27. Технологии формирования коллектива.

Классный руководитель в средней школе. Современные технологии формирования и развития ученического коллектива (144ч)

27. Технологии формирования коллектива.

Общие вопросы об Институте

У вашей организации есть разрешение на ведение образовательной деятельности?

Да, АНО ДПО «Уральский институт повышения квалификации и профпереподготовки» действует на основании государственной лицензии. Разрешение на ведение образовательной деятельности действует бессрочно с 2015 года.

Проверить наличие разрешительной документации можно на сайте Рособрнадзора. Электронные копии разрешений есть в разделе «Сводный реестр лицензий». Перейдите на сайт госструктуры, введите ИНН 5904988880 в соответствующем поле и нажмите кнопку «Поиск».

В лицензии будет указана следующая информация:

  • ОГРН;
  • КПП;
  • текущий статус;
  • местонахождение образовательного учреждения;
  • номер и дата приказа о выдаче лицензии;
  • регистрационный номер документа;
  • полное и сокращённое название Института.

Посетитель сайта может скачать цифровую копию лицензии на свой компьютер.

На вашем сайте есть копии лицензии и документов?

Электронные копии можно найти на странице «Лицензия и документы». В открытом доступе находится лицензия, свидетельство о постановке на налоговый учёт и документ, подтверждающий государственную регистрацию. 

Как мне узнать мнение Слушателей о ваших курсах?

На сайте АНО ДПО «УРИПКИП» есть страница «Наши выпускники». В разделе «Отзывы» вы можете найти мнения Слушателей курсов об обучении. Кроме того, вы можете изучить благодарственные письма от юридических лиц. После окончания обучения вы тоже сможете оставить свой отзыв о курсах. Для этого нужно использовать форму обратной связи, размещённую на сайте.

Вопросы по образовательным программам

Когда предпочтительнее курсы повышения квалификации?

Они вам подходят, если вы планируете расширить теоретические знания и освоить новые практические навыки и умения. После окончания курса вы получите удостоверение, подтверждающее факт повышения квалификации.

Сколько длятся курсы? Соответствует ли их продолжительность нормативам, прописанным в законе «Об образовании»?

Да, все курсы соответствуют требованиям российских законов. Повышение квалификации имеет продолжительность минимум 16 ч. Минимальная длительность программ профпереподготовки составляет 250 ч.

Оплата, скидки и рассрочка

Можно ли оплачивать дистанционное* обучение в рассрочку?

Да, такой вариант возможен для Слушателей программ переподготовки и профессионального обучения. Вы можете вносить денежные средства частями согласно индивидуальному графику платежей без переплат и участия банка. Подробную информацию о рассрочке можно узнать у специалистов приёмной комиссии.

Я хочу оформить налоговый вычет. Что нужно сделать для возврата денежных средств?

Порядок возврата денег определяется Налоговым кодексом РФ. Вам нужно подать налоговую декларацию и написать заявление в ФНС. Сумма возврата составляет 13 % от стоимости образовательных услуг.

Проверка предоставленной документации занимает порядка 3 месяцев. Сотрудники АНО ДПО «УрИПКиП» проконсультируют и помогут оформить документы на получение вычета.

Обратите внимание, что выплата доступна только плательщикам налога на доходы физических лиц.

Требования для поступления

Что потребуется для зачисления на учебные курсы?

Гражданин Российской Федерации в обязательном порядке предоставляет заявление, паспорт и документ о высшем или среднем профессиональном образовании.

Студенты, обучающиеся в колледжах и высших учебных заведениях, должны представить справку из образовательного учреждения.

Уточнить перечень документов для зачисления иностранных граждан, получить консультацию по вопросам легализации документов, можно, обратившись к сотруднику приёмной комиссии.

Когда начнутся занятия по выбранной мной программе?

Дату старта вы можете уточнить у работника приёмной комиссии.

Если я ещё учусь в колледже/вузе, могу ли я стать Слушателем учебных курсов АНО ДПО «УрИПКиП»?

Нормы, прописанные в федеральном законодательстве и письме Минобрнауки № 06-735, допускают такой вариант обучения. Однако ваш документ о квалификации Институт имеет право выдать только после предоставления диплома о среднем или высшем профессиональном образовании в вузе/колледже.

Можно ли освоить специальность, которая никак не связана с полученным ранее дипломом?

Да, большая часть учебных программ не предъявляет требований к специальным знаниям, полученным в рамках высшего или среднего профессионального образования. Но доступ к некоторым курсам ограничен для лиц, не имеющих диплома по определённой специальности. Дополнительную информацию об этом можно узнать в приёмной комиссии.

Может ли выпускник средней школы, окончивший 9 или 11 классов, поступить в АНО ДПО «УрИПКиП»?

Лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, могут учиться по программам профессионального обучения. На момент подачи заявления Слушателю должно исполниться 18 лет.

Могу ли я одновременно поступить в университет и АНО ДПО «УрИПКиП»?

Да, если вы успешно поступили в вуз или колледж, вы можете на основе справки из образовательного учреждения учиться по программам дополнительного профессионального образования. Но документ о квалификации будет выдан вам только после получения диплома о высшем или среднем профессиональном образовании.

Организация образовательного процесса

Какие технические и программные средства требуются для обучения?

Вам понадобится ноутбук или компьютер со стандартным набором офисных программ. Скорость интернет-соединения должна обеспечивать стабильную передачу потокового видео. Управление образовательным процессом осуществляется через электронный личный кабинет на сайте.

Можно ли продлить обучение?

Этот вопрос решается в индивидуальном порядке. Обратитесь к специалисту по организации учебного процесса или куратору (администратору) по телефону или письменно через форму на странице «Контакты».

Как прервать дистанционное* обучение?

Для прекращения обучения нужно расторгнуть договор с нашей образовательной организацией. Подпишите заявление и отправьте его сотруднику Института. Если обучение Слушателя уже началось – может быть выдана справка об обучении.

Как восстановиться после отчисления из учебного заведения?

Если вы решили повторно освоить учебный курс, нужно обратиться к сотрудникам отдела по организации учебного процесса или в приёмную комиссию.

Какие документы выпускники получают после обучения на курсах?

  • Если вы учились по программе профессиональной переподготовки, то получите диплом.
  • Повышали квалификацию в АНО ДПО «УрИПКиП» – вам будет выдано удостоверение.
  • Осваивали новую профессию по программе профессионального обучения – вашим документом станет свидетельство о должности служащего или профессии рабочего.
  • После программы по пожарно-техническому минимуму выдаётся удостоверение о прохождении пожарно-технического минимума в объёме, соответствующем должностным обязанностям.
  • Слушатели курсов по охране труда получают удостоверения о проверке знаний требований охраны труда.

Вы проставляете в документах отметки о том, что освоение учебного материала проводилось в дистанционном* формате?

Форма обучения (заочная с применением дистанционных образовательных технологий) будет указана только в вашем в договоре с АНО ДПО «УрИПКиП», а также в справке об обучении. Актуальное законодательство РФ не обязывает уточнять форму обучения в дипломе, поэтому она не указывается.

Как скоро я получу свой документ о квалификации?

Нормативный срок изготовления составляет 10 рабочих дней.

Для защиты итоговой работы требуется моё личное присутствие?

Нет, итоговую работу вы выполните дистанционно*. Когда будет готов документ о квалификации, вы сможете забрать его в Институте лично или получить по почте.

Оформление выдаваемых документов соответствует требованиям закона?

Да, дипломы и удостоверения оформляются согласно ФЗ-273. Документы печатают на специальной бумаге, которая затрудняет изготовление подделок, заверяют печатями и подписями.

В дипломе указываются данные:

  • название образовательного учреждения;/li>
  • номер документа;/li>
  • время и место выдачи;/li>
  • сроки прохождения учебного курса;/li>
  • название квалификации;/li>
  • личные данные выпускника.

Заполненные образцы есть в описании учебных курсов и на странице «Лицензия. Документы» на официальном сайте АНО ДПО «УрИПКиП».

Можно ли предъявлять ваши дипломы и удостоверения потенциальному работодателю?

Да, документы о переподготовке, повышении квалификации и профессиональном обучении дают право на ведение профессиональной деятельности. Удостоверения, получаемые после прохождения программ по охране труда и пожарно-техническому минимуму также учитываются работодателями.

*Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий

Источник: https://urgaps.ru/seminar/1203

Технология развития коллектива: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление

27. Технологии формирования коллектива.

Формирование коллектива предполагает соответствие педагогических усилий и своеобразие путей, к которым относятся: перспектива, традиции, стиль и тон, воспитание актива, самоуправление, формирование здорового общественного мнения.

Перспектива – это взгляды членов коллектива, их виды на ожидаемое или возможное будущее. Идея проектирования перед коллективом ближних, средних и дальних «перспективных линий» принадлежит А.С. Макаренко.

В своей педагогической деятельности он широко использовал ее, считая, что если перед коллективом возникает перспективная линия, способная увлечь всех, облегчается задача педагога по выбору способов и форм его организации.

Традиции – это сложившиеся на основе длительного опыта совместной деятельности членов группы и прочно укоренившиеся в их жизни нормы, правила и стереотипы поведения и действий, повседневного общения между людьми, соблюдение которых стало потребностью каждого члена малой группы. Традиции многообразны. Выделяются следующие виды традиций:

▪ по содержанию (трудовые, учебные, боевые, бытовые, спортивные);

▪ по принадлежности к различным группам (общенародные, национальные, классовые, территориальные, возрастные, внутригрупповые, профессиональные, смешанные);

▪ по сферам проявления (политические, моральные, художественные, правовые, религиозные).

В устоях, обычаях различных групп людей много общего. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Действенность и живучесть традиций определяется степенью эмоциональной притягательности и внутреннего принятия их группой в целом и каждым ее членом в отдельности.

А это, в свою очередь, зависит от того, насколько данная традиция способствует удовлетворению тех или иных субъективных потребностей людей, в какой степени их интересы связаны с действием той или иной традиции, насколько представления о ней ассоциируются с привычными и значимыми для них общественными и групповыми представлениями и ценностями.

Установление традиций относится к одному из важных педагогических условий, способствующих развитию и сплочению коллектива. По мнению А.С. Макаренко, ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Традиции разнообразят и украшают коллективную жизнь. Они воспитывают патриотизм, чувство долга и достоинства, содействуют стабильности коллектива, уверенности его членов в своих силах.

Стиль и тон коллектива являются отображением объективных черт его жизни и деятельности. Стиль – это совокупность способов и приемов коллективного общения, а тон – его тембр и эмоциональная окраска. А.С.

Макаренко выделял разные стили детского коллектива: просто возбужденный, наглый, крикливый, страдающий, пониженный, пессимистический, мажорный. Стиль создается медленно потому, что немыслим без поколения традиций.

Здоровый стиль коллектива характеризуется деловым тоном, бодрым настроением, творческой инициативой, сознательной дисциплиной и постоянной готовностью к практическим действиям.

Воспитание актива – непременное педагогическое условие успешности в управлении развитием коллектива. Актив – это опорное ядро в работе каждого педагога по формированию коллектива. Воспитать надежный актив, не ошибиться в его выборе – трудная педагогическая задача.

Надо уметь заметить инициативных и деятельных ребят, у которых в большей степени развиты организаторские навыки и склонности к руководству. При этом следует учитывать их неформальный авторитет.

В интересах практической целесообразности считается предпочтительным, если выбор состава актива будет осуществлен членами коллектива. Вначале состав актива может быть немногочисленным.

Педагог советуется с активом, прибегает к его помощи, представляет активистам возможность принимать самостоятельное решение. Каждому члену актива поручается определенный участок работы. За постоянные и временные поручения активисты отчитываются.

Таким образом, закладываются основы самоуправления, которое устанавливают отношения сотрудничества, а не начальствование одних членов коллектива над другими. Укрепление актива, его расширение – постоянная забота педагога. Он стремится к включению всех членов коллектива к участию в общественно полезной деятельности.

Самоуправление– это широкое участие членов в управлении и жизни коллектива. Оно является одним из основных принципов реализации воспитательной функции коллектива.

Самоуправление коллектива формирует моральный облик его членов, является школой демократического воспитания.

Практика показывает, что целенаправленное и умелое педагогическое воспитание способствует более продуктивному решению усложняющихся педагогических задач.

Примерный план работы с активом можно представить следующим образом: определение сектора, группы, в которых будет находиться (отвечать за него) учащийся; инструктирование, разъяснение активистам их функций; составление плана работы секторов и его обсуждение в коллективе; оказание помощи в процессе их деятельности; заслушивание творческих отчетов перед классом.

Формы работы с активом могут быть разнообразными: индивидуальные беседы, обмен опытом работы, творческий показ, демонстрация умений (конкурсы мастерства) и т.п.

Под формированием здорового общественного мнения понимается та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Определить зрелость общественного мнения учащихся возможно благодаря специальным методикам, выявляющим:

● диапазон общественного мнения (широта интересов данного коллектива, круг проблем, по которым высказывается коллектив);

● уровень оценочных суждений, сложившихся в данном коллективе. Речь идет о тех идеях, принципах, идеалах, ценностях, которые являются основой оценки определенных фактов, явлений, качеств личности и т.д.;

● степень единства общественного мнения как условие эффективного решения поставленных задач;

● спектр принципиальности общественного мнения, который отражает способность ученического коллектива к критической оценке поведения одноклассников, их отношение к недостаткам и антиобщественным явлениям;

● объективность общественного мнения (способность коллектива правильно оценивать действия личности, не поддаваясь эмоциям, личным симпатиям и антипатиям).

К методам формирования общественного мнения относят:

— методы обогащения содержания общественного мнения (раскрытие сущности интересующих учеников явлений международной, общественной, культурной жизни);

— педагогический анализ волнующих учеников фактов и явлений из жизни данного ученического коллектива;

— систематическое разъяснение положений нормативных документов, регулирующих жизнь школьников.

Методы воспитания культуры функционирования общественного мнения:

— развитие критики и самокритики;

— регулирование и анализ дискуссионных ситуаций;

— личный пример поведения учителя в сфере функционирования мнений.

Комбинированные методы:

— коллективный анализ и оценка учебной, трудовой и общественной деятельности;

— коллективный анализ и оценка взаимоотношений в коллективе;

— коллективный анализ и оценка личностных качеств отдельных учеников.

Таким образом, при наличии инициативности и здоровых отношений между учащимися всякое воздействие на коллектив оказывает влияние на отдельных его членов и наоборот, т.е. коллектив выступает как субъект воспитания.

Источник: https://cyberpedia.su/7x3336.html

Формирование коллектива

27. Технологии формирования коллектива.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

11

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Факультет заочного и послевузовского обучения

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА

по дисциплине: «Организация труда персонала«

на тему «Формирование коллектива«

fПлан

  • а/ Коллектив как социальная группа
    • б/ Классификация и характеристика социальных групп
    • в/ Формальные и неформальные группы
    • г/ Критерии работоспособности групп
    • д/ Построение эффективной команды
    • Литература

5) Пугачев В.П. Руководство персоналом: Учебник. -М.: Аспект Пресс, 2008 г

  • Организационные условия построения эффективной команды, процесс взаимодействия индивидов. Сущность понятий «группа», «коллектив»; этапы развития трудового сообщества; неформальные отношения и объединения как фактор сплоченности и сотрудничества команды.курсовая работа [98,6 K], добавлен 12.10.2012

Источник: https://knowledge.allbest.ru/management/2c0a65625a3bc68a5c43a89521306c27_0.html

методы формирования детского коллектива

27. Технологии формирования коллектива.

Формирование детского коллектива — длительный и сложный процесс. Вначале это небольшие по численности объединения детей (по 3-6 человек), возникающие в связи с общей деятельностью, чаще всего игрой; эти объединения очень неустойчивы по составу, недлительны по времени, легко распадаются.    

Организатором первых объединений детей младшего дошкольного возраста является воспитатель; например, по его предложению небольшая группа играет с общей игрушкой (один нагружает автомобиль, другой возит его, а третий разгружает; 4-5 девочек вместе играют с куклами в «семью», а педагог помогает им распределить роли и т. д.).

На первых шагах создания детских объединений воспитатель часто становится их центром: читает небольшой группе детей сказки, поет песенку, показывает забавную игрушку. Так у детей появляются общая цель, совместная деятельность, направленная на ее осуществление, необходимость договориться, радость от общения с товарищами.

Воспитатель поддерживает и поощряет первые объединения детей. «Как интересно и весело играть вместе»,- говорит он детям.

Активная позиция его проявляется и в том, что он создает первичные объединения детей, учитывая их индивидуальные особенности, добиваясь такого сочетания, которое бы наиболее благоприятно отражалось на общей деятельности; так, он привлекает в общую группу детей подвижных и менее подвижных, активных и пассивных.

Следующий этап — формирования детского коллектива заключается в том, чтобы сделать эти первые объединения более устойчивыми, продлить их деятельность во времени. На этом этапе дети проявляют больше самостоятельности и организаторских умений, растет число участников объединения.

Их может быть уже 8-10 человек. Выдвигаются более сложные цели совместной деятельности — игровой, трудовой. Состав объединений становится более устойчивым, так как детей привлекает совместная деятельность именно в такой группе сверстников.

Важная задача воспитателя — формировать организаторские умения у всех детей.

Опытные воспитатели  поручают важное дело, делают организаторами, самых хулиганистых  детей в группе.

Более высокий этап формирования детского коллектива характеризуется дальнейшим ростом самостоятельности детей: они сами создают объединения, регулируют свои взаимоотношения, оценивают поведение отдельных их членов, по своему усмотрению могут и не принять в игру и исключить из нее. На этом этапе появляется осознание себя, как части общего, как члена коллектива.

Теперь открывается возможность для объединения небольших групп в один коллектив детей данной возрастной группы. Этому способствует выполнение общего задания с общественно значимым мотивом: сделать для малышей игрушки, вскопать грядки на участке детского сада и т. д.

Каждый ребенок чувствует себя участником жизни всей группы; периодически он выполняет поручения и обязанности, имеющие значение для всех (дежурство, уход за животными и растениями, украшение групповой комнаты к празднику и др.).

На этом этапе позиция воспитателя изменяется: вместо прямых воздействий он чаще использует косвенные, выступает в качестве советчика, старшего товарища, всячески поддерживает хороших организаторов коллективных дел и затей.

Он добивается, чтобы в этой роли побывало, возможно, больше детей, ведет разъяснительную работу с теми, кто постоянно претендует на ведущую роль в коллективной игре, труде, подавляет своей активностью других.

Формирование детского коллектива связано с задачей воспитания у детей чувства коллективизма; они все чаще слышат оценку их поведения, мотивированную интересами всего коллектива.

Например: «Как хорошо работали наши дежурные, они обо всех позаботились, детям приятно сесть за стол». Дети могут услышать и замечания от лица группы: «Ты нас всех задерживаешь, из-за тебя мы опаздываем» и т. д.

Определенным показателем сформированного  коллектива являются и совместные переживания детей за одного из своих товарищей.

Большое значение для развития коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, т.е. вскрытый А. С. Макаренко закон движения коллектива.

Если развитие и укрепление коллектива во многом зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду.

 Поэтому необходимым условием развития коллектива является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Если воспитатель видит, что дети считаются с мнением и оценкой коллектива, испытывают чувство гордости за него, стремятся сделать общую жизнь приятной и радостной — значит коллектив в достаточной степени сформирован.

Но даже  в сложившемся коллективе не обходится без разногласий, ссор, жалоб.

Как  воспитатель должен реагировать на жалобы детей?  Какие методы подобрать для  разрешения конфликтов?

Работая в детском саду много лет, я  из личного опыта поняла, что дети в группе жалуются только у тех воспитателей, которые поощряют эти действия детей.

У ребенка, привыкшего  к тому, что на его жалобу воспитатель отреагирует, наказав обидчика, это входит в привычку, как и у самого воспитателя.

 Взрослый, не разбираясь в ситуации, обычно применяет меры воздействия на  того, на кого пожаловались.

 Такая ситуация была и с моим собственным сыном Степаном. Воспитатели  реагировали на любую жалобу детей на ребенка, не всегда  разобравшись в ситуации.

 Однажды, когда Степана  не было в группе, дети, при разборке очередной ссоры, называют  его имя. Это вошло у детей группы  в привычку, потому что воспитатели  поддерживали детей в их жалобах.

  Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я поняла, что  детям надо давать возможность самим разрешать конфликтные ситуации. Воспитатель же в данной ситуации должен быть наблюдателем, держа ситуацию под контролем.

Если педагог видит, что  без его участия  конфликт не разрешится, он может включиться  и подсказать  варианты его разрешения. При этом у воспитателя должно быть несколько вариантов, а конфликтующим, лишь предоставляется  право выбора одного из вариантов.

Например. Мальчишки не поделили  деревянный конструктор, пытаясь построить дома, т.к. всем не хватило нужного количества строительного материала. Воспитатель видит, что  дело доходит до драки и включается в конфликт, предлагая свои варианты.

Первый  вариант.  Дети играют по очереди, ждут, когда освободится конструктор.  

Второй  вариант.  Дети играют вместе и делают общую постройку.

Третий вариант. Дети распределяют роли  в игре, и каждый  выполняет свою роль: один строитель, другой водитель, третий  архитектор.

 Четвертый вариант. Воспитатель предлагает одному из детей другой вид деятельности, тем самым  выводя его из конфликта.

Напр.  Предлагает помочь выполнить ответственное поручение и убеждает ребенка, что с ним может справиться   только он.

 Находясь в ситуации выбора дети сами, того не замечая выходят из конфликта.

 Как показывает практика, если воспитатель научит детей самостоятельно выходить из конфликтной ситуации, путем выбора вариантов разрешения конфликтов, то дети в дальнейшем сами применяют это в сложившихся конфликтных ситуациях.

Так, приятно видеть, когда дети, могут договариваться  во время игры, а не машут кулаками.  И   никаких жалоб!

И в этом заслуга настоящего профессионала  воспитателя.

Источник: https://samofatova-ds22-schel.edumsko.ru/folders/post/167027

Методика формирования и развития коллектива

27. Технологии формирования коллектива.

Коллектив – динамическое объединение. Движущей силой его развития выступает борьба противоречий, возникающих между достигнутыми и планируемыми перспективами, интересами коллектива и отдельных его членов, потребностями личности и возможностями их удовлетворения в условиях коллектива.

В отечественной педагогике утвердилась концепция, согласно которой коллектив в своем развитии проходит три стадии.

На первой стадиитребования к воспитанникам предъявляет воспитатель, который организует деятельность по реализации этих требований на основе увлечения учащихся ближней, средней и дальней перспективами-целями (система перспективных линий).

На второй стадиитребования к коллективу предъявляет сформированный актив – органы самоуправления, организующие деятельность воспитанников.

Позиция воспитателя становится скрытой, создаются условия для реализации принципа параллельного действия, когда воспитатель воздействует на коллектив через органы самоуправления, влияющие на воспитанников в том же направлении, что и воспитатель.

На третьей стадииактив существенно расширяется за счет многообразия видов деятельности, внутренних и внешних отношений, повышения активности всех членов коллектива.

На этой стадии можно говорить о сложившейся системе самоуправления. Это не только наличие органов коллектива, но и, что является самым главным, наделение их реальными полномочиями, переданными педагогами.

Только с полномочиями появляются обязанности, а с ними и необходимость в самоуправлении.

Процесс развития коллектива рассматривается не как плавный переход от одной стадии к другой, а как процесс качественного преобразования, при котором каждая последующая стадия не сменяет предыдущую, а как бы добавляется к ней.

Коллектив не может и не должен останавливаться в своем развитии, даже если он достиг очень высокого уровня. В силу этого некоторые педагоги выделяют четвертую и последующие стадии движения.

На этих стадиях каждый школьник благодаря прочно усвоенному коллективному опыту сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Иная динамика развития коллектива представлена в исследованиях Л. И. Уманского, который определил, что детская группа становится коллективом при устойчивом проявлении ряда существенных признаков в их наивысшей степени, что наглядно представлено в табл. 2.

Таблица 2

Уровень развития группы: Группа-конгломерат

Характеристика уровня: Объединение ранее не знакомых детей, у которых нет обшей цели либо цель приписывается извне; взаимоотношения и взаимодействия ситуативны

Уровень развития группы: Группа-ассоциация

Характеристика уровня: Группа выступает как первичный коллектив, в которой цели каждой личности проектируются заданием

Уровень развития группы: Группа-кооперация

Характеристика уровня: Сложилась успешно действующая организационная структура, имеется высокий уровень групповой подготовленности и сотрудничества; общение носит деловой характер

Уровень развития группы: Группа-автономия

Характеристика уровня: Имеется высокое внутреннее единство по всем подструктурам и общим качествам, кроме интергрупповой активности; происходит процесс обособления, внутренней слитности и спаянности

Уровень развития группы: Группа-корпорация

Характеристика уровня: Имеет место гиперавтономизация, цели замкнуты внутри себя, ярко выражен «групповой эгоизм».

Уровень развития группы: Группа-коллектив

Характеристика уровня: Действуют межгрупповое общение и взаимодействие, группа становится органичной частью более широкой общности

Исследования показали, что предложенные уровни можно считать этапами развития контактных групп как коллективов. Каждый предыдущий этап готовит последующий, а преодоление противоречий между ними есть движущая сила развития конкретной группы в своеобразных внешних и внутренних условиях ее формирования.

Важнейшими средствами формирования коллектива являются учебная и другие виды разнообразной общественно полезной деятельности школьников, которые должны строиться на основе следующих факторов: а) умелого предъявление педагогических требований; б) формирования здорового общественного мнения; в) организации увлекательных перспектив; г) организации самоуправления; д) создания и умножения положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование как фактор формирования коллектива:

• помогает быстро навести порядок и наладить дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность воспитанников;

• выступает как инструмент руководства и управления учащимися, т. е. как метод педагогической деятельности;

• возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие учащихся;

• способствует укреплению духовных взаимоотношений и придает им общественную направленность.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением учащихся. При реализации требований необходимо учитывать настроение воспитанников и общественное мнение коллектива. Важно, чтобы требование педагога поддерживалось если не всеми, то большинством его членов. В достижении этого педагогу помогает актив.

Общественное мнение в коллективе – это совокупность тех общественных которые даются в среде воспитанников различным явлениям и фактам коллективной жизни. Выделяют два основных пути формирования здорового общественного мнения в коллективе: налаживание практической деятельности и проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т. п.

Благодаря здоровому общественному мнению на более высоком уровне реализуется методика параллельного действия. Каждый член коллектива оказывается под «параллельным» воздействием по крайней мере трех сил: воспитателя, актива и всего коллектива. Воздействие осуществляется как непосредственно воспитателем, так и опосредованно через актив и коллектив.

Большое значение для формирования коллектива имеет организация перспективных устремлений воспитанников, составляющих сущность закона движения коллектива, сформулированного А. С. Макаренко.

Если развитие и укрепление коллектива зависит от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов.

Остановка ведет к его ослаблению и распаду, поэтому необходимыми условиями развития коллектива являются постановка и постепенное усложнение практических целей, способных увлечь и сплотить воспитанников, т. е.

перспектив: а) близких («завтрашняя радость»); б) средних (проект коллективного события, несколько отодвинутого во времени); в) далеких (отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель). В своем единстве и совокупности все виды целей составляют систему перспективных линий, которая должна пронизывать всю жизнедеятельность коллектива.

Важным условием развития коллектива является организация самоуправления, которое не может создаваться «сверху», а должно вырастать «снизу», будучи обусловленным потребностью в самоорганизации тех или иных видов деятельности. Самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы должно строиться по следующему алгоритму:

1) разделение конкретного дела на законченные части и объемы;

2) формирование микрогрупп соответственно частям и объемам планируемого дела;

3) выбор ответственных за каждый участок деятельности; объединение ответственных в единый орган самоуправления;

4) выбор главного ответственного лица.

Таким образом, школьные органы самоуправления создаются в зависимости от конкретных видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены школьники на данный момент. Многие органы самоуправления временны, создаются с определенной целью и никогда не формируются заранее, что позволяет варьировать отношения руководства – подчинения.

Высшим органом школьного самоуправления является собрание общешкольного коллектива.

Педагогическое руководство школьным самоуправлением должно найти свое выражение только в определении стратегических направлений деятельности детей, оказании им помощи в форме советов и рекомендаций.

К основным педагогическим условиям функционирования школьного самоуправления относятся: а) периодическая сменяемость органов самоуправления и выборных уполномоченных лиц; б) обязательное наличие системы ступенчатой ответственности органов самоуправления и их периодическая отчетность; в) наличие игровых элементов, привнесение в систему самоуправления соответствующей атрибутики.

Немаловажным фактором формирования коллектива является накопление и укрепление традиций, под которыми понимают формы коллективной жизни, наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощающие характер коллективистских отношений и общественное мнение.

В структуре традиций можно выделить большие, т. е.

яркие массовые события, подготовка и проведение которых воспитывают чувство гордости за свой коллектив, веру в его силы, уважение к общественному мнению, и малые, будничные, повседневные, которые учат поддерживать установленный порядок, вырабатывая устойчивые привычки поведения.

А. С. Макаренко писал, что ничто так не укрепляет коллектив, как традиция. В силу этого воспитать традиции и сохранить их – важная задача воспитательной работы с коллективом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/34159.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий