28.Наукоцентризм философии Нового времени. Английская эмпирическая философия: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Эмпиризм в философии Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк)

28.Наукоцентризм философии Нового времени. Английская эмпирическая философия: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Человек, с одной стороны, становится более свободным духовно от влияния религиозного мировоззрения, а с другой — менее духовным, он устремлен не к потустороннему блаженству, не к истине, как таковой, а к пользе, преобразованию и увеличению комфортности земной жизни.

Неслучайно господствующим фактором сознания в эту эпоху становится наука, не в ее средневековом понимании, как книжное знание, а в ее современном значении — прежде всего, экспериментально-математическое естествознание; только его истины считаются достоверными, и именно на пути соединения с наукой философия ищет своего обновления.

Если в Средние века философия выступала в союзе с богословием, а в эпоху Возрождения — с искусством, то в Новое время она главным образом опирается на науку.

Поэтому на первый план в самой философии выходят гносеологические проблемы и формируются два важнейших направления, в противоборстве которых проходит история философии Нового времени — это эмпиризм (опора на опыт) и рационализм (опора на разум).

Особенности эпохи нового времени:

-освобождение от религиозного влияния

-развитие естествознания и возникновение механической картины мира

-возникновение деизма (Бог создал мир, но отстраняется от мира, мир существует по собственным законам)=>нужно заниматься наукой, изучать эти законы

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) занимал одну из высших должностей в правительстве, был в домашней ссылке из-за обвинения в коррупции.

«Новый органон» направлен против Аристотеля. Основной смысл – пришел конец науки, основанной на чистой теории. Нужно отказаться от главной роли теоретических знаний. Практическое знание должно быть основано на научном опыте. Эмпирическая философия.

Наука должна иметь в основании эмпиризм. Эмпиризм Ф. Бэкона имеет в своем основании индуктивные методы познания.

«Индукция должна разделять природу посредством должных разграничений и исключений. Индукция – есть ключ истолкования природы. Должно начать с конца и затем уже открыто возвращаться к остальному».

Сначала – опыты, => аксиома => другой опыт в свете тех аксиом (опыт из аксиом).

«Мы извлекаем не практику из практики и не опыты из опытов, а причины и аксиомы из практики и опытов и из причин и аксиом снова извлекаем практику и опыты как законное толкование природы»

Положения Ф. Бэкона : Над природой не властвуют, если ей не подчиняются. Знание – сила.

Препятствия (идолы) познания научной истины:

-идолы рода (традиции, которые существуют у человека, он раб этих традиций)

-идолы пещеры (человек имеет свою собственную пещеру, где он прячется от жизненных трудностей, мир – холодный, человек занимается самоуспокоением)

-идолы площади-навязанные обществом нормы мировосприятия (искусственные, лживые)

-идолы театра – это превратные псевдонаучные доказательства и мнения, основанные на лживых науках.

Фр.Бэкон — родоначальник эмпиризма, лорд-канцлер Англии. Два главных труда — «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Бэкон ставил задачу реформы науки, противопоставляя свое понимание науки и ее метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в своем «Органоне». Основанием преобразования науки философ считал критику схоластики.

Опираясь на логику Аристотеля, схоластика строит знание в форме силлогизма. Силлогизма состоит из суждений, суждения из понятий. Понятия — результат поспешного и недостаточного обоснованного обобщения. Первым условием реформы науки является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Необходима новая теория индукции. Ф.Бэкон критикует рациональное познание, т.к.

оно недостоверно и ненадежно — разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида — «идолы пещеры», «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы площади» и «идолы театра». «Идолы рода» — это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой.

Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами. «Идолы пещеры» — это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека («пещера») отражаются на его выводах в процессе познания. Например, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности, другие напротив отдают предпочтение только новому.

«призраки рынка» — неправильное неточное употребление понятийного аппарата: слов, определений, выражений. «Призраки театра» — влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние века).

Знание видов препятствий, подстерегающих человека при исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание лишь предпосылка при создании научного метода. Необходима его разработка. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней четко выступают два пути, или метода исследования: догматический и эмпирический.

Ученый, следующий догматическому методу, начинает свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести их них все частные случаи. Догматик похож на паука, который из самого себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу, стремится только к максимальному накоплению фактов.

Он похож на муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни попадется на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, который доставляет опыт. Это путь «пчелы», соединяющий в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья».

Необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщив их (взглянуть на проблему «снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь» проблемы, понять ее сущность. Т.о. лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение фактов, накопление опыта) с использование рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Главные задачи познания — помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой. Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание — сила!».

Томас Гоббс — материалист и эмпирик, продолжатель учения Ф.Бэкона. Гоббс выступает против учения Р.Декарта о врожденных идеях. Опыт показывает, что люди, погруженные в сон без сновидений, не мыслят. Значит, у них в это время нет никаких идей.

Поэтому никакая идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в его понимании — это полученные органами чувств сигналы из окружающего мира и их последующая переработка. Философ называет их «знаками».

К ним относятся: сигналы — звуки, издаваемые животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц, рычание хищников, мяукание и т.д.); метки — различные знаки, придуманные человеком для общения; естественные знаки — «сигналы» природы (гром, молния и т.д.

); произвольные знаки общения — слова различных языков; знаки в роли «меток» — специальная «закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык религии, жаргон); знаки знаков — общие понятия. Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства («Левиафан», что в переводе означает «чудовище»).

Он различает два состояния человеческого общества: естественное и гражданское. Исходный тезис философа — природа человека изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют, руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Каждый считает, что имеет право на все.

Здесь право совпадает с силой, а пренебрежение чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война грозит взаимным истреблением. Поэтому необходимо искать мира, для чего каждый должен отказаться от «права на все» (добровольно ограничить свою «абсолютную» свободу).

В обществе заключается договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние. Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от действий, нарушающих мир, — государство единой воли. Каждый должен свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе лиц, воля которых должна считаться волей всех.

Так возникает государство. Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал абсолютную монархию.

Государство он называет «Левиафаном» или чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», оно всесильно ему невозможно противостоять, но оно необходимо для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк

Основой нашего познания является опыт, который состоит из единичных восприятий. Восприятия делятся на ощущения (действия предмета на наши органы чувств) и рефлексии. Идеи возникают в уме в результате абстрагирования восприятий. Принцип построения разума как «tabula rasa», на которой постепенно отражается информация от органов чувств. Принцип эмпирии: первичность ощущения перед разумом.

Теоретические построения Локка отметили и более поздние философы, такие как Давид Юм и Иммануил Кант. Локк был первым философом, который выражал личность через непрерывность сознания.

Он также постулировал, что ум является «чистой доской», то есть вопреки декартовской философии Локк утверждал, что люди рождаются без врожденных идей, и что знание вместо этого определено только опытом, полученным чувственным восприятием.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_411175_empirizm-v-filosofii-novogo-vremeni-f-bekon-t-gobbs-d-lokk.html

Реферат: Эмпирическая философия Нового времени Бэкон, Гоббс, Локк

28.Наукоцентризм философии Нового времени. Английская эмпирическая философия: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Титульный лист

Реферат по философии

1.Эмпирическая философия Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк)…..3

Основателем эмпирического (опытного) направления в фило­софии считается Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель (в 1620 — 1621 гг. — лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля).

Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпи­ризма — заключается в том, что в основе познания лежит исклю­чительно опыт.

Чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию. Истинное знание, по Бэ­кону, не может быть самоцелью.

Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его дея­тельности, способствовать новым изобретениям, развитию эко­номики, господству человека на природе.

В связи с этим Бэконом был выдвинут афоризм, который сжато выразил все его философское кредо: «Знание — сила». Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с кото­рой главным методом познания должна стать индукция.

Под индукцией философ понимал обобщение множества ча­стных явлений и получение на основе обобщения общих выво­дов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).

Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с по­мощью четких логических приемов. Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками об­ладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в эксперименталь­ной проверке, подтверждении индукции).

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Философия Ф.

Бэкона оказала огромное влияние на филосо­фию нового времени, английскую философию, философию по­следующих эпох: было положено начало эмпирическому (опытному) направ­лению в философии; гносеология (наука о познании) поднялась из второстепенной отрасли философии до уровня онтологии (науки о бытии) и стала одним из двух главных разделов любой философской системы; определена новая цель философии — помогать человеку до­биваться практических результатов в его деятельности (тем самым Бэкон косвенно заложил основы будущей философии американского прогматизма); предпринята первая попытка классифицировать науки; дан импульс антисхоластической, буржуазной философии как Англии так и Европы в целом.

Томас Гоббс (1588 — 1679), ставший учеником и продолжа­телем философской традиции Ф.

Бэкона: решительно отвергал теологическую схоластическую фило­софию; целью философии видел достижение практических результа­тов в деятельности человека, способствовании научно-техни­ческому прогрессу; в споре между эмпиризмом (опытным познанием) и рацио­нализмом (познанием с помощью разума) выступил на сто­роне эмпиризма; критиковал рационалистическую филосо­фию Декарта; был убежденным материалистом; считал важнейшей философской проблемой вопросы обще­ства и государства; разработал теорию государства;

Т. Гоббс считал, что человек осуществляет познание глав­ным образом благодаря чувственному восприятию. Чувственное восприятие — это получение органами чувств (глаза, уши и т. д.

) сигналов из окружающего мира и их последующая переработка.

Проблема общества и государства, по Гоббсу, — главная в философии, поскольку цель философии — помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в обществе и конкретном государстве.

Джон Локк (1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэ­кона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эм­пирическую и материалистическую традицию английской фило­софии нового времени.

Можно выделить следующие основные положения филосо­фии Дж. Локка:

мир материалистичен; в основе познания может лежать только опыт («нет ничего в мыслях (разуме) человека, чего до этого не было в чувствах»); сознание — пустое помещение (empty cabinet), которое в те­чение жизни заполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании как о «чистой доске», на которой записывается опыт — tabula rasa); источником опыта выступает внешний мир; цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности; идеал человека — спокойный, законопослушный, добропоря­дочный джентельмен, который повышает свой уровень образо­вания и добивается хороших результатов в своей профессии; идеал государства — государство, построенное на основе разде­ления властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.[1]

2. Космическая философия: Н.Ф. Федорова, В.И. Вернадского,

Философия всегда была небезразлична к науке. Попытки отгородить их раз и навсегда друг от друга на сегодняшний день надо признать тщетными; больше того, полноправное место в кругу философских областей знания занимает философия науки.

Если уже в самой науке выделить то главное и решающее, с чем она вступает в новый век и новое тысячелетие, то таковым, на наш взгляд, является мировоззрение и методология космизма.

Следовало бы сказать более конкретно и более точно — наука ближайшего и отдаленного будущего станет воплощением идей русских ученых-космистов — идей, высказанных еще в начале ХХ столетия. Имена таких мыслителей, как К Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский .

Если оценить и сам факт рождения космического миросозерцания, и десятилетия его неприятия, то по принципиальному счету оказывается, что наука, продуцирующая свои гипотезы и теории не в горизонте космического миропонимания, обречена на геоцентризм, который имеет самые многообразные проявления и лики. Несмотря на коперниканский переворот в науке, заложивший первый камень в фундамент космизма, наука по преимуществу продолжает развиваться в парадигме геоцентризма.

Космические связи необходимо предполагать при изучении любых явлений.

Для Чижевского, например, и человек и микроб — существа космические, и это сущностная их характеристика, которую необходимо учитывать во всех отраслях знания, касающихся данных объектов, в том числе в медицине, в частности в эпидемиологии, поскольку, он считал, что эпидемии чумы, холеры и даже гриппа связаны через опосредованные зависимости с циклами солнечной активности. Вернадский также недвусмысленно утверждал: «Научно понять — значит установить явление в рамки научной реальности — космоса» . Он считал большим упущением то, что в современной ему науке все происходящее в истории человечества, в том числе социальные отношения и зависимости, рассматривалось как нечто самодовлеющее, независимое от окружающей среды, как свободное от нее. По мнению мыслителя, в таком случае история человечества утрачивает закономерный характер, выпадает из рамок научных исследований. Окружающей средой для истории человечества является история Земли, которая в свою очередь, по оценке Вернадского, должна быть включена в космогенез, ведь лик Земли и все, что она собой представляет, — результат действия космических сил; именно поэтому космогония для него не есть нечто отжившее и оставшееся в прошлом — она, по его представлениям, должна стать важнейшей составляющей современной науки.

Во-вторых. Ученые-космисты (в данном случае это наиболее ярко проявилось в творчестве такого гениального мыслителя, как Циолковский) пытались осмысливать уже устоявшиеся и вновь возникающие открытия науки с точки зрения событий самого космоса. Сошлюсь на воспоминания Чижевского о Циолковском.

Оказывается, калужский мыслитель несколько десятилетий размышлял над вторым началом термодинамики, особенно трудно ему было согласиться с доказательством теории «тепловой смерти Вселенной». И он обосновал закон «…обратимости энергии в масштабах не только всего Космоса, но и ограниченных замкнутых космических систем.

Антипостулат энтропии…»

Поразительны и грандиозность замыслов — сама идея об освоении космоса человеком, — и одновременно строгость научных доказательств и расчетов, с точки зрения этих показателей теоретические изыскания ученых-космистов удовлетворяли самым взыскательным требованиям науки. Парадоксально, но при этом им приходилось постоянно преодолевать (в первую очередь, конечно, Циолковскому) систематические обвинения не просто в фантастичности и утопичности подобных замыслов, но их бредовости, отсутствии всякой опоры на науку.

В-третьих. Все же самое главное в воззрениях русских ученых-космистов еще не названо. В центре их внимания был человек — проблемы жизни человечества в условиях Земли явились побудительным мотивом к исследованиям космоса. Адекватным названием их мировоззрения должно быть понятие «антропокосмизм».

Чтобы семя человеческое не погибло безвозвратно, а следы его разума не были утрачены навсегда в условиях неизбежной для Земли катастрофы (сроки наступления которой, возможно, могут исчисляться бесконечностью в сравнении с человеческой жизнью, но она может нагрянуть и внезапно в силу техногенной деятельности людей), лучшие умы человечества озаботились поиском путей выхода. Космос должен стать прибежищем и Родиной человека. Именно в подобном контексте размышлений рождается идея о человеке-космополите, представляющая космос полисом его жизни. В противовес космоцентризму античности и антропоцентризму новоевропейской культуры антропокосмизм отечественных мыслителей сохраняет величие каждой из сторон, а именно: «Человек и Природа взаимно подобны и внутренне едины. Человек — малый мир, микрокосм… Среда — большой мир, макрокосм… Но ничто не мешает нам сказать и наоборот, называя человека макрокосмом, а Природу — микрокосмом: если и он и она бесконечны, то человек как часть Природы может быть равномощен со своим целым, и то же должно сказать о природе как части человека» .И наконец, русские ученые-космисты заложили новый тип научного мышления, радикально отличающийся от новоевропейского типа науки. Космизм ломает устоявшуюся дифференциацию наук и сочетает, казалось бы, несочетаемые области знания — медицину и астрономию, геологию и космологию, историю и учение о солнечной активности и многое другое. Космизм в своих принципиальных идеях возникает не из эксперимента, а из эстетического созерцания природы, он является плодом теоретико-созерцательной деятельности, что присуще философскому и художественному образам мышления.. Поэтому Циолковский и Чижевский были глубоко убеждены в возрождении натурфилософского стиля мышления в науке будущего, а Вернадский свои идеи называл философскими мыслями натуралиста.[2]

3. Естественнонаучный материализм М.В. Ломоносова

В труде «О тяжести тел и об извечности движения» М.ВЛомоносов доказывает вечность, несотворимость и неуничтожимость движения, неразрывность материи и движения. Хотя материализм был в целом механистическим, однако в его философии имеются элементы диалектики, которые нашли отражение в учении об эволюции природы.

В труде «Первые основания металлургии, или рудных дел» (1763) проводится мысль о том, что природа, ее растительное и животное царство и весь видимый мир подвержены постоянному изменению и переменам. Эти изменения происходили «несчетное множество крат» в прошлом, они происходят в настоящем и будут совершаться в будущем. М.

ВЛомоносов утверждал, что Земля значительно древнее, чем учит церковь. Он говорил о беспредельности миров, высказывал смелое предположение о возможности жизни на других планетах. Ему принадлежит научная заслуга в открытии в 1761 г. «знатной атмосферы» вокруг Венеры. В теории познания М.В.Ломоносов также придерживался материалистических принципов.

Исходным началом знания он считал чувственные восприятия, перерабатываемые затем разумом в понятия и идеи. Все изменения в органах чувств он объяснял воздействием на человека окружающих его предметов. Понятия и идеи отвлечены от действительности. Идеи он делил на простые и сложные.

Первые состоят из одного представления, вторые — «из двух или многих, между собой соединенных». М.В. Ломоносов не отрицал роли воображения в познании действительности, но советовал не увлекаться им, стремился согласовывать воображение с действительностью, опытом. Один опыт ставил выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.

Вместе с тем он видел ограниченность опытных знаний, когда они не подкрепляются рациональным обобщением, теоретическими выводами.

«Те, кто, собираясь извлечь из опыта истины, не берут с собой ничего, кроме собственных чувств, по большей части должны остаться ни с чем, ибо они или не могут достичь лучшего и необходимейшего, или не умеют воспользоваться им, что видит или постигают при помощи остальных чувств». Большое значение М. В.

Ломоносов придавал научным гипотезам, ибо они одно из средств познания законов мировоззрения. Гипотезы доказывал он, «дозволены в философских предметах и даже пред-вга ал я ют собой единственный путь, которым величайшие люди дошли до открытия самых важных истин». Итак, материалистическая философия М.В.Ломоносова, опиравшаяся на достижения естествознания, хотя в основе своей и была еще механической, заключала в себе идею развития. Она явилась достижением русской и мировой философской мысли XVIII вв. и оказала плодотворное влияние на последующее развитие философии.[3]

Список литературы

[1] Введение в философию. М-: Политиздат, 2009.- Т. 2. -243 с.

[2] Мир философии. М.: Политиздат, 2007.-Т. 1. — 244 с.

[3] Бытие и материя. Философское понимание природы // 2006. -157 с

Источник: https://www.bestreferat.ru/referat-237440.html

Эмпиризм в философии Нового времени (Бэкон, Гоббс, Локк)

28.Наукоцентризм философии Нового времени. Английская эмпирическая философия: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

БЭКОН Фрэнсис (22 января 1561, Лондон — 9 апреля 1626, Хайгет), английский государственный деятель и философ, родоначальник английского материализма. Лорд-канцлер при короле Якове I.

В трактате «Новый органон» (1620) провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разума от заблуждений («идолов», или «признаков»), обращение к опыту и обработка его посредством индукции, основа которой — эксперимент. Автор утопии «Новая Атлантида».Френсис Бэкон(1561- 1626).

Лейтмотив его философии–«знание–сила». Основная заслуга в том, что он первым изменил отношение к теории познания. Основной метод научных исследований был прежде аристотелевским (дедукция–от общего к единичному путем логических выводов). На пути чисто логических выводов не найти принципиально новое знание, можно лишь выявить уже известное, существовавшее скрыто.

Основой познавательной деятельности должна быть индукция, которая опирается на опыт. Чтобы получить общее представление о чем-либо, нужно иметь определенный опыт (стул–мебель).

Индуктивная методология Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно было бы постепенно восходить от единичных фактов к широким обобщениям.

В древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться в «естественной истории».

В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др. В 20 в.

трактовка индукции как логики открытия была подвергнута критике школой К. Поппера и др.

Свою методологию Бэкон понимал как определенное сочетание эмпиризма и рационализма, уподобляя ее образу действий пчелы, перерабатывающей собранный нектар, в отличие от муравья (плоский эмпиризм) или паука (оторванная от опыта схоластика). Бэкон различал опыты плодоносные, то есть сразу приносящие определенные результаты, и опыты светоносные, практическая польза которых заметна не сразу, но которые в конечном итоге дают максимальный результат.

Бэкон столкнулся с целым рядом возражений: опыт имели крестьяне, невежественные люди, а образованные люди опыта не имели). Бэкон: «Получить знание можно, если избавиться от заблуждений»- идолов, призраков:

-Идола рода(люди в силу своей природы объясняют мир из человеческой природы, перенося на него свои качества – антропоморфность мифа)

-Идола пещер(каждый смотрит на мир из своей пещеры, которая сделана из образования, воспитания, социального положения, национальности)

-Идола площади или рынка(на рынке люди общаются, некритически усваивая мнения других людей, что приводит к ошибочным выводам, слова обыденной речи переносятся в науку без уточнения).

-Идола театра(в театре люди черпали образцы должного поведения, нужно критично относится к мнениям авторитетных людей)

В «Новом Органоне» Б. изложил свои взгляды. Цель приобретения знания–покорение природы. С этого момента эксперименты над природой стали проводиться постоянно. Проблемы, с которыми столкнулся Б.: на каком этапе ученый может делать выводы и обобщения?(эта проблема не решена до сих пор).

Метод индукции не требует логического дополнения до тех пор, пока мы не столкнемся с исключением. Метод индукции не всегда дает результаты, Б. разработал опыты плодоносные(дают практический результат) и светоносные(не дают результата, но двигают науку вперед, избавляя нас от заблуждений).

Б. принадлежал к эмпирикам(в основе познания лежит опыт). Он восстановил материалистическую традицию в европейской науке(сам материалистом не был), предложил новое понимание материи(совокупность частиц–отражение в физике Ньютона). Б.–основатель теоретической механики(движение–неотъемлемая часть материи).

ГОББС Томас (15881679) — английский философ.Общефилософские взгляды Гоббса базируются на чисто механистическом принципе, согласно которому реальны только тела, а их атрибуты — величина, движение и свойства — субъективны. Теория познания строилась им на принципах сенсуализма.

Гоббс отрицал свободу воли, придерживаясь жесткого фатализма и ото­ждествляя волю с природной силой, считая, что если бы духовные субстанции и существовали, они были бы непознаваемы. Гоббс в своем социально-философском учении выступает с кри­тикой различных политических догм, созданных мыслителями про­шлого.

По Гоббсу, если разложить структуру общества на отдельные части, можно убедиться, что су­щественной частью общества является человек-гражданин, т.е. че­ловек в государстве. Гоббс считает возможным проводить аналогию между государст­вом и машиной, «искусственным телом», которое создано человеком для сохранения своей жизни.

Государство — это «механическое чу­довище», обладающее необычайной и страшной силой, ибо оно не находится в зависимости от воли отдельных людей или даже жела­ния партий — оно устанавливается навечно. В то же время он назы­вает государство-«Левиафана» искусственным человеком. По Гоббсу, государство возникло в результате общественного договора.

Возник­нув, оно отделилось от общества и имеет абсолютный характер. По­нятия добра и зла различаются только государством, человек же дол­жен подчиняться его воле и признавать дурным то, что признает дурным государство. При этом последнее должно заботиться об ин­тересах и счастье народа. ЛОКК Джон (16321704) — английский философ, последователь Ф.

Бэкона и Т. Гоббса. Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощуще­ний. Люди не рождаются с готовыми идеями. основы собственности. Дж. Локк, например, усматривал эту основу в труде. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощуще­нии, — основной тезис Локка.

Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности.

Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исход­ное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например, через сравнение и отношение понятий; высший вид — интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несо­ответствия идей друг другу.

17. Философия марксизма и её основные представители

МАРКС Карл (18181883) — немецкий философ, автор теории диалектического и исторического материализма, наиболее полный и последовательный выразитель материализма.

В марксистской тео­рии принцип материализма увязан с революционным движением, сокрушением капитализма и построением нового — социалистичес­кого и коммунистического общества.

Маркс в основном разрабаты­вал проблемы экономики, социально-философские вопросы и во­просы истории философии.

В процессе разработки марксизма он переработал идеалистичес­кую диалектику в материалистическую. Идеальное для Маркса — от­ражение материального в голове человека, свойство высокооргани­зованной материи.

Особое место в учении Маркса занимает теория классов и клас­совой борьбы, переносимая на всю историю человечества.

Маркс развил идею неизбежности смены капитализма социализмом на базе государственной собственности и диктатуры пролетариата, провоз­гласив сен-симоновский принцип социализма «от каждого по спо­собностям, каждому по труду» и коммунизма «от каждого по способ­ностям, каждому по потребностям». Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.

Mарксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

A) Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм).

Суть исторического материализма в следующем:

• на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

• способ производства — особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей — земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

Б) В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с «головы на ноги».

Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

• основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

18. Понятие диалектики, её основные категории, законы и принципы

Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

• законы диалектики;

• категории;

• принципы.

Выделяются три базовых закона диалектики:

1)единства и борьбы противоположностей( все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).);

2)переход количества в качество;

3)отрицания отрицания(заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым).

Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи(Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов);

• принцип системности(Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.);

• принцип причинности(Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными);

• принцип историзма(Историзм подразумевает существование мира и развитие во времени, которое длится всегда).

Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем.

К основным категориям диалектики относятся:

• сущность и явление;

• форма и содержание;

• причина и следствие;

• единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;

• необходимость и случайность.

Источник: https://sdamzavas.net/4-37625.html

9.Английский эмпиризм нового времени: ф.Бэкон, т.Гоббс, д.Локк, Дж.Беркли и д.Юм

28.Наукоцентризм философии Нового времени. Английская эмпирическая философия: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.

Эмпиризм(от греч. empeiria – опыт) – направление втеории познания, которое все знаниявыводит из чувственно опыта (эмпирии).

Признавая чувственный опыт единственнымисточником познания и критерием истины,эмпиризм рациональную познавательнуюдеятельность сводит к разного родакомбинациям того материала, которыйпоставляется опытом, и толкует этудеятельность как ничего не прибавляющую знания.

ФренсисБекон (1561- 1626 гг.) разработал доктрину философии,основанную на опытном знании исформулировал идею универсальнойреформы человеческого знания на базеутверждения опытного метода исследованийи открытий.

ФБсчитал, что все проблемы общества можноразрешить на основе научно-техническогопрогресса. Критиковал схоластику,призывал анализировать вещи. Основныепроизведения: «Новый органон наук»(старый «Органон» был написанАристотелем), «Новая Атлантида».

Обосновалиндуктивную концепцию научного познания,в основе которой лежит опыт и эксперимент,а также определенная методика их анализаи обобщения. Научное знание, по Бекону,проистекает из целенаправленноорганизованного опыта.

ФБвыделяет 2 типа опытов:

1.Плодоносные (приносят непосредственнуюпользу человеку),2. Светоносные(приводят к новому знанию).

Учениео индукции — научно-теоретическомобобщении знаний.

Индукциядолжна производить в опыте разделениеи отбор путем необходимых исключенийи формулировать выводы. Индукция -логический путь движения мысли,характеризующий переход знания отчастного положения к более общему.

Дедукция — наоборот — от общих положенийк частному. Пример индукции: три обезьяныбелые — следовательно, все обезьяныбелые. Пример дедукции: обезьяныразноцветные  — следовательно, естьобезьяны белые, черные, красные и др.

Средстваиндукции, по Бекону, предназначаютсядля выявления «форм и простых свойств»или «природ», на которые разлагаютсявсе физические тела. Нужно исследоватьне золото, воздух, воду, а их плотность,тяжесть, температуру.

Индукция должнаследовать строго определенным правилам,по алгоритму. Бекон недооценил рольгипотез и возможности гипотетико-дедуктивногометода в науке.

Так как опыт, которомуне предшествует какая-либо теоретическаяидея — не существует.

Истинапо ФБ — это точное отображение предметови явлений природы. Заблуждение — искажениезеркального отображения действительности.

Истинуискажают «идолы» (ложные представления,предрассудки):

1.Идолы «рода» — обусловленычеловеческими чувствами и разумом.Чувственное познание несовершенно(т.е. органы чувств),2. Идолы «пещеры»- у каждого человека есть своя «пещера»,которые и вводят его в заблуждение(индивидуальные особенности характера,воспитания, психики человека). Человекможет неадекватно восприниматьобъективную действительность.

Исправитьэто может коллективный опыт,3. Идолы»площади» — неправильное употреблениеслов (особенно на рынках и площадях).Вместе с языком мы бессознательноусваиваем предрассудки прошлых поколенийи оказываемся в плену заблуждений,4.Идолы «театра» — многие заблуждениякоренятся в некритическом усвоениичужих мыслей, т.е.

человек часто подверженвлиянию авторитетов.

Всеэти идолы могут быть преодолены наоснове построения новой науки и внедренияиндуктивного метода. Учение Бэкона о»идолах» — попытка очистить сознаниеисследователя от схоластики испособствовать распространению знаний.

ТомасГоббс(1588— 1679), ставший учеником и продолжа­телемфилософской традиции Ф.

Бэкона: решительноотвергал теологическую схоластическуюфило­софию; целью философии виделдостижение практических результа­товв деятельности человека, способствованиинаучно-техни­ческому прогрессу; вспоре между эмпиризмом (опытным познанием)и рацио­нализмом (познанием с помощьюразума) выступил на сто­роне эмпиризма;критиковал рационалистическую филосо­фиюДекарта; был убежденным материалистом;считал важнейшей философской проблемойвопросы обще­ства и государства;разработал теорию государства; Т.Гоббс считал, что человек осуществляетпознание глав­ным образом благодарячувственному восприятию. Чувственноевосприятие—это получение органами чувств (глаза,уши и т. д.) сигналов из окружающего мираи их последующая переработка. Проблемаобщества и государства, по Гоббсу, —главная в философии, поскольку цельфилософии — помогать человеку добиватьсяпрактических результатов в своейдеятельности, а человек живет и действуетв обществе и конкретном государстве.

ДжонЛокк(1632— 1704) развил многие философские идеиБэ­кона и Гоббса, выдвинул рядсобственных теорий, продолжил эм­пирическуюи материалистическую традицию английскойфило­софии нового времени. Можновыделить следующие основные положенияфилосо­фии Дж.

Локка: мирматериалистичен; в основе познанияможет лежать только опыт («нет ничегов мыслях (разуме) человека, чего до этогоне было в чувствах»); сознание — пустоепомещение (empty cabinet), которое в те­чениежизни заполняется опытом (в этой связиявляется всемирно известным высказываниеЛокка о сознании как о «чистойдоске»,накоторой записывается опыт — tabularasa);  источникомопыта выступает внешний мир; цельфилософии — помочь человеку добиватьсяуспеха в своей деятельности; идеалчеловека — спокойный, законопослушный,добропоря­дочный джентельмен, которыйповышает свой уровень образо­ванияи добивается хороших результатов всвоей профессии; идеал государства —государство, построенное на основеразде­ления властей на законодательную,исполнительную (в том числе судебную)и федеративную (внешнеполитическую).Локк стал первым, кто выдвинул даннуюидею, и в этом его большая заслуга.[1]

Дж.Беркли(1685-1753). Исходный пункт субъективно-идеалистическойконцепции становится критика ученияЛокка о первичных и вторичных качествах.Он считает ошибочным взгляд, согласнокоторому первичные качества объективны,а вторичные субъективны. По Беркли, всекачества вторичны. Между первичными ивторичными качествами нет различия, ите и другие явл ощущениями.

Ощущений жевне разума нет. Поэтому вне сознанияничего нет.  Существованиевещей означает, что они «должны бытьвоспринимаемыми». Отсюда центральныйпринцип его философии: «существоватьзначит быть воспринимаемым». Данноеутверждение приводит Беркли к солипсизму– учение, признающее существованиетолько данного субъекта.

Беркли с позициисубъективной гносеологии переходит напозиции на позиции объективногоидеализма.

ДавидЮм (1711-1776)— философ английского Просвещения,критиковал религиозный и философскийдогматизм, всякие доктрины и верования,которые укоренились в сознании людей.Он был философом-скептиком, антирационалистом.

Юм известен своей мыслью о том, что несуществует объективной причинной связивещей, что причинность устанавливаетсялишь как факт психического опыта. Юмполагал, что связь между вещами –результат психического опыта. Он подвергсомнению многие христианские догмы.

Вся деятельность Юма была направленана раскрепощение человеческого разума.

ДавидЮм-представитель шотландского эмпиризма.Последователь Беркли Дэвид Юм довелфилософскую концепцию Беркли до полнойлогической завершенности.

Егоосновные произведения: » Трактато человеческой природе» и «Исследованиео человеческом познании «.Ему принадлежит также » ИсторияАнглии «в 8 томах.

ФилософияД.Юма опирается на сенсуализм Локка,также как и учение Беркли. Однако, Юмпошел дальше по пути критики человеческихспособностей в области познания. Основнаяпроблематика его философии таким образом- вопросы гносеологии.

Втеории познания Юмпридерживался позиции агностицизма.Он отрицает и идею Локка об объективномсуществовании материи, и о материальномисточнике наших ощущений. Он такжеотрицает и идею Беркли о том, что всесуществует только в нашем восприятии.

Юм ставит вопрос в гносеологии совсемпо-другому. Юм признает чувственныйопыт в качестве источника нашегопознания.

Однако этот чувственный опытЮм считает субъективным, и, следовательно,из него невозможно создать суждения обокружающем мире, которые были быобъективны.

Чувственныйопыт ведет к двум видам душевныхвосприятий

  1. Первые более сильные — это впечатления, когда мы непосредственно воспринимаем предмет.

  2. Идеи — это не такие сильные восприятия

Впечатления Юмподразделяет на

  • Чувственное восприятия

  • Самовосприятие (удовольствие или любовь и пр.)

  • Простые впечатления (цвет, запах)

Юмсчитает, что человеческое сознание изнание складывается из этих идей ивпечатлений. Рациональное познаниезанимается тем, что перемещает,структурирует, систематизирует, развиваетэти впечатления.

Однако,любые идеи и впечатления оторваны отвнешнего мира. Нет взаимосвязи, междуэтими впечатлениями и внешним миром. Ивстает вопрос о связи между идеями ивпечатлениями. Здесь Юм выделяет тривида связи между идеями: сходство,смежность, причинность.

При этом Юмсчитал, что научное знание направленоименно на постижение причинности, т.е.установление связей между идеями иреальными вещами. Однако Юм утверждает,что при помощи мышления невозможноустановить отношения и закономерностимежду вещами.

В этом заключаетсяскептическая позиция Юма, которыйсчитал, что нельзя достоверно установитьистину.

ОднакоЮм отрицает существование реальныхвещей вне нашего опыта. Реальный мир -это поток сознания от наших ощущений.В этом заключается позиция Юма каксубъективного идеалиста. Юм, однако, неотрицает того, что вне нашего восприятияможет существовать реальный материальныймир, но мы не имеем возможности судитьоб этом объективно. Такая позицияприводит гносеологию Юма к агностицизму.

Единственнымидостоверными знаниями Юм считалматематические истины и доказательства,так как математика оперирует абстрактнымиколичественными категориями, которыене относятся к эмпирическому и чувственномуопыту.

Такимобразом, если Беркли решает проблемупричинности теологическим методом, тоЮм решает проблему причинности в духеагностицизма. В этом заключается основнаяслабость философии Юма. Юм не толькоприходит к солипсизму, но и не смогобъяснить ни причин взаимоотношениямежду различными вещами, между идеямии предметами.

Он решает вопрос осуществовании объективной реальностив духе скептицизма и агностицизма. Онотвергает понятие объективного субъекта(духа или Бога, как было в философииБеркли), и считает, что в сознаниисуществуют только идеи, которые мыприобретаем на основании внутреннегоопыта и которые не имеют ни объективногоносителя (материи), ни духовного носителя(Бога).

Таким образом, Юм не смог решитьни проблему субъекта, ни проблемуобъекта.

Теософия.Отрицание духовной идеи ведет кскептическому отношению к религии иатеизму. Юм считает, что религия — этофантазия людей, он критикует всесуществовавшие на тот момент доказательствасуществования Бога.

Социальнаяфилософия.Социальнаяфилософия Юма была связана с егоэкономическими воззрениями. Юм был ярыйсторонник развивающего капитализма ибыл сторонник социально-политическогостроя Англии.

Онкритикует теорию общественного договораи считает, что общество возникло изсемейно-родовых отношений на основеосознания определенных общих интересов.Движущей силой развития общества Юмсчитал удовлетворение потребностей.

Возникновениегосударства Юм связывал с согласиемлюдей, основанным на общих интересах.

Идеалобщественного устройства для Юма — этоконституционная монархия.

Этическаяконцепция Юма исходила из принципаволюнтаризма. Свободу Юм рассматривалкак возможность действовать или недействовать.

Источник: https://studfile.net/preview/4497819/page:9/

Uchebnik-free
Добавить комментарий