27. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Разделение властей как принцип организации и деятельности государственного аппарата

27. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя.

Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, судебные органы и аналогичные им органы субъектов Федерации).

Президент РФ стоит как бы над всеми органами, являясь главой государства, участвуя в той или иной форме и в законодательной, и в исполнительной деятельности.

Принцип разделения властей находит свое проявление, с другой стороны, в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека.

Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладания над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках.

Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол.

Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».

Например, в СССР существовали Верховный Совет и Верховный Суд, но их нельзя было назвать отдельными ветвями власти, так как они не были частью системы «сдержек и противовесов».

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Государственные органы, не относимые к одной из основных ветвей власти Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:
  • Администрация Президента РФ — обеспечивает деятельность Президента РФ;
  • Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;
  • Органы прокуратуры РФ — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;
  • Центральный банк РФ — основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;
  • Счётная палата РФ — осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации — рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;
  • другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Разделение властей — концепция, утверждающая, что для правильного функционирования государства в нём должны существовать независимые др.от друга ветви власти: законодательная (парламент), исполнительная (правительство) и судебная. Разделение властей — это также разделение власти м.различными уровнями управления в обществе. Принцип разделения властей означает:

а) распределение функций государственной власти м.различными институтами и организациями как по вертикали, так и по горизонтали
б) определение поля ответственности каждой ветви власти, при этом никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными по конституции др. власти
в) равенство законодательной, исполнительной и судебной властей, ни одна из них не может принимать решения, ущемляющие права другой
г) создание надёжного механизма, обеспечивающего взаимодействие властей, поддержание баланса сил и взаимного компромисса.

Этот механизм принято называть механизмом сдержек и противовесов. Он представляет собой общепринятые нормы, регулирующие порядок взаимодействия различных ветвей власти. Принцип разделения властей был сформулирован в работах английского мыслителя Дж. Локка и французского философа Монтескье Ш.

Именно их идеи о недопустимости концентрации всей государственной власти в одних руках легли в основу американской конституции 1787, а затем получили своё воплощение в конституционных актах др.демократических государств. Разделение властей осуществляется как по вертикали, так и по горизонтали. Вертикальное разделение — это разделение власти м.

различными уровнями управления в обществе. Обычно выделяют три уровня власти:

а) общенациональный, предполагающий наличие центральных органов государственной власти, осуществляющих управление обществом в целом
б) региональный, предполагающий функционирование органов власти, осуществляющих управление областями, республиками, штатами, иными крупными административными образованьями
в) местный, предполагающий функционирование органов местного самоуправления, управляющих делами небольших поселений, городских районов.

В Российской Федерации принцип разделения властей закреплён в Конституции. Статья 10 определяет принцип горизонтального разделения властей: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Статьи 11 и 12 определяют принцип вертикального разделения властей: «Разграничение предметов ведения и полномочий м.

органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий» (статья 11).

«Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» (статья 12).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/6_76728_razdelenie-vlastey-kak-printsip-organizatsii-i-deyatelnosti-gosudarstvennogo-apparata.html

Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

27. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от изменений.

Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу. Древние мыслители Аристотель, Эпикур (341-270 гг. до н.э.), Полибий (210-123 до н.э.) и др.

обосновывали именно такое устройство. Большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит Д. Локку (1632-1704) и Ш. Монтескье (1689-1755).

Учение о разделении властей стало быстро развиваться в период разложения феодальных отношений и развития капитализма в Западной Европе в XVII-XVIII вв. По теории Д. Локка, власть может быть эффективной, если она разделена между ее носителями.

«Законодательная и исполнительная власть должны быть разделены», — писал он в своем произведении «Два трактата о государственном правлении». Такое разделение необходимо для предотвращения злоупотребления властью.

При этом под законодательной властью он имел в виду парламент, а под исполнительной — короля.

Д. Локк различал три ветви власти: законодательную, исполнительную и федеративную. Под последней он понимал сферу внешней политики, отношения с иностранными государствами. Судебную власть он не называл в качестве самостоятельной ветви, а включал в состав исполнительной.

По Д. Локку, законодательная власть является верховной.

Если между законодательной и исполнительной властями возникает конфликт, например исполнительная власть не созывает законодательный орган в надлежащее время, значит, она вступает в состояние войны с народом и должна быть сменена силой. «Несправедливой и беззаконной силе, — писал Локк, — нельзя противопоставить ничего, кроме такой же силы».

Теория разделения властей получила законченный и аргументированный вид в работах III. Монтескье. Поэтому он по праву считается основоположником этой теории.

Ш. Монтескье полагал, что каждая из ветвей власти обладает в отношении другой средствами контроля, причем этот контроль взаимный.

Назначение каждой ветви власти состоит в следующем: законодательная власть создает законы, изменяет и отменяет их; исполнительная власть осуществляет законы, принятые законодательными органами; судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Свобода и безопасность людей зависят прежде всего от функционирования судебной власти.

Задача судей — добиться того, чтобы их решения и приговоры «всегда были лишь точным применением текста закона». Законодательная власть играет доминирующую роль, в то время как две другие власти лишь реализуют законы и их деятельность имеет подзаконный характер.

Монтескье определил также некоторые гарантии, предохраняющие от узурпации власти и концентрации ее в одних руках. Например, законодательные органы не должны собираться по собственной инициативе и не имеют права распускать себя.

Время созыва и продолжительность заседаний законодательных органов определяются исполнительной властью.

Законодательное собрание не должно иметь власти судить лицо исполнительной власти, а суды призваны умерять закон для блага самого закона.

Таким образом, разделение и взаимное сдерживание властей служит главным условием политической свободы в обществе.

Считается, что наиболее последовательным воплощением принципа разделения властей является Конституция США 1787 г. При этом Конституция исходит из трех главных посылок: 1) сувереном является народ; 2) ни один из институтов власти не может быть единственным выразителем общей воли народа; 3) власть едина, разделяются лишь властные полномочия. Единство власти обусловлено единством суверенитета.

Система сдержек и противовесов покоится на следующих основополагающих началах: а) все ветви власти имеют различные источники формирования (законодательная власть формируется народом путем выборов, исполнительная, например Президент, избирается народом косвенным путем; судебная, в частности Верховный суд, — формируется совместно Президентом и Сенатом); б) все органы власти имеют разные сроки полномочий (например, судьи Верховного суда занимают свои должности пожизненно, Президент избирается на четыре года, Палата представителей — на два года). Таким образом, все три ветви власти обладают самостоятельностью по отношению друг к другу и предупреждается одновременное обновление их состава. В результате сохраняются их устойчивость и преемственность в деятельности; в) каждая из ветвей власти обладает такими сдержками и противовесами, которые позволяют ей нейтрализовать узурпацию власти другими ветвями (например, право отлагательного вето Президента, право Конгресса отклонить законопредложения исполнительной власти, право импичмента в отношении Президента и др.).

Учение о разделении властей в течение многих лет совершенствовалось и развивалось, уточнялось и адаптировалось к новым условиям. В частности, обращается внимание на то, что существуют органы власти, которые не входят ни в одну из названных ветвей: прокуратуру, счетную палату.

В России принцип разделения властей получил конституционное закрепление в ст. 10 Конституции, где провозглашена самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

Источник: https://cyberpedia.su/1x6595.html

§ 7. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата

27. Принцип разделения властей как организационно-правовая основа деятельности государственного аппарата.

Разделениевластей исторически известно давно,его использовали еще древние греки,чтобы обезопасить государственныйстрой от изменений. Например, в Афинахзаконодательная власть принадлежалаНародному Собранию, исполнительная -Совету пятисот и коллегии стратегов иархонтов, судебная — ареопагу какверховному судебному органу.

Древниемыслители Аристотель, Эпикур (341-270 дон.э.), Полибий (210-123 до н.э.) и др. обосновывалиименно такое устройство. Однако большаязаслуга в теоретической разработкепринципа разделения властей принадлежитД. Локку (1632-1704) и Ш. Монтескье (1689-1755).

Учение о разделении властей стало быстроразвиваться в период разложенияфеодальных отношений и развитиякапитализма в Западной Европе в XVII-XVIIIвв. Капитализм с его индивидуальнойсвободой и частной инициативой требовалновых подходов к осуществлению власти.По теории Д. Локка, власть может бытьэффективной, если она разделена междуее носителями.

Законодательная иисполнительная власть должны бытьразделены, — писал он в своем произведении»Два трактата о государственномправлении». Такое разделение необходимодля предотвращения злоупотреблениявластью. При этом под законодательнойвластью он имел в виду парламент, а подисполнительной — короля. Д.

Локк различалтри ветви власти: законодательную,исполнительную и федеративную. Подпоследней он понимал сферу внешнейполитики, отношения с иностраннымигосударствами. Судебную власть он неназывал в качестве самостоятельнойветви, а включал в состав исполнительной.

ПоД. Локку, законодательная власть являетсяверховной. Если между законодательнойи исполнительной властями возникаетконфликт, например, исполнительнаявласть не созывает законодательныйорган в надлежащее время, значит, онавступает в состояние войны с народом идолжна быть сменена силой. «Несправедливыйи беззаконной силе, — писал Локк, — нельзяпротивопоставить ничего, кроме такойже силы».

Теорияразделения властей получила законченныйи аргументированный вид в работах Ш.Монтескье. Поэтому он по праву считаетсяосновоположником этой теории.

Ш.Монтескье полагал, что каждая из ветвейвласти обладает в отношении другойсредствами контроля, причем этот контрольвзаимный.

Назначение каждой ветви властисостоит в следующем: законодательнаявласть создает законы, изменяет иотменяет их; исполнительная властьосуществляет законы, принятыезаконодательными органами; судебнаявласть «карает преступления и разрешаетстолкновения частных лиц». Свободаи безопасность людей зависят преждевсего от функционирования судебнойвласти.

Задача судей — добиться того,чтобы их решения и приговоры «всегдабыли лишь точным применением текстазакона». Законодательная властьиграет доминирующую роль, в то времякак две другие власти лишь реализуютзаконы и их деятельность имеет подзаконныйхарактер.

Ш.Монтескье определил также некоторыегарантии, предохраняющие от узурпациивласти и концентрации ее в одних руках.Например, законодательные органы недолжны собираться по собственнойинициативе и не имеют права распускатьсебя.

Время созыва и продолжительностьзаседаний законодательных органовопределяются исполнительной властью.

Законодательное собрание не должноиметь власти судить лицо исполнительнойвласти, а суды призваны умерять закондля блага самого закона.

Такимобразом, разделение и взаимное сдерживаниевластей служит главным условиемполитической свободы в обществе.

Считается,что наиболее последовательным воплощениемпринципа разделения властей являетсяКонституция США 1787 г. При этом Конституцияисходит из трех главных посылок: 1)сувереном является народ; 2) ни один изинститутов власти не может бытьединственным выразителем общей волинарода; 3) власть едина, разделяются лишьвластные полномочия. Единство властиобусловлено единством суверенитета.

Системасдержек и противовесов покоится наследующих основополагающих началах:а) все ветви власти имеют различныеисточники формирования (законодательнаявласть формируется народом путемвыборов, исполнительная, напримерПрезидент, избирается народом косвеннымпутем; судебная, в частности ВерховныйСуд, — формируется совместно Президентоми Сенатом); б) все органы власти имеютразные сроки полномочий (например, судьиВерховного Суда занимают свои должностипожизненно, Президент избирается начетыре года, Палата представителей — надва года). Таким образом, все три ветвивласти обладают самостоятельностью поотношению друг к другу и предупреждаетсяодновременное обновление их состава.В результате сохраняются их устойчивостьи преемственность в деятельности; в)каждая из ветвей власти обладает такимисдержками и противовесами, которыепозволяют ей нейтрализовать узурпациювласти другими ветвями (например, правоотлагательного вето Президента, правоКонгресса отклонить законопредложенияисполнительной власти, право импичментав отношении Президента и др.).

Учениео разделении властей в течение многихлет совершенствовалось и развивалось,уточнялось и адаптировалось к новымусловиям.

Привлекает внимание трактовкапринципа разделения властей, предложеннаясовременным американским политологомВинсентом Остромом. Он полагает, чтоверховной власти вообще не должно бытьв государстве.

Действия любой властимогут быть оспорены. Но эффективностьвластных полномочий зависит отсогласованного действия всех трехвластей.

ВРоссии принцип разделения властейполучил конституционное закреплениев ст. 10 Конституции, где провозглашенасамостоятельность органов законодательной,исполнительной и судебной властей.

Источник: https://studfile.net/preview/6051243/page:18/

Uchebnik-free
Добавить комментарий