3.3. Классификация норм права

3. Классификация норм права

3.3. Классификация норм права

Все нормы прававыступают, с одной стороны, как весьмасходные между собой однородные явления,а с другой стороны, как значительноотличающиеся друг от друга по своемусодержанию категории.

В силу этоговсестороннее познание правовых нормпредполагает необходимость рассмотренияне только их общих родовых черт, но иизучение их особенных – видовых ииндивидуальных отличий.

Достижениюэтих целей служит классификацияправовых норм,в основу которой могут быть положеныразличные критерии.

1. Попредмету правового регулирования(отраслевому признаку)юридические нормы подразделяются нанормы государственного, административного,гражданского, уголовного, трудового,гражданско-процессуального и другихотраслей права.

Отраслевые нормы,в свою очередь, делятся на нормыматериального и процессуального права.

Материальныеправовые нормы закрепляют права иобязанности субъектов права, их правовоеположение, пределы правового регулированияи т. д. (нормы конституционного,административного, гражданского,уголовного права).

Процессуальныеправовые нормы носят организационныйхарактер. Предписания этих нормрегламентируют порядок и определяютпроцедуру, в рамках которой происходитреализация норм материального права,разрешение споров о праве, а такжеопределение и осуществление юридическойответственности за правонарушения.

2. Пометоду правового регулированиянормы права делятся на императивные идиспозитивные.

Императивныенормы –категорические, властные, строгообязательные веления, в максимальноконкретной форме излагающие правилаповедения, при реализации которых недопускается отступлений от предписанноговарианта поведения и иной его трактовки.

Диспозитивныенормызакрепляют границы допустимого поведения,в рамках которых субъекту может бытьпредложено выбрать один из несколькихвариантов возможного поведения(альтернативные нормы) либо сформулироватьвозможную модель поведения, в пределахзаконных средств, самостоятельно(относительно-определенные нормы).

3. Пофункциональной роли в механизме правовогорегулирования общественных отношенийнормы права подразделяются на классическиенормы-правила и специализированныенормы (дефиниции, цели, принципы).

Нормы-правиласодержат характеристику вариантоввозможного, должного и недопустимогоповедения. При этом они, в свою очередь,подразделяются на:

а) регулятивныенормы (ониустанавливают права и обязанностисубъектов, направлены на урегулированиеправомерного поведения, формулируютположительные предписания в праве);

б) охранительныенормы (онипредусматривают отрицательную реакциюгосударства на неправомерное поведение,предусматривают применение к нарушителюнегативных мер государственногопринуждения);

Исходные(специализированные) нормыопределяют основные понятия и принципыправового регулирования; формулируютего цели и задачи; обозначают возможныеперспективы развития юридическихинститутов. К этому виду правовых нормотносятся:

а) нормы-принципызакрепляют основные направляющие началаюридической деятельности (например, вКонституции РФ закрепляется норма-принцип,в которой говорится о том, что в основуформирования государственной властив России положен принцип разделениявластей).

б) нормы-целиопределяюти юридически закрепляют перспективныецели политико-правового развития.

Вчастности, своеобразной нормой-цельюявляется преамбула Конституции США,гласящая: «Мы, народ Соединенных Штатов,в целях образования более совершенногосоюза, утверждения правосудия, обеспечениявнутреннего спокойствия, организациисовместной обороны, содействия общемублагосостоянию и обеспечения нам инашему потомству благ свободы, учреждаеми принимаем эту Конституцию дляСоединенных Штатов Америки».

в) нормы-дефинициисодержат определения конкретныхюридических понятий. К примеру, ст. 209УК РФ устанавливает, что «под бандойследует понимать устойчивую вооруженнуюгруппу двух и более лиц, заранееобъединившихся для совершения нападенийна граждан или организации».163

4. Подействию в пространстверазличаются нормы общего действия инормы ограниченного действия (локальные).

Нормы общегодействиядействуют на всей юрисдикционнойтерритории государства (нормы закрепленныев Конституции РФ).

Локальные нормы– правила поведения, действующие впределах обособленного территориальногообразования (правила поведения,закрепленные в нормативных актах,принимаемых и действующих на территорияхсубъектов РФ, муниципальных образованийи т. п.).

5. Похарактеру властных предписанийнормы делятся на управомочивающие,предписывающие, запрещающие.

Управомочивающиенормы праваопределяют правила возможного поведениясубъектов.

Предписывающиенормы праваустанавливают правила должного поведениясубъектов.

Запрещающиенормыобязывают субъектов воздерживаться отсовершения определенных деяний,признанных законодателем противоправными.

Источник: https://studfile.net/preview/6208612/page:49/

Классификация норм права

3.3. Классификация норм права

Определение 1

Классификация – логическая операция и основанный на ней научный метод, который состоит в разделении целого (предмета, явления) на части.

Вопрос о классификации норм права имеет не только теоретическое (направленное на более глубокое познание норм права), но и практическое значение. На практике нередко требуется отнести норму к тому или иному виду, чтобы принять правильное решение по конкретному делу, разрешить спор.

Классификаций норм права существует немало, однако их ценность существенно варьируется, в частности, в связи с соблюдением или несоблюдением принципа чистоты классификации (применении единого критерия для деления понятия на части). Классификация норм права должна начинаться не с деления норм по отраслевому признаку, а с указания более общих критериев.

Наиболее распространенные классификации правовых норм

  1. По содержанию: регулятивные (правоустановительные) и охранительные. Регулятивные нормы содержат предписания касательно возможного и должного поведения участников общественных отношений, в то время как охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и иные меры защиты нарушенных прав.
  2. По предмету правового регулирования (отраслям права): нормы конституционного, гражданского (вещного, обязательственного, корпоративного), семейного, трудового, земельного, административного, уголовного и т. п.
  3. Немаловажно деление норм права на материальные (устанавливающие права и обязанности субъектов) и процессуальные (обеспечивающие реализацию материальных норм).
  4. По принадлежности нормы права к правовой системе: нормы государственного права, международного права (универсальные и региональные), наднационального права (права Европейского союза, права СНГ).
  5. По способу регулирования общественных отношений: императивные, диспозитивные, рекомендательные.

    Диспозитивные нормы действуют, если участники общественных отношений сами не выработали иные способы и формы решения споров, не установили в договоре иные правила, чем предусмотрены в законе. В отличие от них, императивные нормы действуют независимо от волеизъявления и желания субъектов.

    Рекомендательные нормы – нормы так называемого «мягкого права», не наделены механизмом ответственности за нарушения, в связи с чем к нормам права их относят не все учёные.

  6. По обязательности: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

  7. По предмету регулирования: общие и специальные нормы, призванные помочь реализации обязывающих и охранительных норм, к которым относятся декларативные, дефинитивные, оперативные и коллизионные. Не являясь правовыми, данные нормы не определяют права и обязанности субъектов, а являются ориентиром.
  8. В зависимости от степени конкретизации: абсолютно определенные и относительно определенные (ситуативные и альтернативные). Абсолютно определенная норма формулирует правило поведения, условия его действия и санкцию за нарушение исчерпывающим образом, не допуская каких-либо вариантов или дальнейшей конкретизации.

    Относительно определенная норма допускает несколько вариантов правового регулирования с учетом жизненных обстоятельств: ситуационная норма связывает возможность усмотрения адресата нормы с конкретной ситуацией, а альтернативная позволяет выбрать один из обозначенных в правовой норме вариантов.

  9. По способу объективации: обычные (складываются в ходе развития общественных отношений), гетерономные (устанавливаются в одностороннем порядке властным субъектом и предписывают вариант поведения) и автономные (принимаются в результате согласования воль субъектов права, например, международные нормы).
  10. По действию в пространстве: общего действия (действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция правотворческого органа) и местного действия (распространяются на указанную в правовом акте местность).
  11. По действию во времени: постоянные и временные, имеющие или не имеющие обратную силу.

    Правовая норма действует до её отмены принявшим органом государственной власти или разрушения того строя, при котором она была создана. При этом вопрос о том, возможна ли «фактическая» отмена правовой нормы, в науке является спорным.

  12. По кругу лиц: общие (касаются всех субъектов права), специальные (распространяются на четко установленный круг лиц), исключительные (исключают субъекта из общего регулирования, например нормы о дипломатическом суверенитете) и касающиеся отдельного субъекта (судей Верховного Суда, Генерального прокурора).
  13. По юридической силе и месту в иерархии: нормы Конституции, конституций (уставов) субъектов федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, законов субъектов федерации, муниципальных актов, локальных актов.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normy_prava/klassifikaciya_norm_prava/

Нормы права: понятие, признаки и виды. — ТГП ответы

3.3. Классификация норм права

Нормаправа — это общеобязательное, формально-определенное, правило поведения,установленное или признанное (санкиционированное) гос-ом, регулирующееобщественные отношения и обеспеченное возможностью госудраственногопринуждения.

Кпризнакам нормы права относятся:

 1. Общеобязательность

 2. Формальная определенность — выражается вписьменной форме в официальных документах, с помощью чего призвана четкоопределять рамки деяний субъектов.

 3. Выраженность в видегосудраственно-властного предписания устанавливает государственными органамилибо общественными организациями и обеспечивается мерами государственноговоздействия — принуждением, наказанием, стимулированием

 4. Неперсонифицированность — она воплощается вбезличностное правило поведения, которое распространяется на большое количествожизненных ситуаций и большой круг лиц; государство адресует норму права неконкретному лицу, а всем субъектам — физическим и юридическим лицам.

 5. Системность

 6. Неоднократность или многократность действия

 7. Возможность государственного принуждения

 8. Представительно-обязательный характер

 9. Микросистемность, т.е упорядоченностьэлементов правовой нормы: гипотезы, диспозици, санкции.

Видынорм права:

 1) в зависимости от содержания ониподразделяются на:

 исходные нормы, которые определяют основыправового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы,направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы;дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий, ит.п.);

 общие нормы, которые присущи общей части тойили иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтовсоответствующей отрасли права;

 специальные нормы, которые относятся котдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либоопределенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностейи т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственныеусловия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности);

 2) в зависимости от предмета правовогорегулирования (по отраслевой принадлежности) — на конституционные, гражданские,административные, земельные и т.п.;

 3) в зависимости от их характера — наматериальные (уголовные, аграрные, экологические и пр.) и процессуальные(уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

 4) в зависимости от методов правовогорегулирования делятся на:

 императивные (содержащие властныепредписания);

 диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

 поощрительные (стимулирующие социальнополезное поведение);

 рекомендательные (предлагающие наиболееприемлемый для государства и общества вариант поведения);

 5) в зависимости от времени действия — напостоянные (содержащиеся в законах) и временные (указ Президента о введениичрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

 6) в зависимости от функций — на регулятивные(предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений,например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан,президента, правительства и т.

д.) и охранительные (направленные на защиту нарушенныхсубъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванныевосстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридическихсредств защиты);

 7) в зависимости от круга лиц, на которыхраспространяется действие норм, — на общераспространенные (действуют вотношении всех граждан, например нормы Конституции РФ) и специальнораспространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц -пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

 8) в зависимости от степени определенностиэлементов правовой нормы — на абсолютно определенные (точно определяющие праваи обязанности участников правоотношения, условия своего действия, последствиянесоблюдения предписаний нормы; например нормы УК РФ, устанавливающие точный иисчерпывающий перечень обстоятельств, отягчающих ответственность), относительноопределенные (устанавливающие возможные варианты поведения; например санкциистатей Особенной части УК РФ, предусматривающие верхний и нижний пределыуголовного наказания) и альтернативные (закрепляющие несколько возможныхвариантов действия, из которых необходимо выбрать один с учетом конкретныхобстоятельств; например, установление нормами УК РФ различных видов наказания -лишение свободы, или исправительные работы, или штраф);

 9) в зависимости от сферы действия — наобщефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормыУголовно-исполнительного кодекса РФ), региональные (действуют на территориисубъектов РФ — в республиках, краях, областях и т.п.) и локальные (действуют натерритории конкретного предприятия, учреждения, организации);

 10) в зависимости от юридической силы — направовые нормы законов и подзаконных актов;

 11) в зависимости от способа правовогорегулирования — на управомочивающие (предоставляющие возможность совершатьопределенные действия, например принять завещание, требовать исполненияобязательств), обязывающие (предписывающие лицам совершить те или иныеположительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату,возвратить в библиотеку книги) и запрещающие (не разрешающие производитьопределенные действия, например нарушать правила дорожного движения, совершатьхищения);

 12) в зависимости от субъектов правотворчества- на нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными)органами и негосударственными структурами (народом на референдуме либо органамиместного самоуправления).

 Таким образом, нормы права многообразны. Этосвязано с многообразием общественных отношений, которые данные нормы призванырегулировать.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/normy-prava-ponatie-priznaki-i-vidy

19.3. Классификация норм права: Одно из оснований классификации— это деление правовых норм по

3.3. Классификация норм права
Одно из оснований классификации— это деление правовых норм по отраслям права: нормы конституционного, гражданского, уголовного права и т.д. Такая классификация имеем важное значение для отыска­ния, толкования и учета юридических норм, для научно обоснованной кодификации законодательства, создания разного рода собраний нор­мативных актов.

Можно выделить также нормы материального и про­цессуального права. Если нормы материального права определяют со­держание прав и обязанностей, то процессуальные регулируют поря­док, процедуру исполнения первого рода норм. Выше уже говорилось о наличии норм положительного регулирования и правоохранительных норм.

В зависимости от степени абстрактности сформулированного прави­ла поведения нормы могут делиться на абстрактные к казуистиче­ские.

Абстрактная норма регулирует конкретный вид отношений в це­лом, казуистическая — вид отношений в какой-либо конкретной части, и лишь совокупность таких норм способна урегулировать тот или иной вид отношений в целом (например, установление цен, разного рода сбо­ров, налогов дифференцированно для различных регионов страны).

От того, насколько точно и определенно указаны в гипотезе факти­ческие обстоятельства случая, правовые нормы можно разделить на определенные и относительно определенные.

В норме с определен­ной гипотезой условия ее реализации настолько ясны и очевидны, что в каждом случае применения нормы достаточно лишь констатировать их наличие (достижение определенного возраста и наличие трудового стажа для получения пенсии).

В норме с относительно определенной гипотезой наличие или отсутствие условий реализации нормы не яв­ляется для всех очевидным и определяется в каждом конкретном слу­чае компетентным органом.

Здесь недостаточны только простая кон­статация и проверка таких условий, а нужно их официальное установ­ление (например, крайняя незначительность нарушения должником обеспеченного залогом обязательства, а также явная несоразмерность размера требований залогодержателя и стоимости заложенного иму­щества — ч. 2 ст. 348 ГК, существенное.нарушение договора — ч. 2 ст. 450 ГК).

По объему гипотез нормы права бывают также простые, ставящие их применение в зависимость от наличия одного определенного усло­вия, и сложные, когда применение нормы зависит от двух или более условий. Имеются и нормы с так называемыми альтернативными гипотезами, которые ставят применение нормы в зависимость от на­личия одного из двух или более условий.

Весьма важно деление правовых норм по степени определенности их диспозиций на абсолютно определенные, относительно опреде­ленные и бланкетные.

Нормы с абсолютно определенной диспозицией точно и исчерпыва­юще определяют права и обязанности сторон.

Нормы с относительно определенной диспозицией, устанавливая права н обязанности субъек­тов, дают им возможность при этом уточнять их в каждом конкретном случае, в пределах нормы проявлять инициативу, самодеятельность за­интересованных лиц и органов.

Примером такого рода нормы может служить ч. 1 ст. 404 ГК, устанавливающая, что, если неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства произошло по вине обеих сторон, суд уменьшает размер ответственности должника.

Бланкетная норма называет в общей форме, какие правила необ­ходимо исполнять. Что же касается конкретного содержания этих правил, то они даются в специальных нормативных актах отдельно от данной нормы. Такой нормой является ч. 1 ст.

217 УК, устанавлива­ющая ответственность за нарушение правил безопасности на взрыво­опасных объектах или во взрывоопасных цехах, если это могло по­влечь смерть человека или иные тяжкие последствия.

Бланкетные нормы обычно содержат ссылки на правила техники безопасности, ГОСТы, нормы естественной убыли и иные правила, подвергающиеся достаточно оперативному обновлению.

Правоохранительные нормы, содержащие юридические санкции, де­лятся на виды в зависимости от степени определенности их санкций.

Абсолютно определенные санкции точно указывают, какую меру воз­действия должен применить орган государства к правонарушителю (выговор, лишение воинского звания, принудительное взыскание долга и др.).

Относительно определенные санкции допускают пределы при­менения государственными органами различных мер правового воз­действия с учетом тяжести совершенного проступка (преступления), личности правонарушителя и других обстоятельств дела.

Они либо содержат указание на минимум и максимум наказания, взыскания (на­пример, от трех до пяти лет лишения свободы) либо (а также наряду с этим) указывают на несколько видов наказания, взыскания, одно из которых может быть применено к правонарушителю (например, лише­ние свободы или исправительные работы).

Последний вид относитель­но определенной санкции нередко называют альтернативной санкци­ей. Существуют также кумулятивные санкции, которые допускают (или обязывают) применение к правонарушителям, кроме основного, дополнительного наказания, взыскания (исправительные работы с воз­ложением обязанности загладить причиненный ущерб, штраф с кон­фискацией имущества и т.п.).

Следующий вид классификации норм права — деление их на ос­новные (первоначальные), которые включают общие исходные поло­жения регулирования того или иного отношения, его принципиальную основу, и конкретизирующие (производные), развивающие, уточня-ющке исходные положения, контролирующие более конкретные, частные воп­росы в рамках основных норм, формулируемых чаще всего в законах государства. Конкретизирующие нормы содержатся, в частности, в пра­вительственных постановлениях, изданных на основе и во исполнение законов, в актах министерств.

В правовой системе имеются нормы, которые устанавливают новые самостоятельные правила и непосредственно направлены на регулиро­вание общественных отношений (нормы прямого регулирующего дей­ствия) .

Наряду с ними существуют нормы, предусматривающие отмену ранее действовавших, их изменение, дополнение, распространение, утвер­ждение нового акта (нормы вспомогательного действия).

Они косят дополнительный, прикладной характер и действуют в тесном сочетании с нормами прямого регулирующего действия.

Правовые нормы различаются также в зависимости от органа, их издавшего (нормы закона и нормы подзаконных актов; федеральные нормы и нормы субъектов Федерации; нормы, издаваемые органами местного самоуправления; нормы, содержащиеся в законах РФ, указах Президента РФ, постановлениях правительства, актах администрации предприятий и учреждений и т.д.).

В зависимости от действия в пространстве нормы делятся на нор­мы общего действия, действующие на всей территории, на которую распространяется компетенция органам, издавшего, и нормы местного действия, которые распространяют свою силу на определенную, ука­занную в самом акте местность (например, на районы Крайнего Севера, Нечерноземную зону и т.д.).

По действию во времени различаются нормы постоянного дей­ствия и временные, причем действие последних может быть ограни­чено либо указанным в законе сроком (например, в течение года), либо же конкретным событием (например, до окончания военных действий); вступающие в действие автоматически или в определенный, ука­занный в акте срок; нормы, имеющие обратную силу и не имеющие таковой.

По действию норм права по лицам они разделяются на общие (ка­саются или всех граждан, или всех органов и организаций, всех юриди­ческих лиц), специальные, распространяющие свое действие на четко очерченный круг лиц, органов, организаций (на работников милиции, пенсионеров, органы Министерства финансов и т.п.), и нормы, каса­ющиеся конкретного субъекта права (Верховного Суда РФ, Гене­рального прокурора и т.д.).

Имеет большое значение деление правовых норм на управомочива- ющие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие определяют правомочия граждан н других участников общественных отношений, установленные в законе возможности действовать определенным обра­зом.

Обязывающие нормы возлагают на субъектов права обязанности совершать какие-то положительные действия. Это предусмотренная законом необходимость активного поведения.

Запрещающие нормы ус­танавливают обязанность воздерживаться от недозволенных действий, не совершать поступки, которые вредны обществу.

В особый вид выделяются поощрительные нормы (например, пра­вила выплаты премий), используемые для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных приме­рах, распространения передового опыта.

Имеются в системе права так называемые диспозитивные нормы (восполнительные), под которыми обычно понимаются правила, да­ющие сторонам регулируемого отношения возможность самим опреде­лять путем заключения договора права и обязанности. Если же сторо­ны не определили их, то такая норма восполняет пробелы в волеизъяв­лении сторон. Так, ч. ] ст.

134 ГК определяет, что действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все ее составные части, если договором не предусмотрено иное. Обычно дис- позитивные нормы, характерные в первую очередь для гражданского права, противопоставляются императивным (категорическим) нор­мам — повелительным, строго обязательным предписаниям.

©Контрольные вопросы

1. Что понимается под нормой права?

2. Чем отличается норма права от правовых актов индивидуального, опера­тивного характера?

3. Что такое предоставителько-обязываюшее содержание нормы права?

4. Из каких частей складывается норма права (структура юридической нормы)?

5. Каковы основания деления правовых норм на отдельные виды? Ш Литература

1. Венгероз A.B. Теория государства и права: Учебник для юрид. вузов. М„ 1999.

2. Кашанина Т.В., Каманин A.B. Основы российского права. М., 2000.

3. Коркунов ИМ. Лекции по обшей теории права. СПб., 1909.

4. Лившиц Р.З. Теория права, М„ 1994.

5. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. М., 2002.

6. Сырых В.М. Теория государства и права. М., 1998.

7. Теория государства и права: Академический курс: В 2 т. / Отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1998.

8. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Мату зова, А.В. Малько. М., 2000.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. В.Г. Стрекозо- ва.М., 1997.

10. Шершенееич Г.Ф. Общая теория права. М., 1910.

Источник: https://all-sci.net/gosudarstva-prava-teoriya/193-klassifikatsiya-norm-140279.html

§ 3. Классификация (виды) норм права: Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их

3.3. Классификация норм права
Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам.

Нормы права классифицируются прежде всего по тем видам общественных отношений, которые они регулируют 109, т. е. по предмету и методу правового регулирования.

Например, законодатель, когда издает акт, формулирует отрасли законодательства, соответствующие отраслям права нормы: конституционного, гражданского, уголовного, семейного права и т. д.

По юридической силе нормы права делятся на нормы закона и подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая, более детальная классификация.

В зависимости от субъекта, издавшего нормы, следует различать законодательные и подзаконные акты.

По времени действия нормы права подразделяются на постоянные и временные. Первые действуют до их отмены, вторые — только в пределах определенного промежутка времени, по истечении которого они прекращают свое действие.

По кругу лиц, на которых распространяется действие норм права, они классифицируются на общие и специальные. К первым относятся нормы права, распространяющие свое действие на всех лиц, проживающих в пределах данной местности, государства, ко вторым — действующие лишь в отношении определенной категории лиц (военнослужащих, студентов, работников правоохранительных органов и т. п.).

По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных норм права и выражают социальное содержание всех норм данной группы. В ряде случаев такие нормы регулируют те общественные отношения, которые не были урегулированы конкретными нормами.

Так, например, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы — это общие правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, в ч. 1 ст.

288 ГК Республики Беларусь дано понятие обязательства и основания его возникновения, которое является общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств.

По характеру предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, уполномочивающими и запрещающими.

Эти виды норм имеют место в различных отраслях права. Обязывающие нормы занимают главное место в административном, уголовно-исполнительном и в некото- рых других отраслях права.

Нет таких отраслей права, которые состояли бы из одной группы норм.

Например, в уголовном праве в системе запрещающих норм важным компонентом являются не обязывающие нормы, а нормы о необходимой обороне — управомочивающие.

В административном праве преобладают обязывающие нормы; в гражданском, трудовом, семейном, земельном и ряде других регулятивных отраслей — управомочивающие; в уголовном — запрещающие. Большинство норм уголовно- исполнительного законодательства — обязывающие, но есть и запрещающие; большую часть (права осужденных) составляют нормы управомочивающие.

Для обязывающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву — это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Чаще всего обязывание и управомочивание, запрещение и управомочивание как формы регулирования сливаются в одной и той же норме.

В законодательстве довольно часто наблюдается употребление таких смысловых оборотов: «как правило, не разрешается», «как правило, может быть разрешено», «в исключительных случаях», «как правило, должно быть…» и т. п. По мнению С. А.

Комарова, подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые порой невозможно заранее предвидеть во всех деталях.

Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях1.

Обязывающие, управомочивающие и запрещающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим различным основаниям. Так, запреты подразделяют: по сферам общественной жизни — социально-эконом№-

'Комаров С. А. Теория государства и права. M., 1998. С. 268.

ческие, политические, личные; по функциональному назначению — запреты в широком и узком смысле; по характеру объема и правого материала — информативные и элементарные; по степени определенности — абсолютные и относительные и т. д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но наделенных силой рекомендательных норм. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни считают их нормами права (JI. С.

Явич), другие относят их к промежуточной стадии, определенному этапу в создании норм (Н. Г. Александров). Но есть более сдержанные суждения, избегающие крайности в оценке рекомендательных норм. Такой точки зрения придерживается С. А. Комаров.

Он считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения.

Соответствующие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых им прав. Именно поэтому рекомендательные нормы считаются нормами права.

По степени активизации социально полезной деятель ности субъектов права нормы права можно делить на обычные и поощрительные.

Поощрительные нормы чаще всего направлены на стимулирование правомерной деятельности (например, правила выплаты премий).

Они используются для поощрения добросовестного и продуктивного труда, воспитания граждан на положительных примерах, распространения и внедрения передового опыта.

По способу установления правил поведения нормы права делятся на категорические (императивные) и диспо- зитивные. Категорические нормы формулируют определенные правила поведения, исключая выбор (т. е.

содержат властное предписание), от которых не допускается отступление. Диспозитивные нормы предоставляют субъектам выбор установленных правил поведения.

При отсутствии такой договоренности вступает в действие второе предписание, которое содержится в ней.

По техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой оно излагается.

Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативному правовому акту в целом или к его части, диспозиция которых включает меняющийся элемент (например, Правила техники безопасности, ГОСТ, Правила дорожного движения и т. п.).

Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативного правового акта.

По непосредственному предмету воздействия нормы права делятся на социально-технические и социальные.

Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, режимов, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.).

Социальные регулируют общественные отношения, субъектом которых являются люди, их коллективы, общественные организации и т. п.

В зависимости от целевого назначения нормы права делятся на регулятивные и охранительные. Регулятивные представляют собой предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Примером регулятивных норм может служить раздел Конституции Республики Беларусь, закрепляющий права и обязанности граждан. Охранительные регулируют общественные отношения, связанные с юридической ответственностью и применением мер государственного принуждения.

Они еще называются нормами процессуального права. Примером могут служить Уголовно-процессуальный или Гражданско-процессуальный кодексы.

Источник: https://uchebnikfree.com/gosudarstva-prava-teoriya/klassifikatsiya-vidyi-norm-16515.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий