31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Философия Фейербаха: кратко и понятно

31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Немецкий философ Людвиг Андреас фон Фейербах родился 28 июля 1804 года в Баварии. Его отец был известным криминологом, специалистом по уголовному праву. Сам же Людвиг посвятил жизнь философии. Он придерживался материалистического направления и был одним из самых ярых представителей атеизма.

Биография мыслителя

Фейербах был студентом факультета теологии Гейдельбергского университета. Молодой философ увлеченно изучал богословие, охотно посещал лекции. Его любимым преподавателем был Карл Дауба.

Фейербаху нравилось, что профессор читал лекции, донося до студентов живые, интересные мысли. Заставлял их размышлять. Курсы были построены на Философии Гегеля. Людвигу нравилось общаться с этим знаменитым мыслителем.

Чтобы продолжить образование, в 1824 году он переезжает в столицу немецкого государства — Берлин.

Позже, Фейербах становится преподавателем философии в Эрлангене. Его лекции по логике, метафизике, новой философии внимательно слушал знаменитый Карл Маркс.

Философия Фейербаха уделяла большое значение мыслям. Мысль в его понимании, это нескончаемый поток, способный сметать все на своем пути. Кто виртуозно владеет мыслями, тот не должен бояться никаких преград. Людвиг говорит о том, что вера в бессмертную душу обесценивает земные старания человека. А ведь ценность каждого определяется тем, что он оставил своим потомкам.

В 1836 году, философ женился на девушке, которая была одной из владелиц небольшого завода по производству фарфора и переехал в небольшую деревеньку Брукберг, где продолжил писать научные труды.

Политическая жизнь не представляла для ученого большого интереса, но в 1872 году он стал членом социал-демократической партии под предводительством Карла Маркса.

В последние годы жизни, философ жил в городке Рехенберг, рядом с Нюрнбергом. Он переехал сюда в 1859 году. Фарфоровый завод, который приносил его семье прибыль долгие годы, обанкротился. Поэтому у Фейербаха возникли серьезные финансовые проблемы.

Философ умер 13 сентября 1872 года и был похоронен в городе Нюнберг. Сегодня, на месте дома, где жил Фейербах находится парк Рехенберг. В нем есть «Философская тропа» с выдержками из трудов Людвига. Память мыслителя увековечена мемориалом — большой каменной глыбой.

Учение Фейербаха о познании

Людвиг Фейербах утверждал, что истина, действительность и чувства не могут находиться друг без друга. Человек понимает только то, что чувствует. Если мы прислушиваемся к чувствам, то перестаем сомневаться. Это главный инструмент познания окружающей действительности и единственный источник истинного знания.

Достоверность происходящего определяется не только тем, что чувствует человек, но и тем, как он относится к другим людям. Мы познаем окружающих и лишь затем — самих себя. Теплые чувства к окружающим, солидарность с ними раскрывают перед нами настоящий смысл жизни. Эта концепция получила название «туизм» (противоположность эгоизма). Жить без осознания нравственного долга – невозможно.

Этика Фейербаха

В философии Людвига Фейербаха, огромное внимание уделяется вопросам этики и религии. Предметом этики является область человеческой воли, которая исходит из стремления к счастью. Не имеет смысла говорить о вопросах нравственности, если человек не стремится к личному счастью. Забота о собственном счастье противоречит стремлению служить на благо других.

Истинная этика основывается не на удовлетворении собственных нужд, а на уважении интересов других людей. Можно стать счастливым лишь, сделав счастливым своего партнера.

Если возникает конфликт между чувством долга и эгоизмом, его можно преодолеть. Мы часто пытаемся находить компромисс между своими интересами и долгом. Даже если поначалу мы чувствуем сопротивление, постепенно приходит удовлетворение и счастье от служения другим.

Основные работы Фейербаха

За свою жизнь, Людвиг Фейербах написал немало работ, ставших значимыми в развитии философской мысли.

В 1830 году вышел труд Фейербаха под названием «Мысли о смерти и бессмертии», где подвергался критике вопрос бессмертия души человека.

Этот труд был издан без указания авторства, но многие поняли, кто приложил руку к его созданию. Весь тираж сожгли и Людвигу запретили заниматься преподавательской деятельностью до конца его дней.

Несмотря на то, что друзья ученого пытались ему помочь остаться преподавать, они не смогли этого сделать.

Первая книга, которая стала известной — «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Первый том был написан в 1833 году. В этой работе чувствуется влияние лекций Гегеля. В ней затрагивается вопрос отношений философии и религии.

В 1837-1838 годах вышли дополнения к этой работе. Автор отвергает учения традиционной теологии о бессмертной душе. В том томе, который был посвящен Бейлю, он заявляет о своем атеистическом взгляде на мир и формулирует принципы личного отношения к религии. Подробно, Фейербах развивает свои мысли в следующих трудах: «Философия и христианство» (1839) и «Сущность христианства» (1841).

В более поздних работах — «Необходимость реформы философии», «Основы философии будущего» (1843), «Сущность религии» (1845) и «Чтения о сущности религии» (1851) — материалист радикально склоняется к роли чувственности в познании.

Он отрицает роль бессмертной души и говорит о том, что каждый «человек есть то, что он ест».

Последнее произведение мыслителя — «Эвдемонизм». Не смотря не то, что Людвиг Фейербах в то время терпел тяжелые лишения, он написал философский труд, пронизанный искренней верой в счастье людей.

Эвдемонизм — особое направление в этике, которое считает главным критерием нравственного поведения людей их стремление к счастью — наивысшему благу.

Работы философа не остались незамеченными. Его идеи сильно повлияли на взгляды Фридриха Энгельса, Карла Маркса и других представителей немецкой социалистической демократии. Представитель русской философии Сергей Булгаков называл его философом и богословом материалистического социализма.

Философские взгляды мыслителя

Людвиг Фейербах в своих трудах уделил внимание изучению человека. Каждый имеет единые тело и душу. Большую роль играет именно тело. Оно является сущностью личности. Фейербах подвергает критике учение идеалистов, с их «абстрактным мышлением». Упор делается на ощущения — зрение, осязание, обоняние и слух. Они по-настоящему реальны и нужны человеку, чтобы изучать психические состояния.

Невозможно ничего познать абстрактно, лишь при помощи разума. Если кто-то предлагает вам подобное — это не более, чем идеалистическая спекуляция.

Это направление в учении Фейербаха называют антропологией. «Объектом» для каждого из людей будет являться другой человек. Между людьми существует внутренняя связь. И поэтому возникает альтруистическая мораль, которая способна стать сильнее «ложной» любви к Богу.

Учение Фейербаха о религии

Людвиг Фейербах имел необычные взгляды на религию. Он пытался показать то, что у людей на протяжении веков формировался взгляд на мир, как нечто созданное Богом. Мысль о том, что именно Бог управляет судьбами всего живого, согласно его учению, тоже есть нечто, сформировавшееся в течение долгих лет. Божественное невозможно понять и осознать, а потому —Бога нет.

В трудах Фейербаха фигурирует такое понятие, как психогенезис духовных религиозных представлений и чувств. Каждый склонен к антропоморфизму (проецирование своих черт во вне). Человеку хотелось бы создать лучшую версию себя. Так создаются образы богов, которым не чужды человеческие мысли, чувства и желания.

Когда мы не достигаем того, чего хотим всей душой, мы испытываем горькое сожаление, душевные терзания. Смягчить эту досаду помогает религиозное творчество. Человек придумывает себе бога и надеется когда-нибудь приблизиться к его чертам. Человек сам создает Бога.

Людвиг Фейербах в своих трудах говорит об антагонизме в философии и религии. Люди, которые готовы обманывать самих себя, которых обманывают те, кто у власти, верят в Бога. Влияет на это и зависимость их от природных стихий.

Ученый считает, что религиозный культ вреден людям. Он препятствует их желанию жить здесь и сейчас. Они ожидают, что обретут вечное блаженство после смерти, но не хотят что-либо делать, чтобы улучшить свою жизнь и мир вокруг.

Ученый говорит о том, что не существует ничего выше и важнее, чем природа. Благодаря появлению на Земле людей, природа созерцает саму себя. Природа это нечто вечное, что не имеет конца. Нескончаемы также пространство и время.

Немецкий философ Людвиг Фейербах привнес в мировую культуру и философию много ярких, свежих мыслей. Его взгляды уже много лет изучаются другими представителями науки. И не только немецкими. Труды Фейербаха читают на разных континентах. Фейербах посвятил свою жизнь постижению человеческой сущности.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/fejerbah.html

Антропологическая философия Людвига Фейербаха

31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу.

В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания.

Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Согласно Фейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечной природы.

2.1. Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века, поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм.

Он характеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — не отвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, а человек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такого понимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, при которой человек рассматривается,прежде всего как духовное существо.

Согласно Фейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого ”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело — две стороны той реальности, которая называется организмом.

Человеческая природа, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, и отдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля, а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистического периода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год.

Именно в этом году он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. Критикуя идеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением, Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания.

Только то, что дано нам через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлинной реальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так и психические состояния других людей.

Фейербах не признавал никакой сверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией.

Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии.

Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходит красной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело, чувственность и потребности.

То есть идеализм надлежит отвергнуть, так как упразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога.

Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности. Такова основная идея этого произведения.

Имя Фейербаха стало для того периода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом. После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений: «Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) и другие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взглядов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывали такого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почти никакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишет свое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, что стремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основой моральных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизни Фейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.

2.2. Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека — это другой человек, ”Ты”.

Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом.

Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/16_69569_antropologicheskaya-filosofiya-lyudviga-feyerbaha.html

Людвиг андреас фейербах (1804 – 1872)

31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах занимает особое место в немецкой классической философии: с одной стороны, его творчество – неотъемлемая ее часть, с другой стороны – он порывает с традициями, созданными Кантом, Шеллингом, Фихте, Гегелем.

Он не смог увидеть великих достижений этих философов, не понял сути немецкой классической философии, которая заключается, прежде всего, в том, что главное в человеке – это разум, а в мире и его познании – развитие.

Фейербах рассматривает мир в другом ракурсе, его философия, безусловно, содержит рациональные моменты, которые достойны понимания. Его философское учение завершает этап немецкой классической философии.

Основные сочинения Фейербаха:

  • «К критике философии Гегеля» (1839)
  • «Сущность христианства» (1841)
  • «Лекции о сущности религии» (1851)
  • «Эвдемонизм» (1869)

Фейербах о единстве идеализма и религии

Концепция Фейербаха в рамках немецкой классической философии предстает как антипод идеализму в его понимании.

Перелом в его воззрениях, переход от приверженности философии Гегеля к его всесторонней критике происходит в статье «К критике философии Гегеля».

Причем, он приходит к полному разрыву с идеализмом во всех его формах и проявлениях и считает атеизм главным содержанием своего учения.

Фейербах показывает, что стремление идеалистов логически вывести существование внешнего мира, природы из мышления, сознания вытекает из признания ими сверхприродного начала. По его мнению, признание идеалистами примата идеального закрывает путь к истине.

Если философ – идеалист, то истина ложна, а ложность истины объединяет идеализм и религию. Он приходит к выводу, что, если признавать абсолютный разум как основу всего существующего, – значит, излагать религиозные представления о боге и сотворении им мира.

Хотя философия и религия являются разными видами миропонимания, но идеализм и религия тесно взаимосвязаны. Фейербах пишет об идеалистической философии: «само собой разумеется, что философия или религия вообще, то есть независимо от их специфического различия, тождественны».

По его мнению, идеалистическая философия представляет собой «рационализированную теологию».

Будучи атеистом, Фейербах критику религии считал важнейшим делом своей жизни. Прежде всего, он отмечает, что у человека нет врожденного религиозного чувства, а возникновение религии есть закономерный исторический процесс – «ее содержание даже внешним образом связано с особым периодом истории, с особым местом и именем».

Исследуя различные современные формы религии, философ наибольшее внимание уделяет христианству, которое его предшественники считали высшей формой религии. Для Фейербаха христианство так же, как и другие ее формы, является исторически преходящим.

Исследуя сущность и происхождение религии, Фейербах скорее отрицает Бога, чем религию вообще. Он не призывает упразднить религию, а пытается усовершенствовать ее.

Считая, что религиозное чувство непреодолимо, философ предлагает новый принцип: «Человек человеку – Бог».

Происхождение и сущность религии

В своих трудах Фейербах подробно исследует проблему происхождения религии и дает ей свое истолкование. Реальная причина религии коренится в «природе человека» и условиях его жизни.

Ее возникновение он связывает с той ранней ступенью человеческой истории, когда у человека еще не могло быть правильного представления о явлениях природы, об окружающем его мире.

Фейербах считает, что человек обожествляет все то, от чего он зависит (реально или в своем воображении), и приходит к выводу: «Основу религии составляет чувство зависимости человека».

Прежде всего, религиозное чувство порождается страхами перед стихийными силами природы, но философ считает, что не только страх и страдания, но и стремления, надежды, идеалы человека получают свое отражение в религии. Бог есть то, чем человек хочет быть. Религия есть продукт переживаний человека.

Философ пишет: «Человек верит в богов не только потому, что у него есть фантазия и чувство, но также и потому, что у него есть стремление быть счастливым. Он верит в совершенное существо потому, что сам хочет быть совершенным; он верит в бессмертное существо потому, что он сам не желает умереть».

В христианской религии выражается отношение человека к самому себе, к своей сущности, «которую он рассматривает как нечто постороннее». Фейербах отмечает: «В религии человек раздваивается в самом себе: он противопоставляет себе бога как нечто противоположное ему».

Это раздвоение Фейербах понимает как отчуждение человека от самого себя: вынесенная вовне сущность отчуждается от человека, объективируется и ей приписывается самостоятельное существование.

Теперь Бог воспринимается как самостоятельная независимая сила, которая превращается из творения человека в его творца и первопричину всего существующего. Таким образом, человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность.

«Сущность и сознание религии исчерпывается тем, что заключается в сущности человека, его сознании и самосознании. У религии нет собственного, особого содержания», – пишет Фейербах. Таким образом, религия в его понимании утрачивает свой смысл как часть культуры, а предстает лишь человеческим заблуждением.

Поставив во главу угла своей философии свое истолкование реального человека и сущности религии, исходя из человеческой сущности, философ делает вывод о том, что основой теологии является антропология. Фейербах утверждает, что «теология давно сделалась антропологией», под которой он понимает такое учение, когда реальный природный человек является как его исходным пунктом, так и конечной целью.

Человек как предмет философии

Подвергнув критике идеализм в различных его формах, Фейербах приходит к возможности создания новой философии. Не мысли о действительности, не абстрактные сущности, а сама реальная действительность должна стать, по его мнению, предметом философии.

Но как понимает действительность Фейербах? Прежде всего, это объективно существующая природа и человек как ее порождение.

Определяя предмет новой философии, Фейербах пишет: «Новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии…».

В связи с этим встает вопрос о сущности человека, его подлинной природе. В своих работах философ подробно исследует саму сущность человека и дает ее различные определения, которые часто не отличаются четкостью.

Подчеркивая материалистический характер своей философии, Фейербах, прежде всего, говорит о человеке как природном существе; по его мнению, личность «нераздельна с плотью и кровью», «тело в полноте своего состава и есть мое Я, составляет мою сущность».

Далее в «Сущности христианства» он размышляет над признаками истинно человеческого в человеке и приходит к выводу, что сущность человека, осознаваемая им, – это разум, воля и сердце.

Именно в «воле, мышлении и чувстве заключается высшая абсолютная сущность человека, как такового, и цель его существования». Значит, человек есть единство материи, тела и сознания, чувств; человек есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект.

Фейербах обращается к конкретизации человеческой природы, подчеркивая, что все люди не могут быть одинаковыми в силу возраста, пола, национальности и т.д., поэтому он выдвигает тезис о том, что сущность человека заключена в его индивидуальности: «сущность человека – одна, общая сущность сама есть сущность индивидуальная».

При этом он подчеркивает, что сущность человека раскрывается лишь в единстве, в общности человека с человеком: «Отдельный человек, как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе… Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком».

Здесь философ доходит до понимания того, что сущность человека имеет не только биологическую и психофизическую природу, но и носит общественный характер.

Рассматривая природу человека, Фейербах не забывает и о родовой сущности человечества, сущности человеческого рода, под которыми он понимает способности к ощущению и мышлению, совокупность страстей и желаний: любовь, страх, радость, несчастье и счастье.

Так, Фейербах вводит в философию антропологический принцип, в основе которого лежит понимание сущности человека как природного существа, наделенного сознанием, волей и чувствами, способного раскрываться и развиваться только в общении с другими людьми.

Таким образом, Фейербах ставит вопрос о практической значимости философии, которая, по его мнению, заключается в том, чтобы решать проблемы конкретного человеческого существования, чтобы сделать человека счастливым.

Значение философии Людвига Фейербаха

Оценивая вклад Фейербаха в историю философской мысли, следует отметить, несомненно, гуманистическую направленность его философии.

Он ставит реального человеческого индивида в центр своей «новой» философии, стремится рассматривать человека в его целостности, при этом, отдавая предпочтение его биологической природе. С позиций атеизма он критикует религию и рассматривает ее происхождение.

При этом философ как бы отступает от уже достигнутого его предшественниками: он не увидел сущности человека в его разуме, не смог осмыслить диалектику, сохранив в своем учении лишь отдельные ее моменты.

Фейербах представил собственную концепцию человека и человеческих отношений, в которых на первом плане – идея достижения счастья. И эта концепция достойна понимания, она по-прежнему занимает свое место в истории философии.

Однако он не оценил по заслугам всего богатства уже существовавших идей относительно всегда остававшейся главной философской проблемы человека, не понял смысла идей Канта, Фихте и Гегеля, прежде всего.

Тем самым, он обеднил собственные идеи, показав своим примером те философские просчеты, когда предается забвению следование философской традиции.

 

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/feerbach

Философия Фейербаха

31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Эпоха, в которую развивалось учение немецкого философа Людвига Андреаса Фейербаха, считалась завершающей стадией классической философии, а также первым этапом развития материализма. Основными чертами этого нового течения стала критика идеализма и обоснование чувственности как лучшего способа познания.

Общая характеристика

Основными чертами, которыми характеризовалось учение Фейербаха, были:

  • разрыв с религией и попытка освободиться от продолжающегося на протяжении многих веков влияния церкви на философию
  • желание и стремление объяснить существование Бога или какой-то высшей силы, исходя из постулатов материализма, а также природы человеческой личности;
  • поиск обоснования проблемам окружающего нас мира, учитывая современные философу достижения науки;
  • огромный интерес к общественно-политическим вопросам;
  • вера в то, что внешний мир можно познать.

Фейербах начал свою деятельность с критики идеализма. Он:

  • отрицал идею о равенстве существования и мышления;
  • не соглашался с мыслью о единстве теологии и философии;
  • утверждал, что окружающий нас мир можно почувствовать;
  • отвергал мысль о реальности абсолютной идеи в качестве первопричины всего сущего.

Именно, основываясь на этих постулатах, философ отвергал идеи Гегеля, считая его мысли обращенными к прошлому, а также не принимающими в расчет прогресс современного научного знания. Так, Фейербах предложил свою теорию, основанную на следующих принципах:

  • человек объединяет в себе материальное и духовное;
  • идея не появляется и не существует сама по себе, она продукт, полученный благодаря людскому сознанию;
  • природа является вечной, у нее нет конца и начала, поэтому уничтожить ее невозможно;
  • никаких других реальностей нет, кроме человека и природы;
  • главным интересом философа должна стать именно личность.

Политические идеи Феёербаха напрямую связаны с антропологическим его учением. Рассмотрим основные положения:

  • сущность человека – биологическая, однако он наделен таким характеристиками, как воля, разум, чувства, желания;
  • основой социума должна стать религия, однако ей следует базироваться не на вере во всемогущее, сверхъестественное создание, а на любви людей друг к другу, а также привязанности в семье, полностью отвечающей реальной природе человека;
  • смысл всего существования личности находится в стремлении к счастью и его поиске;
  • реализация своих желаний возможна лишь в социуме.

Познание

Сначала основным авторитетом для Людвига Фейербаха был Гегель, однако согласно его учению, чувства и ощущения сами не могут дать человеку общего знания. Они слишком субъективны и ненадежны, а также не производят абстрактных категорий. Фейербах же, в свою очередь, главным способом не только восприятия, но и познания считал именно  использование органов чувств.

Поэтому он и считается материалистом. Он указывал, что все спорные моменты исчезают тогда, когда появляется чувственность, которая тождественна реальности и истине. В некоторых своих размышлениях немецкий философ активно противостоял гегелевской теории, говоря даже, что нет ничего абстрактного и никаких общих понятий. Существуют лишь единичные, конкретные вещи и явления.

Кроме того, философ выступает критиком и оппонентом Канта, который придерживался теории об ограниченных способностях познания человека. Согласно мнению Фейербаха, наши гносеологические возможности не имеют пределов.

Однако такая безграничность появляется не сразу, а лишь тогда, когда научно-техническое развитие достигает все больших успехов.

Так, философ известен своим высказыванием о том, что все, что не было познано нами, смогут узнать наши потомки.

Материалист Фридрих Ланге отмечал еще одну характеристику учения о познании Фейербаха, называя эту черту «туизмом». Данное слово происходит от латинского «tu», которое переводится, как местоимение 2-го лица – «ты».

Реальность существования не может определяться в тех случаях, когда она доступна собственному чувству всего одного человека, важно, чтобы она была действительной и для другого. Любовь между живыми созданиями лежит в основе бытия и раскрывает его истинную сущность.

Так, в познании философа большую роль играет не только ощущение, как восприятие, но и эмоциональная составляющая чувственности.

Этика

Огромное внимание в учении Фейербаха уделяется этической составляющей. В то время немецкая этика основывалась на теории Канта. Кант доказал, что нельзя создать общеобязательную этику, которая стремилась бы к достижению индивидуального счастья и благополучия каждого отдельного человека. Взгляды Фейербаха несколько отличаются от господствующего тогда мнения.

Он считал, что этика основывается на нашем личном волеизъявлении, а оно, в свою очередь, опирается на стремление к счастью. Разумеется, «туизм» философа проявлялся и здесь.

«Я» никаким образом не может быть отделено от «ты».

Поэтому и настоящая этика должна базироваться не на личном удовлетворении, а на том, что принимает в расчет чужие стремления и желания, то есть она не эгоистична, как может показаться сначала.

Биологическая сущность людей такова, что они взаимозависимы друг от друга. Доказывается это существованием разных полов. Согласно этической теории Фейербаха, конфликтная ситуация между эгоистичным стремлением и долженствованием возникнуть может, однако, она разрешима.

В процессе развития и взросления человек учится успешно совмещать исполнение обязанностей с личными желаниями и наклонностями. Как результат, следованию долга постепенно начинает сопутствовать чувство удовлетворения и порой даже счастья.

Иногда жертвование своей жизнью ради существования другого даже приносит индивидууму наслаждение этического рода.

Теологическая философия

Важное место в учении Фейербаха занимает проблема Бога. Однако он, в отличие от других представителей материалистического направления того периода, категорически отрицал его существование. Основой измышлений Фейербаха всегда оставалась антропология.

Расскажем об основных постулатах немецкого философа в этой области:

  • Бога не существует, он просто продукт человеческого сознания;
  • религию невозможно совместить с реальным миром, это просто идеология, основанная на мифах и фантастическом видении;
  • религия распространяется, потому что человеку слишком тяжело живется. Кроме того, люди ощущают свое бессилие перед внешней средой, они зависят от неё, поэтому нуждаются в каком-то объяснении происходящего;
  • Бог предстает идеальным представлением о том, какой должна быть личность, к чему ей следует стремиться;
  • ни в коем случае не стоит рассматривать Бога как творца, поскольку на самом деле создателем является человек. Мы сами посредством разума сотворяем себе божество.

Учение Фейербаха прошло несколько стадий: от изучения теологии к гегелевской философии, затем – к гносеологическому сенсуализму, а также — антропологии в религии.

То есть, в своем развитии он поэтапно освоил три фазы, описанные позитивистом Огюстом Контом: теологическую, метафизическую и позитивную.

Философия Фейербаха предстает переходной между немецким классическим учением и материализмом XIX века, а также выступает как комплекс идей, предшествующих марксизму.

(5 5,00 из 5)
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта. Загрузка…

Источник: https://GermanExpert.ru/filosofiya-fejerbaxa/

Антропологическая философия Фейербаха

31. Антропологическая философия Людвига Фейербаха

Философия Людвига Фейербаха(1804 — 1872) считается завер­шающим этапом немецкой классической философии, видными пред­ставителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и нача­лом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.

Главное направление философии Фейербаха — критика не­мецкого классического идеализма и обоснование материализма.

Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция — Демокрит и Эпикур; Англия нового времени — Бэкон, Локк; Франция — просветители-материалисты), однако указанные материалистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательностью и противоречия­ми, находились под сильным влиянием теологии, искали ком­промисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).

Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глу­боко последовательного материализма, основными чертами ко­торого были:

• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от мно­говекового религиозного влияния;

• попытка объяснить Бога и религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;

• материалистическое, с учетом новейших достижений науки объяснение проблем окружающего мира и человека;

• большой интерес к социально-политическим вопросам;

• убеждение в познаваемости окружающего мира.

Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкойклассической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влияни­ем философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф.

Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX — первой половине ХХ вв.

В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Мар­кса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.

2. Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалистической философии,особенно Гегеля. Так, Фейербах:

• отвергает идею тождества бытия и мышления;

• не признает наличия абсолютной идеи — самостоятельной субстанции и превопричины материального мира;

• логически доказывает невозможность отчуждения (превра­щения) абсолютной идеи в материальный мир — окружаю­щий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея — лишь догадка разума, выдумка Гегеля;

• не признает единства философии и религии;

• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха).

Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, под­верженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответ­ствующей новейшим достижениям науки.

3. В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах вы­двинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:

• единственно существующими реальностями являются при­рода и человек;

• человек является частью природы;

• человек есть единство материального и духовного;

• человек должен стать главным интересом философии;

• идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;

• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не суще­ствует; Бог — плод воображения человека;

• природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;

• все, что нас окружает (предметы, явления), — различные проявления материи.

4. Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога.В отличие от прежних философов-материалистов, искав­ших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, — деистов и др., Фейербах:

• выступает с атеистических позиций;

• тесно увязывает проблему Бога с антропологией.

Можно выделить следующиеосновные положенияатеистиче­ско-антропологической теории Л. Фейербаха:

• Бога как самостоятельной реальности нет;

• Бог — порождение сознания человека;

• религия — глубоко разработанная мифологически-фантасти­ческая идеология и не имеет ничего общего с реальностью;

• распространение религии стало возможным благодаря неве­жеству человека, его тяжелым жизненным условиям;

• корни религии — в чувстве бессилия человека перед внеш­ним миром, его зависимости от него и незащищенности;

• мысль о Боге — сверхсильном разумном существе — утешает человека, притупляет его страх и аффекты;

• Бог — идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек;

• Бог в действительности не является творцом, Он — творение человека, его разума, в то время как истинный творец (а не творенье) — человек.

5. Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы познания(гно­сеология).

Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ограниченных познавательных способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и яв­ления окружающего мира (агностицизм).

Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные воз­можности разума безграничны.

Однако безграничность возмож­ностей познания разума наступает не сразу, а развивается по­степенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса.

Суть данной идеи (о постепенном увеличении познавательных способностей разума и в перспективе их бесконечности) философ выразил словами: «То, что не познаем мы, познают наши потомки».

Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чув­ственные ощущения, в основе которых лежит объективная реаль­ность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при со­единении и уравнении эмпирического и рационального подходов.

6. Социально-политические взглядыФейербаха были обуслов­лены его антропологической философией. Суть этих взглядов в следующем:

• человек — уникальное биологическое существо, наделенное волей, разумом, чувствами, желаниями;

• полнокровная реализация человеком своего «Я» возможно только во взаимодействии с «Ты» (то есть другими людьми) — человек может жить только в обществе;

• основой связей между людьми в обществе, стержнем обще­ства должна стать религия;

• данная религия должна быть основана не на вере в выду­манное сверхъестественное существо — в Бога, а на иных принципах;

• необходимо отбросить традиционную религию (христианст­во, мусульманство и т. д.) и заменить ее религией любви лю­дей кдруг другу и религией любви внутри семьи как наибо­лее отвечающей природе человека;

• смыслом жизни человека должно стать стремление к счастью.

Источник: https://cyberpedia.su/13x18823.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий