3. Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.

Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности

3. Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.

ОЛЬГА АНАШКИНА
Периоды онтогенеза. Критические периоды развития и их особенности

В процессе индивидуального развития человеческого организма (онтогенез) выделяются 2 больших периода:

1 период

Внутриутробный (перинатальный) когда вновь зародившийся организм развивается в утробе матери. Этот период длится от момента зарождения эмбриона до рождения ребенка.

2 период

Внеутробный, когда новая особь продолжает свое развитие вне тела матери. Этот период длится от момента рождения ребенка до самой смерти человека

В первый триместр

происходит интенсивное развитиечувствительности и нервной системы ребенка:

5 неделя – закладываются основные структуры головного мозга;

6 неделя – начинает функционировать вестибулярный аппарат;

6 – 8 недель – закладывается центральная и периферическая нервные системы;

8 неделя – появляется кожная чувствительность у детей;

с 10 недели – изменение траектории движения плода при столкновении со стенкой матки. Появляется основа для положительных эмоций;

11 – 12 недель – формируется хватательный рефлекс;

13 неделя – формируется сосательный рефлекс.

Второй триместр –

период развития чувствительности (сенсорный период):

с 16 недели – формируется пространственная организация мозга, появляется моторная реакция на звук. В этот момент становится значимым речевое общение родителей с ребенком;

к 5 месяцам мозг ребенка функционирует как целостная система.

Во второй половине триместра происходит изменение двигательной активности ребенка, что влияет на эмоциональное состояние матери;

18 недель – ребенок пальчиками начинает перебирать пуповину, сжимает и разжимает пальчики рук,

дотрагивается до лица

и закрывает его руками;

с 20 недели можно

начинать обучение ребенка;

26 – 28 недель – ребенок

начинает

выражать основные эмоции.

Третий триместр –

чувствительный период для развития индивидуальных особенностей нервной системы, становление психики, способностей и интеллекта.

Начинает формироваться избирательность к культурным особенностям пищи.

Формируется переживание собственного успеха / неуспеха, которое зависит от реакции матери на шевеление ребенка.

Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя перинатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация.

15—25 недель  внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга.

28 недель — закладке структур коры головного мозга.

30—40 недель — психологически характеризуется как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

Предродовой период (3—5 дней перед родами) предполагают гибернацию или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

Период новорожденности( 28 дней)

— феномен «запечатления».

Возраст 3-4 недели

Он называется периодом первичного

социального поведения в виде зрительного

контакта с окружающим миром.

6—8 месяцев — определяется началом

дифференциации чувства Я,

индивидуализации, а также началом

формирования первичной привязанности,

избирательной улыбки и элементарных социальных предпочтений.

15—17 месяцев — определяется появлением

первичной мотивации поведения.

2,5—3,5 лет — определяется как период

формирования самосознания, полного

обособления Я и индивидуальности

В перинатальный период развития на организм будущего ребенка могут воздействовать следующие тератогенные факторы:

наследственные (генные и хромосомные заболевания);

гипоксические (внутриутробная гипоксия-кислородное голодание, что может привести к нарушениям речи коркового генеза (алалия, дизартрия, а при условии выраженной гипоксии может способствовать замедлению созревание клеток коры головного мозга (задержка речевого развития).

травматические (внутричерепные кровоизлияния)

биологические (влияние вирусов, бактерий, простейших)

заболевания матери во время беременности (острые и хронические);

химические факторы (бесконтрольный прием лекарственных препаратов, влияние алкоголя, никотина, наркотические препаратов, неблагоприятное экологическое состояние окружающей среды, гипо- и гипервитаминозы, авитаминоз, недостаток микроэлементов) –поражается ЦНС.

радиоактивное облучение;

иммунологическая несовместимость;

социально-психологические – затяжные стрессы могут привести в будущем к психосоматической ослабленности ребенка.

В момент родов на плод воздействуют следующие тератогенные факторы:

асфиксия (кислородное голодание плода в момент родов);

травматические (родовая травма-повреждение новорожденного, возникают при слабой или чрезмерно сильной родовой деятельности, несоответствии размеров плода и таза роженицы, аномальных предлежаниях плода (лобное, лицевое, акушерско-гинекологическая патология.

В постнатальный период:

наследственные — проявляющиеся в период становления речи;

травматические (открытые и закрытые ЧМТ)  — произошедшие до трехлетнего возраста, при которых пострадали клетки КГМ, могут быть причиной алалии. Следствием травматизации в дошкольном возрасте может стать детская афазия;

биологические  — вызванные проникновением в организм ребенка разнообразных вирусов. Наиболее распространенными причинами недоразвития речевой функциональной системы является нейроинфекция в виде менингитов и энцефалитов. Отсроченным проявлением последствий данных заболеваний является локальное недоразвитие моторной или сенсомоторной функции речи;

химические — вызванные при комплексном взаимодействии с ослабленным соматическим состоянием ребенка может привести к отставанию психоречевого развития;

социально-психологические  — возникающие

в результате неправильного воспитания в семье.

В условиях несемейного воспитания у детей

наблюдается психическая депривация,

следствием которых может быть речевой

негативизм и нарушение коммуникативной

функции речи.

Профилактика психофизиологических отклонений на этапе перинатальной стадии жизни

Оптимальные условия для развития плода:

рациональный комплекс питания с преобладанием молочных

и растительных компонентов, обогащенных витаминами и минералами;

установление нервно-эндокринного баланса с удалением всех

неблагоприятных факторов, которые могут влиять на развитие плода (внутриутробная гипотрофия, инфекционные болезни.

хронические болезни, отравления);

прогулки на свежем воздухе;

женщине необходимо как можно больше радоваться

и переживать положительных эмоций и впечатлений;

предупреждение патологии родов

с удалением факторов, которые могут

привести к травмам лицевой области

(применение акушерского инструмента);

генетический контроль в семьях

с наследственной патологией.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/periody-ontogeneza-kriticheskie-periody-razvitija-i-ih-osobenosti.html

Критические периоды онтогенеза

3. Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Представление о критических периодах впервые дал австралийский учёный Норманн Грег в 1944 году. В 1960 году русский учёный П. Г. Светлов разработал оригинальную гипотезу критических периодов.

Он различал три группы воздействий внешней среды: 1) повреждающие воздействия, приводящие к смерти или патологии; 2) модифицирующие воздействия, вызывающие отклонения непатологического характера, которые назвал морфозами, или мутациями; 3) закономерное действие среды, обеспечивающее нормальное развитие.

Эти воздействия (наличие или недостаток кислорода, питание, температура и т.д.) не бросаются в глаза, но представляют большой интерес, т.к. влияют на последующую устойчивость организма и нормальное развитие.

Критические периоды онтогенеза связаны со следующими событиями:

1.В эти периоды происходит включение в действие определенной новой части наследственной информации, которая обеспечивает развитие организма на следующем этапе.

2.В результате детерминации организм вступает в новый этап развития.

3.Происходит смена типа питания, и в связи с этим интенсифицируется обмен веществ.

4.Временно снижается регуляторная деятельность развивающегося организма.

5.Временно замедляется рост структур организма, возрастает его энтропия.

Все критические периоды можно разделить на несколько видов:

1.Периоды, критические для всего организма, когда вредные воздействия могут привести к гибели зародыша. Наиболее частая гибель зародышей происходит в первый лунный месяц эмбриогенеза.

2.Частные критические периоды (различные для каждого органа и ткани).

3.Критические периоды для клетки.

4.Появляются сообщения о критических периодах для отдельных органелл.

Критическими периодами для организма в целом являются:

1.Развитие половых клеток — прогенез. Половые клетки во время развития могут быть подвержены самым разнообразным мутациям.

2.Оплодотворение. В этот период происходит сегрегация цитоплазмы и активируются обменные процессы, происходят ранние детерминация и дифференцировка, которые чувствительны к различным воздействиям.

3.Гаструляция. В эту стадию происходит образование стадиоспецифических и тканеспецифических антигенов.

4.Имплантация, при которой происходит смена типов питания зародыша.

5.Плацентация. Также характеризуется сменой типа питания и, кроме того, образованием органоспецифических антигенов.

6.Развитие осевых зачатков (нотогенез), гистогенез и органогенез. Вредные факторы среды в это время могут вызвать различные аномалии развития. В дальнейшем для каждого органа определяются свои критические периоды.

7.Рождение. Оно связано с резким изменением окружающей среды, что является сильной стресс-реакцией.Одновременно начинается функционирование дыхательной системы и малого круга кровообращения, идет перестройка в связи с этимсердечно-сосудистойсистемы, возрастает нагрузка на сердце.

8.Постнатальном развитии критическими периодами являются период новорожденности и период полового созревания.

В период новорожденности происходит адаптация ребенка к новым условиям существования, резко возросшему объему информации и антигенов внешней среды и др.

В период полового созревания включаются новые регуляторные механизмы, идет становление репродуктивной системы, активируется рост, происходит перестройка многих органов, изменяется психика и др.

Эмбриофетопатии

По данным ВОЗ частота врождённых пороков развития в разных странах мира среди живорождённых составляет до 7%, среди умерших в первый месяц после рождения – 15%.

Эмбриопатии – патология зародыша в период с 16 дня беременности до 75 дня включительно, в течение которого заканчивается основной органогенез и формирование плаценты.

К основным видам эмбриопатий относятся врождённые пороки развития – то есть стойкое морфологическое изменение органа, части тела или всего организма, выходящее за пределы вариаций нормального строения, приводящее к расстройствам функции.

Фетопатии – патология плода с 76 дня беременности до родов.

Проявляются фетопатии в виде врождённых пороков развития вследствие персистирования структур (открытый артериальный проток, овальное окно, кишечный свищ) или эмбриональных щелей (расщелина губы и нёба, позвоночника, уретры), сохранения первоначального расположения органов и тканей (крипторхизм), избыточного разрастания соединительной и других тканей при инфекциях.

Существует тератогенный календарь для пороков развития органов:

Сроки бере-
Пороки развития менности (не-
дели)
Мозга 2-11
Глаза 3-7
Сердца 3-7
Конечностей 3-7
Зубов 2-8
Ушей 6-10
Губ 6-11
Зева 10-11
Органов пищеварения 11-12
Почек 6-11
Половых органов 12-14

Причины, вызывающие внутриутробную патологию в эмбриональном и фетальном периодах, делятся на эндогенные и экзогенные.

Кэндогенным относятся соматические заболевания матери: болезни сердца, гипертоническая болезнь, гипотонические состояния, болезни крови, почек, эндокринные заболевания.

Кэкзогенным причинам относятся физические, химические, биологические, механические факторы, неполноценное питание.

Из физических факторов на первом месте стоит воздействие профессиональных вредностей, рентгеновского излучения. Тератогенный эффект может быть достигнут воздействием СВЧ, УВЧ, инфракрасных лучей определённой дозы и мощности.

Среди химических факторов, имеющих определённое значение в развитии врождённых пороков у человека, являются медикаменты, химические соединения, применяемые в быту, промышленности, сельском хозяйстве.

Тератогенным действием обладают: гипотензивные и седативные средства, противосудорожные препараты, фенобарбитал, антикоагулянты, все противоопухолевые средства. Существуют указания на тератогенное действие антибиотиков в терапевтических дозах (тетрациклиновый, пенициллиновый ряд).

Доказана тератогенная активность синтетических стероидных гормонов. К аномалиям развития эмбриона может привести избыточное поступление в организм синтетических витаминов А, Д, С, К, Е, В, а также приём антигистаминных препаратов.

Из химических веществ, применяемых в быту, тератогенным эффектом обладают, прежде всего, алкоголь, злоупотребление которым приводит к алкогольной эмбриофетопатии.

Широко применяемые в промышленности и сельском хозяйстве бензин, бензол, фенол, диметилдиоксан, окись азота, эфир, хлороформ, поры ртути, свинца, соли мышьяка, марганца, сурьмы, ядохимикаты, ДДТ, свинцовые и цинковые белила, лаки обладают эмбриотоксическими свойствами.

Кроме того, к эмбриофетопатиям приводят внутриутробные инфекции, вызванные вирусами, бактериями, микоплазмами, простейшими, грибами.

⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 1080 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-3835.html

Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды

3. Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.

Онтогенез — постепенные, протекающие этапами от зачатия до смерти количественные и качественные морфологические и функциональные изменения организма индивида. Онтогенез по существу этого понятия должен включать не только прогрессивные, но и регрессивные, инволюционные изменения.

Критические периоды онтогенеза. В процессе индивидуального развития имеются критические периоды, когда повышена чувствительность развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды.

Это обусловливает повышенный риск возникновения любых заболеваний, в том числе психических, и способствуют утяжелению их течения.

Критические периоды представляют собой короткие отрезки времени, характеризующиеся бурнымиизменениями функционирования организма, общей и психической реактивности. Наиболее опасными периодами являются:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4—8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3—8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15—20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20—24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего и первого детства (2 года — 7 лет), когда заканчивается формирование взаимосвязей между органами, системами и аппаратами органов;

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет). Одновременно с быстрым ростом органов половой системы активизируется эмоциональная деятельность.

Психический онтогенез, развитие психики человека происходит также поэтапно, включая морфологические и функциональные изменения нервной системы: деление, рост, развитие, созревание (гетерохронное) через дифференциацию и интеграцию нервной деятельности.

В организме происходит постепенная (эволюционная) дифференциация тех или иных (в том числе психических) процессов с одновременной интеграцией их в новое целое.

Каждый период развития человека составляет переход от одного качественного состояния организма к другому (скачкообразно), более высокому путем преобразования его функционирования без вытеснения качественного уровня предыдущего этапа. В психологическом аспекте — это нарастание психического содержания личности.

Темпы формирования отдельных систем головного мозга различны и это определяет физиологическую гетерохронию его роста и развития, отражающуюся в различной скорости созревания отдельных психофизиологических функций. В число этих различий входят и индивидуальные колебания.

Этапы психофизического развития

У «детей» (от рождения до 14лет) выделены 4 основных этапа психофизического развития:

первый этап — ранний детский(от 0 до 3,5 лет),

В психогенезе раннего возраста были дополнительно выделены следующие этапы:

           новорожденность (возраст 1—1,5 мес);

           младенчество (infancy) — до 1 года;

           период (toddlery) — 2-й и 3-й годы жизни.

второй — дошкольный (от 4 до 6 лет),

третий — школьный (от 7 до 10 лет),

четвертый — пубертатный (pubertus – ребёнок, дитя), точнее школьно-пубертатный (от 12 до 14 лет).

В медицинской литературе часто используется понятие «дети» и «подростки». К подростковому возрасту относят период жизни от пубертатного периода до возмужания (юности) — наиболее часто имеется в виду возраст 12—16 лет, но иногда его расширяют — 11—17 лет.

Критические периоды психического онтогенеза

В пренатальном, периоде новорожденности, в грудном возрасте и раннем детстве (ранний онтогенез) (до 3,5 лет) определены следующие критические периоды психического развития:

1. 15—25 нед внутриутробного развития плода соответствует закладке подкорковых структур мозга, 28 нед— закладке структур коры головного мозга.

2. III триместр беременности(30—40 нед) психологически характеризуют как появление элементов слуховой памяти и корреляций поведения плода с психическим состоянием матери.

3.

Предродовой период (3—5 дней перед родами) роды соединяют в себе гибернацию, или подготовку к акту родов в виде предродового анабиоза плода, а сами роды приравниваются в отношении плода к стрессу, который вызывает у него состояние глубокого нервного и психофизического напряжения, сопряженное с возможностью трансформации в реакцию дистресса с риском развития той или иной патологии.

4. Период новорожденности (1—1,5 мес), соотносится с началом недифференцированного восприятия своего Я.

         Особое значение имеют первые дни жизни ребенка, которые характеризуются феноменом импринтинга Конрада Лоренца, или феноменом «запечатления».

Речь идет о первом контакте новорожденного, зрительном контакте (eye-contact) с человеческим лицом, в первую очередь с матерью.

Считается, что этот контакт является фактором, во многом определяющим все дальнейшее психическое развитие ребенка.

        Следующий сенситивный этап периода новорожденности — возраст 3—4 нед. Он называется также периодом первичного социального поведения в виде зрительного контакта с окружающим миром (early-eye-contact baby). Этот период характеризуется выработкой первичных положительных и отрицательных ощущений и представлений об окружающем мире.

5. 6—8 мес, определяется началом дифференциации чувства Я, индивидуализации Я, а также началом формирования первичной привязанности, избирательной «улыбки» и элементарных социальных предпочтений.

6.

15—17 мес, определяется появлением первичной мотивации поведения, обусловленным преимущественно витальными потребностями организма, а затем и вторичной мотивации, характеризующейся ориентировкой на оценку поведения окружающими и постепенной идентификацией положительного поведенческого опыта с одобрением его близкими ребенку людьми. В рассматриваемый критический период появляются описанные особенности, но их формирование в его пределах, естественно, не заканчивается и их развитие продолжается и в более старшем возрасте. Необходимо также отметить, что в 15—17 мес происходит интенсивное созревание клеток коры головного мозга (оно начинается с 28 нед беременности и продолжается до юношеского возраста— 18—20 лет). Этому соответствуют и существенные перестройки биологических мозговых ритмов, что отражается на электроэнцефалографических характеристиках.

7. 2,5—3,5 лет, определяется как период формирования самосознания, полного обособления Я и индивидуальности.

На этом этапе ребенок уже имеет не только положительный, но и отрицательный опыт взаимоотношений с окружающим миром, с переживанием чувства угрозы, тревоги, вины и пониженного настроения.

Но наиболее знаменательным для этого периода являются изменения, связанные с переходом от полной и частичной симбиотической связи с матерью до ощущения самостоятельности. Не случайно этот период иногда называют «революционным» и «первым пубертатным кризом».

В детском возрасте(поздний онтогенез) принято выделять 3 критических периодапсихического развития:

I — от 2 до 4 лет,

II — с 7 до 8 лет и

III — пубертатный — 12—14 лет.

Источник: https://lartdoll.net/klinika-intellektualnykh-narushenij-otvety/589-kriticheskie-periody-ontogeneza-jetapy.html

Возрастная анатомия и физиология. Критические периоды онтогенеза

3. Критические периоды онтогенеза. Этапы психофизического развития и его критические периоды.

Введение

Анатомия — наука, изучающая строение и закономерности развития человеческого тела в связи с его функциями и влияниями, которые оно испытывает со стороны окружающей среды.

В настоящее время физиология и анатомия накопили огромный фактический материал. Это привело к тому, что от физиологии и от анатомии отпочковываются две самостоятельные науки — это возрастная анатомия и возрастная физиология.

1. Критические периоды онтогенеза

С конца XIX в. существует представление о наличии в онтогенетическом развитии периодов наибольшей чувствительности развивающегося организма к воздействию повреждающих факторов внешней и внутренней среды. Эти периоды получили название критических.

Критические периоды различных органов и областей тела не совпадают, друг с другом по времени. Причиной нарушения развития зачатка является большая чувствительность его в данный момент к действию патогенного фактора, чем у других органов.

При этом действие разных факторов может вызвать одну и ту же аномалию. Это свидетельствует о неспецифическом ответе зачатка на повреждающие воздействия.

В то же время некоторая специфичность тератогенных факторов выражается в том, что, будучи различными, они оказывают максимальное повреждающее действие не на одних и тех же стадиях развития.

В процессе закладки каждого органа также существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать, то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию).

В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена.

Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода.

Чем на более ранней стадии своего развития находится эмбрион, тем его ответная реакция на действие патогенного фактора более отличается от реакции систем взрослого организма.

Периоды развития теории управления

… Прогнозирование – определение системы вероятных целей функционирования и развития социально-экономических систем и вероятные пути …

воздействия);организационной культурой;социально-психологическими факторами. Основные подходы к оценке … решения; степень достижения управляющим органом поставленных целей и запланированных … С 1960 г.

информационный период. Управление рассматривается как логический процесс …

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

1) время развития половых клеток — овогенез и сперматогенез;

2) момент слияния половых клеток — оплодотворение;

3) имплантация зародыша (4−8-е сутки эмбриогенеза);

4) формирование зачатков осевых органов (головного и спинного мозга, позвоночного столба, первичной кишки) и формирование плаценты (3−8-я неделя развития);

5) стадия усиленного роста головного мозга (15−20-я неделя);

6) формирование функциональных систем организма и дифференцирование мочеполового аппарата (20−24-я неделя пренатального периода);

7) момент рождения ребенка и период новорожденности — переход к внеутробной жизни; метаболическая и функциональная адаптация;

8) период раннего внеутробного развития это от 2 до 3х лет, когда ребёнок начинает активно двигаться. Резко расширяется сфера его общения с внешним миром, интенсивно формируется речь и сознание. К концу второго года жизни в словарном запасе ребёнка 200−400 слов. Он самостоятельно ест, регулирует мочеиспускание и дефекацию.

Всё это приводит к напряжению физиологических систем организма, что особенно сказывается на нервной системе, перенапряжение которой может привести к нарушениям психического развития и заболеваниям.

Ослабляется пассивный иммунитет, полученный от матери; на этом фоне могут проявляться инфекции, что приводит к анемии, рахиту, диатезу.

В 6−7 лет в жизнь ребёнка входит школа, появляются новые люди, понятия, обязанности. К ребёнку предъявляются новые требования.

Совокупность перечисленных факторов вызывает увеличение напряжённости в работе всех систем организма, которые адаптируют ребёнка к новым условиям. В развитии девочек и мальчиков наблюдаются различия.

Только в середине школьного периода (к 11−12 годам) у мальчиков происходит рост гортани, меняется голос, оформляются половые органы. Девочки опережают мальчиков в росте и массе тела.

Наследственность и рост. Развитие коры головного мозга. Принципы эволюции

… условиях. Наследственная обусловленность роста и развития организма во внутриутробный период малозначима. Во внутриутробном периоде монозиготные близнецы могут значительно …

контроля морфологических и физиологических признаков снижается в период полового созревания. Поэтому предполагают, что в первый … таза у мальчиков и ширина плеч у девочек.

В течение школьного периода жизни уровень генетических …

9) подростковый возраст (период полового созревания — у мальчиков с 13 до 16 лет, у девочек — с 12 до 15 лет).

Этот период связан с изменением в организме гормонального баланса. Глубокая перестройка, происходящая в 12 -16 лет, обусловлена взаимоотношениями желез внутренней секреции гипоталамо — гипофизарной системы. Гормоны гипофиза стимулируют рост тела, деятельность щитовидной железы, надпочечников и половых желез.

Наблюдается дисбаланс развития внутренних органов: рост сердца опережает рост сосудов. Высокое давление в сосудах и бурное развитие половой системы приводят к сердечной недостаточности, головокружениям, обморокам, повышенной утомляемости. Эмоции подростков изменчивы: сентиментальность граничит с гиперкритицизмом, развязностью и негативизмом.

У подростка формируется новое представление о себе как о личности.

2. Что такое акселерация и чем она характеризуется?

Термин «акселерация» (от лат. acceleratio — ускорение) был впервые введен в научную литерату­ру немецким врачом Е. Кохом (Koch, 1953), который на основании много­летних наблюдений над разными по­колениями школьников показал, что дети 30-х гг. нашего столетия во всех возрастно-половых группах оказались крупнее, чем были их ро­дители в том же возрасте.

Акселерация — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. В начале 20 века во многих странах было обнаружено, что вес и рост у подростков стал выше, чем в соответствующем возрасте у их и родителей, а половое созревание стало наступать раньше.

В настоящее время ускорение развития охватило повсеместно страны Европы, Америки, Азии и Африки. Это дает основание говорить об акселерации как о вековой тенденции, характеризующей развитие современного человека. Средний рост взрослого человека за каждое десятилетие увеличивается примерно на 1 см, а вес — на 1,5−2,5 кг.

Статистика показывает, что за последние 40 лет у подростков по сравнению с их сверстниками 70-х гг. рост увеличился на 15 см, а вес на 12−15кг.

Ильенков. К+понятию+тело+человека,+человеческое+тело

… тело+человека,+человеческое+тело — Стр 2 Текст под названием К понятию «тело человека», «человеческое тело … сближения (и даже отождествления!) физиологии и психологии.

Ближайшими единомышленниками Ильенкова … Спиноза вырисовывается во весь рост (хотя он так или … ребенка приходится УЧИТЬ, и с большим трудом, терпением и настойчивостью.

Никакой мимики, ибо мимика – это искусственный язык, которому человек …

Акселерация характеризуется сложным комплексом взаимосвязан­ных явлений, в том числе некоторыми изменениями в психическом раз­витии. До настоящего времени не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

Главные признаки акселерации:

Длина тела и вес ребенка при рождении больше, чем в предыдущие годы. Сейчас вес новорожденных на 100−300гр. больше, а длина тела на 1,2 -2,5 см больше, чем 100 лет назад. В основе этого явления лежит более интенсивное внутриутробное развитие: усиленная витаминизация беременных женщин и детей. Ускорение развития грудных детей.

Удваивание веса тела у грудных детей по сравнению с весом новорожденных происходит сейчас к 4 мес., а не к 6 месяцам как было в начале 20 века. Если «перекрест» величин окружности груди и головы в начале 20 века регистрировался к 10−12 мес., то в настоящее время окружность груди становится равной окружности головы в возрасте 2−3 месяцев.

У современных детей раньше прорезываются зубы. К 1 году у современных детей длина тела на 5−6 см, а вес на 2−2,5 кг выше, чем они были в начале века. Акселерация развития заметна также у детей ясельного и дошкольного возраста. Развитие современных 7-летних детей соответствует 8,5−9 годам у детей конца 19 века.

В среднем у детей дошкольного возраста длина тела за 100 лет увеличилась на 10−12 см. Раньше прорезываются и постоянные зубы.

Ускорение роста у детей школьного возраста, особенно в период полового созревания, у современных девочек 10−12 лет, а у мальчиков 12−14 лет. В больших городах половое созревание подростков наступает раньше, чем в сельской местности. Темпы акселерации сельских детей также ниже, чем в городах.

Более ранее завершение роста: в связи с более ранним половым созреванием окончательное окостенение скелета и прекращение роста в длину завершается сейчас у девушек к 16−17 годам, а у юношей к 18−19 годам.

У женщин менопауза отодвинулась к 48−50 году жизни (в начале 20 века менопауза наступала в 43−45 лет).

Эмоционально положительная сенсомоторная реакция ребенка двух-трехмесячного ребенка на близкого для него человека комплекс оживления

… .Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего для человека (ребенка) во внутреннее, называется интериоризация; Экстериоризация – обратный процесс 36.Понятие, …

приспособительную функцию, со временем утраченную, называется атавизм; 34.

Отождествление ребенком себя с человеком определенного и усвоение соответствующих форм полоролевого поведения –полоролевая идентификация …

Следовательно, удлинился детородный период, что также можно отнести к проявлениям акселерации.

Основные причины появления акселерации:

1. Усиленная витаминизация детей и беременных женщин.

2. Питание (добавки, красители, ароматизаторы и т. д.).

3. Влияние СМИ.

4. Радиоактивные загрязнения, поначалу ведущие к ускорению роста, а со временем — к ослаблению генофонда.

5. Уменьшение кислорода в атмосфере, вызывающее усиленный рост грудной клетки, а за ней и всего организма.

6. Возросшее число гетеролокальных браков (браков людей, проживавших на далеко расположенных друг от друга территориях).

Все эти факторы действуют в комплексе.

3. Нервная клетка, ее строение и функциональное назначение. Миелинизация нервных отростков, ее значение. Роль синапсов в проведении нервного импульса

Основным структурным элементом нервной системы является нервная клетка, или нейрон.

Через нейроны осуществляется передача информации от одного участка нервной системы к другому, обмен информацией между нервной системой и различными участками тела.

В нейронах происходят сложнейшие процессы обработки информации. С их помощью формируются ответные реакции организма (рефлексы) на внешние и внутренние раздражения.

Анатомия центральной нервной системы

… с. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. – М.: Медицина, 1994. Атлас: Нервная система человека. – Под ред. В.М. … анатомии человека и общей биологии в пределах школьной программы.

Освоение дисциплины необходимо для изучения курсов по физиологии … Нейрон. Нервная ткань Нейронная теория строения нервной системы. Нейрон как структурно-функциональная единица нервной ткани.

Морфологические типы нейронов, …

Нейроны разделяются на три основных типа: афферентные, эфферентные и промежуточные нейроны. Афферентные нейроны (чувствительные, или центростремительные) передают информацию от рецепторов в центральную нервную систему. Тела этих нейронов расположены вне центральной нервной системы — …

Список литературы

1. Брин В. Б. Физиология человека в схемах и таблицах. — Ростов-на-Дону, 1999.

2. Леонтьева Н. Н., Маринова К. В. Анатомия и физиология детского организма. — М., 1976.

3. Любимова З. В., Маринова К. В., Никитина А. А. Возрастная физиология. Часть I и II.- М., 2004.

4. Привес М. Г. Анатомия человека. М., 2004.

5. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков. — М., 2004.

6. Убогий А. Н. Анатомия. Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2005.

7. Физиология человека / Под ред. В. М. Покровского, Г. Ф.Коротько.- М.: Медицина, 2001.

8. Физиология человека / под ред. Г. И.Косицкого.- М.: Медицина, 2002.

9. В.М. Харитонов, А.П. Ожигова, Е.3. Година, Е.Н. Хрисанфова, В.А. Бацевич Антропология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 272 с.

10. Соколов Д.К. Каким быть подростку. — Москва: Советская Россия, 1988. — С.26−27.

11. Антонова О.А. Возрастная анатомия и физиология. — М., 2008.

12. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека. — М.: Высшая школа, 1974.

13. Малая медицинская энциклопедия: В 6 т. Т. 6. — М.: Медицина, 1991−1996.

14. Матюшонок М.Т., Турин Г. Г., Крюкова А.А. Физиология и гигиена детей и подростков. — М.: Высшая школа, 1974.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Источник: https://forpsy.ru/works/kontrolnaya/vozrastnaya-anatomiya-i-fiziologiya-kriticheskie-periodyi-ontogeneza/

Uchebnik-free
Добавить комментарий