26.Особенности развития экономической науки в России.

Особенности развития экономической науки в России.(со второй половины 19 — нач. 20 веков)

26.Особенности развития экономической науки в России.

1. Одной из особенностей экономической мысли в России является органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.

Это отличает и самобытную «Книгу о скудости и богатстве» Ивана Тихоновича Посошкова (1652-1726), и программу революционных преобразовании Павла Ивановича Пестеля (1793-1826), и теорию политической экономии трудящихся Николая Гавриловича Чернышевского (1828-1889), и труды буржуазных либералов Ивана Васильевича Вернадского (1821-1884), Александра Ивановича Чупрова (1842-1908), и работы теоретиков социального направления Николая Ивановича Зибера (1844-1888), Михаила Ивановича Туган-Барановского (1865–1919).

2. На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аграрных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.

Вспомним различия в подходах Александра Николаевича Радищева (1749-1802), выступавшего за безусловную отмену крепостного права, и Михаила Михайловича Сперанского (1772-1839), предлагавшего лишь несколько облегчить крепостную зависимость, борьбу приверженцев западных методов преобразований и поклонников самобытного пути, споры сторонников и противников аграрной реформы Петра Аркадьевича Столыпина (1862-1911).

3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики. С планами экономических преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые.

Сергей Юльевич Витте (1849 – 1915) был не только министром финансов, но и автором теоретических трудов. Он инициатор и проводник нововведений в экономической политике, перевода рубля на «золотую» основу, введения винной монополии.

О неизбежной необходимости и полной естественности прошлых и предстоящих постепенных, но решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономической жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Иванович Менделеев (1834–1907).

Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Георгий Валентинович Плеханов (1856–1918).

4. Определенную роль в формировании российской экономической мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений – В. В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И.Туган-Барановский.

Но «традиция» замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас.

Такова своеобразная форма «критики», отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило отличающихся своей социальной направленностью.

12. Потребности: их сущность, структура и динамика. Экономические блага и ресурсы.

Потребность –это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности, развития личности и общества в целом.

Именно состояние неудовлетворенности заставляет человека предпринимать определенные действия и усилия, т.е. осуществлять производственную деятельность. На заре человечества люди удовлетворяли потребности за счет готовых благ природы.

В дальнейшем абсолютное большинство потребностей стало удовлетворяться за счет производства благ. Те потребности, которые в готовом виде не встречаются и, для которых необходимо производство называют экономическими потребностями.

Классификации потребностей уделялось большое внимание, начиная ещё с древних времён. По крайней мере, со времён Аристотеля известно их деление на телесные и духовные.

В настоящее время в основу классификации потребностей положены выводы американского психолога и экономиста А. Маслоу.

Он считает, что человеческие потребности располагаются в определённой иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А.

Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, в безопасности, причастности к коллективу, обществу, признания и самореализации (самовыражении). Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.

Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А.Маслоу и также имеют иерархическую структуру.

Таким образом, классификация потребностей отличается огромным разнообразием и зависит от критерия, который взят за основу деления (табл. 1).

Таблица 1

Критерий классификации Виды потребностей
1. В зависимости от масштабов и структуры производства а) Абсолютные (максимальные) потребности – это потребности, которые ориентированы на предельные возможности производства, основанного на последних достижениях науки и техники. Они задают ориентир производству и подлежат удовлетворению в перспективе. б) Действительные потребности – это потребности, подлежащие удовлетворению в условиях достигнутого уровня производства и НТП. Выступают в форме платёжеспособного спроса. в) Фактически удовлетворяемые потребности выступают в форме удовлетворения спроса
2. По роли в воспроизводстве рабочей силы а) Материальные потребности – это потребности человека в пище, одежде, жилище, продолжении рода; б) Духовные потребности – это потребности в образовании, культуре, отдыхе, творчестве, вере и т.д.; в) Социальные потребности – это потребности человека реализовать свои способности, занять положение в обществе, продвинуться по службе и т.д.
3. По уровню развития общества а) Элементарные потребности (физиологические), связаны с обеспечением выживаемости человека как биологического существа (потребности в пище, одежде, жилище); б) Высшие (социальные) потребности непосредственно связаны с благосостоянием людей. Это потребительские бюджеты людей, денежные сбережения, накопления, наличие собственности, условия и оплата труда, занятость, экологическая безопасность
4. По социальной структуре а) Потребности общества (государственные, национальные, территориальные) – это потребности в безопасности, охране общественного порядка, правовой защите, сохранении национальной культуры, охране памятников, окружающей среды, поддержании мира; б) Потребности социальных групп, классов – это потребности людей, объединившихся по общим интересам (шахматисты – в шахматном клубе, любители купания – в бассейне и т.д.); в) Личные потребности – это потребности отдельных людей во всём том, что необходимо каждому человеку (насыщаемые, менее насыщаемые и не насыщаемые).
5. С учётом очерёдности удовлетворения а) Первичные (низшие, неэластичные), т.е. потребности человека в еде, питье, одежде, жилье и т.д.; б) Вторичные (высшие, эластичные), образуемые потребностями, связанными, главным образом, с духовной, интеллектуальной деятельностью человека – потребности в образовании, искусстве, развлечении.
6. В зависимости от участия в производственном процессе а) Производственные– потребности в средствах производства и рабочей силе; б) Непроизводственные – за пределами производства (личные, общественные)
7. По сроку удовлетворения а) Текущие (краткосрочные); б) Перспективные (долгосрочные)

Благоэто средство, с помощью которого удовлетворяются потребности. Способность блага удовлетворять потребность называют полезностью. В рыночной экономике, где экономические блага продаются и покупаются, их называют товарами и услугами (часто просто товарами, продуктами, продукцией).

Классификация благ, как и потребностей, отличается большим разнообразием (табл. 2).

Таблица 2

Критерий классификации Виды благ
1. По источникам возникновения Экономические блага (ограниченные) –это блага, которые являются результатом экономической деятельности Неэкономические блага (естественные) -даровые, свободно предоставляемые природой, например, воздух, вода, солнечный свет и др.
2. По функциональному назначению и роли в воспроизводстве Потребительские блага (прямые, или предметы потребления, или низшего порядка) – это блага, предназначенные для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Ими являются конечные товары и услуги Производственные блага (косвенные, или средства производства, или высшего порядка) – это блага, используемые в процессе производства, представленные производственными ресурсами (станками, машинами, оборудованием, зданиями, землей, профессиональными навыками и т.д.)
3. В зависимости от количества потребителей Общественные блага – это те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны (национальная оборона, законотворчество, общественный порядок). Частные благапредоставляются только тем, кто за них заплатил (поездка в общественном транспорте, посещение кинотеатра, обед в ресторане и т.д.).
4. По роли в потреблении Предметы первой необходимости(пища, одежда, жильё и др.) Предметы не первой необходимости(изделия из драгоценных металлов, картины, яхты и др.)
5. По продолжительности использования Длительного пользования(здания, сооружения, мебель, бытовая техника станки, машины и т.д.) Разового пользования (продукты питания, сырьё, топливо)
6. По характеру удовлетворения потребностей Взаимозаменяемые (субституты)- это блага, которые могут заменять друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (нефть и газ как топливо) Взаимодополняемые (комплементы) – это блага, которые удовлетворяют какую-либо потребность только при совместном использовании (автомобиль и бензин, фотоаппарат и плёнка)
7. По сфере производства Материальные блага – это естественные дары природы (земля); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.) Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека; они создаются в непроизводственной сфере: здравоохранении, искусстве, кино, музеях, театрах и т.д. Материальные услуги связаны с доставкой готовой вещи к потребителю и ее последующим техническим обслуживанием. Нематериальные услуги представляют собой услуги, не связанные с использованием материальных благ (услуги адвоката, репетитора и др.).
Просмотров 537 Эта страница нарушает авторские права

Источник: https://allrefrs.ru/1-8934.html

1.4 Особенности развития экономической науки в России

26.Особенности развития экономической науки в России.

Русскаяэкономическая мысль в целом повторилаобщие закономерности развития мировоймысли. Однако, отражая в высшей степенисамобытные черты русской экономики,она смогла стать самостоятельнойнациональной школой со своимиособенностями.

Отметимследующие особенности экономическоймысли России.

1. Теоретическийанализ тесно связан с проблемами развитияпроизводительных сил, реформированиясоциально-экономических отношений.

2. Напротяжении длительного времени в центревнимания российских экономистовоставался крестьянский вопрос, проблемааграрных преобразований. Дискуссии шлио проблемах общинного землевладения,о повышении эффективностисельскохозяйственного труда, о путяхвовлечения села в систему рыночныхотношений.

3. Висследовании и обосновании экономическихпроблем активно участвовали не толькопрофессиональные экономисты, но ипредставители других сфер знания,публицисты, практики. С планамиэкономических преобразований, проведенияденежной реформы выступали государственныедеятели и ученые.

Витте С.Ю. (1849– 1915 гг.) был не только министром финансов,но и автором теоретических трудов. Онеобходимости решительных перемен впромышленности и сельском хозяйстве,в других видах экономической жизни иуправления писал в «Заветных мыслях»Д.И.Менделеев (1834– 1907 гг.).

4. Определеннуюроль в формировании российскойэкономической мысли играли представителиисторической школы, в том числе авторыисследований и работ по историиэкономических учений – В.В.Святловский (1869– 1927 гг.) и М.И.Туган-Барановский (1865–1919 гг.).

Оченьзаметный вклад в теорию циклов и кризисоввнес Туган-Барановский. Ему принадлежитанализ причин и специфики экономическихкризисов. Циклическое развитиехарактеризуется им как волнообразный(а не скачкообразный) процесс.

Причинуцикличности, по мнению исследователя,следует искать в особенностях движениякапитала, в разрыве динамики накопленияпроизводительного и денежного капиталов.

В работах ученого обоснованы исходныеположения инвестиционной трактовкитеории циклов, сформулированыфункциональные взаимосвязи, получившиепозднее наименование «мультипликацияи акселерация».

Выдающийсяэкономист-аграрник А.В.Чаянов(1888 – 1937 гг.), характеризуя развитиеаграрных отношений в период распадапомещичьего землевладения и реформированияроссийской деревни (начало XX в.), поставилв центр анализа изучение условий иособенностей семейно-трудовогокрестьянского хозяйства.

Вкрестьянской стране прогресс и перспективынациональной экономики органичносвязаны с трансформацией многомиллионноймассы крестьянских хозяйств.

Вопрекимнению большинства специалистов о якобынеизбежном и однозначном преобразованиисельскохозяйственного производства вкрупные «фабрики зерна и мяса», Чаяновпридерживался другой позиции.

Онобосновывал другой путь вовлечениякрестьянских хозяйств в систему рыночныхотношений, в национальное производство.

Всвоих трудах ученый развивал положениеоб относительной устойчивостисемейно-трудовых крестьянских хозяйств.Его аргументы основывались на том, чтоэти хозяйства носят в определеннойстепени замкнутый характер.

Их цель неизвлечение прибыли, а обеспечениеизвестного уровня потребления крестьянскойсемьи. Перспективы дальнейшего развития,перехода к применению прогрессивнойтехники и эффективных приемов веденияхозяйства Чаянов видел, прежде всего,в развитии кооперации.

Участие в различныхформах кооперации – «от рынка к полю»– рассматривалось как добровольный ипостепенный процесс.

Глубокийслед в российской экономической наукеначала XX в. оставил Н.Д.Кондратьев (1892– 1938 гг.). Заслуга Н.Д. Кондратьева состоитв том, что он разработал теорию большихциклов (длинных волн).

Ученый обосновалналичие, наряду с краткосрочными и среднесрочными циклами, долгосрочныхциклов продолжительностью 48 – 55 лет.

Он провел статистическое исследованиедлительных циклов, показал взаимосвязьциклических колебаний различнойпродолжительности, выявил факторы,лежащие в основе больших конъюнктурныхколебаний.

Концепциябольших циклов, разработанная Кондратьевым,позволяет представить общие закономерностисоциально-экономического развития,присущие как отдельным странам, так иобщемировому процессу.

Переходыот одной фазы большого цикла к другойсвязаны с техническими переворотами иструктурными преобразованиями экономики.

Теория больших циклов лежит в основепонимания качественных сдвигов вэкономике, в сфере социально-экономическихи взаимосвязанных с ними процессов.

Рядавторов усматривают взаимосвязь междуфазами циклов Кондратьева и этапамиразвития капиталистического общества,начиная с периода свободной конкуренции(продолжавшегося примерно до 50-х гг. XXв.) и кончая его транснациональной формой(с начала 70 – 80-х гг. XX в.).

Воснове больших циклов лежат процессы,связанные с обновлением долговременныхэлементов основного капитала(производственных сооружений, зданий,инфраструктуры), процессы, вызванныекрупными переворотами в технике,созданием новых источников энергии,новых видов сырья, разработкойпринципиально новых технологическихпроцессов. Обновление основных капитальныхблаг требует длительного времени иогромных затрат. Эти процессы протекаютв известной мере скачками, циклически.

КондратьевН. разработал теорию относительнойдинамики и конъюнктуры народногохозяйства. Он показал связь динамикицен с процессами возмещения и износаосновного капитала, циклическимхарактером инвестиций. Изменения вмеханизме цен активно воздействуют наход изменений основных параметровнациональной экономики.

Большиециклы хозяйственной конъюнктуры принятоназывать циклами Кондратьева. Разработаннаяим теория помогает яснее представитьзакономерности общественного развития.Она способствует изучению качественныхсдвигов в развитии экономики, в сфересоциально-экономических и связанных сними процессов.

Источник: https://studfile.net/preview/4085375/page:5/

Особенности развития экономической науки в России

26.Особенности развития экономической науки в России.

Развитие экономических воззрений в России проходило под влия­нием практики, в тесной связи с общим движением науки в других странах.

При освещении истории российской экономической науки важно избежать крайностей. Было бы неверно представлять отечественную науку как простое перенесение на русскую почву экономических идей Запада. Не следует впадать и в другую крайность. Развитие социаль­но-экономической мысли не есть прямое и непосредственное отраже­ние уровня развития производства.

Труды и разработки известных российских ученых, как правило, оригинальны; многие выводы и обоснования имеют не только нацио­нальную, но и более широкую значимость.

Следует отметить следующие особенности экономической мысли России:

1. Одной из них являет­ся органическая связь теоретического анализа с актуальными, как правило, весьма острыми проблемами развития производительных сил, реформирования социально-экономических отношений.

2. На протяжении длительного времени в центре внимания рос­сийских экономистов оставался крестьянский вопрос, проблема аг­рарных преобразований. Дискуссии шли о проблемах общинного зем­левладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений.

3. В выдвижении и обосновании оригинальных идей активно участвовали не только профессиональные экономисты, но и представители других сфер знания, публицисты, практики.

С планами экономи­ческих преобразований, проведения денежной реформы выступали государственные деятели и ученые. Сергей Юльевич Витте (1849-1915) был не только министром финансов, но и автором теоретичес­ких трудов.

О необходимости решительных перемен в промышленности и сельском хозяйстве, в других видах экономичес­кой жизни и управления писал в «Заветных мыслях» Дмитрий Ива­нович Менделеев (1834-1907).

Не были профессионалами в области экономики многие революционные деятели, например энциклопедист и исследователь общественных отношений в деревне, особенностей развития крестьянской общины, первый российский марксист Геор­гий Валентинович Плеханов (1856-1918).

4. Определенную роль в формировании российской экономичес­кой мысли играли представители исторической школы, в том числе авторы исследований и работ по истории экономических учений — В.В. Святловский (1869-1927), А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский.

Но «традиция» замалчивания вклада и значимости российских ученых не была преодолена, сохраняется она и сейчас. Такова своеоб­разная форма «критики», отстранения западной академической науки от публикаций экономистов, как правило, отличающихся своей соци­альной направленностью.

Становление экономической мысли в России можно рассмотреть в следующей таблице:

Первый русский экономист Посошков И.Т. (1652-1726): «Книга о скудости и богатстве».
Становление российской экономической науки (конец XVIII – первая четверть XIX в.) Чулков М.Д. (1743-1793): «Историческое описание российской коммерции». Третьяков И.А. (1735-1776): «Рассуждение о причинах изоби­лия и медлительного обогащения государства». Сперанский М.М. (1772-1839): «План финансов». Мордвинов Н.С. (1754-1845) — Президент Вольного экономического общества.
Экономические программы декабристов Пестель П.И. (1793-1826): «Русская Правда». Тургенев Н.И. (1789-1871): «Опыт теории налогов».
Становление экономических курсов и изданий Шторх А.К. (1766-1835): «Курс политической экономии». Бабст И.К. (1824-1881): «О некоторых условиях, способствую­щих умножению народного капитала». Вернадский И.В. (1821-1884) — редактор журнала «Экономичес­кий указатель».
Революционные демократы Герцен А.И. (1812-1870): «Русский народ и социализм». Чернышевский Н.Г. (1828-1889): «Капитал и труд».
Марксистская школа Плеханов Г.В. (1856-1919): «К вопросу о развитии монистичес­кого взгляда на историю». Ленин В.И. (1870-1924): «Империализм, как высшая стадия ка­питализма».  
Зарождение экономико-математического направления Дмитриев В.К. (1868-1913): «Экономические очерки». Слуцкий Е.Е.(1880-1948):«К теории сбалансированного бюд­жета потребителя».
Выдающиеся теоретики, крупные реформаторы Туган-Барановский М.И. (1865-1919): «Основы политической экономии». Витте С.Ю. (1849-1915): «Конспект лекций о народном и госу­дарственном хозяйстве».
Русская историческая школа Миклашевский А. Н. (1864-1911): «История политической эко­номии». Кулишер И. Кулишер И.М. (1878-1934): «Лекции по истории экономическо­го быта Западной Европы». Святловс Святловский В.В. (1869-1927): «История экономических идей в России».
Экономическая наука в 20—30-е гг. Чаянов В.А. (1888-1937): «Организация крестьянского хозяйст­ва». Кондратьев Н.Д. (1892-1938): «Большие циклы конъюнктуры». Юровский Л.Н. (1884-1938): «Очерки по теории цены».
Военно-экономическая проблематика Хмельницкая Е.Л.(1902-1969): «Военная экономика Германии. 1914-1918 гг.». Вознесенский Н.А. (1903-1950): «Военная экономика СССР в период Отечественной войны»
Экономико-математическая школа Канторович Л.В. (1912-1986): «Математические методы органи­зации и планирования производства». Немчинов В.С. (1894-1964): «Экономико-математические мето­ды и модели». Новожилов В.В. (1892-1970): «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном пла­нировании».
Проблемы эффективности общественного производства Анчишкин А.И. (1933-1987): «Наука. Техника. Экономика». Шаталин С.С. (1934-1997): «Интенсификация общественного производства; социально-экономи­ческие проблемы». Яременко Ю.В. (1935-1997): «Теория и методология исследова­ния многоуровневой экономики».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_280675_osobennosti-razvitiya-ekonomicheskoy-nauki-v-rossii.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий