3. Трудные случаи управления в русском языке

Русский язык и культура речи: Трудные случаи синтаксического управления

3. Трудные случаи управления в русском языке
Трудные случаи синтаксического управления Сочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки и др.

Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом, например: благодаря Вашему совету, согласно договору, вопреки предсказаниям. Написание согласно договора является синтаксической ошибкой.

Значение предлога благодаря обусловливает сочетание его с существительными, имеющими «положительное» значение: благодаря матери, благодаря солнечной погоде.

Поэтому предложения типа Самолёт потерпел крушение благодаря неисправности двигателя неправильны. Нужно: …по причине неисправности… .

Однако такое употребление слова благодаря будет являться нарушением лексических норм (а не синтаксических!), а именно: употребление слова без учета его лексического значения (благодаря = благо + дарить).

Употребление предлога по с глаголами чувства и разрушения

С глаголами чувства и разрушения — горевать, плакать, скучать, соскучиться, тосковать, тужить, стрелять, ударять и др., — предлог по употребляется с дательным падежом, например: тужить по сыну, горевать по мужу, скучать по нему (по ней, по ним).

Но личные местоимения 1-го и 2-го лица при названных глаголах ставятся в предложном падеже, например: скучаем по вас, плачет по нас.

Употребление предлога по в предложных сочетаниях с временным значением «после чего-нибудь»

В предложных сочетания с временным значением «после чего-нибудь» существительные на -ие пишутся на конце с буквой и, например: по окончании школы, по истечении срока договора, по прибытии делегации, по возвращении из командировки и др.

Расширительное употребление дательного падежа с предлогом по

Очень часто в деловых бумагах при передаче отношений принадлежности необоснованно употребляется предлог по, нарушающий грамматическую структуру словосочетаний, например:

1. Департамент по транспорту 1. Департамент транспорта
2. Налоговая инспекция по Ленинскому району 2. Налоговая инспекция Ленинск ого района
3. Главное управление Центрального банка РФ по Самарской области 3. Главное управление Центрального банка РФ Самарской области

При составлении тех или иных грамматических форм предлог по традиционно используется в словосочетаниях со значением:

    а) названия лица по профессии, роду деятельности: менеджер по продажам, мастер по резьбе, специалист по радиотехнике;б) названия разного рода бумаг, документов, учреждений, предприятий: агентство по продаже недвижимости, комиссия по ликвидации последствий землетрясения;в) названия какого-либо вида деятельности: действия по недопущению срыва графика работ, работа по укреплению производственной дисциплины.

Как видим, в названиях учреждений, предприятий предлог по в одних случаях нормативен (например, агентство по продаже недвижимости), в других — избыточен (например, департамент (по) транспорт(у) — нарушение нормы; верно: департамент транспорта).

Следует помнить, что употребление конструкций с предлогом по оправдано, если необходимо ввести конкретизирующее слово, уточняющее сферу деятельности учреждения, сравните: управление по пуску и наладке водопроводно-канализационных сооружений и более широкое название — управление водопроводно-канализационных сооружений.

Сочетания с наименованиями руководящих работников

Субстантивированные существительные заведующий, командующий, управляющий, называющие руководящих работников, требуют постановки зависимых слов в творительном падеже, например: заведующий кафедрой, командующий армией, управляющий делами.

Перечень трудных случаев синтаксического управления:

    аннотация (на что и чего?) — Аннотация на вышедшие сборники. Аннотация опубликованных статей;дисгармонировать (с чем?). — Его поведение явно дисгармонирует с его внешним видом;заплатить и уплатить (за что?). — Заплатить за проезд;надеть (на кого?). — Надеть на себя. Надеть (что и на что/кого?). Надеть кольцо на палец; надеть пальто на ребёнка;одеть (кого/что?). — Одеть ребёнка. Одеть манекен;оплатить (что?). — Оплатить проезд;отзыв (о чём и на что?). — Отзыв о диссертации. Отзыв на автореферат диссертации;рецензия (на что?). — Рецензия на книгу.

Источник: http://www.e-biblio.ru/xbook/new/xbook313/book/part-039/page.htm

О трудных случаях русского языка

3. Трудные случаи управления в русском языке
Наш сегодняшний разговор о трудных случаях в русском языке. Вот, произнесла эту фразу и задумалась — а не правильнее ли было сказать «о трудных случаях русского языка»? Сомнения, связанные с согласованием слов многим хорошо знакомы.

Так, на специализированном сайте «Грамота.

ру», в рубрике «Справочное бюро» встречаем вопрос: «Как правильно: «я жду результаты тестирования» или «я жду результатов тестирования»?» Специалист «Грамоты.ру» рекомендует вариант «результатов», но почему — не разъясняет.

Справочная служба портала — это своего рода «cкорая помощь», здесь требуется только быстрый, короткий и внятный ответ.

Так какими же правилами следует руководствоваться в подобных языковых конструкциях? Главный редактор портала «Грамота.ру» Виктор Свинцов отвечает на этот вопрос: «Конечно, предпочтительнее говорить — трудные случаи чего? — трудные случаи русского языка.

А вот что касается глагола «ждать», то у этого глагола предпочтительно управление родительным падежом — ждать чего? — ждать результатов, ждать автобуса и так далее. Хотя возможны варианты и с винительным падежом — ждать что? — ждать автобус, ждать результата».

— То есть существует два равноправных варианта?
— Эти варианты существуют, но они не вполне равноправны. Вариант с родительным падежом предпочтительней.

— Почему в этих случаях один вариант более предпочтителен? Почему он более равный среди равных?
— Таковы рекомендации словарей.

А они основываются, как правило, на языковом потреблении.

Если мы говорим, что один вариант предпочтительнее, то это означает, что один вариант используется чаще, чем другой и, видимо, используется в другой языковой среде, например, в письменной речи.

— Кстати, как быть, когда ваши специалисты, отвечая на вопрос, дают помету: оба варианта одинаково корректны, какой все-таки следует выбрать?
— Просто замечательно, когда у человека есть возможность выбрать между двумя равноправными вариантами. Он может подключить свое языковое чутье, свой языковой вкус и выбрать то, что ему нравится, то, что ему по душе. Так что, проблемы здесь я не вижу.

— Существуют еще некоторые пограничные ситуации, когда слово буквально на наших глазах вдруг начинает меняться. Норма, которая еще вчера существовала без вариантов, вдруг становится вариативной. Прежде существовало однозначное указание на то, как следует обращаться с топонимами, заканчивающимися на «-о».

Если это русское слово, то считалось, что склонять его всегда нужно было обязательно — в Строгине, в Останкине. Между тем, достаточно часто в живой разговорной речи эти слова не изменялись по падежам, и сейчас как будто бы существует рекомендация, что можно говорить и так.


— Давайте, сначала вернемся к истории вопроса. Дело в том, что, действительно, такие названия рекомендовалось склонять, пожалуй, еще в середине прошлого века. Говорили исключительно «в Останкине», «в Строгине», «в Тушине» и так далее.

Собственно говоря, это обычное существительное второго склонения, которое явило себя как существительное, то есть склонялось, как нормальное русское слово.

— «Молоко» — «в молоке».
— Да, совершенно верно, точно также. Нормы несклонения связаны вот с чем. Во-первых, это экономия усилия определенная. Приходится меньше думать о том, какая форма правильная. Это определенная экономия усилий.

Кроме этого, очень часто такие несклоняемые формы позволяют избежать двусмысленности, что очень важно, в первую очередь, для географов, для военных, для людей, которые имеют отношение к географическим названиям. Те люди, которые ими пользуются очень часто.

— А какого рода двусмысленность может возникнуть?
— Представьте себе, есть такая фраза: «Некое событие произошло в городе Пушкине».

Что должен подумать слушатель такого текста? Имеется в виду город Пушкин или город Пушкино? В этой связи и возникла необходимость в некоторых случаях топонимы не склонять.

Сейчас мы должны сказать, что в устной речи варианты на «-о», несклоняемые и склоняемые, практически сравнялись в употреблении.

— Это вы имеете в виду, наверное, устную, такую бытовую речь. А если это более официальная ситуация?
— В первую очередь бытовая речь. Что касается официальной ситуации, то надо все-таки исходить из здравого смысла.

Если путаницы не будет, лучше склонять. А вот различные иноязычные названия… Сейчас я немножко отойду от темы названий на «-о». Финские названия на «-а». Их лучше не склонять.

Потому что если городок неизвестный или мало известный, то восстановить начальную форму, форму именительного падежа, очень трудно.

— Ваше «Справочное бюро» ответило уже более чем на 200 тысяч вопросов.
— Совершенно верно. Надо сказать, что 200 тысяч — это хорошая цифра для любого большого словаря. Примерно столько статей содержится, например, в Большом академическом словаре.

— Эта цифра впечатляет. В связи с этим я хотела спросить, были ли у вас наблюдения, какие вопросы задают чаще всего?
— У нас очень много вопросов по пунктуации и орфографии. Но это такие обиходные вопросы, будничные.

А вот запоминаются самые необычные вопросы. Например, совсем недавно был такой вопрос: «Есть ли в русском языке слова, начинающиеся на букву Ы»? Честно говоря, как филолог, человек, знающий русский язык, я подозревал, что таких слов практически нет.

Словари указывают обратное. Пожалуйста, глагол «ыкать», то есть произносить звук Ы, междометие «ых», существительное «ыканье», а также очень редкое существительное «ыр», то есть песни тюркских народов.

Кроме того, нельзя забывать, что само название буквы Ы — это тоже слово. Это существительное среднего рода.

— Оно — Ы?
— Да, оно — Ы. Произнести громкое Ы.

— А, это если звук?
— Да.

— А буква?
— И буква тоже.

— Но буква же — она?
— По словарям — это средний род, все равно.

— Ох, с этими родами тоже много трудностей. Когда проводили в Москве биеннале, очень много проблем было у журналистов. Какого же рода это слово? Наконец, выяснили, что вроде как женского, но это была выставка.

А на вашем сайте я прочитала, что если речь идет о кинофестивале, который повторяется, также как и выставка, раз в два года, тогда биеннале в значении «кинофестиваль» уже мужского рода.

Разве слово может быть одновременно и мужского, и женского?
— Вообще говоря, почти все существительные в русском языке принадлежат какому-то одному роду. Они не изменяются по родам. Однако по отношению к некоторым иностранным словам такое утверждение будет неправильно.

К числу таких слов относится и слово «биеннале». Это слово и мужского, и женского рода, а род зависит от значения. Если значение «кинофестиваль», то мы говорим, что «биеннале» — это существительное мужского рода. А если значение «выставка», то мы говорим, что «биеннале» — это слово женского рода.

— Очень часто я встречала среди вопросов ваших пользователей просьбы разъяснить устаревшие слова. Думаю, что это вопрос какой-то элементарной грамотности. Слова-то были незатейливые.

Но вот что, действительно, мне кажется непростой вещью, когда вас просят разъяснить значение новых слов, допустим, «тиффози» или англоязычные заимствования и так далее и так далее.

А вы абсолютно уверены, когда даете такого рода ответы? — Конечно же, об абсолютной точности говорить нельзя, но в любом случае мы стараемся давать как можно более точные ответы нашим посетителям. В тех случаях, когда ответ нам неизвестен, мы стараемся так и говорить, что, к сожалению, словари русского языка такое слово не фиксируют.

Достаточно контекстовых употреблений нам неизвестно, и о значении этого слова можно только догадываться, или сделать свои предположения. Мы честно говорим, что это предположение. Но в остальных случаях мы ориентируемся на сведения, которые имеются в словарях, причем, не только в словарях русского языка, но и в иностранных словарях, энциклопедиях.

Мы стараемся привлекать как можно большее количество источников для ответа на такие вопросы.

Что касается новых слов, то, действительно, очень часто они не только лексически не оформлены в русском языке, то есть они не имеют точного спектра понятий, за ними закрепленного, но еще и орфографически не оформлены.

Люди очень часто задумываются, как правильно писать новые слова. Такое слово как «Хезболлах». Как его писать? На самом деле вариантов встречается масса. В Русском орфографическом словаре зафиксирован такой вариант «Хесболлах». Так и писали до недавнего времени. Но дело в том, что этот вариант не является самым употребительным. Его вытесняет другой вариант, который присутствует на сайте Министерства иностранных дел — вариант «Хизболлах».

— Вы уже говорили, что накоплен достаточно большой массив ответов на вопросы ваших пользователей. Это, конечно, очень важная и нужная работа, которую вы ведете.

Но собираетесь ли вы с этим материалом что-то делать дальше? Будете ли вы его как-то классифицировать, изучать и так далее?
— Эта работа ведется непрерывно. На основе самых интересных вопросов «Справочного бюро» мы делаем справочники. Эти справочники размещаются на «Грамоте.ру».

Например, справочник «Непростые слова» составлен из самых интересных слов по материалам вопросов «Справочного бюро». Там разъясняется лексическое значение слова.

— Там разъяснения уже более подробные, да?
— Конечно.

— Чем в вопросах и ответах?
— Гораздо более подробные, потому что у нас есть возможность подумать, покопаться в справочниках и найти какую-то интересную, забавную, необычную информацию. Кроме этого, наши пользователи нам очень здорово помогают. Зачастую бывает, что и уточняют наши ответы, присылают комментарии, которые тоже дают нам пищу для размышлений.

— А вы проверяете правильность гипотез ваших пользователей?
— Естественно. В том случае, когда это невозможно сделать, мы так и пишем, что это всего лишь предположение. А если есть какая-то фиксация словарная, то, конечно же, мы об этом говорим, говорим, откуда мы взяли эту информацию. Кроме того, мы сделали словарь, который называется «Словарь улиц Москвы».

Как ни странно, нет ни одного письменного источника, в котором можно узнать, правильное ударение в названиях улиц, причем, современных улиц Москвы. Мы собрали всю информацию, имеющуюся сейчас в печати, и сделали маленький справочник, очень полезный, как говорят наши пользователи. Сделали также небольшой словарик, посвященный фразеологии.

Это история и значения устойчивых оборотов в русском языке.

— Но ведь словарей фразеологии и до вас было немало.
— Да, но мы ориентируемся на то, что интересно пользователям. Только те вопросы, которые задают, те вопросы, которые повторяются, и попадают к нам, в этот справочник.

Таким образом, подчеркивает Виктор Свинцов, его портал «Грамота.ру» находится в живом диалоге, в живом общении с пользователями этого интернет-ресурса.

Источник: https://www.svoboda.org/a/259590.html

Конспект урока по русскому языку на тему

3. Трудные случаи управления в русском языке

11 класс

Урок №16 Дата____________

Трудные случаи согласования и управления

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме  «Типы связи

             слов в словосочетании»

Задачи:

А) повторение и закрепление материала по теме «типы связи слов в словосочетании»;

Б) формирование умений правильно определять связь слов в словосочетании; преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другим видом связи; правильно употреблять словосочетания, связанные способом управления и согласования;

В) познакомить учащихся с трудными случаями управления;

Г) развивать мыслительную деятельность учащихся путем использования в речи словосочетаний.

ХОД  УРОКА

Приветствие учащихся, настрой на работу.

  1. Орфографическая  пятиминутка.

Проработка заданий из КИМов ЕГЭ. Необходимо выполнить задание, написание остальных слов объяснить согласно правилам.

1) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

Прим..рять врагов

Неправ..льно

Зам..реть

Накл…ниться

Ф..деральный

2) Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

пот..плевший

л..ловый

заг..релый

выт..рать

отр..слевой

3) Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

т..рмозить

б…гряный

к..сательная

р..месленный

зам..реть (от страха)

4) Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

встр..чая

апл..дировать

арт…ллерия

зад..рать

д..ректор

  1. Запись темы урока на доске и в тетрадях.

— Что такое словосочетание?

( Словосочетание- это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически: голубое небо, решать задачу, вовремя приехать.)

— Какие вы знаете два типа словосочетаний?

( Подчинительные, в которых есть главное и зависимое слово ( горячий песок, летний день), и сочинительные, в которых соединяются равноправные слова ( день и ночь, быстро и незаметно)

— Какие соединения слов не будут являться словосочетаниями?

* подлежащее и сказуемое (Прилетают птицы.)

* сочетание самостоятельного слова и служебного (пусть пишет, около

    реки)

                                                       -2-

* фразеологизмы (ни свет ни заря, сломя голову)

* составные словоформы ( менее приятный, будет петь)

— Какие три главных способа подчинительной связи вы знаете?

( Согласование, управление , примыкание).

— Какой способ мы будем называть согласованием?

( Согласование- такой способ подчинительной связи слов, когда зависимое слово уподобляется главному в формах рода, числа, падежа: темная ночь, темной ночи , темную ночь и т.п.)

— Обратите внимание на доску, где спроецированы словосочетания. Выделите в них главное и зависимое слово; определите, какой частью речи выражено зависимое слово.

Определите грамматическое значение словосочетаний

                                          ( на интер. доске)

                                         СОГЛАСОВАНИЕ

Превосходный результат

Приближающаяся буря

Этого пристанища

Второе приглашение

Вывод:

Главное слово: существительное.

Зависимое: прилагательное, причастие, местоимение, порядковое числительное.

При склонении изменяется как главное, так и зависимое слово.

                                          УПРАВЛЕНИЕ

Приведение к знаменателю

Увидел привидение

Примчаться к тебе

Призадуматься над задачей

Вывод:

Управление- такой способ подчинительной связи, при котором главное слово требует от зависимого постановки в определенном падеже с предлогом или без предлога.

Главное слово: глагол и его формы ( причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное.

Зависимое слово: существительное, местоимение, числительное.

                                                                -3-

Учитель:

Обратите внимание, что в сочетании слов типа две рябины ( с неодушевленным существительным) числительное в им. и вин. падежах управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним.

 В сочетаниях типа две дочери ( с одушевленными существительными) управление наблюдается только в им.падеже, а в остальных падежах- согласование).

                                       ПРИМЫКАНИЕ

Прибыть неожиданно

Нежно прикасаться

Очень небрежно

Спал сидя

Говорил улыбаясь

Вывод:

Примыкание- такой способ подчинительной связи, при котором зависимое слово связано с главным только по смыслу и интонационно.

Главное слово: глагол, деепричастие, причастие, наречие, прилагательное, существительное.

Зависимое слово: любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма, неизменяемое прилагательное).

Учитель:

Хочу вам напомнить, что притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием: его дом, ее тетрадь, их альбом. Их следует отличать от личных местоимений, которые являются зависимыми словами в словосочетаниях с управлением: люблю его, спросил ее, взял их.

  1. Тренировочные упражнения.

  1. Подберите к существительным ЛЕКЦИЯ, РЕЧЬ, ОЦЕНКА прилагательные со значением «очень хороший» (Пример: блестящий, яркий, высокий). Составьте словосочетания, запишите, определите вид связи, их грамматическое значение.

  2. На доске спроецировано предложение. Выпишите из него словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

В течение своей жизни Гоголь много путешествовал.

  1. Как называется данный ряд слов: удивить, озадачить, поразить, потрясти, огорошить? Составьте и запишите с ними словосочетания. Определите вид словосочетаний, их грамматическое значение.

  2. На доске спроецировано предложение.

Однако где бы он ни странствовал, в дороге он чувствовал себя несравненно лучше, чем сидя на одном месте.

Какое сочетание слов из предложения не является примером примыкания:

  1. Где бы ни странствовал

  2. Чувствовал себя лучше

  3. Сидя на месте

  4. Несравненно лучше

А сейчас обратите внимание на доску.

                  Трудные случаи управления.

В конструкциях с управлением часто встречаются следующие ошибки:

  1. Употребление предложного сочетания вместо беспредложной конструкции : * установить о причинах аварии (правильно: установить причины); * не касаться к этим вопросам (правильно: не касаться этих вопросов); * оплатить за проезд (правильно: оплатить проезд);

  2. Беспредложная конструкция вместо предложного сочетания: * характерная им особенность (правильно: характерная для них особенность);

  3. Неправильный выбор предлога: * партнёр в игре в гольф (правильно: партнёр по игре в гольф).

Обратите внимание на следующие конструкции :

Предлоги согласно, благодаря, вопреки, подобно употребляются с существительными в дательном падеже:  согласно приказу, благодаря помощи, вопреки предсказанию, подобно взрыву.

  1. Какие пары слов не являются словосочетаниями?

А. медведь заревел

Б. заревел неистово

В. Заревел и схватил

Г. схватил за комбинезон

  1. Найдите словосочетание по его грамматическому признаку- «действие и его признак».

А. чтение книги

Б. плавание брассом

В. Читать вслух

Г. идти к лесу

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «согласование» могут быть выражены

А. наречиями

Б. существительными

В. Прилагательными

Г. деепричастиями

Д. причастиями

Е. порядковыми числительными

  1. Дайте правильные ответы. Зависимые слова при связи «управление» могут быть выражены

А. глаголами

Б. существительными

В. Деепричастиями

Г. местоимениями, сходными по форме с существительными

Д. наречиями

  1. Данный материал необходим вам для верного выполнения задания 7 КИМов ЕГЭ по русскому языку. Сейчас мы проработаем несколько таких заданий.

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) ошибка в построении предложения с однородными членами

Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

В) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью

Д) ошибка в употреблении имени числительного

1) Плохо выраженная мысль — это леность не только речевых усилий, а также леность мысли.

2) Дом находился в полутора часах езды, и мы, посовещавшись, решили выезжать немедленно.

3) Благодаря уникального набора микро- и макроэлементов, аминокислот, лецитина, перепелиные яйца с успехом используются в косметологии.

4) Спрятавшись за старый дом, находившийся на пустыре, всё было видно.

5) Для Пушкина Татьяна, одна из главных героинь «Евгения Онегина», является идеалом русской женщины и образцом нравственной чистоты.

6) По утверждению К.И. Чуковского, главная цель детских писателей заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитать в ребёнке человечность.

7) Владимир говорил, что «я именно тогда в старом русском городке, в Вологде, увлёкся историей, именно тогда нашёл архивы деда и начал заниматься их изучением».

8) Пользуясь советами специалистов, я смог придумать собственное решение проблемы.

9) Двое пар ботинок, стоящих у стены в прихожей, указывали на то, что кто-то уже опередил нас.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

  1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) неправильное построение предложения с косвенной речью.

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

  1. По окончанию гастролей у музыкантов было уже довольно много идей для записи нового альбома.

  2. Жизнь Пришвина- доказательство того, что человек должен всегда стремиться жить по призванию, по велению своего сердца.

  3. Рецепт нашего любимого праздничного пирога был когда-то вычитан бабушкой в журнале «Огоньке».

  4. Выслеживая добычу, в душе охотника просыпаются чувства предков, рисковавших жизнью ради пропитания.

  5. Мы измеряем счётчиком Гейгера степень радиации, определяем загрязнение среды и обмеление озёр, но чем измерить духовное обмеление, когда о Калигуле или Моцарте узнают лишь из видеокассет при почти поголовном непрочтении целиком «Войны и мира»?!

  6. В этом стихотворении Сергей Есенин говорит, что я последний поэт деревни.

  7. Эта проблема возникает при поиске информации в сети Интернет, которая стала всемирным хранилищем разнотипных информационных документов.

  8. Алексей не мог подобрать слов, передававшие всю глубину его чувства.

  9. 9) Природа требует пристального глаза и напряжённой внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго »мира природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

1)Определите тип связи слов в словосочетаниях.

Вековые традиции, участвовать в походе, чествовать ветеранов, наши современники, несколько карасей, идеалы молодежи, хорошо выучить, собираться уехать, истинный друг, чрезвычайно приятно, рано утром, точное время, верно рассчитать, второй из участников, третий слева, очень внимательный, жизненно необходимый, достойный уважения, теплая погода, крайне застенчивый.

2) Образуйте словосочетания. Определите способ связи.

Оплатить  ( расходы), уплатить (проезд), добиться ( признание), рецензия (книга), отзыв (роман), удостоиться ( внимание), обсуждать (статья), отчет (работа), обидеться (подруга), достоин (уважение), удостоен (награда).

3)Образуйте с данными словами по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи:

— счастливый

— решение

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-trudnie-sluchai-soglasovaniya-i-upravleniya-klass-1131490.html

5. Трудные случаи управления

3. Трудные случаи управления в русском языке

Трудныхслучаев управления в русском языкебольшое количество, поэтому осветитьих все в рамках данной статьи, конечно,невозможно. Существуют целые словари,касающиеся данного вопроса,например, РозентальД.

Э.Управление в русском языке:Словарь-справочник. 2-е изд., испр. и доп.М.: Книга, 1986. 304 с.

Но тем не менее хотелосьбы остановиться на тех примерах, которыенам кажутся важными, так как именно вних чаще всего допускаются ошибки.

Довольночасто в тестах ЕГЭ встречаются предложения,в которых грамматические ошибки допущеныв падежной форме существительного илиместоимения, стоящего после предлога.Так, наиболее распространенными являютсяследующие случаи:

  • Употребление предлога по.

Взначении «после чего-либо»предлог по управляетп.п., то есть то слово, которое стоитпосле предлога, необходимо поставитьв п.п. (поприезде вМоскву = после приезда в Москву; поистечениисрока= после истечения срока ит.п).

Поприбытии домой(= после прибытия домой) он чувствовалсебя плохо.

  • Употребление предлога благодаря.

Предлог благодаря управляетд.п.

Онмногого достиг в жизни (благодаря чему?)благодаря этому влиянию.

  • Употребление предлога согласно.

Предлог согласно такжеуправляет д.п.

ПредоставьтеСергеевой отпуск (согласно чему?) согласноличному заявлению.

Рассмотренныевыше случаи чаще всего встречаются втестах ЕГЭ. Но мы приведем еще несколькопримеров предложного управления.

Кроменеправильного употребления слов спредлогами, трудности вызывает ипостроение беспредложных конструкций.Рассмотрим некоторые из них.

6. Построение предложений с косвенной речью

  • Самой распространенной ошибкой при построении предложений с косвенной речью является использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица. Это допустимо только при передаче прямой речи.

Осуждаясвоих современников, М.Ю. Лермонтовпишет, что «печально я гляжуна наше поколенье».

Правильныеварианты: Осуждаясвоих современников, М.Ю. Лермонтовпишет: «Печальноя гляжу на наше поколенье».Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтовпишет о том, что он печально смотрит насвое поколенье.

  • Также одной из распространенных ошибок является употребление союза что в придаточной части при наличии ли.

Яне заметил, что находится ли онв комнате.

Правильныйвариант: Яне заметил, находится ли онв комнате.

  • Нельзя оформлять предложение, которое начинается с вводной конструкции, как прямую речь.

Неверныйвариант: Каксказал А.П. Чехов: «В человеке должнобыть все прекрасно».

Правильныйвариант: Каксказал А.П. Чехов, «в человеке должнобыть все прекрасно».

  • Ошибочным является использование большой буквы в цитате при передаче косвенной речи.

Неверныйвариант: Сенатже постановил, что «Челобитчик лишилсясына по тому одному, что положился науверение ответчика сделать его сынасчастливым…».

Правильныйвариант: Сенатже постановил, что «челобитчик лишилсясына по тому одному, что положился науверение ответчика сделать его сынасчастливым…».

Итак,мы рассмотрели наиболее типичные случаинарушения грамматических норм, которыевстречались в тестах ЕГЭ. Знание этихнорм поможет успешно справиться какминимум с тремя, на наш взгляд, сложнымизаданиями теста ЕГЭ.

  • абхазских мандаринов или абхазских мандарин
  • административные округа или административные округи
  • бабушкиных валенков или бабушкиных валенок
  • белых гольфов или белых гольф
  • быстроходные катеры или быстроходные катера
  • Виктора Кулик или Виктора Кулика
  • все возраста или все возрасты
  • двести двадцать ватт или двести двадцать ваттов
  • демократичные директора или демократичные директоры
  • десять ампер или десять амперов
  • десять вольтов или десять вольт
  • детских ботинков или детских ботинок
  • долгих раздумий или долгих раздумьев
  • домашних тапочек или домашних тапочков
  • зачитываться Дюма или зачитываться Дюмой
  • крупных яблоков или крупных яблок
  • крыловских басен или крыловских басней
  • лучшие профессора или лучшие профессоры
  • Миссисипи широкая или Миссисипи широкое
  • молодые инженеры или молодые инженера
  • морские порты или морские порта
  • мягких тапок или мягких тапков
  • нарядных туфлей или нарядных туфель
  • новые ордеры или новые ордера
  • отличные лектора или отличные лекторы
  • отряд партизан или отряд партизанов
  • очередные отпуски или очередные отпуска
  • пара полотенец или пара полотенцев
  • парламентские выборы или парламентские выбора
  • плохие повары или плохие повара
  • поэзия Шевченко или поэзия Шевченки
  • резиновых галошей или резиновых галош
  • рота солдатов или рота солдат
  • свежие торты или свежие торта
  • сладких апельсинов или сладких апельсин
  • смелые офицеры или смелые офицера
  • спелых помидор или спелых помидоров
  • старые сторожа или старые сторожи
  • старые Сухуми или старый Сухуми
  • талантливые конструкторы или талантливые конструктора
  • тёмных носков или тёмных носок
  • тёплых чулок или тёплых чулков
  • фарфоровых блюдцев или фарфоровых блюдец
  • футбольные тренеры или футбольные тренера
  • шампунь хорошая или шампунь хороший
  • шимпанзе весёлое или шимпанзе весёлый
  • эскадрон гусар или эскадрон гусаров
  • эффективные кремы или эффективные крема

Источник: https://studfile.net/preview/4539937/page:5/

Трудные случаи управления

3. Трудные случаи управления в русском языке

Ода русскому языку

КУЛЬТУРА РЕЧИ

И.А.Суязова

(справочник для учителей и учащихся)

Каменка 2009

Данное пособие представляет собой словарь-минимум по культуре речи, который предназначен для учителей и учащихся общеобразовательных школ.

Предлагаемое пособие включает в себя сведения о трудных случаях управления, список паронимов, краткий орфоэпический словарь наиболее употребляемых слов, информацию об окончании имён существительных в форме именительного и родительного падежа, множественного числа, о стилистическом использовании форм частей речи.

Пособие можно использовать на уроках русского языка, при подготовке к предметной олимпиаде, к ЕГЭ.

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой —

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«Облегчить, начать, взад, принял,

Правы, сочуйствовать, подключил».

Ну, ладно б жулик, или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!..

Рабочий и интеллигент

Родную речь, как шавку, лупят:

«Осужденный и инциндент,

Блага, сочуйствовать, оглупят».

Ну, ладно б только бюрократ —

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не начать, а начать

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной —

Его для внуков сохраните!

Е.Весник

Оглавление

1. Трудные случаи управления

2. Паронимы. Не путайте значение

3. Род имен существительных

4. Окончание имен существительных мн.ч в форме именительного и родительного падежа

5.. Стилистическое использование форм частей речи

6. Орфоэпия: это интересно!

7. Краткий словарь ударений

8. Вариативность падежных окончаний у имени существительного

9. Особые случаи согласования (координации) сказуемого с подлежащим

10. Список литературы

Таблица № 1

Одеть — кого? во что?

Одеть (нарядить, украсить)

надеть —на кого? что?

надеть (нанизать на себя, напялить)

Беспокоитьсяо ком — либо

тревожитьсяза кого-либо

Директорчего — либо

заведующийчем — либо

Жалобана кого — либо

характеристикакого — либо

Оплатитьчто — либо

заплатитьза что — либо,

уплатитьза что — либо

Обращать вниманиена что — либо

уделять вниманиечему — либо,

Отчитатьсяв чем — либо

сделать отчето чем — либо

Работа удовлетворяеттребованиям

Отзыво чем — либо

рецензияна что — либо

Превосходствонад кем — либо

преимуществоперед кем — либо

Свойственный,присущий кому — либо

характерныйдля кого — либо

точка зренияна что — либо

Уверенностьв чем — либо

Вера во что — либо

Невериево что — либо

Удивлятьсячему — либо

удивлен чем — либо

Игратьроль

иметьзначение

Окончилшколу (вуз, работуи т.п.)

закончилдело,работуи т. п.

Наградитьчем?

Думатьо чем? (не про что)

Говоритьо чем( не про что)

удостоитьчего?

Источник: https://studopedia.su/16_55532_trudnie-sluchai-upravleniya.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий