31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

Гуманизм и Реформация

31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

Первые немецкие гуманисты, начавшие создавать новую культуру, не могли не использовать богатый опыт своих итальянских собратьев.

Подобно им, они высоко чтили классическую древность и даже произведения свои предпочитали писать на латинском языке, только не на «кухонной» средневековой латыни, а на языке Древнего Рима и его великих писателей.

Конечно, латинский язык замыкал немецких гуманистов в довольно узкую «республику ученых», зато он становился средством духовного единства в стране, разорванной на множество независимых государств и говорившей на разнородных диалектах.

Была у немецкого гуманизма и еще одна характерная особенность. Развиваясь в атмосфере приближающейся Реформации, когда недовольство охватило широкие общественные круги, он прежде всего тяготел к сатире, к насмешке и обличению.

Сатириками были почти все значительные немецкие писатели-гуманисты. При этом в их творчестве особенно большое место занимала антиклерикальная сатира.

По той резкости, с какой наиболее воинствующие гуманисты Германии нападали на алчность, развращенность и обскурантизм католического клира, не щадя при этом официального богословия, они, несомненно, превосходили своих итальянских учителей.

Эпикурейская тенденция, типичная для итальянского гуманизма, в немецком Ренессансе никогда не приобретала решающего значения. Для гуманистов Германии, писавших накануне Реформации, античное наследие было, прежде всего, арсеналом, который снабжал их оружием против папского засилья.

Не удивительно поэтому, что из древних авторов наибольшей популярностью пользовался сатирик Лукиан, ядовито осмеивавший религиозные предрассудки своего времени. Разработанная Лукианом форма сатирического диалога прочно вошла в обиход немецкой гуманистической литературы.

Внимательно изучали немецкие гуманисты также Библию и творения отцов церкви.

Устремляясь через голову средневековых комментаторов и переводчиков к первоисточникам вероучения, они получали возможность доказать, сколь мало обычаи и доктрины современного католицизма соответствовали заветам первоначального христианства.

Тем самым гуманисты подготовляли Реформацию. Они, разумеется, не могли знать, что Реформация обернется против гуманизма, а Лютер со временем станет их открытым врагом.

У истоков немецкого гуманизма стоял выдающийся мыслитель и ученый Николай Кузанский (1401 — ок. 1464). Он изучал математику и естественные науки и в опыте видел основу всякого знания. Предвосхищая Коперника, он утверждал, что земля вращается и не является центром Вселенной.

Будучи кардиналом римско-католической церкви, Николай Кузанский и в богословских сочинениях далеко выходил за пределы церковной догматики, выдвигая идею всеобщей рациональной религии, которая бы объединяла христиан, мусульман и иудеев.

Одно время он даже ратовал за церковную реформу, долженствовавшую умалить роль папы, а также отстаивал государственное единство Германии.

Заметную роль в развитии новой гуманистической культуры сыграли «ученые общества», возникшие в различных частях Германии. Члены этих обществ содействовали изданию античных авторов, а также реформе университетского образования на основе гуманистических принципов.

Встречались среди немецких гуманистов, писавших на латинском языке, и одаренные поэты. Крестьянский сын Конрад Цельтис (1459-1508) основал в городах Германии и Польши ряд «научных» и литературных обществ.

Почитатель классической древности, он даже своему сборнику стихов дал название, заимствованное у Овидия: «Amores» (1502). Все это, однако, не означало, что немецкие гуманисты были безразличны к памятникам культуры немецкой.

В качестве приложения к изданной им «Германии» Тацита Конрад Цельтис обнародовал план обширного труда «Германия в образах». Им же были найдены и опубликованы забытые в то время драматические сочинения немецкой монахини X в. Хротсвиты.

Но Хротсвита — это далекое прошлое Германии, да и пьесы ее записаны на латинском языке. Между тем на исходе средних веков в немецких городах сооружались превосходные готические храмы и ратуши, украшенные скульптурами и живописью. У поднимавшегося бюргерства была своя поэзия, опиравшаяся на прочную национальную традицию.

Это были занимательные шванки, родственные французским фаблио и ранним итальянским новеллам, басни и прочие назидательные произведения, подчас наделенные значительной социальной остротой, например безымянная сатирико-дидактическая поэма «Сети дьявола» (1415-1418), в которой развернута широкая панорама неустройства, царящего в Германии.

Дидактизм, сочетающийся с живым интересом к повседневной жизни, с давних пор был присущ бюргерской литературе. Тяготела она и к жанру сатирико-дидактического «зерцала», позволявшего поэту вершить строгий суд над пороками всех сословий.

По мере того как социальная обстановка в Германии все более и более накалялась, жанр этот приобретал несомненную актуальность. Его связанная со средневековыми традициями «старомодность» не могла отпугнуть немецкого поэта, ведь основные институты «вольного города» — городская ратуша и городской собор — являлись неизменными источниками дидактизма.

Но тут же у стен ратуши и собора вздымались пестрые волны народного карнавала, всегда готового посмеяться над чванством власть имущих и их суетливыми приспешниками в светских и духовных одеждах.

Источник: https://cult.bobrodobro.ru/5454

Немецкий гуманизм.: Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их

31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили гуманисты.

Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-филосо' фы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники.

В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа.

В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в. появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».

Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Выходец из Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в Кембриджском университете, служил при дворе Карла V.

На склоне лет Эразм поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты.

Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы.

По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества.

Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн,

404

приносивших бедствия народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим, враждебно относился к революционной деятельности.

Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ, пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой.

По мнению Рейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Выступление в защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с мракобесами-католиками. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»).

В ходе этой борьбы появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом Рубианом и др.

Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие.

«Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и явилась триумфом немецких гуманистов.

В плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта.

Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе.

Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями.

Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал

405

надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.

Резкая критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.

Источник: https://sci-lib.biz/vsemirnaya-istoriya/nemetskiy-gumanizm-37950.html

Немецкий гуманизм и Реформация

31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

(темы докладов)

1. Особенности немецкого гуманизма и его отличие от итальянского.

2. Критика феодального строя и католической церкви немецкими гуманистами (С. Брант. Эрфуртский кружок, Эразм Роттердамский).

3. Эразм и Лютер о свободе воли.

4. Гуманисты и папский Рим (Ульрих фон Гуттен).

5. Лютер и Мор.

Источники и литература (помимо основного списка)

Брант С. Корабль дураков. Любое издание.

Гуттен Ульрих фон. Диалоги. Публицистика. Письма. М., 1959.

Ермолаев В. А. Гейльбронская программа. Саратов, 1986.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С. 98–103.

Эразм Роттердамский. Похвала глупости. Письма тёмных людей. Любое издание.

Эразм Роттердамский. Разговоры запросто. О свободе воли. Переписка. // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Володарский В. М. Социально-политические взгляды Ульриха фон Гуттена // Средние века. М., 1964. Вып. 26.

Володарский В. М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // Средние века. 1963. Вып. 24.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений М. Лютера о светской власти и её роли в Реформации 1517–1525 гг. // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Культура эпохи Возрождения и Реформации: Сб. статей. М., 1981. (Статьи: В. И. Рутенбурга, А. Х. Горфункеля, С. М. Стама, В. М. Володарского).

Немилов А. Н. Немецкие гуманисты XVI вв. Л., 1979.

Лозинский С. Г. История папства. М., 1986.

Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. М., 1978.

Рутенбург В. И. Титаны возрождения. Л., 1976.

Смирин М. М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Пуришев Б. И. Очерки немецкой литературы XV–XVI вв. М., 1955.

Эразм Роттердамский и его время: Сб. статей. М., 1989. (Статьи: А. Н. Немилова, Л. П. Урмановой, В. М. Володарского, С. П. Плешковой,

Н. В. Ревуненковой).

Очерки истории Германии. М., 1959. Гл. IV.

Кантцебах Фридрих, Штедке Иоахим. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Ростов н/Д., 1998.

Методические указания

Тема посвящена немецкому гуманизму — идеологии передового бюргерства Германии XV — начала XVI вв.

Прежде всего необходимо продумать вопрос, почему и чем немецкий гуманизм отличается от гуманизма в Италии эпохи Возрождения? Чем объясняется, например, такие черты немецкого гуманизма, как его связь с религиозной борьбой и проблемами объединения Германии?

Важнейшим памятником немецкого гуманизма являются сочинения Эразма Роттердамского. Необходимо дать характеристику его произведений. Показать общественное положение и взгляды Эразма.

Против кого и чего направлена «Похвальное слово глупости»? С каких позиций критикует Эразм религию, церковь и феодальное государство? Имеется ли в «Похвальном слове глупости» конкретная позитивная программа? Интересы каких общественных групп выразил в своем произведении Эразм? Сравните критику католической церкви Эразма и Ульриха фон Гуттена.

В заключении следует показать, что немецкие гуманисты своей острой критикой учреждений, политики, морали и религии феодального общества способствовали успеху реформации, несмотря на то, что многие из гуманистов отнеслись к реформации враждебно.

Подтема IV

Реформация в Германии

(темы докладов)

1. Биография и характеристика догматов Лютера.

2. Реформация церкви по Лютеру и эволюция его взглядов.

3. Крестьянско-плебейское направление в Реформации (Томас Мюнцер).

4. Учения У. Цвингли и Ж. Кальвина.

Источники и литература (помимо основного списка)

Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма. // Средние века. 1989.

Вып. 52.

Хрестоматия по истории средних веков. Т. III. С.106-114

Инфессура С., Бурхард И. Дневники. Документы по истории папства XV -XVI вв. М., 1939.

Практикум по истории средних веков. М., 1967. С.102 — 121.

Мартин Лютер — реформатор, проповедник, педагог. М., 1996.

Стам С. М. Чем же в действительности была Реформация в Германии. // Вопр. истории. 1957. №4.

Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1894.

Виппер Р. Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма. М., 1984.

Голубкин Ю. А. Эволюция представлений Мартина Лютера о светской власти и её роли в Реформации (1517–1525 годы.) // Ежегодник германской истории. 1978. М., 1979.

Иванов В. В. У. Цвингли и военные программы южно-немецкого крестьянства в 1525 г. // Проблемы истории Западной Европы развитого и позднего феодализма: Сб. Иваново, 1986.

Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик. Мартин Лютер и его время.

М., 1984.

Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. С.211 — 256.

Смирин М.М. Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации // Смирин М.М. Эразм Роттердамский и реформационное движение в Германии. М., 1978.

Эпштейн А. Д. К вопросу о Реформации и крестьянской войны в Германии как первой буржуазной революции // Вопр. истории.

1957. №8.

Ревуненкова Н.В. Идея гуманизма в трактовке Жана Кальвина //Культура эпохи Возрождения и Рефоромация. Л.,1981.

Ревуненкова Н.В. Критика гуманистического учения о человеке в «Наставлении» Жана Кальвина //Гуманизм и религия. Л., 1980.

Юсим М.А. Макиавелли и Лютер. Христианская мораль и государство // Культура эпохи Возрождения и Реформация. М., 1981.

Методические указания

При изучение данной темы требуется понимание ряда сложных вопросов (специфические формы классовой борьбы в средние века, нередко выступавшей в оболочке религиозных конфликтов, социальная природа этих конфликтов, взаимоотношения гуманистической идеологии Возрождения и реформации и другие).

Основная цель данной темы — раскрыть социальную сущность немецкой реформации и показать ее роль в решении насущных задач немецкой жизни, вытекавших из социально-экономического и политического состояния страны.

Следует объяснить, почему широкое общественное движение, направленное против феодального строя обратилось в первую очередь против католической церкви и почему оно проходило под религиозной оболочкой.

Необходимо дать биографию Лютера. Следует показать, как формировались его взгляды, каким образом он оказался вождем широкого общенационального движения в начале борьбы и перешел на сторону князей, как отразился этот переход на судьбах бюргерства и крестьянства.

Надо четко представить себе и положительные черты в деятельности Лютера в начале реформации.

Характеризуя догматы Лютера надо показать, какие практические выводы из них следовали, к чему сводилось требование реформы церкви у Лютера, в какой мере эта реформация помогла разрешить социальные и политические противоречия в стране.

Характеризуя социально-политические взгляды Т. Мюнцера следует показать, под чьим влиянием и как они сложились, в чем их суть. Необходимо обратить внимание и на религиозно-философские взгляды Т. Мюнцера. Что понимал Т. Мюнцер под божьим царством, что означало в его представлении пробуждение разума, являвшееся источником спасения, и как он понимал само спасение человека.

Рассказывая о реформации в Швейцарии, в первую очередь следует выяснить особенности социально-экономического и политического развития страны, а затем перейти к исследованию ее главных идеологов — Ульриха Цвингли и Жана Кальвина.

Характеризуя взгляды Цвингли необходимо отметить его идеи — «оправдание верой» и «всеобщего священства». Нужно выяснить его отношение к организационной структуре церкви, к таинствам.

Следует показать отличие трактовки таинства причастия Лютера и Цвингли. Каковы были политические взгляды Цвингли? Его отношение к тирании, проблема «тираноборчества».

Следует показать устройство цвинглианской общины.

Кальвин немыслим без немецкой Реформации Мартина Лютера, но верно и обратное — без Кальвина Реформация Лютера осталась бы незаконченной.

Поэтому следует обратить особое внимание на учение Кальвина и его основное произведение — «Наставление в христианской вере». Что такое учение о двойном предопределении? Его понимание греховности человека.

В чем отличие трактовки «божественного предопределения» Кальвина от ортодоксальной? Трудовая этика Кальвина.

Его политические воззрения, идеал политического устройства. Как проходила Реформация в Женеве? Отношение к инакомыслию.

В заключении следует отметить, какое из трех направлений Реформации более радикально, более адекватно отражает буржуазную сущность? Какое из них получило большее распространение в Западной Европе?

Подтема V

Источник: https://cyberpedia.su/17xbc5f.html

Предпосылки Реформации. Немецкий гуманизм

31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

Германиина напередодни Реформации

В конце XV — Начале XVI ст. Германия была составной частью Священной Римской империи,к названия которой тогда добавили слова «германской нации». Помимо Германии, в ее состав входили земли современных Нидерландов, Бельгии, Австрии, Чехии, Франции Бургундии, часть Италии и другие территории.

Священная Римская империя была политически раздробленной страной, состояла из многих больших и малых, светских и церковных владений. Обнажал Германию выборный король, который мог короноваться как император. Избирался император: на собрании курфюрстов(Князей избирателей). Начиная с 1438 г. и до 1806 г. императоры избирались из семьи Габсбургов.

Интересно знать

Представление о степени раздробленности страны может дать список приглашенных для совета на заседаниерейхстага — Съезда представителей сословий империи в 1521 г.

Среди них были 7 курфюрстов, 50 архиепископов и епископов, 83 аббаты найбильшихмонастырей, 24 светские князья, 145 графов, представители от 65 городов, а еще — многочисленные обладатели имперских Помещики, которые не имели права голоса в рейхстаге.

Князья играли большую роль в жизни Германии. В первые десятилетия XVI ст. их было около 70 — архиепископов, епископов и светских лиц. Семь князей — курарюрстив, имевших право избирать императора, всячески противодействовали усилению его власти и оставляли за собой право самостоятельно решать важные дела.

В начале XVI ст. вся Германия была покрыта сетью из крупных, средних и мелких городов, общее количество которых было около 3 тысяч.

Города делились на «имперские» — подчинены непосредственно императору и «свободные» — которые пользовались самоуправлением, добытым вследствие увольнения от своих сеньоров. В XVI ст. различия между «императорскими», «свободными» городам почти исчезли.

Они имели большие прав и часто властвовали окружающими территориями как небольшим княжеством. Крупнейшими городам были Нюрнберг, Аугсбург, Кельн.

В Германии существовал рейхстаг — Имперское собрание, которое включало три курии — курфюрстов, духовных и светских князей и представителей городов. В княжествах существовали ландтаги — Сословно-представительные органы местного дворянства, духовенства и княжеских городов. В некоторые ландтаги входили также представители сельских общин.

Рейхстаг и ландтаги обсуждали близкие по смыслу вопросы — о сохранении мира, законы, денежные сборы, но на разном уровне — всей империи или отдельных княжеств. Каждая курия принимала решение отдельно, а затем они сравнивались.

Большую роль в работе ландтагов играли города. На рейхстаге она зависела от содержания вопроса. Если была необходимость в деньгах, то города всех интересовали, в других случаях их право на ание могли поставить под сомнение.

Рейхстаг и ландтаги играли важную роль. Они были местом согласования интересов крупных общественных групп, выполняли роль определенного противовеса власти монарха — императора или князя.

Новой чертой в развитии Германии XVI ст. стало формирование еще одного вида управления — не из центра или мест, а регионального — за округами. В политически раздробленной стране эти округа были созданы прежде всего для того, чтобы облегчить борьбу с грабителями и нарушителями мира.

На начала XVI ст. в Германии господствовали феодальные отношения, большинство населения составляло зависимое крестьянство, что платило налоги землевладельцам и церкви. В первой половине XVI ст. возникли и распространились рыночные отношения. Особенно много новых предприятий было создано в горной промышленности. Появлению новых предприятий способствовал высокий спрос на их продукцию.

Дух наживы и энергия предпринимательства были символом этого времени. Во многих странах были известны имена немецких богачей Фуггеров, Гохштеттерив, Имгофив, Вельзеров.

Фуггеры, например, вкладывали средства в оптовую торговлю пряностями, которая давала сказочные прибыли, в ростовщические операции с высокими процентами, горную промышленность, скупали земли.

Якоб Фуггер, который был для современников олицетворением зажиточного предпринимателя оставил состояние в 2,5 млн гульденов.

Католическая церковь в Германии в начале XVI ст.

Католическая церковь претендовала на первостепенную роль в жизни Европы, а особенно политически раздробленной Германии. Она имела здесь гораздо более широкое поле деятельности, чем в странах с сильной центральной властью.

Всю Германию заполонили продавцы индульгенций, святых реликвий и различные сборщики платежей в пользу церкви. Католической церкви принадлежали огромные земельные владения и даже города. Наибольшие прибыли со своих владений Папа Римський получал именно из Германии.

Вместе с тем он не слишком озабочен порядками в немецких монастырях, что подрывало авторитет церкви в глазах населения.

В 1510 г. император Максимилиан I предпринял попытку договориться с Папой Римским. Он, частности, рассчитывал на ограничение платежей в пользу Рима. По его поручению был подготовлен «Жалобы германской нации», где собрал основные претензии. Однако, эта попытка потерпела полный провал.

Эта ситуация в начале XVI ст. стала причиной того, что реформационное движение против деятельности католической церкви в Европе начался именно в Германии.

Предпосылки Реформации. Немецкий гуманизм

Критика католической церкви была связана с распространением в Германии идеалов гуманизма.

Гуманизм (отв. лат. humanus — Человечный, человеческий) светское свободомыслие эпохи Возрождения, противостоявшего средневековой схоластике и духовному господству церкви. В широком понимании — признании ценности человека как личности, ее права на свободное развитие и выявления своих способностей.

На начала XVI ст. в Германии существовали 16 университетов, в большинству из которых преподавали ученые-гуманисты. Наивысшего расцвета гуманизм в Германии достиг накануне Реформации. Именно тогда достигла своего пика гуманистическая сатира, утверждались новые общественные идеалы, разворачивались поиски новых форм развития религиозной жизни.

В Германии появились «Письма темных людей «- остроумная, острая и талантливая сатира, которая разоблачала бескультурье и моральный упадок духовенства, его увлечения бесконечными схоластическими спорами с любой мелочи.

Европейскую известность приобрела деятельностьЭразма Роттердамского (1466-1536) и его младшего современника, рыцаря-гуманиста Ульриха фон Гуттена(1488—1523).

Фигура в истории

Эразм Роттердамский был высокообразованным человеком, изучал произведения итальянских гуманистов и античную литературу, переводил и издавал их произведения. Себя он гордо называл «Гражданином Вселенной».

Эразм Роттердамский писал произведения, в которых разоблачал разврат католического духовенства. Тонкой иронией отмечалась его сатира «Похвала глупостейі».

Он осуждал пошлость, отсутствие содержания, скрытую за пустым формализмом в обрядах католической церкви, политическое своеволие и тиранию королей и князей. Философ считал, что религия должна убрать форму непосредственного и откровенного диалога между человеком и Богом.

Он выступал за распространение в обществе веротерпимости, приобретение религией личного характера, использование в церковных службах языка народа, что должно было сделать их понятными простым людям.

Ульрих фон Гуттенбыл одним из авторов «Писем темных людей», писал эпиграммы на папу Юлия II, в которых обличал порочности папы и высмеивал продажа индульгенций.

Гуттен, с присущим ему темпераментом и горячим патриотизмом, резче, чем Эразм Роттердамский, клеймил католическое духовенство, выступал за «свободу Родины «.

Он восхвалял гуманистические науки, которые помогают «прозреть Германии «, усматривал в разуме» руководителя жизни «человека и решительно осуждал «Варварство» и «благочестивое надувательство» в церкви. Именно гуманисты — ближайшие друзья Гуттена одними из первых откликнулись на выступление М. Лютера против продажи индульгенций.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s39278t1.html

Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации

31. Немецкий гуманизм, его особенности и роль в подготовке Реформации.

2.

Анализ источника (определить время, авторство, какое событие или явление освещает).

Дать определение термину/ понятию/ крылатому выражению.

Эссе.

Билеты утверждены на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова. Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

И.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков

Д.и.н., проф.

Винокуров Н.В. подпись

_________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт истории и политики

Экзаменационный билет № 32

по дисциплине «История средних веков»

для студентов 2 курса заочной формы обучения

050100.62 – ПО (История и Обществознание)

Реформация в Германии. Учение М. Лютера и Т. Мюнцера. Крестьянская война. Аугсбургский религиозный мир.

Анализ источника (определить время, авторство, какое событие или явление освещает).

Дать определение термину/ понятию/ крылатому выражению.

Эссе.

Билеты утверждены на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова. Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

И.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков

Д.и.н., проф.

Винокуров Н.В. подпись

_________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт истории и политики

Экзаменационный билет № 33

по дисциплине «История средних веков»

для студентов 2 курса заочной формы обучения

050100.62 – ПО (История и Обществознание)

Экономическое и политическое развитие итальянских государств в XV-XVI вв.

Анализ источника (определить время, авторство, какое событие или явление освещает).

Дать определение термину/ понятию/ крылатому выражению.

Эссе.

Билеты утверждены на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова. Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

И.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков

Д.и.н., проф.

Винокуров Н.В. подпись

_________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт истории и политики

Экзаменационный билет № 34

по дисциплине «История средних веков»

для студентов 2 курса заочной формы обучения

050100.62 – ПО (История и Обществознание)

Основные направления Реформации в Швейцарии.

Анализ источника (определить время, авторство, какое событие или явление освещает).

Дать определение термину/ понятию/ крылатому выражению.

Эссе.

Билеты утверждены на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова. Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

И.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков

Д.и.н., проф.

Винокуров Н.В. подпись

_________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт истории и политики

Экзаменационный билет № 35

по дисциплине «История средних веков»

для студентов 2 курса заочной формы обучения

050100.62 – ПО (История и Обществознание)

Реформация и гражданские войны во Франции. Причины и основные события. Идеологическая борьба и публицистика. Нантский эдикт.

Анализ источника (определить время, авторство, какое событие или явление освещает).

Дать определение термину/ понятию/ крылатому выражению.

Эссе.

Билеты утверждены на заседании кафедры истории древнего мира и средних веков им. проф. В.Ф. Семенова. Протокол № 1 от «30» августа 2017г.

И.о. зав. кафедрой истории древнего мира и средних веков

Д.и.н., проф.

Винокуров Н.В. подпись

_________________________________________________________________________________________

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московский педагогический государственный университет»

Институт истории и политики

Экзаменационный билет № 36

по дисциплине «История средних веков»

для студентов 2 курса заочной формы обучения

050100.62 – ПО (История и Обществознание)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_241049_nemetskiy-gumanizm-ego-osobennosti-i-rol-v-podgotovke-reformatsii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий