка на национальную экономику определили основные задачи седьмого пятилетнего плана.

Политика «промышленной переориентации» была направлена на приспособление экономики страны к новым условиям международной интеграции на основе создания транснациональных корпораций и усиление связей с мировым рынком. Стремление к формированию универсального хозяйства сменилось ориентацией на поддержку государством наиболее конкурентоспособных отраслей.

Одновременно продолжают активно разрабатываться государственные отраслевые программы в ядерной энергетике, информатике, авиастроении.

Идеология индикативного планирования и конкретные задачи планов учитывали изменения в приоритетах экономического развития страны. С начала 60-х гг. стали появляться социальные цели и вопросы территориального развития.

По мере совершенствования планирования использовались прогнозы в системе национального счетоводства с формулировкой задач экономического роста и созданием сценария состояния экономики в последний год плана, т. е. формулировались пропорции, объемы производства основных видов продукции, рассматривались социальные показатели (заработная плата, социальные пособия и т. п.).

Основные целевые установки восстановления и дальнейшего развития экономики Франции менялись в соответствии с изменением реальной ситуации и возникающими проблемами.

Если после войны первоначально был взят курс на пропорциональное развитие всего комплекса отраслей, то в 70-е гг. правительство стало стимулировать развитие тех перспективных отраслей, продукция которых могла быть достаточно конкурентоспособной на мировом рынке.

Особенно значительные успехи были достигнуты в автомобильной, авиаракетной и электротехнической промышленности. Уже к началу 80-х гг.

доля Франции в этих отраслях превышала 10% от совокупного производства развитых капиталистических стран (а не 6%, как по промышленности в целом).

Концепция государственного дирижизма применялась во Франции до 80-х гг. и позволила ей войти в десятку наиболее развитых стран мира.

В 80-х гг. XX в. происходит пересмотр приоритетов экономического развития. Администрация президента Франции Ф. Миттерана провела более 200 реформ, среди которых стоит отметить следующие:

  • принятие Закона о национализации (1982). В отличие от «точечной» по масштабам и по отраслевому охвату национализации в послевоенный период национализация 80-х гг. охватила пять крупнейших промышленных групп: в цветной, химической промышленности, в электронике и электротехнике, в производстве стекла и строительных материалов, в сталелитейной промышленности, авиа- и ракетостроении. В октябре 1982 г. были национализированы два крупнейших филиала американской компании ITT. В результате во Франции сложился самый крупный государственный сектор экономики, охватывавший примерно 1/3 промышленной продукции и обеспечивавший 1 /4 всего экспорта;
  • для контроля за распределением кредитов в собственность государства перешли 36 банков и две крупнейшие финансовые группы — «Париба» и «Сюэз». Доля государственного сектора в сфере финансирования и кредита составила 95%. Это привело к более эффективному использованию денежных средств, целенаправленному проведению льготного кредитования;
  • в производственной структуре Франции возрастает значение мелких и средних предприятий, использующих новейшие технологии. Их финансовую поддержку должны были взять на себя национализированные банки;
  • в результате проведения социальных реформ был повышен минимальный размер заработной платы, на 40-50% увеличены размеры пенсий и пособий, сократилась рабочая неделя.

Успех проводимых реформ во многом зависел от сохранения устойчивых темпов роста.

Для одновременного финансирования перестройки экономики и поддержания необходимого жизненного уровня необходим был ежегодный прирост ВНП в размере 3%. Однако достичь их страна не смогла. Правительство во главе с Ж.

Шираком, сформированное в 1986 г., начало проводить политику, направленную на либерализацию экономики. Ее основными направлениями были:

  • денационализация экономики с целью восстановления способностей фирм к гибкой реакции на изменение рыночной ситуации и ограничения роли государства при выборе частными фирмами своей экономической стратегии. Тенденции к интернационализации хозяйственной жизни эффективней реализуются частными компаниями, а не фирмами с различной формой собственности. Увеличение числа мелких акционеров должно было заложить основы «народного капитализма»;
  • уменьшение государственной регламентации различных сфер экономической деятельности. С 1987 г. все предприятия промышленности и сферы услуг получили право самостоятельно устанавливать цены в соответствии с рыночными условиями. Государство регулировало цены на медикаменты, книги, тарифы на свет, газ, железнодорожный транспорт; были предусмотрены меры по уменьшению государственного вмешательства в кредитную сферу;
  • сокращение масштабов налогообложения для расширения свободы частного предпринимательства и инициативы.

Все эти либеральные мероприятия позитивно сказались на экономике Франции. В 1986-1989 гг. ежегодный темп прироста ВНП составлял в среднем около 3%, промышленного производства — 4%, более чем в два раза выросли капитальные вложения.

СОДЕРЖАНИЕ

Источник: https://studentu.info/ekonomika/istoriya-ekonomiki-zaslavskaya-m-d/gosudarstvennoe-regulirovanie-ekonomiki-vo-frantsii-ekonomicheskaya-politika-dirizhizma

Uchebnik-free
Добавить комментарий