29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

Этос науки и этические проблемы современной науки

29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

Этос науки указывает на нравственные основы научной дея­тельности, совокупность ценностных принципов, принятых в науч­ном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистичес­кий аспект науки.

Установки этоса науки, разработанные американ­ским социологом Р.

Мертоном, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обяза­тельными для ученого.

Этос науки отвечает требованиям:

— универсализм (неличностный характер научного знания, его объективность, деятельность в области науки не может иметь никаких национальных и расовых ограничений, а также соц. и имущественных)

— коллективизм (научные результаты не должны быть скрываемыми, научное познание всегда есть процесс коллективного творчества)

— бескорыстие (ученый должен в своей Д. руководствоваться принципом поиска истинности)

— критицизм (критическое отношение к себе самому, к своим предшественникам и современникам).

Обширный класс этических проблем задает не­обходимость новых форм приспособления к окружающей действитель­ности.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную уг­розу его здоровью и существованию.

Физики-ядерщики были первы­ми, кто столкнулся с проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, ме­дицины, психологии и пр.

Особое место занимают проблемы этики ученого. Здесь наибо­лее важными являются проблемы авторства научных открытий, пла­гиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Этос на­уки направлен и на защиту науки от лже-, псевдонауки и воинствую­щего оккультизма.

В научном сообществе принято устанавливать до­статочно жесткие санкции за совершение фальсификаций и плагиата. Ученый может ошибаться, но не может фальсифицировать.

Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бой­котирует их, прерывает с ними всяческие научные контакты, отказы­вается от совместной работы.

Для исследований, претендующих на научный статус, строго обя­зателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «академическая составля­ющая науки».

Он обеспечивает селекцию того нового, которое свиде­тельствует о росте научного знания, привязывая его к конкретному автору или группе ученых. Псевдооткрытия, как правило, не долговременны.

На нашей памяти открытие уникального лекарства от СПИДа под названием «арменикум» очень скоро обнаружило свой псев­донаучный статус.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельностью отрывается от ре­ального мира и превращается в подобие робота.

Очень часто ученые тяготеют к значительному преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег.

Это также порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.

В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых. Т. Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаи­мообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных за­нятий.

Ученый выступает в качестве поставщика специализирован­ных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дис­циплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагае­мых знаний, а не за последствия их практического применения. Воз­никает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого.

Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Ситуация, связанная с созданием атомной бомбы, а также новейших смертоносных видов вооружения, ставит задачи гуманитарного контроля над наукой в качестве приоритетных и первостепенных.

Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвы­чайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реак­ции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружа­ющей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здо­ровье, ухудшают генофонд.

Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины. Они имеют выходы на практику здравоохра­нения и правительственные программы. Ряд проблем вызван отноше­нием к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — па­циент».

В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, ли­шаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.

Пришедшая на смену патерналистской модели, модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать реше­ния за пациента и даже не информировать последнего о его состоянии и перспективах лечения.

В 70-х гг. XX в. в самостоятельную проблему выделилась биоэти­ка экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих экспериментиро­вание не только на человеке, но и на животных.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из уве­личения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возмож­ности воздействия на человека.

Современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естествен­ные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.

Различные методы искусственной репродукции человека, за­мены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных ге­нов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их по­следствиях.

Особые проблемы вызывает связь науки и биз­неса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач—пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций. Акту­альной должна стать практика этической экспертизы в медицине.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказа­лась на передовой научно-экспериментальных исследований мира жи­вого. Сейчас она дает возможности вмешиваться в генетический код человека и изменять его.

Этот путь мыслится как позитивный в слу­чаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опас­ность соблазна планомерного совершенствования человеческой при­роды, с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обме­ниваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействии могут привести к неконтролируемым му­тациям, ранее не встречавшихся генетических качеств.

Многие экспе­рименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s158921t5.html

Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития

29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

Основной источник: Кохановский «Философия науки в вопросах и ответах».

Современная философия диалога интерпретирует этос как совокупность нравственных императивов, имплицитно присущих интерсубъективному пространству.

Коллизии 20-го века привели к необходимости глубокого осмысления роли и значимости научного этоса. Моральное отношение должно быть распространено на всю биосферу и все аспекты жизнедеятельности человека.

Этос науки указывает на нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспект науки. Установки этоса науки, разработанные американским социологом Р.

Мертоном в 1942 году, обращают внимание на эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, которые считаются обязательными для ученого. Он включил в этос науки четыре нормы:

1) Универсализм (оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса)

2) Коллективизм (результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества)

3) Бескорыстность (при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-либо личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы)

4) Организованный скептицизм (исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами).

Позднее этос науки неоднократно дополнялся новыми нормами как самим Мертоном, так и его коллегами и учениками. В частности, Р.Барбер предложил дополнить этос науки нормами «рациональности» и «эмоциональной нейтральности», а Мертон включил в этос норму «оригинальности».

Представления Мертона об этосе науки неоднократно критиковались, в частности, в 70-х годах 20-го века Я.

Митрофф на примере группы, занимавшейся исследованием Луны, показал, что в науке можно выделить противоположную мертоновской совокупность норм, названную им контрнормами (партикуляризм, скаредность, заинтересованность, организованный догматизм и др.), которые также регулируют поведение ученых.

Отметим, что отдельные нарушения этических норм науки в общем скорее чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако, если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой оказывается уже сама наука.

Обширный класс этических проблем обусловлен тем, что современная техника, помещая человека в далекие от нормального функционирования условия технологизированного пространства, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности.

Значительное расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом воздействия становится сам человек, что в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся с проблемами подобного рода.

Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он при интенсивных занятиях научной деятельности отрывается от реального мира и превращается в подобие робота.

В сферу этики науки попадают и проблемы повседневного бытия ученых. Т.Парсонс особо отмечал необходимость адекватных взаимообменов с обществом, позволяющих членам научных профессий обеспечивать свою жизнь за счет только своих профессиональных занятий.

Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной, дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной и социальной ответственностью ученого.

Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

В конце 20-го века возникли новые этические проблемы. В области биоэтики можно перечислить проблемы накопления канцерогенов, засорения окружающей среды, ухудшения генофонда. Выделилась в самостоятельную проблему биоэтика экспериментирования на животных.

Особо важен вопрос появления принципиально новых методов воздействия на человека. Генная инженерия способна изменить саму генетическую основу человека, расширить его возможности. Появляются и новые методы воздействия на психику человека.

Острой проблемой является и возможность клонирования животных и человека.

В условиях, когда социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, дать суммарную оценку науке как целому оказывается недостаточно и неконструктивно вне зависимости от того, будет ли положительной или отрицательной эта оценка.

Этическая оценка науки должна быть дифференцированной, относящейся не к науке в целом, а к отдельным направлениям и областям научного знания.

При этом в этической оценки науки должны принимать участие сами ученые, поскольку именно они лучше всего способны оценить сильные и слабые стороны применения результатов своих исследований.

При подготовке данного вопроса, возможно, имеет смысл использовать материалы вопроса № 11 «Основания науки. Идеалы и нормы научного исследования».

Источник: https://students-library.com/library/read/28247-etos-nauki-novye-eticeskie-problemy-nauki-na-sovremennom-etape-razvitia

Вопрос 1. Понятие этоса науки. Этические проблемы науки в начале 21 столетия. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях

29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

Этос науки— понятие философии и социологии науки,обозначающее совокупность моральныхимперативов, принятых в научном сообществеи определяющих поведение ученого.Наиболее известна концепция «нормативногоэтоса науки», разработанная в 40е гг. 20века американским социолологомР.Мертоном.

Им была сформулирована концепция научного этоса как набораценностей и норм, регулирующих научнуюдеятельность. К их числу Мертон относилуниверсализм, коллективизм, бескорыстностьи организованной скептицизм.

