28.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

портрет соц. работника. Глоссарий по дисциплине Портрет социального работника

28.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Подборка по базе: Основы социального страхования.docx, Практическая работа по дисциплине история.docx, Ситуационные задачи для подготовки по дисциплине сестринское дел, Реферат по дисциплине физкультура.

rtf, Практикум по дисциплине «Операционные системы и среды» Методичес, Практикум по дисциплине «Операционные системы и среды» Методичес, Панин В.Ф. Конспект лекций по учебной дисциплине Теоретические о, Тест по дисциплине Экспериментальная Квазиэксперименты.docx, Программа зачёта по дисциплине.

docx, Проект по дисциплине «Основы управления образовательной организа. Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ Бурятский государственный университет

Социально-психологический факультетКафедра теории социальной работыГлоссарий по дисциплине -Портрет социального работникаВыполнил (а): Дырхеева Соелма, Студент гр. 15260Проверил (а): Котоманова Ольга Владимировна,Кандидат философских наук, доцентУлан – Удэ, 2017 г.

Портрет социального работника

Социальный работник — это специалист, который оказывает моральную и правовую помощь незащищенным слоям населения (пенсионерам, инвалидам, детям-сиротам, детям из неблагополучных семей, беженцам и др.).

Профессиональная этика социальной работы требует от работы осуществлять свою деятельность в соответствии с этическим кодексом или руководством своей страны, которое должно представлять собой детальные руководства по этической практике, являющейся специфической для национального контекста.

Можно выделить актуальные для нас принципы профессионального поведения социального работника.1. Социальные работники должны поступать честно. Это означает исключение злоупотребления доверием клиентов, признание границ между личной и профессиональной жизнью, а также исключение использования собственной позиции в личных целях. 2.

Социальные работники должны поступать в отношении клиентов с состраданием, эмпатией и заботой. 3. Социальные работники должны стимулировать и участвовать в этических дискуссиях со своими коллегами и работодателями, брать на себя ответственность за принятие этически обоснованных решений.

Какими этическими принципами должен руководствоваться в общении социальный работник? Как же должно строиться общение социального работника с клиентом?

Для того, чтобы осмыслить процесс общения, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться.

Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку.

Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне.

Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными.

Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову.

Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния.

Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.

В социальной работе выделяют основные этические стандарты, которые могут послужить подспорьем каждому занимающемуся социальной работой.

К главным положениям относятся: — быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов; — делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов; — уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним; — в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным; — в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии; — служить своей профессией на благо окружающим. Этическими стандартами профессионального общения социального работника, по мнению А.М. Пановой и Е.И. Холостовой, являются следующие:1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом. 2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника. 3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.

4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей.

5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей. 6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования). 7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав. 8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними. 9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной. Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то: 10. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте. 11. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки. 12. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.

13. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.

14. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. 15. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента. 16. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб. 17. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов «лечения». 18. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.19. Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счёт.20. Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с чётко сформулированными критериямиЭтическая ответственность перед профессией.

• Социальный работник должен придерживаться и умножать ценность, этику, знание и миссию социальной работы.

• Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии.• Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы.• Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.Социальная работа, как и любая отрасль знаний, находится в процессе постоянного развития и обогащения новыми знаниями, новым опытом. Приведенные выше этические стандарты не являются единственными и всеобъемлющими, но они могут оказать какую-то помощь социальным работникам в их повседневной работе, главной целью которой является оказание помощи людям.Для выполнения предписанных им функций социальным работникам необходимо не только соответствующее профессиональное образование, но и личностная готовность соблюдать определённые профессионально-этические нормы и принципы.Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом соц. работника, его узаконенными полномочиями (должностью), статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью. Особенно важны такие личностные качества соц. работника, как его интеллектуальный, общекультурный и нравственный потенциал.

Наличие (формирование и закрепление) таких качеств позволяет соц. работнику более эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность. В частности, это даёт ему возможность быть информированным о различных соц.

группах населения и их особенностях; предвидеть последствия своих действий; уметь контактировать с разными категориями людей («трудными» подростками, детьми-сиротами, инвалидами, престарелыми и т.д.); быть профессионально тактичными (вызывать симпатию у клиентов, их доверие, соблюдать профессиональную тайну, проявлять деликатность в интимных вопросах жизни клиента и т.д.

); обладать эмоциональной устойчивостью при всех коллизиях, неудачах, сложностях работы; добросовестно исполнять свой долг, проявляя спокойствие, доброжелательность и внимательность к клиентам.

Всё это требует действительно неординарных личностных качеств соционома.

В специальной литературе чаще всего отмечают такие качества, как гуманистическая направленность личности, личная и социальная ответственность, обострённое чувство добра и справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, эмпатичность (сопереживание), готовность понять других и прийти к ним на помощь, эмоциональная устойчивость, личная адекватность по самооценке, уровню притязаний и социальной адаптированное.Личностные качества соц. работников подразделяются на три группы.К первой группе личностных качеств относят требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к психическим процессам (восприятию, памяти, воображению, мышлению), психическим состояниям (усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии), вниманию как состоянию сознания, эмоциональным (сдержанность, индифферентность), и волевым (настойчивость, последовательность, импульсивность) характеристикам.

Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также стрессоустойчивые качества – физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.

К третьей группе личностных качеств соц.

работника относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроения людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их личности); красноречивость (умение внушать и убеждать словом) и т.д.

Таким образом, социальный работник должен владеть немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором целей социальной работы. Знания и умения социального работника в сочетании с соответствующими личностными качествами подлежат оценке при помощи соответствующих методов, что способствует более эффективному выполнению профессиональной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 208с.2. Топчий Л.В. Этический кодекс социального работника. // Социальная защита, – 2003. — №6. — С. 22-26

3. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 3-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 668с.

Источник: https://topuch.ru/glossarij-po-discipline-portret-socialenogo-rabotnika/index.html

§ 30.1. профессиональный портрет социального работника • Основы социальной работы, Петр Денисович Павленок, 2003

28.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно поэтому в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широкий перечень должностных обязанностей.

Социальный работник обязан:

• выявлять семьи и отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской, юридической, психолого-педагогической, материальной и иной помощи, в охране нравственного, физического и психического здоровья;

• устанавливать причины возникающих у них трудностей, конфликтных ситуаций (по месту работы, учебы, в семье и т. д.), оказывать содействие в разрешении этих трудностей и конфликтов и социальную защиту;

• содействовать в совместной деятельности различных общественных и государственных организаций и учреждений по оказанию необходимой социально-экономической помощи нуждающимся группам населения;

• оказывать помощь в семейном воспитании, заключении трудовых договоров о работе на дому женщинам, имеющим несовершеннолетних детей, инвалидам, пенсионерам;

• проводить психолого-педагогические и юридические консультации по вопросам семьи и брака, воспитательную работу с несовершеннолетними детьми с асоциальным поведением;

• выявлять и оказывать содействие детям и взрослым, нуждающимся в опеке и попечительстве, устройстве в лечебные и учебно-воспитательные учреждения, получении материальной, социально-бытовой и иной помощи;

• организовывать общественную защиту несовершеннолетних правонарушителей, выступать (в необходимых случаях) в качестве их общественного защитника в суде;

• участвовать в работе по созданию центров социальной помощи семье (усыновления, попечительства и опеки; социальной реабилитации; приютов; молодежных, подростковых, детских и семейных центров; клубов и ассоциаций, объединений по интересам и т.д.);

• организовывать и координировать работу по социальной адаптации и реабилитации лиц, вернувшихся из мест лишения свободы и специальных учебно-воспитательных учреждений.

Квалификационный справочник определяет обязанности и требования к социальному работнику в самом общем плане без учета функций, специализаций, уровня подготовки социального работника. Пока не касаясь двух последних аспектов, попробуем конкретизировать деятельность социального работника в зависимости от выполняемых им основных функций.

Реализация диагностической функции предполагает изучение социальным работником особенностей группы, слоя, отдельного человека, степени и направленности на них микросреды и постановку «социального диагноза».

Прогностическая функция реализуется путем программирования и прогнозирования влияния на объекты социальной работы всех социальных институтов общества, выработки определенной модели социального поведения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая (или социально-терапевтическая) функция позволяет предусмотреть и привести в действие социально-правовые, юридические, психологические, социально-медицинские, педагогические и другие механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, организовать оказание социотерапевтической, социально-бытовой, психолого-педагогической, медицинской, юридической и иной помощи нуждающимся, обеспечить защиту прав семьи, женщин, подростков, детей, молодежи. Предупредительно-профилактическая функция, таким образом, направлена не только на оказание всевозможной помощи и поддержки уже оступившимся, слабо защищенным слоям, но и на предупреждение всевозможных негативных последствий в положении, поведении, деятельности слоев, групп людей, отдельных личностей. Данная функция ассоциируется с пониманием социальной работы как в узком, так и в широком смысле слова.

Правозащитная функция в социальной работе предусматривает использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения. Это касается как населения, проживающего в стране, так и той его части, которая по тем или иным причинам оказалась за ее пределами.

В соответствии с социально-педагогической функцией социальный работник призван выявлять интересы и потребности людей в различных видах деятельности (культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, технического и художественного творчества, туризма) и привлекать к работе с ними различные учреждения, организации, общественные, творческие и другие союзы, специалистов, тренеров, организаторов культурно-досуговой деятельности и т. д.

Психологическая функция предполагает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся, призвана способствовать социальной адаптации личности.

При реализации социально-медицинской функции социальный работник обязан организовать работу по профилактике здоровья, помогать овладевать основами оказания первой медицинской помощи, культурой питания, санитарно-гигиеническими нормами, организовать работу по планированию семьи, формировать ответственное отношение к репродуктивному и сексуальному поведению, содействовать подготовке молодежи к семейной жизни, развивать трудотерапию, способствовать формированию здорового образа жизни.

В деятельности социального работника важна реализация социально-бытовой функции, а именно: социальный работник обязан способствовать в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (особенно инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и др.) в улучшении их жилищных условий, организации нормального быта.

Коммуникативная функция призвана устанавливать контакты с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека, больных и здоровых, нуждающихся и не нуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистская функция социальной работы проявляется в организации рекламы социальных услуг, в пропаганде идей социальной защиты человека.

Нравственно-гуманистическая функция (как своеобразная концентрация определенных свойств, черт всех других функций) придает социальной работе высокие гуманистические цели, создает условия для достойного функционирования человека, групп и слоев в обществе.

Реализация организационной функции состоит в том, чтобы способствовать организации социальных служб на предприятиях и в учреждениях, а также по месту жительства, привлекать к их работе общественность, направлять деятельность социальных служб на оказание различных видов помощи и социальных услуг населению, в первую очередь слабо защищенным слоям и группам, отдельным личностям.

Социальный работник может выполнять названные обязанности и реализовывать указанные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений.

Требования, предъявляемые к знаниям и умениям специалистов области социальной работы, изложены в Государственном образовательном стандарте высшего и профессионального образования, утвержденном Госкомвузом Российской Федерации.

Эти требования представлены несколькими группами: 1) общими требованиями к образованности специалиста; 2) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; 3) требованиями к знаниям и умениям по циклу общих математических и естественно-научных дисциплин; 4) требованиями к знаниям и умениям по циклу общепрофессиональных дисциплин направления и 5) требованиями к знаниям и умениям по циклу специальных дисциплин направления.

Перечислим требования к специалисту в области социальной работы по двум последним циклам.

Согласно Государственному стандарту по циклу общепрофессиональных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:

• знать специфику работы в различной социальной среде;

• знать и уметь использовать передовой отечественный и зарубежный опыт социально-культурной деятельности;

• уметь обеспечивать посредничество, с одной стороны, между личностью и семьей, а с другой — между различными общественными и государственными структурами;

• уметь обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом;

• уметь оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности;

• уметь работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента;

• знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики, понимать значение воли и эмоций, потребностей и мотивов, а также бессознательных механизмов в поведении человека;

• уметь дать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т. п.), интерпретацию собственного психического состояния, владеть приемами психодиагностики и психической саморегуляции;

• иметь научное представление о социологическом подходе в трактовке личности, факторах ее формирования в процессе социализации, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и социальных группах, видах и исходах социальных процессов;

• знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и институтов;

• владеть основами социологического анализа;

• знать основы общей педагогики и ее специальных разделов;

• знать формы, средства и методы педагогической деятельности;

• владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;

• знать и уметь использовать формы и методы воспитательной работы и просвещения;

• знать национальные особенности быта и семейного воспитания, народные традиции регионов и уметь использовать их в социальной работе;

• знать нормы семейного, трудового, жилищного законодательства, регулирующие охрану материнства и детства, прав несовершеннолетних, пенсионеров, инвалидов и обеспечивающие их социальную защиту;

• знать основы уголовного и гражданского права;

• знать порядок и организацию опеки, попечительства, усыновления, лишения родительских прав, направления в специальные учебно-воспитательные учреждения;

• знать организацию медико-социальной работы, санитарного просвещения и пропаганды здорового образа жизни;

• уметь вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую и практическую деятельность на различных объектах профессиональной деятельности, определенной Государственным стандартом;

• уметь оказывать первую медицинскую помощь. По циклу специальных дисциплин направления (социальной работы) специалист должен:

• владеть методикой и технологией социального прогнозирования и проектирования, уметь использовать полученные знания в реальных проектах;

• владеть процедурой и методами социальных инноваций, творчески использовать инновации в практике социальной работы;

• знать особенности социальной экологии, методы оценки состояния окружающей среды, владеть экологической культурой;

• знать и уметь разрешать актуальные проблемы геронтологии, уметь организовать медико-социальное обслуживание людей пожилого и старческого возраста, знать специфику социальной работы с этим контингентом;

• применять полученные знания в решении современных проблем занятости населения, уметь вести социальную работу среди безработных, оказывать им моральную и материальную поддержку, помощь в трудоустройстве;

• уметь использовать углубленные знания специальных разделов психологии и педагогики социальной работы;

• знать и уметь применять методы социальной статистики, использовать статистические измерения в социальной работе;

• уметь вести социальную работу с учетом современной этнографической и демографической ситуации;

• знать конкретный опыт деятельности территориальных органов и центров социальной защиты населения и уметь использовать его в практической деятельности;

• владеть методикой исследовательской работы при анализе конкретных явлений и процессов в социальной сфере, уметь использовать и внедрять полученные результаты исследований;

• знать и использовать в практической деятельности особенности специализированной подготовки: организации помощи населению, социальной работы в трудовых коллективах, медико-социальной помощи населению, социальной работы с молодежью, семьями и детьми, социальной реабилитации и трудотерапии, геронтологии и работы с пожилыми людьми и инвалидами, организации пенсионного обеспечения населения, экономики и менеджмента в социальной сфере.

Общие требования к знаниям и умениям специалиста в области социальной работы конкретизируются с учетом избранной специализации и определяются учебным планом вуза.

Например, в МГУС выпускники факультета социальной работы обучаются по трем специализациям: 1) социальный менеджмент в социальной работе (организаторы социальной работы); 2) социальная работа с группами населения; 3) социально-медицинские услуги населению.

Источник: https://uchebnik.biz/book/192-osnovy-socialnoj-raboty/130--301-professionalnyj-portret-socialnogo-rabotnika/

Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника

28.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория социальной работы

За 2 курс, 3 семестр

ТЕМА: Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника 

Выполнил(а):  

_ __

Фамилия И.О.

Направление подготовки: Социальная защита и социальное обслуживание семей и детей____ 

Форма обучения:

Дистанционная

Работа защищена с оценкой: ____________________________

____________________________

Должность, Фамилия И.О.

“____”________________20___ г.

Омск,  2016

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы профессиональной деятельности социальных работников
1.1 Исторические традиции развития социальной деятельности в России…6
1.2 Деятельность социальных работников в современных условиях……….14
Глава 2. Профессиональные черты социального работник
2.1 Этические аспекты социальной работы……………………………………19
2.2 Профессиональные требования к социальному работнику………………22
2.3 Профессиограмма социальной работы……………………………………26
Глава 3. Личностные черты социального работника
3.1 Профессиональный портрет социального работника…………………….28
3.2 Этический кодекс и стандарты социальной работы………………………36
Заключение…………………………………………………………………………..39
Список использованных источников…………………………………………….42

Введение

Социально-экономические, политические, демографические процессы, происходящие в РФ, коренным образом скорректировали социальную сферу жизни общества.

Возрастающая быстрыми темпами социальная и имущественная дифференциация населения, безработица, появление беженцев, мигрантов и маргинальных групп, неблагоприятная экологическая обстановка и трудная демографическая обстановка — это действительность нынешнего дня.

В данных трудных критериях актуализируются трудности, связанные с социальной помощью, поддержкой, реабилитацией отдельного человека, всевозможных групп и сообществ. Человек в данный момент нуждается в квалифицированной социальной помощи и поддержке, что вызывает настоятельную надобность в профессиональных кадрах — специалистах социальной работы.

Не обращая внимания на многовековую традицию в отечественном и мировом опыте, социальная работа как специфический вид профессиональной деятельности, впервые  узаконена в России  1991 г. Нормативными документами Госкомитета по труду и социальным вопросам и Госкомитета по этическому образованию была открыта специальность «социальная работа».

Между тем подготовка специалиста по социальной работе в контексте его профессионально-личностного развития и становления до истинного времени не получила в педагогической науке сколько-нибудь систематического освещения, что порождает противоречие между теорией и объективными потребностями общественной практики.

С учетом этого противоречия был сделан выбор темы изучения, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы педагогические обстоятельства и ведущие тенденции профессионально-личностного развития социального работника?

Решение этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования — система социального образования. Предмет исследования — процесс профессионально-личностного развития социального работника. В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования предстояло решить надлежащие задачи:

  • разработать и аргументировать совокупность положений, определяющих теоретической концепции, описанные профессионально-личностного формирования социальной деятельности;
  • выявить сущностные и структурно-содержательные характеристики социальной работы как профессиональной деятельности;
  • определить базовые основания личности социального работника;
  • вскрыть и обосновать ведущие тенденции и педагогические условия профессионально-личностного развития социального работника;
  • опираясь на результаты исследования, разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию профессиональной подготовки и повышению квалификации социальных работников.

Общая гипотеза изучения базирована на предположении про то, что ход процесса профессионально-личностного развития социального работника станет в конкретной мере управляемым, в случае если станут:

  • подвергнуты системно-функциональному анализу содержание и структура личности социального работника и его профессиональная деятельность;
  • разработана обобщенная прогностическая модель профессионально-личностного развития социального работника;
  • реализованы личностно-ориентированные педагогические технологии, обеспечивающие формирование профессиональной деятельности социального работника в единстве с развитием его профессиональной идентификации, актуализации, саморегуляции, самокоррекции, самореализации.

Методологическую базу изучения оформляют важные положения философской и педагогической антропологии о человеке как субъекте, личности и индивидуальности, о социальной детерминации его общего и профессионального развития.

Источник: https://ru.essays.club/%D0%93%D1%83%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BD%D0%B0%D1%83%D0%BA%D0%B8/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B8-%D0%B4%D1%83%D1%85%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-31739.html

30. Профессиональный портрет социального работника

28.1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Социальнаяработа является универсальным видомдеятельности. Она требует от специалистазнаний в различных областях и уменийих применять на практике. Не случайнопоэтому в квалификационном справочникесоциальному работнику предписан весьмаширокий перечень должностных обязанностей.

Социальныйработник обязан:

• выявлятьсемьи и отдельных лиц, нуждающихся всоциально-медицинской, юридической,психолого-педагогической, материальнойи иной помощи, в охране нравственного,физического и психического здоровья;

• устанавливатьпричины возникающих у них трудностей,конфликтных ситуаций (по месту работы,учебы, в семье и т. д.), оказывать содействиев разрешении этих трудностей и конфликтови социальную защиту;

• содействоватьв совместной деятельности различныхобщественных и государственныхорганизаций и учреждений по оказаниюнеобходимой социально-экономическойпомощи нуждающимся группам населения;

• оказыватьпомощь в семейном воспитании, заключениитрудовых договоров о работе на домуженщинам, имеющим несовершеннолетнихдетей, инвалидам, пенсионерам;

• проводитьпсихолого-педагогические и юридическиеконсультации по вопросам семьи и брака,воспитательную работу с несовершеннолетнимидетьми с асоциальным поведением;

• выявлятьи оказывать содействие детям и взрослым,нуждающимся в опеке и попечительстве,устройстве в лечебные и учебно-воспитательныеучреждения, получении материальной,социально-бытовой и иной помощи;

• организовыватьобщественную защиту несовершеннолетнихправонарушителей, выступать (в необходимыхслучаях) в качестве их общественногозащитника в суде;

• участвоватьв работе по созданию центров социальнойпомощи семье (усыновления, попечительстваи опеки; социальной реабилитации;приютов; молодежных, подростковых,детских и семейных центров; клубов иассоциаций, объединений по интересами т.д.);

• организовыватьи координировать работу по социальнойадаптации и реабилитации лиц, вернувшихсяиз мест лишения свободы и специальныхучебно-воспитательных учреждений.

Квалификационныйсправочник определяет обязанности итребования к социальному работнику всамом общем плане без учета функций,специализаций, уровня подготовкисоциального работника. Пока не касаясьдвух последних аспектов, попробуемконкретизировать деятельность социальногоработника в зависимости от выполняемыхим основных функций.

Реализациядиагностической функции предполагаетизучение социальным работникомособенностей группы, слоя, отдельногочеловека, степени и направленности наних микросреды и постановку «социальногодиагноза».

Прогностическаяфункция реализуется путем программированияи прогнозирования влияния на объектысоциальной работы всех социальныхинститутов общества, выработкиопределенной модели социальногоповедения этих объектов.

Предупредительно-профилактическая(или социально-терапевтическая) функцияпозволяет предусмотреть и привести вдействие социально-правовые, юридические,психологические, социально-медицинские,педагогические и другие механизмыпредупреждения и преодоления негативныхявлений, организовать оказаниесоциотерапевтической, социально-бытовой,психолого-педагогической, медицинской,юридической и иной помощи нуждающимся,обеспечить защиту прав семьи, женщин,подростков, детей, молодежи.Предупредительно-профилактическаяфункция, таким образом, направлена нетолько на оказание всевозможной помощии поддержки уже оступившимся, слабозащищенным слоям, но и на предупреждениевсевозможных негативных последствийв положении, поведении, деятельностислоев, групп людей, отдельных личностей.Данная функция ассоциируется с пониманиемсоциальной работы как в узком, так и вшироком смысле слова.

Правозащитнаяфункция в социальной работе предусматриваетиспользование всего комплекса законови правовых норм, направленных на оказаниепомощи и поддержки, защиту населения.Это касается как населения, проживающегов стране, так и той его части, котораяпо тем или иным причинам оказалась заее пределами.

В соответствии ссоциально-педагогической функциейсоциальный работник призван выявлятьинтересы и потребности людей в различныхвидах деятельности (культурно-досуговой,спортивно-оздоровительной, техническогои художественного творчества, туризма)и привлекать к работе с ними различныеучреждения, организации, общественные,творческие и другие союзы, специалистов,тренеров, организаторов культурно-досуговойдеятельности и т. д.

Психологическаяфункция предполагает различные видыконсультирования и коррекции межличностныхотношений, помощь в социальной реабилитациивсем нуждающимся, призвана способствоватьсоциальной адаптации личности.

Приреализации социально-медицинскойфункции социальный работник обязанорганизовать работу по профилактикездоровья, помогать овладевать основамиоказания первой медицинской помощи,культурой питания, санитарно-гигиеническиминормами, организовать работу попланированию семьи, формироватьответственное отношение к репродуктивномуи сексуальному поведению, содействоватьподготовке молодежи к семейной жизни,развивать трудотерапию, способствоватьформированию здорового образа жизни.

Вдеятельности социального работникаважна реализация социально-бытовойфункции, а именно: социальный работникобязан способствовать в оказаниинеобходимой помощи и поддержки различнымкатегориям населения (особенно инвалидам,людям пожилого возраста, молодым семьями др.) в улучшении их жилищных условий,организации нормального быта.

Коммуникативнаяфункция призвана устанавливать контактыс нуждающимися в той или иной помощи иподдержке, организовывать обменинформацией, способствовать включениюразличных институтов общества вдеятельность социальных служб, помогатьвосприятию и пониманию другого человека,больных и здоровых, нуждающихся и ненуждающихся в помощи и поддержке.

Рекламно-пропагандистскаяфункция социальной работы проявляетсяв организации рекламы социальных услуг,в пропаганде идей социальной защитычеловека.

Нравственно-гуманистическаяфункция (как своеобразная концентрацияопределенных свойств, черт всех другихфункций) придает социальной работевысокие гуманистические цели, создаетусловия для достойного функционированиячеловека, групп и слоев в обществе.

Реализацияорганизационной функции состоит в том,чтобы способствовать организациисоциальных служб на предприятиях и вучреждениях, а также по месту жительства,привлекать к их работе общественность,направлять деятельность социальныхслужб на оказание различных видов помощии социальных услуг населению, в первуюочередь слабо защищенным слоям и группам,отдельным личностям.

Социальныйработник может выполнять названныеобязанности и реализовывать указанныефункции только в том случае, если онвладеет большим кругом соответствующихзнаний и умений.

Требования, предъявляемыек знаниям и умениям специалистов областисоциальной работы, изложены вГосударственном образовательномстандарте высшего и профессиональногообразования, утвержденном ГоскомвузомРоссийской Федерации.

Эти требованияпредставлены несколькими группами: 1)общими требованиями к образованностиспециалиста; 2) требованиями к знаниями умениям по циклу общих гуманитарныхи социально-экономических дисциплин;3) требованиями к знаниям и умениям поциклу общих математических иестественно-научных дисциплин; 4)требованиями к знаниям и умениям поциклу общепрофессиональных дисциплиннаправления и 5) требованиями к знаниями умениям по циклу специальных дисциплиннаправления.

Перечислимтребования к специалисту в областисоциальной работы по двум последнимциклам.

СогласноГосударственному стандарту по циклуобщепрофессиональных дисциплиннаправления (социальной работы) специалистдолжен:

• знатьспецифику работы в различной социальнойсреде;

• знатьи уметь использовать передовойотечественный и зарубежный опытсоциально-культурной деятельности;

• уметьобеспечивать посредничество, с однойстороны, между личностью и семьей, а сдругой — между различными общественнымии государственными структурами;

• уметьобеспечивать связи между личностью имикросредой, детьми и взрослыми, семьейи обществом;

• уметьоказывать влияние на отношения междулюдьми и ситуацию в малой группе,стимулировать клиента к выполнениюсоциально-значимой деятельности;

• уметьработать в условиях неформальногообщения, способствуя проявлениюинициативы и активной жизненной позицииклиента;

• знатьосновные психические функции и ихфизиологические механизмы, соотношениеприродных и социальных факторов встановлении психики, понимать значениеволи и эмоций, потребностей и мотивов,а также бессознательных механизмов вповедении человека;

• уметьдать психологическую характеристикуличности (ее темперамента, способностейи т. п.), интерпретацию собственногопсихического состояния, владеть приемамипсиходиагностики и психическойсаморегуляции;

• иметьнаучное представление о социологическомподходе в трактовке личности, факторахее формирования в процессе социализации,основных закономерностях и формахрегуляции социального поведения, осоциальных общностях и социальныхгруппах, видах и исходах социальныхпроцессов;

• знатьтипологию, основные источники возникновенияи развития массовых социальных движений,формы социальных взаимодействий, факторысоциального развития, типы и структурысоциальных организаций и институтов;

• владетьосновами социологического анализа;

• знатьосновы общей педагогики и ее специальныхразделов;

• знатьформы, средства и методы педагогическойдеятельности;

• владетьэлементарными навыками анализаучебно-воспитательных ситуаций,определения и решения педагогическихзадач;

• знатьи уметь использовать формы и методывоспитательной работы и просвещения;

• знатьнациональные особенности быта и семейноговоспитания, народные традиции регионови уметь использовать их в социальнойработе;

• знатьнормы семейного, трудового, жилищногозаконодательства, регулирующие охрануматеринства и детства, правнесовершеннолетних, пенсионеров,инвалидов и обеспечивающие их социальнуюзащиту;

• знатьосновы уголовного и гражданского права;

• знатьпорядок и организацию опеки, попечительства,усыновления, лишения родительских прав,направления в специальныеучебно-воспитательные учреждения;

• знатьорганизацию медико-социальной работы,санитарного просвещения и пропагандыздорового образа жизни;

• уметьвести организационно-управленческую,исследовательско-аналитическую,научно-педагогическую и практическуюдеятельность на различных объектахпрофессиональной деятельности,определенной Государственным стандартом;

• уметьоказывать первую медицинскую помощь.По циклу специальных дисциплин направления(социальной работы) специалист должен:

• владетьметодикой и технологией социальногопрогнозирования и проектирования, уметьиспользовать полученные знания вреальных проектах;

• владетьпроцедурой и методами социальныхинноваций, творчески использоватьинновации в практике социальной работы;

• знатьособенности социальной экологии, методыоценки состояния окружающей среды,владеть экологической культурой;

• знатьи уметь разрешать актуальные проблемыгеронтологии, уметь организоватьмедико-социальное обслуживание людейпожилого и старческого возраста, знатьспецифику социальной работы с этимконтингентом;

• применятьполученные знания в решении современныхпроблем занятости населения, уметьвести социальную работу среди безработных,оказывать им моральную и материальнуюподдержку, помощь в трудоустройстве;

• уметьиспользовать углубленные знанияспециальных разделов психологии ипедагогики социальной работы;

• знатьи уметь применять методы социальнойстатистики, использовать статистическиеизмерения в социальной работе;

• уметьвести социальную работу с учетомсовременной этнографической идемографической ситуации;

• знатьконкретный опыт деятельноститерриториальных органов и центровсоциальной защиты населения и уметьиспользовать его в практическойдеятельности;

• владетьметодикой исследовательской работыпри анализе конкретных явлений ипроцессов в социальной сфере, уметьиспользовать и внедрять полученныерезультаты исследований;

• знатьи использовать в практической деятельностиособенности специализированнойподготовки: организации помощи населению,социальной работы в трудовых коллективах,медико-социальной помощи населению,социальной работы с молодежью, семьямии детьми, социальной реабилитации итрудотерапии, геронтологии и работы спожилыми людьми и инвалидами, организациипенсионного обеспечения населения,экономики и менеджмента в социальнойсфере.

Общиетребования к знаниям и умениям специалистав области социальной работы конкретизируютсяс учетом избранной специализации иопределяются учебным планом вуза.

Например, в МГУС выпускники факультетасоциальной работы обучаются по тремспециализациям: 1) социальный менеджментв социальной работе (организаторысоциальной работы); 2) социальная работас группами населения; 3) социально-медицинскиеуслуги населению.

Источник: https://studfile.net/preview/2277090/page:28/

Uchebnik-free
Добавить комментарий