29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.

3. Франция в XVII-XVIII веках Абсолютная монархия во Франции

29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.

ВXVII веке во Франции продолжалось усилениекоролевской власти, и в отличие от Англииздесь полностью сложился абсолютизм.Генеральные штаты, орган сословногопредставительства, не созывались с 1614г.

Политику абсолютизма успешно проводилпервый министр Людовика XIII кардиналРишелье (1585-1642), подавлявший своеволиезнати. Его преемник на этом посту,кардинал Мазарини, управлявший странойс 1643 по 1661 г. при малолетнем королеЛюдовике XIV, продолжал эту политику. В1648-53 гг.

городские парламенты и феодальнаязнать сделали попытку, опираясь нанародные выступления против ростаналогов и притеснений королевскихвластей, вернуть свое прежнее независимоеот короля положение. Мазарини удалосьподавить их оппозицию.

Связанные с этимсобытия получили название «фронда» или«игра в пращу», что в переносном смыслестало обозначать несерьезную оппозицию.

Послесмерти Мазарини Людовик XIV взялгосударственное управление в свои рукии не назначал первого министра. При немкоролевская власть достигла наивысшегомогущества. Предание приписывает емуслова: «Государство – это я». Городскиепарламенты утратили свои прежниезаконодательные функции и превратилисьв судебные учреждения.

Непокорныхгугенотов стали усиленно вытеснять изстраны, особенно после отмены в 1685 г.Нантского эдикта, предоставлявшего имсвободу вероисповедания. До 400 тысячремесленников, торговцев, крестьян,были вынуждены покинуть Францию, спасаясьот преследований.

Французские гугенотыобосновались в Голландии, Англии,Бранденбурге, способствуя хозяйственномуразвитию этих стран.

Большуюроль при Людовике XIV играл генеральныйконтролер финансов Кольбер. Он проводилв жизнь политику меркантилизма,направленную на то, чтобы золото и деньгине вывозились из страны.

Для устраненияконкуренции отечественному производству,устанавливались высокие пошлины наиностранные товары, ввозимые во Францию.С помощью денежных субсидий, беспроцентныхссуд, разного рода привилегий, Кольберсодействовал появлению и развитию воФранции мануфактур.

При его поддержкевозникли многочисленные королевскиемануфактуры по производству гобеленов,дорогой мебели, зеркал и других предметовроскоши.

Кольберспособствовал развитию внешней торговли,созданию торгового флота, купеческихкомпаний для торговли в других частяхсвета. При нем были основаны французскиеколонии Луизиана, Канада в СевернойАмерике, захвачены опорные пункты вОст-Индии и на Мадагаскаре. Для успешногоразвития внутренней торговли былаотменена часть налогов и пошлин.

Кольберстремился навести порядок в управлениифинансами и одним из первых государственныхфинансистов начал составлять на каждыйгод смету доходов и расходов, появилосьтакое понятие, как государственныйбюджет. Ему удалось значительно увеличитьдоходы казны. Благодаря этому в первыйпериод своего правления Людовик XIV былсамым богатым монархом в Европе.

Пользуясьогромными средствами, которые поступалив казну благодаря финансовой политикеКольбера, Людовик XIV окружил себянеобыкновенной роскошью. При немфеодальная аристократия превратиласьв придворную знать.

Король оставил задворянством прежние права и привилегии,но подчинил его своей власти, привлекаяк придворной жизни хорошо оплачиваемымидолжностями, пенсиями, роскошьюобстановки.

В Версале, новой королевскойрезиденции, построенной при ЛюдовикеXIV, непрерывно шли балы, ставились балеты,оперы, устраивались концерты и другиеразвлечения. Версальскому двору сталиподражать монархи других европейскихгосударств.

Блескудвора Людовика XIV содействовали выдающиесяпредставители французской культурыXVII века. Король оказывал писателям,художникам и ученым свое покровительство,назначал им премии, пенсии.

Политикеабсолютизма как нельзя более соответствовалипринципы классицизма, ставшего официальнымхудожественным методом во Франции ХVIIвека, основой теории которого являетсяучение о вечности, абсолютности идеалапрекрасного.

Из писателей той эпохинаиболее известными были драматургиКорнель (1606-84), Расин (1639-99), автор комедийМольер (1622-99), баснописец Лафонтен(1628-1703). Выдающимся французским художником,представителем классицизма, был НиколаПуссен (1594-1665).

