3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

Тема 9. Цивилизационные особенности японского общества в период сегуната Токугава. Японский опыт модернизации эпохи Мэйдзи

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

Особенностияпонской цивилизации

Японскаяцивилизация возникла в 9 – 11 вв. ираспространялась в основном в странеВосходящего Солнца. Эта небольшая, ноисключительно динамичная цивилизациясложилась на базе синтоизма под сильнымвлиянием буддизма махаяны.

В японскомобществе не было отрицания индивида иего права на свободный выбор. Истинноконфуцианская культура труда сочеталасьздесь с чувством глубокой ответственностии высоким престижем ратного подвига.

Япония была единственной странойВостока, где существовало благородноесословие рыцарей (самураев) и князей(даймё) – ближайший аналог европейскогодворянства. Высокие темпы развитиясвидетельствовали об исключительнойжизненности и динамизме японскойцивилизации.

Лишь установление режимаТокугава, ориентировавшегося на китайскиепорядки, затормозили развитие японскогообщества и на время выключили его изактивного международного обмена.

Японияпод властью Токугава (1603 — 1868)

Кначалу 17 в. Иэясу Токугава подчинилсвоей власти удельных князей всей Япониии принял наследственный титул сёгуна– главнокомандующего. С этого времениболее 250 лет Япония управлялась династиейсегунов Токугава.

Сегун стал неограниченнымправителем страны. Режим сегуната,окончательно сложившийся при третьемсегуне, Иэмицу Токугава (1623-1651), сталсвоеобразной формой относительноцентрализованного феодальногогосударства.

Феодальныеотношения в период Токугавского сегуната.Господствующийфеодальный класс был разделен нанесколько разрядов. Особую группу –кугэ – составляла придворная знатьимператорской столицы Киото. Формальнокугэ занимали самое привилегированноеположение, но своих земельных владенийне имели. Как и император, они получалисодержание от сегуна.

Многочисленные представители военного дворянствапринадлежали к «военным домам» (букэ),образуя сословие самураев (от сл.служить). Его верхушку составляливладетельные князья – дайме. Даймесчитались те феодалы, земли которыхприносили доход более 10 тыс. коку(примерно 1500 тонн) риса.

Часть дайме –фудай дайме (наследственные дайме) –были союзниками Токугава еще дообразования сегуната. После образованиясегуната они стали опорой и довереннымилюдьми сегунов. Другую часть даймесоставляли – тодзама дайме (посторонниедайме) – составляли владетельные князья,в прошлом боровшиеся против Токугава.

С утверждением сегуната они находилисьпод неослабленным контролем правительстваТокугава. Но в управлении делами своихкняжеств тодзама дайме сохранилисамостоятельность. К следующей последайме прослойке самурайства относилисьхатамото (флагоносцы) – владетельныефеодалы, земли которых давали менее 10тыс. коку риса.

Как правило, хатамотобыли непосредственными вассалами домаТокугава. Они ведали взиманием налогови повинностей и осуществляли надзорнад населением во владениях сегуна.Основную массу самурайства составлялидружинники сегуна, дайме и хатамото.Большинство самураев не имели земли,получая от своего сюзерена жалованье.

Их поведение регламентировалось кодексомсамурайской чести – бусидо (тропасамурая), запрещавшим заниматься имчем-либо кроме военного дела. Нарушившийкодекс должен был покончить самоубийством,сделав себе харакири (вспороть животспециальным мечом).

Положениекрестьянства. Сегун,князья, самураи жили за счет жестокойэксплуатации крестьянства. Размерыпродуктовой ренты – налога составлялиболее половины урожая.

Основной задачейсегуната было сохранение и расширениефеодальной эксплуатации крестьянства.Власти постоянно вмешивались в быт ихозяйство крестьянской семьи.

Нищенскоесостояние заставляло обращаться кростовщикам, что более обострялоположение.

Ростгородов, ремесло и торговля. Втокугавский период в Японии насчитывалосьсвыше 200 городов и поселков городскоготипа. Города являлись центрами развитогоремесленного производства. Ремесленникиобъединялись в цехи, пользовавшиесямонопольным правом производства товаров.

Существовала строгая цеховая регламентацияпроизводства. Ремесленники облагалисьтяжелыми налогами. Мастера эксплуатировалиподмастерьев и учеников, иногдапревращаясь в мелких предпринимателей.Увеличивалась роль купцов – скупщиков.Большим влиянием в городах пользовалиськупцы, официально считавшиеся самымнизшим сословием.

Они объединялись вособые торговые гильдии. Торговля игралаважную роль в экономике Японии. Купцы– скупщики скупали у князей рис. Нередкоони брали на откуп получение продуктовойренты с крестьян, финансируя князей засчет будущего урожая.

Некоторые купеческиегильдии носили монопольный характер,получая исключительное право на торговлюопределенными товарами.

Такимобразом, товарное производство итоварно-денежные отношения получили впериод Токугавского сегуната довольнозначительное развитие. Они главнымобразом обслуживали потребности феодалови были дополнением к господствующимфеодальным отношениям.

Торгово-ростовщическийкапитал, проникая в феодальное хозяйство,в значительной степени подрывал егоосновы, но не становился носителемнового способа производства. Вместе стем в Японии, особенно с начала 18в.

,формировалсяужеи капиталистическийуклад,появилась торговая буржуазия.

Характерполитической надстройки.Основной целью токугавского режимабыло держать в повиновении эксплуатируемыемассы – крестьянство и городскуюбедноту. Этой цели служило укреплениесословного строя.

Население делилосьна 4 сословия: 1) самураи, 2) крестьяне, 3)ремесленники, 4) купцы. Подчеркивалосьпривилегированное положение самурайства.Жизнь и быт низших сословий подвергалисьунизительным регламентациям.

Воимя сохранения феодально-абсолютистскогорежима правительство установило суровуюдиктатуру над всеми слоями населения,создало разветвленный, все подавляющийполицейско-бюрократический аппарат.

Правительство сегуна – бакуфу –возглавлялось советом старейшин,состоящим из 5 назначенных сегуномнаиболее приближенных князей во главес тайро (регентом). При совете старейшинимелась коллегия «молодых старейшин»,возглавлявших отдельные отраслиуправления и выполнявших функцииминистров.

Влиянием и властью пользовалисьспециальные чиновники – мэцукэ(«прикрепленный глаз»), которые велиявную и тайную слежку за всеми должностнымилицами.

Впровинции власть принадлежалапредставителям правительства, которыеявлялись одновременно начальникамиместных гарнизонов. Полный контрольнад сельским населением обеспечивалсясистемой круговой поруки (крестьянеобъединенные в «пятидворики» былиответственны за поведение каждого еечлена). Такая же система существовалаи в городах.

Правительство осуществлялонеослабный контроль над удельнымикнязьями. Дайме приезжали в столицу ижили в течении года там со своей свитой,после уезжали в свои княжества, нооставляли в Эдо фактически в качествезаложников своих жен и детей. Однакосегунат не ликвидировал феодальнойразобщенности Японии. Сохранялисьдесятки удельных княжеств.

В пределахсвоего удела князь был почти неограниченнымправителем.

Внешняяполитика Токугава. «Закрытие Японии»:причины, последствия. Правительствосегуна Иэмицу Токугава приняло ряд мердля изоляции Японии от внешнего мира.Были изданы указы о высылке европейцевиз страны и запрещении христианства.Любой иностранный корабль, прибывшийк берегам Японии, подлежал уничтожению,а его экипаж – смертной казни.

Подугрозой смерти японцам запрещалосьпокидать страну. Политика самоизоляциистраны была вызвана желанием предотвратитьвозможное вторжение в Японию европейцеви стремлением сохранить нетронутымифеодальные порядки. Политика «закрытия»страны окончательно сложилась послекрестьянского восстания 1637г.

в Симабара,когда антифеодальное выступлениеразвернулось под флагом христианства,принесенного в Юж. Японию католическимимиссионерами.

После«закрытия» страны прекратились торговыесвязи Японии с Европой. Исключениядопускались только по отношению кголландцам, которые помогли сегуну приподавлении восстания в Симабара.

Онисохранили право отправлять свои кораблис товарами лишь в один порт на о-ве Десима(в бухте Нагасаки). Продолжалось некотороеобщение с соседними странами Азии.

Китайским купцам разрешалось периодическиприезжать в гавань Нагасаки и вести тамторговлю.

Обострениекризиса феодальных отношений. Втечение 17в. расширялись посевные площади,совершенствовалась техника сельскогохозяйства. Развивалось ремесло,расширялась внутренняя торговля.

Вфеодальной Японии начал формироватьсякапиталистический уклад. Подъемпроизводительных сил сопровождалсяусилением внутренних противоречийфеодальной экономики.

Произвол властейи самурайства, цеховые регламентациистали препятствием к развитию ремеслаи мануфактурной промышленности.

Происходилоусиление феодальной эксплуатации ипроизвола, росли налоги. Крестьянскоенаселение быстро разорялось. Это вызывалокрупные крестьянские восстания. Волнаих прокатилась в Японии в 18 и нач. 19 вв.С конца 18в. вспыхивали антифеодальныевыступления городской бедноты. Вдальнейшем «рисовые бунты» охватили идр. города Японии. Феодальная системав Японии переживала глубокий внутреннийкризис.

Ростантитокугавской оппозиции и кризисвласти.Стремясь избавиться от стеснительнойопеки сегуната, буржуазия искала союзас недовольными токугавским абсолютизмомкнязьями из среды тодзама-даймио.Ухудшавшееся материальное положениесамурайства делало его весьма ненадежнымоплотом режима, представители самурайскогосословия выступали против сегунов.

Крестьянские восстания бушевали,бунтовал городской плебс. В феодальномлагере усиливалась внутренняя борьба.Складывался союз владетельных князей– противников Токугава. Номинальнымцентром оппозиции стал императорскийдвор. Фактически он играл лишь рольнекоего «идеологического» прикрытия.

Оппозиция выступала под лозунгом борьбыза реставрацию императорской власти.

Насильственное«открытие» Японии, последствия. Социально-экономическая и военнаяотсталость феодальной Японии не позволилаей воспрепятствовать попыткамкапиталистических держав силой открытьдвери страны. В 1850-60 гг.

происходит прямаявооруженная интервенция иностранныхдержав. Попытки насильственногововлечения Японии в орбиту мировогорынка ускорили сплочение оппозиционныхсил.

Интервенция заставила все общественныеслои Японии четко определить своиполитические позиции, и быстрообнаружилось, что сегунат не имеетдостаточно прочной опоры.

Интереск Японии проявляли США, как к опорнойбазе в этом регионе. После неуспешныхпопыток войти в контакт с властями, 8июля 1853г. в бухту Урага возле столицыЭдо вошла эскадра коммодора Пери. Кораблиамериканцев демонстрировали мощь США.После долгого затягивания переговоровяпонской стороной, 31 марта 1854г.

былподписан первый японо-американскийдоговор, согласно которому для иностраннойторговли были открыты порты Симода иХакодатэ. Япония за короткий промежутоквремени заключила аналогичные договорыс Англией, Голландией, Россией и рядомдр. государств.

После подписания договораи ухода американского флота в страневспыхнула внутренняя борьба, сегунподписавший договор подвергся нападкам.Оппозиция использовала факт подписаниядоговора чтобы обвинить сегуна втрусости. Оппозиция самурайства носилаярко выраженный антииностранныйхарактер. В Японию в большом количествестали проникать иностранные товары.

Этот приток нанес болезненный удар пояпонской крестьянской домашнейпромышленности, по ремеслу и мануфактуре.Иностранные капиталисты получиливозможность выкачивать из страны золото.Это обострило финансовый кризис.

Внутренняяборьба в Японии. В1862 г. князь из Южной Японии, Симадзу изкняжества Сацума двинул свои войска наКиото, под предлогом, что он желает личновыразить свои верноподданническиечувства императору. Из Киото Симадзунаправился в Эдо и потребовал и сегунаотмены ряда стеснительных ограничений.

Стороны были заинтересованы в компромиссеввиду одинаково пугавшего все враждовавшиеправящие группировки роста антифеодальныхнастроений в народе. Правительствоуступило. Была отменена системазаложничества княжеских семей, былопризнано право князей участвовать врешении государственных вопросов.

Этиуступки показывали, что авторитетправительства Токугава пал очень низко.

Выступленияпротив иностранцев, и интервенция держав1862 – 1864гг.Послезаключения соглашения между сегуном ифеодальной оппозицией стали возникатьотчасти спровоцированные властями,отчасти стихийные выступления противиностранцев. Участниками таких выступленийчаще всего были самураи. В 1862 г.

произошлонападение нескольких самураев князяСимадзу на группу англичан, был убитангличанин Ричардсон. В ответ Англияпредъявила сегуну ультиматум. В 1863г.английский флот подошел к столице,произошел взаимный обстрел сторон.После случившегося фактическая властьв Киото находилась в руках так называемыхнизкоранговых самураев Тесю.

Этасамурайская вольница не имела никакойопределенной программы действий, и непыталась установить контакт с народом.Сегун пытался лавировать с одной стороныон выражал готовность отпор иностранцамс другой начал переговоры с Францией.

Сегун был вынужден подписать новоесоглашение с иностранными державами,по которому таможенный тариф на всеввозимые товары снижался до 5 % ихстоимости. Сегунат дал согласие на то,чтобы Англия и Франция ввели свои войскана территорию Японии для охраны своихторговых миссий.

Прибегая к помощи этихдержав, сегун значительно усиливалзависимость Японии от иностранногокапитала. Но само правительство Токугаване сумело получить прочную военнуюподдержку и реальные политическиевыгоды. Все это усугубляло положение встране.

Революция1868г. Вконце 1866 – нач. 1867 гг. крестьянскиевыступления приобрели особенно широкийразмах. Некоторые города отказывалисьповиноваться сегунской администрации.После смерти императора Комей 1867г. напрестол взошел 15-летний Муцухито.

Лидерыоппозиции составили меморандум от именинового императора с требованием сегунунемедленно вернуть власть императору.Учитывая крупные силы своих противников,сегун формально согласился с требованиямимеморандума, но стал активно готовитьсяк борьбе. Оппозиция также готовилась квооруженной схватке.

Военные силы 5княжеств объединились в сильную армию,но и сегуну удалось собрать войска идвинуть их на Киото. В битвах при Фусимеи Тоба в январе 1868г. сегун потерпелпоражение и бежал в Эдо. В мае 1868г. сегунбез боя сдался правительственным войсками выехал в свое родовое имение.

Но всеже военные действия против сторонниковТокугава продолжались. В октябрепотерпели поражение сторонники сегунана острове Хонсю, весной 1869г.правительственный флот и войска разбиливоенные силы сконцентрированные на о.Хоккайдо. Сегунат прекратил своесуществование.

События этих лет осталисьв японской истории как революция«Мэйдзи». Это название связано с тем,что официальное наименование царствованияимператора Мацухито было определенокак Мэйдзи, что буквально означает«просвещенное правление».

Источник: https://studfile.net/preview/3911821/page:21/

Особенности политического развития Японии в период Токугава

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

При первых сегунах из рода Токугава Япония стала превращаться в единое государство, хотя полного объединения страны так и не было достигнуто. Стабилизация политического положения шла путем подавления оппозиции князей.

В своей политике Токугава исходили из того, чтобы: во-первых, держать крестьянство и городские низы в узде и не допускать никаких послаблений, способных дать им малейшую возможность организоваться для борьбы; во-вторых, контролировать взаимоотношения феодальных князей между собой, не допуская усиления кого-либо из них и тем самым сохраняя руководящее положение за кланом Токугава; в-третьих, зорко следить за иностранцами и держать на запоре двери Японии.

Одной из важнейших составляющих внутренней политики Токугава стало «закрытие страны».

Причиной послужило широкое проникновение европейцев, распространение христианства и угроза превращения Японии в колонию (что уже произошло по схожему сценарию на Филиппинах).

Еще в конце XVI столетия огромное возмущение японцев вызвала практика португальских и испанских миссионеров, вывозивших из Японии людей для продажи их в рабство.

Однако первый сёгун из династии Токугава Иэясу первоначально не предпринимал решительных мер против европейцев. В это время он был заинтересован в поставках огнестрельного оружия и в организации верфей для постройки крупных кораблей.

Партнерами здесь выступали прибывшие в 1600 г. в Японию голландцы и англичане. Сёгун предоставил нидерландской Ост-Индской компании право торговать на гораздо более льготных условиях, чем скомпрометировавшим себя испанцам и португальцам.

Но вскоре Сегунат стал выражать недовольство и торговой политикой голландцев, присваивавших себе большую часть доходов от внешней торговли.

Вслед за тем вскрылся заговор испанцев и португальцев, направленный не только на изгнание англичан и голландцев, но и на фактическое подчинение режима при помощи принявших христианство князей южной части страны — наиболее непримиримых противников клана Токугава.

Следует отметить, что южные князья принимали новую религию почти исключительно из коммерческих и политических сепаратистских соображений.

Они стремились воспользоваться выгодами заморской торговли, а затем, опираясь на своих союзников — европейцев, снабжавших их оружием, выступить против сёгуната. Все это подвигло Токугава на проведение карательных экспедиций и обнародование указа (1614 г.) о полном запрещении христианства.

Токугава Иемицу, ставший сегуном в 1623 г., с еще большим рвением, чем его предшественник ополчился против христиан. Апогеем противостояния стали события в Симабара (вблизи Нагасаки).

Репрессии и карательные экспедиции правительственных войск вызвали крестьянское восстание, истинной причиной которого были не религиозные преследования, а феодальный гнет: под предлогом искоренения христианского лжеучения сёгунские чиновники творили беззакония в покоренном районе.

При подавлении восстания после трехмесячной осады и падения их последнего оплота — крепости в Симабара — было уничтожено 38 тысяч повстанцев-христиан. Это стало одним из крупнейших массовых избиений христиан в истории. Характерно, что голландцы, чтобы нажить политический капитал, оказали мощную военную поддержку сегуну.

С подавлением симабарского восстания сегунат принял окончательное решение «закрыть» Японию для иностранцев и изолировать страну от всякого внешнего влияния. Исключение было сделано лишь для голландцев. Им оставили факторию на небольшом островке Дэсима, где торговля происходила под бдительным надзором правительственных чиновников.

Купцы должны были давать специальное обязательство воздерживаться от открытого проявления своих религиозных убеждений и не вступать ни в какие отношения с японцами, кроме чисто деловых, подробно регулируемых правилами о торговле. Что касается японских граждан, то еще в 1636 г. им было запрещено под страхом смертной казни покидать свою родину и строить большие корабли для дальних плаваний.

В peзультате этих мер произошло закрытие страны для европейцев.

10,11) Реставрация Мэйдзи (яп. 明治維新 Мэйдзи Исин?), известная также как Обновление Мэйдзи и Революция Мэйдзи — череда событий, приведшая к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг.

, включающий в себя последние годы периода HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%AD%D0%B4%D0%BE»Эдо и начало периода HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BE%D0%B4_%D0%9C%D1%8D%D0%B9%D0%B4%D0%B7%D0%B8″Мэйдзи.

Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора МэттьюHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8,_%D0%9C%D1%8D%D1%82%D1%8C%D1%8E_%D0%9A%D1%8D%D0%BB%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%9F%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8,_%D0%9C%D1%8D%D1%82%D1%8C%D1%8E_%D0%9A%D1%8D%D0%BB%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82″Пэрри.

В 1866 году сформировался альянс между СайгоHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8″Такамори, командующим военными силами княжества Сацума, и КидоHYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%91%D1%81%D0%B8″ HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D1%91%D1%81%D0%B8″Такаёси, даймё княжества Тёсю, положивший начало реставрации Мэйдзи. Оба этих лидера поддерживали Императора. Ранее провинции этих двух кланов враждовали друг против друга.

Их альянс был организован с помощью Сакамото Рёмы, с целью свержения правления сёгунатаHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%91%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%82_%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%A1%D1%91%D0%B3%D1%83%D0%BD%D0%B0%D1%82_%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0″Токугава (бакуфу) и восстановления реальной императорской власти.

Правление правительства бакуфу подошло к своему официальному концу 9 ноября 1867 года, когда 15-й сёгун из рода Токугава — ТокугаваHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%83» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%81%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%83″Ёсинобу — «передал свои полномочия в распоряжение Императора» и через 10 дней после этого подал в отставку.

Фактически, это и было «реставрацией» (Тайсэй Хокан) императорского правления, хотя у Ёсинобу осталась значительная власть.

Вскоре после этого, в январе 1868 года началась Война HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD»Босин (война года Дракона). В битве при HYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%91%D0%B8%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B8_%D0%A2%D0%BE%D0%B1%D0%B0_%E2%80%94_%D0%A4%D1%83%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B8″Тоба-Фусими объединенная армия княжеств Сацума и Тёсю одержала победу над армией бывшего сёгуна, что позволило императору лишить Ёсинобу всей власти. Война завершилась в мае 1869 года осадой форта Хакодатэ на острове Хоккайдо.

Поражение армий бывшего сёгуна, возглавляемых ХидзикатойHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A5%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%A2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%BE&action=edit&redlink=1» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.

php?title=%D0%A5%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%A2%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%B4%D0%B7%D0%BE&action=edit&redlink=1″Тосидзо, положило конец периоду реставрации Мэйдзи — со всеми вызовами власти и правлению императора было покончено.

Лидеры реставрации Мэйдзи провозгласили, что их действия привели к восстановлению императорского правления в Японии. Фактически это было не так. Власть просто перешла от правительства сёгуната Токугава к новой олигархии даймё, одержавших над ним победу.

Главным образом, эти новые олигархи происходили из провинций Сацума (Окубо Тосимити и СайгоHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D0%B3%D0%BE_%D0%A2%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B8″Такамори), и Тёсю (Ито HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%82%D0%BE_%D0%A5%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%83%D0%BC%D0%B8″Хиробуми, ЯмагатаHYPERLINK «http://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE» HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D0%BC%D0%B0%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B0_%D0%90%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE»Аритомо и КидоHYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.

php?title=%D0%9A%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D0%B8%D0%BD&action=edit&redlink=1″ HYPERLINK «http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%9A%D0%B8%D0%B4%D0%BE_%D0%9A%D0%BE%D0%B8%D0%BD&action=edit&redlink=1″Коин).

Источник: https://studopedia.org/8-140952.html

Япония в эпоху правления династии Токугава. урок. Всеобщая история 7 Класс

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

XVII–XIX вв. в Япо­нии на­зы­ва­ют пе­ри­о­дом Эдо, по на­зва­нию сто­ли­цы Япо­нии дан­но­го пе­ри­о­да – го­ро­да Эдо (со­вре­мен­ный Токио). В это время стра­ной фак­ти­че­ски пра­ви­ли пред­ста­ви­те­ли рода То­ку­га­ва.

Предыс­то­рия

В XVI в. в Япо­нии бо­ро­лись за власть мо­гу­ще­ствен­ные кланы са­му­ра­ев – во­ен­но­го со­сло­вия. В самом конце сто­ле­тия борь­ба за­вер­ши­лась по­бе­дой рода То­ку­га­ва, удер­жи­вав­ше­го власть более 250 лет, в те­че­ние всего пе­ри­о­да Эдо.

Осо­бен­но­сти пе­ри­о­да

В эпоху Эдо Япо­ния пред­став­ля­ла собой кон­фе­де­ра­цию более чем 200 кня­жеств, ко­то­ры­ми управ­ля­ли кня­зья-вас­са­лы. Ре­аль­ной вла­стью об­ла­дал сёгун. Он кон­тро­ли­ро­вал им­пе­ра­то­ра и его двор.

Им­пе­ра­тор в этот пе­ри­од не имел ни во­ен­ной вла­сти, ни ма­те­ри­аль­ных ре­сур­сов, но об­ла­дал вы­со­ким ри­ту­аль­ным и це­ре­мо­ни­аль­ным ста­ту­сом. Им­пе­ра­тор счи­тал­ся сыном Неба.

От его уча­стия в ри­ту­а­лах, счи­та­ли япон­цы, за­ви­сит бла­го­по­лу­чие стра­ны.

Ос­нов­ная от­расль сель­ско­го хо­зяй­ства – ри­со­се­я­ние.

Все на­се­ле­ние Япо­нии в это время де­ли­лось на че­ты­ре со­сло­вия:
• са­му­раи (наи­бо­лее при­ви­ле­ги­ро­ван­ное со­сло­вие),• кре­стьяне,• ре­мес­лен­ни­ки,

• купцы.

Был невоз­мо­жен не толь­ко пе­ре­ход из од­но­го со­сло­вия в дру­гое, но и браки между пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ных со­сло­вий. Су­ще­ство­ва­ла де­таль­ная ре­гла­мен­та­ция жизни каж­до­го со­сло­вия.

Пред­пи­са­ния ка­са­лись одеж­ды, при­чес­ки, еды, раз­ме­ра жи­ли­ща, формы пуб­лич­но­го по­ве­де­ния (по­кло­ны, при­вет­ствия и т.п.).

Сфера де­я­тель­но­сти тоже была на­след­ствен­ной (пред­пи­сан­ной от рож­де­ния).

В пе­ри­од Эдо пра­ви­тель­ство про­во­ди­ло осо­знан­ную по­ли­ти­ку кон­сер­ва­ции япон­ско­го об­ще­ства, от­ка­за от тех­но­ло­ги­че­ских и куль­тур­ных но­во­вве­де­ний. Япо­ния изо­ли­ру­ет­ся от внеш­не­го мира. В те­че­ние несколь­ких сто­ле­тий стра­на прак­ти­че­ски не ме­ня­лась.

1635 г. – указ, за­пре­ща­ю­щий япон­цам по­ки­дать пре­де­лы стра­ны.

1637–1638 гг. – кре­стьян­ское вос­ста­ние в Си­ма­ба­ра, ко­то­рое воз­гла­ви­ли япон­ские хри­сти­ане. От­ныне хри­сти­ан­ство сё­гу­ны вос­при­ни­ма­ют, как ре­ли­гию, ко­то­рая учит непо­ви­но­ве­нию вла­сти. Хри­сти­ан в Япо­нии XVII в. пре­сле­до­ва­ли и даже каз­ни­ли.

1639 г. – сё­гун­ские указы, за­пре­ща­ю­щие на­хо­дит­ся в стране хри­сти­ан­ским мис­си­о­не­рам и ев­ро­пей­ским куп­цам. Вы­са­жи­вать­ся на бе­ре­гах Япо­нии за­пре­ща­лось даже по­слам. Осо­бым пра­вом об­ла­да­ли гол­ланд­цы. Кон­так­ты с ев­ро­пей­ца­ми были огра­ни­че­ны двумя гол­ланд­ски­ми су­да­ми в год.

1867–1868 гг. – ре­во­лю­ция Мэйд­зи (ее также на­зы­ва­ют “ре­став­ра­ция Мэйд­зи”). Вос­ста­нов­ле­на власть им­пе­ра­то­ров. Им­пе­ра­тор Мэйд­зи ли­ша­ет са­му­ра­ев со­слов­ных при­ви­ле­гий, ре­фор­ми­ру­ет стра­ну по япон­ско­му об­раз­цу.

Участ­ни­ки

Сёгун – на­име­но­ва­ние во­ен­но-фе­о­даль­ных пра­ви­те­лей Япо­нии в пе­ри­од с 1192 по 1867 гг. В этот пе­ри­од им­пе­ра­то­ры были ли­ше­ны ре­аль­ной вла­сти.

То­ку­га­ва – ди­на­стия сё­гу­нов, ко­то­рая пра­ви­ла в Япо­нии с 1603 по1868 гг.

За­клю­че­ние

Ре­во­лю­ция Мэйд­зи на­чи­на­ет новую эпоху в ис­то­рии Япо­нии и всего Даль­не­го Во­сто­ка. Япо­ния от­кры­ва­ет­ся миру.

В стране со­зда­ет­ся про­мыш­лен­ность ев­ро­пей­ско­го уров­ня, пе­ре­во­ору­жа­ет­ся армия и флот. Бла­го­да­ря этим из­ме­не­ни­ям Япо­ния на­чи­на­ет до­ми­ни­ро­вать в ре­ги­оне.

В то же время в быту и куль­ту­ре боль­шин­ства япон­цев со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ный уклад (см. урок “Япо­ния на пути мо­дер­ни­за­ции”).

На данном уроке речь пойдет о развитии Японии в эпоху правления династии Токугава.

XVII–XIX вв. в истории Японии принято называть периодом Эдо. Название этого периода дала столица государства в это время – город Эдо (рис. 1) (современный Токио). XVII–XIX века – это эпоха, когда Японией управляла феодальная военная верхушка, возглавляемая династией Токугава.

В 1603 году представитель династии Иэясу Токугава смог победить своих оппонентов и принять титул сёгуна. Сегун – это военный и политический лидер страны, руководитель. Однако при сегунах сохранялся и титул императора. Императоры в это время являлись скорее первосвященниками, нежели реальными правителями Японии.

Несмотря на это династия Токугава смогла продержаться у власти вплоть до 1868 года.

Рис. 1. Город Эдо – столица Японии (Источник)

Для периода Эдо характерно четкое деление общества на классы.

Классовая система того времени представляла собой 4 сословия (сословие – это социальная группа людей, наделенная определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству): самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Для каждого из этих сословий четко определялось положение, возможности, каждая часть жизни японца этого периода была законодательно прописана.

Ведущим сословием было сословие самураев (так в Японии называли воинов) (рис. 2). Самураи обладали огромным количеством привилегий. Только они имели возможность носить с собой в мирное время 2 меча: длинный и короткий (рис. 3). Это показывало, что самураи имеют право карать по своему усмотрению.

Если кто-то из представителей нижних сословий вел себя неподобающе в присутствии самурая, то он имел право казнить провинившегося. Самураи составляли 10-ю часть населения Японии и представляли собой грозную силу. Когда заканчиваются кровопролитные войны, самураям оказывается нечего делать.

Самураи – воины и к мирной жизни они не приспособлены, ведь делать ничего мирного они не умеют. Встал вопрос: чем же заниматься самураям в условиях мира? Часть самураев становилась наемниками. Другие открывали школы боевых искусств и становились мастерами своего дела, например фехтования (рис. 4).

Часть самураев стала чиновниками, а некоторая пыталась перевернуть ход развития государства и вновь призывала к войнам. Не раз сёгунам приходилось подавлять самурайские восстания.

Рис. 2. Японские самураи (Источник)

Рис. 3. Самурайские мечи (Источник)

Рис. 4. Японские самураи (Источник)

Положение купцов (рис. 5) и ремесленников (рис. 6) было еще хуже. Большинство городов принадлежало либо сёгунам, либо князьям. В таких городах самоуправство чиновников-самураев не имело никаких ограничений. Больших сёгунских городов, где положение купцов и ремесленников было сносным, было немного, например Осака, Хаката, Киото.

Рис. 5. Японский купец (справа) (Источник)

Рис. 6. Японские ремесленники (Источник)

Но самым худшим было положение крестьянства (рис. 7), ведь крестьянин не имел никаких прав. Они являлись основной частью налогоплательщиков, и феодалы-самураи обращались с ними, как им хотелось.

Рис. 7. Японские крестьяне (Источник)

Как и другим народам Тихоокеанского региона, в XVII – XIX вв. японцам пришлось столкнуться с возросшей активностью европейцев в данном регионе. Первый сёгун, Иэясу Токугава (рис.

8), относился к иностранцам с подозрением, но все же позволял торговать и селиться на территории японских островов. Но с течением времени отношения между японцами и европейцами стали ухудшаться.

Причиной этому является во многом то, что восстания, которые поднимались против сёгунов Токугава, часто имели именно христианский характер. В 1612 году вышел указ, который запрещал подданным Токугава принимать христианство.

Сёгуны потребовали, чтобы все их подданные отреклись от этой религии. Вскоре начались репрессии против христиан на островах. Торговля с западными державами начала резко сокращаться.

Рис. 8. Японский сёгун Иэясу Токугава (Источник)

В 1635 году вышел указ, запрещавший японцам покидать территорию государства. Тем японцам, которые на момент издания указа находились за пределами страны, возвращение было запрещено.

Во второй половине XVII века закономерным итогом данной политики стал запрет под страхом смертной казни иностранцам бывать на территории Японии. Страна была полностью изолирована от возможности контакта с западным миром. Подобная политика привела к противоречивым результатам. С одной стороны, Япония смогла успешно защищаться от европейского влияния.

Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм. С другой стороны, Япония не могла таким образом познавать те научные достижения, которые принесла Европа на территорию Азии. В исторической науке есть разные оценки «закрытия Японии», однако фактом остается то, что Япония смогла выйти из периода XVII–XIX вв.

страной со своей традицией, культурой и своим видением внешней политики.

Особенной популярностью времен Токугава пользовались те религиозные направления и учения, которые поддерживали власть сёгуна. Так, известно было учение Чжу Си (рис. 9).

Это учение отстаивало идеалы подчинения младших старшим, незыблемость традиций. Подобные учения способствовали нарастанию националистической атмосферы в стране.

Японцы провозглашались ведущей нацией и считали, что именно их путь наиболее верный и правильный во всем мире.

Рис. 9. Чжу Си (Источник)

Династия Токугава продержалась у власти достаточно долго, около 250 лет. Однако со временем, а именно в XIX веке, произошла знаменитая революция Мэйдзи, в ходе которой власть в Японии вернулась в руки императоров. Император Японии Муцухито (рис.

10) сделал много важных нововведений, например открыл Японию для внешней торговли, при нем в Японии снова стали появляться иностранцы, он повел Японию по пути модернизации.

Именно при императоре Муцухито Япония вновь вышла на мировую арену.

Рис. 10. Император Японии Муцухито (Источник)

Список литературы

1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. – М., 2013.

2. Данн Ч. Традиционная Япония. Быт, религия, культура. – М.: Центрполиграф, 2006.

3. Китагава Дж. М. Религия в истории Японии. – СПб.: Наука, 2005.

4. Лещенко Н.Ф. Япония в эпоху Токугава. – 2-е изд. – М.: Крафт+, 2010.

5. Масе Ф., Масе М. Япония эпохи Эдо. – М.: Вече, 2013.

6. Толстогузов С.А. Сёгунат Токугава в первой половине XIX века и реформы годов Тэмпо. – М., 1999.

7. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. – М.: «Просвещение», 2012.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

1. .ru (Источник)

2. Biofile.ru (Источник)

3. Natiwa.ru (Источник)

4. Knowhistory.ru (Источник)

Домашнее задание

1. Какие четыре сословия существовали в эпоху династии Токугава в Японии?

2. Почему в японской истории XVII–XIX вв. называются периодом Эдо?

3. Почему Япония закрыла свои границы для Европы?

4. С какого времени начинается «открытие Японии»?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/istoriya/7-klass/vseobschaya-istoriya/yaponiya-v-epohu-pravleniya-dinastii-tokugavy

Япония в эпоху сёгуната Токугава. Особенности экономического и политического развития страны в XVIII – первой половине XIX века. Отношения с державами Запада

3. Особенности политического развития Японии в период Токугава

До революции Мэйдзи Япония оставалась аграрной страной с преобладанием сельского хозяйства как основного занятия населения. Главными отраслями в 16 веке являлись производство риса, шелка, хлопка, сахарного тростника и чая.

Крестьяне были наследственными пользователями земли, торговля их рисовыми полями запрещалась под страхом тюремного заключения. На другие категории земель запрет не распространялся. Земельный налог составлял в 17 веке 40–50 % от урожая. С 1721 г. разрешалось владение землей городским торговцам и ростовщикам.

До этого времени существовали запреты купли-продажи земли, однако на практике они не соблюдались.

В эпоху Токугава (1603–1867 гг.) все население Японии делилось на 4 основных сословия – самураев, крестьян, ремесленников и купцов. Правящим классом являлось самурайство, из которого формировались государственный и военный аппарат, интеллигенция. Во главе всего дворянства стоял верховный правитель сегун.

Его ближайшее окружение составляли князья-соратники в борьбе за власть и их потомки. Их называли фудай-даймё. Чуть ниже шли прочие князья, не являвшиеся вассалами сегуна — тодзама-дайме. Ниже располагался слой рядового самурайства – вассалов князей и сегуна, получавших за службу фиксированный рисовый паек.

Рядовым самураям запрещалось владеть землей.

Крестьянство составляло более 80 % населения страны. Крестьяне были формально свободны. Их нельзя было купить или продать, но они не имели права вплоть до падения режима сегуната изменять место жительства и род занятий. Деревни были разделены на пятидворки, во главе с назначенными властями богатыми крестьянами, в обязанности которых входил сбор налога и полицейский надзор.

В случае бегства кого-либо остальные жители выплачивали за бежавшего налоги. Вся жизнь крестьян была строго регламентирована вплоть до одежды и пищи. Так, нельзя было носить одежду из шелка, есть рис, пить водку и чай. Запрещалось украшать жилища и устраивать какие-либо развлечения.

Самурай мог убить любого горожанина или крестьянина за малейшую провинность или за враждебный взгляд в свою сторону.

Горожане считались более низким сословием, чем крестьяне, однако их имущественное положение было значительно выше. Ремесленники и купцы были объединены в союзы типа цехов и гильдий, которые имели монопольное право на изготовление и продажу определенных изделий.

Богатые купцы часто возводились правительством в ранг самураев или покупали самурайство за деньги Покупка звания известна по письменным источникам с начала 18 века. Условия жизни торговцев и ремесленников также регламентировались, однако со значительно меньшими строгостями.

Так купцы не могли носить одежду из шелка и украшения из золота. На практике многие запреты часто нарушались. Но иногда чиновники за нарушение указов сегуна о регламентации жизни горожан арестовывали купцов и конфисковывали их имущество.

Чтобы не попасть под пресс закона зажиточные горожанки носили весьма скромную верхнюю одежду, но их белье было из дорогого шелка. Жилища купцов снаружи были очень скромны, зато внутреннее убранство блистало роскошью.

В 17 веке произошла стабилизация феодальных производственных отношений благодаря прекращению междоусобных войн, что оказало положительное воздействие на экономику Японии. За это время вдвое расширились посевные площади, численность населения возросла на 9 миллионов и достигла 29 миллионов человек.

Сухопутные дороги в Японии находились в хорошем состоянии, их вовремя ремонтировали, по ним свободно могли разъехаться два экипажа. Население крупнейших японских городов Осаки, Киото и Эдо превышало 300 тысяч человек. В начале 18 века население Эдо достигло 1 миллиона, для сравнения, самый крупный город Европы Лондон насчитывал в то время 700 тыс. жителей

В 18 веке проявились первые кризисные тенденции в экономике и социальной структуре общества: 1 Прекратился прирост крестьянского населения. 2 Прекратился прирост продукции риса.

В 1730-е гг. население Японии сократилось на 800 тысяч человек из-за голода, в 1780 гг. – на 1 миллион человек. Крестьяне в условиях голода практиковали жестокий обычай детоубийства – так называемая “прополка”. В 18 веке налоги забирали у крестьян до 60 % их урожая.

В 18 веке также ухудшилось материальное положение средних и низших слоев самурайства из-за сокращения рисовых пайков. К началу 19 века ни один из дайме не платил своим вассалам полный рисовый паек. Многие самураи, чтобы сохранить достойный уровень доходов, перешли к невоенным профессиям чиновника, учителя или врача.

Возросла зависимость князей от городских ростовщиков. Кризис феодального общества и развитие рыночных отношений привели к концентрации значительных денежных средств в руках богатых купцов, ремесленников и ростовщиков.

По свидетельству современников жилища богачей городов нередко превосходили по роскоши дома князей, которые оказывались в долгах перед городскими богачами и заискивали перед ними. Простые самураи и вовсе в 18 веке закладывали свое вооружение ростовщикам и женились (если повезет) на дочерях богатых купцов.

Чтобы не допустить полного разорения самурайства, правительство указом от 1789 г. аннулировало все долги, сделанные вассалами сегуна до 1785 г.

Внутренняя политика сегуната.

В конфискованные у политических противников владения Токугава назначали своих родственников и вассалов. Япония продолжала делиться на 200 княжеств, их правители были полными хозяевами своих земель, хотя центральное правительство сохранило контроль за ними через особых чиновников.

Существовал и институт заложничества – все князья обязаны были определенную часть времени проводить, живя в столице сегуна. Без разрешения правительства князья не могли жениться и строить замки, направлять войска за пределы своего княжества.

Князья имели права суда и административной власти над всеми подданными в пределах своего владения. Вассалы-самураи получали определенное жалованье в виде рисового пайка. Средства для выплаты жалованья поступали от крестьян. Обычный крестьянский участок составлял от 0.36 до 0.45 га и давал при среднем урожае 640-800 кг. риса.

Князья не вели собственного земледельческого хозяйства, однако крестьянам все равно приходилось выполнять различные повинности при доставке риса в центр владений феодала или на рынок, строительстве и ремонте замков, сооружении каналов.

Один из приближенных Иэясу Токугава говорил: “Наилучший способ управления крестьянами заключается в том, чтобы оставлять им пищу только на год, а остальное брать в качестве налога”. За 17 век произошло 463 крестьянских восстания из-за злоупотреблений феодалов.

Одним из основных критериев отбора на пост сегуна была принадлежность к дому Токугава. Дом Токугава состоял из трех ветвей: Таясу, Хитоцубаси, Киёмидзу; младшую линию составляли Овари, Кии и Мито.

Из этих шести домов избирался наследник на пост сёгуна, в случае, если прямой наследник отсутствовал или не соответствовал своему будущему статусу. Наиболее влиятельными людьми после сёгуна были члены дома Токугава. Практически на все посты в правительстве назначались князья из числа фудай и прямые вассалы сёгуна (хатамото).

Таким образом, главным принципом формирования правительства был принцип родственной и вассальной близости дому Токугава. Главной опорой сёгуна были Большой и Малый государственные советы. Большой государственный совет старейшин (го-родзю) состоял из 5 человек.

В их ведении находились императорский двор и аристократия (кугэ), государственные финансы и казначейство, предоставление земельных угодий, сношения с иностранными государствами. Главной задачей го-родзю являлся контроль за даймё. Члены го-родзю назначались из наиболее верных и преданных сёгуну фудай-даймё.

Малый государственный совет старейшин (вакадосиёри) также был окончательно сформирован при сёгуне Иэмицу. Его члены назначались из числа фудай-даймё. Данный орган власти состоял из 3-6 человек. Основной обязанностью вакадосиёри был надзор за хатамото – вассалами сегуна.

Три столичных ведомства считались наиболее важными: финансовое (кандзе буге), храмов и монастырей (дзися буге), и департамент градоначальника Эдо. Градоначальникам подчинялись нануси – должностные лица управляющие кварталами города, ниже их по иерархии находились главы пяти домов. При градоначальниках существовали совещательные органы местного управления из богатых горожан.

Судебная палата рассматривала наиболее серьезные дела и тяжбы. При разборе дел государственного значения собирался расширенный состав Судебной палаты.

Существовали и особые чиновники по надзору за населением в том числе и за князьями – мэцкэ (“прикрепленное око”). Во главе этой службы стоял о-мэцкэ. О-мэцкэ подчинялся Большому совету.

Система мэцкэ имела свою собственную систему соподчинения на всех уровнях, от сёгуна до представителей его власти на местах. Широко использовались данными чиновниками осведомители.

В окраинные провинции направлялся энкоку-бугё (“управляющий дальними странами”) в качестве руководителя провинциальной бюрократии, что было прямым заимствованием китайского административного опыта. В провинции энкоку-бугё набирал себе штат чиновников.

В уездах находились представители сёгуна – дайканы: они назначались из хатамото и подчинялись кандзё-бугё. Главными их обязанностями были контроль за сбором налогов и надзор за крестьянами. Этим чиновникам подчинялись старосты отдельных деревень.

В княжествах у дайме был свой чиновничий аппарат.

В сборнике законов Токугава было отмечено: “Все проступки должны наказываться в соответствии с социальным статусом,“ то есть те действия, которые могли быть прощены самураю, не прощались крестьянину.

Были проступки, за которые самураев наказывали, а крестьян нет.

За убийство вассалом своего господина вассал предавался смертной казни вместе с членами своей семьи и даже друзьями по принципу коллективной ответственности.

По неписаному кодексу поведения самураев бусидо считалось: “На войне верность самурая проявляется в том, чтобы без страха идти на вражеские стрелы и копья, жертвуя жизнью, если того требует долг. Верность, справедливость и мужество суть три природные добродетели самурая”. Но “обладающий лишь грубой силой не достоин звания самурая.

Не говоря уж о необходимости изучения наук, воин должен использовать досуг для упражнений в поэзии и постижения чайной церемонии”. “Самурай должен быть не только примерным сыном, но и верноподданным. Он не оставит господина даже в том случае, если число вассалов его сократится со ста до десяти и с десяти до одного.

Если господин требовал от вассала действий, противоречащих убеждениям последнего, тому следовало всеми силами стараться убедить господина не совершать низкого поступка. Если попытка убедить терпела крах, самурай обязан был доказать искренность своих слов, прибегнув к самоубийству (харакири).

” Мораль самураев требовала презирать деньги, что не лучшим образом сказалось в 18-19 вв. на благосостоянии самурайства, не желавшего и не умевшего зарабатывать.

В 1742 г. правительство утвердило сборник законов “Кодекс 100 статей”. Виды наказаний за преступления варьировались от сечения розгами, битья палками, ссылки до обезглавливания, разрывания на части, четвертования, прокалывания копьями. Виновных в поджоге сжигали.

За мелкое воровство полагалось телесное наказание и клеймение, за воровство, превышающее ущерб в 10 иен, следовала смертная казнь через обезглавливание. Пойманного вторично вора казнили. Для японского судопроизводства равно как и для китайского было характерным применение пыток обвиняемых.

Разные законы для самураев и простонародья были по вопросам семьи и брака. Мужчина мог вступать в брак с 15 лет, женщина – с 13. Родители подыскивали пару своему сыну или дочери, а при разводе требовалось согласие родителей. У мужа было по закону больше поводов для развода, чем у жены.

Та могла развестись только в случае длительного, пятилетнего, отсутствия мужа или серьезного оскорбления им ее родителей.

В 1624 г. правительство запретило торговлю с Испанией, в 1629 г. по стране прокатилась волна террора против христиан. После смерти бывшего сёгуна Хидетада в 1632 г. политический режим стал еще более жестким. Опасаясь за власть, новый правитель Иэмицу сразу же удалил от себя советников отца, арестовал брата (ранее бывшего одним из влиятельнейших даймё) и заставил его совершить сэппуку.

В 1635 году японцам было запрещено покидать пределы страны, а тем, кто уехал раньше – запрещалось возвращаться. После восстания в Симабаре в 1637-38 гг.

, ставшего реакцией на проводимую сёгунатом политику религиозной нетерпимости и увеличения налогов, из страны были высланы все португальцы, христианство было официально запрещено, а тысячи его последователей были убиты.

Торговля с европейскими странами (которые были объявлены “варварскими”) свелась к минимуму и осуществлялась только в порту Нагасаки в строго установленное время, причем цены на некоторые экспортные товары (например, шёлк) были фиксированными.

При сёгуне Иэмицу, считавшем идеалом государственного устройства конфуцианское учение и вследствие этого противившемся любым изменениям в социальной структуре, самураям было запрещено переходить на службу к новому хозяину без согласия прежнего.

У крестьян было изъято все оружие, всем жителям страны было предписано зарегистрироваться в том или ином синтоистском или буддистском храме. Каждый японец имел удостоверение личности и зачислялся в списки храмов, поездка за пределы деревни требовали разрешения священника.

В случае самовольной поездки жителя лишали удостоверения.

В 1630 г. запрещается ввоз европейских и китайских книг, содержащих упоминание о христианстве. Японцам не разрешалось строить большие суда, пригодные для дальнего плавания. Иностранцам не дозволялось торговать с Японией и заходить в порты.

Исключение было сделано только для голландцев и китайцев, торговым судам которых разрешалось в ограниченном количестве заходить в Нагасаки. В 1640 г.

правительство приказало казнить португальское посольство, требовавшее позволить своим купцам торговать с Японией.

Политика искусственной изоляции страны от внешнего мира проводилась на протяжении двух с половиной веков.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s66927t3.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий