32. Эволюция абсолютизма. Развитие государственного аппарата и его дальнейшая бюрократизация.

2.1.1 Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье — бюрократического аппарата

32. Эволюция абсолютизма. Развитие государственного аппарата и его дальнейшая бюрократизация.

урок: Воцарение Петра I на престол. Великое посольство. Азовские походы

Лекция: Петровские преобразования. Абсолютизм. Формирование чиновничье — бюрократического аппарата. Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации

Петровские преобразования
В XVII–XVIII веках Российское государство сильно отставало от западноевропейских стран. Такое отставание было обусловлено: неразвитым рынком, слабой социальной развитостью населения и его сословным разрывом, слабыми международными связями из-за отсутствия выхода к морю. Также крепостничество тормозило развитие страны. Поэтому, для роста благополучия страны, требовалось провести множество реформ.

Признанным реформатором стал Петр I Алексеевич (годы правления 1682–1725, годы жизни 1672–1725). С юных лет Петр I восхищался военным искусством и технологиями, западноевропейским построением государства, был любознательным.

Окончательно взойдя на престол, после множества интриг он старается обеспечить безопасность южных границ страны от нападений крымских татар и вернуть выход к Азовскому и Чёрному морям. В 1695 году русскими войсками была предпринята попытка захватить турецкую крепость на реке Дон – Азов.

Но они потерпели неудачу. Петр принимает решение захватить Азов с помощью военных кораблей, которые он активно начинает строить на реке Воронеж. Также активно увеличивалось количество пехоты и кавалерии.

За год кропотливой работы было построено несколько больших судов, а также два десятка галер и множество барок. Блокировав крепость с моря, в 1696 году Петр I захватывает Азов.

Еще через год, любопытный и амбициозный молодой царь едет в Европу в составе Великого Посольства с 1697 по 1698 года, под личиной урядника полка. Петр вместе с другими членами посольства посетил Голландию, Кенигсберг, Ригу, Вену и Англию.

Где он самолично участвовал в кораблестроение в качестве плотника, был в академии Исаака Ньютона, посетил английский парламент и множество других мест. Везде он старался чему-либо научиться и привезти полученные знания на родину.

Но поездка была прервана, из-за бунта стрельцов. Стрельцы под влиянием бывшей царицы и сестры Петра по отцовской линии – Софьи, а также рядом бояр подняли восстание в Москве. Стрельцы были казнены, а Софью насильно постригли в монахини в Новодевичьем монастыре.

Но европейский пример, который получил Петр заставил его провести реформы в России.

Главные реформы Петра Алексеевича Романова

  • Реформа в государственном управлении в первую очередь коснулась Боярской думы, вместо нее был основан – Сенат в 1711 году. Сенат состоял из девяти ближайших Петру чиновников и был правительствующим органом, осуществлял контроль финансов государства и надзор над работой административного сектора. Столица России была перенесена в Санкт-Петербург. Страна была разделена на 8 губерний, а на смену многочисленным приказам пришли 11 коллегий.
  • Военная реформа принесла постоянную армию, рекрутские наборы, создание военно-морского флота, модернизацию вооружения по европейскому образцу, а также подготовку офицеров. Такая реформа позволила российской армии собрать 200-тысячное войско пехоты и 28 тысяч военных моряков, на момент кончины Петра I.
  • Церковная реформа отменила патриаршество, для управления духовенства был создан – Святейший синод. Это позволило подчинить духовенство. За работой Синода наблюдал – обер-прокурор.
  • В социальных аспектах жизни также прошел ряд изменений. Был подписан указ о «единонаследии», который запрещал дробить поместья при наследовании. Детям, которым после смерти помещика ничего не доставалось, должны были идти в армию, на флот или другую государственную деятельность. Входит в силу Табель о рангах – закон, принятый в 1722 году и разделяющий дворян по иерархии. Он включал в себя порядок прохождения государственной службы и делил всех дворян на 14 рангов. При этом, если мелкий дворянин дослужился до 8 ранга, ему гарантировали потомственное дворянство. Население, не входящее в дворянское сословие или духовенство было обязано выплачивать налог в казну.
  • В области науки и культуры реформы Петра Алексеевича коснулись множества аспектов. Были открыты специализированные школы, где обучали инженерному, навигационному делу, а также медицине и прочему. В 1724 году была открыта Академия наук. Поощрялось обучение дворян за границей. Появилась первая регулярная печатная газета – Ведомости. Открыт музей – Кунсткамера. Одной из самых заметных реформ для населения, стал переход празднования Нового года с 1 сентября на 1 января, а также принятие Юлианского календаря, с изменением летоисчисления с Византийского на Европейское.

Все эти реформы, так или иначе, привели к появлению новых больших промышленных районов. С 1721 года, по указу Петра I владельцам заводов дозволялось покупать и переселять крестьян на свои предприятия. Активно развивается металлургия и текстильное производство. Появилось множество новых отраслей. Промышленники стали получать дворянские титулы, создавая костяк отечественной буржуазии.

Абсолютизм. Формирование чиновничье — бюрократического аппарата

В конечном счете реформы Петра привели государственное правление к абсолютизму, когда вся власть сконцентрирована в руках единого человека — монарха. Правление Петра I характеризуется активной законотворческой деятельностью.

В законах регламентировалась не только сфера государственного управления, но и все сферы жизнедеятельности подданных. Также законы Петра I закрепляли права и обязанности всех чиновников и служащих.

В своих действиях монарх твёрдо опирался на закон, а от подданных требовал неукоснительного подчинения своим указам.

Пристальное внимание царь уделял и совершенствованию аппарата управления. Развитие товарно-денежных отношений и рост экономики позволил Петру I создать мощный чиновничье — бюрократический аппарат, возглавляемый Сенатом (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба. 

Ликвидация запутанной приказной системы привела к созданию стройной иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

  • Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;
  • Военная коллегия – армейские дела;
  • Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;
  • Камер-коллегия – сбор доходов государства;
  • Штатс-контор-коллегия – расходы государства;
  • Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;
  • Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;
  • Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

  • Московская;
  • Ингерманландская (Санкт-Петербургская);
  • Киевская;
  • Смоленская;
  • Архангелогородская;
  • Казанская;
  • Азовская;
  • Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.  

Таким образом, сложился централизованный чиновничье-бюрократический аппарат, в котором решающую роль играл монарх.

Под чиновничье-бюрократическим аппаратом подразумевается созданная Петром I чёткая иерархия чиновников, каждый из которых занимал строго определенное место в структуре госаппарата.

Отныне деятельность чиновников была строго регламентирована законами, а не обычаями и опытом, как прежде.

Традиционные порядки и крепостничество в условиях развертывания модернизации
Рост народного благосостояния Петр I видел в развитии промышленности и торговли. Царь понимал, что территория Россия имеет огромные природные богатства. Он издал указ, в котором разрешал жителям страны искать полезные ископаемые и строить заводы для их обработки. В результате развернулось широкое строительство мануфактур. Их количество возросло к концу правления Петра от 30 до 180-200. Как и раньше промышленным центром оставалась Москва с прилегающими к ней территориями. Но также появились и новые промышленные центры – Санкт-Петербург и Урал. При Петре I Россия выходит на первое место по производству металла, обогнав Англию. Развитие получили такие отрасли промышленности, как металлургия, текстильная промышленность, оружейное дело, судостроение, шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги.Первоначально Петр I, исходил из того, что на мануфактурах будут работать наёмные иностранцы. Но с ростом числа заводов и фабрик нехватка рабочих рук усиливалась. К работе стали привлекать солдат, каторжников, военнопленных. Но и это не решало проблему в полном объеме. И вскоре на промышленность распространились крепостные порядки. Указом 1721 года купцам-мануфактуристам разрешалось покупать крестьян для мануфактур. Их называли посессионными крестьянами. Они принадлежали мануфактурам и не могли продаваться отдельно от него.  Также появились приписные крестьяне – те, которые отрабатывали подати, выплачиваемые государству. Богатеющие купцы-мануфактуристы (Строгановы, Демидовы и другие) стали претендовать на права дворян.

В связи с открытием выхода в Балтийское море стремительно росла торговля, как внутри страны, так и вне её.

Особенностью торговли того времени стало то, что на продажу некоторых видов товаров (соль, табак, лён, железо, хлеб, икра и другие) устанавливалась государственная монополия. Вывоз отечественных товаров за границу поощрялся.

А вот на ввоз иностранного товара Петр I наложил ряд протекционистских мер. Политика протекционизма была прежде всего направлена на защиту зарождающейся российской промышленности от конкуренции.  

В сельском хозяйстве при Петре I не произошло значительных изменений. Продолжалось освоение Сибири и Поволжья. Расширялся посев льня, конопли, винограда и других культур.

В целях улучшения контроля за сбором податей с населения вместо налогов со двора была введена подушная подать (с души мужского пола). Перед введением подушного налогообложения с 1718 по 1724 гг. была проведена перепись мужского населения страны, а затем и её ревизия.

Введением паспортной системы в 1724 году крепостным крестьянам было законодательно запрещено уходить от своего помещика на заработки. Уход позволялся лишь по письменному согласию хозяина – получению паспорта. При этом каждый землевладелец самолично определял размер пошлин, которые ему были обязаны выплачивать крестьяне.

В конечном счете это привело к массовому бегству крестьян и крестьянским бунтам.

Городское население делилось на податных (платили подушную подать) и не податных (не платили подушную подать) – иностранные гости, дворяне и духовенство.  

Дополнительные материалы к уроку:

Источник: https://cknow.ru/knowbase/189-211-petrovskie-preobrazovaniya-absolyutizm-formirovanie-chinovniche-byurokraticheskogo-apparata-tradicionnye-poryadki-i-krepostnichestvo-v-usloviyah-razvertyvaniya-modernizacii.html

Эволюция государственного строя в России в XVII в. Зарождение абсолютизма

32. Эволюция абсолютизма. Развитие государственного аппарата и его дальнейшая бюрократизация.

Во второй половинеXVII в. общая тенденция развитиягосударственного строя России заключаласьв переходе от сословно представительноймонархии к абсолютизму.

Абсолютизм -это форма правления, при которой верховнаявласть в государстве полностью ибезраздельно принадлежит монарху.Власть достигает наивысшей степеницентрализации.

Абсолютный монарх правит,опираясь на чиновничье-бюрократическийаппарат, постоянную армию и полицию,ему подчиняется и церковь.

В России абсолютнаямонархия сложилась в ходе петровскихреформ. Однако уже с Соборного уложения1649 г. отчетливо прослеживаются мероприятия,отразившие попытки перехода к новымформам организации власти.

Изменилсятитул московских государей, в которомпоявилось слово самодержец.

Послевоссоединения Левобережной Украины сРоссией он звучал так: Великий государь,царь и Великий князь всея Великия иМалыя и Белыя России самодержец…

С 80-х гг.XVIIв. прекратился созыв Земских соборов.Последний Земский собор полного составапринял решение о воссоединении Украиныс Россией в 1653 г. Были предприняты первыепопытки реорганизации приказной системы:несколько приказов подчинялись одномулицу.

Был создан возглавлявшийся самимАлексеем Михайловичем тайный приказ,сосредоточивший контроль за важнейшимигосударственными делами. Изменениявносились и в систему управления наместах. С целью централизации властисоседние уезды были объединены в«разряды» — своеобразные прообразыпетровских губерний.

На места посылалисьвоеводы, облечённые всей полнотойвласти. В 1682 г. было отменено местничество.

Во второй половинеXVIIв. были предприняты разрозненные попыткиреорганизации армии. Создавались такназываемые полки «нового строя»:солдатские (пехота), рейтарские (конница)и драгунские (смешанного строя).

Стокрестьянских дворов давали одногосолдата на пожизненную службу. Делалисьпервые попытки создания флота. Эти полкисобирались только на время войны, апосле её окончания распускались.

ПодКоломной было сооружено нескольковоенных кораблей для плавания по Волгеи Каспийскому морю. В армию сталиприглашать иноземных офицеров.

Общий процессподчинения всех областей жизни странынеограниченной власти монарха встретилнедовольство со стороны руководстварусской церкви.

Во второй половинеXVIIв. произошёл конфликт между руководствомцеркви и государства. Патриарх Никонвыдвинул идею независимости и руководящейроли церкви в государстве. Никондоказывал, что он – представитель Богана земле.

Имея огромное личное влияниена царя, Никон сумел добиться титула«великого государя», что ставило егопочти в равное положение с царём АлексеемМихайловичем. Церковным собором 1666 -1667 гг.

Никон был отрешён от патриаршейвласти и выслан из Москвы.

К середине XVIIв. разруха и разорение времён Смуты былив основном преодолены. Дальнейшиеразвитие экономики в условияхнепрекращающихся народных выступленийзаставило правительство приступить креформе законодательства. В 1648- 1649 гг.

был созван Земский собор, завершившийсяпринятием «Соборного уложения» царяАлексея Михайловича. «Соборное уложение»состояло из 25 глав и содержало околотысячи статей.

Оно явилось первым русскимзаконодательным памятником, изданнымтипографским способом, и оставалосьдействующим вплоть до 1832 г.

В первых трёхглавах «Уложения» говорилось опреступлениях против церкви и царскойвласти. Любая критика Бога и церквикаралась сожжением на костре. Лица,обвиняемые в измене и оскорблении честигосударя, а также бояр, воевод, подвергалиськазни.

«Соборное уложение»отразило процесс слияния поместья свотчиной, предусматривая обмен поместий,в том числе обмен поместья на вотчину.«Соборное уложение» положило началослиянию бояр и дворян в один замкнутыйкласс-сословие. Наряду с этим «Соборноеуложение» ограничивало рост церковногоземлевладения.

Важнейшим разделом«Соборного уложения» был «суд окрестьянах» Вводился бессрочный сыскбеглых и увезенных крестьян, подтверждалсязапрет перехода крестьян к новымвладельцам в Юрьев день. Феодалы получилиправо практически полностью распоряжатьсясобственностью и личностью крестьянина.Это означало юридическое оформлениесистемы крепостного права.

Одновременнос частновладельческих крестьянкрепостнические порядки распространялисьна черносошных и дворцовых крестьян,которым запрещалось покидать своиобщины. В случае бегства они такжеподлежали бессрочному сыску. В 1674 г.черносошным крестьянам было запрещенозаписываться в дворянство. В 1679-1681 гг.было введено подворное обложение.

Единицей взимания налогов становилсякрестьянский или посадский двор.

Глава «О посадскихлюдях» внесла изменения в жизнь города.Были ликвидированы «белые» слободы,все городские население должно былонести тягло на государя. Под страхомсмертной казни запрещались переход изодного посада в другой. Горожане получалимонопольное право торговли в городах.Крестьяне не имели права держать лавкив городах, а могли торговать только свозов и в торговых рядах.

Все крестьянскоенаселение было прикреплено к своимвладельцам, а посадские люди — городам.Усилилась власть монарха, что означалодвижение по пути установления абсолютноймонархии в России. «Соборное уложение»было принято, прежде всего, в интересахсословий господствующего класса.

Вполитической и административной областяхтакже шло постепенное ужесточениережима: сословно-представительныеучреждения и местное самоуправлениебыли заменены бюрократическимиинститутами; непомерно разрослисьприказы, осуществлялась их структурнаяперестройка, изменены их функции.

Однакоэто не приносило желаемого эффекта, чтоявилось причиной так называемой«злокозненной московской волокиты» -ситуации, когда важнейшие социальные,экономические и государственные вопросыпо несколько лет не находили разрешения,из-за громоздкости бюрократическогоаппарата.

Раньше аналогичные дела можнобыло решить выборными органами местногосамоуправления. С этими же факторами(сворачивание деятельности местногосамоуправления и бюрократизация власти)связано упразднение Земских соборов.Таким образом, при характеристикеэволюциигосударственного строя в России второйполовины XVIIв.

можно говорить о постепенной ликвидациимонархии с сословным представительством(самодержавия) и появлении абсолютизма,опиравшегося на жесткую, но далеко невсегда эффективную бюрократическуюсистему.

Литература

  1. . Мунчаев, Ш.М., Устинов В.М. История России : учеб. для вузов / Ш. М. Мунчаев, В. М. Устинов. — М.: Норма, 2000. — С. 93 — 98.

  2. Павленко, Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учеб. для вузов / Н. И. Павленко. — М.: Высш. шк., 2004. — С.194-200.

Источник: https://studfile.net/preview/1836942/page:22/

Эволюция абсолютизма: развитие государственного аппарата и его бюрократизация — findout.su

32. Эволюция абсолютизма. Развитие государственного аппарата и его дальнейшая бюрократизация.

АБСОЛЮТИЗМ — это форма правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху.

— Власть достигает наивысшей степени централизации.

— Расцвет абсолютизма в странах Западной Европы приходится на XVII-XVIII вв. В России абсолютизм существовал в XVIII — начале XX веков.

—  Обоснованием абсолютизма стал тезис о божественном происхождении верховной власти. Возвеличиванию персоны государя служил пышный и изощренный дворцовый этикет.

Окончательно сложилась в России при Петре I

ПРИЗНАКИ АБСОЛЮТИЗМА:

1) Сосредоточение законодательной, исполнительной и судебной власти в руках наследственного монарха. (деятельность монарха никем не контролировалась)

2) Право монарха распоряжаться налоговой и финансовой системой (назначать самому налоги и т.п.)

3) Наличие разветвленного бюрократического аппарата ( будет дальше)

4) Наличие регулярной армии и полиции

5) Унификация местного управления и административно-территорильного деления (Губернская реформа)

6) Регламентация всех видов службы и состояния сословий ( Табель о рангах)

7) Прекращение деятельности сословно-представительных органов власти( Боярская дума, Земский собор)

8) Тенденция к секуляризации культуры

Секуляризация = освобождения от церкви; преобладание светской власти

9) Подчинение церкви государству

10) Имперская(агрессивная, экспансионистская) внешняя политика

АБСОЛЮТИЗМ ПОЯВЛЯЕТСЯ В СИЛУ НЕОБХОДИМОСТИ:

1. быстро «модернизировать» (ускорить развитие «в направлении» Западной Европы) Россию;

2. подавить социальную борьбу крестьян и горожан и упрочить привилегированное положение («диктатуру») дворянства;

3. решить важнейшие геополитические задачи, стоящие перед Россией:

а) защитить протяжённые и открытые границы;

б) получить выход к берегам Чёрного и Балтийского морей для установления контактов с Европой;

в) воссоединить с Россией территории бывшего Древнерусского государства, отторгнутые в XIV-XVI вв. Литвой и Польшей.

Решение всех этих задач требовало мобилизации ресурсов общества, а следовательно, предельной централизации управления Россией.

ИДЕОЛОГИ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ:

Юрий Крижанич

— Лучшая форма правления для народа — «совершенное самовладство»

— «Оно подобно Божьей воле на земле, обеспечивает справедливость, согласие в народе и покой в стране»

Феофан Прокопович

 — «Правда воли монаршей», «Духовный регламент»

— «Власть державная соответствует естественному закону установленному Богом»

АБСОЛЮТИЗМ СФОРМИРОВАЛСЯ В РОССИИ В 2 ЭТАПА:

1. Первый этап (середина – конец XVII в., эпоха первых Романовых) – начало оформления абсолютной монархии:

а) Земский собор уже перестаёт собираться, но Боярская дума, ограниченная в своих правах, ещё сохраняется.

б) Бюрократический аппарат увеличивается, совершенствуется, но функции многочисленных приказов и других органов управления ещё чётко не определены, а назначения осуществляются на основе родовитости («местничества»).

в) Появляются «полки нового строя» – зачатки регулярной армии, но в основном сохраняется старый принцип её комплектования.

г) Церковь подавила (в период раскола) сопротивление инакомыслящих. Её претензии на верховенство в государстве были отвергнуты. Однако окончательно она подчинена государству не была.

д) Возрастание роли светской культуры( Домашние театры при Алексее Михайловиче, первый театр при Петре 1)

2. Второй этап (конец XVII — первая четверть XVIII вв., эпоха Петра I) – окончательное оформление абсолютизма:

а) Боярская дума упраздняется;

б) государственный аппарат окончательно приобретает черты, свойственные абсолютизму;

в) армия становится регулярной;

г) церковь эволюционирует в часть государственного аппарата;

д) появляется полиция.

БЮРОКРАТИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА – характерная черта оформления абсолютистского государства.

 Складывание бюрократического аппарата имело два направления:

1. Создание системы управления со сложной структурой подчиненности учреждений, строгим разделением функций управления, единоличным решением вопросов при коллегиальности их подготовки; системы, приводившей к господству канцелярии, в котором главным было бумажная переписка, а не само дело.

— Создал Петр I

— Высший орган — Сенат (1711 г.). Сенат следил за исполнением законов Петра I. Обо всех нарушениях должностных лиц Сенату доносила Фискальная служба.

стройная иерархии учреждений из 9 коллегий, которые занимались строго определёнными делами и осуществляли чётко обозначенные для них функции:

  • Коллегия иностранных дел – внешне-политические дела;
  • Военная коллегия – армейские дела;
  • Адмиралтейств-коллегия – военно-морские дела;
  • Камер-коллегия – сбор доходов государства;
  • Штатс-контор-коллегия – расходы государства;
  • Ревизион-коллегия – контроль доходов и расходов государственной казны;
  • Коммерц-коллегия – внешнеторговые дела;
  • Берг-мануфактур-коллегия – горная и лёгкая промышленность.

Позднее были созданы и другие коллегии (Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия, Медицинская коллегия и др.).

Продолжением бюрократизации стала и областная реформа или реформа местного управления. Вся страна была поделена на 8 губерний:

  • Московская;
  • Ингерманландская (Санкт-Петербургская);
  • Киевская;
  • Смоленская;
  • Архангелогородская;
  • Казанская;
  • Азовская;
  • Сибирская.

Центрами губерний управляли губернаторы. А для управления другими городами была введена новая выборная должность – магистраты.

2. Создание привилегированного круга, осуществляющего это управление, то есть слоя чиновничества, подчиненного только верховной власти, целиком зависевшего от нее в своем служебном положении и имущественном обеспечении. .

Формирование чиновничества как касты охватывает в основном XVII — XVIII вв. и может быть разбито на два периода:

А) Период служивой бюрократии — с середины XVII по начало XVIII вв.

Б) Период дворянской бюрократии — с начала XVIII в.

— В XVII в. происходит дальнейшая централизация и бюрократизация органов центрального и местного управления. Расцвет приказной системы в центре и введение воеводского управления на местах и создали к концу века предпосылки для образования аппарата абсолютистского государства.

— На протяжении XVII в. сохранялись две основные группы лиц, занятых в системе государственных учреждений: во-первых, это были представители старой знати и разных слоев служивого населения, несшие как военную, так и гражданскую службу; во-вторых, приказные люди, являвшиеся специалистами в области приказного делопроизводства.

—   Оплата труда чиновничества была достаточно высокой. Для крупного и части среднего дворянства, находившегося на государственной службе, это жалование, как правило, являлось только дополнением к основным доходам от крепостнического хозяйства.

— Несколько в ином положении оказалось среднее местное (а также столичное) чиновничество.

В отправлении гражданской службы в местных органах, по свидетельству современников, принимало участие, как прежде, среднее дворянство, доходность имений которого была невысока и государственное жалование, для которых составляло значительную часть их бюджета.

Наконец, государственное жалование стало в конце XVIII в. основным средством существования для чиновников (не имевших земельной собственности) и канцелярских служащих.

Источник: https://findout.su/5x59516.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий