3). Юридическая техника как наука и учебная дисциплина.

Тема 1 Юридическая техника как наука и учебная дисциплина

3). Юридическая техника как наука и учебная дисциплина.

Юридическаятехника как наука и учебная дисциплина.Понятие, виды и содержание юридическойтехники. Элементы юридической техники:методы, средства, приёмы и правилаюридической техники.

Развитие юридической техники в историиотечественного законодательства:»Русская правда» 11-12 вв., Судебник1497г., Судебник 1550г., Соборное уложение1649г. Нач. 18 века, ПетрI.Правление ЕкатериныIIПолное собрание законов Российскойимпе­рии – 1917. Советский период.Постсоветский период. Перспективыразвития юридической техники.

Тема 2 Общие правила юридической техники

Правила юридической техники. Соотношениезаконодательной и юридической техники.Точность и определенность формулировоки терминов, употреб­ляемых в правовомакте.Ясность и доступность языкаправового акта.

Полнота конкретностьрегулирования, отсутствие деклара­тивности.Экономичность, оптимальная емкость,компактность изложе­ния. Логическаяпоследовательность изложения, цельность,сбалан­сированность, взаимосвязьнормативных предписаний.

Унификация,единообразие формы и структуры правовыхактов.

Тема 3 Средства, приёмы и правила юридической техники

Средства юридической техники: юридическиеконструкции, юридические принципы,юридические презумпции, юридическиефикции (соотношение фикций и презумпций),правовые аксиомы, употреблениеюридического языка и использованиеюридической и (или) специальнойтерминологии (оценочные понятия, правовыедекларации, примечания, дефиниции).

Приемы юридической техники: использованиеразличных стилей изложения материала; структурированность, логичностьизложения материала; использованиеприложения, перечня, бланкетных,отсылочных норм, примечаний, ссылок,сокращений.

Тема 4 Юридические документы: понятие, виды, формы

Понятие, классификацияюридических документов. Нормативно-правовыеакты. Акты применения права. Договоры.Требования, предъявляемые к юридическимдокументам.Стильюридических документов.Язык юридических документов:правила и приемы изложениятекста правовых норм. Правила приупотреблении терминов в правовыхдокументах. Этапы подготовки юридическогодокумента.

Тема 5 Правотворческая техника

Система нормативных правовых актов вРФ. Понятие, виды и принципы правотворчества.Понятие и общие правила правотворческойтехники. Правила формирования содержаниянормативных правовых актов. Требованияк внутренней форме нормативных актов.Требования к правотворческой процедуре.Техника опубликования и вступления всилу нормативно-правовых актов. Правоваяэкспертиза. Правовой мониторинг.

Тема 6 Техника систематизациинормативно-правовых актов

Понятие, причины и значение систематизациизаконодательства. Принципы и правилапроведения систематизации. Видысистематизации: инкорпорация, консолидация,кодификация. Учет правовых актов.Компьютеризация работы по систематизациизаконодательства.

Тема 7 Интерпретационнаятехника

Понятие толкования. Виды толкования.Акты толкования. Способы толкованиянормативно-правовых актов. Техникатолкования нормативно-правовых актов.

Тема 8 Правореализационнаятехника

Понятие и формы реализации права. Правиласоздания правореализационных документов.Виды правореализационных документов,требования к их содержанию. Техникаведения договорной работы.

Тема 9 Применение какособая форма реализации права

Применение как формареализации права. Стадии правоприменительнойдеятельности. Понятие и видыправоприменительных актов. Правилаправоприменительной деятельности.Требования правоприменительныхактов.

5 Учебно-методическое обеспечениедисциплины

5.1 Планы семинарских (практических)занятий для студентов всех форм обучения

Очная форма обучения

Семинарское занятие № 1 Тема:Юридическаятехника как наука и учебная дисциплина. Общие правила юридическойтехники

Вопросы для обсуждения на семинарскомзанятии:

1. Понятие,виды и значение юридической техникикак науки и учебной дисциплины.

2. История развития юридическойтехники, современное состояние иперспективы.

3.

Общие правила юридическойтехники: требования точности иопределенности формулировок и терминов,употреб­ляемых в правовом акте; ясностьи доступность языка правового акта;полнота и конкретность регулирования,отсутствие деклара­тивности;экономичность, оптимальная емкость,компактность изложе­ния; логическаяпоследовательность изложения, цельность,сбалан­сированность, взаимосвязьнормативных предписаний; унификация,единообразие формы и структуры правовыхактов.

.

Источник: https://studfile.net/preview/3914251/page:3/

Юридическая техника (конспект лекций)

3). Юридическая техника как наука и учебная дисциплина.

Лекция 1. Юридическая техника как учебная дисциплина и область науки…….3

Лекция 2. Понятие и виды юридической техники…………………………………6

Лекция 3. Правила, средства и способы юридической техники…………………8

Лекция 4. Законодательная техника………………………………………………14

Лекция 5. Технология законодательного процесса………………………………16

Лекция 6. Юридическая техника систематизации юридических документов…19

Лекция 7. Интерпретационная техника……………………………………………22

Лекция 8. Правоприменительная техника…………………………………………24

Лекция 9. Перспективы развития юридической техники и технологии в аспекте правовой политики современной России…………………………………………27

ЛЕКЦИЯ 1: Юридическая техника как учебная дисциплина и область науки

На сегодняшний день теория государства и права пока представляет собой единую науку, дающую обобщенное представление о государственно-правовой жизни общества. Юридическая техника является ее составной частью, но имеет практическую направленность, и возможно, в ближайшем будущем будет выделена в самостоятельную область науки.

Вопрос, надо ли относить юридическую технику к юриспруденции, не сразу стал очевидным. Выдающийся немецкий ученый Р.

Иеринг сто лет назад посвятил этой проблематике самостоятельное исследование, назвав его «Юридическая техника». Однако речь в книге все же шла только о способах создания законов, т.е. о законодательной технике.

Он считал юридическую технику способом практической реализации теории права в деятельности юриста.

Французский ученый М. Ориу отрицал саму необходимость понятия юридической техники, поскольку она, по его мнению, неадекватна важности и значимости права как социального явления.

Проблему статуса юридической техники в системе юридических наук затронул профессор В.М. Сырых, полагающий, что юридическая техника – это наука самостоятельная, имеющая прикладной характер.

В настоящий момент большинство ученых согласны с тем, что в лоне теории права появилось относительно автономное научное направление – юридическая техника.

По мнению многих авторов, родоначальником учения о юридической технике следует считать английского ученого Фрэнсиса Бэкона. Так, в 1620 году вышла в свет работа Ф. Бэкона «Новый органон», в которой он излагал правила написания законов.

Эстафету подхватили французский ученый Шарль Луи Монтескье, английский ученый Иеремия Бентам, немецкий ученый Рудольф Иеринг.

В советской юридической литературе различным вопросам юридической техники посвящены работы Д.А. Керимова, А.А. Ушакова, А.С. Пиголкина, С.С. Алексеева, Н.В. Власенко, Ю.А. Тихомирова, В.М. Сырых, В.Б. Исакова, В.М. Баранова, Т.В. Кашаниной и др.

Исследования юридической техники в XX в. развивались столь интенсивно, что это позволило В.М. Баранову и Н.А. Климентьевой сделать полный ретроспективный библиографический указатель «Юридическая техника: природа, основные приемы, значение».

При определении понятия «юридическая техника» отечественные и зарубежные авторы демонстрируют обычно схожие и принципиально не отличающиеся подходы.

Хотя такое единообразие не означает, что в данной предметной области не существует серьезных вопросов для дискуссий и задач для научного поиска.

Подтверждением этому может служить многообразие точек зрения по вопросу соотношения понятий «юридическая техника», «законодательная техника», «юридическая технология», что свидетельствует об отсутствии научно обоснованного подхода.

В понятии «юридическая техника» могут преломляться: его типологические и доктринальные особенности, специфика формы и структуры права, а также взглядов отдельных авторов на юридическую технику.

В результате чего, понятие «юридическая техника» приобретает все большую многозначность и подвижность, что делает проблематичным его использование в качестве научного понятия.

В ряде современных учебников по теории государства и права вообще не упоминается о юридической технике, для этого важного феномена не выделяется не только глав, но и параграфов.

Единственно объективным объяснением подобной ситуации можно считать нерешенность методологических проблем сущности и роли юридической техники, что подчеркивает необходимость всестороннего и углубленного исследования данного феномена, к определению его места в правовой техносфере.

В целом юридическую технику рассматривают как совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Аналогичный смысл вкладывают в это понятие и другие ученые определяя, что юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Предметом юридической техники являются наиболее общие закономерности осуществления юридической деятельности.

юридической техники – это различные по характеру и форме выражения правила выполнения юридической работы. Общие правила юридической техники:

1. Содержательные правила, позволяющие соотнести выполнение юридических действий с реальной обстановкой: нахождение общественного отношения в сфере правового регулирования, однородность правового регулирования, правильный выбор отрасли права, выбор правовой формы, обеспечение соответствия правовых документов принципам и нормам международного права.

2. Правила логики: единообразное понимание терминов, согласованность различных правовых документов (частей), отсутствие противоречий между правовыми документами (частями), последовательность мыслительных операций, используемых при построении правовых актов, убедительность правовых документов.