Подуниверсализмом,как важнейшей из норм, понимается то,что ученые в своем исследовании и воценке исследований своих коллег должныруководствоваться не своими личнымисимпатиями и антипатиями, но исключительнообщими критериями и правиламиобоснованности, доказательности знания,что позволяет науке преодолеватьразличие и противоборство существующихв ней групп, школ. Всеобщностьозначает, что результаты научнойдеятельности рассматриваются какпродукт социального сотрудничества иявляется общим достоянием научногосообщества. Незаинтересованность– это готовность ученого согласитьсяс любым хорошо обоснованными аргументамии фактами, даже если они противоречатего собственным убеждениям. Организованныйскептицизм– установка на предельную самокритичностьв оценке своих достижений и участие врациональной критике имеющихся знанийв целях его постоянного улучшения.

В дальнейшихисследований социологов науки былопоказано, что выделенные Мертономценности и нормы в реальной научнойдеятельности могут в конкретных ситуацияхмодифицироваться и даже заменятьсяальтернативными. Так, принцип универсализмав реальной практике не всегда соблюдается.Оценки ученых результатов своих коллегзачастую личностны, эмоциональноокрашены.

К своим собственным идеямисследователь чаще всего не относитсякритически, как это предлагает мертовскийпринцип организованного скептицизма,а отстаивает их, даже когда сообществокритически относится к полученнымрезультатам.

Открытость исследований,полагаемая принципом коллективизма вмертоновской характеристике научногоэтоса, часто нарушается режимомсекретности.

Одной из примечательныхособенностей современной науки являетсято, что тем, кто связан с нею, приходитсязаниматься этическими проблемами.

Никогда в прошлом не было такого, чтобыисследователям в своей повседневнойдеятельности приходилось тратитьстолько внимания, времени и сил не толькона обсуждение этих проблем, но и напопытки найти то или иное решение.

Никогда в прошлом не было и такого, чтобынаучные исследования и их приложенияоказывались объектом столь интенсивногодетального регулирования – не толькоэтического, но и юридического. Средоточиемнаиболее острых этических проблемявляется генная инженерия, биотехнология,биомедицинские и генетические исследованиячеловека.

Наблюдается ее неуклонимоеприближение к человеку, его потребностям.Такое приближение происходит отнюдьне бессознательно. Для того, чтобывыяснить как можно улучшить условияего жизни, возникает потребность впроведении новых и новых экспериментовна самом человеке.

Сам человек становитсяв большей степени объектом исследований.Участие в таких исследованиях сопряженос большим риском для испытуемых. С цельюконтролирования этот риск сталиразвиваться средства этическогорегулирования биомедицинских исследований.

Ныне существует два основных механизматакого регулирования: 1) процедураинформированного согласия, котороеперед началом исследования дает каждыйиспытуемый 2)каждые исследовательскийпроект может осуществляться толькопосле того, как заявка будет одобренанезависимым этическим комитетом.Описанные механизмы этического контролянаходят применение даже в такихисследованиях, которые проходят безнепосредственного воздействия наиспытуемого.

Этические нормыохватывают самые различные стороныдеятельности ученых: процессы подготовкии проведения исследований, публикациюнаучных результатов, проведение научныхдискуссий, когад сталкиваются различныеточки зрения.

В современной науке особуюостроту обрели вопросы, касающиеся нестолько норм взаимодействия внутринаучного сообщества, сколько взаимоотношениянауки и ученого с сообществом.

Этот кругвопросов часто обозначают как проблемысоциальной ответственности науки.

Научно-техническийпрогресс непрерывно порождает новыематериалы, приботы, устройства, предметыодежды и продукты питания. Каждый такойпродукт должен быть проверен набезопасность с токсикологической,экологической и пр. точек зрения. Каждаятакая проверка испытаний на добровольца,а значит орбита этического регулированиявсе больше расширяется.

Опят историиубедил нас, что знание – это сила, чтонаука открывает человеку источникиневиданного могущества и власти надприродой. Мы знаем, что последствиянаучно-технического прогресса бываютсерьезными и далеко не всегда благоприятнымидля людей.

Поэтому, действуя с сознаниемсвоей социальной ответственности,ученый должен стремиться к тому, чтобыпредотвратить возможные нежелательныеэффекты, которые потенциально заложеныв результатах его исследований.

Источник: https://studfile.net/preview/470095/page:24/

Этические проблемы науки

29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

Этические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. Новая дисциплина — этика науки — изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки.

Развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине XX века в связи с возникновением глобальных кризисов и глобальных проблем.

Среди глобальных проблем, порожденных техногенной цивилизацией и поставивших под угрозу само существование человечества, можно выделить три главные:

— Проблема выживания в условиях непрерывного совершенствования оружия массового уничтожения. В ядерный век человечество оказалось на пороге возможного самоуничтожения, и это «побочный эффект» научно-технического прогресса, открывающего все новые возможности развития военной техники.

— Проблема нарастания экологического кризиса. Два аспекта человеческого существования — как части природы и как деятельного существа, преобразующего природу, — приходят в конфликтное столкновение. Старая парадигма, будто природа бесконечный резервуар ресурсов для человеческой деятельности, оказалась неверной.

Человек сформировался в рамках биосферы — особой системы, возникшей в ходе космической эволюции.

Она представляет собой не просто окружающую среду, которую можно рассматривать как поле для преобразующей деятельности человека, а выступает единым целостным организмом, в который включено человечество в качестве специфической подсистемы.

Деятельность человека вносит постоянные изменения в динамику биосферы, и на современном этапе развития техногенной цивилизации масштабы человеческой экспансии в природу таковы, что они начинают разрушать биосферу как целостную экосистему. Грозящая экологическая катастрофа требует выработки принципиально новых стратегий научно-технического и социального развития человечества, стратегий деятельности для коэволюции человека и природы.

— Проблема сохранения человеческой личности, человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как проблему выхода из современного антропологического кризиса.

Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе.

Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и очевидно ухудшающие ее.

Проблема сохранения личности приобретает в современном мире еще одно, совершенно новое измерение.

Впервые в истории человечества возникает реальная опасность разрушения той биогенетической основы, которая является предпосылкой индивидуального бытия человека и формирования его как личности, основы, с которой в процессе социализации соединяются разнообразные программы социального поведения и ценностные ориентации, хранящиеся и вырабатываемые в культуре.

Речь идет об угрозе существования человеческой телесности, которая является результатом миллионов лет биоэволюции и которую начинает активно деформировать современный техногенный мир.

Этот мир требует включения человека во всевозрастающее многообразие социальных структур, что сопряжено с гигантскими нагрузками на психику, стрессами, разрушающими его здоровье.

Обвал информации, стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды, накопление вредных мутаций — все это проблемы сегодняшней действительности, ее повседневные реалии.

Любой новый тип цивилизационного развития требует выработки новых ценностей, новых мировоззренческих ориентиров.

Необходимы пересмотр прежнего отношения к природе, идеалов господства, ориентированных на силовое преобразование природного и социального мира, выработка новых идеалов человеческой деятельности, нового понимания перспектив человека.

В этом контексте возникает вопрос и о присущих техногенной цивилизации ценностях науки и научно-технического прогресса.

В этой связи возникает целая серия вопросов: как возможно включение в научное познание внешних для него ценностных ориентации? Каковы механизмы этого включения? Не приведет ли к деформациям истины и жесткому идеологическому контролю за наукой требование соизмерять ее с социальными ценностями? Имеются ли в самой науке вызревающие, предпосылки для ее перехода в новое состояние? Как новое скажется на судьбах теоретического знания, его относительной автономии и его социальной ценности?

Это кардинальные вопросы современной философии науки. Ответ на них предполагает исследование особенностей научного познания, его генезиса, механизмов его развития, выяснения того, как могут исторически изменяться типы научной рациональности и каковы современные тенденции такого изменения.

Этические проблемы в области биоэтики оформились как чрезвычайно острые, требующие своего неотлагательного решения и реакции общества. Стрессовые нагрузки, канцерогены, засорение окружающей среды серьезно трансформируют человека и разрушают его здоровье, ухудшают генофонд. Проблемы биоэтики возникли на стыке биологии и медицины.

Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения «врач — пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача, пациент предстает в роли носителя определенного заболевания, лишаясь всей полноты своих индивидуальных и социальных качеств.

Модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за него.

В 70-х гг. XX в выделилась биоэтика экспериментирования на животных. В настоящее время идет процесс выработки основных критериев, допускающих эксперименты не только на человеке, но на животных.

Особое место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально новых медицинских технологий и препаратов, которые расширяют возможности воздействия на человека.

Расширяются технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения человеческой жизни.

Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, замещение поврежденных генов, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда достижения научно-технического прогресса не прогнозируемы в их последствиях.

Возникает реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому естеству, его телесности и психики, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной эволюции.

Особые проблемы вызывает связь науки и бизнеса, которая ведет к коммерциализации всех сфер взаимодействия: и в области врач -пациент, и в области трансплантации органов, и в области лекарственных препаратов и технологических новаций.

Актуальной должна стать практика этической экспертизы в медицине.

Генная инженерия за весьма непродолжительный период оказалась на передовой научно-экспериментальных исследований мира живого. Сейчас она дает возможности вмешиваться в генетический код человека и изменять его.

Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность соблазна планомерного совершенствования человеческой природы, с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшихся генетических качеств.

Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемости ее ближайших и отдаленных последствий.

Проблемы манипуляции над человеческой психикой, воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем.

Некоторые структуры мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека.

Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые препятствуют сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения.

Также проблематично природно-эволюционное истолкование стремлений человека к карьерному росту, лидерству, инстинкт власти и пр.

В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями, мужчинами и женщинами.

Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

Острой проблемой современности является технология клонирования. В общем смысле клонированием может быть назван процесс создания существа, генетически тождественного родительским. Клонирование для обеспечения эффективности в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве — не проблема, но человеческое — острые споры.

В этом случае мы получим копии взрослых людей, копии своих родственников, друзей и вообще попадем в ситуацию реальной множественности, в которой и не отличить, где генетически подлинное человеческое существо, а где артефакт — искусственно созданное.

А это создает не только серьезные методологические проблемы, но прежде всего проблемы глубоко нравственные.

Таким образом, рассмотрев ряд этических проблем современной науки, можно сделать вывод, что этическое регулирование науки и появление высокого уровня этической культуры, оцениваемые сегодня как жизненная необходимость, являются важной предпосылкой будущего развития науки. Это будет способствовать обеспечению качества моральности современной науки. Ученый должен проникнуться сознанием своей ответственности за судьбу человечества.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/4_80119_eticheskie-problemi-nauki.html

Этические проблемы современной науки. Этос науки

29. Этос науки. Новые этические проблемы науки на современном этапе развития.

    В ХХ в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы.

Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке.

Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.

    Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира.

Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека? Этика науки предполагает наложение моратория на определенные исследования, если ученые понимают, что это чревато для человечества неожиданными последствиями.

Нужно ли, к примеру, заниматься клонированием на нынешней стадии знаний? Ответственны ли ученые за технические приложения их исследований? Многочисленные этические проблемы вызваны сегодня проблемой эвтаназии.

    Таким образом, тесное, непосредственное воздействие этических норм на научное познание является сегодня не прекраснодушным мечтанием, а  повседневной реальностью, рутиной, с которой приходится иметь дело множеству людей.  

2. Этос науки

    По Р.Мертону — этос науки – это совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого.

    Этос науки – это понятие философии и социологии науки, обозначающее совокупность моральных императивов, принятых в научном сообществе и определяющих поведение ученого. В 40-е годы Мертон разработал концепцию «нормативного этоса науки».

Этос новоевропейской науки, с его точки зрения, обусловлен воздействием трех основных факторов: он соответствует главной цели научной деятельности — систематическому расширению сферы достоверного знания; исторически этос науки восходит к комплексу ценностей пуританства XVII в.

, которое придавало особое значение таким императивам, как полезность, рациональность, индивидуализм, антитрадиционализм и земной аскетизм (здесь Мертон опирался на концепцию Вебера); он представляет собой реализацию основных стандартов демократического, цивилизованного поведения.

В результате в морали ученых сходятся познавательные и социальные компоненты, а нормам этоса науки следуют не только из-за их процедурной эффективности, но и в силу того, что они считаются справедливыми и благотворными. Основу этоса науки, по Мертону, составляют четыре императива:

    — универсализм;

    — всеобщность;

    — незаинтересованность

    — организованный скептицизм.

    Под универсализмом, как важнейшей из норм, понимается то, что ученые в своем исследовании и в оценке исследований своих коллег должны руководствоваться не своими личными симпатиями и антипатиями, но исключительно общими критериями и правилами обоснованности и доказательности знания, что позволяет науке преодолевать различие и противоборство существующих в ней групп, школ и интеллектуальных традиций.

    Всеобщность означает, что результаты научной деятельности рассматриваются как продукт социального сотрудничества и является общим достоянием научного сообщества, в котором доля индивидуальных творцов строго ограничена.

    Незаинтересованность — это готовность ученого согласиться с любыми хорошо обоснованными аргументами и фактами, даже если они противоречат его собственным убеждениям.

    Организованный скептицизм — установка на предельную самокритичность в оценке своих достижений и участие в рациональной критике имеющегося знания в целях его постоянного улучшения. Существенные отклонения от этих норм приводят к деградации научного сообщества, снижению качества производимого знания, появлению псевдонауки.

    К Мертоновскому этносу науки предлагались добавочные нормы: оригинальность, эмоциональная нейтральность, независимость, интеллектуальная скромность и т. п.

С другой стороны, при критическом обсуждении этой концепции и ее эмпирической проверке обнаружилось, что под воздействием ряда причин (приоритет в открытии, существующая система вознаграждений в современной науке, милитаризация науки и др.) поведение ученых может становиться «амбивалентным», т. е.

ориентированным на компромисс между указанными нормами и противоположными им «контрнормами»; партикуляризмом, пристрастностью сокрытием результатов или отстаиванием права собственности на их использование, организованным догматизмом в защите принятой какой-либо группой ученых концепции.

Однако в целом исследования показывают, что в нормальной научной среде подобные девиантные, отклоняющиеся от принятых норм действия происходят достаточно редко, и этнос науки является одной из самых стабильных характеристик научной деятельности.

    2.1. Этические нормы и проблемы науки

    Этические нормы не только регулируют применение научных результатов, но и содержатся в самой научной деятельности.

        Норвежский философ Г.

Скирбекк отмечает: «Будучи деятельностью, направленной на поиск истины, наука регулируется нормами: «ищи истину», «избегай бессмыслицы», «выражайся ясно», «старайся проверять свои гипотезы как можно более основательно» — примерно так выглядят формулировки этих внутренних норм науки». В этом смысле этика содержится в самой науке, и отношения между наукой и этикой не ограничиваются вопросом о хорошем или плохом применении научных результатов.

        Наличие определенных ценностей и норм, воспроизводящихся от поколения к поколению ученых и являющихся обязательными для человека науки, т.е.

 определенного этоса науки, очень важно для самоорганизации научного сообщества (при этом нормативно-ценностная структура науки не является жесткой).

Отдельные нарушения этических норм науки в общем скорее чреваты большими неприятностями для самого нарушителя, чем для науки в целом. Однако если такие нарушения приобретают массовый характер, под угрозой уже оказывается сама наука.

        В условиях, когда социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, дать суммарную этическую оценку науке как целому оказывается недостаточно и неконструктивно вне зависимости от того, положительной или отрицательной будет эта оценка.

        Этическая оценка науки сейчас должна быть дифференцированной, относящейся не к науке в целом, а к отдельным направлениям и областям научного знания. Такие морально-этические суждения играют очень конструктивную роль.

        Современная наука включает в себя человеческие и социальные взаимодействия, в которые вступают люди по поводу научных знаний.

        «Чистое» изучение наукой познаваемого объекта — это методологическая абстракция, благодаря которой можно получить упрощенную картину науки. На самом деле объективная логика развития науки реализуется не вне ученого, а в его деятельности.

В последнее время социальная ответственность ученого является неотъемлемым компонентом научной деятельности. Эта ответственность оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин и исследовательских направлений.

        В 70-е годы XX века ученые впервые объявили мораторий на опасные исследования. В связи с результатами и перспективами биомедицинских и генетических исследований группа молекулярных биологов и генетиков во главе с П.

Бергом (США) добровольно объявили мораторий на такие эксперименты в области генной инженерии, которые могут представлять опасность для генетической конституции живущих ныне организмов. Тогда впервые ученые по собственной инициативе решили приостановить исследования, сулившие им большие успехи.

Социальная ответственность ученых стала органической составляющей научной деятельности, ощутимо влияющей на проблематику и направления исследований.

        Прогресс науки расширяет диапазон проблемных ситуаций, для решения которых недостаточен весь накопленный человечеством нравственный опыт. Большое число таких ситуаций возникает в медицине.

Например, в связи с успехами экспериментов по пересадке сердца и других органов остро встал вопрос об определении момента смерти донора.

Этот же вопрос возникает и тогда, когда у необратимо коматозного пациента с помощью технических средств поддерживается дыхание и сердцебиение.

В США такими вопросами занимается специальная Президентская комиссия по изучению этических проблем в медицине, биомедицинских и поведенческих исследованиях. Под воздействием экспериментов с человеческими эмбрионами острым становится вопрос о том, с какого момента развития существо следует считать ребенком со всеми вытекающими отсюда последствиями.

        Нельзя считать, что этические проблемы являются достоянием лишь некоторых областей науки. Ценностные и этические основания всегда были необходимы для научной деятельности. В современной науке они становятся весьма заметной и неотъемлемой стороной деятельности, что является следствием развития науки как социального института и роста ее роли в жизни общества.    

    2.2. этос и этика науки

    Отличие этоса науки от этики науки заключается в том, что в первом случае – это стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию её культуры, принятую в ней иерархия ценностей; и в этом смысле этос выходит за пределы морали,  а во втором случае — по сути, это моральное поведение или нормы приличного поведения. Но для каждой конкретной ситуации свое объяснение.

    Этика науки. Занятия наукой представляют собой довольно специфический род деятельности человека. Изучением специфики моральной регуляции в научной сфере занимается такая дисциплина, как этика науки.   Предмет ее забот: отыскание и обоснование таких имеющих моральное измерение ценностей, норм и правил, которые бы способствовали,

    во-первых, большей эффективности научного труда,  а во-вторых, его безупречности с позиций общественного блага.

    Этос науки. Система подобных ценностей, норм и принципов называется этосом науки. Он охватывает два круга научно-этических проблем. Первый связан с регуляцией взаимоотношений внутри самого научного сообщества. Второй вызван к жизни «обострением отношений» между обществом в целом и наукой как одним из многих социальных институтов.

    Внутренний этос науки. Внутренний этос науки, формируемый на основе применения к научной деятельности этического оценочного разделения явлений на «добро» и «зло», включает следующие принципы:

    а) самоценность истины;

    б) новизну научного знания как цель и решающее условие успеха ученого;

    в) полную свободу научного творчества;

    г) абсолютное равенство всех исследователей «перед лицом истины»;

    д) научные истины — всеобщее достояние;

    е) исходный критицизм и др.

    В краткой расшифровке эти принципы означают следующее.

                Принцип «а». Высшей ценностью деятельности в сфере науки является истина. Только одна дихотомия имеет значение: «истинно — ложно», все остальное — за пределами науки.

 Какой бы «печальной» или «низкой» не оказалась обнаруженная истина, она должна восторжествовать.

Если наука, тесня религию, лишает человека привычного смысла его существования и надежды на бессмертие души — грустно, конечно, но истина превыше всего!

                    Сегодня можно с грустью констатировать и иной факт, свидетельствующий о том, что данный принцип нельзя применять бездумно:  «Отрицание истины не есть ложь. Это иная истина».

            Принцип «б». Наука может существовать только в «режиме велосипедиста»: пока крутишь педали — едешь, перестанешь — упадешь. Наука жива только непрерывным приращением, обновлением знания. В науке же по-настоящему интересно лишь то, что ново. Новаторство как цель науки есть следствие ее ведущей функции — объяснительной.

            Принцип «в». Мощь и стремительность развития науки не в последнюю очередь объясняются тем, что ученые сами, в меру своего любопытства и интуиции определяют предмет исследовательских интересов. Действия не «по нужде», а на основе свободного выбора всегда бывают намного успешнее. При этом для науки не существует запретных тем.

Источник: https://www.turboreferat.ru/philosophy/jeticheskie-problemy-sovremennoj-nauki-jetos/74617-382024-page2.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий