28.Классификационные признаки трудовой деятельности.

Классификационные признаки трудовой деятельности

28.Классификационные признаки трудовой деятельности.

Мир профессий и специальностей очень многообра­зен и динамичен — по данным отечественных и зарубежных справочников насчиты­вается от 7 до 35 тысяч их наименований.

В психологии для решения ряда научно-практических задач (профориентация, профотбор и др.

) требуется систематизация профессий, их распределение и сравнение по каким-либо профессиональным или психологическим признакам (сложность или опасность труда, величина нагрузки, цели труда, психическая напряженность и т. д.).

Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной систематизации (классификации) ее видов по различным класси­фикационным признакам.

По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации тру­довых задач выделяют физический и умственный труд.

По характеристикам цели труда, рабочей нагрузки, организации трудового про­цесса умственный труд подразделяется на:

· оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий (стандартный — преподавание, лечебная работа и др., не­стандартный — научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведе­ний и др.), эвристический(изобретательство);

· динамический и статический;

· однообразный(монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т. п.);

В зависимости от условий деятельности выделяют труд:

· в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений),

· в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное дав­ление — водолазные работы, низкие температуры — полярники, информационные перегрузки — диспетчерская работа и т. д.),

· в экспериментальных условиях (при по­вышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техни­ки, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т. д.).

По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

· регламентированный (с определенным распорядком работы),

· нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

· индивидуальный и коллективный (совместный).

Совместная деятельность — это организованная система трудовой активности со­вокупности субъектов труда, объединенных единством мотивов и целей деятельно­сти, ее пространственно-временных условий, управлением и согласованием состав­ляющих ее индивидуальных деятельностей.

Основные признаки совместной деятельности и свойства ее субъекта тесно взаи­мосвязаны. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необ­ходимо выделить:

· целенаправленность,

· мотивированность,

· уровень целостности,

· организованность (управляемость),

· результативность (продуктивность),

· простран­ственные и временные особенности условий жизнедеятельности коллективного субъекта (группы).

Е. А. Климовым предложена «четырехъярусная классификация профессий», ко­торая построена на основе многофакторного принципа.

Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объект­ных систем:

1) человек—живая природа (Ч-П) — агроном, микробиолог и т. п.;

2)человек—техника (Ч-Т) — слесарь, механик, оператор ЭВМ и т. п.;

3)человек—человек (Ч-Ч) — врач, учитель, продавец и т. п.;

4)человек—знаковая система (Ч-З) — математик, редактор и т. п.;

5)человек—художественный образ (Ч-Х) — дирижер, художник, артист и т. п.

На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

1) гностические (от греч.знание) профессии (Г) — дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х) и т. п.;

2)преобразующие профессии (П) — мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-З), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х) и т. п.;

3)изыскательские профессии (И) — летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-кон­структор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х) и т. п.

На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

1) профессии ручного труда (Р) — контролер слесарных работ (Г — Ч-Т), лаборант химического анализа (Г — Ч-П), ветеринар (П — Ч-П), слесарь (П — Ч-Т) и т. п

2) профессии машинно-ручного труда (М) — токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т. п.;

3) профессии, связанные с применением автоматических
и автоматизированных систем
(А) — оператор станков с пpограммным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т. п.;

4) профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф), актер, акробат и т. п.

На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

1. работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) — лаборанты, бухгалтеры и т. п.;

2. работа на открытом воздухе (О) — агроном, монтажник, инспектор ГАИ и т. г

3. работа в необычных условиях (Н) — водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т. г

4. работа в условиях повышенной ответственности (М) — воспитатель детсад учитель, следователь и т. п.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет,

во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и,

во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/7593.html

6. Классификационные признаки видов труда и их характеристика

28.Классификационные признаки трудовой деятельности.

  1. Что является объектом и предметом изучения «Эк. И соц. Труда»?

Объектомсоц. Тр.Явл вся совокупность факторов, процессови явлений. Составляющих труд. Деят-ть ,как объективное, т.е. сущест. Само посебе, не зависимо от теорит. Предсталенийи взг-ов, ученых.Предметомсоц. Тр.Явл. Тр. Деят-ть как особое соц. Явл. , каксистема соц. Связей.

Взаимодействий,отношений Объектомэк. явл. Труд– как целенаправленная дея-ть чел-касвязанная с превращением предметовтруда в объекты необходимые дляудовлетвор. личных и обществ-хпотребностей. ( — это деят. Отвечающаятрубованиям сл. Принципов: осознанности,целесообразности, результ-ти, обществ.

Полезности и энергозатратности деят-ти)

  1. Раскройте содерж. Понятий «труд», «эк.тр», «соц. Тр.»?

Труд- это объективно присущая человекусфера деятельности по превращениюрасполагаемых им природных, материальныхи интеллектуальных ресурсов в необходимый для личного и общественногопотребления продукт. Созданныйв процессе труда продукт как товар имеетфизичес­кую (натуральную) и стоимостную(денежную) формы.

  1. Физическая (натуральная) форма различной готовой продукции промышленного, аграрного, строительного, транспортного и дру­гого отраслевого характера, а также всевозможные производствен­ные и непроизводственные работы и услуги выражаются в разно­образных измерителях – штуках, тоннах, метрах и т.п.

  2. В стоимостной (денежной) форме продукт труда можетбытьвыражен как полученный доход или заработок в результате его ре­ализации.

Предметэк. Тр.-это наука изучающая конкретные формыи методы повышения эк. Эффективности,организации и условий труда, егоматериального и морального стимулирования,воспроизводства раб. Силы.( исследуетпроблемы рац. Исп.- я трудовых рес-ов.,повышения произв. Тр., рез-ти чел. деят-ти)

Предметсоц. Тр.-это соц. Связи, взаимодействия, связанныес трудовой деят-тью.(взаимодействияработника на общество и наоборот.

  1. Основ. Этапы развития науч. Знаний. И обл. эк. Соц. Тр?

Фордизм-этоконцепция и методы организации про-вахарактерная для разных индустриальныхобществ. Генри Форд создал массовоепроизводствостандартной продукции подоступной цене. Характер. Черты Фордизма:

  1. Интенсивное, крупномасштабное пред-е

  2. Не гибкий процесс пр-ва

  3. Жесткий бюрократические стр-ры управления

  4. Появление полуквалифицированного труда для рутинной работы.

  5. Тенденция к индустриальным конфликтам и соответствий сильному профсоюз. объедин.

  6. Защита нац. Рынков.

НОВШЕСТВАФорда распознались м\д 1-й и 2-й мир. Войной. В последний период появления нов.Технологий возникает пост фордизм:небольшие предприятия поставляющие насегментирование рынка специализ. товарыи услуги. Материальной почвой постфордизмастали применение камп-рана матер. Базе.Автоном. Сборки.

Признаки посфордизма:1) исчезновение промыш. Произва с«дымящими трубами» и появление основанныхна ком-ре предприятий «восхода солнца»2) более гибкая децентрализованнаясистема организации труда. 3) новый рыноктруда ( по другому реализуют.

Имеютдвухслойную структуру, есть периферия,низкооплачиваемых рабочих 4) смена«синеворотничков» на «беловоротничков»что означ. Новые проблемы.

  1. Охарактеризуйте роль труда в жизни чел-ка, какими факторами она обусловлена?

Рольтруда в развитие чел-ка и обществапроявл. В том, что в процессе трудасоздаются не только материалы и духовныеценности, предназ. Для удовлет. Потребностейлюдей, но и развивается сам персонал,который преобретает новые навыки,раскрывает свой талант и способности,преобретает знания.

Творческий характертруда в рождение новых идей, созданиипрогрессивных технологий,высокопроизводительных орудий тр.,новых видов продукции, материалов.Энергии, услуг. Т.о. прогресс производства,проявление новых потребностей и ихпоследующее удовлетворение.