Для картин, написанныхв стиле классицизма характерна строгоуравновешенная композиция, создающаячувство покоя и величия, а также колорит,построенный на сочетании сильных,насыщенных тонов, в основном, красного,синего и золотистого цвета. Герои драмКорнеля, Расина, так же как и персонажикартин Пуссена и других приверженцевклассицизма, как правило люди сильныххарактеров, обладающие чувством долгаперед обществом и государством.

Oгромныесредства Людовик ХIVтратил на армию. При нём французскаяармия выросла до полумиллиона солдати была лучшей в Европе по вооружению,обмундированию и обучению.

Были созданысклады продовольственных запасов дляармии, построены казармы, военныегоспитали, появилась форма для каждогополка.

Был основан корпус военныхинженеров, открылось несколькоартиллерийских училищ, положившихначало специальному военному образованию.

Впериод правления Людовика XIVФранция в общей сложности 30 лет находиласьв состоянии войны. Начатая еще приМазарини война с Испанией продолжаласьпочти четверть века и завершилась в1659 г. присоединением к Франции пограничныхобластей Руссильон и Артуа. Новая войнас Испанией велась в 1667-68 гг.

Поводом кней явилась неуплата испанским дворомобещанного приданого принцессе, ставшейженой Людовика ХIV.По Аахенскому миру, завершившему этувойну, Франция присоединила к себе частьФландрии. После этого Голландия, Испанияи Австрия объединились против Франции,однако война с ними в 1672-78 гг.

сновапринесла победу Людовику ХIV,в результате чего он присоединилиспанскую Франш-Конте и несколькогородов на границе испанских Нидерландов.После этих успехов им была создана дажеспециальная «палата присоединений»,по решению которой вскоре был аннексированСтрасбург.

Франция полностью овладелаЭльзасом.

Кконцу правления Людовика XIVграницы Франции включали почти всеземли, населенные французами в ЗападнойЕвропе и королевская власть достиглавершины своего могущества. «Король-солнце»– так величали придворные льстецыЛюдовика XIV.

Военные успехи Франции, ее притязанияна господство в Западной Европе сталипричиной создания против нее мощнойкоалиции Испании, Австрии и Голландии.К этой, так называемой, Аугсбургскойлиге вскоре присоединилась Англия.

Однако десятилетняя война этой коалициис Францией не привела к существеннымизменениям границ.

ЛюдовикXIV закрепил во Франции системубюрократической централизации,свойственную абсолютной монархии. Всястрана управлялась тридцатью интендантами,которых назначал король.

В их ведениинаходились полиция и суд, набор войскаи взыскание налогов, сельское хозяйство,промышленность, торговля, учебныезаведения и религиозные дела.

В провинцияхсохранялось унаследованное от феодальнойраздробленности разнообразие устарелыхместных законов, привилегий, пошлин,нередко сдерживавших развитиеэкономической и политической жизнистраны.

Вначале ХVIIIвека Франция продолжала оставатьсяодним из наиболее могущественныхгосударств Европы. Людовику XIV удалосьрасширить территорию страны, однакопочти непрерывные войны истощали казну,приводили к росту государственногодолга, увеличению налогов. Достигнувсвоего наивысшего развития в периодправления Людовика XIV, Французскаямонархия начинает клониться к упадку.

Егопреемник Людовик ХV(1715-1774) не обладал такими выдающимисяспособностями государственного деятеля,как Людовик XIV. Новый король вместоуправления делами королевства большевсего времени проводил в придворныхинтригах, различных развлечениях сосвоими многочисленными фаворитками.

Наиболее известными из них были мадамДюбарри и мадам Помпадур. Они прочновошли в историческую и художественнуюлитературу, посвященную тому времени.Людовику ХVприписывают слова: «После нас хотьпотоп».

И действительно, он оставилсвоему преемнику значительно опустевшуюказну и многочисленные долги.

Впериод его правления строгий придворныйэтикет сменился атмосферой легкомыслия,фривольности. Это отразилось и наразвитии искусства. На смену классицизмуприходит новое художественное направление– стиль «рококо».

Его сторонникипредпочитают приятное и удобное вместовеличественного и монументального, какпоследователи классицизма. Происхождениетермина «рококо» связывают с французскимсловом «рокайль», что означает «раковина».

Предметы, сделанные в этом стиле, были,как правило, мелкие со сложным орнаментом, ассиметричные по форме, создававшейвычурное легкомысленное впечатление.Живопись рококо отличалась в основномлюбовными сюжетами, светлыми красками,прозрачными тонами.

Залы, украшенныетакими картинами, хрустальными люстрами,изящной мебелью представляли собойпраздничное зрелище, соответствующеедуху, который господствовал при двореЛюдовика ХV.

Вместес тем стиль рококо способствовалформированию принципов Просвещения,т. к.

сквозь легкомысленное, казалосьбы, бездумное отношение этого искусствак жизни, можно было увидеть интересавторов к изображению сложных переживанийлюдей, их душевных волнений, размышленийо судьбе человека, о смысле жизни. Стильрококо проник в другие страны.

Французскийязык, французские моды распространилисьв высшем обществе всех европейскихгосударств. Франция превращается взаконодательницу художественныхнововведений, она становится во главевсей духовной жизни Европы.

Источник: https://studfile.net/preview/6171335/page:8/

Французский абсолютизм. Реформы Ришелье. Центральное и местное управление. — ответы ИГПЗС

29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.

К началу XVI в. Франция стала единым государством.Формой этого государства становится абсолютная монархия, ко­торая приобрела воФранции наиболее законченную, последо­вательно выраженную форму. Абсолютизмхарактеризовался прежде всего тем, что вся полнота законодательной, исполни­тельнойи судебной власти концентрировалась в руках главы государства — короля.

Значительной опорой короля в его постояннойборьбе про­тив крупных феодалов стало третье сословие. Словесным сим­воломабсолютизма, приписываемым королю Людовику XIV, является высказывание: «Государство — этоя!».

При Людовике XIII (из династии Бурбонов) фактически руко­водилгосударственной политикой Франции кардинал Ришелье, совмещавший 32государственные должности, являвшийся пред­седателем королевского совета в1624—1642 гг.

, поэтому его не­редко называют первым министром, хотя формальнотакой дол­жности не существовало. Ришелье провел административные, финансовые,военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство икоролевский абсолютизм.

Также кардинал Ришелье лишил гугенотов политическихправ, которые были предоставлены им Нантским эдиктом короля Генриха IV. Он активно боролся с любой оппозициейсильной королевской власти.

При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты,постепенно ликвидируются старые государственные должности (например, придворнаядолжность коннетабля была ликвидиро­вана в 1627 г.), вместо этогосоздается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма корольЛюдовик XIV (правил в 1643—1715гг., из династии Бурбонов). В 1661 г.

Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Боль­шой совет,в который входили король (председатель совета), герцоги и другие пэры Франции,министры, государственные сек­ретари, канцлер, председательствовавший во времяотсутствия короля.

Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы,для обсуждения внешнеполитических дел созывался более узкий по составу Верхнийсовет, особые функции выпол­няли также Совет депеш и Совет по вопросамфинансов. В лю­бом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введяка-питацию — подушную подать, что значительно увеличило коро­левские доходы.Было введено большое количество косвенных налогов (например, налог на соль),различных королевских сбо­ров и пошлин.

На местах при Людовике XIV была создана система интен­дантов —специальных правительственных комиссаров с боль­шими полномочиями во всехобластях государственного управ­ления, от контроля за банками до борьбы сересью.

Людовик XIV в 1668 г. лишил Парижский парламент старин­ногоправа ремонстрации.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единойсистемы королевского правосудия, хотя в некоторых ча­стях Франции сеньориальнаяюстиция сохранялась вплоть до XVIII в. Людовик XIV активно выкупал у крупных феодалов их судебные полномочия в своюпользу.

Общественный строй Франции в период абсолютной монархии (XVI — XVIIIвв.)

1. Общие положения 

В XVI в. во Франции стала складываться абсолютнаямонархия. Возникновение этой новой формы монархии вызвано тем, что с конца XVв. в стране началось формирование капиталистического уклада в промышленности исельском хозяйстве:

·       в промышленности появилась мануфактура, а с ней -наемная рабочая сила, вербовавшаяся из разорившихся мелких ремесленников,подмастерьев и крестьян;

·       выросла внешняя торговля с другими европейскимистранами, с Востоком, а через Испанию — и с Америкой;

·       капиталистические и полукапиталистические отношения всельском хозяйстве приняли форму срочной аренды.

·       Развитие капиталистического уклада ускоряло разложениефеодальных отношений, но не уничтожало их:

·       в городах ремесло, мелкие цеховые и свободныеремесленники и торговцы существовали во всех отраслях, где не было мануфактур;

·       сохранялась собственность сеньора на крестьянские землии, как следствие, феодальные платежи, церковная десятина и т. д.

2. Сословия при абсолютной монархии 

К XVI в. французская монархия утратила существовавшиеранее представительные учреждения, но сохранила свою сословную природу. Первыедва сословия — духовенство и дворянство — полностью сохранили своепривилегированное положение. При 15 млн.

чел. населения страны в XVI — XVII вв.к духовенству относилось примерно 130 тыс. человек, а к дворянству — около 400тыс. человек, то есть подавляющую массу населения во Франции составляло третьесословие (в состав которого вошло крестьянство).

Духовенство, при своей традиционной иерархии,отличалось большой неоднородностью и проявляло единство только в своемстремлении удержать сословные, феодальные привилегии. Между верхушкой Церкви иприходскими священниками усилились противоречия.

Дворянство занималогосподствующее место в общественной и государственной жизни французскогообщества, однако в его составе произошли важные изменения.

Значительная частьродовитого «дворянства шпаги» разорилась; их место в землевладении иво всех звеньях королевского аппарата заняли выходцы из городских верхов,которые покупали на правах собственности судебно-административные должности(дававшие дворянские привилегии), передавали их по наследству и становились такназываемым «дворянством мантии«. Дворянский статус предоставлялсятакже в результате пожалования специальным королевским актом.

Внутри третьего сословия усиливалась социальная иимущественная дифференциация:

·       на нижних его ступенях находились крестьяне,ремесленники, чернорабочие, безработные;

·       на верхних — те, из которых формировался классбуржуазии: финансисты, торговцы, цеховые мастера, нотариусы, адвокаты.

Государственное устройство Франции в период абсолютной монархии

1. Основные черты государственного строя 

Французский абсолютизм достиг высшей ступени своегоразвития в период самостоятельного правления Людовика XIV (1661 — 1715 гг.).

Особенностью абсолютизма во Франции являлось то, что король — наследный главагосударства — обладал всей полнотой законодательной, исполнительной, военной исудебной власти. Ему подчинялись весь централизованный государственныймеханизм, административно-финансовый аппарат, армия, полиция, суд.

Все жителистраны были подданными короля, обязанными ему беспрекословно подчиняться. С XVIв. по первую половину XVII в. абсолютная монархия играла прогрессивную роль'.

·   вела борьбу против раскола страны, создавая тем самымблагоприятные условия для ее последующего социально-экономического развития;

·   нуждаясь в новых дополнительных средствах,содействовала росту капиталистической промышленности и торговли — поощряластроительство новых мануфактур, вводила высокие таможенные пошлины наиностранные товары, вела войны против иностранных держав — конкурентов вторговле, основывала колонии — новые рынки сбыта.

Во второй половине XVII в., когда капитализм достигтакого уровня, что его дальнейшее благоприятное развитие в недрах феодализмастало невозможным, абсолютная монархия утратила все ранее присущие ей ограниченнопрогрессивные черты. Дальнейшему развитию производительных сил препятствовалисохранявшиеся абсолютизмом:

·   привилегии духовенства и дворянства;

·   феодальные порядки в деревне;

·   высокие вывозные пошлины на товары и т. д.

2. Органы государственной власти и управления 

С укреплением абсолютизма вся государственная властьсконцентрировалась в руках короля.

Деятельность Генеральных штатов практическипрекратилась, они собирались очень редко (последний раз в 1614 г.).

С начала XVI в. светская власть в лице короля усилиласвой контроль над Церковью.

Рос бюрократический аппарат, его «влияниеусиливалось. Центральные органы государственного управления в рассматриваемыйпериод делились на две категории:

·   унаследованные от сословно-представительной монархииучреждения, должности в которых продавались. Они частично контролировалисьзнатью и постепенно оттеснялись во второстепенную сферу государственногоуправления;

·   учреждения, созданные абсолютизмом, в которых должностине продавались, а замещались чиновниками, назначаемыми правительством. Они современем составили основу управления.

Государственный совет фактически превратился в высшийсовещательный орган при короле.

В состав Государственного совета входило и»дворянство шпаги», и «дворянство мантии» — представители истарых, и новых учреждений.

К старым органам управления, должности в которыхзанимала знать и которые практически не функционировали, относились специальныесоветы — тайный совет, аппарат канцлера, совет депеш и т. д.

Органы, созданныево время абсолютизма, возглавляли генеральный контролер финансов (по сутипервый министр) и четыре государственных секретаря — по военным делам,иностранным делам, морским делам и делам двора. •

Большое значение в финансовом управлении имелиоткупщики косвенных налогов, они же — государственные кредиторы.

В местном управлении, как и в центральных органах,сосуществовали две категории:

·       утратившие значительную часть своих реальных правомочийбальи, пре-во, губернаторы, должности которых уходили своими корнями в прошлоеи замещались знатью;

·       фактически руководившие местным административнымуправлением и судом интенданты юстиции, полиции и финансов — особыеуполномоченные королевского правительства на местах, на посты которых обычноназначались лица незнатного происхождения. Интендантства делились на округа,реальная власть в которых была вручена субделегатам, назначаемым интендантом иподчиненным ему.

3. Судебную систему возглавлял король, который мог принять к своемуличному рассмотрению или поручить своему доверенному лицу любое дело любогосуда.

В судопроизводстве сосуществовали:

·       королевские суды;

·       сеньориальные суды;

·       городские суды;

·       церковные суды и др.

В период абсолютной монархии продолжалось усилениекоролевских судов. В соответствии с Орлеанским ордонансом (1560 г.) и Мулинскимордонансом (1566 г.)им стало подсудно большинство уголовных и гражданских дел.

Сеньориальным судам эдикт 1788 г. оставил в областиуголовного судопроизводства лишь функции органов предварительного дознания. Вобласти гражданского судопроизводства им были подсудны только дела с небольшойсуммой иска, но и эти дела могли по усмотрению сторон сразу же передаваться вкоролевские суды.

Общие королевские суды состояли из трех инстанций:судов превоталь-ных, бальяжных и судов парламентов.

Функционировали суды специальные, где рассматривалисьдела, затрагивавшие ведомственные интересы: свои суды имели счетная палата,палата косвенных налогов, управление монетного двора; были суды морские итаможенные. Особую значимость имели военные суды.

4. Армия 

Создание постоянной армии при абсолютизме завершилось.От набора наемников-иностранцев постепенно отказались и перешли к комплектациивооруженных сил за счет вербовки в солдаты рекрутов из низших слоев»третьего сословия», в том числе и уголовных элементов. Офицерскиедолжности по-прежнему занимало лишь дворянство, что придавало армии ярковыраженный сословный характер.

Источник: https://www.sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/francuzskij-absolutizm-reformy-risele-centralnoe-i-mestnoe-upravlenie

История.ру

29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.

У адвоката. Гравюра А. Босса.

Французское государство XVII в., построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей классовой природе было диктатурой дворянства. Главным назначением абсолютистского государства была защита феодального строя, феодального экономического базиса от всех антифеодальных сил.

Основной антифеодальной силой являлось крестьянство. Сила крестьянского сопротивления в течение позднего средневековья все нарастала, и только централизованный орган принуждения — государство имело возможность успешно противостоять ей.

Важным союзником крестьян было городское плебейство. Но только присоединение буржуазии к народным массам и руководство с ее стороны могли превратить стихийную борьбу антифеодальных сил в революцию. Важнейшей задачей абсолютизма было препятствовать образованию такого блока буржуазии, крестьянства и плебейства.

Королевское абсолютистское правительство, с одной стороны, путем некоторого покровительства отвлекало буржуазию от союза с народными антифеодальными силами, а с другой стороны, беспощадно подавляло выступления крестьянства и плебейства.

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

style=»display:inline-block;width:300px;height:250px» data-ad-client=»ca-pub-0791478738819816″

data-ad-slot=»5810772814″>

Но из факта покровительства буржуазии со стороны абсолютизма отнюдь не вытекает, что правы те буржуазные историки, которые утверждают, будто абсолютизм был двуклассовым, «дворянско-буржуазным» государством или даже просто «буржуазным».

Абсолютизм действительно сложился в ту эпоху, когда потенциальная мощь буржуазии (при условии ее союза с народом) начала в известной степени сравниваться с мощью дворянства, и королевская власть в определенный период вела политику, безусловно дружественную по отношению к буржуазии.

Однако, как подчеркивал Энгельс, абсолютизм был только «кажущимся» посредником между дворянством и буржуазией. Абсолютизм активно стремился привлечь буржуазию на сторону дворянского государства, откалывая тем самым буржуазию от ее демократических союзников, отвлекая ее от борьбы против феодализма на путь приспособления к феодализму.

Еще Ришелье разъяснял, что тот, кто вложил свои деньги в существующий политический режим, не станет содействовать его ниспровержению-поэтому и важно предоставлять буржуазии возможность выгодно вкладывать капиталы в должности и откупа.

Чиновники, «люди мантии», составляли как бы аристократию по отношению к классу буржуазии, из рядов которого они вышли. Также и в системе вооруженных полицейских сил абсолютизма в XVII в.

городская буржуазия, поголовно получавшая оружие и организованная по городам в «буржуазную гвардию», занимала важное место; в критические минуты народных восстаний она, хотя подчас не без серьезных колебаний, в конце концов поддавалась призывам своих «старших братьев» магистратов и «лояльно» сражалась за существующий порядок, против «мятежников» из простого народа.

Французское феодальное дворянство, за исключением отдельных его представителей, являлось верной опорой абсолютизма.

Следовательно, буржуазия, встав на путь оппозиции, была бы принуждена идти с одним лишь народом, и движение неминуемо приобрело бы демократический характер. Но для такой политики французской буржуазии в XVII в. еще не было объективных условий.

Это и было причиной того, что «буржуазная гвардия» поддавалась обычно влиянию одворянившейся части буржуазии и поднимала оружие в защиту феодально-абсолютистского порядка.

Абсолютизм нуждался в буржуазии еще и потому, что ему нужны были деньги как для раздачи дворянам, так и для увеличения собственного политического могущества. В XVII в.

, как правило, армии были наемными, и реальная сила королевской власти внутри Франции и за ее пределами зависела прежде всего от состояния финансов, т. е.

сумм, собранных в виде налогов, а собирать со страны больше налогов можно было только при условии роста денежного обращения.

Поэтому государству, задачей которого была защита феодализма, приходилось самому же и подстегивать развитие буржуазии, покровительствовать торговле и промышленности. Чтобы постоянно и во все большем объеме стричь «зажиточных» в пользу фиска, требовалось, чтобы эти «зажиточные» не переводились, чтобы мелкая буржуазия превращалась в среднюю буржуазию, средняя буржуазия — в крупную и т. д.

В противном случае государству пришлось бы забирать все большую долю из совокупного прибавочного продукта крестьян, следовательно, отнимать часть доходов у самого же дворянского класса, хотя бы и для защиты его общих интересов. Перенесение абсолютизмом центра тяжести обложения на город и вместе с тем покровительство буржуазии отвечали в конечном счете интересам того же дворянства.

Разумеется, рост королевской власти ущемлял права и независимость каждого отдельного сеньора. Но общие классовые интересы заставляли их, несмотря на все частные конфликты и проявления недовольства, сплачиваться вокруг королевской власти XVII век — время консолидации французского дворянства.

Отдельные обиженные вельможи возглавляли время от времени оппозиционные политические движения, направленные против правительства, но вельможи преследовали при этом чисто личные цели (получение пенсий, губернаторских должностей, того или другого духовного сана и т. д.). Порой вельможи во имя тех же корыстных целей вступали во временный союз даже с движениями народной, в особенности плебейской, оппозиции.

При Людовике XIV не было сколько-нибудь широкой феодальной оппозиции абсолютизму.

Методы, которыми отдельные аристократы отстаивали свои личные требования, были часто старомодно-феодальными (включительно до «объявления войны» королю или отъезда к другому государю), но цели, которые они при этом преследовали, не имели ничего общего с действительным ограничением королевской власти или новым раздроблением Франции.

В политических конфликтах XVII в. проявлялось не стремление аристократии как цельной социальной группы изменить политический строй, а лишь стремление отдельных вельмож занять лучшее положение при данном политическом строе.

Для феодального распада Франции в XVII в. не было реальных предпосылок, эта угроза отошла в прошлое, и потому абсолютизм в XVII в. уже не противостоял феодальному сепаратизму как национальная сила.

Феодальная, дворянская природа французской монархии, положение короля как главы и знамени всего класса дворянства в целом выступают именно при Людовике XIV более наглядно и ярко, чем когда бы то ни было.

Источник: https://www.istoriia.ru/seredina-xvii-xviii-v/francuzskij-absolyutizm.html

Французский абсолютизм во 2-ой половине XVII в.-1-ой половине XVIII в

29. Французский абсолютизм в XVII – XVIII веках.

Французское государство XVII в., построенное на принципе абсолютной власти короля, по своей классовой природе было диктатурой дворянства. Главным назначением абсолютистского государства была защита феодального строя, феодального экономического базиса от всех антифеодальных сил.

Важнейшей задачей абсолютизма было препятствовать образованию блока буржуазии, крестьянства и плебейства. Королевское абсолютистское правительство, с одной стороны, путем некоторого покровительства отвлекало буржуазию от союза с народными антифеодальными силами, а с другой стороны, беспощадно подавляло выступления крестьянства и плебейства.

Абсолютизм сложился в ту эпоху, когда потенциальная мощь буржуазии (при условии ее союза с народом) начала в известной степени сравниваться с мощью дворянства, и королевская власть в определенный период вела политику дружественную по отношению к буржуазии.

Французское феодальное дворянство, за исключением отдельных его представителей, являлось верной опорой абсолютизма.

Следовательно, буржуазия, встав на путь оппозиции, была бы принуждена идти с одним лишь народом, и движение неминуемо приобрело бы демократический характер. Но для такой политики французской буржуазии в XVII в. еще не было объективных условий.

Это и было причиной того, что «буржуазная гвардия» поддавалась обычно влиянию одворянившейся части буржуазии и поднимала оружие в защиту феодально-абсолютистского порядка.

Абсолютизм нуждался в буржуазии потому, что ему нужны были деньги как для раздачи дворянам, так и для увеличения собственного политического могущества. В XVII в.

, как правило, армии были наемными, и реальная сила королевской власти внутри Франции и за ее пределами зависела прежде всего от состояния финансов, т. е.

сумм, собранных в виде налогов, а собирать со страны больше налогов можно было только при условии роста денежного обращения.

Людовик XIII умер в 1643г. Наследнику престола, Людовику XIV, не было еще пяти лет. Регентшей при нем была назначена его мать Анна Австрийская, а фактическим правителем стал ее фаворит, преемник кардинала Ришелье на посту первого министра, итальянец кардинал Мазарини.

Прозорливый и энергичный государственный деятель, продолжатель политики Ришелье, Мазаринив течение 18 лет (1643—1661) неограниченно правил Францией.

Мазарини, изыскивая новые источники доходов для завершения войны, ввел ряд налогов, вызвавших недовольство широких кругов буржуазии, особенно парижской, и отбросивших ее в лагерь оппозиции.

Сверх того, потребовав с членов парламента дополнительный побор за признание наследственности их должностей, он задел право собственности «людей мантии» на их должности и тем лишил абсолютизм поддержки влиятельного судейского чиновничества. Только «финансисты» процветали еще более, чем прежде.

«Люди мантии» во главе с членами парижского парламента, раздраженные политикой Мазарини и вдохновленные к тому же вестями об успехах английского парламента в войне с королем, пошли временно на союз с широкими кругами недовольной буржуазии, на путь разрыва с абсолютизмом, на путь блока с народными антифеодальными силами.

Так начался серьезный кризис феодально-абсолютистской системы, известный под названием Фронды (1648—1653).Историю Фронды делят на два этапа: «старую», или «парламентскую», Фронду 1648—1649 гг. и «новую», или «Фронду принцев», — 1650—1653 гг.

На первом этапе парижский парламент выдвинул программу реформ, несколько напоминающую программу английского Долгого парламента.

Она предусматривала ограничение королевского абсолютизма и содержала пункты, отражавшие интересы не только парламентских «людей мантии», но и требования широких кругов буржуазии и чаяния народных масс (введение налогов только с согласия парламента, запрещение ареста без предъявления обвинения и др.). Благодаря этому парламент получил широчайшую поддержку в стране.

История парламентской Фронды 1648—1649 гг. наглядно продемонстрировала, что в середине XVII в.

во Франции уже имело место заметное несоответствие между новыми производительными силами и старыми, феодальными производственными отношениями, но это несоответствие пока еще могло вызвать только отдельные революционные движения, породить отдельные революционные идеи, но не революцию.

«Новая» дворянская Фронда 1650—1653 гг., была попыткой кучки вельмож использовать для своих частных ссор с Мазарини не остывшее еще в Париже и других городах возмущение народа, покинутого буржуазией. Впрочем, отдельные радикальные элементы французской буржуазии пытались активно действовать и в годы новой Фронды.

Особенно характерны были в этом отношении события в Бордо. Там дело дошло до установления подобия республиканского демократического правительства; лидеры движения находились в тесных сношениях с английскими левеллерами и заимствовали для своих программных документов их идеи, в том числе требование всеобщего избирательного права.

Но это был только изолированный эпизод.

Некоторые требования феодальной Фронды отражали не только частные интересы вельмож, но и настроения более широких кругов дворянского класса.

Сущность их: а) уничтожить «узурпацию» королевской власти первым министром (дававшую всегда повод к борьбе фракций при дворе и, следовательно, мешавшую консолидации дворянства); б) уменьшить права и влияние парламентов и вообще всей бюрократии; в) вырвать из рук откупщиков и вообще «финансистов» ту гигантскую долю прибавочного продукта, которую они захватывали, и таким образом урегулировать финансовую проблему, не ущемляя доходов придворного и военного дворянства; г) увеличить получаемую сельскими дворянами долю крестьянского прибавочного продукта, перенеся государственное обложение в большей мере, чем прежде, на торговлю и промышленность; д) запретить исповедание протестантизма, который вызывал раскол в среде дворянства и давал лишний повод буржуазии и народу не повиноваться властям.

Эта дворянская программа и стала в дальнейшем программой всего царствования Людовика XIV.

Опьяненный победой, абсолютизм после Фронды начал меньше считаться с буржуазией как потенциальной общественной силой и сильнее поддавался реакционным настроениям феодального дворянства.

На первых порах осуществление этих дворянских требований привело к тому, что во Франции наступил «блестящий век» «короля-солнца».

Уже в правление Мазарини в ближайшие годы после Фронды указанные дворянские принципы стали проводиться в жизнь, однако сначала довольно сдержанно.

В 1661 г. Мазарини умер. Теперь Людовик XIV сразу вышел на первый план и правил в течение 54 лет. Однако главным действующим лицом был не король, а дворянский класс Франции. После уроков Фронды дворянство стремилось к усилению диктатуры. Двор Людовика XIV дышал ненавистью к памяти Фронды.

Из числа бывших помощников Мазарини особенно выдвинулся после его смерти Жан Батист Кольбер(1619—1683). С 1665 г. он носил звание генерального контролера финансов.

Вся его жизнь была подчинена поискам решения противоречивой головоломной задачи: увеличить государственные доходы в условиях, когда кредит монархии у буржуазии падал, а доходы дворянства возрастали.

Основное внимание кольбертизма (как и всякой меркантилистской экономической политики) было направлено на достижение активного баланса во внешней торговле.

С целью поддержания и развития вывоза товаров из Франции Кольбер создавал монопольные торговые компании, содействовал строительству большого торгового и военного флота, которого Франция до него почти не имела. Его не без основания считают одним из основателей французской колониальной империи.

Во второй половине XVIII в. дальнейший рост производительных сил во Франции был возможен лишь при условии глубоких революционных преобразований. Но французский абсолютизм уже представлял собой в это время реакционную силу.

Поэтому даже те мероприятия правительства, которые, по видимости, были направлены на развитие промышленности, не достигали цели.

Поддержка абсолютизма банкирами, откупщиками и некоторыми другими элементами верхушки буржуазии, равно как и покровительство абсолютизма этим элементам, не изменяли существа абсолютной монархии как государства, охранявшего классовые интересы привилегированных землевладельцев.

Одним из признаков упадка абсолютизма в 18 веке являлась его неспособность завершить формирование политического и административного единства страны.

Об упадке французского абсолютизма свидетельствовали и неудачи внешней политики во время самостоятельного правления Людовика XV (1723—1774). Сам король, пессимистически оценивая ближайшие перспективы абсолютистской Франции ввиду безнадежного состояния финансов и нарастающего протеста народных масс, говорил: «после нас хоть потоп», и все свое время отдавал развлечениям.

В 1774 г. на трон Франции вступил Людовик XVI. — тупой, ленивый и безвольный человек. Его жена, австрийская принцесса Мария Антуанетта; она и была вдохновительницей реакционных мероприятий.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s34743t8.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий