30). Социально-политический и хозяйственный уклад германских племён в IV – VI вв.

Общественный строй германских племен

30). Социально-политический и хозяйственный уклад германских племён в IV – VI вв.

Данные, которые содержатся у Юлия Цезаря в «3аписках о галльской войне» и в сочинениях других современных ему античных авторов, свидетельствуют о том, что германцы в середине I в. до н. э. жили родовым строем. Уровень общественного развития различных германских племен был неодинаков.

Некоторые из них уже в это время жили оседлой жизнью, в частности в Северной Германии и Ютландии. Главное место в их хозяйстве занимало земледелие. Земля обрабатывалась большей частью сохой, в которую впрягали быков; еще до начала новой эры у германцев вошел в употребление легкий колесный плуг.

Другие германские племена в I в. до н. э. еще не осели окончательно на занятой ими территории, например те германцы, с которыми воевал Цеэарь. У них, по наблюдениям римского полководца, весьма важное значение имело скотоводство; земледелие также играло заметную роль.

Переселение таких племен представляло собой уже не обычное кочевничество номадов, а вызывалось нуждой в новых землях, что было обусловлено экстенсивным характером земледелия.

У германцев в это время преобладала переложная система земледелия, при которой участки земли, занятые под пашню, периодически менялись, оставляя значительную часть земли на длительное время под залежь, для восстановления плодородия почвы.

В некоторых местностях Германии из руды добывалось железо, хотя и в незначительном количестве; имелись также медные и серебряные рудники, соляные копи.

Германцы селились деревнями, в которых обычно жили родовые общины. Для защиты от нападений неприятелей у них имелись укрепления — бурги с земляными валами и изгородями. Основной хозяйственной ячейкой у германцев была община.

Обычно различают три последовательно сменявшие друг друга формы общины: 1) кровнородственную, 2) земледельческую и 3) соседскую (или марку). Во времена Цезаря у германцев была распространена кровнородственная община, для которой характерны коллективное производство и коллективная собственность на всю землю.

Члены общины совместно обрабатывали землю, которая ежегодно (или раз в несколько лет) подвергалась переделу между родами.

«И никто из них, — сообщает Цезарь о германцах,—не имеет точно отмеренного земельного участка или владений в частной собственности: но должностные лица и старейшины ежегодно отводят родам и группам живущих вместе родственников, где и сколько найдут нужным земли, а через год принуждают их перейти на другое место».

Такой хозяйственной системе соответствовали социальная структура и организация управления. Деление на классы отсутствовало, государства не было.

Высшим органом власти являлось народное собрание, в котором могли участвовать все взрослые мужчины, обладавшие правом носить оружие. Родовые старейшины выполняли главным образом судебные функции. Во время войны избирался военный вождь.

Война занимала уже очень видное место в жизни германского общества. Некоторые германские племена в это время подчиняли себе другие племена и заставляли их платить дань.

Для организации военных набегов на соседние племена вожди набирали отряды из числа воинов, добровольно изъявлявших готовность следовать за ними в поход. Эти временно действовавшие отряды представляли собой зародыши будущих военных дружин.

Общественный строй германцев временя Тацита

Об уровне общественного развития германцев к концу I в. и. э. можно судить на основании произведений римского историка Тацита — «Германия», «Анналы» и др., а также по археологическим памятникам. За полтора века, прошедших со времени Цезаря, общественное устройство германцев претерпело значительные изменения: германцы окончательно перешли к оседлости, повысился и уровень земледелия.

В I—II вв. н. э. распространился плуг с железным лемехом. Германцы выращивали такие сельскохозяйственные культуры, как ячмень, пшеница, рожь, овес, а также овощи (репа, лук), бобовые (чечевица, горох) и технические культуры (лен, конопля, вайда).

В некоторых местностях применялись уже минеральные удобрения (известкование почвы). Но важную роль в хозяйстве продолжало играть скотоводство.

Крупный рогатый скот (быки) использовался для сельскохозяйственных работ, лошадь — главным образом для военных нужд и для перевозок. Скот давал молочные продукты, мясо, сало кожу, а овцы и козы — еще и шерсть.

Скотом уплачивали вергельд — возмещение за убийство, получаемое родственниками убитого от сородичей убийцы. Скот входил также в состав подарков рядовых общинников старейшинам, в брачный дар жениха невесте и т. д.

Помимо выплавки металлов и кузнечного дела, германцам теперь известны были ткачество — изготовление льняного полотна и шерстяных тканей, гончарное дело и др.

С развитием производства возникает обмен между отдельными племенами. Германцы вели торговлю, хотя и незначительную по объему и с соседними народами. Торговые пути проходили тогда по Рейну Эльбе и Висле, а также по побережью Северного и Балтийского морей.

Предметом внутреннего обмена были соль, меха и металлы. Ввозились в Германию, преимущественно римскими купцами, металлические изделия, украшения, вино. Вывозились рабы, кожи, скот, меха, янтарь.

Но существенного значения для хозяйства германцев торговля не имела.

В социальных отношениях по сравнению с тем, что описал Цезарь, тоже произошли серьезные изменения. Кровнородственную общину сменила «земледельческая община», которая, как отметил Маркс, «была первым социальным объединением людей свободных, не связанных кровными узами».

Собственность на землю, включая и пахотные поля, оставалась общей, но процесс производства уже не являлся коллективным.

Пользование пахотной землей и обработка ее перешли к отдельным домохозяйствам, к «большим семьям», состоявшим обычно из трех или большего числа поколений, совместно живущих и ведущих общее хозяйство близких родственников — родителей, их взрослых сыновей и внуков.

Хозяйственные распорядки германцев в земледелии охарактеризованы Тацитом следующим образом: «Земля занимается всеми вместе поочередно по числу работников и вскоре они делят ее между собой по достоинству; дележ облегчается обширностью земельной площади: они каждый год меняют пашню и еще остается (свободное) поле».

Это описание свидетельствует о том, что у германцев в I в. н. э. сохранилась еще (и надо полагать — у многих племен) переложная система земледелия. Периодически происходили переделы всей пахотной земли между отдельными домохозяйствами. Совместно пользовались все члены общины неподеленными угодьями — лесами, пастбищами, пустошами.

Приусадебная же земля вместе с домом уже перешла в собственность отдельных больших семей.

В некоторых местностях (в Ютландии, в отдельных районах Северной Германии) по данным археологии в начале новой эры в индивидуальное наследственное владение больших семей выделялись и превращались в собственность отдельных домашних общин не только приусадебные участки, но и пахотные поля.

Это подтверждается археологическими данными в отношении Ютландии и некоторых районов Северной Германии. Такой порядок землепользования сложился, по мнению Энгельса, там, где характер местности затруднял переделы земли, — в тесных долинах, на узких плоских возвышенностях, между болотами.

Господствующими же у германских племен оставались хозяйственные распорядки, при которых общине принадлежала собственность на все ее земли, кроме приусадебных.

Общественные классы у германцев и во времена Тацита отсутствовали. Основным типом непосредственных производителей были по-прежнему свободные общинники. Они не подвергались эксплуатации, пользовались равными правами (в отношении владения землей, ношения оружия, участия в народном собрании и др.).

Но зарождалась уже социальная дифференциация. У германцев имелись рабы, положение которых Тацит описывает довольно подробно. Главным источником рабства была война. Рабы были бесправны. Господин мог безнаказанно убить своего раба.

Но все же рабы у германцев находились в лучшем положении, чем в классическом рабовладельческом обществе. Они имели свой дом, свое хозяйство и лишь вносили своим господам оброк натурой (хлебом, мелким скотом, тканями).

По своему положению они напоминали, как считал Тацит, скорее римских колонов, чем римских рабов. Свободных и рабов у германцев не разделяла такая социальная пропасть, как у римлян.

Рабство в целом не имело в древнегерманском обществе такого значения, как в римском, поскольку рабы не играли главной роли в производстве. Это было рабство в его начальной стадии — «патриархальное рабство». На волю рабов отпускали редко, при этом вольноотпущенники мало отличались по своему положению от рабов.

Социальное расслоение наметилось и среди свободных германцев. Из общей массы свободных общинников выделилась родовая знать.

Представители знатных семей отличались от других общинников имуществом и политическим влиянием: в руках знатных сосредоточилось большое количество скота, рабов. Об имущественной дифференциации свидетельствуют и данные археологии.

В одном и том ж& селении наряду с дворами, где были помещения для 2—4 голов скота, иногда имелись такие дворы, где содержалось более 30 голов.

В некоторых погребениях имеется разнообразное оружие — мечи, щиты, по нескольку наконечников копий и богато украшенные предметы домашнего обихода. Это, очевидно, могилы родовой знати. В других же могилах, предназначенных, по-видимому, для рядовых свободных людей, обнаружены лишь отдельные виды оружия — копье или копье и щит, иногда меч и щит.

У знатных семей постепенно оказывалось в пользовании также и большее количество земли, чем у рядовых общинников, поскольку раздел земли производился не поровну между семьями, а «по достоинству» (secundmn dignationem), т. е. очевидно, в соответствии с социальным положением этих семей.

Особенно быстро развивалось имущественное неравенство среди германских племен, населявших пограничные с римскими провинциями территории. На этот процесс оказывали свое воздействие оживленные торговые связи германцев с римлянами и хозяйственные распорядки местного романизированного населения.

Германцы при Таците жили еще догосударственным строем. Высшая власть оставалась и теперь за народным собранием, которое решало вопросы войны, мира и другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд в соответствии с обычаями племени.

Но помимо народного собрания большое значение приобрел совет старейшин. Этот орган власти решал менее значительные дела самостоятельно, не обращаясь к народному собранию, а более важные подготавливал к обсуждению в нем.

Таким образом, знать из которой состоял совет старейшин, играла немалую роль в общественном управлении._

Военный вождь командовал ополчением во время войны. Он избирался по принципу пригодности («по доблести», пишет Тацит), но практически в большинстве случаев — из круга знатных семей. «Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юношам», — отмечает Тацит. Знатность передавалась таким образом по наследству.

У некоторых германских племен в эпоху Тацита складывался новый орган власти, значение которого постепенно возрастало, — королевская власть. Король, стоявший во главе племени, выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени.

Но часто он выполнял одновременно и функции военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин. «У королей, — пишет Тацит, — нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее примером, чем на основании права приказывать».

Короли избирались всеми свободными людь­ми племени, но из узкого круга знатных родов. И хотя королевская власть еще представляла собой один из органов системы управления родового строя, в ряде случаев уже заметно стремление королей присвоить себе права верховной власти, стоящей над народом.

У некоторых племен возникали зачатки наследственной королевской власти.

Известную роль в общественной жизни германских племен играли служители языческих религиозных культов — жрецы и прорицательницы. Жрецы поддерживали порядок на собраниях, в отдельных случаях подвергали наказаниям тех, кто совершал преступления. Однако особого, привилегированного слоя, имевшего самостоятельное значение в общественной жизни, жрецы и прорицательницы не составляли.

Видное место в общественной жизни германцев в конце I в. н. э. занимали военные дружины. В отличие от времени, описанного Цезарем, дружины превратились теперь в постоянные военные отряды вождей и других знатных людей.

Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи и содержание в виде угощений.

Связанные со своими вождями узами послушания и личной преданности, дружины способствовали усилению власти военных вождей и королей.

Рост значения знати и королей в управлении не означает, однако, утверждения у древних германцев «аристократического строя», как считают некоторые зарубежные исследователи. Массы рядовых свободных продолжали играть определяющую роль в общественной жизни.

Организация управления, сложившаяся в это время у германских племен, характеризуется Энгельсом как «военная демократия».

Органически связанная с войной, потому что «война и организация для войны становятся теперь регулярными функциями народной жизни», эта система управления была вместе с тем демократией, потому что рядовые общинники участвовали в общественном управлении.

Народное собрание выступало в качестве высшего органа власти, основой военной мощи племени оставалось ополчение, состоявшее из всех рядовых свободных воинов.

Родовые отношения были еще очень сильны и определяли все стороны жизни германцев в мирное и военное время; Родственники участвовали в наследовании имущества умершего родича, обязаны были мстить за пострадавшего и участвовать в уплате вергельда и штрафов за сородича, совершившего правонарушение. Боевой порядок на войне строился по родам и группам родственников.

Таким образом, в эпоху, описываемую Тацитом, германские племена находились на высшей ступени родового строя, когда этот строй уже начинал разлагаться.

Об этом свидетельствует зарождение имущественного неравенства, появление, хотя еще и ограниченное, частной собственности на землю, замена кровнородственной общины земледельческой, начало формирования наследственной знати и наследственной королевской власти.

Источник: https://www.istmira.com/istoriya-srednix-vekov-v-dvux-tomax-pod-obshhej/1569--2-obshhestvennyj-stroj-germanskix-plemen.html

Шпаргалка по

30). Социально-политический и хозяйственный уклад германских племён в IV – VI вв.

Относительно слабость городов.

1397 – Кальмарская уния – Дания, Швеция и Норвегия.

Проводимая королевской властью политика централизация не имели прочных успехов. Реальная власть в Скандинавии в XIV в. – крупные феодалы. Ухудшение положения крестьян. Ущемление самостоятельности Швеции и Норвегии датскими правителями. Сильная оппозиция в Швеции – восстание Энгельбректа Энгельбректссона (1434-1436). Возникает шведское сословное представительство – риксдаг.

29). Социально-политические процессы в Римской империи в III – V вв.

Постепенный экономический упадок, особенно заметный в западных провинциях империи, был обусловлен кризисом рабовладельческого способа производства, начавшимся в Римской империи еще в конце II в. н.э.

Незаинтересованность рабов в результатах своего труда препятствовала техническому прогрессу. Рост крупного землевладения вел к падению производительности. Рабов сажают на землю, дают некоторое имущество – пекулий.

Положение рабов непрочное.

Большое значение в экономике – колонат.

Колоны (мелкие держатели земель крупных и средних землевладельцев) выплачивали оброки и несли иногда некоторые другие натуральные повинности в пользу собственников земли, но оставались полноправными свободными людьми. Мелкие прекаристы – свободные держатели земельных участков, получавшие их в пользование на различных условиях от крупных землевладельцев на сроки, ими устанавливаемые.

Вместо латифундий появляются виллы, разбитые на мелкие участки — парцеллы, которыми наделялись рабы, колоны и проч. Распространяется эмфитевзис – вечная аренда на частных землях (небольшая фиксированная плата, налоги).

Кризис рабовладельческого строя сказался на политических и юридических учреждениях и идеологии римского общества. Власть императора неограниченная. Значение сената окончательно упало.

Выросший военно-бюрократический аппарат обладал всей полнотой власти в центре и на местах (главная задача – налоги). Прежняя автономия городов исчезла. Значительно увеличилась численность армии, ядром которой стали варвары-наемники. Миланский эдикт 313 г.

– христианство как религия признано равноправным с языческими культами. Вскоре христианство стало господствующей религией в империи.

395 г. – разделение империи на две части — Западную и Восточную. Фактически самостоятельные государства.

30). Социально-политический и хозяйственный уклад германских племён в IV – VI вв.

Основной хозяйственной ячейкой у германцев была община. Обычно различают три последовательно сменявшие друг друга формы общины: 1) кровнородственную, 2) земледельческую и 3) соседскую (или марку).

отрасль – скотоводство. В I—II вв. н. э. распространился плуг с железным лемехом. С развитием производства возникает обмен между отдельными племенами.

Германцы вели торговлю, хотя и незначительную по объему и с соседними народами.

Зарождалась социальная дифференциация: рабы (из пленных) – «патриархальное рабство». Из общей массы свободных общинников выделилась родовая знать. Особенно быстро развивалось имущественное неравенство среди германских племен, населявших пограничные с римскими провинциями территории.

Высшая власть оставалась за народным собранием, которое решало вопросы войны, мира и другие важнейшие дела, избирало старейшин и военных вождей племени, творило суд в соответствии с обычаями племени. Большое значение приобрел совет старейшин, которые решал менее значительные дела самостоятельно. Военный вождь командовал ополчением во время войны.

Он избирался по принципу пригодности, но практически в большинстве случаев — из круга знатных семей.

У некоторых германских племен складывался новый орган власти, — королевская власть. Король, стоявший во главе племени, выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени. Но часто он выполнял одновременно и функции военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин.

Жрецы и прорицательницы особого слоя не составляли. Военные дружины – постоянные военные отряды вождей и знатных людей.

Важным средством социально-политического возвышения знати было восприятие германцами христианства.

31). Социальные движения развитого средневековья

Изменения в экономической и политической сфере средневекового общества повлекли за собой рост социальных движений в странах Западной Европы.

Франция. Альбигойские войны – крестовые походы 1209-1229 (с перерывами) на юг Франции против альбигойцев по инициативе папства против ереси. Ересь приобрела антифеодальную и антицерковную направленность. Горожане и крестьяне + рыцари и знать. Удар по экономическому могуществу южных городов. Усиление в н. XIV в.

королевской власти сопровождалось процессом оформления сословий и ростом их политической активности: образование Генеральных штатов. В период Столетней войны – Парижское восстание 1356-1358 гг., глава – Этьен Марсель: «великий ордонанс» (ограничение королевской власти и создание нового представительного совета из 36 членов, по 12 от каждого сословия). В мае 1358 г.

– Жакерия — крестьянское восстание. Причина: увеличение поборов. Разгром Жакерии ускорил конец Парижского восстания. В 70-80-е гг. XIV в. – волна народных антиналоговых восстаний (города). Результат: до н. XV в. не повышались налоги. 1413 г., Париж – внутригородские противоречия – кабошьены.

Требования: прекращение междоусобицы, снижение налогов, упорядочение их взимания. На втором этапе – борьба низов с городской верхушкой.

Англия. Военные неудачи Иоанна Безземельного вызвали недовольство баронов, которое переросло в мятеж. 1215 г. – Великая Хартия вольностей: в основном интересы крупных феодалов, охрана прав рыцарей и горожан, даже имущество крестьян. В 1258 г. – политический конфликт (ущерб интересам рыцарей и горожан). 1259 г.

– «Вестминстерские провизии»: защита рыцарства, верхушки города, свободного крестьянства от произвола чиновников и короля. Гражданская война. Результат: возникновение сословного представительства – парламента (1263-1267). Оформление сословной монархии. Втор. пол. XIV в. – недовольство «рабочим законодательством». Усложнение социальной борьбы.

Новые социальные противоречия: «старшие» и «младшие» цехи, между мастерами и подмастерьями. Восстание Уота Тайлера (1381) – крупнейшее антифеодальное восстание крестьян. Причины: ухудшение положения осн. массы крестьянства в связи с усилением крепостнического гнёта + рабочее законодательство. Главы: У. Тайлер и Д. Болл.

Майл-Эндская программа (умеренная): отмена крепостного права, барщины, установление единообразной и умеренной денежной ренты, свободы торговли и амнистии участникам восстания.

Смитфилдская программа (радикальная): возврат крестьянам отнятых у них общинных угодий, отмена статутов о рабочих, ликвидации дворянских привилегий и уравнения всех сословий, секуляризации церковных и монастырских земель и раздела их между крестьянами. Подавлено.

Результат: смягчено «рабочее законодательство», ускорено освобождение крестьян от крепостной зависимости, барщина была заменена денежной рентой (оброком). 1450 г. – восстание Джека Кэда (крестьяне, рыцари и горожане). Требования: облегчение налогов, прекращение вымогательств, прекращение давления баронов на выборах, отмена «рабочего законодательства». Подавлено.

Германия. В XII-XIII вв. крестьянские восстания носят локальный характер. В XIV-XV вв.

– многообразие крестьянских выступлений: 1336-1339 – Ю-З Германия – движение армледеров (против городских ростовщиков, но не вылилось в антифеодальное). Нач. XV в.

– вооруженная борьба с надеждой создания крестьянского государственного объединения. Оппозиционное движение в XIV-XV вв. – особая острота в городах. Против засилья патрициата.

Флоренция. 1378 г. – восстание чомпи. Требования: повышение зарплаты на 50%, участие в управлении государством; организация нового цеха наёмных рабочих; ликвидации должности «чужеземного чиновника». Создали правительство «8 святых божьего народа». Разгром.

32). Средневековая культура Западной Европы V-XI вв.

Характерно господство религиозных взглядов. Решающее влияние на ее формирование оказали, с одной стороны, унаследованное от старого мира христианство, с другой — культурное наследие варварских народов. Идейное руководство церкви.

Объективно она выражала интересы господствующего класса и усиленно насаждала такие черты мировоззрения, которые могли помочь сгладить социальные противоречия. Теоцентризм. Символизм.

Конец Римской империи и начало средневековья ознаменовались общим падением культуры.

Популярные духовные гимны, литургические пьесы, рассказы о жизни и чудесных делах святых и мучеников. Распространение письменности, для обслуживания церкви.

Многие теологи раннего средневековья при разработке догматов веры широко использовали позднеримскую философию — неоплатонизм. Стремление согласовать христианскую идеологию с традициями античной культуры проявилось в деятельности Боэция.

Античное наследие было воспринято лишь в обедненном виде. Выше всех наук ставился авторитет Священного писания и «отцов церкви».

Особенно отрицательно сказалось господство церковно-религиозного мировоззрения на изучении природы и человека. Непосредственное реалистическое восприятие мира в искусстве и литературе этого периода часто облекалось в форму символов и аллегорий.

Господствующей феодально-церковной культуре противостояла народная культура. Большое место занимали героические песни и сказания о военных походах, битвах и сражениях, прославлявшие доблесть вождей и героев.

Наиболее типичны в этом отношении ирландские саги, повествующие о герое Кухулине — защитнике слабых и угнетенных. Устное народное творчество легло в основу англосаксонской эпической поэмы о легендарном герое Беовульфе (н.

Х в.).

К. VIII — н. IX в. – «Каролингское возрождение» — некоторый подъем феодально-церковной культуры.

33). Средневековая культура Западной Европы XI – XV вв.

С возникновением в X—XI вв. городов как центров ремесла и торговли начался новый этап в истории средневековой культуры. Усилилось стремление к светскому образованию. «Городская культура», которая корнями уходила в народную культуру. Возрождение интереса к античному наследию. Со 2 пол. XIII в. по мере развития в городах социальных противоречий городская культура утратила свою однородность.

Важным элементом подъема культуры и образованности в XI— XII вв. явились городские школы. Развивается своеобразная специализация школьных центров. В XII—XIII вв. начинает складываться высшая школа — университет. Католическая реакция.

В ходе философских споров зародились главные направления средневековой схоластики. В развитии схоластики различаются три периода: ранний (XI—XII вв.), период ее расцвета (XIII в.) и упадка (XIV— XV вв.). Основным вопросом, по которому велись споры в схоластике, был вопрос об отношении знания к вере (Абеляр, Фома Аквинский).

Развитие опытного знания (XIII в., Роджер Бэкон).

XII—XIII вв. расцветает латиноязычная литература с ярко выраженными светскими тенденциями, особое место – творчество вагантов. В XI—XII вв. окончательно оформился и был записан на народных языках героический эпос, существовавший до этого только в устной традиции («Песнь о Роланде»).

XI-XII вв. – рыцарская литература (поэзия трубадуров), которая способствовала обмирщению средневековой культуры, возникновению интереса к личности человека и его чувствам. В середине XII в. в городе возникает жанр реалистической стихотворной новеллы, сатирический эпос («Роман о Лисе»).

В архитектуре вырабатывается новый стиль – романский. Он опирался на традиции римского и византийского зодчества и применялся в строительстве церковных и крепостных сооружений. Со 2 пол. XII в. на Западе, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура иного стиля – готического. Характерная черта – устремление всего здания ввысь.

В XIII в. заметно постепенное нарастание реалистических тенденций в скульптуре.

В XIV—XV вв. церковь постепенно утрачивает господство в духовной жизни общества, чему способствовали распространение ересей, упадок схоластики, потеря ею ведущих позиций в области образования.

Университеты частично освобождаются от папского влияния. Важной особенностью культуры этого времени является преобладание литературы на национальных языках.

Изобразительное искусство этой поры характеризуется дальнейшим усилением в живописи и скульптуре реалистических форм.

Крестьянская литература, возникновение которой относится к XIII—XIV вв.. была представлена прежде всего народными песнями (любовными, эпическими, застольными, бытовыми).

В XIV—XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль в виде изощренной так называемой «пламенеющей» готики.

В изобразительном искусстве большого расцвета достигает миниатюра.

34). Средние века: проблемы восприятия и содержания

История средних веков охватывает длительный период, насыщенный многообразными событиями. Он ознаменовался возникновением и развитием новых форм экономической и общественно-политической жизни.

Термин «средние века» возник в Италии в XV-XVI вв. в кругах гуманистов. На разных этапах развития исторической науки в это понятие вкладывали различное содержание. Историки XVII-XVIII вв.

считали средние века периодом глубокого культурного упадка в противовес высокому взлету культуры в античном мире.

В современности «средние века» можно рассматривать как традиционное деление исторического материала.

Марксистские авторы, рассматривая исторический процесс как закономерную смену общественно-экономических формаций, понимают средние века как время возникновения, господства и упадка феодальной общественно-экономической формации, сменившей рабовладельческий строй, а затем в новое время уступившей место капитализму. Рассматривая формацию в диалектике всех этапов ее развития, можно говорить, что по своей сущности средневековая эпоха была феодальной.

Российская и мировая медиевистика считают началом Средневековья крушение Западной Римской империи в конце V века. Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. В последние годы отечественная медиевистика относит окончание периода Средневековья к концу XV — началу XVI веков. Однако любая периодизация Средневековья носит условный характер.

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_06/shpargalka-po-istorii/120714.1749893.page6.html

Эволюция политического устройства Германских племен

30). Социально-политический и хозяйственный уклад германских племён в IV – VI вв.

Особенно быстро развивалось имущественное неравенство среди германских племен, населявших пограничные с римскими провинциями территории.

Германцы жили еще догосударственным строем. Высшая власть принадлежала народному собранию, на которое являлись все мужчины племени в боевом вооружении. Народное собрание решало вопросы войны, мира, избирало старейшин и военных вождей племени, судила в соответствии с обычаями племени. Но большое значение стал приобретать совет старейшин.

Повседневные дела решались советом старейшин самостоятельно. Старейшины наделяли землей отдельные домохозяйства, разбирали тяжбы, председательствовали на судебных собраниях. Важные вопросы подготавливались к обсуждению в народном собрании. Участники собрания только принимали или отвергали предложенные решения. Знать играла все большую роль в общественном управлении.

В военное время власть переходила к военачальнику. Он собирал вокруг себя дружину. Ф. Энгельс писал, что «это была наиболее развитая организация управления, какая вообще могла развиваться при родовом устройстве».1  Вожди избирались за свои воинские качества и заслуги. Но в большинстве случаев из знатных семей.

«Большая знатность или выдающиеся заслуги отцов доставляют звание вождя даже юношам»,2 — отмечает Тацит. Знатность передавалась таким образом по наследству.

У некоторых германских племен в эпоху Тацита складывался новый орган власти, значение которого постепенно возрастало, — королевская власть. Король, стоявший во главе племени, выполнял те же функции и имел те же права, что и старейшина племени.

Но часто он выполнял одновременно и функции военного вождя. Власть короля была ограничена народным собранием и советом старейшин. «У королей, — пишет Тацит, — нет неограниченной или произвольной власти, и вожди главенствуют скорее примером, чем на основании права приказывать».

Короли избирались всеми свободными людьми племени, но из узкого круга знатных родов. И хотя королевская власть еще представляла собой один из органов системы управления родового строя, в ряде случаев уже заметно стремление королей присвоить себе права верховной власти, стоящей над народом.

У некоторых племен возникали зачатки наследственной королевской власти.

Видное место в общественной жизни германцев в конце I в. н. э. занимали военные дружины. В отличие от времени, описанного Цезарем, дружины превратились теперь в постоянные военные отряды вождей и других знатных людей.

Дружинники жили во владениях своих предводителей, получали от них оружие, коней, часть военной добычи и содержание в виде угощений.

Связанные со своими вождями узами послушания и личной преданности, дружины способствовали усилению власти военных вождей и королей.

_______________________________________________________________

1. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21. — с. 144.

2. Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. – СПб.:  Наука, 1993. Пер. А. С. Бобовича и Г. С. Кнабе. – 444 с.

Средства для этого он получал за счет военной добычи и приношений, которые, по обычаю, должны были давать ему соплеменники. Дружинники не участвовали в производительном труде, они служили не столько племени, сколько вождю и могли быть использованы им для захвата власти.

Таким образом, создавались предпосылки для превращения выборной военной власти в наследственную государственную власть. История германских племен первых веков новой эры наполнена борьбой представителей отдельных знатных родов за верховную военную власть.

Наиболее удачливые из них подчиняли своему господству не только собственные, но и соседские племена и создавали многоплеменные военные союзы.

Таким образом, в эпоху, описываемую Тацитом, германские племена находились на высшей ступени родового строя, когда этот строй уже начинал разлагаться. Это так называемый строй военной демократии, который известен и у других народов на определенном этапе развития.

Об этом свидетельствует зарождение имущественного неравенства, появление, хотя еще и ограниченное, частной собственности на землю, замена кровнородственной общины земледельческой, начало формирования наследственной знати и наследственной королевской власти.

  Германское общество медленно, но неуклонно эволюционирует к более высокой ступени, для которой характерно имущественное и даже социальное неравенство, появление властных структур и элементов государственности.

3. Эволюция политической системы германцев. Формирование феодальных отношений.

В результате усиления имущественного неравенства, разложения родоплеменных отношений произошли значительные изменения в общественно-политическом строе германских племен. В III-IV веках формируются племенные союзы германцев, представляющие собой зачатки государственности.

На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне — франкский союз племен; на верхнем Рейне — аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы образовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов.

В Причерноморье уже существовали два больших и сильных политических союза: Остготский и Вестготский.

В это время началась эпоха известная, как  «Великое переселение народов». Массовому переселению германских племен способствовала потребность в расширении земельных владений, стремление к захвату рабов и к грабежу соседних народов, находящихся на более высоком уровне развития.

Передвижения варварских племен, происходившие с конца IV до VI в. н. э., отличались от предшествующих переселений как по своим масштабам, так и по характеру. В них участвовали особенно значительные массы варваров, которые передвигались на тысячи километров по территории Европы.

Варвары не ограничивались нападением на пограничные области Римского государства, а вторгались и во внутренние районы империи.

В условиях все углубляющегося кризиса рабовладельческого способа производства, ослабленная социальными противоречиями Римская империя не в состоянии была оказать завоевателям эффективного сопротивления. Завоевание империи растянулось более, чем на столетие (IV-V вв.).

Варварские вторжения имели важнейшее значение для истории Европы. Результатом их было падение рабовладельческой Римской империи на Западе, подорванной глубокими внутренними противоречиями. Политическая карта Европы изменилась: на территории, прежде занятой Западной Римской империей, к концу V — началу VI в.

появились варварские королевства, в которых создавались условия, необходимые для развития новых общественных отношений, для перехода к феодализму.

Падение Западной Римской империи, образование варварских королевств на ее территории и упомянутые изменения в социальных отношениях представляли собой начало социальной революции, которая привела в конечном счете к смене рабовладельческого строя Рима и родового строя германцев феодальным строе

Феодальный строй стал зарождаться на стыке позднеантичного и варварского обществ, в результате их взаимодействия.

  Началось складывание новых форм собственности взамен рабовладельческой у римлян и общинной у германцев, появились новые классы – зависимое крестьянство и крупные земельные собственники – феодалы. Большое влияние на развитие германских племен оказывала Римская империя.

Многие племена оказались на римской территории задолго до начала Великого переселения народов. Вестготы до образования государства жили на Пиренейском полуострове более ста лет, предки франков жили в близком соседстве с римлянами с начала нашей эры.

Народы, проживающие в приграничных районах Римской империи или на ее территории, быстрее и легче вступали на путь феодализации. В варварском обществе появились предфеодальные элементы, такие как: сильное имущественное расслоение, выделение военной племенной верхушки, все большее развитие дружинных отношений.

Все это вступало в противоречие с обычаями и традициями и подрывало политическую систему военной демократии. Патриархальное рабство, существовавшее у германцев еще во времена Тацита, постепенно приобретало все более массовый характер, постепенно рабы превращались в земледельцев, плативших оброк.

Таким образом, процесс формирования феодальных отношений начался еще в позднеантичном и разлагающемся родовом строе варваров. Сам процесс феодализации можно разделить на два этапа.

Первый характеризовался сосуществованием трех различных социальных структур: разлагающийся античный рабовладельческий уклад, разлагающий общинно-родовой строй и новый зарождающийся феодальный уклад. На этом этапе сложились варварские государства в Юго-Западной, Западной, Центральной, Северной и Восточной Европе.

На втором этапе феодальный уклад становиться ведущим. Формируется класс крупных земельных собственников различного типа и класс зависимого крестьянства. Государство приобретает феодальный характер.

Дать характеристику общественного строя германских племен можно на основании анализа важнейших источников V – начала VI веков – варварских правд.  До нас дошли Вестготская, Бургундская, Салическая, Рипуарская, Алеманнская, Баварская, Саксонская, Фризская, Тюрингская «правды».

  Образование варварских государств и складывание феодального строя потребовало письменного оформления обычаев, существовавших у германских народов и принятия законов, регулировавших их отношения с покоренным населением. Эти записи дают богатый материал для исследования состояния общества, социально-экономических отношений, форм собственности и т.д.

  Эти законы носят общее название «варварские правды». Они представляют собой записи уже существовавших правовых норм, выработавшихся в процессе развития общества. У варваров сохранялась еще родовая защита и ответственность за преступления членов рода, равно как и право наследовать имущество умершего родича.

Хозяйственной единицей, как правило, была большая семья, которая владела земельным наделом. Женщины не имели права наследовать земельную собственность, и земля всегда оставалась во владении земледельческой общины.

Однако нормы, так называемого обычного права подвергались уже некоторым изменениям под воздействием королевской власти.

  Варварские правды  делили свободных людей в соответствии с их имущественным положением и знатностью (принадлежностью к служилой знати, к королевской дружине) на высший и низший слои.

Лица, принадлежавшие к высшему слою, пользовались рядом привилегий по сравнению с остальными свободными людьми. Лица, относившиеся к низшему социальному слою, утрачивали некоторые привилегии свободных людей.

Например, подвергались телесным наказаниям, жизнь их облагалась более низким вергельдом. Основную часть населения составляли свободные общинники, были также полусвободные – литы и рабы. Число рабов и их роль в хозяйстве заметно возросли в связи с увеличением количества военнопленных и захватом имущества у римских землевладельцев.

Большую часть добычи получала знать, что позволяло ей обзаводиться крупными хозяйствами со множеством рабов, литов и колонов. Усилилось значение вождей и королей. Они присваивали неподеленную землю и собирали в свою пользу повинности с покоренного населения. Чтобы придать своему господству больший авторитет, они возводили свою родословную от языческих богов.

В результате взаимодействия германских родоплеменных отношений с отношениями римского общества, происходившее в процессе завоевания, ускорило процесс формирование государства у германских народов, поскольку органы управления родоплеменного строя мало подходили для управления покоренным населением.

К VI в. н. э. на территории бывшей римской провинции Галлии возникает первое в Западной Европе феодальное государство Франков.

После падения Западной Римской империи ее провинциальные владения были скоро захвачены варварскими государствами. Вестготы утвердились на большей части Испании, и поделили с бургундами Прованс, вандалы заняли мавританские порты. К концу V в.

на территории Западной Римской империи сложилось несколько варварских государств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии. Племена, обитавшие во внутренних областях Германии, еще не имели собственной государственности. Судьба этих политических образований была неодинаковой.

Наименее долговечным оказалось созданное бывшими наемниками, в основном из числа герулов, скиров и некоторых других столь же немногочисленных германских племен, государство Одоакра — видимо, потому, что не обладало прочной племенной основой. В 493 г.

оно было уничтожено остготами; государство остготов, включавшее помимо Италии Сицилию, Норик, часть Паннонии и Иллирии, а позднее также Прованс, вскоре стало самым сильным в Западной Европе, но в 555 г., после затяжной войны, было завоевано Византией.

Еще раньше, в 534 г., эта участь постигла государство вандалов. Наиболее жизнеспособным и динамичным оказалось Франкское государство. Вождь одного из франкских племен «салиев» — Хлодвиг (481— 511) после падения Западной Римской империи начал завоевание Северо-Восточной Галлии, которой правил римский магнат Сиагрий, бывший здесь ранее наместником императора. Разгромив в 486 г.

близ Суассона войска Сиагрия, Хлодвиг захватил земли до Сены, а затем расширил владения франков до Луары. Захватив значительную часть Галлии, Хлодвиг устранил вождей — королей салических франков а также других франкских племен и объединил под своей властью всех франков.

Завоевав в течение последующих двадцати лет северную и юго-западную части Галлии, Хлодвиг явился основателем обширного государства, простиравшегося от среднего течения Рейна на востоке до Пиренейских гор на западе. Важнейшим политическим шагом Хлодвига явилось принятие им и его ближайшими политическими и военными сподвижниками христианства (496 г.).

При сыновьях Хлодвига Франкское государство было еще более увеличено за счет присоединения Бургундии (534 г.) и Прованса (536 г.). Королевство франков просуществовало значительно дольше, чем все другие варварские государства континентальной Европы.

Спустя два с половиной столетия, достигнув при Карле Великом своего наивысшего могущества и своих максимальных территориальных размеров, Франкская империя явилась прародиной целого ряда современных западноевропейских государств — Франции, Германии, Италии, Австрии, Швейцарии, Бельгии и др.

Источник: https://www.freepapers.ru/6/jevoljuciya-politicheskogo-ustrojstva-germanskih-plemen/216797.1401424.list2.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий