27. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Научная теория, ее структура и функции

27. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям:

1. Непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости.

2. Опытной экспериментальной проверяемости.

Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т. п.

2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект («идеальный тип»), построение которого — необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов иде­ализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям).

В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и опи­сывающие (феноменологические), физические, химические, со­циологические, психологические и т. д.

Так, математические теории характеризуются высокой степенью абстрактности. Решающее значение во всех построениях математики имеет дедукция.

Доминирующую роль в построении математических теорий играют аксиоматический и гипотетико-дедуктивный методы, а также формализация.

Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных или порождающих абстрактных структур.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории и др. — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы(например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории не анализируют природу исследуемых явлений и поэтому не используют сколь-нибудь сложные абстрактные объекты, хотя, разумеется, в известной мере схематизируют и строят некоторые идеализации изучаемой области явлений.

Феноменологические теории решают прежде всего задачу упо­рядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.

С феноменологическими теориями исследователи сталкиваются, как правило, на первых ступенях развития какой-нибудь науки, когда происходит накопление, систематизация и обобщение фактологического эмпирического материала. Такие теории — вполне закономерное явление в процессе научного познания.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Они не только отображают существенные связи между явлениями и их свойствами, но и раскрывают глубинный внутренний механизм изучаемых явлений и процессов, их необходимые взаимосвязи, существенные отношения, т. е. их законы.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности. 4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т. д.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию. Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая:

1.Сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание; 2. Является логически более строгой; 3. Обладает большей объяснительной и предсказательной силой; 4. Может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Иначе говоря, резюмирует Поппер, мы выбираем ту теорию, которая наилучшим образом выдерживает конкуренцию с другими теориями и в ходе естественного отбора оказывается наиболее пригодной к выживанию.

19. Основные формы научного знания: проблема, научный факт, гипотеза, теория.

Проблема

Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью.

От обыденных вопросов проблема отличается прежде всего своим предметом – это есть вопрос о сложных свойствах, явлениях, о законах действительности, для познания которых необходимы специальные научные средства познания – научная система понятий, методология и методика исследования, техническое оснащение.

Проблема ставится или формируется наукой.

Проблема имеет сложную структуру. Она может представлять собой систему более частных, составляющих ее проблем. Так, например, проблема социализма включает проблемы развития производительных сил, характера собственности, принципа распределения, формы государственного устройства.

В структуре проблемы можно выделить 2 основных компонента: предварительное, частичное знание о предмете и более или менее определенное наукой незнание.

Таким образом проблема представляет собой противоречивое единство знания и незнания или знания и знания о незнании.

Проблема не является чистым незнанием, она содержит элементы положительного знания о предмете и знание о незнании, которое тоже представляет собой своеобразное знание, существенный намек на будущее решение проблемы.

Виды:

1. конструктивные проблемы – они могут конструироваться до появления разрешающей их теории;

2. реконструктивные проблемы – они могут реконструироваться, т.е. формулироваться на основе уже готовой теории, с позиций которой становится ясно, какие в действительности проблемы она решила.

Чаще всего проблемы конструируются и реконструируются после возникновения соответствующей теории.

Также проблемы бывают:

неразвитые – это задачи, которые характеризуются след чертами: а) это нестандартная задача, для решения которой не известен алгоритм, б) задача, которая возникла как закономерный результат познания, в) задача – решение которой направлено на устранение противоречия, возникшего в познании, а также на устранение несоответствия м/у потребностями и наличием средств для их удовлетворения, г) задача, путей решения к-ой не видно.

Задача которая характеризуется тремя первыми из указанных выше черт, а так же содержит более или менее конкретные указания на пути решения, называется развитой проблемой. Собственно проблемы делятся на виды по степени конкретности указания на пути их решения. Т.о. развитая проблема – это знание о некотором не знании, дополненное определенным указанием путей устранения этого незнания.

Научная проблема всегда формулируется на базе достаточно основательных предварительных исследований.

В ходе развития общества нередко возникали и псевдопроблемы, связанные с заблуждениями, недостаточной научной подготовкой, амбицией отдельных исследователей. Огромная масса проблем связана с религией и суеверием.

Гипотеза

Гипотеза – предположительное решение проблемы.

Потребность в гипотезе возникает, когда неясна связь между явлениями, когда по некоторым характеристикам настоящего нужно восстановить картину прошлого и настоящего, сделать вывод о будущем развитии явления.

В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые теории и концепции, имеющие более или менее развернутый характер.

Основное свойство гипотезы – множественность: каждая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез, из которых отсеиваются наиболее вероятные, пока не произведется окончательный выбор одной из них или синтез.

Гипотеза → Научная теория

Выдвижение гипотезы на основе определенных фактов – это только первый шаг. Сама гипотеза в силу своего вероятностного характера требует проверки, доказательства. После такой проверки гипотеза или становится научной теорией, или видоизменяется, или отбрасывается, если проверка дала отрицательный результат.

Основные правила выдвижения и проверки гипотез:

1) гипотеза должна находиться в согласии или, по меньшей мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается;

2) из множества противостоящих друг другу гипотез, выдвинутых для объяснения серии фактов, предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее их число;

3) для объяснения связной серии фактов нужно выдвигать возможно меньших различных гипотез, и их связь должна быть более тесной;

4) при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов;

5) гипотезы, противоречащие друг другу, не могут быть вместе истинными, за исключением того случая, когда они объясняют различные стороны и связи одного и того же объекта

Факт, научный факт

Факт – это зафиксированное нашим сознанием реальное событие или явление. Фактом служит само реальное событие, а его фиксация, делая событие «фактом для нас», выступает лишь в роли объективного регистратора событий.

Одним из средств регистрации фактов выступает язык. Язык – знаковая система любой физической природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общение) функции в процессе человеческой деятельности.

Язык может быть естественным и искусственным. Естественный язык – язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми.

Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей.

Важнейшим свойством фактов является их принудительная сила: в системе развивающейся науки и общественно-исторической практики факты принуждают делать определенные теоретические заключения, независимо от того, соответствуют ли они принятым представлениям, привычкам и сложившимся интересам личностей, групп, классов.

Виды:

1. объективный факт – некоторое событие, явление, фрагмент реальности, которые составляют объект человеческой действительности или познания

2. научный факт – это отражение объективного факта в человеческом сознании, т.е. его описание посредством некоторого языка.

Научные факты служат основой теоретических построений. Совокупность научных фактов составляют научное описание. Научный факт неотделим от языка, на котором он выражен, и от терминов, в качестве которых выступают понятия.

Теория

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Не все философы считают что достоверность это необходимый признак теории. В связи с этим выделяют два подхода. Представители первого подхода если и относя к теориям концепции, которые могут оказаться не достоверными, то все же считают, что задача науки – создание истинных теорий.

Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальной действительности. Теорию они понимают как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания.

Принимая достоверность за отличительную черту теории, мы отграничиваем этот вид знания от гипотезы.

Теория – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы.

Эта модель строиться таким образом, что некоторые из ее характеристик, которые имеют наиболее общую природу, составляют ее основу, другие же подчиняются основным или выводятся из них по логическим правилам.

Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе высказываний (теорем), которые последовательно выведены из немногих определений основных понятий и истин, принятых без доказательств (аксиом). Особенностью теории является то что она обладает предсказательной силой.

В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/12_65668_nauchnaya-teoriya-ee-struktura-i-funktsii.html

Структура и функции научной теории

27. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Под теорией как высшей формой организации научного знания понимают целостное структурированное в схемах представление о всеобщих и необходимых закономерностях определенной области действительности – объекте теории, существующее в форме системы логически взаимосвязанных и выводимых предложений.

В основании сложившейся теории лежит взаимосогласованная сеть абстрактных объектов, определяющая специфику данной теории, получившая название фундаментальной теоретической схемы и связанных с ней частных схем. Опираясь на них и соответствующий математический аппарат, исследователь может получать новые характеристики реальности, не всегда обращаясь непосредственно к эмпирическим исследованиям.

Выделяются следующие основные элементы структуры теории:

1) Исходные основания — фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2) Идеализированный объект — абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3) Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4) Философские установки, социокультурные и ценностные факторы.

5) Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основ теории в соответствии с конкретными принципами.

Например, в физических теориях можно выделить две основные части: формальные исчисления (математические уравнения, логические символы, правила и др.) и содержательную интерпретацию (категории, законы, принципы). Единство содержательного и формального аспектов теории — один из источников ее совершенствования и развития.

А. Эйнштейн отмечал, что «теория преследует две цели:

1. Охватить по возможности все явления в их взаимосвязи (полнота).

2. Добиваться этого, взяв за основу как можно меньше логически взаимно связанных логических понятий и произвольно установленных соотношений между ними (основных законов и аксиом). Эту цель я буду называть «логической единственностью»

Виды теорий

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям). В зависимости от этого могут быть выделены теории:

математические и эмпирические,

дедуктивные и индуктивные,

фундаментальные и прикладные,

формальные и содержательные,

«открытые» и «закрытые»,

объясняющие и описывающие (феноменологические),

физические, химические, социологические, психологические и т.д.

1. Для современной (постнеклассической) науки характерны усиливающаяся математизация ее теорий (особенно естественнонаучных) и возрастающий уровень их абстрактности и сложности. Резко возросло значение вычислительной математики (ставшей самостоятельной ветвью математики), так как ответ на поставленную задачу часто требуется дать в числовой форме, и математическое моделирование.

Большинство математических теорий опираются на теорию множеств как на свой фундамент. Но в последние годы все чаще обращаются к сравнительно недавно возникшей алгебраической теории категорий, рассматривая ее как новый фундамент для всей математики.

Многие математические теории возникают за счет комбинации, синтеза нескольких основных, или порождающих, структур. Потребности науки (в том числе и самой математики) привели в последнее время к появлению целого ряда новых математических дисциплин: теория графов, теория игр, теория информации, дискретная математика, теория оптимального управления и др.

Теории опытных (эмпирических) наук — физики, химии, биологии, социологии, истории — по глубине проникновения в сущность изучаемых явлений можно разделить на два больших класса: феноменологические и нефеноменологические.

Феноменологические (их называют также описательными, эмпирическими) описывают наблюдаемые в опыте свойства и величины предметов и процессов, но не вникают глубоко в их внутренние механизмы (например, геометрическая оптика, термодинамика, многие педагогические, психологические и социологические теории и др.). Такие теории решают прежде всего задачу упорядочивания и первичного обобщения относящихся к ним фактов. Они формулируются в обычных естественных языках с привлечением специальной терминологии соответствующей области знания и имеют по преимуществу качественный характер.

С развитием научного познания теории феноменологического типа уступают место нефеноменологическим (их называют также объясняющими). Наряду с наблюдаемыми эмпирическими фактами, понятиями и величинами здесь вводятся весьма сложные и ненаблюдаемые, в том числе весьма абстрактные понятия.

Одним из важных критериев, по которому можно классифицировать теории, является точность предсказаний. По этому критерию можно выделить два больших класса теорий. К первому из них относятся теории, в которых предсказание имеет достоверный характер (например, многие теории классической механики, классической физики и химии).

В теориях второго класса предсказание имеет вероятностный характер, который обусловливается совокупным действием большого числа случайных факторов. Такого рода стохастические (от греч.

— догадка) теории встречаются в современной физике, в биологии и социально-гуманитарных науках в силу специфики и сложности самого объекта их исследования.

А. Эйнштейн различал в физике два основных типа теорий — конструктивные и фундаментальные:

Большинство физических теорий является конструктивными, т.е. их задачей является построение картины сложных явлений на основе некоторых относительно простых предположений (такова, например, кинетическая теория газов).

Основой фундаментальных теорий являются не гипотетические положения, а эмпирически найденные общие свойства явлений, принципы, из которых следуют математически сформулированные критерии, имеющие всеобщую применимость (такова теория относительности).

В. Гейзенберг считал, что научная теория должна быть непротиворечивой (в формально-логическом смысле), обладать простотой, красотой, компактностью, определенной (всегда офаниченной) областью своего применения, целостностью и «окончательной завершенностью». Но наиболее сильный аргумент в пользу правильности теории — ее «многократное экспериментальное подтверждение».

Специфическую структуру имеют теории социально-гуманитарных наук. Так, в современной социологии со времени работ крупного американского социолога Роберта Мертона (т.е. с начала XX в.) принято выделять три уровня предметного изучения социальных явлений и соответственно три типа теорий.

· общая социологическая теория («общая социология»),

· частные («среднего ранга») социологические теории — специальные теории (социологии пола, возраста, этничности, семьи, города, образования и т.д.)

· отраслевые теории (социологии труда, политики, культуры, организации, управления и т.д.)

В онтологическом плане все социологические теории подразделяют на три основных разновидности:

1) теории социальной динамики (или теории социальной эволюции, развития);

2) теории социального действия;

3) теории социального взаимодействия.

Теория (независимо от своего типа) имеет основные особенности:

1. Теория — это не отдельные взятые достоверные научные положения, а их совокупность, целостная органическая развивающаяся система. Объединение знания в теорию производится прежде всего самим предметом исследования, его закономерностями.

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией. Чтобы превратиться в теорию, знание должно достигнуть в своем развитии определенной степени зрелости. А именно — когда оно не просто описывает определенную совокупность фактов, но и объясняет их, т.е. когда знание вскрывает причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений: если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению как можно более широкого круга явлений, к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

6. Структура научных теорий содержательно «определена системной организацией идеализированных (абстрактных) объектов (теоретических конструктов). Высказывания теоретического языка непосредственно формулируются относительно теоретических конструктов и лишь опосредованно, благодаря их отношениям к внеязыковой реальности, описывают эту реальность»

7. Теория — это не только готовое, ставшее знание, но и процесс его получения, поэтому она не является «голым результатом», а должна рассматриваться вместе со своим возникновением и развитием.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4. Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория.

Как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

К. Поппер ввел «критерий относительной приемлемости». Лучшей является та теория, которая:

а) сообщает наибольшее количество информации, т.е. имеет более глубокое содержание;

б) является логически более строгой;

в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой;

г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.



Источник: https://infopedia.su/17x5228.html

27. Структура и функции научной теории

27. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Любая теория — этоцелостная развивающаяся системаистинного знания (включающая и элементызаблуждения), которая имеет сложнуюструктуру и выполняет ряд функций.

Всовременной методологии науки выделяютследующие основные элементы структурытеории: 1) Исходныеоснования -фундаментальные понятия, принципы,законы, уравнения, аксиомы и т.п.

2)Идеализированныйобъект -абстрактная модель существенных свойстви связей изучаемых предметов (например,»абсолютно черное тело», «идеальныйгаз» и т.п.).

3) Логикатеории -совокупность определенных правил испособов доказательства, нацеленныхна прояснение структуры и изменениязнания. 4) Философскиеустановки,социокультурные и ценностные факторы.5) Совокупностьзаконов и утверждений,выведенных в качестве следствий изосновоположений данной теории всоответствии с конкретными принципами.

Например, вфизических теориях можно выделить двеосновные части: формальные исчисления(математические уравнения, логическиесимволы, правила и др.) и содержательнуюинтерпретацию (категории, законы,принципы). Единство содержательного иформального аспектов теории — один изисточников ее совершенствования иразвития.

Методологическиважную роль в формировании теории играетидеализированный объект («идеальныйтип»), построение которого — необходимыйэтап создания любой теории, осуществляемыйв специфических для разных областейзнания формах. Этот объект выступаетне только как мысленная модельопределенного фрагмента реальности,но и содержит в себе конкретную программуисследования, которая реализуется впостроении теории.

Говоря о целях ипутях теоретического исследованиявообще, А. Эйнштейн отмечал, что «теорияпреследует две цели: 1. Охватить повозможности все явления в их взаимосвязи(полнота). 2.

Добиваться этого, взяв заоснову как можно меньше логическивзаимно связанных логических понятийи произвольно установленных соотношениймежду ними (основных законов и аксиом).

Эту цель я буду называть «логическойединственностью» [1].

1 Эйнштейн А. Физикаи реальность. — М., 1965. С. 264.

Многообразию формидеализации и соответственно типовидеализированных объектов соответствуети многообразие видов (типов) теорий,которые могут быть классифицированыпо разным основаниям (критериям).

Взависимости от этого могут быть выделенытеории:описательные, математические, дедуктивныеи индуктивные, фундаментальные иприкладные, формальные и содержательные,»открытые» и «закрытые»,объясняющие и описывающие(феноменологические), физические,химические, социологические, психологическиеи т.д.

Для современной(постнеклассической) науки характерныусиливающаяся математизация ее теорий(особенно естественнонаучных) ивозрастающий уровень их абстрактностии сложности.

Эта особенность современногоестествознания привела к тому, чторабота с его новыми теориями из-завысокого уровня абстрактности вводимыхв них понятий превратилась в новый исвоеобразный вид деятельности.

В этойсвязи некоторые ученые говорят, вчастности, об угрозе превращениятеоретической физики в математическуютеорию.

В современнойнауке резко возросло значениевычислительной математики (ставшейсамостоятельной ветвью математики),так как ответ на поставленную задачучасто требуется дать в числовой форме.

В настоящее время важнейшим инструментомнаучно-технического прогресса становитсяматематическое моделирование.

Егосущность — замена исходного объектасоответствующей математической модельюи в дальнейшем ее изучение, экспериментированиес нею на ЭВМ и с помощью вычислительныхалгоритмов.

Общая структуратеории специфически выражается в разныхтипах (видах) теорий. Так, математическиетеории характеризуются высокой степеньюабстрактности.

Они опираются на теориюмножеств как на свой фундамент. Решающеезначение во всех построениях математикиимеет дедукция.

Доминирующую роль впостроении математических теорий играютаксиоматический и гипотетико-дедуктивныйметоды, а также формализация.

Многие математическиетеории возникают за счет комбинации,синтеза нескольких основных, илипорождающих, структур.

Потребностинауки (в том числе и самой математики)привели в последнее время к появлениюцелого ряда новых математическихдисциплин: теория графов, теория игр,теория информации, дискретная математика,теория оптимального управления и др.

Впоследние годы все чаще обращаются ксравнительно недавно возникшейалгебраической теории категорий,рассматривая ее как новый фундаментдля всей математики.

Теории опытных(эмпирических) наук — физики, химии,биологии, социологии, истории — по глубинепроникновения в сущность изучаемыхявлений можно разделить на два большихкласса: феноменологические инефеноменологические.

Феноменологические(их называют также описательными,эмпирическими) описывают наблюдаемыев опыте свойства и величины предметови процессов, но не вникают глубоко в ихвнутренние механизмы (например,геометрическая оптика, термодинамика,многие педагогические, психологическиеи социологические теории и др.). Такиетеории не анализируют природу исследуемыхявлений и поэтому не используютсколь-нибудь сложные абстрактныеобъекты, хотя, разумеется, в известноймере схематизируют и строят некоторыеидеализации изучаемой области явлений.

Феноменологическиетеории решают прежде всего задачуупорядочивания и первичного обобщенияотносящихся к ним фактов. Они формулируютсяв обычных естественных языках спривлечением специальной терминологиисоответствующей области знания и имеютпо преимуществу качественный характер.

С феноменологическими теориямиисследователи сталкиваются, как правило,на первых ступенях развития какой-нибудьнауки, когда происходит накопление,систематизация и обобщение фактологическогоэмпирического материала. Такие теории- вполне закономерное явление в процессенаучного познания.

С развитием научногопознания теории феноменологическоготипа уступают место нефеноменологическим(их называют также объясняющими).

Онине только отображают связи междуявлениями и их свойствами, но и раскрываютглубинный внутренний механизм изучаемыхявлений и процессов, их необходимыевзаимосвязи, существенные отношения,т.е. их законы (такова, например, физическаяоптика и ряд других теорий).

Наряду снаблюдаемыми эмпирическими фактами,понятиями и величинами здесь вводятсявесьма сложные и ненаблюдаемые, в томчисле весьма абстрактные понятия.

Несомненно, что феноменологическиетеории благодаря своей простоте легчеподдаются логическому анализу,формализации и математической обработке,чем нефеноменологические. Не случайнопоэтому в физике одними из первых былиаксиоматизированы такие ее разделы,как классическая механика, геометрическаяоптика и термодинамика.

Одним из важныхкритериев, по которому можно классифицироватьтеории, является точность предсказаний.По этому критерию можно выделить двабольших класса теорий.

К первому из нихотносятся теории, в которых предсказаниеимеет достоверный характер (например,многие теории классической механики,классической физики и химии).

В теорияхвторого класса предсказание имеетвероятностный характер, которыйобусловливается совокупным действиембольшого числа случайных факторов.Такого рода стохастические (от греч.

-догадка) теории встречаются не тольков современной физике но и в большомколичестве в биологии и социально-гуманитарныхнауках в силу специфики и сложностисамого объекта их исследования. Важнейшимметодом построения и развития теорий(особенно нефеноменологических) являетсяметод восхождения от абстрактного кконкретному.

Таким образом,теория (независимо от своего типа) имеетследующие основные особенности:

1. Теория — это неотдельные взятые достоверные научныеположения, а их совокупность, целостнаяорганическая развивающаяся система.Объединение знания в теорию производитсяпрежде всего самим предметом исследования,его закономерностями.

2. Не всякаясовокупность положений об изучаемомпредмете является теорией. Чтобыпревратиться в теорию, знание должнодостигнуть в своем развитии определеннойстепени зрелости. А именно — когда ононе просто описывает определеннуюсовокупность фактов, но и объясняет их,т.е. когда знание вскрывает причины изакономерности явлений.

3. Для теорииобязательным является обоснование,доказательство входящих в нее положений:если нет обоснований, нет и теории.

4. Теоретическоезнание должно стремиться к объяснениюкак можно более широкого круга явлений,к непрерывному углублению знаний о них.

5. Характер теорииопределяет степень обоснованности ееопределяющего начала, отражающегофундаментальную закономерность данногопредмета.

6. Структура научныхтеорий содержательно «определенасистемной организацией идеализированных(абстрактных) объектов (теоретическихконструктов). Высказывания теоретическогоязыка непосредственно формулируютсяотносительно теоретических конструктови лишь опосредованно, благодаря ихотношениям к внеязыковой реальности,описывают эту реальность» [1].

1 Степин В. С.Теоретическое знание. — М., 2000. С. 707.

7. Теория — это нетолько готовое, ставшее знание, но ипроцесс его получения, поэтому она неявляется «голым результатом», адолжна рассматриваться вместе со своимвозникновением и развитием.

К числу основныхфункций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическаяфункция -объединение отдельных достоверныхзнаний в единую, целостную систему.

2. Объяснительнаяфункция -выявление причинных и иных зависимостей,многообразия связей данного явления,его существенных характеристик, законовего происхождения и развития, и т.п.

3. Методологическаяфункция — набазе теории формулируются многообразныеметоды, способы и приемы исследовательскойдеятельности.

4. Предсказательная— функцияпредвидения. На основании теоретическихпредставлений о «наличном» состоянииизвестных явлений делаются выводы осуществовании неизвестных ранее фактов,объектов или их свойств, связей междуявлениями и т.д. Предсказание о будущемсостоянии явлений (в отличие от тех,которые существуют, но пока не выявлены)называют научным предвидением.

5. Практическаяфункция.Конечное предназначение любой теории- быть воплощенной в практику, быть»руководством к действию» поизменению реальной действительности.Поэтому вполне справедливо утверждениео том, что нет ничего практичнее, чемхорошая теория. Но как из множестваконкурирующих теорий выбрать хорошую?

Источник: https://studfile.net/preview/10906413/page:17/

Структура и функции научной теории. Познавательная ценность научной теории

27. СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ НАУЧНОЙ ТЕОРИИ

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.

Научная теория — это система знаний, описывающая и объясняющая определенную совокупность явлений, дающая обоснование всех выдвинутых положений и сводящая открытые в данной области законы к единому основанию.

Любая теоретическая система, как показал К. Поппер, должна удовлетворять двум основным требованиям: а) непротиворечивости (т.е. не нарушать соответствующий закон формальной логики) и фальсифицируемости — опровержимости, б) опытной экспериментальной проверяемости.

Поппер сравнивал теорию с сетями, предназначенными улавливать то, что мы называем реальным миром, для осознания, объяснения и овладения им. Истинная теория должна, во-первых, соответствовать всем (а не некоторым) реальным фактам, а во-вторых, следствия теории должны удовлетворять требованиям практики.

Теория, по Попперу, есть инструмент, проверка которого осуществляется в ходе его применения и о пригодности которого судят по результатам таких применений.

Любая теория — это целостная развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет рад функций. В современной методологии науки выделяют следующие основные компоненты, элементы теории:

1. Исходные основания — фундаментальные понятия (к примеру, понятия «энергия», «сила»), принципы (принцип дальнодействия, принцип суперпозиции полей), законы (закон равенства действия противодействию, закон сохранения энергии), уравнения, аксиомы;

2. Идеализированные объекты — абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютное черное тело», «идеальный газ» и т.п.).

3. Логика теории — совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменения знания.

4. Философские установки (к примеру, абсолютность пространства и времени и их независимость друг от друга в классической механике) и ценностные факторы (такие, к примеру, как точность).

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая функция — объединение отдельных достоверных знаний в единую, целостную систему.

2.Объяснительная функция — выявление причинных и иных зависимостей, многообразия связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития, и т.п.

3.Методологическая функция — на базе теории формулируются многообразные методы, способы и приемы исследовательской деятельности.

4.Предсказательная — функция предвидения. На основании теоретических представлений о «наличном» состоянии известных явлений делаются выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств, связей между явлениями и т.д. Предсказание о будущем состоянии явлений (в отличие от тех, которые существуют, но пока не выявлены) называют научным предвидением.

5. Практическая функция. Конечное предназначение любой теории — быть воплощенной в практику, быть «руководством к действию» по изменению реальной действительности. Поэтому вполне справедливо утверждение о том, что нет ничего практичнее, чем хорошая теория. Но как из множества конкурирующих теорий выбрать хорошую?

Как считает К. Поппер, важную роль при выборе теорий играет степень их проверяемости: чем она выше, тем больше шансов выбрать хорошую и надежную теорию.

Так называемый «критерий относительной приемлемости», согласно Попперу, отдает предпочтение той теории, которая: а) сообщает наибольшее количество информации, т.е.

имеет более глубокое содержание; б) является логически более строгой; в) обладает большей объяснительной и предсказательной силой; г) может быть более точно проверена посредством сравнения предсказанных фактов с наблюдениями.

Многообразию форм идеализации и соответственно типов идеализированных объектов соответствует и многообразие видов (типов) теорий, которые могут быть классифицированы по разным основаниям (критериям).

В зависимости от этого могут быть выделены теории: описательные, математические, дедуктивные и индуктивные, фундаментальные и прикладные, формальные и содержательные, «открытые» и «закрытые», объясняющие и описывающие (феноменологические), физические, химические, социологические, психологические и т. д.

Несмотря на то, какого бы типа теория ни была, какими бы методами она ни была построена, «всегда остается неизменным самое существенное требование к любой научной теории — теория должна соответствовать фактам… В конечном счете только опыт вынесет решающий приговор».

По поводу того, что именно описывает теория и в чем заключается ее познавательная ценность, существуют различные точки зрения.

Одну из них можно охарактеризовать как эссенциализм. Сторонники ее полагают, что научные теории описывают и объясняют особый уровень действительности, который в философии называется сущностью.

С такой точки зрения уровень эмпирического знания описывает явления, а уровень теоретического знания – сущность. Например, атомная физика описывает и объясняет структуру и свойства атомов, – это уровень сущности.

А исследование свойств различных химических элементов посредством наблюдений и экспериментов, – это уровень явления.

Другую точку зрения можно охарактеризовать как феноменализм. Феноменалисты утверждают, что разговоры о сущности бессодержательны; задача науки – систематизированное описание явлений, феноменов; научные теории – это удобная форма хранения и передачи знаний об обширных и разнообразных классах явлений.

Сущность — то постоянное, что сохраняется в явлении при различных его вариациях, в том числе и временных, сердцевина бытия. Сущность обычно трактуется либо в метафизической, либо в логической плоскости.

В метафизике сущность (эссенция) есть источник или основание существования (экзистенции). Синонимами слова сущность часто являются слова идея, назначение, функция. В логике сущность — это неотъемлемое качество, без которого предмет невозможно мыслить.

Сущность предмета выражается в его определении.

Ценность – термин, используемый в философии и науках об обществе для указания на человеческое и культурное значение определенных явлений действительности.

Источник: https://students-library.com/library/read/27941-struktura-i-funkcii-naucnoj-teorii-poznavatelnaa-cennost-naucnoj-teorii

Uchebnik-free
Добавить комментарий