3. Стандарт школьного образования по информатике.

Стандарт основного общего образования по информатике и ИКТ

3. Стандарт школьного образования по информатике.

Изучение информатики и информационно-коммуникацион-ных технологий на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей1:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

Представление информации. Информация, информационные объекты различных видов. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки.

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе – компьютерного. Информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Дискретная форма представления информации. Единицы измерения информации.

Управление, обратная связь. Основные этапы развития средств информационных технологий2.

Передача информации. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.

Обработка информации. Алгоритм, свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Алгоритмические конструкции. Логические значения, операции, выражения. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм. Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Основные компоненты компьютера и их функции. Программный принцип работы компьютера. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический интерфейс пользователя. Программное обеспечение, его структура. Программное обеспечение общего назначения. Представление о программировании.

Информационные процессы в обществе. Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Основные устройства ИКТ

Соединение блоков и устройств компьютера, других средств ИКТ, простейшие операции по управлению (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, расходных материалов. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс). Создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Защита информации от компьютерных вирусов.

Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость информационных продуктов, услуг связи.

Образовательные области приоритетного освоения1:информатика и информационные технологии, материальные технологии, обществознание (экономика).

Запись средствами ИКТ информации об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории):

  • запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов);
  • текстов, (в том числе с использованием сканера и программ распознавания, расшифровки устной речи);
  • музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры);
  • таблиц результатов измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Создание и обработка информационных объектов

Тексты. Создание текста посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов. Работа с фрагментами текста. Страница. Абзацы, ссылки, заголовки, оглавления.

Выделение изменений. Проверка правописания, словари. Включение в текст списков, таблиц, изображений, диаграмм, формул. Печать текста. Планирование работы над текстом.

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат).

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, филология, искусство.

Базы данных. Поиск данных в готовой базе. Создание записей в базе данных.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, обществознание (экономика и право).

Рисунки и фотографии. Ввод изображений с помощью инструментов графического редактора, сканера, графического планшета, использование готовых графических объектов. Геометрические и стилевые преобразования. Использование примитивов и шаблонов.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии,искусство, материальные технологии.

Звуки, и видеоизображения. Композиция и монтаж. Использование простых анимационных графических объектов.

Образовательные области приоритетного освоения: языки, искусство; проектная деятельность в различных предметных областях.

Поиск информации

Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; формулирование запросов.

Образовательные области приоритетного освоения:обществоведение, естественнонаучные дисциплины, языки.

Проектирование и моделирование

Чертежи.Двумерная и трехмерная графика. Использование стандартных графических объектов и конструирование графических объектов:выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Диаграммы, планы, карты.

Простейшие управляемые компьютерные модели.

Образовательные области приоритетного освоения: черчение, материальные технологии, искусство, география, естественнонаучные дисциплины.

Математические инструменты, динамические (электронные) таблицы

Таблица как средство моделирования. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационныетехнологии, естественнонаучные дисциплины, обществоведение (экономика).

Организация информационной среды

Создание и обработка комплексных информационных объектов в виде печатного текста, веб-страницы, презентации с использованием шаблонов.

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.

Электронная почта как средство связи; правила переписки, приложения к письмам, отправка и получение сообщения. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из компьютерных сетей (в том числе Интернета) и ссылок на них. Примеры организации коллективного взаимодействия: форум, телеконференция, чат.

Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществоведение, естественнонаучные дисциплины.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационн0-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и ком-муникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:

— структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

— создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

— создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

— создавать записи в базе данных;

— создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

1 Достижение указанных целей в полном объеме возможно, если в рамках образовательного процесса, самостоятельной работы учащихся обеспечен доступ к средствам информационных и коммуникационных технологий (компьютерам, устройствам и инструментам, подсоединяемым к компьютерам, бескомпьютерным информационным ресурсам).

2 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

1 Предметные области, в рамках которых наиболее успешно можно реализовать указанные темы раздела образовательного стандарта по информатике и информационным технологиям.

Источник: https://infourok.ru/standart-osnovnogo-obschego-obrazovaniya-po-informatike-i-ikt-1812132.html

8.Стандарт школьного образования по информатике. Общедидактические принципы формирования содержания образования учащихся в области информатики

3. Стандарт школьного образования по информатике.

Подстандартомобразования понимаетсясистема основных параметров, принимае­мыхв качестве государственной нормыобразованности, отражающей общественныйидеал и учитывающей возможности реальнойличности и системы образования подостижениюэтого идеала (В.С. Леднев).

Всоответствии с требованиями Закона РФ«Об образовании» в стандарте приводитсяописание:– минимального (базового)содержания образования, которое каждаяшкола обязанаобеспечитьучащимся; –требований к уровню подготовки учащихся;– подходов к оценке достижения школьникамитребований общеобразовательногостандарта.

Федеральныйкомпонент государственного стандартаобщего образования разработанс учетом основныхнаправлений модернизации общегообразования1,среди которых:

-организационныемероприятия:

  • переход к 4-летнему начальному образованию;
  • введение профильного обучения на старшей ступени школы;

-общедидактическиезадачи:

  • нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их фи­зическое и психическое здоровье;
  • соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям на каждой ступени образования;
  • личностная ориентация содержания образования;
  • деятельностный характер образования, направленность содержания образования на фор­мирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познава­тельной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение уча­щимися опыта этой деятельности;

•усилениевоспитательного потенциала исоциально-гуманитарной направленностисо­держания образования, способствующегоутверждению ценностей гражданскогооб­щества и правового демократическогогосударства, становлению личностиученика;

•формированиеключевых компетенции – готовностиучащихся использовать усвоенныезнания,умения и способы деятельности в реальнойжизни для решения практических задач;• обеспечение вариативности и свободывыбора в образовании для субъектовобразо­вательного процесса (учащихсяи их родителей, педагогов и образовательныхучреж­дений);

•усилениероли дисциплин, обеспечивающих успешнуюсоциализацию учащихся, – эко­номики,истории, права, литературы, русского,родного и иностранного языков, улучше­ниепрофессиональной ориентации и трудовогообучения;

— в том числе вобласти информатики:

•обеспечениевсеобщей компьютерной грамотности.

Федеральныйкомпонент структурированпоступеням общего образования (начальное

общее,основное общее, среднее (полное) общееобразование); внутри ступеней – поучебным предметам.Образовательныйстандарт по информатике и ИКТ включает:цели изучения учебного предмета,обязательный минимум содержания основныхобразовательных программ, требова­нияк уровню подготовки выпускников.

Основные позициинового стандарта можно сформулироватьследующим образом:

  1. Структура курса информатики в учебном плане школы остается прежней: начальная школа, основная школа, старшая школа – базовый или профильный уровень. При этом препо­давание информатики и ИКТ обеспечено часами базисного учебного плана на всех уровнях обучения.

  2. Сформулированы новые цели изучения информатики и информационных технологий на всех этапах обучения.

  3. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ сформули­рован не только для базового курса информатики, но и для всех остальных уровней.

  4. Требования к уровню подготовки сформулированы для всех уровней образования в ви­де: «Знать/понимать», «Уметь», «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

  5. Требования к технологии и средствам проверки и оценки достижения учащимися тре­бований образовательного стандарта не представлены. Однако исходя из внедрения ЕГЭ можно предположить, что значительное место должен занять тестовый контроль.

Базисныйучебный план и курс информатики

Базисный учебныйплан (БУП) средней общеобразовательнойшколы как часть государст­венногостандарта охватывает следующий кругнормативов:продолжительность обучения(в учебных годах) общая и по каждой изего ступеней;недельная учебная нагрузкадля базовых учебных курсов на каждойиз ступеней общего среднего образования,обязательных занятий по выбору учащихся,факультативных заня­тий;максимальнаяобязательная недельная учебная нагрузкадля учащихся, включая число учебныхчасов, отводимых на обязательные занятияпо выбору;суммарная оплачиваемаягосударством нагрузка, учитывающаямаксимальную учебную нагрузку,факультативные занятия, внекласснуюработу, деление (частичное) учебныхгрупп на подгруппы.

Основойбазисного учебного плана среднейобщеобразовательной школы являетсяосу­ществление принципа преемственностимежду ее ступенями, когда изучаемыеучебные курсыполучают на последующихступенях свое развитие и обогащение.

Федеральныйбазисный учебный план разработан наоснове федерального компонентагосударственного стандарта общегообразования и является основой дляразработки региональ­ных(национально-региональных) учебныхпланов и учебных планов образовательныхучреж­дений.

В федеральном базисномучебном плане предложено годовоераспределение часов, что даетвозможность образовательным учреждениямперераспределять нагрузку в течениеучебно­гогода, использовать модульный подход,строить учебный план на принципахдифференциа­ции и вариативности.

Федеральныйбазисный учебный план для I-IVклассовориентирован на 4-летний норма­тивныйсрок освоения образовательных программначальногообщего образования.Продолжи­тельностьучебного года: Iкласс– 33 учебные недели, II-IVклассы– не менее 34 учебных не­дель.Продолжительность урока для Iкласса– 35 минут, для II-IVклассов– 35-45 минут.

Федеральный базисный учебныйплан для V-IXклассовориентирован на 5-летний нор­мативныйсрок освоения образовательных программосновногообщего образования. Феде­ральныйбазисный учебный план основного общегообразования ориентирован на 35учебныхнедель в год.

По решению органов управленияобразованием и образовательных учрежденийпродолжительность учебного года можетбыть изменена в пределах от 34 до 37 учебныхне­дель. Продолжительность урока –45 минут.

В федеральном базисном учебномплане устанавливается соотношениемежду федераль­ным компонентом,региональным (национально-региональным)компонентом и компонентом образовательногоучрежденияфедеральный компонент – неменее 75 процентов от общего нормативноговремени, от­водимого на освоениеосновных образовательных программобщего образования; региональный(национально-региональный) компонент– не менее 10 процентов;компонентобразовательного учреждения – не менее10 процентов.Дополнительным резервом увеличения регионального (национально-регионального)компонентаи компонента образовательного учрежденияявляется увеличение продолжительно­стиучебного года в установленных пределах.В федеральномкомпоненте федеральногобазисного учебного плана определеноколи­чествоучебных часов на изучение учебныхпредметов федерального компонентагосударствен­ногостандарта общего образования.

Источник: https://studfile.net/preview/2290586/page:4/

Образовательный стандарт по информатике

3. Стандарт школьного образования по информатике.

{«items»:{«id»:0,»child»:[{«id»:1,»parent_id»:0,»title»:»\u0418\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u043a\u0430 \u0432 \u0448\u043a\u043e\u043b\u0435″,»url»:»\/\u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u043a\u0430-\u0432-\u0448\u043a\u043e\u043b\u0435″,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:2,»parent_id»:0,»title»:»\u041a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442 \u041d.\u0412. \u041c\u0430\u043a\u0430\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439″,»url»:»\/\u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442″,»new_window»:0,»total»:4,»child»:[{«id»:8,»parent_id»:2,»title»:»\u041d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439 \u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c»,»url»:»\/\u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442\/\u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439-\u0443\u0440\u043e\u0432\u0435\u043d\u044c»,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:9,»parent_id»:2,»title»:»\u041e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430″,»url»:»\/\u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442\/\u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u043d\u0430\u044f-\u0448\u043a\u043e\u043b\u0430″,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:10,»parent_id»:2,»title»:»\u0421\u0442\u0430\u0440\u0448\u0430\u044f \u0448\u043a\u043e\u043b\u0430″,»url»:»\/\u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442\/\u0441\u0442\u0430\u0440\u0448\u0430\u044f-\u0448\u043a\u043e\u043b\u0430″,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:11,»parent_id»:2,»title»:»\u041c\u0435\u0442\u043e\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0438\u044f»,»url»:»\/\u043a\u043e\u043c\u043f\u043b\u0435\u043a\u0442\/\u043c\u0435\u0442\u043e\u0434\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0435-\u043f\u043e\u0441\u043e\u0431\u0438\u044f»,»new_window»:0,»total»:0}]},{«id»:3,»parent_id»:0,»title»:»\u0421\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b \u041d.\u0412. \u041c\u0430\u043a\u0430\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439″,»url»:»\/\u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b»,»new_window»:0,»total»:2,»child»:[{«id»:12,»parent_id»:3,»title»:»\u0411\u043b\u0438\u0436\u0430\u0439\u0448\u0438\u0435″,»url»:»\/\u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b\/\u0431\u043b\u0438\u0436\u0430\u0439\u0448\u0438\u0435″,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:13,»parent_id»:3,»title»:»\u0410\u0440\u0445\u0438\u0432″,»url»:»\/\u0441\u0435\u043c\u0438\u043d\u0430\u0440\u044b\/\u0430\u0440\u0445\u0438\u0432″,»new_window»:0,»total»:0}]},{«id»:4,»parent_id»:0,»title»:»\u0424\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0430\u0440\u0445\u0438\u0432″,»url»:»\/\u0444\u0430\u0439\u043b\u043e\u0432\u044b\u0439-\u0430\u0440\u0445\u0438\u0432″,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:5,»parent_id»:0,»title»:»\u041a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441\u044b \u0438 \u043e\u043b\u0438\u043c\u043f\u0438\u0430\u0434\u044b»,»url»:»\/\u043a\u043e\u043d\u043a\u0443\u0440\u0441\u044b-\u043e\u043b\u0438\u043c\u043f\u0438\u0430\u0434\u044b»,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:6,»parent_id»:0,»title»:»\u041a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»url»:»\/\u043a\u0443\u043f\u0438\u0442\u044c»,»new_window»:0,»total»:0},{«id»:7,»parent_id»:0,»title»:»\u041e\u0431\u0440\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f \u0441\u0432\u044f\u0437\u044c»,»url»:»\/\u043e\u0431\u0440\u0430\u0442\u043d\u0430\u044f-\u0441\u0432\u044f\u0437\u044c»,»new_window»:0,»total»:0}]},»url»:»http:\/\/makarova.piter.com\/\u0438\u043d\u0444\u043e\u0440\u043c\u0430\u0442\u0438\u043a\u0430-\u0432-\u0448\u043a\u043e\u043b\u0435\/\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439-\u0441\u0442\u0430\u043d\u0434\u0430\u0440\u0442\/»}

  • Скачать Образовательный стандарт по информатике

Базовый уровень

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей1:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

Базовые понятия информатики и
информационных технологий

Информация и информационные процессы Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Классификация информационных процессов. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации. Поиск и систематизация информации. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие его автоматизации. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Организация личной информационной среды. Защита информации.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационные модели и системы Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Назначение и виды информационных моделей. Формализация задач из различных предметных областей. Структурирование данных. Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Компьютер как средство автоматизации информационных процессов Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные средства создания информационных объектов, организация личного информационного пространства, защиты информации. Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов Текст как информационный объект.

Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации. Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц.

Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обработки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей) Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Базы данных. Системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Основы социальной информатики2

Основные этапы становления информационного общества.

Этические и правовые нормы информационной деятельности человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

1Изучение информатики и ИКТ на базовом уровне предполагает поддержку профильных учебных предметов.
2Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников

Источник: http://makarova.piter.com/%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%B2-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B5/%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%82

Лекция 4 — Теория и методика обучения информатике

3. Стандарт школьного образования по информатике.

Стандартизация школьного образования в области информатики. Критерии отбора содержания образования. Программа по информатике как основной нормативный документ учителя информатики

Стандартизация школьного образования в области информатики

Федеральный государственный стандарт начального общего образования утвержден 6 октября 2009 года (приказ № 373 Минобрнауки). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования был утвержден 17 декабря 2010 года приказом № 1897.

Действующий в настоящее время Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования утвержден приказом № 413 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года.

Все они содержат:

  • общие положения;
  • требования к результатам освоения основной образовательной программы;
  • требования к структуре основной образовательной программе;
  • требования к условиям реализации основной образовательной программы.

Назначение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) состоит в том, что они призваны:

  • обеспечить равные возможности для всех граждан в получении качественного образования;
  • сохранить единство образовательного пространства;
  • защитить обучающихся от перегрузок и сохранить их психическое и физическое здоровье;
  • установить преемственность образовательных программ на разных ступенях образования;
  • предоставить право гражданам на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях образования и уровню подготовки выпускников образовательных учреждений.

ФГОС по информатике является нормативным документом, определяющим требования:

  • к месту курса информатики в учебном плане школы;
  • курса информатики в виде обязательного минимума содержания образования;
  • к уровню подготовки учащихся в виде набора требований к ЗУНам и научным представлениям;
  • к технологии и средствам проверки и оценки достижения школьниками требований образовательного стандарта.

В новом стандарте реализуется идея развития и усиления фундаментальных основ школьного курса информатики на основе системно‐информационного подхода к анализу объектов и явлений окружающего мира и информационных технологий. В стандарте можно выделить два основных аспекта. Первый аспект – это теоретическая информатика и сфера пересечения информатики и кибернетики: системно‐информационная картина мира, общие закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем. Второй аспект – это информационные технологии. Этот аспект связан с подготовкой учащихся к практической деятельности и продолжению образования.

В содержании стандарта нашло отражение то, что парадигма школьного образования по информатике в настоящее время смещается к триаде: информация – информационные модели – информационные технологии. В стандарте можно также выделить две содержательные линии: линия информационных процессов и линия представления информации. Особенностью стандарта есть то, что он определяет новый критериально‐ориентированный подход к способу оценки уровня подготовки школьников по информатике. курса информатики, как и любой другой учебной дисциплины, должно соответствовать социальному заказу общества в каждый данный момент его развития. Современное информационное общество выдвигает перед школой задачу формирования у подрастающего поколения информатической компетентности. Понятие информатической компетентности достаточно широко и включает в себя несколько составляющих: мотивационную, социальную когнитивную, технологическую и др. Когнитивная составляющая курса информатики направлена на развитие у детей внимания, воображения, памяти, речи, мышления, познавательных способностей. Поэтому при определении содержания курса следует исходить из того, что информатика обладает большой способностью формирования этих сфер личности и, в особенности, мышления школьников. Общество нуждается в том, чтобы вступающие в жизнь молодые люди обладали навыками использования современных информационных технологий. Все это требует дальнейших исследований и обобщения передового педагогического опыта. В содержании общеобразовательного курса информатики можно выделить четыре относительно самостоятельные части:

  1. Совокупность фундаментальных знаний, понятий и представлений, необходимых для изучения информатики.
  2. Совокупность прикладных навыков и умений, необходимых для применения методов информатики в других сферах деятельности человека.
  3. Система основных положений информатики как науки в соответствии с ее местом в современной системе научных знаний.
  4. Совокупность знаний, необходимых для общей ориентации в возможностях современной и перспективной техники информационных и коммуникационных систем.

Примерные основные образовательные программы образовательного учреждения (для начальной, основной и старшей школы) составлены на основе ФГОС. Они конкретизируют содержание предметных тем образовательного стандарта, дают примерное распределение учебных часов по разделам курса и возможную последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Примерная программа является ориентиром для составления авторских учебных программ и учебников, а также может использоваться при тематическом планировании курса учителем.

Авторы учебников и методических пособий, а также учителя информатики могут предложить собственный подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности изучения этого материала, а также путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития и социализации учащихся.

Таким образом, примерная программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса.

Примерные программы включают три раздела: целевой разделсодержательный раздел и организационный раздел. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы и систему оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В содержательный раздел входит программа развития универсальных учебных действий на данной ступени общего образования, программы отдельных учебных предметов и курсов, программа воспитания и социализации обучающихся на данной ступени общего образования и программа коррекционной работы.

Организационный раздел содержит базисный учебный план данного общего образования и систему условий реализации основной образовательной программы.

Рабочая программа является документом, определяю­щим объем, порядок, содержание, наиболее оптимальные и эффективные формы и методы организации образова­тельного процесса с целью достижения учащимися требо­ваний ФГОС. Рабочая программа по учебному предмету разрабаты­вается учителем на каждый учебный год для класса (параллели классов, обучающегося, нахо­дящегося на индивидуальном обучении на дому). Цель рабочей программы — создание условий для планирования и организации образовательного процес­са по учебному предмету.

При составлении рабочей программы должны быть учтены:

  • целевые ориентиры и основные направления де­ятельности образовательного учреждения;
  • образовательные потребности;
  • учебная мотивация;
  • качество учебных достижений, уровень способнос­тей обучающихся;
  • возрастные, индивидуальные психофизические осо­бенности и состояние здоровья обучающихся;
  • качество и полнота средств учебно-методического и материально-технического обеспечения образова­тельного процесса;
  • адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка в рамках учебного расписания (при организации индивиду­ального обучения на дому по общеобразователь­ной программе и программам специального (кор­рекционного) образовательного учреждения VII и VIII видов).

Структурой рабочей программы определяется форма представления учебного предмета (дисциплины, курса, факультатива) как целостной системы, отражающей внутреннюю логику организации учебно-методического материала. Структура включает следующие элементы:

  • титульный лист;
  • пояснительную записку;
  • учебно-тематический план;
  • поурочное планирование;
  • требования к уровню подготовки обучающихся;
  • список литературы;
  • рецензию.

На титульном листе указываются наименование образовательного учреждения, название программы учебного предмета (дисциплины, курса, факультатива), адресность (класс, форма обучения), информация о принятии и утверждении рабочей программы, сведения о составителе (фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория), сведения о рецензентах (фамилия, имя, отчество, должность, квалификационная категория), дата составления программы.

Пояснительная записка должна содержать общую характеристику учебного предмета (дисциплины, курса, факультатива) на данный учебный год и раскрывать основные особенности ее изучения.

В тексте пояснительной записки следует указать сведения об образовательной программе, взятой за основу, внесенные изменения и обоснование необходимости изменений; используемый учебно-методический комплект (с дополнениями и обоснованными исключениями); количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с утвержденным учебным планом.

В учебно-тематическом планировании должны быть отражены основные разделы и темы образовательной программы на учебный год, последовательность и количество учебных часов.

В поурочном планировании применяется нумерация уроков, позволяющая определить количество часов рабочей программы, отведенных на определенную тему образовательной программы учебного плана, а также реализацию всей рабочей программы по учебному предмету на учебный год.

В разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» следует отразить требования по блокам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

Список литературы должен быть представлен перечнем рекомендуемой и обязательной учебной, научно-популярной, справочной, методической и специальной литературы (в том числе на электронных носителях) по учебному предмету для педагогического работника и обучающихся; перечнем рекомендуемой литературы, используемой педагогом при составлении образовательной программы и организации образовательного процесса.

Рецензия на рабочую программу выдается по результатам проведенной экспертизы. Проведение экспертизы организует администрация образовательного учреждения.

В качестве экспертов могут быть приглашены педагоги, имеющие звание «Заслуженный учитель РФ», педагоги, имеющие высшую квалификационную категорию, руководители городских и школьных методических объединений, заведующие кафедрами в образовательных учреждениях, внешние высококвалифицированные эксперты.

Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года приказом директора образовательного учреждения. До утверждения рабочая программа должна пройти следующие процедуры: обсуждение и принятие на заседании предметного методического объединения (кафедры); рецензирование.

 При несоответствии рабочей программы требованиям образовательного учреждения руководитель учреждения направляет ее на доработку с указанием конкретного срока исправления замечаний.

 Все изменения и дополнения, вносимые учителем в рабочую программу в течение учебного года, должны быть согласованы с методическим объединением, а также с заместителем директора по учебно-воспитательной работе, курирующим данный учебный предмет.

Учитель несет ответственность за качество составления рабочей программы и ее реализацию в полном объеме. Рабочая программа после утверждения хранится у учителя и предъявляется по просьбе руководства при подготовке и проведении внутришкольного контроля состояния преподавания информатики.

Источник: https://www.sites.google.com/site/methteachinfo/lec/lec-4

Uchebnik-free
Добавить комментарий