26. Основные теории происхождения права: общая характеристика

Характеристика теории происхождения права

26. Основные теории происхождения права: общая характеристика
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 12Следующая ⇒

И в прошлом, и в настоящем различные авторы ученые и политики пытались объяснить причины возникновения такого важнейшего института человеческого общества, как государство.

По вопросу о происхождении государства существует множество теорий. Рассмотрим самые известные из них. Из всех существующих на сегодняшний день теорий происхождения государства самой старой и традиционной является теологическая, или религиозная теория. Суть этой теории достаточно проста.

Она сводится к тому, что государство, как и все земное, имеет божественное происхождение. Принято считать, что наиболее авторитетным представителем религиозной теории является средневековый мыслитель Фома Аквинский, бывший в свое время как бы «официальным идеологом» Ватикана, т. е. католической церкви.

По Фоме Аквинскому, процедура возникновения государства аналогична процессу сотворения мира Богом. Прежде чем приступить к руководству миром, Бог решил привнести в него стройность и организованность. Для этого он и уч­редил государство. С помощью государства Бог управляет ми­ром.

Его активность на Земле олицетворяют монархи, поскольку их власть «от Бога». Монархи наделяются Богом правом пове­левать людьми, но сами являются лишь слугами церкви.

1.1 Теологическая теория

Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах (в частности, странах Арабского Востока), где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата идеальной формы организации мусульманской общины. Согласно мусульманским догмам, идея о создании такого государства была внушена пророку Мухаммеду самим Аллахом. Пророк осуществил ее, сосредото­чив в своих руках всю власть в государстве.

Теологическая теория весьма уязвима в научном отношении. Исторические факты доказывают, что государство создается не Богом, а людьми. Даже пророк Мухаммед, действовавший, как он утверждал, по воле Аллаха, сам организовал войско и захватил Мекку.

Но в то же время особенность теологической теории происхождения государства именно в том и состоит, что ее сторонники аппелируют не к знаниям, не к доказательствам, а к вере.

Они утверждают, что люди все равно не способны постичь всей глубины божественного замысла, и поэтому они должны просто верить, что все на Земле создано Богом в том числе и государство.

1.2 Патриархальная теория

Родоначальниками патриархальной теории возникновения государства являются греческие философы Платон и Аристотель. В XVII в. эту теорию развивал англичанин Фильмер. В XIX-XX вв. схожие идеи высказывали Г. Мэн на Западе и Н.К.Михайловский в России.

Суть патриархальной теории состоит в том, что государство, по мнению ее авторов, является продуктом естественного развития семьи. В процессе своего развития семья разрастается в племя, а племя эволюционирует в государство. Соответственно власть главы семьи патриарха, отца превращается во власть монархическую, власть главы государства, которой следует подчиняться как отеческой.

Данная теория отражает одну из сторон общественной жизни реально существовавшую в период родового строя концентрацию власти в руках старейшин и вождей. Однако она имеет и ряд существенных пробелов.

Так, исторической наукой установлено, что патриархальная семья появляется вместе с государством как результат разложения родового строя.

К тому же государство и семья выполняют в обществе различные функции: если главной функцией семьи являются воспроизводство рода и совместное потребление, то государственная власть призвана решать иные задачи (обеспечивать безопасность населения, сглаживать возникающие в обществе конфликты и др.).

1.3 Договорная теория

Некоторые идеи о договорном происхожде­нии власти возникли еще в древности (ран­ний буддизм, учение Мо-цзы), имели место в античной философии (сочинения Эпикура, Тита Лукреция Кара).

Но все-таки авторами договорной теории возникновения госу­дарства принято считать голландского философа Г. Гроция, анг­лийских мыслителей Т. Гоббса и Д. Локка, французских ученых Ж.Ж. Руссо и П. Гольбаха.

В России договорную теорию созда­ния государства поддерживал А. Н. Радищев.

Согласно данной теории, государство возникло в результате общественного договора, по которому люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии, отказались от части своих прав и свобод в пользу государства в обмен на гаран­тии личной безопасности.

Но это был не договор-сделка с монар­хом, а основополагающее соглашение, создававшее гражданское общество и государство. Общественный договор представлял собой не конкретный документ, а определенное состояние общества.

В случае нарушения условий общественного договора одной из сторон, другая имела право на ответные действия: народ на восстание против деспота, монарх на наказание виновных.

Основной недостаток теории общественного договора заключается в том, что ее сторонники рассматривали государство исключительно как искусственный продукт сознательной деятель­ности людей, не принимая во внимание объективные процессы, приводящие к его образованию.

Представляется достаточно сомнительнительным тот факт, что различные группы людей со специфическими интересами могли договориться в условиях отсутствия государственно-властных структур.

К тому же, не имея опыта государственно-правовой жизни, люди вряд ли могли создать такой сложный механизм, как государство. В реальной действительности общественный договор никогда не заключался.

Однако теория общественного договора во многом способствовала развитию демократической традиции на практике: под ее влиянием сформировалась государственность США.

1.4 Теория насилия

Теория насилия утверждает, что государство это результат завоевоевания. Она состоит как бы из двух теорий теории внешнего насилия и теории внутреннего насилия.

Авторы теории внешнего насилия немецкий ученый К. Каутский и австрийский мыслитель Л. Гумплович. Эти философы утверждали, что государство возникает в результате завоевания одного пле­мени (или народа) другим, навязывается обществу извне.

Государство трактуется ими как организация властвования завоевателей в целях поддержки и упрочения своего господства над побежденными. Оценивая теорию внешнего насилия, следует заметить, что она основана на ряде исторических фактов.

Действительно, в истории человечества были государства, возникновение которых представ­ляло собой результат завоевания одного народа другим. Именно с помощью насилия образовались государства лангобардов, вестготов и др.

Однако так процесс классообразования происходил далеко не во всех регионах мира (в частности, в Египте и Китае государство появилось «мирным» путем). К тому же насилие часто явля­лось не причиной, а лишь ускоряющим образование государства фактором. Завоевания одного народа другим происходили в условиях уже сложившихся раннегосударственных структур.

Авторство теории внутреннего насилия принадлежит Е.Дю­рингу. По мнению Дюринга, государство возникает как результат насилия одной части общества над другой, большинства над меньшинством. Действительно, подобное явление в реальной жизни весьма распространено. Однако далеко не всегда государственная власть выражает интересы большинства населения.

1.5 Психологическая теория

Представителями психологической теории происхождения государства являются французский ученый Г. Тард и русский ученый Л. И. Петражицкий.

Оба мыслителя полагали, что основные причины возникновения государства лежат в особенностях психики человека, его эмоциях и склонностях. У одних людей есть психологическая потребность повелевать слабыми, у других подчиняться более сильным.

Осознание людьми справедливости определенных моделей поведения в обществе и есть причина возникновения государства.

Основной недостаток психологической теории возникновения государства заключался в том, что ее авторы не учитывали, что человеческая психика не первична по отношению к социально-политической действительности, а, наоборот, формируется под воздействием последней.

1.6 Ирригационная теория

Автор ирригационной теории возникновения государства немецкий ученый К. Виттфогель.

Суть его концепции состоит в том, что государство возникает вследствие потребности общества в постоянном осуществлении крупномасштабных работ по созданию оросительных каналов и ирригационных сооружений.

Общество в отдельных регионах (Междуречье, Египет, Китай) не может существовать без того, чтобы не строить оросительные каналы. Осуществить же такие работы, мобилизовать огромные массы людей может только постоянно действующая организация власти и управления, т. е. государство.

Свою теорию Виттфогель разработал на основе конкретных исторических фактов. Действительно, в указанных выше регионах ирригационный фактор оказал главное влияние на процесс возникновения государства. Но были и иные регионы, в которых не существовало потребности в создании ирригационных систем в масштабах всей страны.

Таким образом, теория Виттфогеля имеет локальный характер, т. е. может служить для объяснения процесса происхождения государства только в отдельных местностях земного шара.

К тому же некоторые ученые полагают, что государство появилось до начала ирригационных работ и позволило организовать столь крупные и скоординированные действия населения.

1.7 Расовая теория

Основателем расовой теории считается французский ученый Ж. А. де Гобино. Большой вклад в ее разработку внес и великий немецкий философ Ф. Ницше.

Расовая теория строится на тезисе о том, что причиной воз­никновения государства является разделение общества на высшие и низшие расы. Первые, к которым прежде всего относятся арийцы, призваны господствовать в обществе, вторые «недочеловеки» (славяне, евреи, цыгане и т. д.) слепо повиноваться первым. Государство необходимо для того, чтобы одни расы постоянно господствовали над другими.

С позиций нравственных ценностей современного общества нет никаких оснований для деления рас на низшие и высшие. Современная биологическая наука не видит никакой связи между расовыми различиями людей и их умственными способностями.

Расовая теория носит не научный, а политический характер: не случайно ее положения об значальном неравенстве различных рас и народов использовались фашистами для обоснования права арийской расы на захват территорий других народов и уничтожение последних во время второй мировой войны.

1.8 Инцестная (половая) теория

Инцестную теорию в XIX в. выдвинул французский этнограф и социолог К. Леви-Строс. данной теории составляет идея о том, что причиной возникновения государства стало введение запрета инцеста,т. е. кровосмешения между родственниками.

Необ­ходимость следить за соблюдением этого запрета потребовала создания в обществе особой группы людей. Эти же люди применяли принуждение в случае его неисполнения.

Постепенно они стали ис­полнять и иные общественные, а позднее и государственные функции.

Инцестная теория основана на реальном факте истории человечества: переходе от эндогамных половых отношений к экзогамным.

Однако она не способна дать полное представление о причинах происхождения государства хотя бы потому, что не смотря на то, что процесс воспроизводства рода у многих популяций животных тоже носит очень сложный характер, это не приводит к возникновению у них государства.

К тому же сомни­тельно, что введение запрета инцеста было сознательным: уровень развития не позволял первобытным людям в полной мере представить себе все негативные последствия кровосмешения.

1.9 Органическая теория

Создателем органической теории происхождения государства является английский ученый Г. Спенсер. Появление этой теории во многом было обусловлено успехами естествознания в XIX в.

Суть органической теории такова: общество и государство похожи на человеческий организм, и поэтому их сущность можно понять и объяснить по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии. Данной теорией государство рассматривается не как продукт общественного развития, а как произведение сил природы, некое непостижимое биологическое существо.

Все части этого существа специализируются на выполнении определенных функций, например деятельность правительства аналогична функциям человеческого мозга и т. п.

Органическая теория в настоящее время не имеет распростра­нения и с научной точки зрения несостоятельна.

1.10 Спортивная теория

Автор спортивной теории происхождения государства ис­панский ученый Х.Ортега-и-Гасет связывает процесс его возникновения с развитием спорта в человеческом обществе. Согласно концепции Х.

Ортега-и-Гасета, развитие производительных сил в обществе и расширение на набора необходимых трудовых навыков привели к усложнению воспитания подрастающего поколения, в частности появлению физического воспитания. С помощью последнего осуществлялась подготовка членов племени к труду и военному делу.

У многих первобытных народов существовал обряд инициации (посвящения), который использовался при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род или племя. К этому обряду юношей готовили люди, имевшие большую физическую силу и опыт прохождения подобных испытаний.

Для их проведения создавались специальные органы, функции которых были похожи на функции государства. Эти органы со временем и перерастали в государство.

В основу спортивной теории X. Ортега-и-Гасет положил факты из истории древнегреческих государств-полисов. Однако Греция была не единственном местом на земном шаре, где возникла государственность. У многих, народов обряд инициации существовал, однако далеко не все из них проводили такие масштабные спортивные состязания, как Олимпийские игры в Греции.

1.11 Диффузная теория

Автор диффузной теории Гребнер полагал, что государство возникает в результате передачи опыта управления от одних народов к другим. Происходит своего рода диффузия (от лат. diffusio распространение) государственно-правового опыта управления общества в те регионы, населению которых еще неизвестна данная форма организации общественной жизни.

Безусловно, государства возникали у разных народов в разное время, в том числе и в результате заимствования опыта соседей, однако диффузная теория не дает ответа на главные вопросы когда и почему государство появилось впервые.

1.12 Классовая теория

Создателями классовой теории являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основная идея авторов данной концепции заключается в том, что возникновение государства есть результат объективных социально экономических процессов, приво­дящих к возникновению в обществе антагонистических классов. Государство возникает там и тогда, где и когда происходит разделение общества на классы.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/1x26ca.html

Характеристика теорий происхождения права

26. Основные теории происхождения права: общая характеристика

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

НОВГОРОДСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»

Заочное отделение        

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по курсу: «Правоведение»

на тему: «Характеристика теорий происхождения права»           

                                                                                                               Работу выполнил           

                                                                                                                студент гр. З.09.4мо                    

Бажина Дарья Сергеевна

                                                                                                           Проверил преподаватель:

 Рябов Антон Александрович        

Великий Новгород

2010 г.

Рецензия

Введение……………………………………………………………..4

Понятие, признаки и функции права………………………………5

   Существенные признаки права…………………………………..5

   Функции права…………………………………………………….6

Теории происхождения права………………………………………8

   Теологическая или божественная теория………………………..8

   Патриархальная теория……………………………………………13

   Договорная теория…………………………………………………14

   Теория насилия……………………………………………………17

   Психологическая теория………………………………………….18

   Расовая теория…………………………………………………….19

   Материалистическая (классовая)теория…………………………21

Заключение ………………………………………………………….23

Список использованной литературы………………………………25 
Введение

    Право как особая система юридических норм и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем, у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности, однако существуют и общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требует определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

Она достигается с помощью социальных норм. В первобытном обществе это были обычаи, слитые с религиозными и нравственными требованиями.

Социальное расслоение общества, появление в нем разных социальных слоев и групп с различными, зачастую несовпадающими, интересами, привел к тому, что родовые обычаи уже не могли выполнять роль универсального регулятора.

Качественно новые социально-экономические условия требовали новых общеобязательных норм, установленных (или санкционированных) и охраняемых государством. Возникновение права, как и государства, занимало целые эпохи, испытывало различные внешние влияния. Поэтому общетеоретическое схематическое изложение не отражает всех особенностей происхождения права у разных народов.

    Изучение процесса происхождения права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер.

Оно позволяет глубже понять социальную природу права, его особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия его возникновения и развития.

Позволяет четче определять все свойственные ему функции — основные направления его деятельности, точнее установить его место и роль в жизни общества и политической системы.

     Юристы, безусловно, могут иметь противоречивые представления относительно природы права. Но это различие мнений не является препятствием для его существования и развития.

Право- единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества.

Право, в узком значении — система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

В государственно-организованном обществе право закрепляет отношения собственности, механизм хозяйственных связей, выступает как регулятор меры и форм распределения труда и его продуктов между членами общества (гражданское право, трудовое право); регламентирует формирование, порядок деятельности представительных органов, органов государственного управления (конституционное право, административное право), определяет меры борьбы с посягательствами на существующие общественные отношения и процедуру решения конфликтов (уголовное право, процессуальное право), воздействует на многие формы межличностных отношений (семейное право).

Существенные признаки права.

 

     Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными.

Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения. Право обязательно санкционируется (или устанавливается) государством.

Также можно выделить следующие признаки права: гарантированную возможность государственного принуждения,формальную определённость, системность, публичность (соответствие в целом моральным взглядам общества).        

Функции права

         Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.

     Право прежде всего выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач.

Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Регулятивная функция права воплощена в Конституции РФ. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав или неисполнение обязанностей.

Охранительная функция воплощена в УК РФ.

Политическая функция — право является регулятором, организующим политическую систему общества, устанавливает правила взаимоотношений между ветвями власти и государственными организациями.

Воспитательная функция – формирует политико-правовую культуру и политико-правовое сознание, воспитывает граждан в целях соблюдения закона.

Теоретическая функция – выражается в её способности описывать и объяснять существенную юридическую практику, правовые системы, реальные явления и процессы.

Методологическая функция – оказывает прямое влияние на процесс исследования путей и способов познания предмета права.

Идеологическая функция – воплощена в Марксистской теории, в которой право рассматривалось как общественное отношение или как правовое отношение.

     Есть еще одна точка зрения на функции права. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля.

     Другая функция – урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая – перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека.

     Таким образом, право- это совокупность общеобязательных норм, санкционированных государством, и опирающихся в своей реализации на принуждение со стороны государства.

    Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями.

Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы.

Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали.

Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К числу последних справедливо будет отнести:

        — теологическую (божественную),
        — материалистическую (классовую) теории.

Теологическая или божественная теория

Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Известно, что ещё в древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права.

В силу особых взглядов и воззрений части общества духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование общественно политической мысли и в последующие периоды развития человеческого общества.

Наиболее прочные позиции теологическая теория завоевала в период становления и развития феодализма.

    На рубеже XII — XIII в западной Европе развивается теория «двух мечей». Она исходит из того, что основатели церкви имели два меча. Один они возложили в ножны и оставили при себе. Ибо не пристало церкви самой использовать меч.

А второй они вручили государям для того, чтобы те могли вершить земные дела. Государь, по мнению богословов, наделяется церковью правом повелевать людьми и является слугой церкви.

Основной смысл данной теории в том, чтобы утвердить приоритет духовной организации (церкви) над светской (государством) и доказать, что нет государства и права «не от бога».

    Примерно в тот же период появляется и развивается учение широко известного и в просвещённом мире учёного-богослова Фомы Аквинского (1225 — 1274). Он утверждал, что процесс возникновения и развития права аналогичен процессу сотворения богом мира.

    Религиозные учения о происхождении права имеют хождение и поныне. Наряду с ними продолжают существовать идеи, высказанные еще в Древнем Риме о том, на возникновение права решающее влияние оказали человеческие слабости и страсти.

Среди них жажда денег и власти, алчность, честолюбие, высокомерие, жестокость и другие отрицательные человеческие черты и страсти. «Что послужило главной причиной упадка римского государства?» — спрашивает римский историк первого века до н. э. Гай Саллюстий Крисп в известной его работе «Заговор Кастилины».

И тут же отвечает: «упадки нравов, стяжательство, страсть к распутству, обжорству и прочим излишествам».

    После того пишет Саллюстий, когда «трудом и справедливостью» возросло Римское государство, когда силою оружия были укрощены великие цари и смирились дикие племена, когда исчез с лица земли Карфаген — соперник Римской державы и «все моря, все земли открылись перед нами, судьба начала свирепствовать и всё перевернула вверх дном». Римляне, которые с лёгкостью и достоинством переносили лишения, опасности и трудности, не выдержали испытания досугом и богатством.

    В начале, подмечает Саллюстий, развивалась жажда денег, за нею — жажда власти, и «обе стали как бы общим корнем всех бедствий». Так случилось потому, что корыстолюбие сгубило верность, честность и остальные добрые качества.

Вместо них «оно выучило высокомерию и жестокости, выучило презирать богов и всё полагать продажным». Честолюбие многих сделало лжецами. Заставило «в сердце таить одно», а вслух говорить другое.

Дружбу и вражду оценивать «не по сути вещей, а в согласии с выгодой, о пристойной наружности заботиться больше, чем о внутреннем достоинстве».

    Всё сказанное о падении нравов населения окончательно подорвало моральные основы Римского государства и оно было обречено. Так может случиться с любым государством.

Нравы — положительные и отрицательные, добрые и злые — несомненно играют и играли значительную роль в процессе становления и развития государства и права. Важную, но не решающую.

Они являются скорее следствием, но не первопричиной, хотя и могут выступать на первый план.

    Как показывает исторический опыт главные причины возникновения права лежат вовсе не в сфере морали и религии. Они коренятся в области экономики и в социальной жизни людей.

Источник: https://www.stud24.ru/administrative-law/harakteristika-teorij-proishozhdeniya-prava/124192-365045-page1.html

Характеристика основных теорий происхождения права

26. Основные теории происхождения права: общая характеристика

Основные теории происхождения права:

    1. теологическая;
    2. естественная;
    3. историческая;
    4. классовая.

Теологическая теория происхождения права

Теологические взгляды на право – это исторически первое объяснение сущности права, возникшее еще в древности.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский. Согласно его учению, миром управляет божественный разум. Право создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Ф. Аквинский различал право и закон, который оценивался с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение.

В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходил из божественной природы права.

Жак Маритен: Право, как и государство, представляет собой результат развития духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.

Авторы теологической теории впервые связали вместе такие понятия как право и справедливость.

Теория естественного происхождения права

Согласно ествественноправовому подходу (юснатурализм) право по своей природе, смыслу, сущности и понятию является естественным и принадлежит человеку от рождения.

Представители данной теории (Кант, Гегель) утверждают, что существуют высшие, не зависимые от государства нормы и принципы, олицетворяющие разум, справедливость, объективные порядок.

Естественное право – передано человеку извне и имеет приоритетное значение по отношению к человеческим установлениям. Оно является первичным по отношению к нормам позитивного права.

Право наделяется соответствующей абсолютной ценностью и предназначено выступать в качесве образца и критерия качества действующего позитивного права.

В содержательную характеристику естественного права наряду с объективными свойствами права включаются и различные моральные характеристики. В результате смешения естественное право представляет собой симбиоз различных социальных норм, образующих ценностно-содержательный и нравственно-правовой комплекс.

Совокупность подобных свойств и содержательных характеристик ЕП в обобщенном виде трактуется как выражение всеобщей и абсолютной справедливости права вообще. Нормы позитивного права и сама практическая деятельность государства должна соответствовать основным положениям естественного права.

В современных условиях нормы ЕП наиболее полно отражены в нормах международного права.

Чем демократичнее и стабильнее общественно-политический строй государства, тем ближе его позитивное право к положениям естественного права. Однако, равенства между ними никогда не будет.

Идеи и основные причины ЕП в определенной степени отражены в конституционном и текущем законодательстве большинства современных стран (РФ: «основы права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения»).

Историческая теория происхождения права

Обосновывает происхождение права объективными условиями жизнедеятельности людей, существующими в рамках национального государства.

Развивалась представителями исторической школы права, находившейся в яростной оппозиции к школе естественного права.

Г. Гуго, К. Д. Савиньи, Г. Пухта.

Право вырастает из национального духа, «народного духа». Законодатель же должен уловить «общее убеждение нации» и точно выразить его в позитивном праве. Произвола в установлении права нет. Законодатель не изобретает право, а в лучшем случае выбирает наиболее приемлемое для него, «подсказанное».

Главный принцип существования права – саморазвитие. Индивиды могут быть пассивными носителями юридических установок, но не их создателями.

Право существует всегда, оно присуще народу, но не государству.

Право есть одно из проявлений духа народа, законодатель – это выразитель духа народа, законы и обычаи есть ничто иное, как формы для распознавания права, таящегося в глубине народного духа.

Классовая теория происхождения права

Опирается на историко-материалистическое учение об общественном развитии, а также на классовую трактовку государства и права.

Ф. Энгельс, К. Маркс, В.И.Ленин.

Право и возникающие на его основе правовые отношения отражают характер экономических  связей между людьми.

Марксистская концепция выделяет его классово-волевой характер.

В обобщенном виде право – выведенная в закон воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными условиями жизни господствующего класса. Он изменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/charakteristika-osnovnich-teoriy-proischozhdeniya-prava

Общая характеристика теорий происхождения права

26. Основные теории происхождения права: общая характеристика

Неоднозначность трактовок происхождения права объясняется теми же причинами, что и возникновение государства: отсутствие четкости и однозначности сведений о данных процессах; сложность проверки той и иной концепции. Как следствие – множественность теорий, объясняющих происхождение права.

1. Естественно-правовая теория (Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Гроций, Ж.Ж. Руссо). Согласно данной теории, происхождение права связано с самой природой человека, с его неотчуждаемыми правами и свободами.

Оно производно от морали, декларирующей абстрактные нравственные ценности: справедливость, свобода и т.д. Так, основатель естественно-правовой школы Г.

Гроций учил, что законы естественного права покоятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как, и самый разум, необходимы как законы логики.

Несомненным достоинством естественно-правовой школы является следующее: в ней замечено, что источником, порождающим право, является человек; провозглашается источником прав природа самого человека; различается право и закон.

Наряду с этим имеются и недостатки: такое понимание происхождения и действия права снижает его формально-юридические свойства; оно связано больше с правосознанием, нежели с самим правом; отрицается историческое развитие права – еще дореволюционный юрист Е.Н. Трубецкой отмечал, что основной ошибкой естественно-правовой школы является то, что “естественное право” она представляет как “целый кодекс неизменных правил, который вытекает с логической необходимостью из природы разума, как порядок неподвижный”[11].

2. Историческая школа права (Г. Гуго, Ф.К. Савиньи, Г.Ф. Пухта).
С точки зрения представителей данной теории, право – это историческое явление, которое развивается постепенно и выражается в правовых обычаях.

Так, геттингенский профессор Густав Гуго учил, что право не есть искусственное изобретение законодателя, что оно не выдумано и не произвольно установлено людьми, а представляет собой необходимый результат более глубоких исторических причин и, подобно языку и правам, развивается самостоятельно.

Наряду с законодательством существует обычное право, в котором находят свое выражение веками сложившиеся обычаи и воззрения народа.

К числу достоинств указанной теории следует отнести то, что в ней справедливо подчеркивается естественность развития права; верно определено значение правовых обычаев как первых правовых форм.

Недостатками выступаютпереоценка роли обычаев; излишне критический тон в отношении естественно-правовой теории.

3. Нормативистская теория (Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев).

Сущность данной теории заключается в рассмотрении права как производной государственной воли, выраженной в формально-определенных предписаниях. Автор теории “чистого права” Г.

Кельзен сводит возникновение права к т.н. “почвенной норме”, к абстрактной норме, на основе которой законодатель создает право.

По Новгородцеву, право есть проявление “разумного начала”. Разум есть единственный источник идеи должного, морального закона, который представляет собой факт чистого сознания, независимого от исторической необходимости. Из него законодатель и черпает нормы права.

К числу достоинствтеории нормативизма относится: точность при определении главного свойства права – нормативности; признание широких возможностей государства при влиянии на общество.

Наряду с достоинствами есть и недостатки: значительный крен к формальной стороне права; преувеличение роли государства в формировании права.

4. Классовая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин). Процесс возникновения права есть процесс возведения в закон политической воли экономически господствующего класса, обусловленной материальными условиями жизни данного класса.

Несомненным достоинством классовой теории следует признать четкое выделение критериев правомерного и неправомерного; установление зависимости права от социально-экономических факторов.

К числу недостатков относятся: преувеличение роли классовых начал в праве; жесткая зависимость права от материальных факторов.

5. Психологическая теория(Л.И. Петражицкий, М. Рейснер, И.П. Разумовский). Право – производная императивно-атрибутивных пережива­ний индивида. Основатель психологической школы права Л.И.

Петражицкий различал обязанности двоякого рода: по отношению к другим свободные (односторонне связывающие) – нравственные; и обязанности по отношению к другим несвободные (закрепленные активно за другими и образующие таким образом двустороннюю связь) – правовые, юридические.

Соответственно обязанностям он выделяет нормы, управляющие нашим поведением – нравственные (императивные) и правовые (атрибутивные). Юридические нормы носят императивно-атрибутивный характер.

М. Рейснер развивал представление о классовом праве, включая и пролетарское право с позиций психологической теории.

По его мнению, “право как идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента, а именно: во-первых, волевую сторону, или одностороннее “объективное право”, и, во-вторых, нахождение общей правовой почвы и создание при помощи соглашения двухстороннего “объективного права”. Лишь там возможна правовая борьба, где имеется возможность нахождения такой почвы”.

В рамках психологической интерпретации рассматривал право и И.П. Разумовский. Как идеологическое опосредование (идеологическая форма) классовых материальных (экономических) отношений право – это форма общественного сознания.

Достоинствами данной концепции являются: внимание к психическим процессам; усиление роли правосознания в формировании права.

Имеются и недостатки: сильный крен в сторону психических факторов затеняет другие (например социально-экономические); отсутствуют четкие критерии правомерного и неправомерного.

6. Социологическая теория (Эрлих, Жени, Р. Паунд, Ж. Карбонье). Согласно этой теории право исходит из реального поведения субъектов. Оно понимается как “замиренная среда”, как “порядок мира” и т.

п. По мнению американского юриста Роско Паунда, право – средство социального контроля и выражение солидарности всех классов общества. Последняя идея заимствована у “солидаристов” – Э. Дюркгейма и Л. Дюги.

Достоинством этой теории является ориентирование на реализацию права. Кроме того, такое понимание хорошо согласуется с ограничением государственного вмешательства в экономику.

Недостатками ее является отождествление права с его реализацией, которое приводит к потере критериев правомерного и неправомерного (возможен произвол правоприменителей “творящих право”).

7. Реалистическая школа (Р. Иеринг, Н.М. Коркунов, С.А. Муромцев). Эта школа рассматривает право как интерес. У Р. Иеринга и С.А. Муромцева – это “защищенный интерес”, у Н.М. Коркунова – “разграничение интересов”. Процесс возникновения права рассматривается как процесс согласования интересов индивида.

Краткий анализ основных правовых теорий позволяет сделать ряд выводов:

– происхождение права – сложное, многогранное явление, смысл которого не укладывается в рамки какой-либо одной теории;

– происхождение право тесно связано с происхождением государства;

– происхождение права представляет собой сложный исторический процесс.

Процесс происхождения права можно рассматривать с двух сторон – внутренней и внешней.

С внутреннейстороны этот процесс характеризуется следующим.

Предпосылками (факторами) возникновения права, с точки зрения С.С. Алексеева, выступают: материальный (переход от присваивающей экономики к производящей), гуманитарный (потенциальная возможность обособления индивида от единого целого – рода племени) и структурный (расщепление мононорм).

Стадиями этого процесса являются следующие:

– приобретение дозволениями самостоятельной роли;

– изменение роли запретов в сторону закрепления привилегий;

– появление позитивного обязывания;

– появление права как особого институционального регулятора.

Внешнюю сторону процесса возникновения права характеризуют, по мнению А.Б. Венгерова, следующие направления:

– санкционирование наиболее необходимых обычаев государством и придание им статуса правовых;

– фиксация прецедента как источника права;

– создание собственных предписаний, исходящих от государства.

Темы рефератов

1. Ограниченность “европоцентризма” в понимании происхождения государства и права.

2. Мононоpмы первобытного общества и их специфика.

3. Закономерности возникновения государства.

4. Отличие юридических норм от мононорм первобытного общества.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/26319.html

Характеристика теорий происхождения государства и права

26. Основные теории происхождения права: общая характеристика

Рассмотрим характеристику основных теорий происхождения государства и права.

К основным теориям происхождения государства относят следующие: теологическая, патриархальная, договорная, насилия, органическая, материалистическая, психологическая, патримониальная и ирригационная. Данные теории рассматривает какой-то один конкретный доминирующий способ возникновения государственности.

Теологическая теория происхождения государства широко распространилась в средневековье. Основателем данной считается Фома Аквинский, труды которого стали своего рода энциклопедией церковной идеологии тех времен. В 1879 году энцикликой папы Льва XIII учение Фомы Аквинского (томизм) было названо как наиболее соответствующее духу и целям католицизма.

В соответствии с данной теорией, государство – это продукт божественной воли. Поэтому при характеристике государственной власти, она признается вечной и зависимой в основном от религиозных организаций и деятелей. Соответственно каждый обязан подчиняться государю во всем.

Социально-экономическое и правовое неравенство людей определяется божественной волей. С этим следует смириться и не создавать преград продолжателю на земле власти Бога. Следовательно, непослушание государственным представителям может быть расценено как непослушание Всевышнему.

К представителям патриархальной теории происхождения государства можно отнести Аристотеля, Фильмера, Михайловского и др. Они утверждают, что люди – существа коллективные, которые стремятся к взаимному общению, приводящему к появлению семьи.

В дальнейшем разрастание семьи в результате объединения людей и роста количества этих семей и приводит в итоге к формированию государства.

Таким образом, оно представляет собой продукт разросшейся семьи, который характеризуется как своеобразная большая семья.

Договорная теория происхождения государства получила активное распространение в XVII–XVIII веках в трудах Гроция, Руссо, Радищева и др. По их мнению, оно возникает в результате достижения договора между людьми, находившимися до этого в первобытном состоянии.

Государство – это рациональное объединение людей на основе договора между ними. По нему люди передают часть своей свободы и власти государству. Изолированные же до происхождения государственности индивиды трансформируются в единый народ. В результате государство и общество приобретают комплекс взаимных прав и обязанностей.

Теория насилия была оформлена в XIX веке в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др. Причину возникновения государственности они усматривали в военно-политических факторах – насилии и порабощении одних племен другими.

Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым и стало государство. По их мнению, государство – естественным образом путем насилия возникшая организация властвования одной группы людей над другой. Насилие и подчинение являются базой для возникновения экономического господства.

Органическая теория происхождения государства приобрела широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Спенсера, Вормса, Прейса и др. В эти времена наука испытала на себе огромное влияние идеи естественного отбора, предложенной Дарвином.

Согласно данной теории, государство – это организм, постоянные отношения между частями которого идентичны постоянным отношениям между частями живого существа.

Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая является разновидностью биологической эволюции. Оно является разновидностью биологического организма, а также имеет свой мозг (правителей) и инструменты реализации его решений (подданных).

Представителями материалистической теории происхождения государства являются Маркс, Энгельс, Ленин. Они объясняют возникновение государственности, прежде всего, социально-экономическими характеристиками.

Важнейшее значение для прогрессивного развития экономики и появления государственности имели три крупных разделения труда: выделение земледелия и скотоводства, появления ремесла, выделение купечества.

Разделение труда и совершенствование орудий труда стимулировали рост производительности. Вследствие этого появился избыточный продукт, который способствовал возникновению частной собственности. В результате в обществе возникли имущие и неимущие классы, эксплуататоры и эксплуатируемые.

Важнейшим следствием появления частной собственности становится выделение публичной власти, интересы которого различаются с интересами всего общества. Власть получают богатые люди и специальная категория управляющих. Для обеспечения своих экономических интересов они формируют новую политическую структуру – государство, которое создает право как инструмент управления.

К представителям психологической теории возникновения государства следует отнести Петражицкого, Тарда, Фрейда и др. Они объясняют появление государственности особыми свойствами человеческой психики, а именно потребностью человека во власти над другими людьми, стремлением подчиняться и подражать.

Причины происхождения государства заключаются в способностях, которые первобытный человек придавал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и т.п.

Их магическая сила и психическая энергия (они противостояли злым духам, предсказывали будущее и т.п.) формировали условия для зависимости сознания представителей первобытного общества от данной элиты.

Именно из власти, которая приписывалась этой элите, и появляется государственная власть.

Главным представителем патримониальной теории происхождения государства является Галлер. Патримониальная теория объясняет возникновение государства земельной собственностью.

По мнению Галлера, государство (как и земля) является частной собственностью правителя. Они властвуют над территорией по причине своего «исконного» права на собственность. В подобных обстоятельствах народ является арендатором земли собственника, а чиновники – приказчиками правителей.

Ярким представителем ирригационной (гидравлической) теории происхождения государства является Виттфогель. Он объясняет возникновение государственности необходимостью строительства крупных ирригационных сооружений в восточных аграрных обществах.

Это приводит к росту количества чиновников, которые обеспечивают эффективное использование этих сооружений и используют труд остальных граждан. Оно выступает в качестве единственного собственника и одновременно эксплуататора.

Оно управляет, подчиняет, распределяет, учитывает и оценивает. Для этого создается право.

Право предстает перед теорией государства и права как достаточно сложный социальный институт с совокупностью факторов и условий, которые вызывают его появление и развитие. Осмысление происхождения права занимает важную часть всех теоретико-правовых концепций.

Прежде всего, это договорная (естественно-правовая) теория права, о содержании которой говорилось выше при рассмотрении теории происхождения государства.

Теологическая теория права предполагает божественное возникновение права как вечного явления, которое отражает Божью волю и высший разум.

Однако данная теория не отрицает присутствия в праве природных и человеческих начал. Религиозные мыслители говорят о том, что право – это Богом данное искусство добра и справедливости.

Теологическая теория связывает право с добром и справедливостью.

Источник: https://lecu.ru/teoriya-gosudarstva-i-prava/51-kharakteristika-teorij-proiskhozhdeniya-gosudarstva-i-prava

Uchebnik-free
Добавить комментарий