3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

Государственный строй России в период абсолютной монархии

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДНР

ДОНБАССКАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Кафедра теории и истории государства и права

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Тема № 7 «Государство и право Российской империи в период абсолютной монархии»

Лекция рассчитана на студентов, курсантов и слушателей всех форм обучения

Подготовки бакалавра

Направления 030900 «юриспруденция»

Донецк 2015

Государство и право Российской империи в период абсолютной монархии.

1. Государственный строй России в период абсолютной монархии.

2. Общественный строй России в период абсолютной монархии.

3. Право строй России в период абсолютной монархии.

Государственный строй России в период абсолютной монархии.

Становление абсолютной монархии в России относится к концу XVII в.

Для нее характерны следующие признаки: 1) вся полнота государственной власти находится в руках одной личности; 2) наличие профессионального бюрократического аппарата; 3) создание сильной постоянной армии; 4) отсутствие сословно-представительских органов и учреждений.

Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:1)в России он складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Западной Европе; 2) социальной опорой российского абсолютизма было дворянство, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с городами.

Установление абсолютной монархии в России сопровождалось вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни. Усиление роли государства также выразилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп.

Возглавляет государство абсолютный монарх. Ему всецело и неограниченно принадлежит высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Он также является главнокомандующим армии. С подчинением церкви монарх осуществляет руководство и государственной религиозной системой.

Изменяется порядок престолонаследия. В 1722 г. был издан Указ о наследии престола, закреплявший право монарха по собственной воле назначать своего наследника. Юридическим источником закона стала признаваться воля монарха. Законодательные акты издавались самим монархом либо сенатом от его имени.

Монарх был главой всех государственных учреждений, и все они были обязаны исполнять его решения.

Монарх был верховным судьей и источником всей судебной власти. В его компетенции было рассмотрение любых дел независимо от решения судебных органов. Монарху принадлежало право помилования и утверждения смертных приговоров.

Боярская думак концу XVII в. из органа, которому наряду с царем принадлежала вся полнота государственной власти, превратилась в периодически созываемое совещание приказных судей. Дума стала судебно-управленческим органом, осуществлявшим надзор за деятельностью исполнительных органов (приказов) и органов местного управления.

В 1701 г. функции Боярской думы были переданы Ближней канцелярии, которая координировала всю работу центральных органов управления.

После образования сенатав 1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Сенатбыл учрежден в 1711 г. как высший орган управления общей компетенции, в которую входили судебная, финансовая, ревизионная и другие виды деятельности. Состав сената включал 9 сенаторов и обер-секретаря, назначавшихся монархом.

Вначале требовался единогласный порядок принятия решений, с 1714 г. решения стали приниматься большинством . Указы сената должны были подписываться всеми его членами.

При сенате существовало несколько должностей, имевших важное значение в области государственного управления.

Контроль за деятельностью сената был возложен на генерал-ревизора, которого позже сменил обер-секретарь сената.

Для надзора за деятельностью всех учреждений, в том числе и сената, учреждались должности генерал-прокурораиобер-прокурора.

В 1722 г. сенат был реформирован указами императора. Был изменен состав сената: в него стали входить высшие сановники, не являвшиеся руководителями конкретных ведомств. Сенат становился надведомственным контрольным органом. Таким образом, реформа 1722 г. превратила сенат в высший орган центрального управления.

Перестройка приказной системы управления произошла в 1718-1720 гг. Большинство приказов было ликвидировано, а на их месте учреждены новые центральные органы отраслевого управления – коллегии.

Важнейшимиявлялись три коллегии: Военная коллегия, Адмиралтейств-коллегия, Коллегия иностранных дел.

Другая группа коллегий занималась финансами государства: Камер-коллегия, ответственная за доходы государства, Штатс-контор-коллегия – за расходы и Ревизион-коллегия, контролирующая сбор и расход казенных средств.

Торговля и промышленность находились в ведении Коммерц-коллегии (ведавшей торговлей), Берг-коллегии (занимавшейся горным делом), Мануфактур-коллегии (занимавшейся легкой промышленностью).

Судебную систему страны курировала Юстиц-коллегия.

Дворянским землевладением и городскими сословиями управляли Вотчинная и Главный магистрат.

В структуре местного управления Указом 1702 г. был отменен институт губных старост, а их функции были переданы воеводам.Отмечалось, что воеводы должны были управлять делами совместно с выборными дворянскими советами. Таким образом, сфера местного управления получила коллегиальное начало.

С 1708 г. вводилось новое территориальное деление государства: территория России была разделена на 8 губерний. В период 1713-1714 гг. число губерний возросло до 11.

Возглавлял губернию губернаторили генерал-губернатор,объединявший в своих руках административную, судебную и военную власть. В своей деятельности он опирался на вице-губернатора и четырех помощников по отраслям управления.

Губернии разделялись на уезды, возглавляемые комендантами.Во главе провинций стояли обер-коменданты.

К 1715 г. сложилась трехзвенная система местного управления: уезд – провинция – губерния.

Вторая областная реформабыла проведена в 1719 г.: территория государства разделялась на 11 губерний и 45 провинций (впоследствии их количество увеличилось до 50).

Провинциистали основными единицами управления. Во главе наиболее важных провинций стояли генерал-губернаторы и губернаторы, остальные провинции возглавлялись воеводами. Им были предоставлены широкие полномочия в административной, полицейской, финансовой и судебной сферах. В своей деятельности они опирались на канцелярию и штат помощников.

В 1718-1720 гг. была осуществлена реформа органов городскогосамоуправления. Создавались выборные сословные коллегиальные органы управления, получившие название магистратов.

Общее руководство городовыми магистратами осуществлял Главный магистрат. В его состав входили: обер-президент, президент, бургомистры, ратманы, прокурор, главный судья, советники, асессоры и канцелярия. С 1727 г.

, после ликвидации Главного магистрата, городовые магистраты стали подчиняться губернаторам и воеводам.

В XVII-XVIII вв. шел процесс создания регулярной армии.

В период 1699—1705 гг. в России была введена рекрутская системакомплектования армии. Рекрутской повинности подлежало все податное мужское население. Служба была пожизненной. Солдаты набирались в армию из крестьян и горожан, офицеры – из дворян.

До 1724 г. при наборе рекрутов исходили из подворной раскладки, т.е. от 20 дворов брали одного рекрута.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет.

В 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.

Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров, вначале выполнявший совещательные функции при императрице Анне Иоанновне. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. Фактически кабинет министров сосредоточил в своих руках все государственное управление.

В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления, – кабинет Ее Величества(императрицы Елиза­веты Петровны).

За время своего существования высший совещательный орган при императоре (впоследствии при Петре III называемый Императорскимсоветом, при Екатерине II – Советом при высочайшем дворе) сохранял широкие полномочия в различных областях государственного управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т.д.

После смерти Петра I роль сенатакак высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента: Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судеб­ных дел.

При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы государственного управления.

К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом. Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел. С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.

Система губернскогоиместного управленияв XVIII в. продолжала развиваться и укрепляться. В 1775 г. была проведена губернская реформа. Основной административной единицей была губернияво главе с губернатором.

При губернаторе состоял коллегиальный орган – Губернское правление,находящееся под надзором сената.

Губернское правление исполняло следующие функции: общее управление губернией, публикация законов, указов и распоряжений императора, надзор за исполнением, наложение ареста на имущество, рассмотрение жалоб и др.

В первой половине XIX в. Россия оставалась абсолютной монархией. Во главе государственного аппарата стоял император,наделенный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятельности по управлению государством царь опирался на разветвленный чиновничий аппарат.

В 1810 г. царским манифестом был учрежден Государственный совет–высший законосовещательный орган Российской империи.

Председателем Государственного совета был император. В случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновники и помещики. Общая численность этого органа в различные годы составляла 40-80 человек.

Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государственной экономии, дел царства Польского. Совет был ликвидирован в 1917 г.

Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разрабатываться в царской канцелярии. Собственная Его Императорского Величества канцелярияпостепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления.

В 1802 г. началась министерская реформа.

В соответствии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения.

Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры должны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятельности, но фактически они были ответственны перед императором.

Министры и товарищи министров (помощники) назначались императором, другие высшие чиновники – императором по представлению министра, низшие назначались министрами. Аппарат министерств подразделялся на департаменты и канцелярии.

В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционерами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностранцами в государстве.

Исполнительным органом Третьего отделения был созданный в 1827 г. жандармский корпус.

Источник: https://poisk-ru.ru/s40093t7.html

История отечественного государства и права

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

Власть монарха. Образование абсолютизма справедливо связывают с единоличным правлением Петра / (1689—1725). Укрепление единовластия сопровождалось многообразными коренными реформами всех основных сторон жизни общества на фоне ведения Северной войны (1700—1721).

Такой преобразовательный курс большинством исследователей прошлого и современности оценивается как исторически прогрессивный.

Именно в условиях радикальных преобразований царская власть распространилась на все основные сферы жизни: законодательную, исполнительную, судебную и военную, а также внешнеполитическую и религиозную. Власть монарха (с 1721 г.

императора) получила всестороннее юридическое закрепление в «Воинских Артикулах», а в Духовном регламенте давалось религиозное обоснование самодержавия, действующего, как говорили идеолога того времени, в интересах «общего блага».

В 1722 г. был издан Устав о престолонаследии, но которому монарх мог по своей воле определять своего преемника что еще более усилило полномочия царя. Однако Петр, как известно, не успел воспользоваться таким своим правом и не назначил себе преемника до своей преждевременной кончины в январе 1725 г.

Государственный аппарат. Серьезные преобразования коснулись всего государственного аппарата, который перестраивался в интересах новой политики и правящего сословия. Земские соборы после 1653 г.

перестали собираться в широком составе и заменились совещаниями, а в 80-е годы прекратили свое существование.

На смену сословно представительным учреждениям приходят новые органы, создающиеся на основе бюрократического централизма.

XVIII век — век обюрокрачивания дворянства и одворянивания бюрократии. Реформы государственного аппарата при Петре первом делятся на три этапа.

Первый этап (1699—1710) — частичные преобразования в высших органах, в органах самоуправления и военные реформы;

Второй этап (1710—1719) — ликвидация старых центральных органов, создание новой столицы — Санкт-Петербург (1713), образование Правительствующего Сената, первая областная реформа. С 1715 г.

вводилось новое деление территорий страны: губернии стали делиться на провинции, а провинции на доли, т.е. уезды, затем переименованные в дистрикты. Всего было создано 50 провинций. Во главе дистрикта ставился комендант, т.е.

пред ставите ль государства.

Третий этап (1719—1725) — образование новых органов отраслевого управления (коллегий); вторая областная реформа, закрепившая деление губерний на провинции и уезды, реформа церковного управления и создание Синода (1721 г.). Проводится финансово-налоговая реформа, создается правовая основа для всех учреждений: принимаются регламенты и Генеральный регламент 1720 г.;

вводится новый порядок прохождения службы, регулируемый Табелью о рангах 1722 г. В это же время, после окончания Северной войны в 1721 г., Россия становится империей, а Петр получает титул императора и отца Отечества.

Боярская дума постепенно угасала и в начале в. собиралась уже в довольно узком составе — из 30—40 человек. С 1704 г. к ее заседаниям присоединялись начальники приказов. В 1708 г.

Боярская дума была ликвидирована, вместо нее появился узкий малочисленный орган, названный Консилией министров, а затем и иной по сословному составу орган, названный в 1711 г. Правительствующим Сенатом. Это был бюрократический высший орган государственной власти.

Члены сената (сначала девять), назначались царем из числа его непосредственного окружения, независимо от знатности и присягали ему на верность. В первом составе Сената только трое его членов принадлежали к старинной титулованной знати — князья М.В. Долгорукий, Г.И. Волконский, П.

А. Голицын, лишь трое в прошлом были членами Боярской думы — И.А. Мусин-Пушкин, Т.Н. Стрешнев, Г.А. Племянников.

Созданный вначале для управления страной в период отсутствия царя Сенат затем стал постоянным органом, который в отсутствие царя мог при необходимости издать законы. По в 1722 г.

по решению царя это право у него отняли, однако оставили право законодательной инициативы и обширные надзорные функции в отношении госаппарата и высших должностных лиц. Законопроекты разрабатывались и после утверждения царем публиковались Сенатом.

Он был также высшей апелляционной инстанцией, а по наиболее важным делам и судом первой инстанции. Осуществлял он и контрольно-ревизионные функции (сенатские ревизии). Сенату были переданы функции упраздненного Разрядного приказа.

При Сенате была учреждена канцелярия во главе с обер-секретарем, в составе которой был образован разрядный стол, ведавший государственной службой. Связь с губерниями Сенат осуществлял через особых губернских комиссаров (по двое от каждой губернии), состоявших при губернском столе сенатской канцелярии.

Сенаторы назначались на должность, приносили присягу на верность государю и государству и получали за службу жалование.

По указу Петра I в заседаниях Сената не должно было быть болтовни, говорить надлежало только о деле. Суровые меры принимались для пресечения злоупотреблений. За нерадение к службе и государственным интересам Петр I сурово взыскивал с Сената.

Таким образом, в XVIII в. появляется новая знать, получающая за службу жалование.

Государственный аппарат по положению правительственных учреждений и обслуживающего персонала делится на два уровня: высший (правящий) и низший (исполнительский).

Структуру госаппарата Петр уподоблял часовому механизму (по совету известного ученого Лейбница). Появляется и новая военная бюрократия в лице офицерского корпуса.

В рассматриваемый период устаревает приказная система управления и идет поиск новых организационных форм. Появляется новый вид органов центрального государственного управления — коллегии. Практическое образование коллегий заняло время с 1712 по 1718 г.

В 1715 г. в список входило шесть коллегий, в 1719 г. — девять, затем 11. 12-й коллегией стал священный Синод в 1721 г. Штат адмиралтейской коллегии включал 17 человек. Коллегиальное управление характеризуется следующими признаками:

  1. подчинение госаппарата по вертикали;
  2. возвышение роли документов и письменных бумаг;
  3. определение обязанностей канцелярских служащих, среди которых главное должностное лицо — секретарь.

Коллегии заменяли ранее действовавшие приказы, не имевшие четкой компетенции. Это был крупный шаг вперед, так как создавалась стройная для того времени система отраслевого управления.

Главными были три коллегии: Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел, их президенты входили в состав Сената.

Следующие три коллегии руководили промышленностью и торговлей: Берг-коллегия, Мануфактур-коллегия и Коммерц-коллегия. Другие коллегии (Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия) вели сбор финансов, контроль за их расходованием. Имелись также Духовная коллегия (затем Синод), Вотчинная коллегия, Юстиц-коллегия.

Структура коллегии строилась единообразно: президент, вице-президент, четыре советника и четыре асессора. Решения принимались письменно. Дела решались анием, при равенстве принималось решение, за которое ал президент. Коллегии сочетали административные и судебные функции.

Коллегиальность часто была фиктивной, неправосудие имело место в больших масштабах.

Большую роль в новых условиях играл Кабинет, или Ближняя канцелярия. — орган, учрежденный в 1699 г. при Боярской думе, имевшая функции финансового контроля. Он просуществовал до создания Ревизион-коллегии.

В 1704 г. был образован Кабинет (или личная Канцелярия царя), просуществовавший до 1727 г. Компетенция его развивалась по линии управления и законодательства, что отражало усиление соответствующих властных полномочий царя.

В нем сосредоточивались военные и иные донесения, отчеты, проекты законодательных актов, иностранные источники и другие важные документы. Уставы и указы Петра I, исходившие из Кабинета, сразу принимали силу закона.

Через него царь поддерживал связь с Сенатом, Синодом, коллегиями и губернаторами.

Создалась и система контроля — как за центральными учреждениями (Сенатом и коллегиями), так и за местными. Сначала деятельность Сената контролировалась дежурными штаб офицерами гвардии, имевшими широкие полномочия и следившими за исполнением данной Сенату инструкции, проведением в жизнь указов.

Позднее, в 1722 г., появилась специальная должность — генерал-прокурор Сената («око» государя). В его ведении была канцелярия, через которую шли важные документы.

Он мог опротестовать и приостановить решения Сената с последующим докладом царю, штрафовать и арестовывать непокорных сенаторов, проводить проверку исполнения.

Прокуроры вводились во все коллегии (обер-прокуроры) и местные органы (губернские прокуроры). Имел место и негласный контроль, который вели фискалы, «тайно проведывавшие» о всяких нарушениях указов государя и возбуждавшие через прокуратуру дела о преследовании государственных преступников. Институт фискалов был введен одновременно с образовавшем Правительствующего Сената.

Местное самоуправление и города. В первой четверти XVIII в. местное самоуправление неоднократно перестраивалось, как в ходе областных реформ, так и после них.

В 1702 г. губные учреждения заменились воеводами, и при них были выборные советы дворян.

В 1708 г. страна разделилась на восемь губерний. Затем их число увеличилось до 11, а в конце правления Петра I до 14. Губернаторы ведали военными делами, податями и полицейскими функциями.

Назначались они царем и подчинялись Сенату. При губернаторах состояли выборные ландратские коллегии, члены которых утверждались Сенатом. Губернатор все дела вносил на их рассмотрение.

Большинство членов ландрата занимались на местах управлением.

В 1727 г. местное управление сосредоточилось в руках губернаторов, воевод и их канцелярий.

Развивались и города. Уже в 1699 г. Петром 1 города изымались из ведения приказов и воевод и в них создавались земские избы, а в столице была образована Бурмистерская палата (ратуша).

Это были выборные органы самоуправления.

Земские избы ведали сбором податей и судом, избирались они как горожанами, так и государственными крестьянами, подлежавшими ведению изб, но позднее они попали под опеку губернаторов.

В 1721 г. по реформе городского управления были созданы магистраты, а в Петербурге Главный магистрат, который руководил местными магистратами. Обер-президент и президент (для Петербурга) Главного магистрата назначались правительством. Магистраты занимались вопросами городского самоуправления и делами зарождавшейся буржуазии.

Президент, бургомистры и ратманы избирались на городской сходке из «умных» богатых людей. Избрание их должно быть утверждено Главным магистратом.

В малых городах действовал бургомистр и несколько ратманов. Магистраты судили «купецких и ремесленных людей» по всем преступлениям, кроме «великих государственных дел». Приговоры к смертной казни утверждались главным магистратом.

В их ведении находилась местная полиция. Магистраты могли составлять полицейские регламенты, которые утверждались царем или Сенатом, а также занимались вопросами управления, сбора налогов, податей.

Жалобы на их неправомерные действия разбирал Главный магистрат.

После разделения граждан на регулярных и нерегулярных, первые получили гильдейское самоуправление по внутренним делам гильдий, а вторые объединились в цехи, во главе которых стоял выборный алдерман (старшина).

После смерти Петра I Главный магистрат был упразднен, а городские (городовые) магистраты были подчинены губернаторам и воеводам.

Вооруженные силы. Атрибутом абсолютной монархии является регулярная армия. Посредством войска самодержавие осуществляло как внешние, так и внутренние функции, связанные с защитой территорий (включая завоеванные) и удержанием в повиновении народных масс.

Изменения в госаппарате не могли не повлечь изменений в организации вооруженных сил. XVII век предъявил к армии требования быть в постоянной готовности к осуществлению обеих функций, что потребовало создания регулярной армии.

Стрельцы, городовые казаки и дворянское ополчение показали свою недостаточную боеспособность, так как они отвлекались от службы, занимаясь ведением хозяйства.

Следует отметить, что первые солдатские, драгунские и рейтарские полки были созданы уже в правление Михаила Федоровича, но это не были регулярные части, поскольку они образовываюсь лишь для нужд войны, т.е. на время.

Однако эта форма воинских частей была прогрессивной, и к 1680 г.

в России был уже 41 солдатский полк (61288 человек), 26 рейтарских и копийских (30472 человек), причем русские офицеры к тому времени уже вытесняют иностранцев; появились и первые русские генералы: Шепелев, Косогов, Змиев.

Войска руководствовались «Уставом ратных и пушечных дел» и книгой «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», изданной в 1647 г. Именно 1647 г. Петр I считал началом регулярного войска и воинского устава.

В царствовать Алексея Михайловича (отца Петра I) была попытка создания регулярного флота. На Демидовских верфях был построен для Каспийского моря корабль «Орел» и другие суда.

Однако в общегосударственном масштабе, как известно, армия и флот стали регулярными лишь при Петре I, что было обусловлено потребностями ведения Северной войны. Обнаружив непригодность дворянского ополчения, Петр I провел военную реформу, вводя с 1699 г. воинскую повинность в форме рекрутских наборов.

Согласно этой реформе, население города и деревни (20 дворов каждые пять лет, затем 100 дворов ежегодно) поставляли в армию по одному рекруту, срок службы которых был 25 лет.

Таким образом создавалась регулярная национальная армия, состоявшая из крестьян и горожан, делившаяся на определенные воинские части (полки и т.д.).

Полиция в абсолютистской России ⇒

Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII—XVIII в. ⇒

Реформы эпохи дворцовых переворотов ⇒

Реформы в годы правления Екатерины II ⇒

Источник: https://isfic.info/rushis/statem32.htm

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

Как уже было сказано выше — время возникновения абсолютной монархии на территории России — вторая половина XVI века, а окончательное её оформление — первая четверть XVIII века.

В России в XVIII веке наряду с укреплением и оформлением сословного строя, происходят глубокие изменения в экономическом и социальном развитии, затронувшие все стороны народного хозяйства и социального облика страны.

В основе этих изменений лежал процесс разложения феодализма и генезиса капиталистических отношений, начавшихся ещё в XVII веке. Кульминацией этого процесса являлась, конечно же, эпоха Петра (1672-1725 г.г.).

Пётр I правильно понял и осознал сложность тех задач, которые стояли перед страной и приступил к их осуществлению.

«Реформы Петра были подготовлены всей предшествующей историей народа, требовались народом». Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра, в ином шедшая даже дальше их. Подготавливалось преобразование вообще, которое при мирном ходе дел могло продлиться длительное время.

Реформа, как она была исполнена Петром, была его личным делом, делом беспримерно насильственным и, однако, непроизвольным и необходимым. Внешние опасности государства опережали естественный рост народа, закостеневшего в своём развитии. Обновление России нельзя было предоставлять постепенной тихой работе времени, не подталкиваемой насильственно.

Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа, однако к основным из них следует отнести следующие реформы: военную, органов власти и управления, сословного устройства русского общества, податную, церковную, а также в области культуры и быта.

Следует отметить, что основной движущей силой петровских реформ стала Северная война.

На первый взгляд преобразовательная деятельность Петра представляется лишенной всякого плана и последовательности. Постепенно расширяясь, она захватила все части государственного строя, коснулась самых различных сторон народной жизни. Но ни одна часть не перестраивалась сразу, в одно время и во всем своем составе.

Каждая реформа подступала по несколько раз, в разное время касаясь ее по частям, по мере надобности. Преобразовательные меры следовали одна за другой в том порядке, в каком вызывали их потребности, навязанные войной. Она поставила на первую очередь преобразование военных сил страны.

Военная реформа повлекла за собой два рядя мер, из которых одни направлены были на поддержание регулярного строя преобразованной армии и новосозданного флота, а другие на обеспечение их содержанию.

Меры того и другого порядка изменяли положение и взаимные отношения сословий, усиливали напряжение и производительность народного труда как источника государственного дохода.

Нововведения военные, социальные и экономические требовали от управления такой усиленной и ускоренной работы, ставили ему такие сложные и непривычные задачи, какие были ему не под силу при его прежнем строе и составе.

Поэтому рука об руку с этими нововведениями и частью даже впереди их шла постепенная перестройка управления всей правительственной машины, как необходимое общее условие проведения прочих реформ. Другим таким общим условием была подготовка дельцов и умов к реформе. Для успешного действия нового управления, как и других нововведений, необходимы были исполнители подготовленные к делу, обладающие нужными для того знаниями, необходимо было и общество, готовое поддерживать дело преобразования, понимающие его сущность и цели. Отсюда усиленные заботы Петра о распространении научного знания, о заведении общеобразовательных и профессиональных, технических школ.

Таков общий план реформы, ее порядок, установленный не наперед обдуманными предначертаниями Петра, а самим ходом дела и гнетом обстоятельств. «Война была главным движущим рычагом преобразовательной деятельности, военная реформа — ее начальным моментом, а устройство финансов — ее конечной целью».

О.А. Омельченко выделяет три этапа в реформах Петра I.

Первый (1699-170910гг.) — изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.

Второй (171011-171819гг.) — создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (171920-172526) — начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу.

При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм. 22 октября 1721 года Петру I был присвоен титул Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого. Принятие этого титула соответствовало юридическому оформлению неограниченной монархии.

Один из принципов абсолютизма — расширение полномочий императора. Императоры обладали более широкими полномочиями, чем цари периода сословно-представительной монархии. Монарх не был ограничен в своих полномочиях и правах никакими высшими административными органами власти и управления.

Власть императора в такой мере была широка и сильна, что Пётр I преступал сложившиеся обычаи, касавшиеся персоны монарха.

В толковании к 20 артикулу Воинского устава 1716 года и в Морском уставе 1720 года провозглашалось: «Его Величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять».

В регламенте духовной коллегии (1721 год, январь) говорилось: «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам бог за совесть повелевает». Монарх был главой государства, церкви, высшим судьёй, верховным главнокомандующим, в его исключительной компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами.

В законодательной власти только императору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью в стране и ему подчинялись все органы государственного управления. Император также был главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учреждение — Синод.

Петр I внёс изменения в порядок наследования императорского престола. До него царский престол переходил от отца к сыну. В XVII веке, если не было законного наследника, то царя мог избрать Земский собор.

Однако, Петр считал такой порядок несоответствующим идеи неограниченной монархии и полагал, что если наследник не достоин престола, то император может назначить своим преемником лицо «усмотря достойного». Пётр воплотил эту идею в «Уставе о наследовании престола» (1722 год).

Поводом к изданию Устава было сопротивление царевича Алексея реформаторской деятельности Петра.

Таким образом, стремления монархов Российского государства XVI-XVII веков к «самовластию и полновластию», в первой четверти XVIII века получили окончательные оформление в виде абсолютной монархии. При этом были ликвидированы учреждения (патриаршество и боярская дума), в которых так или иначе могло проявляться противодействие самодержавию государя.

Переход к абсолютизму не сводится лишь к освобождению царя от каких-либо сдерживающих сил. Переход к абсолютизму, его расцвет означали перестройку государственного аппарата.

Утверждение абсолютизма сопровождалось усилением централизации и бюрократизации государственного аппарата.

В проведение реформ государственного управления было два этапа. Первый из них охватывает 1699-1711 гг. — от создания Бурмистерской палаты, или Ратуши, и первой областной реформы до учреждения Сената. Административные преобразования этого периода осуществлялись поспешно, без чётко разработанного плана.

Второй этап падает на более спокойные годы, когда самый тяжёлый период Северной войны остался позади.

Проведению преобразований на этом этапе предшествовала длительная и планомерная подготовка: изучалось государственное устройство западноевропейских государств, с участием иностранных правоведов составлялись регламенты новых учреждений.

При их составлении были использованы шведские регламенты, соответствующим образом переработанные и дополненные применительно к русским условиям.

Законодательные акты начала XVIII века закрепили неограниченный характер царской власти. Вместо Боярской думы указом 22 февраля 1711 г. был учрежден новый государственный орган — Правительствующий сенат. Все его члены были назначены царем из числа его непосредственного окружения (первоначально — 8 человек).

В состав Сената входили крупнейшие деятели того времени. Все назначения и отставки сенаторов происходили по именным царским указам. Сенат не прерывал своей деятельности и был постоянно действующим государственным органом.

Сенат учреждался в качестве коллегиального органа, в компетенцию которого входило: отправление правосудия, решение финансовых вопросов, общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

Таким образом, Сенат был высшим судебным, управленческим и законосовещательным учреждением, которое выносило на рассмотрение различные вопросы для законодательного разрешения монархом. Указом от 27 апреля 1722 г.

«О должности Сената» Петр I дал подробные предписания по важным вопросам деятельности Сената, регламентируя состав, права и обязанности сенаторов, установил правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Издаваемые Сенатом нормативные акты не имели высшей юридической силы закона.

Сенат принимал лишь участие в обсуждении законопроектов и давал толкование закона. Сенат возглавлял систему государственного управления и был по отношению ко всем другим органам высшей инстанцией. Коллегии ежемесячно подавали в Сенат ведомости о входящих и исходящих делах. Структура Сената складывалась постепенно.

Первоначально Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, позднее в его составе сформировалось два отделения: Расправная палата — по судебным делам (существовала в качестве особого отделения до учреждения Юстиц-коллегии) и Сенатская контора по вопросам управления.

Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: секретный, губернский, разрядный, фискальный и приказный. До учреждения Сенатской конторы она была единственным исполнительным органом Сената. Определялось отделение канцелярии от присутствия, которое действовало в трех составах: общее собрание членов, Расправная палата и Сенатская контора в Москве.

В состав Расправной палаты входили два сенатора и назначаемые Сенатом судьи, которые ежемесячно подавали в Сенат рапорты о текущих делах, штрафах и розысках. Приговоры Расправной палаты могли быть отменены общим присутствием Сената. Ее компетенцию определил Сенатский приговор (4.09.1713г.

), в которую входило: рассмотрение жалоб на неправое решение дел губернаторами и приказами и фискальные донесения. Сенатская контора в Москве учреждена 12 января 1722 г. «для управления и исполнения указов». В ее состав входили: сенатор, два асессора, прокурор.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, а также исполнение непосредственно полученных из Сената указов, контроль исполнения указов, посылаемых Сенатом в губернии.

Сенат имел вспомогательные органы, в составе которых не было сенаторов, такими органами были рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность ради «приема челобитен», получившая (1722 г.) название рекетмейстера, в обязанности которого входил прием жалоб на коллегии и канцелярии.

Если жаловались на волокиту — рекетмейстер самолично требовал ускорения дела, если были жалобы на «неправосудие» коллегий, то рассмотрев дело он докладывал его Сенату. В январе 1722 г. последовало назначение на должность герольдмейстера, в обязанности которого входило составление списков всего государства, дворян, наблюдением за тем, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3. 16 марта 1711 г., в связи с перераспределением компетенции органов государственного управления (после губернской реформы), Сенат ввел должность губернских комиссаров, которые следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Они занимались непосредственно отправлением указов, присылаемых Сенатом и коллегиями. Учреждение Сената было важным шагом складывания бюрократического аппарата абсолютизма. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы были лично ответственны перед монархом, а в случае нарушение присяги, наказывались смертной казнью, опалой, отрешением от должности, денежными штрафами.

Источник: https://hist.bobrodobro.ru/27458

1.Государственный строй России при абсо­лютной монархии (конец XVII — первая чет­верть XVIII в.)

3. Государственный строй России в период абсолютной монархии

СтановлениеабсолютноймонархиивРоссии относитсяк концу XVIIв. Для нее характерны следующие признаки:1) вся полнота государственной властинаходится в руках одной личности; 2)наличие профессионального бюрократическогоаппа­рата; 3)создание сильной постояннойармии; 4)отсутствие сословно-представительныхорганов и учреж­дений.

Дляроссийского абсолютизма характерныследующие особенности:1) вРоссии он складывался в условиях развитиякрепостничества, а не в условиях развитиякапиталистических отношений и отменыстарых феодальных институтов, как вЕвропе; 2) социальной опорой российскогоабсолютизма были дворянство и служилоесословие, в то время как европейскийабсолютизм опирался на союз дворянствас го­родами.

Установлениеабсолютной монархии в России сопровож­далосьвмешательством государства во все сферыобществен­ной и частной жизни. Усилениероли государства также вы­разилосьв детальной регламентации прав иобязанностей сословий и социальныхгрупп. Еще одним направлением экспансиистала политика дальнейшего закрепощениякрестьян.

Специфической особенностьюроссийского абсолютизма была егопат­риархальнаяидеология.Поспециальному указанию Петра IФеофаном Прокоповичем был написан труд«Правда воли монаршей», в которомоправдывалась необходимость властиабсолютного монарха. Глава государстваизображался «отцом народа», ко­торыйзнает, чего хотят его дети, поэтому о.ивправе их воспи­тывать, поучать инаказывать.

Отсюда и желание контролиро­ватьвсе сферы общественной и частной жизни.

Возглавляетгосударство абсолютныймонарх.Емувсеце­ло и неограничено принадлежитвысшая законодательная, ис­полнительнаяи судебная власть. Он также являетсяглавноко­мандующим армии. С подчинениемцеркви монарх осуществ­ляет руководствои государственной религиозной системой.

Изменяетсяпорядок престолонаследия. В силуполитиче­ских мотивов Петр Iлишил законного престолонаследникацаревича Алексея права наследования.В 1722 г.

был издан Указ о наследии престола,закреплявший право монарха по собст­веннойволе назначать своего наследника.Юридическим ис­точником закона сталапризнаваться волямонарха.

Законода­тельныеакты издавались самим монархом либосенатом от его имени.

Монарх был главойвсех государственных учреждений:присутствие монарха автоматическипрекращало действие местной администрациии передавало власть ему. Все государ­ственныеучреждения были обязаны исполнятьрешения мо­нарха.

Монарх был верховнымсудьей и источником всей судеб­нойвласти. В его компетенции было рассмотрениелюбых дел независимо от решения судебныхорганов. Его решения отме­няли вседругие. Монарху принадлежало правопомилования и утверждения смертныхприговоров.

Боярскаядумакконцу XVIIв. из органа, которому на­ряду с царемпринадлежала вся полнота государственнойвлас­ти, превратилась в периодическисозываемое совещание при­казныхсудей.

Дума стала судебно-управленческиморганом,осу­ществлявшимнадзор за деятельностью исполнительныхорганов (приказов) и органов местногоуправления. Числен­ность Боярскойдумы постоянно возрастала. В конце XVIIв.

из состава Думы выделились Ближняядума и Расправная па­лата.

В 1701 г. функцииБоярской думы были переданы Ближнейканцелярии, которая координировала всюработу центральных органов управления.Чиновники, входившие в канцелярию,объединились в совет и получили названиеКонсилии мини­стров.

Послеобразования сенатав1711 г. Боярская дума была ликвидирована.

Сенатбылучрежден в 1711 г. как высший органуправленияобщей компетенции, в которуювходили судебная, финансовая, ревизионнаяи другие виды деятельности. Составсената включал 9 сенаторов и обер-секретаря,назначавшихся императором.

Структурасената включала присутствиеиканцелярию.При­сутствиепредставляло собой общее собраниесенаторов, на кото­ром обсуждались ипринимались посредством анияреше­ния.

Вначале требовался единогласныйпорядок принятия реше­ний, с 1714 г.решения стали приниматься большинством. Указы сената должны былиподписьшаться всеми его членами.

Поступающие в сенат дела регистрировалисьи заносились в ре­естр, заседанияподлежали протоколированию.

Канцелярия,возглавляемая обер-секретарем, состоялаиз нескольких столов: разрядного,секретного, губернского, приказного ипр. В 1718 г. штат сенатских подьячих былпереиме­нован в секретарей, канцеляристови протоколистов.

Присенате существовало несколько должностей,имевших важное значение в областигосударственного управления.

Контрольза деятельностью сената был возложенна генерал-ре­визора,которогопозже сменил обер-секретарьсената.

Длянадзора за деятельностью всех учреждений,в том числе и се­ната, учреждалисьдолжности генерал-прокурораиобер-проку­рора.Имподчинялись прокуроры при коллегиях инадворных судах.

В 1722г. сенат был реформирован тремя указамиимпера­тора. Был изменен состав сената:в него стали входить высшие сановники,не являвшиеся руководителями конкретныхве­домств.

Президенты коллегий, кромеВоенной, Морской и Иностранной, былиисключены из его состава. Сенат стано­вилсянадведомственным контрольным органом.Таким обра­зом, реформа 1722 г.

превратиласенат в высшийорган цент­рального управления.

Перестройкаприказной системы управления произошлав 1718—1720 гг. Большинство приказов былоликвидировано, а на их месте учрежденыновые центральных органы отраслевогоуправления — коллегии.

Сенатом былиопределены штаты и порядок работыколле­гий. В состав коллегий входили:президенты, вице-президенты, четыресоветника, четыре асессора (заседателя),секретарь, акту­ариус, регистратор,переводчик и подьячие.

В декабре 1718 г. былпринят реестр коллегий. Важнейшими,«государственными», являлись триколлегии: Военная коллегия,Адмиралтейств-коллегия, Коллегияиностранных дел. Другая группа коллегийзанималась финансами государства:Ка­мер-коллегия, ответственная задоходы государства, Штатс-кон-тор-коллегия— за расходы и Ревизион-коллегия,контролирую­щая сбор и расход казенныхсредств.

Торговля и промышлен­ностьнаходились в ведении сначала двух, азатем трех коллегий: Коммерц-коллегии(ведавшей торговлей), Берг-коллегии(зани­мавшейся горным делом),Мануфактур-коллегии (занимавшей­сялегкой промышленностью).

Наконец,судебную систему стра­ны курировалаЮстиц-коллегия, а две сословные коллегии— Вотчинная и Главный магистрат —управляли дворянским зем­левладениеми городскими сословиями.

Функции,внутреннее устройство и порядокделопроиз­водства в коллегияхопределялись Генеральнымрегламентом,объединившимнормы и правила, регламентирующиепорядок работы учреждения.

В ходе созданияновых органов управления появилисьно­вые титулы: канцлер, действительныйтайный и тайный со­ветники, советники,асессоры и др. Штатные и придворныедолжности были приравнены к офицерскимрангам. Служба становилась профессиональной,а чиновничество — привиле­гированнымсословием.

Вовторой половине XVIIв. продолжала действовать следующаясистема местныхорганов управления:воеводскоеуправление и система областных приказов.

Реорганизация местных органов управленияпроизошла в начале XVIIIв. Главными причинамиэтихпреобразований явились: ростан­тифеодального движения и необходимостьв развитом и сла­женном аппарате наместах.

Преобразование местных орга­новуправления началось с городов.

Указом 1702 г. былотменен институт губных старост, а ихфункции были переданы воеводам.Отмечалось, что воеводы должны былиуправлять делами совместно с выборнымидво­рянскими советами. Таким образом,сфера местного управ­ления получилаколлегиальное начало.

С 1708г. вводилось новоетерриториальное деление госу­дарства:территорияРоссии была разделена на восемь губер­ний,по которым были расписаны все уезды игорода. В период 1713—1714 гг. число губернийвозросло до одиннад­цати.

Возглавлялгубернию губернаторилигенерал-губерна­тор,объединявшийв своих руках административную, судеб­нуюи военную власть. В своей деятельностион опирался на вице-губернатора и четырехпомощников по отраслям уп­равления.

Губернииразделялись на уезды, возглавляемыекомендан­тами.Воглаве провинций стояли обер-коменданты.

К 1715г. сложилась трехзвенная система местногоуправ­ления: уезд— провинция — губерния.

Втораяобластная реформабылапроведена в 1719 г.: тер­ритория государстваразделялась на 11 губерний и 45 про­винций(впоследствии их количество увеличилосьдо 50).

Провинции делилисьна окру га-дистрикты. В 1726 г. дист­риктыбыли упразднены, а в 1727 г. восстановленыуезды.

Провинциисталиосновными единицами управления. Воглаве наиболее важных провинций стоялигенерал-губернато­ры и губернаторы,остальные провинции возглавлялисьвоево­дами.

Им были предоставленыширокие полномочия в адми­нистративной,полицейской, финансовой и судебнойсферах. В своей деятельности они опиралисьна канцелярию и штат помощников.

Управление дистриктами возлагалось наземскихкомиссаров.

В 1718—1720 гг была осуществлена реформаорганов город­скогосамоуправления.Создавалисьвыборные сословные кол­легиальныеорганы управления, получившие названиемаги­стратов.

Общее руководствогородовыми магистратами осуществлялГлавный магистрат. В его состав входили:обер-президент, президент, бургомистры,ратманы, прокурор, главный судья,советники, асессоры и канцелярия. С 1727г.

, после ликвидации Главного магистрата,городовые магистра­ты стали подчинятьсягубернаторам и воеводам.

ВXVII—XVIIIвв. шел процесс создания регулярнойармии.

В концеXVIIв. была расформирована часть стрелецкихполков, прекратило свое существованиедворянское конное ополчение. В 1687 г.были созданы «потешные» полки:Преоб­раженский и Семеновский,составившие ядро новой армии.

Военныереформы Петра Iрешали вопросы комплектова­ния иорганизации армии.

Впериод 1699—1705 гг. в России была введенарекрутскаясистемакомплектованияармии. Рекрутской повинности под­лежаловсе податное мужское население. Службабыла пожиз­ненной. Солдаты набиралисьв армию из крестьян и горожан, офицеры— из дворян.

Дляподготовкиофицерских кадровбылиоткрыты военные школы: бомбардиров(1698 г.), артиллерийские (1701,1712 гг), Морскаяакадемия (1715 г.) и др. В офицерские школыпри­нимались в основном дети дворян.

До 1724 г. при наборерекрутов исходили из подворной раскладки,т. е. от 20 дворов брали одного рекрута.После про­ведения подушной переписинаселения в основу набора рек­рутовбыло положено число душ мужского пола.

Вначале XVIIIв. управление армией осуществлялиРаз­рядный приказ, Приказ военныхдел, Приказ артиллерии, Провиантскийприказ и ряд других военных приказов.После образования сената в 1711 г. и Военнойколлегии в 1719 г., созданной из объединенныхвоенных приказов, управление армиейперешло к ним. Руководство флотом быловозложено на Адмиралтейскую коллегию,основанную в 1718 г.

Армия делилась наполки, полки — на эскадроны и ба­тальоны,а те, в свою очередь, — на роты.

Введениецентрализованногоуправления армиейпозволилолучше осуществлять руководство ею какв мирное, так и в военное время иобеспечивать всем необходимым. Врезультате проведенных реформ русскаяармия стала самой передовой армией вЕвропе.

Источник: https://studfile.net/preview/5826517/page:11/

Uchebnik-free
Добавить комментарий