Общаятенденция развития общества характеризуетсяпрогрессом произ-ва товаров и оказанияуслуг, ростом благосостояния и культурногоуровня людей, все большим признаниемправ чел-ка как высшей ценности обществ.Развития. Труд—

Развитиечел. его дух и физ качества; Произ-воматре и культур благ—

удовлетворматер. И дух потреб. Чел-ка; НТП —

Восп-вонаселения; рост произв. Тр.——

Трудв его новом качестве

  1. Основные элементы трудового процесса:

Любойпроцесс труда предполагает наличиеследующих материально-вещественныхэлементов:

1)предмета труда– веществаприроды или предмета, уже пре­терпевшеговоздействие труда, или объекта оказанияуслуг, на ко­торые направлена трудоваядеятельность работника с целью при­данияим новых свойств, полезных человеку;

2)средствтруда– всего того, при помощи чего работниквоз­действую на предмет труда и чтосоздает ему необходимые усло­вия длятруда.

К средствам труда относятсяорудия труда (инстру­менты, станки,машины, механизмы, аппараты и другоетехноло­гическое оборудование); зданияи помещения, в которых осуществляетсяпроцесс труда; сооружения, необходимыедля обеспечения труда (дороги, мосты,эстакады, емкости и т.п.);

3)технологиидеятельности,или способа воздействия на пред­меттруда. Целенаправленность деятельностипредполагает нали­чие знаний и (или)умений для выполнения той или инойработы.

Строгое, последовательноевыполнение действий, совокупностьметодов воздействия на предмет трудадля изменения или прида­ния ему новыхсвойств, формы, взаимного расположениячастей, местоположения в пространствесоставляет содержание техноло­гиидеятельности;

4)организациитруда– определенного порядка построения иосуществления трудового процесса,который складывается из сис­темывзаимодействия работника с предметамии орудиями труда и производственноговзаимодействия людей друг с другом втрудо­вом процессе;

5)самоготруда– процесса осмысленного воздействиячелове­ка на предмет труда сиспользованием необходимых средств,тех­нологии и организации для приданияему свойств, удовлетворяю­щих те илииные потребности.

Существуютразличные виды труда, и все их многооб­разиеможно классифицировать по следующимкритериям: по содержанию и результатамтруда, по характеру труда, по результатамтру­да, по используемым вещественнымэлементам труда и раз­ной степениучастия человека, по методам привлечениялю­дей к труду.

Взависимости отсодержания и результатов трударазличают:

  1. простой и сложный труд. Простой труд -это труд, не требующий от работника специальной профес­сиональной подготовки, неквалифицированный труд. Слож­ный труд требует специальной подготовки и определенной квалификации работника.

  2. репродуктивный и творческий труд. Репродуктивный труд — это труд заранее известный,несодержащий творческих начал, а творческий — это со­зидательный труд, в процессе которого создается качественно новый, оригинальный продукт труда.

3)умственныйи физический труд.Физический труд — это затрата физическойэнергии. Умственный труд выража­етсяв том, что в человеческом мозгу возникаетидея созда­ния той или иной потребительнойстоимости, человек про­думывает планреализации этой идеи, следит за тем,чтобы его план в процессе физическоготруда нашел свое воплоще­ние.

4)производительныйи непроизводительный труд.Про­изводительный труд — это труд, впроцессе которого про­изводятсяматериальные блага, услуги и которыйприносит прибыль.

Непроизводитель­ныйтруд — это труд, создающий социальные идуховные блага.

Такой труд общественнополезен, но не является про­изводительным,так как не материализуется, не воплощает­сяв отдельном продукте и не приноситприбыли;

5)живой и прошлый труд.Живой труд — это труд, кото­рыйрасходуется в данный момент и результатыкоторого еще неопределенны. Прошлыйтруд воплощает в себе ранее созданныйрезультат, — сырье и материалы, энергия,станки, аппараты, компью­теры и т.д.

Социально-экономическийхарактер трудавыражает форму его общественнойорганизации и представляет собойсовокупность отношений между участникамитрудового про­цесса, отличительныечерты, свойственные тому или иномуспособу производства. Он зависит отсоединения работника со средства­мипроизводства и определяетсоциально-экономическую природу труда.

Взависимости отхарактератрударазличают:

1)конкретныйи абстрактный труд.Конкретный труд – это труд, выступающий в определенной полезной форме,направленный на создание различныхпотребительских стоимостей.

Приведениеразличных кон­кретных видов труда кодинаковому и соизмеримому видупредполагает необходимость абстрагироватьсяот качествен­ных особенностей, свестиотдельные виды труда к простым затратамрабочей силы, к затратам труда вфизиологическом смысле — к затратамфизической, нервной и другой энер­гии.

Абстрактный труд – это обезличенный,однородный и соизмеримый труд, сведенныйк физиологическим затратам рабочейсилы. Конкретный труд создает потребительнуюстоимость, а абстрактный — стоимостьто­вара;

2)наемный и частный труд.

Наемный труд — это отношение, возникающеемежду собственниками средств производстваи работниками, лично свободными, но неиме­ющими средств производства ипродающими свою рабочую силу в обменна определенную сто­имость в формезаработной платы. В то же времяпредприниматель, открывший свое дело,создает возможность для приложениясвоего труда, что можно назвать частнымтрудом (самонаймом в западнойтерминологии);

3)индивидуальныйи коллективный труд.Это своего рода различные формыорганизации труда. Индивидуальный труд- это труд отдельных работников (токарей,слесарей, наладчиков, ремонтников идр.

) или самостоятельных про­изводителей(индивидуальных предпринимателей).

Коллективный труд – это вид труда,когда люди работают не изолированно, аобъединяясь в трудо­вые коллективы(отдел, лабораторию, цех, участок,брига­ду), причем размер коллективане имеет значения;

Пометодампривлечения людей к трудуразличают:

1)трудпо внеэкономическому принуждению,когда имеет место прямое принуждение.Такой труд характеризуется огра­ничениемличной свободы, и примером может служитьпрямое и долговое рабство. Помимонепосредственного принуждения подобныйтруд может быть обусловлен наличиемуголовных, административных или иныхзакрепленных в законодательном порядкенорм;

2)трудпо экономическому принуждению,т.е. труд по необходимости — чтобызаработать средства к существова­нию.Такой труд характерен для подавляющеймассы людей;

3)добровольныйтруд,т.е.труд по желанию. Такой труд имеет место,когда человек экономически обеспечен,может не работать, но работает, чтобыреализовать свой потенци­ал. Работадля него — это средство самовыраженияи самоут­верждения.

Классификациявидов труда по его предметуи продуктубазируется на профессиональном,функциональноми отраслевомразделении труда.

1)по профессиональномупризнакуможет быть выделен труд научный (илиисследовательский), инженерный,управленческий, про­изводственный,педагогический, врачебный и др.;

2)по функциональномупризнакувиды труда подразделяются в зависимостиот их целевого назначения, сферыприложения и функциональной роли вэкономическом цикле хозяйственнойдеятельности. Каждой стадии экономическогоцикла присущ тот или иной характерныйдля нее вид труда, что позволяет выделитьтруд предпринимательский, инновационный,воспроизводственный и коммерческий;

3)по отраслевомупризнакуможно выделить такие виды труда, какпромышленный (в том числе добывающий иобрабатывающий), сельскохозяйственный(в том числе расте­ниеводческий иживотноводческий), строительный,транспортный и ком­муникационный (впроизводственной сфере).

Классификациявидов труда по применяемым средствами способам трудапозволяет выделить следующие виды:

1)ручнойтруд,который осуществляется или полнос­тьювручную, или с помощью ручных орудийтруда;

2)механизированныйтруд,который осуществляется с помощьюмеханизированных орудий труда (например,свер­ление отверстий электродрелью,клепка пневматическим инструментом);

3)машинныйтруд,когда основная работа выполняетсямашиной, управляемой работником безнепосредственного приложения имфизических усилий для изменения формы,размеров, внешнего вида предмета труда.Работник вручную выполняет лишь элементывспомогательной работы по управ­лениюмашиной и ее питанию;

4)автоматизированныйтруд,когда элементы основной работы полностьюавтоматизированы, а элементывспомога­тельной работы автоматизированыполностью или частично. Работникконтролирует правильность и стабильностьнастройки оборудования и его загрузку.

Источник: https://studfile.net/preview/519785/

Uchebnik-free
Добавить комментарий