27. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Универсальный эволюционизм – основа современной научной картины мира

27. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира.

Современные тенденции синтеза научных знаний выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Принцип эволюции был разработан в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времен Ч. Дарвина, но он не был доминирующим в естествознании вплоть до наших дней.

Здесь велико влияние физики, которая транслировала свои идеалы и нормы в другие отрасли знания. Но физика на протяжении большей части своей истории в явном виде принцип развития не включала в число своих фундаментальных принципов.

Представления же биологии относились к области живой природы, которая традиционно не полагалась фундаментом мироздания.

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального (универсального) эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин, и вместе с тем включает в свой состав ряд философско-мировоззренческих установок. Она относится к тому слою знания, который принято обозначать понятием «научная картина мира».

Универсальный (глобальный) эволюционизм характеризуется часто как принцип, обеспечивающий экстраполяцию эволюционных идей, получивших обоснование в биологии, на все сферы действительности и рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса.

Возникновение в 40 — 50-х гг. XX столетия общей теории систем и становление системного подхода внесли принципиально новое содержание в концепции эволюционизма.

Все, что происходит в мире, действие всех природных и социальных законов можно представить как постоянный отбор некоторый состояний из поля возможностей. В этом смысле все динамические системы обладают способностью «выбирать», хотя конкретные результаты «выбора», как правило, не могут быть предсказаны заранее. Можно выделить два типа механизмов, регулирующих такой выбор.

С одной сторон, адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств, а с другой — так называемые бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы. Но кроме этих механизмов для объяснения самоорганизации необходимо выделить еще одну важную характеристику направленности самоорганизующихся процессов, которую Н.Н.

Моисеев обозначает как принцип экономии энтропии, дающей преимущество сложным системам перед простыми.

Этот принцип звучит так: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволяет утилизировать внешнюю энергию в наибольших масштабах, наиболее эффективно.

Термин «самоорганизация» в современных исследованиях применяется в двух смыслах. Во-первых, он обозначает процессы саморегуляции в сложных системах. Во-вторых, он используется при описании саморазвивающихся систем.

Главные характеристики глобального эволюционизма связаны прежде всего со вторым значением понятия саморегуляции — пониманием и описанием саморазвивающихся систем.

Универсальный эволюционизм как раз и представляет собой соединение идеи эволюции с идеями современных версий системного подхода.

В обоснование универсального эволюционизма внесли свою лепту многие естественно-научные дисциплины.

Но определяющее значение в его утверждении как принципа построения современной общенаучной картины мира сыграли три важнейших концептуальных направления в науке XX в.

, во-первых, теория нестационарной Вселенной; во-вторых, синергетика; в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

Рассмотрим первое из них. Речь идет о разработке теории расширяющейся Вселенной.

Эта теория вводила следующие представления о космической эволюции: примерно 15 — 20 млрд лет назад из точки сингулярности в результате Большого взрыва началось расширение Вселенной, которая вначале была горячей и очень плотной, но по мере расширения охлаждалась, а вещество во Вселенной по мере остывания конденсировалось в вещество.

Модель расширяющейся Вселенной вела к трем важным предсказаниям, которые впоследствии оказалось возможным проверить путем эмпирических наблюдений.

Речь идет, во-первых, о том, что по мере расширения Вселенной галактики удаляются друг от друга со скоростью, пропорциональной расстоянию между ними; во-вторых, эта модель предсказывала существование микроволнового фонового излучения, пронизывающего всю Вселенную и являющуюся реликтовым остатком его горячего состояния в начале расширения; в-третьих, данная модель предсказывала образование легких химических элементов из протонов и нейтронов в первую минуту после начала расширения.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформировала наши представления о мире. Она требовала включить в научную картину мира идею космической эволюции.

Тем самым создавалась реальная возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики различных уровней его организации, и в конечном счете построить на этих основаниях целостную картину мира.

Теория расширяющейся Вселенной, достаточно хорошо описывая события, которые имели место через секунду после начала расширения, испытывала значительные трудности при попытках охарактеризовать наиболее загадочные этапы этой эволюции от первовзрыва до мировой секунды после него. Ответы на эти вопросы во многом были даны в рамках теории раздувающейся Вселенной. Ключевым элементом раздувающейся Вселенной была так называемая «инфляционная фаза» — стадия ускоренного расширения.

Скажем пару слов и о синергетике. Специфика синергетики заключается в том, что основное внимание она уделяет когерентному, согласованному состоянию процессов самоорганизации в сложных системах различной природы. Она изучает любые самоорганизующиеся системы, состоящие из многих подсистем.

Для того чтобы система могла рассматриваться как самоорганизующаяся, она должна удовлетворять по меньшей мере четырем условиям: 1) должна быть термодинамически открытой; 2) динамические уравнения должны быть нелинейными; 3) отклонение от равновесия должно превышать критические значения; 4) процессы должны происходить.

Довольно длительное время самоорганизация соотносилась только с живыми системами, что же касается объектов неживой природы, то считалось, что если они и эволюционируют, то лишь в сторону хаоса и беспорядка, что обосновывалось вторым началом термодинамики.

Однако здесь возникала кардинальная проблема — как из подобного рода систем могли возникнуть объекты живой природы, способные к самоорганизации. Вставал важный в методологическом отношении вопрос о взаимоотношении неживой и живой материи.

Чтобы ответить на него, требовалось изменить парадигмальные принципы науки, в частности устранить разрывы между эволюционной парадигмой биологии и традиционным абстрагированием от эволюционных идей при построении физической картины мира.

Постепенное размывание классической парадигмы началось уже в физике XIX в. Первым важным шагом была формулировка второго начала термодинамики, поставившая под вопрос вневременной характер физической картины мира.

Подавляющее большинство природных объектов являются открытыми системами, обменивающимися энергией, веществом и информацией с окружающим миром, а определяющую роль в радикально изменившемся мире приобретают неустойчивые, неравновесные состояния.

С необходимостью учитывать эти особенности все чаще сталкивались фундаментальные науки о неживой природе — физика, химия, космология. Но для описания таких особенностей оказалась непригодной старая теория.

Традиционная парадигма не справлялась с нарастающим количеством аномалий и противоречий, оставляя необъяснимыми многие открываемые явления.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира.

Задавая стратегию исследования саморазвивающихся объектов в рамках конкретных научных дисциплин и обеспечивая стратегию междисциплинарных исследований, удельный вес которых возрастает в современной науке, общенаучная картина мира берет на себя многие функции, которые ранее выполняли специальные научные картины мира. Последние же утрачивают свою прежнюю автономию, трансформируются под влиянием системно-эволюционных идей и включаются в качестве фрагмента в общенаучную картину мира, не претендуя уже на особый самостоятельный статус.

На этой стороне развития современных научных знаний следует остановиться особо. Здесь мы сталкиваемся с принципиально новыми (по сравнению с предшествующими состояниями науки) тенденциями исторического развития научной картины мира.

То, что было идеалом на этапе возникновения дисциплинарно организованной науки, становится реальностью в современных условиях. На месте слабо состыкующейся мозаики картин исследуемой реальности возникает единая научная картина мира, вбирающая в себя содержание различных дисциплинарных онтологий.

Но для этого понадобилось предшествующее развитие картин исследуемой реальности различных наук, включение в их состав новых представлений о фундаментальных объектах и структурах, о взаимодействиях и пространстве-времени, которые соответствовали идеям системного подхода и идеям эволюционизма.

И когда эти идеи нашли опору в теориях и эмпирических фактах ведущих областей научного знания — в физике, космологии, химии, геологии, биологии, технических и социальных науках, — тогда в них начало формироваться видение объектов как сложных исторически развивающихся систем.

Это видение постепенно трансформирует специальные научные картины мира, усиливая обмен парадигмальными принципами между ними. В результате они стали естественно объединяться в целостную систему представлений о Вселенной, которая по мере развития порождает все новые уровни организации.

Каждая из наук определяла место своего предмета в этой общей картине, связывая его либо с некоторыми уровнями организации мира, либо с общими признаками, определяющими взаимоотношения и генетические переходы от одного уровня к другому.

В итоге относительно изолированные специальные картины мира начинают интегрироваться в рамках общенаучной картины мира.

Источник: https://students-library.com/library/read/18489-universalnyj-evolucionizm-osnova-sovremennoj-naucnoj-kartiny-mira

Идея глобального эволюционизма как основа современной научной картины мира

27. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

Становление эволюционных идей в науке имеет длительную историю. Уже в 19 веке эти идеи применялись в некоторых областях знания, но воспринимались скорее как исключение по отношению к миру в целом. Принцип эволюции получил наиболее полную разработку в рамках биологии и стал ее фундаментальным принципом со времен Дарвина.

Однако вплоть до наших дней он не был доминирующим в естествознании. Длительное время лидирующей научной дисциплиной выступала физика, но она на протяжении большей части свой истории не включала в явном виде в число своих фундаментальных принципов принцип развития.

Парадигмальная несовместимость классической физики и биологии обнаружилась в 19 столетии как противоречие между положениями эволюционной теории Дарвина и второго начала термодинамики.

Согласно эволюционной теории, в мире происходит непрерывное появление все более сложно организованных живых систем, упорядоченных форм и состояний живого. Согласно второму началу термодинамики, эволюция живых систем приводила к ситуации, когда изолированная система целеустремленно и необратимо смещалась в сторону равновесия.

Если биологическая теория говорила о созидании в процессе эволюции все более сложных и упорядоченных живых систем, то термодинамика о разрушении, о непрерывном росте энтропии. Эти противоречия требовали своего разрешения – эволюционное рассмотрение Вселенной в целом, проникновение идеи эволюции в физику.

Такая ситуация сложилась в науке только в последней трети 20 столетия. Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции глобального эволюционизма.

Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов, протекающих в неживой природе, живом веществе, обществе.

Концепция универсального эволюционизма базируется на определенной совокупности знаний, полученных в рамках конкретных научных дисциплин. Возникновение в 40-50-х годах нашего столетия теории систем и становление системного подхода внесло принципиально новое содержание в концепцию эволюционизма.

Системное рассмотрение объекта предполагает прежде всего выявление целостности исследуемой системы, ее взаимосвязи с окружающей средой. Системный подход, развиваемый в биологии, рассматривает объекты как открытые самоорганизующиеся системы. С точки зрения Н.

Моисеева все, что происходит в мире, действие всех природных и социальных законов можно представить как постоянный отбор, когда из мыслимого выбирается возможное. В этом смысле все динамические системы обладают способностью выбирать, хотя конкретные результаты выбора не могут быть предсказаны заранее.

Моисеев указывает, что можно выделить два типа механизмов, регулирующих такой «выбор». С одной стороны, адаптационные, под действием которых система не приобретает принципиально новых свойств, а с другой, так называемые, бифуркационные, связанные с радикальной перестройкой системы.

Кроме этих механизмов для объяснения самоорганизации Н. Моисеев вводит понятие принципа экономии энтропии, дающий преимущество сложным системам перед простыми.

Этот принцип звучит так: если в данных условиях возможны несколько типов организации материи, не противоречащих законам сохранения и другим принципам, то реализуется и сохранит наибольшие шансы на стабильность и последующее развитие именно тот, который позволяет утилизировать внешнюю энергию в наибольших масштабах, наиболее эффективно. Универсальный эволюционизм представляет собой соединение эволюции с идеями системного подхода. В этом отношении универсальный эволюционизм не только распространяет развитие на все сферы бытия (устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социальной материей), но связывает такое описание с идеями и методами системного анализа.

В обоснование универсального эволюционизма внесли свой вклад многие естественнонаучные дисциплины.

Но определяющее значение в его утверждении сыграли три важнейших концептуальных направления в науке 20 века: во-первых, теория нестационарной Вселенной, во-вторых, синергетика, в-третьих, теория биологической эволюции и развитая на ее основе концепция биосферы и ноосферы.

В начале 20 века произошли научные революции, среди которых существенное место заняла революция в астрономии. Она сыграла важную роль в утверждении идеи эволюции в неорганической природе и вызывала радикальную перестройку представлений о Вселенной. Речь идет о разработке теории расширяющейся Вселенной.

Модель расширяющейся Вселенной существенно трансформировала представления о мире. Она требовала включить в научную картину мира идею космической эволюции.

Тем самым создавалась реальная возможность описать в терминах эволюции неорганический мир, обнаруживая общие эволюционные характеристики различных уровней его организации и построить на этих основаниях целостную картину мира.

В середине нашего столетия теория расширяющейся Вселенной была дополнена теорией раздувающейся Вселенной, пульсирующей Вселенной. Эта теория возникала на стыке космологии и физики элементарных частиц. Идеи эволюции нашли свое отражение также и в химии.

В соответствии с концепцией Большого взрыва во Вселенной последовательно появлялись различные химические элементы. Уже сформулированы первые теории химической эволюции как саморазвития каталитических систем.

Современный эволюционизм в биологии предстает как многоплановое учение, ведущее поиск закономерностей и механизмов эволюции сразу на многих уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, организменном и т.д.

Наибольшие успехи достигнуты на молекулярно-генетическом уровне: расшифрован генетический механизм передачи наследуемой информации, выяснены роль и структура ДНК и РНК, найдены методы определения последовательности нуклеотидов и т. д. Идея эволюции нашла отражение и в геологии.

Представление о всеобщем характере эволюции является ее главной отличительной чертой.



Источник: https://infopedia.su/14xccc9.html

Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира

27. Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Воронежский Государственный Технический Университет»

Кафедра «Управление персоналом»

Курсовая работа

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ»

на тему: «Универсальный эволюционизм как основа современной научной картины мира»

Выполнил:студент группы УП-051 Филатова Л.Н.Проверил:к.ф-м.н., ст.преподаватель

Нагибина Н.А.

Воронеж 2007

.

Введение………………………………………………………………..31. Картина мира в системе теоретического и эмпирического знания

1.1 Понятие научной картины мира.…………………………………

1.2 Функции научной картины мира…………………………………

1.3 Принципиальные особенности современной научной картины

мира……………………………………………………………………4

4

8

102. Принципы универсального эволюционизма……………………….

2.1 Системный подход. …………………………………………………

2.2 Эволюционный подход……………………………………………

2.3 Термодинамический подход………………………….……………12

12

14

163. Обоснование универсального эволюционизма……………………

3.1 Теория нестационарной Вселенной……………………………….

3.2 Синергетика…………………………………………………….

3.3 Теория биологической эволюции. Концепция биосферы и ноосферы…18

18

20

22Заключение……………………………………………………………..26Список использованной литературы………………………………27Введение.

Переход науки к постнеклассической стадии развития создал новые предпосылки формирования единой научной картины мира. Длительное время идея этого единства существовала как идеал.

Но в последней трети XX века возникли реальные возможности объединения представлений о трех основных сферах бытия — неживой природе, органическом мире и социальной жизни — в целостную научную картину на основе базисных принципов, имеющих общенаучный статус.

Формирование таких принципов было связано с переосмыслением оснований многих научных дисциплин. Одновременно они выступают как один из аспектов великой культурной трансформации, происходящей в нашу эпоху.

Если кратко охарактеризовать современные тенденции синтеза научных знаний, то они выражаются в стремлении построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.

Универсальный эволюционизм позволяет рассмотреть в диалектической взаимосвязи не только живую и социальную материю, но и включить неорганическую материю в целостный контекст развивающегося мира.

Он создает основу для рассмотрения человека как объекта космической эволюции, закономерного и естественного этапа в развитии нашей Вселенной, ответственного за состояние мира, в который он сам погружен.

Принципы универсального эволюционизма становятся доминантой синтеза знаний в современной науке. Это та стержневая идея, которая пронизывает все существующие специальные научные картины мира и является основой построения целостной общенаучной картины мира, центральное место в которой начинает занимать человек.

Целью данной работы является рассмотрение сообразия универсального эволюционизма, что включает в себя самой концепции универсального эволюционизма, основных векторов эволюции и гипотезы техно-гуманитарного баланса, основных этапов развития Земли.

Глава 1.Картина мира в системе теоретического и эмпирического знания.

1.1 Понятие научной картины мира.

Логико-гносеологический анализ показывает, что понятие «научная картина мира» и его составляющие носят конкретно-исторический характер и меняются на протяжении развития человеческой цивилизации и самой науки. Все три термина «научная», «картина», «мир» являются весьма многозначными, неся значительную философски-мировоззренческую нагрузку.

В настоящее время термином «мир» обозначают различные фрагменты объективной реальности: 1) масштабные земные процессы; 2) метагалактику и космические образования (космические миры); 3) саму Вселенную; 4) совокупность разнокачественных вселенных; 5) весь Универсум (Мультимир) как единую систему, включающую в себя и многообразие вселенных (мегамир), и микроэволюционные процессы и явления (например, вакуумноподобное состояние), и макромир с его подсистемами, куда входит земная материя. Применительно к общенаучной научной картине мира целесообразно использовать именно последнюю интерпретацию.

Что касается понятия «картина», то высказывается мнение о его метафоричности. На самом деле можно констатировать обратное: происходит наполнение данного термина действительным, полностью ему соответствующим содержанием. Этому во многом способствует компьютерная виртуальная реальность.

Фрагменты, системы, явления объективной реальности космоса, микромира, генетической структуры, человека и отдельных его подсистем, не только получают визуальное отображение, но данные образы превращаются в многоцветные, объемные, подвижные, изменяющиеся в пространстве и во времени [2].

Термин «научная», во-первых, указывает источник происхождения знаний о мире, а именно науку, а во-вторых, подчеркивает истинность (научность) этих знаний. Но в научной картине мира всегда будут присутствовать гипотезы, догадки, интуитивные предположения.

В них концентрируется все то, что еще не объяснено и не имеет определенной теоретической формы.

Новые умозрительные построения и гипотезы, постепенно обретая четкую форму и содержание, приводят не только к расширению и углублению (детализации) картины мира, но на конкретном историческом этапе к структурной перестройке, являясь залогом ее совершенствования [2].

Картина мира, как и любой познавательный образ, упрощает и схематизирует действительность.

Мир как бесконечно сложная, развивающаяся действительность всегда значительно богаче, нежели представления о нем, сложившиеся на определенном этапе общественно-исторической практики.

Вместе с тем, за счет упрощений и схематизаций картина мира выделяет из бесконечного многообразия реального мира именно те его сущностные связи, познание которых и составляет основную цель науки на том или ином этапе ее исторического развития.

При описании картины мира эти связи фиксируются в виде системы научных принципов, на которые опирается исследование и которые позволяют ему активно конструировать конкретные теоретические модели, объяснять и предсказывать эмпирические факты. В свою очередь, поле приложения этих моделей к практике содержит потенциально возможные спектры технико-технологических феноменов, которые способны порождать человеческая деятельность, опирающаяся на теоретическое знание [9].

Необходимо учитывать, что благодаря человеческой деятельности реализуются возможные и не противоречащие законам природы, но в то же время маловероятные для нее, линии развития.

Подавляющее большинство объектов и процессов, порожденных человеческой деятельностью, принадлежит к области искусственного, не возникающего в самой природе без человека и его активности.

А поскольку наука создает предпосылки для появления в технико-технологических приложениях широкого спектра такого рода «искусственных» объектов и процессов, постольку можно полагать научную картину мира в качестве предельно абстрактной «матрицы» их порождения.

И в этом смысле можно сказать, что научная картина мира, будучи упрощением, схематизацией действительности, вместе с тем включает и более богатое содержание по сравнению с актуально существующим миром природных процессов, поскольку она открывает возможности для актуализации маловероятных для самой природы (хотя и не противоречащих ее законам) направлений эволюции.

В современной философской и специально-научной литературе термин «научная картина мира» применяется, например, для обозначения мировоззренческих структур, лежащих в фундаменте культуры определенной исторической эпохи. В этом значении используются также термины «образ мира», «модель мира», «видение мира», характеризующие целостность мировоззрения.

Структура картины мира при таком подходе задается через систему так называемых категорий культуры (универсалий культуры). Расширительное толкование термина «картина мира» дало основание ряду исследователей отождествить понятие мировоззрения и картины мира. Так, например, А.Н.

Чанышев отмечал, что «под мировоззрением мы понимаем общую картину мира, т.е.

более или менее сложную и систематизированную совокупность образов, представлений и понятий, в которой и через которую осознают мир в его целостности и единстве и (что самое главное) положение в этом мироздании такой его важнейшей (для нас) части как человечество».

Четкого разграничения понятий «картина мира» и «научная картина мира» пока не проведено. В философско-методологической литературе термин «картина мира» применяется не только для обозначения мировоззрения, но и в более узком смысле — тогда, когда речь заходит о научных онтологиях, т.е. тех представлениях о мире, которые являются особым типом научного теоретического знания.

В этом значении научная картина мира выступает как специфическая форма систематизации научного знания, задающая видение предметного мира науки соответственно определенному этапу ее функционирования и развития [9].

Источник: https://www.studsell.com/view/185226/

Uchebnik-free
Добавить комментарий