26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

Вопрос 27. Единство и разделение властей: теория и практика осуществления

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

Единство власти– единственным источником власти является народ. Только народ как совокупность граждан полноправно осуществляет власть в стране.

Единство власти проявляется в трех различных аспектах: социальное единство (народ), единство принципиальных целей и направлений деятельности государственной власти (согласованное управление обществом всеми органами государства), организационно-правовое единство.

Разделение властейэто фундаментальный принцип организации и деятельности государственного аппарата в современных демократических государствах.

Принцип разделения властей –это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Вся полнота власти не может находится в руках одного человека или одного органа. Если же такое происходит, неизбежны злоупотребления властью, нарушения прав человека и тому подобные негативные явления. В соответствии с классическим вариантом теории разделения властей выделяют три ветви власти.

1. Законодательная власть.Она необходима для издания законов, в которых содержатся нормы права, призванные регулировать наиболее важные общественные отношения.

Вся деятельность иных государственных органов должна носить сугубо подзаконный характер. Законодательная власть должна принадлежать коллегиальному выборному (формируемому непосредственно народом) органу.

Собирательное название органа законодательной власти – парламент, а лиц, его составляющих – депутаты.

2. Исполнительная власть.Она предназначена для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконных нормативных актов. Собирательное название органов исполнительной власти – правительство.

Главой исполнительной может быть монарх, президент или глава правительства – премьер-министр, в зависимости от формы правления. С учетом этого же обстоятельства происходит и формирование органов исполнительной власти.

Монарх получает свою должность по наследству; президент избирается непосредственно народом, или коллегией выборщиков (США), или парламентом; члены правительства назначаются монархом, президентом, или избираются парламентом.

3. Судебная власть.Она необходима для осуществления правосудия, для разрешения возникших споров. Судебная власть принадлежит специально созданным для этого органам – судам. И она должна принадлежать только судам, должна осуществляться только судьями, должна быть независимой.

Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента.

1.Необходимо такое распределение полномочий, при котором создается механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

2.Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

Система сдержек и противовесов, установленная в конституции и законах, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной.

Применительно к законодательной власти используется довольно жесткая юридическая процедура законодательного процесса, которая регламентирует основные его стадии, порядок осуществления: законодательную инициативу, обсуждение законопроекта, принятие закона, его опубликование. В системе противовесов важную роль призван играть президент страны, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя, распустить парламент (в предусмотренных законом случаях) и назначить досрочные выборы. Деятельность Конституционного Суда также можно рассматривать в качестве правосдерживающей, ибо он имеет право блокировать законодательные акты. Законодатель в своих действиях ограничен временными рамками (избирается на определенный срок), самими принципами права, конституцией, другими юридическими и демократическими нормами и институтами.

В отношении исполнительной власти используются ограничения ведомственного нормотворчества и делегированного законодательства. Сюда же можно отнести установленные в законе определенные сроки президентской власти, вотум недоверия правительству, импичмент.

Для судебной власти тоже есть свои правоограничивающие средства, выражающиеся в конституции, процессуальном законодательстве, в его гарантиях, принципах: презумпция невиновности, праве на защиту, равенстве граждан перед законом и судом, гласности и состязательности процесса, отводе судьи и т.д.

Таким образом, можно выделить ряд общепризнанных основных положений принципа разделения властей.

1.В демократическом правовом государстве должны раздельно функционировать три независимые, равные и взаимоуравновешенные власти – законодательная, исполнительная и судебная в целях обеспечения наибольшей эффективности народовластия.

2.Разделение властей понимается не как противостояние и конфронтация, а как разумное разграничение полномочий между ветвями власти, которое устанавливается в конституциях и иных основных законах каждого государства в соответствии с господствующим в нем пониманием сущности демократии как народовластия.

3.Все три ветви власти должны находиться во взаимном равновесии, чтобы ни одна из них не могла получить преобладание над другими. Это достигается посредством системы «сдержек и противовесов», нейтрализующих тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом.

4.Законодательная, исполнительная и судебная ветви власти находятся в тесной связи, во взаимодействии друг с другом, что обусловливает единство государственного механизма.

Вопрос 28. Политическая система общества: понятие, структура. Особенности политической системы в современной России.

Политическая система общества —это обусловленная культурными, социальными, экономическими, идеологическими факторами совокупность политических взаимодействий между государством и негосударственными организациями (институтами), прямо или косвенно участвующих в реализации политической власти или оказывающих влияние на нее.

Цели политической системы.

1.Политическая система обеспечивает согласование целей глобального уровня (национальная идея, глобальные проекты).

2.Политическая система обеспечивает интеграцию различных групп (политических, религиозных, этнических), путем нахождения баланса интересов.

3.Легитимация, т.е. процесс непрерывного обеспечения согласия общества признавать верховенство власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b23922.html

Разделение властей: история, теория и практика

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

Теория разделения властей была сформулирована в начале самостоятельного учения в XVIII в. Шарлем Монтескье.

Согласно этому принципу, власть понимается как совокупность различных властных функций (законодательной, исполнительной, судебной). Эта идея высказывалась еще античными и средневековыми философами (Аристотель, МарсилийПадуанский, и др.).

Три ветви власти должны осуществляться независимо друг от друга различными государственными органами.

Принцип разделения властей – это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

Принцип разделения властей может обеспечиваться наличием системы «сдержек и противовесов» (США), когда законодательная, исполнительная и судебная власти разделены не только организационно, но формально и полностью независимы друг от друга, причем каждая из ветвей обладает полномочиями, позволяющими ей контролировать и ограничивать другие власти. Ни одна из властей не имеет ни формального, ни фактического верховенства.

С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

В Конституции РФ предусмотрен принцип разделения властей в России. Так, в ст. 10: «Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.»

Корганами законодательной власти в Российской Федерации относятся:

— Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума — две палаты Собрания), Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации;

— органы власти других субъектов Российской Федерации; местные органы государственной власти.

К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:

— Президент Российской Федерации; Совет Министров Российской Федерации;

— Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными Собраниями;

— Правительство республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

— Конституционный Суд Российской Федерации;

— Верховный Суд Российской Федерации;

— Высший Арбитражный Суд Российской Федерации; суды республик и других субъектов РФ;

— районные народные суды; суды специальной юрисдикции.

Понятие и структура политической системы. Место и роль государства в политической системе общества.

Политическая система общества представляет собой упорядоченную на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т. п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» включает регулирование политических процессов, формирование и функционирование политической власти. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая система, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает качественно новое свойство, не присущее ее отдельным частям.

Политическая система регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Структура политической системы:

– политическая организация общества, включающая в себя государство;

– политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т. п.;

– политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

– социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

– политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

– политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Государство является центральным элементом политической системы,

т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством.

Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы. Черты государства, определяющие его положение в политической системе:

Универсальность государственной власти – государство – это организация, которая объединяет все общество в целом, ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение, только оно располагает армией, милицией, судами.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования.

Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной властисосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом,основным источником реализации политической власти, государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны.

Дата добавления: 2018-02-28; просмотров: 713;

Источник: https://studopedia.net/2_45056_razdelenie-vlastey-istoriya-teoriya-i-praktika.html

27. Разделение властей: теория и практика осуществления

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

Разделение властейэто фундаментальный принцип организациии деятельности государственного аппаратав современных демократическихгосударствах. Его теоретическоеобоснование связано прежде всего сучёнными Нового времени Дж. Локком и Ш.Монтескье (хотя сама идея имеет оченьдавнюю историю), а практическоеосуществление – с периодом буржуазныхреволюций.

Теория разделениявластей была обусловлена борьбойкрепнувшей буржуазии против феодальногоабсолютизма, борьбой с системой,тормозившей развитие общества игосударства.

Принцип разделениявластей – эторациональная организация государственнойвласти в демократическом государстве,при которой осуществляются гибкийвзаимоконтроль и взаимодействие высшихорганов государства как частей единойвласти через систему сдержек ипротивовесов.

теорииразделения властей состоит в следующем.Вся полнота власти не может находитсяв руках одного человека или одногооргана. Если же такое происходит,неизбежны злоупотребления властью,нарушения прав человека и тому подобныенегативные явления.

Поэтому необходиморазделение всей государственной властина несколько составляющих (на нескольковетвей), её распределение по различныморганам с тем, чтобы ни один орган необладал всей полнотой власти.

Всоответствии с классическим вариантомтеории разделения властей выделяют триветви власти.

1. Законодательнаявласть. Онанеобходима для издания законов, в которыхсодержаться нормы права, призванныерегулировать наиболее важные общественныеотношения.

Вся деятельность иныхгосударственных органов должна носитьсугубо подзаконный характер. Законодательнаявласть должна принадлежать коллегиальномувыборному (формируемому непосредственнонародом) органу.

Собирательное названиеоргана законодательной власти –парламент, а лиц, его составляющих –депутаты.

2. Исполнительнаявласть. Онапредназначена для исполнения законов,издаваемых органами законодательнойвласти. Во исполнения законов ейпредоставлено право активных действий,а также право принятия подзаконныхнормативных актов. Собирательноеназвание органов исполнительной власти– правительство.

Главой исполнительнойможет быть монарх, президент или главаправительства – премьер-министр, взависимости от формы правления. С учётомэтого же обстоятельства происходит иформирование органов исполнительнойвласти.

Монарх получает свою должностьпо наследству; президент избираетсянепосредственно народом, или коллегиейвыборщиков (США), или парламентом; членыправительства назначаются монархом,президентом, или избираются парламентом.

3. Судебная власть.Она необходимадля осуществления правосудия, дляразрешения возникших споров. Судебнаявласть принадлежит специально созданнымдля этого органам – судам. И она должнапринадлежать только судам, должнаосуществляться только судьями, должнабыть независимой

Говоря о характере взаимоотношений между тремя властями, нужно обратить внимание на два основных момента

  1. Необходимо такое распределение полномочий, при котором создаётся механизм сдержек и противовесов для предотвращения злоупотреблений властью.

  2. Необходимо и сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом. Если же различные ветви будут лишь бороться друг с другом, только сдерживать друг друга, это самым негативным образом скажется на качестве деятельности государства, значительно ослабит его.

Система сдержеки противовесов, установленная вконституции и законах, представляетсобой совокупность правовых ограниченийв отношении конкретной государственнойвласти: законодательной, исполнительной,судебной.

Применительно кзаконодательнойвласти используетсядовольно жёсткая юридическая процедуразаконодательного процесса, котораярегламентирует основные его стадии,порядок осуществления: законодательнуюинициативу, обсуждение законопроекта,принятие закона, его опубликование.

Всистеме противовесов важную роль призваниграть президент страны, который имеетправо применить отлагательное вето припоспешных решениях законодателя,распустить парламент (в предусмотренныхзаконом случаях) и назначить досрочныевыборы.

Деятельность КонституционногоСуда также можно рассматривать в качествеправосдерживающей, ибо он имеет правоблокировать законодательные акты.

Законодатель в своих действиях ограниченвременными рамками (избирается наопределённый срок), самими принципамиправа, конституцией, другими юридическимии демократическими нормами и институтами.

В отношенииисполнительнойвласти используютсяограничения ведомственного нормотворчестваи делегированного законодательства.Сюда же можно отнести установленные взаконе определённые сроки президентскойвласти, вотум недоверия правительству,импичмент.

Для судебнойвласти тожеесть свои правоограничивающие средства,выражающиеся в конституции, процессуальномзаконодательстве, в его гарантиях,принципах: презумпция невиновности,праве на защиту, равенстве граждан передзаконом и судом, гласности и состязательностипроцесса, отводе судьи и т.д.

Источник: https://studfile.net/preview/4419536/page:44/

Разделение властей в современной России: теория и практика осуществления

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

Статья 10 Конституции РФ закрепляет принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Разделение властей дополняется системой «сдержек и противовесов», позволяющей властям взаимно контролировать друг друга (конституц. суд.

контроль, позволяющий в суд.

порядке оспорить нормативно-правовые акты, если они противоречат законам и Конституции; ответственное перед парламентом в парламентских республиках и монархиях правительство, деятельность которого зависит от парламентского «вотума доверия»; контрассигнатура или «скрепаутверждение» принятых парламентом законов со стороны президента или монарха; и пр.).

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой гос. власти (единство системы государственной власти является, согласно части 3 статьи 5 Конституции РФ, одним из конституционных принципов федерат-го устр-ва страны) на 3 самост. ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Гос. власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ.

Президент РФ является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Фед. Собрание — парламент РФ — законодательный и представительный орган.

Правительство РФ возглавляет систему органов исполнительной власти РФ.

Cуды РФ — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд и др. фед.суды осуществляют судебную власть.

В конституции президент в системе фед. органов власти поставлен на первое место и форм-но не отнесён к какой-либо одной ветви власти, как и в конституции Французской Республики.

Хотя формально Президент РФ не является главой исполнительной власти, он связан с ней наиболее тесно. Указы и распоряжения президента являются подзаконными актами, и, след-но, не являются ни законами, ни суд.

решениями, а носят исполнительный хар-р. Президент перед выборами представляет свою программу. И для её реализации он, с согласия Гос. Думы, назначает председателя Правительства.

А затем, по представлению председателя правительства, назначает министров.

Согласно одной точке зрения, президент рассматривается только как глава государства, гарант всех конституционных институтов, стоящий «над всеми ветвями» власти, является четвертой ветвью власти — «президентской». Но это противоречит статье 10 Конституции РФ, где закреплен принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Другая точка зрения заключается в том, что президент, как глава государства, обладает полномочиями исполнительной власти, но не входит в систему ее органов.

Действительно, у Президента РФ весьма обширные полномочия, и конституционная модель этого института соответствует модели сильного Президента, принятой во многих странах мира. Однако обе точки зрения, ставящие Президента РФ вне обозначенных в Конституции РФ ветвей власти, противоречит закрепленному принципу разделения властей.

Согласно третьей точке зрения Президент РФ, являясь главой государства, является важнейшим элементом системы исполнительной власти, поскольку не правительство определяет основные направления политики государства, а именно президент в своих нормативных указах и ежегодных посланиях к Федеральному Собранию. Президент может принять решение об отставке правительства.

Обязанности президента — назначения на государственные должности, определение направлений государственной политики, президентские программы, контрольные функции, руководство внешней политикой и силовыми ведомствами — являются функциями исполнительной власти.

В Конституции РФ нет понятия глава исполнительной власти. Правительство «осуществляет исполнительную власть в РФ». «Председатель Правительства в соответствии с законами и указами президента определяет основные направления деятельности и организует работу правительства.»

По закону «О Правительстве» правительство — высший орган исполнительной власти, является коллективным органом. Система органов исполнительной власти включает в себя федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Гос. органы исполнительной власти, функции которых определены в конституции.Кроме президента, в конституции указаны и др. органы исполнит. власти, функции кот. не перечислены среди ф-ций прав-ва:· Администрация Президента РФ — обеспечивает деят-ть Президента РФ;

· Полномочные представители Президента РФ в фед. округах — представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ — генеральный прокурор назначается Советом Федерации — осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением действующих законов;

· Центральный банк РФ — председатель Центр. банка назначается Гос. Думой — осн. функция, кот. он осущ-т независимо от др. органов гос. власти — защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ — проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ — половина состава и председатель назначается Гос. Думой, половина — Советом Федерации, осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в РФ — рассматривает жалобы граждан РФ и др. заявителей на решения и действия гос. органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

· другие федеральные органы.

Разделение властей в субъектах Российской Федерации.Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» — разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов гос. власти, как единство системы гос. власти, разделение гос.

власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа гос. власти либо должностного лица, самостоят. осуществление органами гос. власти принадлежащих им полномочий.

Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Разделение властей также включает в себя механизм сдержек и противовесов-т.е. установление взаимозависимости и взаимодействия и взаимного контроля между ветвями власти, с целями: 1) не допустить доминирование какой либо ветви власти над другими, 2) согласования стратегических целей, 3) обеспечение их функционирования как единой государственной власти.

Механизм сдержек и противовесов имеет следующие основные начала:

а) ветви власти имеют разные источники и способы формирования.

б) все органы имеют разные сроки полномочий;

в) каждая из ветвей власти обладает своими сдержками и противовесами.

Обобщая вопрос, разделение властей состоит в следующем:

1. Законодательная власть осуществляется представительным органом, который принимает законы, обладающие высшей юридической силой.

2. Исполнительная власть должна заниматься организацией исполнения законов, должна быть ограничена в правотворчестве и должна быть подчинена главе государства или парламенту.

3. Между законодательными и исполнительными органами должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающий перенос центра власти на один из них.

4. Судебные органы независимы, действуют на основе законов и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно, независимо от других властей. Каждая из властей имеет собственные исключительные полномочия.

5. Споры о компетенции между законодательной и исполнительной ветвями власти должны решаться на основе конституции в суде.

6. Наличие системы сдержек и противовесов для сбалансированности, уравновешенности властных полномочий различных ветвей.

Источник: https://cyberpedia.su/12xa96a.html

Разделение властей: теория и практика

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

       Наибольшей критики заслуживает, на мой взгляд, порядок отрешения Президента от занимаемой должности. Он включает несколько этапов. Сначала Государственная Дума должна выдвинуть обвинения против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. При этом не выделяются в отдельную категорию нарушения норм Конституции РФ.

После выдвижения обвинения Верховый Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, а Конституционный Суд РФ — о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Наконец, вопрос об отрешении Президента от должности поступает на рассмотрение в Совет Федерации, который должен принять решение в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной Думой.

Однако, отрешение Президента от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда,  подтверждающее обвинение,  — это еще не вступивший в законную силу обвинительный  приговор компетентного суда.

  Следовательно, возможна ситуация, когда отрешенный от должности, теперь уже экс-президент, будет признан судом невиновным в совершении преступления,  обвинение в котором послужило формальным основанием для отрешения его от должности.  Но экс-президент не будет восстановлен в должности.

  Таким образом, окажется, что отрешение от должности произошло без причин юридического характера.  И, наоборот, вопреки заключению Верховного Суда, подтверждающему обвинение, Совет Федерации по политическим соображениям может не принять решение об отрешении Президента от должности.  Наконец, Государственная Дума может либо выдвигать, либо не выдвигать обвинение против Президента по тем же политическим соображениям, независимо от причин юридического характера.

       Недостатки содержит и ст. 92 Конституции РФ, не дающая ответа на вопрос о том, кто констатирует стойкую неспособность Президента по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

      Одним из главных недостатков Основного закона следует считать ограниченный набор контрольных полномочий парламента. Специфической формой контроля может считаться возможность отрешения Президента от должности, о чем говорилось выше.

Особого внимания требуют контрольные полномочия парламента в отношении органов исполнительной власти.

Конституция по существу сводит их к контролю за исполнением федерального бюджета, решению вопроса о доверии правительству в целом и ратификации международных договоров.

      В практике многих стран выработаны разнообразные формы контроля парламента: вопросы к правительству и непосредственно к премьер-министру, дебаты по общей политике правительства и отдельным вопросам, интерпелляция, постановка вопроса о недоверии или вынесение резолюции порицания, парламентские слушания, парламентские расследования, контроль за делегированием законодательства.[См.25-с.360]

      Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусматривает такие формы парламентского контроля за деятельностью правительства, как решение вопроса о доверии, вотум недоверия, депутатские вопросы и запросы, письменные обращения комитетов и комиссий палат Федерального Собрания к членам правительства и руководителям федеральных органов исполнительной власти, предоставление Правительством информации о ходе исполнения федерального бюджета. Этих полномочий явно недостаточно. Функционирование эффективного парламентского контроля, основанного на регулярном необходимом взаимодействии с исполнительной властью, не представляется возможным без соответствующей правовой базы. 
Правительство РФ, согласно ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» является высшим органом исполнительной власти. Однако исполнительная власть осуществляется на современном этапе, как уже было сказано выше, под значительным влиянием Президента. Во многом от него зависит состав правительства, именно Президент может принять решение об отставке правительства. Конституция РФ допускает существование лояльного Президенту правительства при любом раскладе политических сил в Государственной Думе. Детальный анализ соответствующих конституционных положений приводит к предположению о том, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению разделения президентской и исполнительной ветвей власти. Закрепление целой группы функций государственного управления одновременно за Президентом и Правительством вызвало появление правовых коллизий. Справедливо ставится вопрос о том, несколько способствует реализации правомочий правительства подчинение отдельных министерств и ведомств непосредственно Президенту. [См.5-с.461-462] Отсутствие последовательного разграничения сфер управления правительства и Президента привело к дуализму в руководстве единой системы исполнительной власти. Широкий диапазон направлений деятельности Президента в области внутренней и внешней политики пересекается с функциями Правительства.

      Наконец, важной проблемой практического осуществления принципа разделения властей в Российской Федерации является то, что тремя основными «ветвями власти», даже вместе с институтом главы государства, система государственных органов РФ (и многих других государств мира) не ограничивается. Как справедливо отмечает В.Е.

Чиркин, «в современном государстве существует множество органов и должностных лиц, которых не было во времена, когда формулировалась концепция разделения властей». [См.24-с.

258] В современном Российском государстве такими органами являются избирательные комиссии во главе с Центральной избирательной комиссией РФ, органы при Президенте, Центральный Банк России, органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей, а также органы прокуратуры (во главе с Генеральной прокуратурой), органы  финансового контроля (Счётная палата РФ и аналогичные региональные органы), омбудсманы (Уполномоченный по правам человека в РФ и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ). К сожалению, место этих органов в системе разделения властей не всегда освещается должным образом, в различных учебниках по теории государства и права эти органы при рассмотрении принципа разделения властей игнорируются, а во многих научных источниках информации о таких органах ничего не говорится об их месте в системе разделения властей. Отчасти это можно объяснить тем, что система разделения властей в современном виде существует в нашей стране только с 1994 года, а при советской власти вопрос о разделении властей и о статусе различных государственных органов не стоял, так как все государственные органы были подконтрольны и подотчётны Советам. Зачастую такие органы искусственно относятся к одной из основных «ветвей власти», особенно хорошо это видно на примере прокуратуры. Имеют место даже политические заявления о нелегитимности таких органов именно по той причине, что они не укладываются в классическую схему разделения властей. Между тем, некоторые решения данного вопроса всё-таки существуют. М.В.Баглай определяет большинство из этих органов как «органы государственной власти с особым статусом». [См.12-с.353-356] О.Е.Кутафин свидетельствует о наличии «органов президентской власти» и «особой группы государственных органов прокуратуры».[См.17-с.284] В.Е.Чиркин справедливо отмечает, что «концепция разделения властей имеет прежде всего ориентирующий характер», что «в угоду догматическому его пониманию не следует закрывать глаза на реальную ситуацию».[См.25-с.255]

      Таким образом, исследование реализации принципа разделения властей наиболее эффективно при рассмотрении государственного механизма как единой системы органов.

Единство государственного механизма достигается на основе распределения функций между государственными органами, закрепления самостоятельности каждого органа возможностью противопоставить собственное мнение решениям других органов, а также алгоритма согласования позиций.

Последнего крайне не хватает Конституции РФ с ее несбалансированной системой сдержек и противовесов и конъюнктурной моделью разделения властей.    

Заключение. 

      В современной правовой науке принцип разделения властей принято относить к основам демократического конституционного строя. Это значит, что он имеет основополагающее значение при решении конкретных вопросов построения государственного механизма.

      Назначение принципа разделения властей — исключить возможность концентрации всей полноты власти в руках одного лица или органа путем установления такой государственности, при которой различные ветви государственной власти могли бы взаимно сдерживать друг друга.

      Сферы реализации трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной — должны быть четко разграничены, они не должны быть помехой друг другу.

История доказала, что принцип разделения властей — это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

      Разделение властей должно основываться, прежде всего, на их сотрудничестве, которое, однако, сдерживало бы каждую из них, ставило бы в определенные рамки и балансировало.

      Независимость и самостоятельность каждой из трех ветвей власти, и особенно законодательной и исполнительной, не должны быть препятствием к их взаимодействию. Больше того, эффективная власть невозможна без их сотрудничества.

   В Российской Федерации государственная власть также строится на основе этого принципа, хотя при этом имеет свои специфические особенности.

Как показывает практический опыт функционирования властей после принятия Конституции России 1993 года, обладая относительной самостоятельностью и сдерживая в своей повседневной деятельности друг друга, государственные власти далеко не всегда уравновешивают друг друга.

 В особенности это касается законодательной и исполнительно-распорядительной властей. В отношениях между ними, равно как и в отношениях с другими ветвями и разновидностями властей, неизменно доминирует президентская, а точнее, исполнительная власть.

      Во взаимоотношениях с судебной властью это предопределяется прежде всего тем, что президент обладает огромными конституционными возможностями оказывать влияние на кадровый состав судебных органов. Так, в соответствии со ст.

83 и 128 Конституции РФ президент представляет кандидатуры Совету Федерации для назначения на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда. Кроме того, он назначает судей других федеральных судов.

      В отношениях с законодательной властью доминирование исполнительной власти во многом предопределяется тем, что президент обладает такими весьма действенными рычагами, как право роспуска Государственной Думы, право назначения выборов в Государственную Думу, право назначения референдумов, право на внесение законопроектов в Думу, подписывания и обнародования федеральных законов. Президент обладает также правом вето на принимаемые законы.

      Сложившаяся ситуация, в значительной степени предопределяет в настоящее время в России формально-юридическое и фактическое доминирование исполнительной ветви над остальными ветвями государственной власти, что может способствовать установлению авторитарной формы правления. 

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации  / http://www.constitution.ru/

2. Декларация «О государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня  
1990 г. / http://constitution.garant.ru/act/base/10200087/

3. Сборник законодательных актов РСФСР о государственном суверенитете, союзном договоре и референдуме. — М.: Наука, 1991.

4. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» / http://docs.kodeks.ru/document/902135932

Источник: https://www.turboreferat.ru/state-theory/razdelenie-vlastej-teoriya-i-praktika/154546-779471-page4.html

Конспекты юриста

26. Разделение властей: теория и практика осуществления.

→ Курсовые → Курсовые по теории государства и права

План курсовой работы

Введение.

1. Становление и развитие теории разделения властей.

2. Законодательные власть и ее органы.

3. Исполнительная власть и ее органы.

4. Судебная власть и её органы.

Заключение.

Библиографический список.

Введение

Для написания данной курсовой работы я выбрал тему «Разделение властей: теория и практика», потому что эта тема достаточно актуальна на современном этапе, так как принцип разделения властей в нашей стране действует сравнительно недавно, и в настоящее время он продолжает развиваться и совершенствоваться.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования правового государства.

В дореволюционный период в принципе не могло быть никакого разделения властей, так как вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха.

В советское же время данная тема не находила отражения в науке, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей цели социалистического государства.

Произошедшая же коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, позволила воплотить принцип разделения властей в российское право, благодаря выдвижению на первый план общегосударственной цели – создать современное правовое государство.

Принцип разделения властей является неотъемлемой чертой демократического правового государства. Тщательное исследование данного принципа дает возможность сформировать целостное представление о данной модели, без которого невозможно верно оценить сущность и особенности государственного устройства в XXI веке.

Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве.

Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Актуальность данной темы обоснована тем, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ, государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.

Степень научной разработанности темы составили труды отечественных и зарубежных мыслителей и учёных, которые занимались разработкой теории разделения властей. Идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель и др.

Отдельные взгляды на разделение властей, как оптимальном способе организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье.

Проблема разделения и взаимодействия властей в государственном механизме активно разрабатывалась видными российскими государственными деятелями, такими как М.М. Сперанский.

Объектом данной курсовой работы являются законодательная, исполнительная и судебная власть в лице органов осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей.

Предметом исследования является рассмотрение теории разделения властей в истории политико-правовой мысли, а так же построение и функционирование государственной власти в России на основе принципа разделения властей.

Основной целью курсовой работы является всестороннее исследование теории разделения властей, увидеть взаимосвязь ветвей власти; понять сущность создания единой системы путем разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей.

Исходя, из выше сказанного, можно выделить следующие задачи:

  • 1. Рассмотреть становление и развитие теории разделения властей;
  • 2. Изучить законодательную власть и её органы;
  • 3.

    Изучить исполнительную власть и её органы;

  • 4. Изучить судебную власть и её органы;
  • 5.

    Проанализировать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в России, исходя из принципа разделения властей.

Теоретическую основу исследования составили труды теоретиков права, среди которых работы — Баглай М.В., Чиркин В.Е., Борисевич М.М., Бородина С.В., Кудрявцева В.Н., Ильина М.В., Купряхина В.В., Медушевского А.Н., Бельский К.С. и др.

Основными методами, которыми я пользовался в данной работе, являлись: исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный.

↓ Скачать работу (docx)

Источник: https://www.law-student.ru/kursovye/razdelenie-vlastey-teoriya-i-praktika.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий