3. Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

Власть и социальные нормы в до государственном обществе

3. Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

Власть и социальные нормы в до государственном обществе.

Социальные нормы, существовавшие в до государственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

2) реализовались главным образом в виде

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в до государственный период, обладала следующими главными чертами:

1. базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Теории происхождения государства.

1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и права — наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений о происхождении мира. Поскольку мир сотворил Бог, то и государство и право имеют божественное происхождение. Наиболее известным представителем этого учения является ученый-богослов Фома Аквинский (1225-1274).

2. Патриархальная теория государства, выдвинутая еще Аристотелем, видит в государстве разросшуюся семью, также опекающую своих подданных, как отец- своих детей. Государственная власть, в соответствии с патриархальной теорией, является как бы продолжателем отцовской власти, т.е. власть монарха, государя для народа — это как власть отца в семье.

3. Договорная теория, или теория договорного происхождения государства и права, возникшая в Древней Греции была возрождена и переосмыслена в период кризиса феодализма в интересах формировавшегося в то время класса буржуазии. Государство и право рассматривается, как продукт человеческого разума, а не божественной воли.

4. Органическая теория представляет государство как некое подобие человеческого организма.

5. Материалистическая (марксистская) теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами.

6.

Потестарная (кризисная) теория — утверждает, что государство не было навязано обществу извне; оно возникает объективно, в силу внутренних потребностей организации жизни общинников-землевладельцев и перехода первобытнообщинного общества от присваивающей экономики к производящей, в результате изменения материальных условий жизни общества. Образование государства шло постепенно, в течение длительного времени.

Особенности и виды власти.

Власть— способность (св-во) одного субъекта (лица, коллектива, организации) подчинять себе другого субъекта и навязывать ему свою волю в своих собственных интересах или в интересах других лиц.

Виды власти:

Классификация власти — по уровню социального развития:

1. в масштабе всего общества.

2. внутри коллектива (организации)

3. в отношениях между индивидами.

1) Политическая (Власть одного класса или соц. группы над другим, государственная власть, партийная, власть политических лидеров) и не политическая. В зависимости от способа организации — делится на демократическую и не демократическую, делят на власть: традиционную, легальную, харизматичную.

2) Государственная власть. Разновидность социальной власти, которая обладает всеми ее признаками или особенностями:

1. реализуется через государство или ее органы.

2. публично, так как функционирует в обществе, осуществляется профессиональным аппаратом, отчуждена от общества, не совпадает с ним.

3. суверенно — обладает верховенством внутри страны и независимостью во вне.

4. универсально.

5. обладает монопольным правом на издание законов и других общеобязательных актов юридического характера.

Государственная власть имеет политический характер т.к. общество дифференцируется по интересам, потребностям, которые различны у групп населения и для их реализации государственная власть должна обладать искусством управления, то есть осуществлять определенную политику.

Признаки государства.

· государство — организация территориальная, это означает организацию власти на определенной территории.

· государство — организация универсальная, действует в рамках всего общества.

· государство — организация публичной власти, не связанная с обществом, населением, осуществляемая особым аппаратом, с системой государственных органов.

· государство — обладает монополией на издание законов (правотворчество)

· государство — организация принудительная

· государство — организация суверенная( государственный суверенитет является политико-юридической формой независимости нации или народа)

· государство — организация обладающая монополией на легальные сборы налогов

Государство — это территориальная, суверенная организация политической власти класса, блока классов, социальной группы, обладающая аппаратом управления, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов.

Классификация гос. органов.

В зависимости от объема выполняемых полномочий:

1. 1.Высшие органы власти

2. центральные органы (министерства)

3. местные органы.

В зависимости от широты компетенции:органы общей компетенции и специальной компетенции

В зависимости от числа гос. гражданских служащих:

1. коллегиальные.

2. единоличные.

В зависимости от времени функционирования:

1. постоянные органы.

2. временные органы.

Счётная палата.

Счетная палата для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета. Состоит из председателя, заместителя председателя и 6-ти аудиторов. Совет Федерации и Государственная Дума образуют счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. КРФ ст. 101, ч. 5. Председатель счетной палаты РФ С. В. Степашин.

Из ФЗ «О счетной палате РФ».

Ст. 1. Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием и подотчетным ему.

Ст. 3. Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

Власть и социальные нормы в до государственном обществе.

Социальные нормы, существовавшие в до государственный период:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных — технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношения человека к природным, материальным объектам, орудиям труда и т.п.

2) реализовались главным образом в виде

3) существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения;

4) обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода);

5) имели в качестве ведущего способа регулирования запрет (систему табу) как самый простой и элементарный прием воздействия; права и обязанности как таковые отсутствовали;

6) были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором и человек являлся частью природы;

7) выражали интересы всех членов рода и племени.

Общественная (социальная) власть, существовавшая в до государственный период, обладала следующими главными чертами:

1. базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), т.е. объединение людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда

2. была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали);

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода;

4. осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами и т.п.), которые решали важнейшие вопросы жизнедеятельности первобытного общества.



Источник: https://infopedia.su/14x97d7.html

Вопрос 3 Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

3. Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

Вопрос 2. Методы общей ТГП. Понятие, виды, характеристика.

Методология –совокупность приёмов и методов, используемых для изучение данной науки.

Система методов изучения ТГП достаточно обширна. При этом, все методы можно разделить на несколько групп:

1. Философские (всеобщие)

2. Общенаучные

3. Юридические (частноправовые)

4. Частнонаучные

Среди Всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую г и п как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику, в которой выделяется материалистический подход ( всякое явление рассматривается в развитии, в конкретной обстановке) и идеалистический среди которого субъективный идеализм: существование г и п – человеческий разум и объективный идеализм – существование г и п – божественный разум.

Общенаучные методы – не охватывают всё научное познание, а применяются лишь на его отдельных этапах. Анализ: означает деление гос-пр явления на части. Синтез:наоборот объединение его составных частей. Системный подход: раскрытие целостности объекта, выявление многообразных типов связей в нём.

Этот подход даёт возможность рассматривать в качестве системного явления гос.аппарат… Функциональный подход: выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие.

метод даёт возможность познать функции гос-ва и его отдельных органов… метод социального эксперимента: проверка проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования. (введение в 9 регионаз суда прис засед)

Частнонаучные методы – приёмы, которые выступают следствием усвоения тгп научных достижений технических, гуманитарных, естественных наук. Социологический метод анкетирования, опросы. Статистический – количесвенные показатели массовых повторяющихся гос-прав явлений. Кибернетический, Математический.

Юридические методы: Формально-юридический: позволяет определять юр.понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию. Сравнительно-правовой:позволяет сопоставлять различные правовые системы либо их отдельные элементы в целях выявл их общих свойств и особенностей.

Государство существовало не всегда. История знает период догосударственности. Общество возникло гораздо раньше государства, однако важно в целях наиболее полного познание государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Первобытно-общинный строй был самым длительным этапом в истории человечества, определить его нижнюю грань не так то просто.

В современный период одни учёные считают, что первый человек появился 1,5 миллиона лет назад, другие исследователи называют более поздние даты – 40 тысяч лет назад.

Верхняя же грань колеблется в пределах последних 5-6 тысяч лет, различаясь на разных континентах. В Африке – на рубеже 3 и 4 тысячелетия до н.э., в Америке – в 1 тысячелетии н.э.и т.д.

Первобытное общество представляло собой целостный организм, характеризующийся определённой системой управления и регулирования поведения людей про помощи общих правил.

Для первобытно — общинного строя были характерны следующие черты:

-социальная организация общества – семейная община, род, в основе которой – кровнородственные связи Строгая система разделения труда, пищи, брачно-семейных отношений. Такую социальную организацию определяют как родовой строй.

-ведение присваивающего хозяйства (рыболовство, охота, собирательство), наличие лишь примитивных орудий труда, не способность выжить без помощи рода самостоятельно. Отсутствие прибавочного продукта. Нет разделения на бедных и богатых, все равны.

— экономическое равенство обуславливало и политическое равенство. И мужчины и женщины равны и имеют право участвовать в обсуждении и решении проблем рода.

Родовой строй знал и властные институты. Общественная власть в то время обладала следующими чертами:

1. Базировалась на семейных отношениях, так как основой организации общества был род. Социальная власть распространялась только в пределах рода, выражала его волю. Каждый род выступал в качестве отдельной хозяйственной единицы. Роды могли образовывать более крупные объединения: фратрии, племена, союзы племён.

2. Власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления.

3. опиралась на авторитет, уважение, традиции членов рода, носила название Потестарной. Основывалась не только на авторитете, но и на возможности жестокого принуждения.

4. осуществлялась как обществом в целом (родовые собрания, вече), так и его представителями ( советы старейшин, старейшина, вожди, жрецы)…

Социальные нормы в тот период уже получили своё развитие. В настоящее время их принято называть мононормы. Так как в них произошло слияние норм права, морали, ритуальные нормы, экономические.

Право было одновременно и обязанностью.

Например, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной рассматривались одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы догосударственного периода:

1.регулировали отношения между людьми

2. реализовывались в виде обычаев

3. существовали в поведении и сознании людей, не имея письменного выражения

4. обеспечивались силой привычки, мерами убеждения и принуждения

5. имели в качестве ведущего способа регулирования запрет

6. были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества

7. выражали интересы всех членов рода

Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства» отмечал, что родовой строй был оптимальным, так как отсутствовала эксплуатация, неравенство и т.п. Однако спустя время родовой строй был низложен.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_127252_vopros--vlast-i-priroda-sotsialnih-norm-v-dogosudarstvennom-obshchestve.html

Власть и социальные нормы в догосударственном обществе

3. Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 10Следующая ⇒

Для теории государства и права определенную методологическую ценность имеет выделение двух главных периодов в развитии первобытного общества, а следовательно, и двух способов его существования и воспроизводства:

• присваивающей экономики (охота, рыболовство, собирательство);

• производящей экономики (земледелие, скотоводство, металлообработка, керамическое производство).

Первому периоду в основном соответствует материнский род (матриархат), второму – патриархальный (патриархат).

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти (властвующим субъектом) был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными (объектом власти) являлись все его члены.

Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по своей природе непосредственно общественной, т.е. неотделенной от общества и неполитической. Единственным способом ее реализации было общественное самоуправление.

Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно решало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Несложные отношения первобытного общества регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков. В наиболее важных случаях трудовой процесс сопровождался ритуальными действиями.

Билет №4

Социальные нормы первобытного общества. Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчлененных «мононорм», были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами.

Мононормы изначально были продиктованы «естественно-природной» основой присваивающего общества, в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности как бы сливались воедино.

Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет).

Благодаря табу, первобытное общество поддерживало необходимую дисциплину, обеспечивавшую добычу и воспроизводство жизненных благ.

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путем прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство — на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государствен-ных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.

Билет №5

Государство: понятие и признаки

Государство— это организация политич власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах опред террит. В первобытно-общинном строе социальное регулирование осуществлялось за счет обычаев, прото-религиозных норм, табу и магических ритуалов.

Особенности обычаев:

-выражали волю и интересы всего рода;

-их творцом был сам род, осуществляющий такую ф-ию через народное собрание;

-обычаи соблюдались в силу привычки,добровольно;

-они не фиксировались письменно, а передавались из уст в уста;

-формировались лишь в жизненно необходимых случаях;

-ответственность за несоблюдение носила правовой характер;

-высокая роль табу и магических ритуалов (нормы поклонения первобытным Богам.)

Признаки государства:

1 Суверенитет: верховность власти внутри страны, независимость власти во внешних оношениях

2 Население и террит. Гос террит обозначается гос границами

Функции границы: обознач целостность гос-ва; определяет пределы выполнения гос власти; население облад 1-им из 3 статусов: гражданин или подчиненный, лицо без гражданства, иностранные граждане или поданные

3 Наличие публичной власти. Облад своим аппаратом принуждения и управления

Гос аппарат управление- это совокупность гос органов обладающ следующ признаками:

-наличие властных полномочий. Может примин принужд.

-может примин общеобязат правила повед в своей компетенции

-управлять делами об-ва

-наличие бюрократов

4 Монопольное право. Издание общеобязат правил повед Право карать за их неисполн и несоблюдение

5 казна (налоги и сборы) на ее средства содержится гос аппарат и фыполняются функции гос-ва

Дополнит признаки- герб, флаг, гимн, язык

Билет №6

Характеристика основных теорий происхождения государства и права.

Теологическая теория

Теологическая. Представитель — Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

Патриархальная теория.

(Pater-отец, аrсh-управлять)

Основателем по праву можно считать Аристотеля(384-322 гг. до н.э.).Согласно учению Аристотеля Г.являясь продуктом естественного развития, возникает в результате появления и разрастания семьи.В основе образования государств лежит естественное стремление людей к взаимному общению.

Последнее приводит к тому, что из нескольких семей складывается селение или род, а из всех селений или родов образуется Г.

Г. по Аристотелю является высшей формой общения, обнимающей собой все другие образования и формы общения. Оно появляется лишь тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благой жизни.

Договорная теория.

Авторы: Ж.Ж.Руссо, Дж.Лок, Радищев.

Суть: Государству предшествует естественное, неогранизованное состояние людей. Чтобы организовать общество, сделать его разумным и управляемым, необходимо заключить договор.

Он заключается с избранным народом властителями. В данном договоре прописываются взаимные права, обязанности и механизм контроля.

Важнейшее условие деятельности властителя(правителя)-это охрана госуд частной собственности и обеспечения безопасности граждан.

Психологическая теория.

Петражицкий, Фрейзер.

Суть: гос-во возникает как результат добровольного повиновения людей представителям власти, исходя из особенностей человеческой психики.

У человека внутри на генетическом уровне заложено умение жить в социуме и подчиняться устоям общества.

Марксистская теория.

Она же клановая.

1)Раздробление рода и возникновение домохозяйств, как первой ячейки натурального производства.

2)Растет производительность труда за счет внедрения новых орудий и эффективных с/х методик.

3)Начало неолитической революции.

4)Развивается и углубляется разделение труда. Формируются различные социальные группы.

5)Дарообмен —> в товарообмен.

6)Формируется частная собственность

7)разделение на имущих и неимущих.

Гос. необходимо имущим классам, как аппарат принуждения и контроля над не имущими.

Гос — аппарат, способный разрешить конфликт между антогонистическими классами.

Теория насилия.

Авторы: Дюринг, Кауцкий, Гумплович.

Суть: при повышении роли войн, при необходимости захвата чужих и удержания собственных территорий, появилась необходимость в государстве.

Война-продолжение политики насильственными методами.

Экономические отношения в обществе следуют за его политической составляющей.

основа развития государственности- насилие.

Каждому объединению людей присуще насилие.

Без насилия невозможно развитие в обществе.

Органическая теория.

Органическая теория приравнивала Гос-во человеческому организму и приписывала ему самостоятельные волю и сознание, отличные от воли и сознания входящих в него отдельных людей. Согласно органической теории Госво является результатом действия сил природы, создающей его наряду с обществом и отдельным человеком.

Патримониальная,расовая и игровая теории.

Расовая теория рассматривает качестве основных предпосылок возникновения и развития Гос деление общества по расовому признаку.

Согласно этой теории в мире существуют высшие расы, которые призваны господствовать и низшие, которым самой природой предназначено находиться в подчинении у высших рас.

Появление Гос-ва по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими. Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад.

Билет №7

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x7e19.html

Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

3. Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

Методы общей теории государства и права. Понятие, виды, характеристика.

Особенности науки теории государства и права выражаются не только в ее предмете, но и в методе.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов и правил, с помощью которых обучающийся постигает предмет, получает новые знания.

Метод — это подход к изучаемым явлениям, предметам и процессам, планомерный путь научного познания и установления истины.

Учение же о самих методах, об их классификации и эффективном применении, теоретическое обоснование используемых в науке методов познания окружающей действительности принято называть методологией.

Все многообразие методов теории государства и права в зависимости от степени их распространенности можно расположить в следующую систему.a

1) Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие подходы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления.

Среди всеобщих выделяют метафизику (рассматривающую государство и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику (материалистическую и идеалистическую; последняя, в свою очередь, может выступать как объективный либо субъективный идеализм).

Так, причины возникновения и сам факт существования государства и права объективный идеализм связывает с божественной силой либо объективным разумом; субъективный идеализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей (договором); материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе государство и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.

2) Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают все научное познание, а применяются лишь на отдельных его этапах, в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят: анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ означает условное разделение сложного государственно-правового явления на отдельные части. Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило, применяются в единстве. Системный подход ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем.

Функциональный подход ориентирует на выяснение форм воздействия одних социальных явлений на другие. Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного проекта решения с целью предотвратить ущерб от ошибочных вариантов правового регулирования.

В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в девяти регионах Российской Федерации судов присяжных.

3) Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией государства и права научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относят конкретно-социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Социологический метод позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере.

Статистический метод позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно-правовых явлений, таких, как правонарушения, юридическая практика, деятельность государственных органов и т.д.

Кибернетический метод — это прием, позволяющий с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления. Математический метод — это совокупность приемов оперирования с количественными характеристиками

4) Можно выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими: формально-юридический и сравнительно-правовой.

Формально-юридический метод позволяет определять юридические понятия (например, такие специальные юридические термины, как существенный вред, юридическое лицо, тяжкие телесные повреждения, смягчающие вину обстоятельства и т.д.

), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п. Сравнительно-правовой метод позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д.

— в целях выявления их общих и особенных свойств.

Власть и природа социальных норм в догосударственном обществе

Учитывая, что общество возникло гораздо раньше государства, необходимо в целях наиболее полного познания государственно-правовых институтов дать характеристику социальной власти и норм, существовавших в первобытном обществе.

Независимо от того, как современные ученые относятся к градации исторического процесса, ни у кого в общем-то нет сомнений в том, что начальным этапом этого процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий огромный отрезок времени от появления на Земле человека до становления первых классовых обществ и государств, а также обычно сопутствующего им возникновения упорядоченной письменности.

В современный период одни ученые считают, что древнейший человек (а тем самым и первобытное, дикое общество) возник около 1 — 1,5 млн лет назад, другие исследователи относят его появление к более позднему времени. Верхняя же грань первобытно-общинного строя колеблется в пределах последних 5—6 тыс. лет, различаясь на разных континентах.

Любое общество представляет собой своего рода целостный социальный организм (систему), который отличается той или иной степенью организованности, урегулированное™, упорядоченности общественных отношений. Из этого следует, что для каждого общества характерны определенная система управления (социальная власть) и регулирования поведением людей при помощи определенных общих правил (социальных норм).

Для первобытно-общинного строя были характерны следующие черты:

· Наличие лишь примитивных орудий труда и неспособность человека без помощи всего рода выжить и обеспечить себя пищей, одеждой, жилищем.

Но, даже работая совместно, коллективно, люди не могли производить больше, чем потребляли.

Поэтому в таком обществе не было излишков продукта, не было частной собственности, а, следовательно, разделения на бедных и богатых, экономически все были равны.

· Экономическое равенство обусловливало и политическое равенство. Всё взрослое население рода – и мужчины, и женщины – имели право участвовать в обсуждении и решении любого вопроса, связанного с деятельностью рода.

Общественная власть, существовавшая в догосударственный период, обладала следующими главными чертами. Эта власть:

· Базировалась на семейных отношениях, ибо основой организации общества был род (родовая община), то есть объединении людей по действительному или предполагаемому кровному родству, а также общности имущества и труда.

Род формировался в период, когда на смену беспорядочным половым связям пришла семья, основанная на коллективном, а потом и на парном браке. Каждый род выступал в качестве хозяйственной единицы, сособственника средств производства, организатора общего трудового процесса.

Роды образовывали более крупные объединения (фратии, племена, союзы племён). Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться первобытно-общинной, а социальная организация – родоплеменной.

Следовательно, социальная связь распространялась только в рамках рода, выражала его волю и базировалась на кровных связях.

· Была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, на функциях самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали).

· Опирались на авторитет, уважение, традиции членов рода.

Осуществлялась как обществом в целом, так и его представителями (старейшинами, советами старейшин, военачальниками, вождями, жрецами), которые решали наиболее важные вопросы жизнедеятельности первобытного общества.

Эту общественную власть принято называть потестарной (От лат. potesta — власть. Этим термином принято обозначать догосударственную организацию власти, характеризуемую неотделенностью властных структур от общества в целом.

), это была еще не политическая власть.

Особенностью социальных норм в догосударственный период являлись то, что они по сути дела входили в саму жизнедеятельность людей, выражая и обеспечивая социально-экономическое единство рода, племени.

Это было связано с несовершенством орудий труда, крайне низкой производительностью труда.

Отсюда проистекала необходимость в совместном проживании, в общественной собственности на средства производства и в распределении продуктов на основе равенства.

Подобные обстоятельства оказывали существенное влияние на природу власти и нормы первобытного общества. Если животные подчиняются только биологическим законам, то человек стал человеком, потому что научился ещё и регулировать своё поведение.

Он изобрёл общественные регуляторы, которые хотя и не устранили биологические законы, однако существенно их потеснили. Громадное значение в этом отношении имели такие социальные нормы, как культовые ритуалы и обряды.

Они произвели поистине революционные изменения в нервно-психической деятельности человека и позволили ему по сравнению с животными буквально прыгнуть на новую ступень развития.

Социальные регуляторы догосударственного периода позволили первобытным людям освободить свой психический потенциал от страха, боязни перед окружающим миром и направить её на производительную деятельность, создавали условия для установления в обществе стабильных, в определённой мере предсказуемых и гарантированных отношений.

https://www.youtube.com/watch?v=sjivNjrSMpc

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода, регулировали определённые способы добывания пищи и сохраняли брачно-семейные отношения.

Эти нормы именуютсямононормами, поскольку они по большому счёту выражали главный интерес людей того общества – выжить.

Этот интерес собирал силы в обществе для того, чтобы противостоять стихии, различным опасностям.

Мононормы выступали и нормами организации социальной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуалами. Так, естественное разделение функций в трудовом процессе между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривались одновременно и как производственный обычай, и как требование нравственности, и как веление первобытной религии.

Социальные нормы, существовавшие в догосударственный период отличались рядом особенностей:

1) регулировали отношения между людьми, что стало отличать их от норм несоциальных – технических, физиологических и других, которые регулировали и регулируют отношение человека с природными, материальными объектами, орудиями труда и т.п.

Так, первобытные люди, зная, что ночью в жилище температура понижается, старались поддерживать огонь и в тёмное время суток. Делая это, они руководствовались не социальными нормами, а скорее инстинктом сохранения здоровья и жизни.

Но кто из сородичей в это время будет следить за огнём, решалось уже на основе социальной нормы.

2) Реализовывались главным образом в виде обычаев – исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате многократного повторения в течение длительного времени.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, справедливом и несправедливом.

3) Существовали в поведении и в сознании людей, не имея, как правило, письменной формы выражения.

4) Обеспечивались в основном силой привычки, в также соответсвующими мерами убеждения и принуждения (изгнание из рода, что в тех исторических условиях было равнозначно смерти).

5) Имели в качестве ведущего способа регулирования – запрет (систему табу) как самый простой и эффективный приём воздействия. Права и обязанности, как таковые, отсутствовали.

6) Были продиктованы естественно-природной основой присваивающего общества, в котором человек являлся частью природы.

7) Выражали интересы всех членов рода и племени.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/19894.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий