31. структура и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины)

Понятие о воспитательной системе. Характеристика отечественных воспитательных систем

31. структура и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины)

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая

1. Понятие о воспитательной системе

2. Характеристика отечественных воспитательных систем

В предыдущих лекциях уже говорилось о том, что одной из задач модерни-зации образовательной сферы, реализации гуманистического подхода к организа-ции учебно-воспитательного процесса является создание условий, необходимых для эффективного развития и формирования личности, для подготовки человека к социальной жизни, для его самоопределения и самореализации. Очевидно, нет необходимости доказывать, что решение этой задачи возможно лишь тогда, когда процесс воспитания перестает быть стихийным, неуправляемым, подчиненным случайным целям, а организуется как четкая, сложено функционирующая систе-ма. Вот почему в педагогической науке все чаще употребляется понятие «воспи-тательная система школы» (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершун-ский, Л.Н. Новикова, Н.Л. Селиванова и др.), а в педагогической практике успеш-но функционируют воспитательные системы, созданные талантливыми педаго-гами В.А. Караковским, С.Н. Лысенковой, А.Н. Тубельским и др.

Что же такое педагогическая система в целом и воспитательная система школы как ее составная часть? Обратимся к мнению ученых.

В.П. Беспалько считает, что «педагогическая система – это определенная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного и преднамеренного педагогическо-го влияния на формирование личности с заданными качествами».

Л.В. Загрекова под педагогической системой понимает «объективно суще-ствующую совокупность социально-педагогических феноменов, взаимодействие которых приводит к появления новых интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим ее компонентам».

При этом все исследователи называют следующие основные компоненты педагогической системы как структуры:

− цели;

− учащиеся;

− педагоги;

− содержание образования;

− дидактические процессы.

Понятие «педагогическая система» включает в себя дидактическую систему и воспитательную систему, которые существуют и развиваются параллельно, но в тесной связи друг с другом.

Перечисленные выше компоненты В.П. Беспалько представил в виде схемы, которая дает понять, что выпадение хотя бы одного компонента приводит к раз-рушению целостности и, стало быть, эффективности всей системы.

СХЕМА 2

8) Структура педагогической системы (по В.П. Беспалько)

Изложенное выше дает нам основание перейти к осмыслению понятия «воспитательная система школы». Воспользуемся для этого определением Л.И.

Новиковой: «воспитательная система школы – это комплекс целей, единство лю-дей, ведущих деятельность по их достижению, отношений между участниками, окружающая среда, включенная в педагогическую работу и управленческая дея-тельность по обеспечению жизнедеятельности системы» («Воспитательная систе-ма школы. Проблемы и поиски / Сост. Н.Л. Селиванова. М., 1989. С. 62).

Таким образом, воспитательная система школы предполагает:

− комплекс воспитательных целей и задач;

− общность людей, их реализующих;

− совместную деятельность, направленную на достижение щелей;

S

Цели

Дидактическипроцессы

Учащиеся

образования

Организа-ционные формы

Педагоги72

− сеть отношений, складывающихся между участниками этой деятель-ности;

− часть окружающей социальной среды, которая освоена коллективом школы для реализации принятых целей;

− управление совместной деятельностью.

Воспитательная система школы – плод коллективного мышления, ее эффек-тивность зависит от того, насколько приняты ее участниками цели, содержание, складывающиеся отношения; однако это не означает, что в ней игнорируются ин-дивидуальные особенности воспитуемых. Поэтому для нее актуальна формула: воспитательная деятельность, охватывающая всех + индивидуализация воспита-ния — вот слагаемые успеха.

Поясним высказанные положения.

1. Воспитательная система школы включает в себя, как правило, блок це-лей, осмысленных и принятых всеми ее участниками, при этом важное значение имеет не столько уяснение того, что и как нужно делать, но и осознание того (и нам представляется это более существенным), во имя чего воспитательная систе-ма создана.

2. Творцами, авторами системы являются все ее участники: педагоги, вос-питанники, взрослые (родители, представители общественных организаций и др.), которые включены в школьную жизнь. При условии, что все они спаяны в единый воспитательный коллектив, следует считать, что этот коллектив – ядро воспита-тельной системы школы.

3. При реализации целей важно, какие отношения складываются между членами школьного коллектива: воспитательная система функционирует в дея-тельности, обязательно творческой.

Системообразующей это деятельность стано-вится тогда, когда она оказывается интересной, увлекательной для всех, когда каждый находит в ней сферу приложения своих знаний, умений, творческих за-мыслов.

Это может быть сфера познания (школа №76, г. Рига, рук. Г.П. Поспело-

ва), сфера труда (Б.О. Полянский, Курская область; А.А. Захаренко, Черкасская область), сфера спорта, сфера клубной работы.

Санкт-Петербургский ученый И.П. Иванов ввел в педагогическую теорию и практику термин «коллективное творческое дело» (КТД_ и проанализировал воспитательный эффект использования различных видов КТД прежде всего в создании воспитательных школьных систем.

4. Воспитательная система школы – система открытая, отбирающая и испыты-вающая внешние влияния и реагирующая на них. Сильная воспитательная сис-тема способна преобразовать среду, как бы подчинить ее себе (так было у А.С. Макаренко). Для этого школа должна быть реальным центром воспитательной работы в своем микрорайоне, в ближайшем социуме.

5. Воспитательная система школы – явление динамичное: она рождается, совершенствуется, обновляется, обретает новые формы. Процесс этот не стихий-ный, а управляемый. Управление системой осуществляется через:

− корректировку целей;

− расширение и разнообразие форм коллективной творческой деятельности;

− введение инновации в воспитательный процесс;

− расширение взаимодействия с социальной средой.

Разумеется, создание и авторский характер воспитательной системы школы зависит от целого ряда моментов:

− от специфики местоположения школы (сельская местность или город);

− от количества учащихся;

− от отношений в коллективе;

− от творческой инициативности членов коллектива и т.д.

Поэтому воспитательная система школы не может быть стандартной, обяза-тельной для всех типов учебно-воспитательных учреждений и в любом ее прояв-лении является авторской.

В своем становлении воспитательная система школы проходит несколько этапов.

1 этап – собственно становление системы. Он включает в себя

− обоснование и постановку целей;

− выработку главных, приоритетных ориентиров в организации коллективной творческой деятельности

− проектирование коллективных ценностных установок.

2 этап – связан с отработкой структуры системы и содержательной стороны деятельности учащихся.

− утверждаются системообразующие сферы и виды деятельности;

− выделяются приоритетные направления функционирования системы;

− отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитательной деятельности.

3 этап – оформление системы: крепнут внутренние связи, упорядочивается жизнь школьников, формируется так называемое «чувство школы». Создаются и «работают» традиции, создаются предпосылки для социального наследования.

Расширяются связи с ближайшим социальным окружением, активно используется материальная, природная, предметно-эстетическая среда, в управлении преобла-дают саморегуляция и самоконтроль, наступает период относительной стабильно-сти.

Однако останавливаться на этом этапе не следует (А.С. Макаренко напоми-нал педагогам, что остановка в созидательном воспитательном движении равно-сильна смерти). Поэтому важно готовиться к обновлению системы.

В методической литературе называются 2 пути, по которым может осуще-ствляться обновление системы: революционный и эволюционный.

Первый (революционный) связан, как правило, с чрезвычайными обстоя-тельствами и требует коренных изменений структуры системы, изменений целе-вых ориентиров (Так, например, произошло с А.С. Макаренко и воспитательным коллективом, когда ему предложили перебраться в Куряж).

Итак, мы подробно изложили теоретические основы возникновения и ста-новления такого педагогического феномена, как воспитательная система школы.

Однако его теоретическое осмысление было бы невозможным, если бы воспита-тельные системы не являлись бы реальным воплощением творческих замыслов педагогов-практиков.

История развития образования и педагогической мысли знакомит нас с опытом создания воспитательных систем как за рубежом, так и в нашей стране.

К числу наиболее известных зарубежных воспитательных систем, бесспор-но, относятся школа Монтессори, Вольдорфская школа и педагогическая система Селестена Френе.

В отечественной педагогике экспериментальная работа по созданию воспи-тательных школьных систем началось в 20е годы XX века и связана с именами А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Сороки-Росинского, С.М. Ривеса, М.М. Пи-страка и др. Остановимся подробнее на некоторых из этих систем.

Система А.С. Макаренко функционировала в одном из официальных учре-ждений для несовершеннолетних правонарушителей

(сначала трудовая колония, затем – школа-коммуна). Системообразующими факторами стали настоящая про-изводственная деятельность и самоуправление коллективом воспитанников. В ко-лонии был цех по изготовлению мебели, столь необходимой для нормальной жиз-ни колонистов, в коммуне появился завод, выпускавший электроинструменты и фотоаппараты.

Придя к выводу, что «труд без идущего рядом образования и вос-питания становится нейтральным» в воспитательном плане, мало привлекатель-ным для ребенка, А.С. Макаренко удачно соединил начальную профессиональ-ную подготовку с общим средним образованием колонистов.

Разработанная им методика создания и развития коллектива, которая цементировала взаимоотноше-ния, общение в колонии и коммуне, стали классикой отечественной педагогики.

Система В.Н. Сороки-Росинского была создана на базе Московской школы им Ф. Достоевского, благодаря книге Пантелеева, одного из учащихся этой шко-лы, более известная как «республика ШКИД». В основу этой системы был зало-

жен учебный труд (учеба, учение), который для беспризорных голодных и разде-тых детей превратился в «сказочно увлекательный процесс». Девизом школы стали слова: « Только знание помогут нам выйти в люди». Вот что пишет в своей книге «Республика ШКИД» А.

Пантелеев: «Нас лечили трудом, но трудом не фи-зическим, не переплетным делом, не чемоданами, не сапогами и табуретками, а тем, что называется культурой. Зимой – 10 уроков в день, летом, кажется шесть или семь и никакого протеста – ни тогда, ни теперь – в памяти.

Мы с наслаждени-ем впитывали в себя культуру».

Система С.М. Ривес была организована в Одесской школе-коммуне.

Ее сис-темообразующим компонентом стало создание атмосферы радости с помощью фантастических феерий, праздничных шествий, творческих смотров, которые ак-тивизировали деятельность детей, воспитывали доброжелательность, взаимоува-жение, желание помочь товарищу и т.д. И это лишь беглый обзор опыта школ 20х-30х годов, школ авторских, являющихся настоящей сокровищницей творческой педагогики.

Воспитательная система В.А. Караковского (школа №825, г.

Москва) осно-вана на коллективной творческой деятельности в разных формах внеурочных и учебных занятиях, которая неизбежно предполагает элементы неформального и свободного самовыражения учащихся в атмосфере дружеского общения педаго-гов и детей.

Большое внимание уделяется клубной работе, вовлечение детей в коллективные творческие дела через участие в различных объединениях по инте-ресам.

Ребята становятся участниками игры «Робинзонада», дидактического теат-ра, аукциона знаний, научных конференций и других увлекательных дел, что спо-собствует созданию особого эмоционального и интеллектуального настроя, ус-воению важнейших ценностных ориентиров. Школа существует уже более 25 лет, что позволяет анализировать процесс развития воспитательной системы, его зако-номерностей, вносить необходимые коррективы в жизнедеятельность школы.

Воспитательная система Г.П. Поспеловой (шк. №76 им. М. Ломоносов, г. Рига) предполагает в качестве главной составляющей ориентированность на ран-

нее выявление и развитие задатков и способностей каждого отдельного ученика, для определения его дальнейшего жизненного пути. Ведущий вид деятельности – познавательная, которая предусматривает дифференциацию обучения с учетом индивидуальных способностей и интересов и свободу выбора дела по душе во внеучебной деятельности.

В школе созданы научные ученические объединения, соответствующие 3 профилям обучения: химико-биологическому, физико-математическому и гуманитарному.

Нам представляется, что в связи с предпола-гаемым в процессе модернизации образования переходом к профильному образо-ванию на старшей ступени обучения опыт этой воспитательной системы имеет особое значение.

Разумеется, в рамках одной лекции невозможно рассказать обо всех воспи-тательных системах, но следует подчеркнуть, что они созданы и успешно функ-ционируют, обогащая педагогическую науку и практику творческими идеями, ин-новационным подходом к решению самых актуальных вопросов воспитания, обу-чения и образования подрастающего поколения.

В заключение обратим внимание на то, что понятие «воспитательная систе-ма школы» не тождественно понятию «система воспитательной работы».

Послед-нее складывается из работы (достаточно разобщенной и самостоятельной) от-дельных классных руководителей и чаще всего предполагает сумму различных мероприятий, проводимых по классам.

Суть понятия «воспитательная система школы» достаточно полно представлена в данной лекции и не требует дополни-тельных разъяснений.

Предыдущая3456789101112131415161718Следующая .

Источник: https://mylektsii.ru/8-10081.html

Отечественные и зарубежные воспитательные системы

31. структура и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины)
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 27Следующая ⇒

Образовательные учреждения являются центральным звеном всей воспитательной системы. Отличительной особенностью сегодняшнего времени является вариативность и разнообразие воспитательных систем в зависимости от типов образовательных учреждений, специфики их деятельности, целей и задач, региональных традиций.

Отечественные воспитательные системы. В золотой фонд истории отечественной педагогики и школы вошел, безусловно оправдавший себя на практике, опыт лучших школ 20-30-х гг. ХХ века, который позволяет нам говорить об их эффективной воспитательной системе – А.С. Макаренко, М.М. Пистрака, С.М. Ривеса, В.Н. Сороки-Росинского, С.Т. Шацкого, Н.П. Шульмана.

В последующие годы — длительный опыт школ-интернатов Г.М. Кубракова, З.Г. Шоюбова (Азербайджан), А.А. Католикова, школа Ф.Ф. Брюховецкого и др. Здесь целостно реализованы идеи построения трудовой основы воспитания коллектива, его демократизации, самоуправления, тесной связи с жизнью. Эти воспитательные системы можно охарактеризовать как «школы-хозяйство».

Широкую известность получила деятельность коллектива Сахновской средней школы (Украина) – директор А.А. Захаренко. Воспитательный процесс в ней строился по принципу: «через увлеченность в труде и учебе».

Развитие педагогически целесообразных материально-бытовых и социально-трудовых условий воспитания рассматривается как первостепенный фактор воспитания и развития личности.

Школа имела хорошо оборудованные мастерские, сельскохозяйственную технику, опытные участки, большой сад, оранжерею, построены учебно-оздоровительный комплекс и музей, имеется обсерватория.

Директор школы – член правления колхоза, а председатели колхоза и сельского совета – члены педсовета. Разделяя вместе с взрослыми (по мере сил) крестьянский труд, школьники с начальных классов приобщаются к реальной жизни и заботам родного села, а через него и общества в целом.

Временные трудовые объединения, чья длительность меняется, — это обычные рабочие бригады, состоящие из школьников, их родителей, учителей.

Результаты труда учащихся учитывались в трудовых книжках, которые ребята имеют с 4-го класса. Школа следит за жизнью и работай учащихся после их выпуска, т.к. большинство их обычно остается в родном хозяйстве.

Возрождение Сахновской средней школы после прихода в нее А.А. Захаренко способствовало возрождению села.

В качестве яркого примера воспитательной системы школы как «школы-хозяйства» можно привести школу-хозяйство с. Кропивницкого, Кировоградской области (директор А.И. Ковырев).

Она существовала на условиях аренды в рамках базового колхоза им. Т.Г. Шевченко, хозяйственно-финансовой самостоятельности и самоуправления.

Она действовала на основе своего Устава; высший орган самоуправления – общее собрание, исполнительный – правление школы-хозяйства.

Хорошая материально-техническая база школы, производительный труд с современными экономическими отношениями позволяли дифференцировать учебную структуру школы. Ребята получали не менее двух производственных специальностей, овладевали навыками домашнего хозяйства.

Работа в школе-хозяйстве засчитывалась в трудовой стаж, и каждый выпускник к ее окончанию имел два года трудового стажа.

Для старшеклассников в школе разработана и действовала единая учебно-производственная цикличная программа, содержащая теоретическую и практическую части по каждому из двенадцати выделенных циклов.

Выпускникам такой школы легче адаптироваться в условиях нестабильности экономики, рыночных отношений и сопутствующих им факторов, т.к. они имели квалификацию работников для сельского хозяйства, хорошую общую и начальную профессиональную подготовку, легко ориентировались в экономических отношениях.

Созданием своей хозяйственно-трудовой базы известна воспитательная система Мамлютской санаторной школы-интерната – Казахстан.

Сегодня она представляет из себя настоящий школьный городок со своими мастерскими, агрохимлабораторией, гаражом, теплицей, спорткомплексом, стадионом, животноводческой фермой, фруктовыми садами, производственными полями. Опытническая работа школы велась по заданиям НИИ садоводства и огородничества.

В целом система ведения хозяйства рассчитана на круглогодичный цикл, а основная форма организации коллективного труда школьников – бригада. Руководит хозяйством от имени учащихся совет самоуправления.

Создателем и многолетним бессменным руководителем агрошколы в г. Сыктывкар, Республики Коми был А.А. Католиков.

Школа существует как школа полного дня, в которой обучается около 300 детей, имеет городскую и пригородную части (которая представляет учебно-опытное хозяйство: цветники, опытные участки с теплицами, пахотные земли, луга, лесное хозяйство, животноводческие помещения и т.д.), спортивный блок с плавательным бассейном, стрелковый тир.

Благодаря включению ребенка в коллективную трудовую деятельность активизируется процесс его саморазвития, развивается профессиональная направленность личности, происходит овладение духовно-нравственными ценностями.

Переход школ на новые условия хозяйствования, ее действия в новых социально-экономических условиях значительно расширяет возможности воспитательной системы, ведет к повышению общественного статуса школы, экономической самостоятельности, хотя это сопряжено с большими трудностями, особенно в период современного кризиса.

Важнейшей задачей современного воспитания становится преодоление потребительской, иждивенческой позиции молодежи, укрепление связи воспитания с социально-экономическими условиями жизни общества, воспитание гражданственности и ответственности.

Гуманистическую воспитательную систему «общей заботы» И.П. Иванова, по мнению Г.К. Селевко, отличает направленность на воспитание общественно-активной творческой личности, способной приумножать общественную культуру, сделать вклад в построение правового демократического общества. Коллективное творческое воспитание (по И.П.

Иванову) признает диалог всех возникающих точек зрения; уважение самого ребенка, его уникальной позиции в мире; социальную направленность деятельности; коллективную деятельность как средство создания мощного творческого поля; использование феномена группового влияния на индивидуальные способности личности; создание условий для проявления и формирования основных черт творческой самодеятельности.

Сама своеобразная технология организации воспитательной работы с детьми получила название методики или технологии коллективных творческих дел (КТД) как способ организации яркой, наполненной трудом, общением, заботой, жизни воспитанников и воспитателей на основе стимулирования творческой деятельности детей и создания временных органов самоуправления (советов дел).

Воспитательная система московской школы № 825 (В.А. Караковский), основываясь на развитии самоуправления, обращая внимание на гибкость, изменчивость, сменяемость и обновление в самой системе, которая строится на нескольких (в основе своих традиционных) ключевых общешкольных мероприятиях, с широким привлечением к ним детей, учителей, родителей, общественности.

А. Сидоркин отмечает, что концепция воспитания В.А.

Караковского опирается на идею системности, комплексности воспитания, интеграции средств воспитательного воздействия, ориентации на личность школьника, его интересы и потребности, идею общественной и личной ценности школы.

В школе и организационном строении коллектива присутствуют постоянные и временные органы управления (совет дела, совет сборовских комиссаров, дежурный командир класса).

Все решения предварительно обговариваются, при необходимости выносятся на Большой совет, куда входят педагоги, представители всех классов, начиная с шестых. Большинство в нем составляют школьники. Существенным признаком воспитательной системы являются использование коммунарской методики, высокий уровень неформальных межличностных отношений, взаимодействие с наукой.[29]

Творческое перенесение «коммунарской методики» И.П. Иванова – главное достоинство этой воспитательной системы.

«Школа самоопределения» А.Н. Тубельского, «школа диалога культур» В.С. Библера и С.Ю. Курганова, «школа адаптирующей педагогики» Е.А. Ямбурга и Б.А. Бройде – далеко не полный перечень тех воспитательных систем отечественной педагогики, которые могут рассматриваться и как авторские школы.

Из зарубежных воспитательных систем наибольшую известность имеют вальдорфские школы (основатель школ Р. Штайнер), гуманистическая система нетрадиционного образования М. Монтессори, которые также можно назвать альтернативными образовательными учреждениями.

Педагогическая концепция Р. Штайнера (1861 – 1925) была создана в начале 20-х гг. прошлого века на основе религиозно-философского учения (антропософии) и направлена на духовное развитие личности ребенка, раскрытие его способностей с помощью специальных упражнений.

В центре концепции представлены различные виды деятельности детей: трудовая, художественная, театрализованная. В этой школе нет стабильных учебных программ, планов, учебников; нет строгой регламентации жизни учащихся; нет оценок; к работе школы активно привлекаются семьи воспитанников.

Обучение проходит по эпохам методом погружения, много игры и права на свободный творческий поиск для ребенка, внимание к здоровью ребенка. Надо отметить, что позиция Р.

Штайнера по религиозному воспитанию, которое осуществлялось как частное обучение, свободное христианское воспитание, не принималось православием, т.к. содержало много элементов мистицизма.

Итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870 – 1925) реализовывала идеи свободного воспитания; разработала программу, методику сенсорного воспитания детей дошкольного возраста и начальной школы, выявила сензитивные периоды развития ребенка, сформулировала принцип организации особой воспитывающей среды, особенно важной для детей, имеющих физические недостатки в интеллектуальном развитии.

М. Монтессори, как замечает Г.К. Селевко, «определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного процесса самореализации». Девиз педагогики М.

Монтессори – «Помоги мне это сделать самому», поэтому вместо обучения нужно создавать условия для самостоятельного развития детей, учитывая его спонтанность, единство индивидуального и социального развития, а также естественный процесс обучения.

Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард) представляет собой технологию, основанную на библейских принципах с использованием компьютерного обучения. Цели школы – воспитание законопослушного гражданина, воспитание веры в Бога, акмеологическое развитие личности.

В основе концепции школы заложены идеи возвращения к Богу как образцу для формирования характера детей; возврат к родителям, чтобы они стали ближе к детям и школе; возврат к индивидуальному обучению для каждого ребенка по каждому предмету; интеграция школьного содержания обучения с вузовским, используя возможности Интернета.

Воспитательная система «справедливое сообщество» появилась в США в 60-х гг. В основе этой системы лежат идеи Л. Кольберга, который рассматривал воспитание как продвижение от низшей к более высокой ступени; нравственное развитие идет последовательно по восходящей и зависит от умственного.

«Справедливые сообщества» представляют небольшие объединения педагогов и учащихся в рамках традиционной школы на основе равноправия и демократии, сотрудничестве.

У сообщества есть свой кодекс поведения, основанный на принципах справедливости и заботы друг о друге, что делает обстановку в школе эмоционально комфортной. деятельности сообщества определяется заботой об окружающих людях, что делает их близкими к воспитательной системе «общей заботы» И.П.

Иванова в российской педагогике. Одной из форм нравственного воспитания является решение дилемм (В.А. Сластенин, И.Ф Исаев, Е.Н. Шиянов).

⇐ Предыдущая9101112131415161718Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x732c.html

Этапы и методика становления и развития воспитательной системы

31. структура и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины)

Лекция 9: Современные воспитательные системы (2 ч.)

План:

1.Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

2.Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.

3. Характеристика воспитательных систем (гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского, Школа диалога культур В. Библера-С.Курганова, Вальдорфская педагогика Р.Штайнера и др.)

Воспитательная система: сущность, структура, характеристика основных компонентов.

Многие ученые и педагоги-практики прошлого и современности как у нас, так и за рубежом (Ш.А. Амонашвили, И.П. Иванов, В.А. Караковский, Л. Кольберг, В.О. Кутьев, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Р. Штейнер и др.

) пришли к выводу, что воспитание — осо­бая сфера и не может рассматриваться в качестве дополнения к обу­чению и образованию. Задачи обучения не могут быть эффективно решены без выхода в сферу воспитания. В свою очередь определе­ние воспитания как составной части образования принижает его роль и не соответствует реалиям современности.

Повышение эффек­тивности воспитательной работы связывают с созданием воспита­тельных систем (ВС).

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Понятие «воспитательная система» органично связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «отношения», «целостность», «струк­тура», «компонент», «взаимосвязь», «результативность» и др.

Воспитательная системасложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулиру­емое и управляемое. Она охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнооб­разную деятельность и общение.

Воспитательные системы многообразны. Они могут создаваться в школах разного типа, учреждениях культуры, дополнительного образования, в детских организациях и объединениях и т.п.

В основу создания воспитательной системы как модели положе­на теоретическая концепция, которая включает цели, задачи, прин­ципы, ведущие идеи, педагогические теории, позитивный опыт. В качестве основных целей выступает развитие и саморазвитие ак­тивной, творческой личности, освоение культуры, включение подрастающего поколения в жизнь общества.

Теоретическая концепция ВС реализуется в четырех взаимосвя­занных, взаимозависимых компонентах (управление, содержание, организация, общение), которые, в свою очередь, влияют на ее сущность и содержание.

Управление ВСрассматривается как искусство ставить цель, четко определять пути ее достижения (стратегия), организация дела (тактика), контроль и оценка результативности.

Функции управления ВС разнообразны:

психолого-педагогичес­кая диагностика воспитательного процесса и деятельности его уча­стников;

обеспечение целостного учебно-воспитательного процесса (единство целей, содержания, форм и методов);

организация со­вместной, творческой, развивающей деятельности;

сотрудничество школы, семьи и общественности;

развитие гуманистических отно­шений между взрослыми и детьми.

ВСэто совокупность научных знаний, разнооб­разной информации, ценностных ориентиров, достижений куль­туры, это одновременно и различная деятельность по усвоению опыта, развитию творческих сил и способностей личности.

Организация ВСпредусматривает реализацию теоретической концепции в учебно-воспитательном процессе на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов и соответствующих условий, направленных на результат.

Общение как компонент ВС представляет единство трех эле­ментов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание, восприятие друг друга).

Эффек­тивность воспитательных систем зависит также от отношений, которые складываются между взрослыми и детьми в ходе совмест­ной деятельности (отношения сотрудничества и гуманизма, об­щей заботы и доверия, внимания к каждому, диалог и ситуации успеха).

Для любой воспитательной системы характерно не только на­личие связей и отношений между образующими ее компонента­ми, но и неразрывное единство с социумом, во взаимоотношени­ях с которым система проявляет свою целостность.

Воспитательная система тесно связана с микро- и макросре­дой, где в качестве первой выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве второй — обще­ство в целом.

Этапы и методика становления и развития воспитательной системы.

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления надо знать меха­низмы и специфику ее развития.

Опыт показывает, что воспитательная система проходит в сво­ем развитии три основных этапа.

Первый этап — становление системы. В качестве важной со­ставляющей этого этапа следует выделить прогностическую ста­дию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической кон­цепции будущей воспитательной системы, моделируется ее струк­тура, устанавливаются связи между ее компонентами.

цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников.

На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции.

Основными методами становления ВС на первом этапе являются методы убежде­ния, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер.

Второй этап — отработка системы.На этом этапе происхо­дит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправле­ния, утверждаются системообразующие виды деятельности, при­оритетные направления функционирования системы, закрепля­ются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагоги­ческих технологий.

Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятель­ности, общения, опыта общественного поведения, стимулирова­ния и мотивации деятельности и поведения.

Трудности педагоги­ческого управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педаго­гического коллективов.

Третий этап — окончательное оформление системы. На дан­ной стадии коллектив — это содружество детей и взрослых, свя­занных единой целью, общей деятельностью, отношениями со­трудничества, творчества.

В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной лично­сти, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры. Все это, по мнению Е.В.

Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опи­рающегося на принципы гуманизма.

Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, са­моразвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению. Воспитатель­ная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

На последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явле­ний и иногда ведет к так называемому кризису системы.

Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе, остановке в совер­шенствовании деятельности (содержания и методики), к дефици­ту творчества и новизны.

Выход из создавшегося положения — об­новление системы на основе реформ, развития творчества, созда­ния инновационных психолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров

! Этапы развития воспитательной системы сообразуются со ста­диями развития коллектива, являющегося ее ядром.

Например, пе­реход школы в состояние воспитательной системы, движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников.

Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит прежде всего от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы школы.

Итак, можно говорить об определенной технологии и мето­дике создания и развития воспитательной системы, а именно:

выявлении ведущей идеи,

формулировке основных целей и за­дач,

формировании на их основе теоретической концепции,

конкретизации составляющих системы и механизмов их взаимо­действия,

определении и использовании вариативных педагоги­ческих технологий и методик,

проектировании необходимых для этого условий.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы исследователи используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества(см.

: Воспитательная систе­ма школы / Сост. Н.Л. Селиванова. — М., 1989. — С. 73 — 75). Пер­вая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система.

Вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Группа критериев факта включает следующие основные показатели:

упорядоченность жиз­недеятельности школы в соответствии с разработанной концеп­цией;

наличие коллектива единомышленников;

создание психо­лого-педагогических условий для становления и развития системы.

Группу критериев качества характеризуют:

степень приближенно­сти системы к поставленным целям;

реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества;

благоприятный психолого-педагогический климат школы, гума­нистические отношения, демократический стиль общения, соци­альная защищенность педагога и ученика;

профессионализм и пе­дагогическая культура учителя, ценностные ориентации и высо­кий уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть расширены и кон­кретизированы применительно к той или иной воспитательной системе.

Итак, воспитательная система развивается успешно, если она целесообразна и современна, находится в центре внимания всего педагогического коллектива и постоянно совершенствуется на ос­нове принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

Источник: https://poisk-ru.ru/s38598t6.html

Отечественные воспитательные системы

31. структура и этапы развития воспитательной системы. Характеристика отечественных воспитательных систем (Иванов И.П., Библер B.C., Караковский В.А. Воспитательные системы школ-комплексов Белгородчины)

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

4. Воспитательная система общей заботы.Идея общей заботы была выдвинута ленинградским ученым
И.П. Ивановым в конце 50-х гг. XX в.

В основе создания воспитательной системы, согласно это идее, лежат следующие принципы:социально полезная направленность деятельности детей и их наставников, сотрудничество детей и взрослых, многоролевой характер и романтизм деятельности, творчество.

При этом учитываются такие идеиколлективного творческого воспитания, как коллективная организация деятельности, коллективное творчество, коллективное целеполагание, создание ситуаций-образцов, эмоциональное насыщение жизни коллектива, общественная направленность деятельности коллектива. Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга.

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. В

организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов: предварительная работа воспитателей; коллективное планирование; коллективная подготовка; проведение; коллективное подведение итогов; ближайшее последействие.

Одной из наиболее важных характеристик воспитательной системы, построенной на основе идеи общей заботы, является соуправление и самоуправление.

В данной воспитательной системе используются разнообразные формы, методы, приемы обученияи воспитания: общественный смотр званий, уроки творчества, деловые и ролевые игры, конференции и брифинги, дидактические сказки, «Робинзонада», КВН и т.д.

5. Воспитательная система школы диалога культур. Идея диалогана уровне содержания обучения и воспитания, на уровне методов целостного педагогического процесса является стержневой и оригинальной в воспитательной системе школы диалога культур, основателем которой является С. Курганов.

Школа диалога культур предполагает углубленное освоение диалогизма как основного определения мысли вообще. Диалог в этой школе — это не только и не столько наилучший путь ковладению истиной, это не только эвристически значимый прием более эффективного усвоения знаний, умений и т.д.

, это и суть самой мысли.

Школа диалога культур актуальна в условиях возрастания культурообразующей роли школы и образования в целом. Результатом воспитательной деятельности должна стать базовая культура личности. Главное в культуре — не предметы и знания, а ценности и нормы, способы мышления и творчество. Процесс воспитания в школе диалога культур — процесс культуроемкого развития личности.

6. Гуманистическая воспитательная система современной массовой школы.Основатель этой системы В.А. Караковский.Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, егоинтересы и способности.

Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива.

Кроме администрации школы и педагогического совета (в котором иногда участвуют и старшеклассники) существует еще и большой совет, включающий в себя кроме педагогов представителей от всех классов, начиная с шестых.

В сфере деятельности прочно утвердился творческий подход, стремление к оригинальному и необычному. Творчество, порядочность, юмор — это те самые главные качества, которые необходимы и педагогу, и ученику для их признания в школе.

Существенной характеристикой системы В.А. Караковского является использование коммунарской методики, или методики коллективной творческой деятельности.

7. Воспитательная система школы-комплекса.Школа-комплекс — относительно новый тип школы, отвечающий современным требованиям. Относительно новый потому, что опыт образовательно-воспитательных учреждений СТ. Шацкого, А.С. Макаренко, Ф.Ф. Брюховецкого, А.А. Захаренко, В.А.

Караковскогои многих других — это, в сущности, опыт создания школ-комплексов, только в разное время и в разных условиях.

Главное преимущество школы-комплекса — ее истинный гуманизм, когда в отличие от различных элитарных школ, школ с углубленным изучением отдельных предметов создаются равные возможности и условия для обучения и воспитания каждого ребенка.

В этой школе дети и взрослые объединены общей атмосферой гуманных отношений, здесь реализуется соотнесение педагогических целей (развитие личности) и целей самих детей (удовлетворение актуальных потребностей личности).

Учебный процесс не регламентируется жесткостью и обязательностью программ и режимов. Происходит совпадение интересов: деятельность, значимая для ученика (музыка, живопись, спорт, техника), оказывается значимой и для школы.

Таким образом, создание воспитательной системы школы-комплекса позволяет каждому школьнику выстроить пространство для самореализации, определить возможности общения, самораскрытия и самосовершенствования.

Особое место в школе-комплексе занимает школа раннего развития, в которой по индивидуальным программам обучаются все будущие ученики I класса. Они обязательно проходят педагогическое диагностирование особенностей, интересов и возможностей с целью последующей дифференциации и индивидуализации обучения.

Билет №24

⇐ Предыдущая26272829303132333435Следующая ⇒

Дата добавления: 2015-11-05; просмотров: 3297 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/3-70106.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий