29. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации поведения и деятельности

Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения личности

29. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации поведения и деятельности

Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если при этом у личности имеются сильные, яркие, глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, преодолевать неизбежные затруднения, неблагоприятные условия и другие обстоятельства, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.

С мотивацией деятельности теснейшим образом связано ее стимулирование. Стимулировать — значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и действию.

В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди которых наиболее распространенными являются соревнование, познавательная игра, поощрение, наказание и др.

Соревнование.

Соревнование в педагогическом процессе строится учителем с учетом того несомненного социально-психологического факта, что детям, подросткам и юношам в высшей степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету, первенству, самоутверждению.

Вовлечение учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов в учебе, труде и общественной деятельности поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по конкретным показателям успеваемости учащихся не проводится, и не должно проводиться. Однако полностью исключить соревнование из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы неправильно.

Опыт лучших школ показывает, что использование соревнования в учебной работе оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за добросовестное отношение к учению.

В условия соревнования младших школьников, например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашние задания, работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятные тетради, строго выполнять школьный и домашний режим дня, читать дополнительную литературу.

Соревнование может быть коллективным и индивидуальным, рассчитанным на длительный срок и эпизодическим. В процессе его организации и проведения необходимо соблюдать традиционные принципы: гласность, конкретность показателей, сравнимость результатов, возможность практического использования передового опыта.

В последние годы появилось немало противников разного рода соревнований, которые якобы противоречат основным принципам гуманистической педагогики. Можно, утверждается, сравнивать только темпы личного продвижения, т.е. сравнивать ребенка сегодняшнего с самим собой, но вчерашним.

Однако при продуманности организации соревнования оно ничуть не противоречит идее уважения личности.

Более того, его действенность существенно повышается при разумном насыщении как учебной, так и внеучебной деятельности вытекающими из самой логики образовательного процесса ситуациями переживания успеха, связанными с положительными эмоциональными переживаниями.

В переживании ситуаций успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений, и лишь потом переходить к более сложным упражнениям.

В опыте передовых учителей с этой целью используются так называемые сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению другого, более сложного. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении.

Естественными в этом случае должны быть и словесные поощрения, подбадривание ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя.

Большую роль в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех или иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

К методам стимулирования деятельности относятся сюжетно-ролевые игры, которые, учитывая возраст, широко применяются в начальных классах.

Они примыкают к ситуациям переживания успеха, поскольку тоже направлены на создание ситуаций, но игровых, вызывающих, как и предыдущие, яркие эмоциональные переживания.

Как правило, «участниками педагогического процесса» в этом случае наряду с детьми становятся и широко знакомые им сказочные персонажи.

Поощрение — способ выражения общественной положительной оценки поведения и деятельности отдельного учащегося или коллектива.

Его стимулирующая роль определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа действия, который избран и проводится учеником в жизнь.

Переживая чувство удовлетворения, школьник испытывает подъем бодрости и энергии, уверенность в собственных силах и дальнейшем движении вперед.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде. Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности.

Надо приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный вес: плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. Поощрение особенно необходимо детям несмелым, неуверенным.

К поощрениям чаще всего приходится прибегать в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут коллективные поощрения.

Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы не появлялись ученики захваленные и ученики, обойденные общественным вниманием. Сила воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и находит поддержку в общественном мнении коллектива.

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В значительной мере под влиянием теории свободного воспитания в первые годы советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов педагогического воздействия, А. С.

Макаренко писал: «Разумная система взысканий не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их». (Макаренко А. С. Сочинения: В 7 т. — М., 1958.

— Т. 5. — С. 399).

Наказание — это такое воздействие на личность школьника, которое выражает осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и в чем он ошибся, вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А. С.

Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем случае не должно причинять ребенку страдания — ни физические, ни моральные. В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Средствами метода наказания выступают замечания учителя, предложение встать у парты, вызов для внушения на педагогический совет, выговор в приказе по школе, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы и направление в школу для трудновоспитуемых. Может применяться и такая форма наказания, как изменение отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. У А. С. Макаренко мы находим случаи демонстративного отказа от наказания, когда коллектив выражает недоверие воспитаннику.

Умелое применение наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного мастерства. Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших тот или иной проступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком.

Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением коллектива. Педагог поступает неправильно, если будет наказывать по подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и дисциплину. Нельзя злоупотреблять наказаниями.

Гораздо сильнее действуют взыскания неожиданные, непривычные.

https://www.youtube.com/watch?v=lFHzMkbhRqI

Применение метода наказаний в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_59380_metodi-stimulirovaniya-i-motivatsii-deyatelnosti-i-povedeniya-lichnosti.html

Общая характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников

29. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации поведения и деятельности
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности дошкольников

2.1 Общая характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Первая подгруппа – методы стимулирования интереса к процессу обучения.

Исходя из принципов психологии обучения, интерес как мощный фактор, что стимулирует деятельность, характеризуется такими особенностями: 1) позитивной эмоцией относительно деятельности; 2) наличием познавательной стороны этой эмоции (мне интересно это знать); 3) выражением непосредственного мотива, который является типичным для самой деятельности.

1.Создание ситуации интереса при изложении того или иного материала;

2.Познавательные игры как метод стимулирования интереса;

3.Обучающие дискуссии.

Вторая подгруппа – методы стимулирования ответственности и обязанностей.

1.Разъяснение цели обучения данному предмету;

2.Требования к изучению предмета;

3.Поощрение и наказание в обучении.

2.2 Процесс влияния взрослого на формирование мотивационно-целевой направленности личности

Проблема влияния взрослого на формирование мотивации не сводится к передаче средств и способов познавательной деятельности.

В некоторых работах это влияние объясняется значимостью для детей общения со взрослым и их чувствительностью к его поощрениям и порицаниям (Д.Б. Годовикова, 1984; Т.М. Землянухина, 1982; М.И. Лисина, 1966, 1982; СЮ. Мещерякова, 1979; Т.Д. Сарториус, 1981; Г.А. Свердлова, 1995; Смирнова Е.О., Рошка Г.Н, 1993; Г.А. Цукерман, 1994 и др.).

Поощряя активность ребенка в разных видах деятельности, взрослый стимулирует и закрепляет ее проявления. Такой путь влияния может иметь место, однако, в данном случае активность в деятельности будет мотивирована стремлением к оценке, к поощрению, к общению со взрослым, то есть внешним образом.

Но главной отличительной особенностью познавательной мотивации, например, является ее внутренний характер, то есть удовольствие от самого процесса познания.

Процесс формирования мотивации в плане воспитательного воздействия включает в себя два механизма.

Первый из них заключается в том, что стихийно сложившиеся или специально организованные воспитателем условия трудовой деятельности и взаимоотношений избирательно актуализируют отдельные ситуативные побуждения, которые при систематической активизации постепенно упрочиваются и переходят в более устойчивые мотивационные образования. Образно говоря, это механизм формирования «снизу вверх».

Второй процесс заключается в усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений, целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателя должны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие, объяснение смысла формируемых побуждений, их соотнесение с другими в огромной степени облегчают воспитуемому внутреннюю смысловую работу и избавляют его от стихийного поиска, связанного нередко со множеством ошибок. Это механизм формирования «сверху вниз».

Первый механизм опирается в основном на естественное динамическое усиление тех побуждений, которые по своему содержанию могут служить зачатком, исходным пунктом формирования требуемой направленности мотивации.

Второй опирается в основном на искусственную содержательно-смысловую перестройку действующей системы мотивации.

Первый стимулируется в основном изменением внешних условий жизнедеятельности, второй — изменением внутриличностной «атмосферы» через внутреннюю сознательно-волевую работу по переосмысливании мотивационной направленности поведения.

Полноценное формирование мотивационной системы личности должно включать в себя оба механизма, и в большинстве случаев даже при стихийном формировании они действуют оба. Вместе с тем один из них может преобладать, что говорит не только об их единстве, но и об относительной самостоятельности.

Недостаточность первого механизма, как такового, состоит в том, что, даже специально организуя процесс жизнедеятельности, мы еще не можем быть уверены, что сформируются именно требуемые по содержанию побуждения. Поэтому желательно дополнить этот механизм вторым, предъявляя воспитуемым требуемые от них нормы поведения, идеалы и объясняя им смысл и необходимость формирования именно этих побуждений.

Заключение

Проанализировав соответствующую психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно придти к следующим выводам:

В среднем дошкольном возрасте мотивация поведения и деятельности приобретает качественно более сложный характер: поощрение воспитателя, положительная оценка усилий детей и результатов этих усилий являются важным мотивом поведения и становятся непременным условием определения ребенком своей позиции в семье или детском саду.

На основе этой мотивации воспитатель получает возможность создавать условия для более высокой мотивации, показывая ценность их деятельности для семьи и воспитателя.

Если в младшей группе детского сада дети получали удовольствие от любого доброжелательного общения со взрослыми, то в средней для них становится важной и оценка.

Поэтому у ребенка возникает потребность не только в общении с воспитателем, но и в положительной оценке его деятельности со стороны взрослого.

В связи с чем необходимо с большим вниманием подходить к вопросу положительного стимулирования их деятельности.

Список литературы:

1.  Алтунина И.Р. Мотивы и мотивации социального поведения детей: теории развития мотивов и мотивации социального поведения: Монография: учебно-методическое пособие/ Москва, — 2005, — 226 с.

2.  Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М. Академия, 2000, — 192 с.

3.  Ильин Е.П. Мотивация и мотивы, — СПб.: Питер, — 2000, — 512 с.

4.  Маковская Н.В. Трудовая мотивация: социально-психологический аспект: Курс лекций УО «Могилевский государственный университет им. А.Кулешова», — Могилев, — 2003, — 59 с.

5.  Сагайдак С.С. Мотивация деятельности. – Мн.; Адукацыя і выхаванне, — 2001, — 208 с.

6.  Сигел Э. Как воспитывать дошкольника. – М.; РОСМЭН, — 1998, — 173 с.

7.  Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – Москва: Педагогика, 1986, — 391 с.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности дошкольников

… ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой.

При этом решающее значение имеет гармонизация интересов общества и личных интересов учащихся при определении целей и задач педагогического процесса.

Характеризуя отношения в воспитательном процессе как субъектно-субъектные, нужно рассматривать действия со стороны педагогов и соответствующие действия учащихся. Любая воспитательная …

… / Под ред. М.В. Матюхиной, М., 1996, с.134. 24.       Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера М., 1978, с.67. 25.       Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская Мотивация познавательной деятельности. СПб., 2002, с.98. Приложение   Курс познавательного развития детей старшего дошкольного возраста в группе  Дата Занятия Вид занятия сентябрь 1. Земной шар на …

… Гениной (формирование музыкальной культуры), Е.В. Александровой (развитие восприятия музыкального образа в процессе постановки детской оперы).

Однако возможности театральной деятельности детей в музыкальном развитии детей до сих пор не являлись предметом специального исследования.

Рассмотрим театрализованную деятельность дошкольников в аспекте театрализованных игр. Театрализованная игра очень …

… Методы организации деятельности и формирование опыта поведения: педагогические требования, общественное мнение, поручение, воспитательные ситуации 3.

    Методы стимулирования: поощрение, наказание. 17. Психологическое консультирование в системе преподавания психологии. Участники процесса: консультант, клиент.

Их связывает проблема – дискомфортное состояние. Задача: ·     Создать более …

Источник: https://www.KazEdu.kz/referat/187493/1

Характеристика методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

29. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации поведения и деятельности
⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 15Следующая ⇒

Хорошо известно, что человеческое поведение редко обусловлено одним-единственным мотивом.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности выделены в самостоятельную группу методов обучения на следующих основаниях: во-первых, процесс обучения невозможен без наличия у учащихся определенных мотивов деятельности; во-вторых многолетняя практика обучения выработала целый ряд методов, назначение которых состоит в стимулировании и мотивации учения при одновременном обеспечении усвоения нового материала (учебно-познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.). Стимулом психологии называют внешнее побуждение человека к активной деятельности. Поэтому стимулирование — это фактор деятельности учителя. Но стимул лишь тогда становится реальной, побудительной силой, когда онпревращается в мотив, т.е. во внутреннее побуждение человека к деятельности. Причем это внутреннее побуждение возникает не только под влиянием внешних стимулов, но и под влиянием самой личности школьника, его прежнего опыта, потребностей и пр. Собственно, стимул всегда дает не только прямой, а опоследуемый личностью обучаемого эффект. В учебном процессе очень важно добиваться, чтобы педагогические стимулы превращались в положительные мотивы, обеспечивающие желание и активность учеников в овладении новым учебным материалом.В самом названии «методы стимулирования и мотивации» находит отражение единство деятельности учителя и учащихся: стимулов учителя и изменение мотивации школьников.Мотивы учения могут быть подразделены на две большие категории:

1) Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения

2) Другие — с более широкими взаимоотношениями ребенка с окружающей средой.

К первым относятся познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и в овладении новыми умениями, навыками и знаниями; другие связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желаниями ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений. Изучение мотивации учебной деятельности подростков опирается на специально организованный эксперимент, направленный на определение психологических условий формирования у учащихся познавательной мотивации. Обнаружено, что для этого у школьников необходимо вызвать особое отношение к собственной мотивационной сфере, выработать умение активно ее анализировать, соотнося с целями действий. Было обосновано важное психологическое положение о том, что существенным условием становления какого-либо конкретного учебного мотива является направленность сознания школьника не только на результат учебной деятельности, но и на способы его достижения.

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: словесные,наглядные и практические методы,

репродуктивные и поисковые методы, индуктивные и дедуктивные методы, методы самостоятельной учебной работы.

Рассказ, лекция, беседа позволяют разъяснять учащимся значимость учения как в общественном, так и в личностном плане — для получения желаемой профессии, для активной общественной и культурной жизни в обществе. Яркий, образный рассказ невольно приковывает внимание учеников к теме урока.

Общеизвестно стимулирующее влияние наглядности, которая повышает интерес школьников к изучаемым вопросам, возбуждает новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость. Ученики, особенно мальчики, позволяют повышенный интерес к лабораторным, практическим работам, которые в этом случае

выступают в роли стимуляторов активности в учении.

Ценным стимулирующим влиянием обладают проблемно-поисковые методы в том случае, когдапроблемные ситуации находятся в зоне реальных учебных возможностей школьников. Неизменно воодушевляет школьников введение в учебный процесс элементов самостоятельной работы, если, конечно, они обладают необходимыми умениями и навыками для ее успешного выполнения.

Таким образом, каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности в то же самое время обладает не только информативно-обучающими, но и мотивационными воздействиями.

Психологи единодушны в выделении двух основных групп мотивов учения: мотивов познавательного интереса и мотивов общественного плана, т.е.мотивов общественного долга и ответственности.

В педагогике и методиках преподавания давно уже сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. В свое время

активно применялись для этого термины «интригующее начало урока», «эмоциональная завязка урока», «активизация внимания к новой теме» и т.п.

Многие учителя и теперь не упускают возможности тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило ребят своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Изучение мотивов дает возможность наиболее полно характеризовать человека вообще, а подрастающего человека особенно.

В самом деле, уже знание таких мотивов поведения школьника, как интересы, объясняет особенности общения ребенка, подростка. Конечно, отношение к тому или иному учебному предмету во многом определяется личными качествами учителя, его эрудицией, умением увлекательно излагать материал, методическим мастерством.

Однако, наряду с этим обнаруживается и другая, весьма характерная зависимость. Отношение к тому или иному учебному предмету зависит от его общественной значимости, точнее, от представлений о его значимости, сложившихся у школьников, к сожалению, далеко не всегда верных представлений.

Педагогу очень важно знать, какова общественная ценность и значимость мотивов поведения и учения воспитанников. Очевидно, совсем различный педагогический подход следует искать к подростку, хорошо занимающемуся только потому, что его побуждает страх наказания, или к его товарищу, самозабвенно увлеченному предметом.

Нет нужды повторять хорошо известную, но далеко не всегда реализуемую истину о том, что одна из главных задач учителя с первого до выпускного класса -упорно и терпеливо формировать содержательные и общественно значимые мотивы, которые бы направляли не только школьную, но и всю последующую жизнь человека.

22.Характеристика методовконтроля и самоконтроля в процессе обучения

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е.

определенной системы проверки эффективности его функционирования с кибернетических позиций контроль призван обеспечить внешний обратная связь (контроль педагога) и внутренний (самоконтроль УЧН ния) Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в ход учебно-воспитательного процесса Это может касаться изменения содержания, пересмотра подхода к выбору фор м и методов педагогической деятельности или же принципиальной перестройки всей системы робототи.

Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов

Методы контроля — это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной и других видов деятельности учащихся и педагогической работы учителя доступным методом контроля является планомерное целенаправленное е и систематическое наблюдение учителя за деятельностью ученики.

Ожидание проверки заставляет учащихся систематически учить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают готовить уроки

Систематический контроль повышает ответственность за выполненную работу не только учеников, но и учителя, приучает к опрятности, формулирует положительные нравственные качества и коллективистские отношения Кроме того, контрол ль помогает ученику самому разобраться в своих знаниях и способностях, т.е. формированию самооценки А это одних лишает излишней самоуверенности и самоуспокоенности, а другие начинают ясно осознавать св й недостатокки.

На различных этапах обучения используются разнообразные виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый, а также формы его организации

Предварительный контроль направлен на выявление знаний, умений и навыков учащихся по предмету или раздела, который будет изучаться В V и X классы приходят учащиеся с разным уровнем подготовки Чтобы спланировать свою работу, учитель должен зн нати, кто что может и которыми знания Это поможет ему определить, на каких моментах необходимо больше сосредоточить внимание, решения каких вопросов требует большего времени, а каких меньше, поможет определить инди видуальний подход к каждому УЧНчня.

Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся Осуществляется он с помощью систематического наблюдения учителя за работой ю класса в целом и каждого ученика в частности, на всех этапах обученияя.

Тематический контроль осуществляется периодически, после изучения темы или нового раздела и имеет целью систематизацию знаний учащихся Этот вид контроля осуществляется на повторительно-обобщающих уроках и способствует подготовке д к контрольным мероприятиям: устных и письменных зачетовв.

Итоговый контрольпроводится в конце четверти, полугодия, учебного года, а также после окончания обучения в начальной, средней и полной средней школе

По формам контроль делится наиндивидуальный, групповой и фронтальный.

В учебном процессе в различных сочетаниях используются методы устного, письменного, практического (лабораторного), машинного контроля и самоконтроля учащихся

Устный опрос осуществляется в индивидуальной и фронтальной формах

Цель устного индивидуального контроля — выявление учителем знаний, умений и навыков отдельных учащихся Ученику предлагается ответить на общий вопрос, который в дальнейшем разбивается на ряд конкретных, уточняющих Как правило, дня ответа и ученики приглашаются к доске Дополнительные вопросы при индивидуальном контроле даются при неполной ответа ученика Если необходимо уточнить детали, проверить глубину знаний, или, если у учителя виникают ь сомнения при выставлении оценкиінки.

Устный фронтальный контроль (опрос) требует серии логически связанных между собой вопросов по небольшому объему материала

При фронтальном опросе учитель ожидает от учеников четких, лаконичных ответов с места Используется он в основном с целью повторения и закрепления учебного материала на коротком промежутке ч времяу.

отношении индивидуального опроса фронтальный контроль имеет свои преимущества и недостатки Преимущества заключаются в том, что он способствует активизации работы всего класса, позволяет опросить много учеников, сэкономить ты время При фронтальном опросе всем учащимся предоставляется возможность участвовать в дополнении, уточнении, подтверждении, исправлении, но после прослушанной ответа товарища Недостатки очевидны: не забей зпечуе проверки глубины знаний, возможны случайные удачные ответы учащиесянів.

Письменный контроль редко бывает индивидуальным, когда отдельным учащимся предлагаются контрольные работы по карточкам основном это фронтальные контрольные работы по математике, физике, химии, украинского и русского языка (диктант ты, переводы, произведения) и др. Фронтальные и индивидуальные работы могут быть рассчитаны на весь урок или его часть Письменные работы могут предлагаться также в форме отчетов, графических построений, карт да и ін.

Практический контроль используется на уроках рисования (в начальных классах), труда, физического воспитания, математики, физики, химии В старших классах с этой целью проводятся лабораторные работы Таким образом, этот метод необходим тогда, когда надо выявить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы или двигательных навыков как, например, на уроках физкультуры и изобразительного искусств, ЦТВ.

С развитием информационных технологий все шире используется машинный контрольраспространенными являются виды программированного контроля, когда учащимся предлагается из нескольких вариантов возможных ответов выбрать правильный Преимущества машинного контроля в его беспристрастности ОДН нак, он не проявляет способа получения результата, затруднений, типичных ошибок и и ін.

Методы самоконтроля Существенной особенностью современного этапа совершенствования контроля в школе является развитие у учащихся навыков самоконтроля за степенью усвоения учебного материала, умение самостоятельно находить допущенные ошибки неточности, а также способ устранения выявленных недостатковв.

Сочетание различных методов контроля получило название комбинированного или плотного контроля Как правило, это сочетание устного и письменного опроса

Сущность его заключается в том, что к доске для ответа вызываются сразу несколько учеников, из которых один отвечает устно, другие готовятся к ответу у доски, часть учеников выполняет письменные задания по карточкам, а остальные участвует в опросе.

Преимущества этого метода в том, что он дает возможность основательной проверки знания нескольких учеников за незначительный промежуток времени: применяется, когда весь материал усвоен и есть необходимость проверить ведра азу нескольких ученики.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/2x71a4.html

Методы стимулирования поведения и деятельности, их характеристика

29. Общая характеристика методов стимулирования и мотивации поведения и деятельности

План:

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

2. Методы стимулирования поведения и деятельности.

1. Понятие «метод воспитания», «прием воспитания», «средства воспитания».

Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

Метод воспитания — это способ воздействия на сознание, чувства, волю, поведение и систему отношений ребенка в целях формирования всесторонне развитой личности.

Методы зависят от цели и содержания воспитания, они на­правлены на формирование и совершенствование личности, поэтому учет уровня развития воспитанников и зрелости кол­лектива — важные условия эффективного использования методов воспитания, зависящих также от уровня зрелости коллектива.

Прием воспитания — отдельный элемент метода.

Методы и приемы воспитания тесно между собой связаны и в зависимости от педагогической ситуации могут выступать как самостоятельные методы и как методические приемы.

Средства воспитания — целесообразно организованные методические пути решения тех или иных воспитательных задач. Это могут быть и те предметы, которые используются в воспитательной работе с детьми (наглядные пособия, книги, радио, телевидение), и виды деятельности, в которые вовлекаются учащиеся.

Функцию средств воспитания выполняют кинофильмы, произ­ведения искусства, живое слово учителя-воспитателя, игры детей, общественная, физкультурно-спортивная работа и самодея­тельность. Но их обязательно надо включить в определенную систему работы учителя-воспитателя для решения соответст­вующих воспитательных задач.

Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания методов, приемов, средств и форм организации воспитательного процесса.

Эффективность применения методов воспитания зависит также от того, насколько воспитатель считается с закономерностями и движущими силами воспитания, индивидуально-типологи­ческими особенностями и уровнем воспитанности детей, с природой конкретных педагогических ситуаций, в которых оказался ребенок. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему типу деятельности ребен­ка определенного возраста.

На практике методы воспитания выступают в довольно слож­ном, а иногда и противоречивом взаимодействии. Таким образом, в процессе воспитания детей учитель

ü применяет различные приемы и методы воздействия,

ü учитывает индивидуальные особенности и уровень воспитан­ности детей, характер педагогических ситуаций, которые тре­буют тех или иных решений в интересах как отдельных уча­щихся, так и класса в целом.

Методы воспитания можно подразделить на 4 основные группы:

· Методы формирования сознания (разъяснение, рассказ и беседа, пример)

· Методы формирования поведения (упражнение и приучение, режим дня, педагогические ситуации, система поручений, требование)

· Методы стимулирования (поощрение, наказание, корректировка, соревнование, постановка перспективы, метод «взрыва»)

· Методы самовоспитания

2.Методы стимулирования

1. Поощрение

2. Наказание

3. Корректировка

4. Соревнование

5. Постановка перспективы

6. Метод «взрыва»

1. Поощрение — такое педагогическое воздействие на ребенка, когда воспитатель выражает положительную оценку поступков, поведения отдельного ученика (или коллектива). В школе наиболее распространенными видами поощрений яв­ляются

ü похвала,

ü благодарность,

ü различные виды наград.

Поощрение окажет большое воспитательное воздействие на де­тей, если учитель учтет при оценке их деятельности не только результат, но и пути, способы, при помощи которых ученики достигли этих результатов.

В использовании поощрений важно учитывать особенности ха­рактера ученика. В поощрении особенно нуждаются дети не­смелые, неуверенные. Положительная оценка труда, поведе­ния, поступков укрепляет у них веру в свои силы, поднимает на новую ступень нравственного развития.

Поощрение направлено на совершенствование ребенка. Формы подобного воздействия должны быть максимально под­вижными, динамичными, чтобы вызвать у детей стремление руководствоваться высокими нравственными мотивами.

2. Наказание — мера воздействия на воспитанников или детский коллектив, совершивших тот или иной проступок. Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво:

ü сторонники авторитарной педагогики выступали за широкое применение наказаний, включая телесные; они считали наказа­ние не столько средством воспитания, сколько средством управления детьми;

ü последователи теории свободного воспитания отвергали любые наказания.

А.С. Макаренко утверждал, что разумная система наказаний помогает оформиться крепкому человеческому характеру, вос­питывает чувство ответственности, закаляет волю, человече­ское достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодо­левать их.

Среди педагогов-практиков и в настоящее время нет полного единодушия в отношении к наказанию.

В школе наказание может принимать формы

ü словесного осуждения (замечание, порицание, предложение встать у парты, у доски, вызов для внушения на педагоги­ческий совет, выговор в приказе директора);

ü естественных последствий;

ü ограничения в правах;

ü изменения отношения к воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Такое наказание целесообразно в том случае, когда ученик дорожит хорошими отношениями с вос­питателем и своими товарищами.

Не рекомендуется наказывать учащихся трудом.

Умелое применение наказаний возможно при соблюдении

учителем следующих педагогических требований к ним:

ü наказание не должно причинять физическое страдание;

ü оно имеет смысл в том случае, если наказуемый понимает, что он нарушил интересы коллектива;

ü наказание накладывается в том случае, если ученик сознатель­но нарушает требования коллектива;

ü наказание может в некоторых случаях отменяться;

ü наказание должно воспитывать — это значит, что оно сопро­вождается и другими мерами воздействия: разъяснением, из­менением режима и т.д.

3.Младший школьник особенно нуждается в корректировке его поступков и действий. Эта корректировка может проводиться путем одобрения илипорицания. Характер одобрения и пори­цания может быть разный и зависит от индивидуальных осо­бенностей детей и педагогической ситуации.

4. Соревнование содействует развитию творческих сил и повыше­нию активности учащихся в различных видах деятельности (труде, общественной работе) и предполагает равнение на пе­редовых, помощь отстающим и на этой основе достижение бо­лее высоких показателей своей работы.

Соревнование может быть индивидуальным и коллективным. Условия действенности соревнования:

ü вызвать у детей желание принимать в нем участие,

ü умело настроить детей на участие в соревновании;

ü перед соревнующимися должны выдвигаться все новые привлекательные цели,

ü условия должны быть доступными,

ü оформление соревнования — красочным.

Действенность соревнования повышается, если его итоги ре­гулярно подводятся.

5. Стимулирует деятельность ребенка постановка перспективы, которая создает настроение радостного ожидания, способствует напряжению всех сил для достижения поставленной цели.
Постановка перспективы нужна как для развития каждого ребенка, так и для коллектива.

Широко использовал в практике своей работы перспективу А.С. Макаренко, считая, что коллектив нужно обязательно стимулировать ожиданием завтрашней радости, так как оно побуждает к напряжению сил в борьбе за перспективу, создает настроение ожидания чего-то радостного и значительного.

6. К группе методов стимулирования относится также метод «взрыва», которым А.С. Макаренко называл доведение конфликта до последнего предела.

Суть метода «взрыва» состоит в том, чтобы по-иному довести до сознания ребенка его положение в коллективе, дать ему остро почувствовать, что коллектив им недоволен. «Взрыв» должен заставить ребенка пережить это состояние в коллекти­ве и возбудить потребность стать лучше, принять требование коллектива.

«Взрыв» не обязательно предполагает гнев и выражение недо­вольства. Но его применение должно сопровождаться

ü неожиданностью,

ü внезапностью воздействия,

ü сильным эмоциональным впечатлением.

А.С. Макаренко убедительно показал эффективность этого ме­тода при условии высочайшей осторожности и педагогического мастерства.

Источник: https://studopedia.su/1_21988_metodi-stimulirovaniya-povedeniya-i-deyatelnosti-ih-harakteristika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий