3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович

Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович

Людмила Иванова
Коррекционно-развивающая программа по формированию и коррекции базовых сенсомоторных взаимодействий

Государственное областное бюджетное учреждение

«Новгородский областной центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

Филиал №6

Утверждаю:

заведующий филиалом №6

Ф. И. О___ Дата___ Рассмотрено на заседании минипедсовета Центра

Протокол №___

«___»___20 г.

Индивидуально-ориентированная

коррекционно-развивающая программа

«Ощущаю, взаимодействую»

Составитель:

педагог – психолог

Иванова Л. Л.

Чудово

2016г.

Пояснительная записка

Актуальность.

Артем, 6 лет, занимается у логопеда Центра,в ходе занятий специалист заметил трудности у ребенка: автоматизация звуков, неусидчивость, проблемы внимания. Маме было рекомендовано проконсультироваться у психолога.

По результатам психологического обследования у Артема выявлены следующие особенности:

-темп деятельности, работоспособность снижены;

-вестибулярные ощущения сформированы недостаточно: есть трудности удержания баланса в положении стоя, испытывает трудности при прыжках на одной ноге, трудности в синхронизации движений и при переработке мышечно-суставных ощущений. Проксимальная стабильность недостаточная.

-динамический праксис снижен.

-межполушарное взаимодействие нарушено (признаки смешанности).

Ребенок в ходе обследования быстро истощается, на фоне истощения падает работоспособность, появляются трудности переключения внимания. Мальчик начинает застревать и стимулирует себя с помощью двигательной активности, отвлекается на малейшие звуки или иные сенсорные стимулы.

При выполнении заданий требуется оказание направляющей, организующей видов помощи.

В итоге всего вышеизложенного, необходимо активное участие родителей в занятиях и обучение их приемам и способам, направленных на развитие вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия и активизации деятельности ребенка.

Научная обоснованность

Теоретической основой программы являются результаты научных исследований Семенович А. В., Ахутиной Т. В. И Семаго М. М.

В возрастной период от 3 до 7-8 лет формируется доминантность полушарий мозга по руке и речи, закрепляются и автоматизируются все основные межполушарные асимметрии, фиксируется право- и левополушарный центры контроля за когнитивными (вербальных и невербальных) и эмоциональными психологическими функциями.

В различных системах характер функциональной ассиметрии может быть неодинаков. Выделяют моторные, сенсорные и ассиметрии по психическим функциям, каждая из них подразделяется на множество видов.

К моторной ассиметрии относятся: ручная, ножная, оральная, глазодвигательная и другие виды. К сенсорным ассиметриям относятся зрительная, слуховая, тактильная, обонятельная и др.

К «психическим» ассиметриям относятся мозговая организация речевых и других высших психических функций.

Работа с ребенком будет строится по методу замещающего онтогенеза, что подразумевает формирование и коррекцию базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных)взаимодействий паттернов поведения, лежащих в основании онтогенеза межполушарных взаимодействий.

Конвергенция глаз, ползание, ходьба и т. д. — отражение на поведенческом уровне системно-динамической организации и пси — контралатеральных (то есть соответственно полушарных и межполушарных) мозговых структурно-функциональных взаимодействий.

Далее мишенями становятся те психические функции, которые надстраиваются в онтогенезе над сенсомоторным фундаментом.Это: соматогнозис, тактильный, зрительный и слуховой гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.

Таким образом, программа будет построена по нейропсихологическому подходу — метод замещающего онтогенеза, работа будет строится от простого к более сложному.

Цели и задачи

Цель программы — формирование и коррекция базовых сенсомоторных (синергических и реципрокных)взаимодействий. Развитие межполушарного взаимодействия.

Задачи:

1. Расширить сенсомоторный репертуар (чувствовать свое тело, расширить глазодвигательные функции, развитие устойчивости и раскрепощение суставов, а также ловкости).

2. Обучать способам расслабления (релаксация-визуализация, дыхательные упражнения).

Задачи работы с мамой:

1. формировать мотивацию мамы на активную работу с ребенком дома (разъяснение, показ упражнений и достижений ребенка, поддержка).

Адресность и продолжительность программы

Адресат: ребенок 6 лет с недостаточностью вестибулярных ощущений, межполушарного взаимодействия.

Продолжительность курса: 6 месяцев, 1 раз в неделю по 60 минут (40 минут — работа с ребенком, 20 минут — работа с мамой).

Форма занятий: индивидуальные занятия совместно с родителем.

Планируемые результаты и система оценки достижения.

К концу коррекционно —развивающей работы планируется достичь следующих результатов:

1. ребенок чувствует свое тело, может отслеживать двигающиеся предметы, без дополнительной стимуляции и удерживать баланс тела. Умеет расслаблять и напрягать мышцы. Умеет ловить и бросать мяч, попадать в мишень.

2. Умеет расслабляться и правильно дышать.

Система оценки реализации программы:

1. Нейрологические пробы по Ахутиной Т. А.

2. методика В. М. Когана

Организационный раздел:

1. Система условий реализации программы:

-игровая комната: коврики, спортивный инвентарь, наличие игрушек (машинки, муз. инструменты и т. д.)

-различные канцелярские принадлежности (карандаши, бумага, глина)

2.Структура занятия:

-организационный момент

-разминка, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, растяжки

-двигательные игры и упражнения

-завершающий этап (упражнения на расслабления, подведение итогов занятия)

-консультирование мамы по итогам занятия.

3. Содержательный раздел.

Работа с ребенком состоит из 5 этапов, которые представлены в структуре знятия. На первом этапе, организационном, мы устанавливаем с ребенком взаимодействие, через методы «Я высказывания», «Отражения» и т. д.

Второй этап — разминка, включает в себя различные дыхательные упражнения («Шарик», «Облако» и т. д., а также двигательные упражнения, растяжки под музыку, ритмитизацию, направленные на различные части тела ребенка.

В этот этап включены различные глазодвигательные упражнения, которые направлены на межполушарное взаимодействие.

Данный этап дает возможность фиксации на своих телесных ощущениях, вестибулярных (чувство устойчивости и ловкости).

На третьем этапе с ребенком проводятся различные двигательные игры и упражнения («Бревнышко», «Животные», различное ползанье, «Качалки», «Мишень» и т. д.

, которые развивают у мальчика способность чувствовать свое тело, отслеживать двигающиеся предметы и удерживать баланс тела, расслаблять и напрягать мышцы.

Налаживать межполушарное взаимодействие.

На завершающем этапе ребенок учиться расслаблению своего тела, вместе со специалистом подводит итоги занятия, делится своими эмоциями.

Для эффективности работы мама присутствует на занятиях и с ней проводится последний этап, на котором объясняются принципы работы с ребенком, она научается тем двигательным упражнениям и играм, которые развивают у него сенсомоторные и межполушарные взаимодействия.

Все занятие проводится по принципу от простого к сложному и все этапы строго соблюдаются.

Литература:

1. Ахутина Т. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Лекции.

2. Семаго Н. Я., Семаго М. М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2000.

3. Семенович А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста. Учебное пособие. – 2-е изд. –М. ,2008г.

4. Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. Учебное пособие. — М.: Генезис, 2007

5. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет» М., «Генезис» 2006 г.

6. Чистякова М. И. Психогимнастика/Под ред. М. И. Буянова. — М. Просвещение,1990.

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayuschaja-programa-s-doshkolnikom-po-formirovaniyu-i-korekci-bazovyh-sensomotornyh-vzaimodestvii.html

Читать — Оглавление — Книга

3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович
sh: 1: —format=html: not found

ББК 88 485я22 УДК 159 922.7(075) М59

Микадзе Ю. В.

М59 Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 288 с: ил. ~ (Серия «Учебное пособие»).

ISBN 978-5-318-00752-1

В учебном пособии рассматриваются теорешческне и эмпирические основынеиропенхолоптдетского возраста.

Описываются предмет и калачи клиническойидиф­ференциальной нейропсихологии детского вочрасга Представлен нейропсихологнческийаналиінарушений психических функций, психического развития, поведения, причиной которых являются органические повреждения мозга, а также минимальные мозговыелисфиікции,рассматриваемые как следствие резндуадьных проявлений нарушений нерв­ной системы в раннем онтогенезе. Отдельный раздел посвящен нейропсихологии индиви­дуальных различий детского возраста. Дано описание методов нейропеихологической диагностикиикоррекции. Пособие адресовано студентам психологических факультетов вузов, нейропсихологам. представителямдруїихпсихологических, а также медицинекггх специальностей.

ББК 88.Д85я22 УДК 159.922.7(075)

ISBN 978-5-318-00752-1

Все права защищены. Никакая часть дзннойкниг/ не может бь:тс воспроизведена вкакой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских поав

©ООО «Питер Пресс», 2008

Оглавление

От актора 7

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА

Глава І. Методолоіические предпосылки теории системной

динамической локализации высших психических функций … 13

Глава 2. Основные понятия теории системной динамической

локализации в приложении к нейропсихологии

детского возраста 22

Понятие психической функции 22

ГТопя гне локализации 23

Понятия «симптом» is «фактор» 26

Понятия «синдроми ый анализ» и «неііропенхологическнй синдром» 28

Глава 3. Теория функциональных систем и системогенеза 35

Основные понятия теории функциональных сип см 35

Принципы системогенеза 38

Состав психологической функциональной системы

и ее мозговая структура 42

РАЗДЕЛ П. ЭМПИРИЧЕСКИЙ БАЗИС ТЕОРИИ СИСТЕМНОЙ

ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ ВПФ f

Глава 4. Морфо- и функциогенсз мозга (структурно-функциональное

созревание мозга) 46

Морфогенез мозга 46

Функциогенсз мозга 59

Глава 5. Формирование структурно-функциональной организации

мозга как базиса развития ВПФ 69

Нейронсихолої пчеекпй аспект перполизацпй возрасі ного разіштня 69

Внутри- и межсистемные связи на разных лапах

онтогенеза 75

5.3. Сенситивный период 76

5.4. Проблема взаимодействия биологических и социальных

факторов в развитии психических функции 78

Глава 6. Особенности генеза психических функций 85

Зрительное восприятие 86

Праксис 89

Внимание 90

Память 91

Мышление 92

Речь 92

10.2. Характеристика парциальных и генерализованных форм

МПН.ІСНСИИ'42

10.3. Нарушения психических функций при эпилепсии 144

Глава 11. Основные итоги исследования нарушений психических

функций при органических повреждениях мозга 147

РАЗДЕЛ IV. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ПРОЛОНГИРОВАННЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 12. Характеристика резидуальиых состояний органического

РАЗДЕЛ III. КЛИНИЧЕСКАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. НАРУШЕНИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОРГАНИЧЕСКИХ ПОВРЕЖДЕНИЙ МОЗГА

Глава 7. Особенности поражения нервной системы и исследования

нарушений психических функций в детском возрасте 99

Причины и специфика заболеваїшіі н повреждении нервной системы в детском возрасте 99

Характеристика органических поражений мозга 102

Особенности исследования нарушений психических функций в детском возрасте 106

Глава 8. Нарушения речевых функций при органических

повреждениях мозга 115

8.1. Общая характеристика речевых расстройств

в детском возрасте 115

8.2. Нарушение речевой сферы при поражении левого и правого

полушарий мозга и при поражении срединных структур 118

Глава 9. Нарушения перцептивных функций при органических

повреждениях мозга 128

9.1. Нарушение перцептивных функций при поражении левого

и правого полушарий мозга и при поражении срединных

структур 128

9.2. Нарушения зрительно-конструктивной леяте.тьпости 135

Глава 10. Нарушения психических функций и поведения

при эпилепсии 1 і 1

10.1. Классификация эпилепсии 141

генеза 1 JZ

Понятие дизонтогепеза 152

Минимальные мозговые дисфункции 155

Роль биологических и средовых факторов в нарушениях психического развития при наличии ММД 158

Глава 13. Нарушения психического развития 161

Расстройства развития речи. Детская дисфазня 161

Расстройства научения 163

Аутистическое расстройство 176

Глава 14. Нарушения поведения 182

14.1. Гиперактивность и дефицит внимания 182

14.2.Тики 188

Глава 15. Некоторые итоги анализа нарушений психических

функций в клинической нейропсихологии детского возраста 191

РАЗДЕЛ V. ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 16. Общая характеристика нейропсихологического подхода к проблеме индивидуальных различий в психическом

развитии детей 19

16.1. Общая характеристика вариантов нормального

(пенатологического) психического развития 195

16.2. Задачи дифференциальной нейропсихологии

детского возраста 197

16.3. Иррегулярность психического развития…. 198

Проблема школьной успеваемости 199

Непроисихологическпе аспекты других видов индивидуальных различий 203

Глава 17. Нейропсихологический синдромный анализ

индивидуальных различий в психическом развитии 204

Синдромы несформированности психических функций 204

Метасиндромы развития и отклонений

в психическом развитии 206

Глава 18. Левшество как один из вариантов

индивидуального развития 216

Общая характеристика левшества 216

Нейропсихологичеекпе исследования онтогенеза левшей 219

РАЗДЕЛ VI. НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

Глава 19. Методы нейропсихологического обследования высших

психических функций в детском возрасте 226

Основные традиции современной нейропсихологической диагностики 226

Отечественные методы нейропсихологического обследования детей 228

Зарубежные методы нейропсихологического обследования детей (А. В. Агранович) 234

Глава 20. Основные подходы к коррекционной работе

в нейропсихологии детского возраста (Т. Г. Горячева) 242

Обшая характеристика коррекционной работы 242

Направления коррекционно-развивающего обучения 247

Особенности работы в группе 257

Литература 261

Приложение. Программа дисциплины

«Нейропсихология детского возраста» 275

Организационно-методический раздел 275

лекционного курса 276

Распределение часов курса по темам и видам работ 282

Учебно-методическое обеспечение курса 283

От автора

В клинической психологии детского возраста можно условно выде­лить два основных направления исследования нарушений психичес­кого развития и поведения: нейропсихологиюи патопсихологию детс­кого возраста.

Источник: https://litlife.club/br/?b=225364&p=53

20.2.2. Программы коррекции мнестических нарушений у детей

3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович

Поскольку одним из наиболее часто встречаемых расстройств у не­успевающих школьников являются нарушения памяти, большой ин­терес представляют коррекционные методики Симерницкой Э. Г. (1995) и Микадзе Ю. В., Корсаковой Н. К. (1994). В них так же, как и в выше рассмотренном подходе, реализуется идея развития слабого звена в функциональной системе памяти при опоре на сильные звенья.

В методике «Лурия-90» Э. Г. Симерницкой сделан акцент на обу­чении новым способам анализа и обработки информации, способ­ствующим облегчению мнестической деятельности.

Данная методи­ка построена на разнообразных методических приемах: ассоциации, «образные крючки», графические импровизации, цифро-буквенные коды, изменения модальности и др.

Ребенок в процессе коррекции может выбрать те приемы и способы, которые наиболее соответству­ют особенностям его психической деятельности и успешно обеспечи­вают положительный результат.

Овладение такими эмоционально- образными мнемотехниками, происходящими в процессе игровой деятельности, повышает продуктивность запоминания речевой и сим­волической информации. Анализ результатов коррекционной работы показал, что данные методические приемы оказывают положительное влияние на динамику различных видов психической деятельности. Недостатком данной методики является то, что ребенок приспосабливается к своему дефекту, а развитие слабого звена не контролируется.

Методика «Диакор» (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К.) позволяет по характеру нарушения памяти выявить преимущественную заинте­ресованность различных мозговых структур.

Нейропсихологические профили при топической оценке изменений в психической сфере но­сят разнообразный характер, что свидетельствует о том, что в основе нарушения памяти у детей с различными видами неуспеваемости (иррегулярность психического развития и минимальные мозговые дис­функции) лежат различные механизмы. В связи с этим предложены различные коррекционные приемы. В случае иррегулярности психи­ческого развития применяется набор коррекционных методик, ори­ентированных впрямую на расширение восприятия и запоминания материала. При минимальных мозговых дисфункциях данный метод позволяет вводить коррекционные методики в обход, с опорой на оп­тимально развитые сферы.

20.2.3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович

Второе направление коррекционно-развивающей работы связано с идеей «замещающего онтогенеза» (Семенович А. В., 2003) и нацеле­но на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций.

В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербаль­ных компонентов общения.

Также в нем применяются и собственно ког­нитивные методы, направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Обе группы методов приме­няются в едином комплексе, с их последующей интеграцией и с уче­том взаимодополняющего влияния.

Автор предполагает, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций.

Так как сенсомотор­ный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют мозговой метаболизм и являются триггерным механизмом восстановления взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельнос­ти.

Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а так­же процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для пол­ноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности.

В методике «замещающего онтогенеза» используются адаптирован­ные к детскому возрасту приемы основных телесно-ориентированных техник. Методика представляет собой трехуровневую систему:

  • первый уровень: «Уровень активации, энергосбережения и статокинестетического баланса психических процессов»;
  • второй уровень: «Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром»;
  • третий уровень: «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов».

Данные уровни выделяются на основании представления об опре­деленных этапах в развитии психической деятельности человека, в том числе его телесности.

Методы, разработанные для первого уровня, на­правлены на функциональную активацию подкорковых образований головного мозга; для второго уровня — задних и премоторных отделов правого и левого полушарий и улучшения их взаимодействия; для тре­тьего уровня — на формирование функций передних (префронтальных) отделов мозга. В коррекционной работе должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни.

Несмотря на ряд различий, оба подхода коррекционно-развивающего обучения комплементарны.

этапы коррекционной работы – предыдущая | следующая – программа Семаго

Оглавление – Мекадзе Ю. В. Нейропсихология детского возраста

Консультация нейропсихолога

Нейропсихологическая диагностика и коррекция

Консультация детского нейропсихолога и дефектолога

Источник: https://vprosvet.ru/biblioteka/korrekciya-pamyati/

Нейро-психологическая коррекционно-развивающая программа

3. Коррекционно-развивающая программа А. В. Семенович
              

                Коррекционно-развивающая программа разработана для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, имеющих особенности в развитии (ЗПР). Разработка программы базировалась на результатах научных исследований В.В. Лебединского, К.С. Лебединской, Е.М. Мастюковой, И.Ф. Марковской, М.С. Певзнер, У.В. Ульенковой.

Общими диагностическими признаками для всех вариантов ЗПР являются повышенная истощаемость и нарушение произвольной регуляции: импульсивность; неустойчивость внимания; слабость контроля.

                На основе комплексного нейропсихологического исследования были выявлены коррекционные приемы, приводящие к большей устойчивости психического тонуса:

1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2. Организация внимания.

3. Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4. Актуализация мотива деятельности.

5. Эмоциональная стимуляция.

              Программа состоит из 16 занятий.  При соблюдении режима проведения (2 занятия в неделю) цикл рассчитан на два месяца. Последнее занятие планируется полностью посвятить релаксационному тренингу.

Цель пограммы: формирование межфункционального взаимодействия ВПФ у старших дошкольников с ЗПР.

Задачи программы

1. Развитие пространственных представлений: а) формирование устойчивых координат («право-лево», «верх-низ»); б)формирование сомаго-пространстаенного гнозиса; в) формирование зрительно-пространственного восприятия; г) формирование тактильного гнозиса; д) формирование зрительно-моторных координации.

2. Развитие двигательной сферы: а) развитие тонкой моторики — возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; б) развитие плавности, переключаемости и точности движении; в) повышение общей подвижности ребенка; г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы: а) умения адекватно выражать эмоциональные состояния; б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния; в) произвольной регуляции поведения; г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения; д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Время проведения: 40-50 минут.

Максимальное число участников: 8 человек.

Возраст: 5,5-9 лет.

           При усложненном варианте программы возраст детей может варьироваться от 7 до 11 лет. При необходимости цикл может быть продлен за счет комбинации игр иупражнений.

         В программе используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, СВ. Покровской, С.Л. Антоновой, Р.В. Овчаровой.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРОГРАММЫ

          На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Формирование пространственных представлений и схемы тела должно идти по пути усвоения устойчивых координат «право-лево» и «верх-низ», сомато-пространственного гнозиса, зрительно-пространственного восприятия, тактильного гнозиса, зрительно-моторных координации.

           Применяются следующие методы: рисования, конструктивной деятельности, предметных действий, игр и др.

Формирование двигательной сферы (в частности, мелкой моторики) можно осуществить следующими методами: подвижных игр (игры в мяч), дви гательных ритмов, констуктивной деятельности (вырезание ножницами, работа с конструкторами), рисования, выполнения движений по речевой инструкции, игрой «Запрещенные движения».

           Метод двигательных ритмов направлен на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координации, произвольной регуляции движений, слухового внимания.

Он создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др.

Таким образом повышается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы.

           Метод тактильного опознания предметов Направлен на повышение точности тактильного восприятия, развитие межмодального переноса, формирование тонкой моторики рук.

           Метод звукодыхательных упражнений Направлен на стимуляцию стволовых отделов головного мозга, развитие межполушарного взаимодействия, развитие лобных отделов; развивает самоконтроль и произвольность.

Единственный ритм, которым произвольно может здесь управлять человек — ритм дыхания и движения.

Нейропсихологическая коррекция строится на автоматизации и ритмировании организма ребенка через базовые многоуровневые приемы.

           Релаксационный метод Направлен на формирование произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций, что придает психомоторному развитию ребенка своеобразную равномерность.

            Метод нормализует гипертонус и гипотонус мышц, способствует снятию синкинезий и мышечных зажимов. Развивает чувствование своего тела, способствует обогащению и дифференциаций сенсорной информации от самого тела (дополнительная афферентация тела).

Регуляция силы мышечного тонуса должна проходить в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям (цефало-каудальный закон), от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и соответственно от колен к пальцам ног (проксимодистальный закон).

             Метод подвижных игр Обеспечивает развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий, мышечных зажимов. В процессе развития детей миелинизация нервных сетей происходит при условии их высокой двигательной активности. Перекрестные движения рук, ног и глаз активизируют развитие мозолистого тела.

При регулярном выполнении реципрокных движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, переживания, которые бы не выражались в телесном движении.

В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.

           Метод визуализации Визуализация происходит в обоих полушариях головного мозга, что эффективно развивает мозолистое тело и, следовательно, интегрирует работу мозга. Метод формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение (центральное новообразование дошкольного периода).

          Арт-терапевтический метод Способствует активизации мозга в целом: межполушарному взаимодействию, активизации корково-подкорковых структур, лобных отделов, зоны ТРО.

Конструктивно-рисуночный метод Формирует устойчивые координаты («лево-право», «верх-низ»), сомато-пространственный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, тактильный гнозис, зрительно-моторные координации.

                               >          ДАЛЕЕ —>

Источник: http://iemcko.ru/2577.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий