26.Города как центры образования и культурной жизни средневековой Европе.

Средневековая школа: чему она учила?

26.Города как центры образования и культурной жизни средневековой Европе.

Существование человека не всегда предполагало наличие высокого уровня образования. Не обязательно было читать и толковать «Логику» Аристотеля чтобы выжить в Средневековой Европе.

Но с развитием общественных отношений и расширением круга взаимодействий, человек видит потребность в новых средствах коммуникации. Нужен понятный всем язык.

Устная традиция обмена информации была в приоритете, но этого было недостаточно: деньги сами себя не посчитают, а священные тексты не раскроют основную идею самостоятельно. Простому человеку нужен помощник.

Главный «специалист» — это, конечно же, клирик. Он — хозяин знаний на самом низком бытовом уровне.

Не владеющий навыками чтения и письма крестьянин полагался на толкование священнослужителя, который и сам, читая Евангелие или Псалмы, далеко не всегда знал латынь в совершенстве и мог неверно передавать значения высказываний христианских святых. Иногда клирики брались объяснять те или иные действия власти и напоминали пастве о местных традициях.

Монахи. (medievalist.com)

Уровень знаний простолюдинов начал расти в городской среде Позднего Средневековья.

Книжная культура постепенно выходила на авансцену общественной жизни: она дала серьёзный толчок, войдя в повседневность горожан в виде небольших сборников-«руководств», иногда с иллюстрациями.

Но доставалась подобная продукция меньшинству: бюргерство и городские патриции могли читать литературу в основном на местных языках и наречиях. XV столетие стало апогеем роста уровня культурного развития. А труд первопечатника Иоганна Гуттенберга ускорил этот процесс.

Где и чему научат в эпоху Средневековья?

Центр культурного развития человека из народа — школа. Наследница античности, которая закладывала основы, элементарные знания. Но в Средние века она была почти полностью подчинена церкви. Город, как важный элемент общественной жизни эпохи, также взял на себя роль образовательного «плацдарма»: открываются «муниципальные» бюргерские школы.

Античная традиция образования до VII века была определяющей в таких регионах как Галлия, Испания и Италия. Миряне, светские воспитатели — вот кто нёс свои знания в массы. С ростом авторитета церкви, монастыри взялись за набор обучающихся — детей и взрослых в большинстве своем из знатных семейств. Чёрное духовенство Ирландии, Англии и Италии постепенно вытесняли «римских педагогов».

«Отец Европы» Карл Великий, своим капитулярием 789 года, обязал клириков открыть школы в каждом приходе для бедных и обездоленных детей в возрасте с 7 до 12 лет. Но приказ будущего императора Запада не имел, прямо скажем, практического эффекта. На местах всё оставалось по-прежнему. Образование окончательно попало в руки клира.

Простые семьи могли отдавать своих чад мужского пола в руки сельского кюре или пастора. Если же они жили в городе — учителем был магистр, который был назначен самим епископом.

В специальном помещении собиралась небольшая группа учеников (10−15 человек) и их наставник. На начальном этапе это были занятия, целью которых являлось обучение чтению, письму и слову божьему.

Знания учителя подвергались сомнениям родителей учеников, занятия походили скорее на время в группе продлённого дня.

Мальчишки болтали, играли в кости или в мяч, а строгий наставник при случае с удовольствием лупил их палкой. Впрочем, ничего нового.

Чтение нотной грамоты. (quatr.us)

Конечно, уровень подачи материала рос. От простых поучений монахов к работе более квалифицированных кадров стали переходить неспешно. В X и XI веках ситуация не сильно отличалась от предшествующих столетий.

Но к исходу XII века уровень обучения значительно возрос. Школа стала центром интеллектуальной жизни, а её «ректоры» были популярными и авторитетными людьми в народе.

К тому же появилась относительно стройная структура образования.

Обучение «искусствам» — римская традиция, которая была возрождена на рубеже V-VI веков «последними римлянами» Северином Боэцием и Флавием Кассиодором, трудившихся в остготстком королевстве. Фактически, двое интеллектуалов из Италии создали модель школы, которая работала веками.

Церковь с удовольствием использовала подобный формат. Сам институт образования в Cредневековье давал почву для любой работы со священным текстом. Начинать следовало с освоения тривиума — грамматики, риторики и диалектики. Иными словами — научить человека писать, читать, спорить, правильно формулировать свои мысли.

Существовало несколько составных частей обучения искусствам. Процесс компиляции полученных знаний (quaestio), принятия их сути (sententia), критика и комментарии (disputatio). Своего рода, тривиум был формой знакомства с комплексом наук, но под «идеологическим» соусом.

Всё-таки церковь управляла протеканием образовательного процесса: подозрение в ереси сомнительных знаний никто не отменял.

Чтение нотной грамоты. (news.nd.edu)

Более серьёзный уровень, основанный на схоластике — квадривиум. Четыре искусства — музыка, геометрия, арифметика, астрономия.

Для человека, желающего служить благому делу, было необходимо изучать гармонии и нотный стан, ведь считалось, что музыка управляет людьми.

Геометрия и арифметика важна в строительстве, но зачастую практика на стройплощадке учила быстрее и эффективнее. Астрономия ограничивалась лишь наблюдениями за небесными телами и изучением церковного календаря.

Геометрия. (chronicle.com)

Городские школы в XII веке росли как грибы после дождя. Они подготовили почву для рождения одного из главных достижений средневековой Европы — университета.

Источник: https://diletant.media/articles/45251494/

Средневековые центры культуры

26.Города как центры образования и культурной жизни средневековой Европе.

Не менее глубокую печать город наложил и на духовную, художественную жизнь. В XI и отчас­ти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Мистический спиритуа­лизм и романское искусство расцвели в монас­тырях Клюни.

Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от мона­стырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях — в образовании и архитектуре. В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские.

Вышедшие из епис­копальных школ, новые учебные центры благо­даря своим программам и методике, собствен­ному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Так называемая схоластика была дочерью городов.

Она воцарилась в новых учебных заведениях — в университетах, пред­ставлявших собой корпорации людей интеллек­туального труда. Учеба и преподавание наук стали ремеслом, одним из многочисленных ви­дов деятельности, которые были специализиро­ваны в городской жизни.

Показательно само название «университет» (universitas), иначе— «корпорация». Действи­тельно, университеты были корпорациями пре­подавателей и студентов, universitates magis-trorum et scolarium, различавшимися тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами сту­денты, а в других, как в Париже, — преподава-

тели. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания. И как всякий инструмен­тарий, она стала предметом массового произ­водства и торговли.

Романское искусство, бывшее выразительным проявлением взлета христианского мира после тысячного года, на протяжении XII в. стало пре-

экономических центров Европы. Основой ее благосостояния были такие города, как Гент, Ипр, Брюгге, Кортрейк (Куртре). Не удивительно, что процветавшая Фландрия привлекала Филиппа IV.

Города привлекали homines novi — выскочек, порвавших с землей или монастырской общиной, лишенных предрассудков, предприимчивых и ко­рыстолюбивых, а вместе с ними (оказывая им поддержку, в частности день­гами, которых у этих выскочек поначалу не было) определяющую роль сыг­рали представители господствующих классов, земельной аристократии и духовенства. Важное участие в подъеме городов приняла и такая группа на­селения, как минестериалы, сеньориальные служащие, чаще всего происхо­дящие из рабов или сервов, но более или менее быстро поднимающиеся к верхним слоям феодальной иерархии17.

Все аспекты средневековой городской жизни, по выражению Й. Хейзин-ги, подчинялись строгим символическим канонам. Важную функцию в куль­турном пространстве города играли городская церковь (реже собор), возве­денная в честь святого — покровителя города, и ярмарки, которые проводи­лись периодически.

Собор — главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм. В городе может быть не один, а несколько соборов. Если монастырь доступен только посвященным лицам — монахам, то собор — всем слоям городского населе­ния.

Монастыри возводятся вне городских стен — на большом отдалении от них, а соборы, напротив, в центре города.

Собор являлся символом духовной власти, которую олицетворял епископ, а городская церковь выражала победу горожан, добившихся самоуправления

ображаться. Новый лик искусства — готичес­кий — появился в городе, а строительство го­родских соборов стало его высшим достижени­ем. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры: в ней деятельная и созер­цательная жизнь искала равновесия, когда ре­месленные корпорации украшали их витражами, в которых воплощались схоластические позна­ния.

Сельские церкви близ городов не очень удачно в художественном отношении и с гораз­до меньшими материальными ресурсами вос­производили облик ставшего образцовым го­родского собора или же какого-либо из его вы­разительных элементов: колокольни, башни или тимпана.

Созданный для нового городского на­селения, более многочисленного, более гуман­ного и более реалистично мыслящего, собор не забывал, однако, напоминать ему о близкой и благодатной сельской жизни. Тема помесячных сельских трудов оставалась одним из традици­онных украшений городской церкви.

Городская жизнь питалась ремесленной и тор­говой активностью, тогда как феодализм жил за счет поместья, земли. Ментальность горожан, по крайней мере вначале, отличалась эгалита-

ризмом, основанным на горизонтальной соли­дарности, объединявшей людей благодаря клят­ве в сообщество равных; феодальная же мен­тальность, тяготевшая к иерархии, выражалась в вертикальной солидарности, цементируемой клятвой верности, которую низшие приносили высшим.

Экономическая база городов была недостаточ­ной для политической мощи первого порядка и даже для экономической деятельности широко­го размаха. По мере того как крупная торговля переставала ограничиваться предметами роско­ши, но стала заниматься также и такими това­рами, как зерно, городские центры все менее удовлетворяли ее своими размерами. Уже с кон­ца XIII в.

города держались или за счет конфе­дераций или же благодаря собиранию вокруг себя сельской округи. Время островков, неболь­ших поселений и малых социальных ячеек гото­во было пройти, как и время феодализма. На­ступал другой тип организации пространства — территориальное государство. Сокращено по источнику: Ле Гофф Ж. Циви­лизация средневекового Запада / Пер. с фр. М.

, 1992. С. 58-105

17 Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 58-105.

в борьбе с местным феодалом. В средние века крепостные стены, ворота и башни подчеркивали различие между городом и деревней. Для средневеко­вого сознания был характерен дуализм, который находил проявление в со­седстве шумной площади и величественного храма.

В период раннего Сред­невековья площадь становится центром светской (прежде всего политической) и религиозной жизни. Так, соборная площадь во Флоренции с баптистери­ем и дворцом епископа была единственным городским центром.

Собор был не только оплотом веры, но и местом принятия политических решений, ибо там заседал городской совет18.

Средневековый город являлся не только экономической площадкой для нарождающегося капитализма, но и культурным центром и местом сосредо­точения европейской интеллигенции.

Источник: https://cyberpedia.su/16xec8b.html

Город как центр средневековой культуры

26.Города как центры образования и культурной жизни средневековой Европе.

Средневековыйгород – город, существовавший в Средниевека в Европе.

Несмотряна то, что уже в период Раннего Средневековьяв Западной Европе имелись города,сохранившиеся со времен Римской империиили возникшие позже и являвшиеся либоадминистративными центрами, укреплённымипунктами, либо церковными центрами(резиденциями архиепископов, епископови т. п.), они не были существенными центрамиремесла и торговли.

ВЗападной Европе классические средневековыегорода раньше всего (уже в IX веке)появились в Италии (Венеция, Генуя, Пиза,Неаполь, Амальфи и др.), а также на югеФранции (Марсель, Арль, Нарбонн иМонпелье). Их развитию содействовалиторговые связи Италии и Южной Франциис Византией и Арабским Халифатом.

Чтоже касается городов в северной Франции,Нидерландах, Англии, юго-западнойГермании, по Рейну и по Дунаю, то ихрасцвет произошел в X — XII веках.

Мостовыев Париже появились в XII веке — каждыйгорожанин должен был заботиться о том,чтобы улица перед его домом была замощена.Эта мера была распространена затем кXIV в по королевскому приказу и на другиефранцузские города. Но, например, вАугсбурге мостовых не было почти до XVв., так же как и тротуаров. Водосточныеканавы появились только в XIV-XV вв., и толишь в крупных городах.

Мусори нечистоты в городах обычно сбрасывалив реки или в близлежащие рвы. Только вXIV в. в Париже появились городскиемусорщики

Основноенаселение средневековых городовсоставляли ремесленники. Ими становилиськрестьяне, бежавшие от своих господ илиуходившие в города на условиях выплатыгосподину оброка. Становясь горожанами,они постепенно освобождались от личнойзависимости феодалу.

Если бежавший вгород крестьянин жил в нем в течениеопределенного срока, обычно — один годи один день, то он становился свободным.Средневековая пословица гласила:«Городской воздух делает свободным».Лишь в дальнейшем в городах появилиськупцы.

Хотя основная масса горожанзанималась ремеслом и торговлей, многиежители города имели свои поля, пастбищаи огороды вне городских стен, а отчастии в черте города.

Мелкий скот (козы, овцыи свиньи) нередко пасся прямо в городе,причём свиньи поедали мусор, остаткипищи и нечистоты, которые обычновыбрасывались прямо на улицу.

Важнейшейособенностью средневековой культурыявляется особая роль христианскоговероучения и христианской церкви. Вусловиях всеобщего упадка культурысразу после распада Римской империи,только церковь в течение многих вековоставалась единственным социальныминститутом, общим для всех стран, племени государств Западной Европы.

Церковьбыла не только главенствующим политическиминститутом, но и имела доминирующеевлияние непосредственно на сознаниенаселения. В условиях тяжелой и скуднойжизни, на фоне крайне ограниченных ималодостоверных знаний об окружающеммире, церковь предлагала людям стройнуюсистему знаний о мире, его устройстве,действующих в нем силах.

Эта картинамира целиком определяла менталитетверующих селян и горожан и основываласьна образах и толкованиях Библии. Всякультурная жизнь европейского обществаэтого периода в значительной степениопределялась христианством.

Огромнуюроль в жизни общества того временииграло монашество: монахи брали на себяобязательства «ухода из мира», безбрачия,отказа от имущества. Однако уже в VI векемонастыри превратились в сильные,нередко — очень богатые центры, владеющиедвижимым и недвижимым имуществом. Многиемонастыри были центрами образования икультуры.

Однако не следует думать, чтостановление христианской религии встранах Западной Европы проходилогладко, без трудностей и противоборствав сознании людей со старыми языческимиверованиями Население было традиционнопривержено к языческим культам ипроповедей и описания жития святых былонедостаточно для обращения его в истиннуюверу.

В новую религию обращали с помощьюгосударственной власти. Однако и долгоевремя спустя после официального признанияединой религии, духовенству приходилосьбороться с устойчивыми пережиткамиязычества в среде крестьянства. Церковьуничтожала капища и идолов, запрещалапоклонятся божкам и совершатьжертвоприношения, устраивать языческиепраздники и ритуалы.

Суровые наказанияугрожали тем, кто занимался гаданиями,прорицаниями, заклинаниями или простоверил в них. Многие языческие обычаи,против которых боролась церковь, былиявно аграрного происхождения. Так, в«Перечне суеверий и языческих обычаев»,составленного во Франции в VIII веке,упоминаются «борозды вокруг деревень»и об «идоле, по полям носимом».

Преодолетьприверженность, к такого рода ритуалам,было нелегко, поэтому церковь пошла насохранение некоторых языческих обрядов,придав этим действиям окраску официальныхцерковных ритуалов. Так, ежегодно наТроицу устраивались процессии «крестногохода» по полям с молением об урожаевзамен языческого «ношения идола».

Источник: https://studfile.net/preview/3538686/page:3/

Uchebnik-free
Добавить комментарий