3. Структурные правила обеспечивают полное систематизированное изложение необходимой для правового документа информации и обеспечивает эффективное усвоение правовой информации. Структура правового документа – это его строение, главный канон которого – деление.

4. Языковые правила: ясность, точность правового документа, доступность правовых актов, краткость, отсутствие пафосности и декларативности правового документа, официальность стиля. Язык правовых документов – это язык государственной власти, а поэтому ему присущ властный и официальный характер.

5. Формальные (реквизитные) правила необходимы для идентификации правового документа и его учета с целью принятия к обязательному исполнению, отражают его официальный характер и отличают его от множества похожих документов.

6. Процедурные правила: законность процедуры, рациональность, обоснованность изменения процедуры, плановость, учет и согласование интересов адресатов правового акта, логическая последовательность выполнения действий, составляющих процедуру, применение санкций за нарушение процедур.

В настоящее время в правовой науке наметилась тенденция, согласно которой термин «юридическая техника» неточен, глубоко противоречив и применяется лишь в силу правовой традиции. Современный подход ученых, занимающихся данной проблематикой, не только ставит вопрос неправильного понимания юридической техники, но и полного отрицания данного термина.

«Все то, что в настоящее время в правовой науке и практике принято обозначать понятием «юридическая техника» правильнее называть «юридическая технология», под которой следует понимать совокупность принципов, приемов, процедур формирования и реализации всех видов юридической практики, состояние которой определяется достигнутым уровнем экономического, политического, технического и культурного развития конкретного государства. С этой точки зрения юридическая технология представляет собой не только некую совокупность способов, приемов, процедур, но и их последовательность, направленную на преобразование социально значимой информации в новый эффективно действующий правовой акт, либо в юридически значимое действие. Данный подход представляется вполне оправданным, что в первую очередь связано с эффективностью любого вида правовой деятельности, которая зависит не только от качества правил, приемов и процедур, но и от правильной их последовательности, способствующей достижению необходимого правового результата в юридически оправданный срок.

ЛЕКЦИЯ 2: Понятие и виды юридической техники

Весьма актуальной проблемой представляется проблема типологии юридической техники. При всем разнообразии взглядов на данную проблему можно выделить два основных подхода.

«Широкий» подход, базирующийся на том, что юридическая техника отожествляется с правом в целом или лежит в его основе, либо отражает более одного аспекта правовой деятельности.

Следовательно, такой подход позволяет утверждать, что юридическая техника охватывает практически все виды правовой деятельности и существенно влияет на их качество. Тогда как «узкий» подход в понимании юридической техники ограничивается ее присутствием лишь в одной сфере права – законодательной.

Так в подтверждение этого в работах, посвященных юридической технике авторы чаще всего рассматривают, по сути, только правила и приемы техники законодательного процесса, тем самым, отожествляя понятия «юридическая техника» и «законодательная техника».

Ученые не сразу пришли к мысли о том, что мастерство в области юридической деятельности не ограничивается лишь законодательством. В отечественной литературе С.С. Алексеев впервые отошел от понимания терминов «законодательная техника» и «юридическая техника» как синонимичный понятий.

В настоящее время, в основном, преодолено бытовавшее в советской науке с 1960-х годов отожествление юридической и законодательной техники. Такой подход диктовался официальной правовой доктриной со сведением задач науки к формально-юридическому анализу нормативно-правового материала.

Не отрицая возможности и целесообразности рассмотрения понятия юридической техники в широком и узком смыслах слова, признавалось, что практическое значение юридической техники проявляется прежде всего в сфере правотворчества и именно законодательная техника предполагает использование в правотворческой практике специальных приемов и способов, посредством которых должен обеспечиваться необходимый качественный уровень законов и подзаконных актов.

Такой подход отражен в ряде учебников по теории государства и права, которые рассматривали вопросы юридической техники. При определении понятия «юридическая техника» авторы (Малько А.В., Матузова Н.И., Марченко М.Н., Алексеев С.С.) дают схожие и принципиально не отличающиеся дефиниции данному термину.

Так Малько А.В. и Матузова Н.И. рассматривают юридическую технику, как совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета, обеспечивающая их совершенство, эффективное использование.

Аналогичный смысл вкладывает в это понятие Алексеев С.С. определяя, что юридическая техника – это совокупность средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации правовых (нормативных) актов для обеспечения их совершенства.

Большинство авторов различают следующие виды юридической техники:

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 41 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-37112.html

Раздел 1. Юридическая техника как наука

3). Юридическая техника как наука и учебная дисциплина.

I. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

ВВЕДЕНИЕ

Юридическая техника представляет собой отрасль знаний о способах, приемах, средствах и правилах создания (подготовки) правовых актов и юридических документов. Она является составной частью общей теории права, при этом носит прикладной практический характер и обеспечивает научную основу осуществления юридической деятельности.

Основная область применения юридической техники – это правотворчество, применение и толкование права, поэтому осуществление любого вида юридической практики (судебной, следственной, правотворческой и т.п.) включает в себя юридическую технику.

Цель преподавания юридической техники – подготовка студентов к практической юридической деятельности в части составления (разработки), оформления, толкования, применения и систематизации правовых актов и юридических документов.

Курс «Юридическая техника» включает в себя общую и специальную части.

В первой части раскрывается содержание юридической техники и ее значение для юридической практики, рассматриваются различные виды юридической техники, принципы и цели их осуществления.

Во второй части изучаются конкретные средства, приемы и правила основных видов юридической техники: правотворческой, интерпретационной, правоприменительной, правосистематизирующей и техники составления отдельных юридических документов.

Освоение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами основных отраслевых юридических дисциплин.

Успешное усвоение студентами данного курса способствует расширению и углублению их знаний в области теории государства и права, приобретению навыков их практического применения, самостоятельной работы, обеспечивает подготовку студентов к последующей практической деятельности по любой юридической специальности.

Методические рекомендации разработаны в соответствие с базовыми методическими указаниями кафедры и рассчитаны на студентов всех форм обучения

Цель учебного курса – научить студентов применять полученные знания в профессиональной деятельности, анализировать результаты юридической деятельности, составлять юридические документы.

Задачи курса:

— сформировать основы понимания юридической техники с учетом ее сложной структуры;

— закрепить навыки использования опыта, сформированного юридической практикой;

— освоить практику применения решений высших юрисдикционных органов в процессе рассмотрения юридических казусов.

По итогам изучения курса студенты должны овладеть навыками системного подхода при решении вопросов, возникающих в юридической практике; хорошо ориентироваться в юридической документации, знать требования по составлению юридических документов, уметь составлять разные виды юридических документов; знать механизмы развития содержания юридической техники.

Освоение курса «Юридическая техника» предполагает знание студентами основных отраслевых юридических дисциплин.

Успешное усвоение студентами данного курса способствует расширению и углублению их знаний в области теории государства и права, приобретению навыков их практического применения, самостоятельной работы, обеспечивает подготовку студентов к последующей практической деятельности по любой юридической специальности.

Методические рекомендации разработаны в соответствие с базовыми методическими указаниями кафедры и рассчитаны на студентов всех форм обучения

В результате изучения дисциплины специализации студент должен приобрести общекультурные и профессиональные компетенции.

Общекультурные компетенции:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10);

Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

в нормотворческой деятельности:

— способен участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

— владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

в правоприменительной деятельности:

— способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);

— способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

— способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);

— способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

в правоохранительной деятельности:

— готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

— способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

— способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

— способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

Экспертно-консультационная:

— способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

— способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13);

— готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14);

— способен толковать различные правовые акты (ПК-15);

— способен давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);

в педагогической деятельности:

— способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);

— способен управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18);

— способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

Основные понятия и категории по дисциплине специализации;

— Понятие, структуру и виды юридической техники;

— Технологические требования, предъявляемые к правовым акта (нормативным, правореализационным, правоприменительные, интерпретационные, акты систематизации);

— Виды юридической техники, ее основные средства, приемы и правила;

— Правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины студенты должны уметь:

Анализировать тенденции развития права, находить и использовать необходимую информацию для решения будущих профессиональных задач;

— Выявлять сущность и значение изучаемых правовых явлений;

— Сопоставлять теоретические знания с реальной сложившейся юридической практикой;

— Анализировать существующие проблемы юридической деятельности, а также пути их преодоления;

— Прогнозировать развитие практической ситуации и находить соответствующие этому средства правового реагирования.

Студент должен владеть:

Понятийным аппаратом дисциплины специализации;

— Методикой решения профессиональных задач;

— Навыками работы с правовыми актами;

— Культурой мышления, знать его общие законы, иметь способность в письменной и устной речи правильно оформить результаты профессиональной деятельности;

— Опытом оценки теоретических знаний, самооценки и самоконтроля в процессе работы.

Учебный процесс рассчитан на один семестр и включает:

Для студентов 2-го курса (бакалавриат)

лекционный курс (32 часа), семинарские занятия (30 часов);

и самостоятельное изучение предмета. Итоговая форма контроля – зачет.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Раздел 1. Юридическая техника как наука

И как учебная дисциплина

Просмотров 1023

Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/5-52290.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий