30. Воспитательные системы: структура и этапы развития.

Структура и этапы развития воспитательной системы

30. Воспитательные системы: структура и этапы развития.

Этапы развития воспитательной системы школы. Опыт показывает, что воспитательная система школы проходит в своем развитии четыре этапа.

Первый этап — становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

цель первого этапа — отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников.

Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

Второй этап — отработка системы.

На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий.

трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этап — окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив — это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений.

Отмечается значительное повышение культуры педагогов-воспитателей, обретение ими гуманистической педагогической позиции, овладение технологиями гуманистического воспитания. Все это, по мнению Е.В.

Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опирающегося на идеи гуманизации. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции.

Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап — перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому «кризису» системы.

Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д.

Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

A.M.Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

· смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

· возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

· исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива.

В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме — субъектом воспитания личности.

Создание в школе коллектива — это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Оценка эффективности воспитательной системы школы.

Переход школы от казенного «учреждения» в состояние воспитательной системы, движение воспитательной системы от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит под руководством педагогов весь школьный коллектив. Успешность этой работы зависит прежде всего от характера управленческой деятельности, включающей в себя изучение и оценку эффективности воспитательной системы школы.

Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова предложили использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены следующими показателями:

· упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

· наличие сложившегося единого школьного коллектива;

· интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из следующих показателей:

· степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

· общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;

· уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/8/29483.html

32. Воспитательная система школы: её сущность, структура и этапы развития. Ведущие современные воспитательные системы

30. Воспитательные системы: структура и этапы развития.

Современнаяшкола рассматривается в педагогике каксложная педагогическая система,важнейшими составляющими которойвыступают процессы воспитания и обучения.В педагогической литературе встречаютсяследующие определения воспитательнойсистемы школы.

Воспитательнаясистема —сложное социальное психолого-педагогическое,саморегулирующееся и управляемоеобразование, охватывающее весьпедагогический процесс, интегрирующееучебные занятия, внеурочную жизнь детей,разнообразную деятельность и общение»(Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина и др.).

Воспитательнаясистема школы —этотакой способ организации еежизнедеятельности, который предполагаетупорядоченность дидактического ивоспитательного процессов, ихвзаимопроникновение в соответствии спринятой педагогической идеей,совершенствование и изменение характерасложных связей между компонентамисистемы (И.А. Карпюк). Воспитательнаясистема —это целостный социальный организм,функционирующий при условии взаимодействияосновных компонентов воспитания(субъекты, цели, содержание и способыдеятельности, отношения) и обладающийтакими интегративными характеристиками,как образ жизни коллектива, егопсихологический климат (Л.И. Новикова).

Вструктуре воспитательной системы школы(учрежденияобразо-вания, детского объединения илиорганизации) выделяют следующиекомпоненты:

—       теоретическаяконцепция(цели, задачи, принципы, совокупностьпедагогических идей, теорий, положительныйпедагогический опыт), для реализациикоторой создается воспитательнаясистема;

— содержаниесистемы(научные знания, информация, ценности,достижения культуры и т.п.), в том числесистемообразующаятворческая, коллективная и личностно-значимаядеятельность всфере учения, труда, досуга и т.д.,способствующая реализации целей итеоретических идей системы;

— субъектыдеятельностикак ее участники и организаторы;

— развитыеформы общения и гуманистическиеотношения;

— управление,обеспечивающее интеграцию всехкомпонентов в целостную систему, а такжеее развитие;

— внутренняяи внешняя среда системы,освоенная ее субъектами.

Наоснове анализа процесса развитияконкретных воспитательных системисследователи (В.А. Караковский, А.М.Сидоркин) выделили этапы, которыепроходит воспитательная система школыв ходе своего развития.

Первыйэтап —становлениевоспитательной системы.Осуществляетсяразработка теоретической концепции,моделируется структура воспитательнойсистемы, устанавливаются связи междукомпонентами. цель первого этапа —формирование коллектива единомышленниковна основе нового педагогическогомышления.

В этот период преобладаюторганизационные аспекты, осуществляетсяпедагогический поиск (формулируетсяцель воспитательной системы, определяютсятехнологии и т.п.), зарождаются традиции,коллективные ценности, правила жизни,формируются стили общения. Основнымиметодами становления воспитательнойсистемы на данном этапе являются методыубеждения, требования, перспективы.

Взаимодействие с окружающей средойчаще всего носит стихийный характер.

Второйэтап —отработкасистемы.

Происходитразвитие коллектива, органов соуправленияи самоуправления, утверждаются избранныешколой системообразующие видыдеятельности, укрепляются традиции,отрабатываются наиболее эффективныеформы и методы воспитания, педагогическиетехнологии.

Главными методами развитиявоспитательной системы становятсяметоды организации разностороннейдеятельности, опыта общественногоповедения, стимулирования и мотивациидеятельности и поведения. Школа стремитсязанять позицию референтной группы дляшкольников.

Третийэтап —окончательноеоформление системы.Школьныйколлектив — содружество детей ивзрослых, связанных единой целью, общейдеятельностью, отношениями сотрудничестваи сотворчества. Усиливается вниманиеколлектива к каждой личности.

Идетинтенсивная интеграция учебно-познавательнойи внеурочной воспитательной деятельности.Внимание сосредотачивается на методахсамовоспитания и перевоспитания,самоуправления, саморазвития, самооценки,происходит накопление традиций ипередачи их от поколения к поколению.Идет освоение и педагогизация окружающейсреды.

Среди педагогов утверждаетсяценность творчества, интерес к науке.

Четвертыйэтап —обновление,перестройка системы.Этотэтап может быть связан с кризиснымпериодом в развитии системы (вызывается,например, усталостью в коллективе,остановкой в совершенствованиидеятельности, дефицитом новизны,творчества и т.п.).

Для сохранения системынеобходимы: усложнение целей и задач,смена ведущей деятельности, ее содержанияи методов с учетом социальной ситуациипри сохранении теоретической концепциишколы.

Обновление воспитательной системыидет на основе инноваций, развитиятворчества, изменения организацииуправления в направлении развитиядемократизации и гуманизации.

Важнымаспектом проблемы воспитательных системявляется идея создания единоговоспитательного пространства,то есть целенаправленного освоенияшколой окружающей среды. Это делаетшколу «открытой»воспитательной системой.

Вместес тем, процесс становления и функционированиявоспитательной системы происходитблагодаря целенаправленнымуправленческим действиям по ее развитию.

Управленческая деятельность невозможнабезизучения и оценки эффективностивоспитательной системы.Создатели концепции системного построенияпроцесса воспитания (Л.И. Новикова, В.А.Караковский, Н.Л. Селиванова и др.

) условноразделили критерииэффективности воспитательной системына две группы: критериифакта и критерии качества.

Критериифактавключают следующие основные показатели:

  • упорядоченность жизнедеятельности школы;
  • наличие сложившегося единого школьного коллектива;
  • интегрированность воспитательных воздействий в комплексы, в крупные организационные формы (центры, клубы, ключевые дела и т.п.).

Критериикачествапредставленыпоказателями:

  • степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, лежащей в основе воспитательной системы;
  • общий психологический климат школы, стиль общения и отношений в ней, самочувствие ребенка и учителя, их социальная защищенность и комфорт;
  • профессионализм и педагогическая культура учителя;
  • уровень воспитанности и ценностные ориентации учащихся, прежде всего выпускников.

Критериифакта помогают ответить на вопрос, естьв школе воспитательная система или еенет. Критерии качества позволяютсформировать представление об уровнеразвития воспитательной системы и ееэффективности.

Вистории педагогики и в настоящее времясуществуют разнообразные воспитательныесистемы, отличающиеся друг от другавидом, местонахождением, временемсуществования, теоретической концепцией(педагогической философией), путямивнедрения и т.д.

Примерами такихвоспитательных систем являются:гуманистическая воспитательная система(В. А. Караковский, В. Т. Кабуш), «педагогикаобщей заботы» (И. П.

Иванов), «педагогикауспеха», «школа самоопределения»воспитательные системы сельских школи другие.

Рассмотримпроцесс развития гуманистическойвоспитательной системышколы на примере средней школы № 825 г.Москвы (основана в 1970 г.), известной какавторскаяшкола В.А. Караковского.

Ведущей идеей школы стала ориентацияна личность школьника, его интересы испособности.Сотрудничая с НИИ общих проблем воспитанияи НИИ общей педагогики, школа получиластатус школы-лаборатории.

Воспитательнаясистема школы базировалась на следующихтеоретических положениях.

  • · тенденция развития школы — это преобразование её из школы обучающей в школу воспитывающую.
  • Целью, а также субъектом и критерием эффективности такой воспитательной системы школы является образованная, творческая, социально ответственная личность.
  • Ядром воспитательной системы является школьный коллектив как единство первичных коллективов детей и взрослых.
  • Создание и развитие воспитательной системы предполагает реализацию идеи интеграции педагогических взаимодействий. Это осуществляется через создание воспитательных комплексов, центров, ключевых дел, ситуаций, которые оказывают целостное педагогическое воздействие на интеллектуальную, духовно-нравственную и эмоционально-волевую сферу ребенка.
  • Школьная воспитательная система как процесс управляемый включает педагогическое руководство, самоуправление, саморегуляцию и проходит в своем развитии ряд основных стадий.

Указанныетеоретические положения реализовалисьв школе в несколько этапов. Напервом этапе(1977—1981) проводилась диагностика уровняразвития педагогического и ученическогоколлективов, их деятельности, а такжевзаимоотношений школы с социумом.

Уточнялась концепция воспитательнойсистемы школы, определялись перспективыеё развития. Создавался коллективединомышленников. Взаимоотношенияпедагогов и учащихся стали регулироватьсяразветвленной системой норм.

Былисозданы программные документы, например,«Заповеди воспитателя», «Нравственныепринципы школьника» и др. Основнымитогом данного этапа стало формированиенового педагогического мышления иутверждение идеи о необходимостидальнейшего развития воспитательнойсистемы.

Практическим же результатомможно считать включение учащихся всовместную творческую деятельность сиспользованием методики коммунарскоговоспитания.

Второйэтап(1981—1986) — этап стабилизациивоспитательной системы, в ходе которогооформлялись её структурные компоненты,создавались органы самоуправления.Стиль отношений внутри педагогическогоколлектива стали определять демократизация,сотрудничество и сотворчество.

Преобладающей становится коллективнаятворческая деятельность учащихся иучителей. Вместе с тем, в этот периодпоявились противоречия между учебнойи внеучебной деятельностью. Для ихразрешения потребовалось изменитьсистемообразующие (ведущие) видыдеятельности.

Этому и был посвящентретийэтап(1986—1988) развития воспитательной системы.

Основнымсодержанием четвертогоэтапастала отработка перспективных направленийдальнейшего развития системы в связис коренными преобразованиями в обществеи образовательной сфере, начавшимисяв 1991 году.

Педагогическим коллективомбыли внесены коррективы во все структурныекомпоненты системы, начиная от цели изаканчивая результатом.

В частности воснову содержания воспитательной работыбыли положены общечеловеческие ценности:Человек, Семья, Отечество, Труд, Знания,Культура, Мир, Земля.

Основнойтехнологией воспитания, реализуемой ввоспитательной системе В.А. Караковского,является технологияколлективной творческой деятельности,которая используется, например, припроведении так называемых коммунарскихсборов и ключевых воспитательных(общешкольных) дел.

Годовой цикл школьных ключевых делпозволяет реализовать воспитание«крупными дозами» (В.А. Караковский).Основная деятельность по подготовкевоспитательных дел сосредоточена вклассных коллективах. Участие в нихобязательно для всех.

Другие дела,которые хотели бы провести классныеруководители и дети, — их инициатива.

Идеясоединения обучения и воспитания вединый процесс реализовывалась ввоспитательной системе школы черезразнообразные методы, приемы, формыработы.

Здесь, в частности, практиковалисьгрупповые формы работы, общественныесмотры знаний, межвозрастные уроки,интегративные уроки, уроки творчества,создание ситуаций выбора, деловые иролевые игры, «мозговая атака», брифинги,дидактический театр, интервью систорической личностью, пятиминуткирефлексии, конкурс шпаргалок, практикумдоброты и многое другое. В школе существуютпостоянные и временные органысамоуправления: большой совет (собираетсядва-четыре раза в год); советы дел,дежурные командиры классов и т.п. В школенет крайних проявлений авторитарности:влияние учителей опирается не на особыеправа, а на авторитет опыта. Стратегияпедагогического коллектива состоит втом, чтобы решать общие проблемысовместно.

Источник: https://studfile.net/preview/1725742/page:31/

Этапы развития воспитательной системы

30. Воспитательные системы: структура и этапы развития.

На 18, 29 декабря.

Тема № 7. Воспитательные системы школы и социума

План:

  1. Система социального воспитания. Современное состояние системы социального воспитания в нашей стране.
  2. Воспитательная система: понятие, характеристика основных компонентов, критерии.
  3. Этапы развития воспитательной системы.
  4. Многообразие воспитательных систем образовательных учреждений. Воспитательная система школы.
  5. Воспитательная система учреждений дополнительного образования (доклад).
  6. Особенности воспитательной системы детского оздоровительного лагеря (доклад).
  7. Пионерская организация как воспитательная система( доклад).
  8. Скаутизм как воспитательная система (доклад).

Литература:

  1. Воспитание к свободе. — М., 1993.
  2. Воспитательная система школы. М., 1989.
  3. Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1991.
  4. О системах и системности в воспитании.
  5. Сороко-Росинский В.И. Школа Достоевского. М., 1978.
  6. Теория и практика воспитательных систем. Кн.1.М., 1993.
  7. Селиванова Н.Л. Воспитательная система и воспитательное пространство-эффективные механизмы воспитания личности.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М., 2002.- с. 175 –190.
  8. Богуславский С.Р. Реальность воспитательной системы.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М., 2002.- с. 190-194.
  9. Караковский В.А. Воспитание эффективно, если оно системно.// Воспитать человека. Сборник нормативно- правовых, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. — М., 2002.- с. 264-270.

Воспитательная система школы.

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие « воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», развитие», «целостность», « отношения», « структура». « взаимосвязь».

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность.

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы.

Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой.

В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды — общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду.

Воспитательная система — это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова).

Воспитательная система — это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливают наличие у образовательного учреждения способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Целесообразность создания воспитательной системы обусловлена следующими факторами:

интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности,

укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и т.д),

расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды,

созданием условий для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту.

Движущие силы развития воспитательной системы школы.

Воспитательная система школы не задается «сверху», а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция прежде всего проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы.

Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект — человек, всегда стремящийся к свободе и независимости. Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы.

Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, — социально-политическая ситуация, общественные ценности.

Структура воспитательной системы.

Воспитательная система — сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое.Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

· Управлениевоспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

· воспитательной системы –совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

· Организация воспитательной системы –реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

· Общение –единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Другие авторы выделяют следующие ее компоненты:

· цели (то есть совокупность идей, для реализации которых она создается);

· деятельность, обеспечивающая реализацию целей;

· субъект деятельности, ее организующий, в ней участвующий;

· рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъект в некую общность;

· среда системы, освоенная субъектом;

· управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

Этапы развития воспитательной системы.

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью.

В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности.

Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения. К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А.

Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система.

Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок:

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s9952t1.html

Структура и этапы развития воспитательной системы?

30. Воспитательные системы: структура и этапы развития.

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления надо знать меха­низмы и специфику ее развития.

Создание системы всегда связано со стремлением организато­ров и участников к упорядоченности компонентов, к целостности и интеграции.

Однако интеграция существует одновременно с про­тивоположной тенденцией к дезинтеграции, к росту независимос­ти различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними.

Разрешение противоречий между интеграционными и дезинтеграционными процессами есть движущая сила развития воспитательной системы.

На практике процесс интеграции проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчи­вой сети межличностных отношений, в развитии духовно-нрав­ственных ценностей.

Дезинтеграция характеризуется нарушением стабильности, нарастанием индивидуальных и групповых разли­чий, проявлением ситуаций, не соответствующих принятым нор­мам и ценностям, разрушением преобладания материальных эле­ментов системы.

На разных этапах развития воспитательной системы позитив­ную роль могут играть как интеграционные, так и дезинтеграцион-ные процессы.

Так, на этапе становления системы интеграция спо­собствует созданию стабильной среды развития личности, усвое­нию норм поведения, способов деятельности и стилей общения, служит своеобразным средством социальной защиты.

В то же время на других этапах излишняя упорядоченность может сдерживать ак­тивность личности, ее возможности в самоопределении, развитии себя как творческой индивидуальности. В этом случае элементы стихийности обеспечивают возможность обновления, свободного выбора и т.д.

Опыт показывает, что воспитательная система проходит в сво­ем развитии три основных этапа.

Первый этап — становление системы. В качестве важной со­ставляющей этого этапа следует выделить прогностическую ста­дию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической кон­цепции будущей воспитательной системы, моделируется ее струк­тура, устанавливаются связи между ее компонентами.

цель первого этапа — выработка нового педагогического мышления, формирование коллектива единомышленников.

На данном этапе компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили общения, нарабатываются технологии, зарождаются традиции.

Основными методами становления ВС являются методы убежде­ния, требования, перспективы. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темпы системообразования в этот период должны быть достаточно высокими.

Второй этап — отработка системы. На этом этапе происхо­дит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправле­ния, утверждаются системообразующие виды деятельности, при­оритетные направления функционирования системы, закрепля­ются традиции, идет отработка наиболее эффективных педагоги­ческих технологий.

Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятель­ности, общения, опыта общественного поведения, стимулирова­ния и мотивации деятельности и поведения.

Трудности педагоги­ческого управления воспитательной системы школы на этом этапе связаны с согласованием темпов развития ученического и педаго­гического коллективов.

Третий этап — окончательное оформление системы. На дан­ной стадии коллектив — это содружество детей и взрослых, свя­занных единой целью, общей деятельностью, отношениями со­трудничества, творчества. В центре внимания здесь — воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной лично­сти, развитие демократического стиля руководства и отношений, повышение уровня культуры.

Все это, по мнению Е.В.Бондаревской, является ярким показателем обновления воспитания, опи­рающегося на принципы гуманизма. Внимание акцентируется на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, са­моразвития, самоконтроля и самооценки, происходит накопление традиций и передача их от поколения к поколению.

Воспитатель­ная система и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

На последующих этапах возможна перестройка воспитательной системы. Она бывает вызвана усилением дезинтегрирующих явле­ний и иногда ведет к так называемому кризису системы.

Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего они сводятся к появлению усталости в коллективе, остановке в совер­шенствовании деятельности (содержания и методики), к дефици­ту творчества и новизны.

Выход из создавшегося положения — об­новление системы на основе реформ, развития творчества,

созда­ния инновационных психолого-педагогических условий, а иногда смены лидеров.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются со ста­диями развития коллектива, являющегося ее ядром.

Например, пе­реход школы в состояние воспитательной системы, движение от одного этапа развития к другому, более высокому, возможно только в результате целенаправленной работы, которую проводит коллектив единомышленников.

Как отмечалось выше, успешность этой работы зависит прежде всего от организации управленческой деятельности, включающей в себя постоянное изучение и оценку качества воспитательной системы школы.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 5 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-92418.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий