25. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности

Субъективное и объективное в познании. Познание как отражение и как конструирование предметной сферы

25. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности

Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.

Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств.

Органы чувств – это единственные ворота, через которые в наше сознание могут проникать сведения об окружающем нас мире.

Главные элементы чувственного познания(= Отражения): ощущение,восприятие,представление

Из древних библиотечных учебников, так что цитируем Ленина:

«факт объективного по отношению к сознанию раздражения преобразуется в факт сознания». Воздействие той или иной вещи, порождая ответную реакцию организма (ощущение), одновременно преобразуется в новое, несвойственное самому предмету качество – субъективный образ. О_о

(Ощущение – это субъективный образ объективного мира). Образ – это возникновение Отражения, фиксирования в сознании материального объекта, существующего вне сознания à Образ Мб и Адекватным, и Ошибочным (Субъективность ≠ ошибочность).

Ощущение субъективно, потому что Отражает и Преломляет воздействие предмета (см. теорию отражений Ленина)) через «призму» человеческого сознания. **Огонь à чувство боли, но сама боль не является характеристикой огня**

Однако(!) Ощущение стоит у истоков Отражения и фиксирования Объективной Системы Отношений «человек-окр.среда», ибо в ощущении отражается Объективная связь ощущающего субъекта с реальным явлением/процессом, с кот. Субъект взаимодействует.

**если ты слышишь звук справа à значит источник и в самом деле справа**

Interesting: Ощущение зав-т не только от объекта, но и от субъекта9дальтонизм)à

à Двойная зависимость ощущения и от объекта, и от субъекта.

НО: человек способен оценивать и исп-ть объективную информацию, поставляемую ощущениями. **так, по интенсивности ощущения(боли), мы можем судить о температуре предмета**

Расхождение во взглядах относительно положения: «Ощущение – субъект.образ объективного мира»:

Диалектический материализм (Диамат) настаивает на объективности источника ощущений, объективности мира.

Субъективный идеализм настаивает на на субъективности образа, который дается ощущением; Субъективность — это односторонняя зав-ть ощущения лишь от внутреннего состояния психики субъекта.

Ленини: «Для материалиста «фактически дан» внешний мир, образом коего явл-ся наши ощущения. Для идеалиста «фактически дано» ощущение, причем внешний мир явл-ся «комплексом ощущений»»

Восприятие – совокупность ощущений, дающая целостную х-ку предмета/явления. Однако, это не механическое «суммирования», а результат активного синтеза проявления предмета(вижу только часть дома) с другими познавательными актами, предшествующими конкретному наблюдению(моё Восприятие Дома синтезирует в целостный образ и те части, котрые не ощущаются (не видны) в конкретный момент).

Представление – можем удерживать в сознании, в памяти, целостный образ предмета.

+Эмоции(подобно всем другим элементам чувственности): 1) заключают в себе аспекты объективного Отражения реальных связей, в кот. включен человек; 2) фиксируют объективно отношение человека к миру.

А Субъективный аспект эмоций зависит от человеческого общества,истории,культуры à наличие в эмоциях Объективного социально-исторического содержания (Ave Ленин!)

Чувственный опыт и восприятие зависят от понятийного аппарата человека.

Понятие – результат исторического опыта, отражает общие свойства предметов и явл окр мира.

Понятия мб практически использованы для реализации потребностей, изм-я, преобразов-я предметов, отношений природы и общества в рез-те активной деят-ти ч-ка.

Важны не только знания о предметах, но также и знания о различных отношениях между вещами,явлениями и процессами.

Знание должно выражать общие объективные отношения, т.е. должно приобрести Объективное значение для множества людей.

Т.о. результатами практической деят-ти (основанной, вероятно, на Знаниях) становятся не только конкретные предметы/явления, вновь Созданные и преобразованные (Конструирование предметной сферы??), но также и Понятие, возникшие в ходе этого процесса.

Отличия абстрактного мышления от чувственно-сенситивного:

1) способность к отражению общего в предметах, при сенситивном в отдельных предметах не дифференцируются общие и единичные признаки, они слиты в один образ;

2) способность к отражению существенного в предметах; при сенситивном существенное не отграничивается от несущественного;

3) способность к конструированию (на основе познания сущности предметов понятий-идей, подлежащих опредмечиванию);

4) опосредованное познание действительности—через сенситивное отображение и рассуждений и умозаключений.

Знание есть отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не только отраж наличного бытия, но также и прошлого.

А будущее — может ли оно быть предм отражения? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом смысле он опирается на истинное.

Однако замысел оценивается в терминах целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.

Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития. Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением.

Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в настоящем и предвидеть будущее.

Дата добавления: 2016-12-18; просмотров: 369 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/13-20106.html

39. Познание как отражение и конструирование действительности

25. Познание как «отражение» и как «конструирование» действительности

Человек, ориентируясьв мире, не может не приспосабливатьсяк нему. Он выступает субъектомпознавательного отношения к миру. Онполучает информацию об этом мире ииспользует ее. Познание – процессполучения и использования информациио мире, человеке и формах взаимосвязимежду ними.

Познание какотражениеокружающего мира.Для получения информации нужнотранслировать содержание объекта всознание человека. Это первая формапознания.

Познание можетрассматриваться и как творчество,как продуктивно-творческая деятельностьсубъекта. Человек не может трактоватьсякак биологически опредмеченный индивид,который обладает соответствующимивозможностями транслировать сознаниеи идеально-знаковую форму.

Человекдолжен трактоваться как социально-историческаяличность. Здесь познание трактуетсякак отражение. Система должнадифференцировать факторы на биологическиполезные и биологически вредные.

Этаградация указывает на то, что в процессеэволюции появилась способностьформировать идеальный образ.

Человек не сразустановится существом творческим, поэтомупознание тоже не сразу приобретаетчеловеческую необходимость. Но не вовсех культурах это выражено достаточноярко. В Античной Греции познаниеоформляется как творчество, какпродуктивный тип отношения к миру.Поэтому она базируется на творческомотношении к миру.

Таким образом, в итогеисторической эволюции появляетсяинтенция на познание как творчество.Подлинное творческое познание возникает,когда человек начинает пониматься какнедостаточное основание. Человектворчески познает мир, когда он естьсоциализированная личность, когда онвписан в культуру и выступаетперсонификацией культурного пространства.

Эта интенция дает возможность человекужить во множестве миров.

Существуеттри подхода в определение познания.

1.Генетический.Познание – высшая форма отраженияобъективной реальности. Она возможнатолько с появлением человеческогосознания.

2.Функциональный.Познание – форма духовной деятельности,в процессе которой разрабатываютсяцели и идеально-теоретические программыпреобразования природного и социокультурногомира. Человек ориентируется в мире каксущество, преобразующее мир.

3. Субстанциональный.Познание есть форма духовной деятельности,направленная на адаптацию человека уобъективной реальности (то, ради чегосуществует познание) и постижениесущности и смысла самосознания.

Три сферы в мирепознаваемых объектов.

1. Область явленийприроды, существующих не зависимо отчеловека. 2.Социальный мир, мир культурыи истории.

3. Внутренний мирчеловека.

Сознание всегдаесть осознанноебытие, выражение отношения человека ксвоему бытию.

43.Познаниеэто процессполучениязнания. Существуют две основныхразновидности знания: объективноеи субъективное.В первом случае мы можем передать нашезнание другим людям, т. е.

фиксируем егов своем сознании, которое следуетопределить каксовместное знаниемногих людей.

Во втором случае мыфиксируем в сознании только фактналичиязнания, но передать его другим людямникак не можем.

Примечание.Мызнаем, что мыслим, но не знаем, как мымыслим, и тем более не можем научитьправильному мышлению других людей. Этопример субъективного знания.

Аналогичнымобразом писатели могут создаватьгениальные произведения, художники прекрасные картины, композиторы чудесную музыку, но никто из них не всостоянии научить этому других. В то жевремя мы можем научить людей читать,считать, писать,рисовать.

Зная, что морская вода  соленая, чтовсе рыбы дышат жабрами, что зимой вАфрике жарко, мы можем сообщить об этомокружающим. Все это примеры объективного знания.

Субъектомпознанияназывается тот,кто познаетмир, а объектомпознания называется то,что познается.Субъект познания отражает объект всвоем сознании (теория отражения).

Знание–объективная реальность, данная в сознаниичеловека,который в своей деятельности отражает,идеально воспроизводитобъективные закономерные связи реальногомира.

Познание– обусловленный,прежде всего, общественно-историческойпрактикой процесс приобретения иразвитиязнания, его постоянное углубление,расширение и совершенствование.Это такое взаимодействие объекта исубъекта,результатом которого является новоезнание о мире.

Реализация познавательногоотношения человека к мирусоздает предпосылки для переводапознаваемых объектов в идеально-знаковуюформу, в которой они распредмечиваютсяи обретают статус знания. Возможныразличные типологии знания как продуктадуховно-познаватель­нойдеятельности.

Термин«знание»обычно употребляется в трех основныхсмыслах:1.

способности, умения, навыки, которыебазируютсяна осведомленности, как что-либо сделать,осуществить; 2) любаяпознавательно значимая информация;3) особая познавательная единица,гносеологическаяформа отношения человека к действительности,существующаянаряду и во взаимосвязи со «своим другом»– с практическимотношением. Второй и третий аспекты –и есть предметрассмотрения гносеологии, теориипознания.

Говоряо формах знания, необходимо рассмотретьконцепциюличностного знания, разработаннуюМ.Полани.Он исходил из того, что знание – этоактивное постижениепознаваемых вещей, действие, требующееособогоискусства и особых инструментов.

Поскольку науку делаютлюди, то получаемые в процессе научнойдеятельностизнания не могут быть деперсонифицнроваицыми.

А это значит, что людей со всеми ихинтересами, пристрастиями, целями нельзяотделить от производимого ими знанияили механическизаменить другими людьми.

Личностноезнание – это не просто совокупностькаких-тоутверждений, но и переживание индивида.

Типологизациязнания может быть проведена по самымразличнымоснованиям (критериям).

В этой связивыделяют,например, знания рациональные иэмоциональные, феноменолистские(качественные концепции) и эссенцианалистские(вооруженные в основном количественнымисредствамианализа), эмпирические и теоретические,фундаментальныеи прикладные, философские и частнонаучные,естественно-научные и гуманитарные ит. п.

Познаниекак форма духовной деятельностисуществует вобществе с момента его возникновения,проходя вместе с нимопределенные этапы развития. На каждомиз них процесспознания осуществляется в многообразныхи взаимосвязанныхсоциально-культурных формах, выработанныхв ходе истории человечества.

Ужена ранних этапах истории существовалообыденно-практическоепознание,поставлявшееэлементарные сведенияо природе, а также о самих людях, условияхих жизни, общении,социальных связях и т. д. Основа — опыт повседневной жизни, практики людей.

Однаиз исторически первых форм — игровоепознаниекакважныйэлемент деятельности не только детей,но и взрослых.В ходе игры индивид осуществляет активнуюпознавательнуюдеятельность, приобретает большой объемновых знаний,впитывает в себя разнообразие культуры.

Мифологическоепознаниепредставляет собой фантастическоеотражениереальности, является бессознательно-художественнойпереработкой природы и общества народнойфантазией; своеобразное моделированиемира, позволяющее фиксироватьи передавать опыт поколений.

Ужев рамках мифологии зарождаетсяхудожественно-образнаяформа познания,котораяв дальнейшем получила наиболееразвитое выражение в искусстве.

Художественно осваивая действительностьв различных своих видах,удовлетворяя эстетические потребностилюдей, искусство одновременно познаетмир, а человек творит его — в том числеи по законам красоты. Религиозноепознание.

Особенностиопределяютсятем, что оно обусловлено непосредственнойэмоциональной формой отношения людейк господствующим над ними земными силами(природными и социальными).Еслидля религиозного познания характерносоединение эмоционального отношенияк миру с верой в сверхъестественное,то сущность научного познания –рациональность, котораяв качестве подчиненных моментов содержити эмоциии веру.

Генетическисвязаннос мифологией и философскоепознание. Философскаяи художественная интуиции не противоречат,а напротив, глубоко созвучны нравственномучувству «простых»людей – их уверенности в том, чточеловеческаяжизнь имеет непреходящий, высший смысл,не сводимый к случайности ее эмпирическогосуществования.

Научно-теоретическоезнаниесоставляет лишь одну (ипри этом даже не основную, не главную)сторону идейного содержания философии.

Другую, безусловно, доминирующую,ведущую его сторону, образует совсеминой компонент сознаниядуховно-практический.Именно онвыражает смысложизиенный,ценностно-ориентирующии, т. е.

мировоззренческий,тип философского сознания в целом.

Философское знание–это и есть знание о месте и роли человекав мире. Оноглубоко личностно, императивно.Философская истинаобъективна, но переживается она каждымпо-своему, в соответствиис личным жизненным и моральным опытом.Толькотак знание становится убеждением,защищатьи отстаиватькоторое человек будет до конца, дажеценой собственнойжизни.

Органическоесоединение в философии двух начал –научно-теоретического и практически-духовного– определяетспецифику ее как совершенно уникальнойформы сознания.Вфилософии новое знание не отвергает, адиалектически «снимает», преодолеваетсвой прежний уровень, т. е. включает егов себя как свой частный случай.

46.Научное познание. Приэтом собственно научное знание — этотакой вид информации об изучаемыхявлениях и процессах действительности,который должен удовлетворять целомуряду требований, или критериев научностизнания.

Так,для того чтобы зафиксировать историческиконкретныеформы научного знания и отличить их отпротонауки, используют совокупностьисторическихкритериев научности.

Кним, как правило, относят: формально-логическуюнепротиворечивость знания; его опытнуюпроверяемость и эмпирическуюобоснованность; рациональный характерзнания; воспроизводимостьи семантическую инвариантность;интерсубъективностьи универсальность и др.

Другаягруппа стандартов научности получиланазвание функционально-ориентированныхкритериев. Кним относят логическиекритерии:непротиворечивость, полноту, независимостьисходных аксиом и др.

К этой же группеотносятся и такие требования к системамнаучного знания,как их простота, эстетическая значимость,инструментальная эффективность.

Эти базовыехарактеристики знания являютсяатрибутивными и определяютее особый статус и функции в совокупномзнании о природной, социальнойи духовно-психической реальности.

Наукавсегда стремилась видеть исследуемуюреальность как совокупностьпричинно-обусловленных,естественных событий и явлений,подчиняющихся определеннымрегулярностям и закономерностям.

Этизакономерности могутносить как динамический, так и статическийхарактер, однако они с необходимостьюфиксируют объективно-предметный аспектбытия познаваемойреальности, не зависящий от воли исознания познающего субъекта.

Этотфундаментальныйнорматив научного познания обнаруживаетсебя в таких существенныхтребованиях и организациинаучного знания, как системность,доказательность и обоснованность,достоверность и объективная истинность.

Источник: https://studfile.net/preview/7140662/page:36/

Uchebnik-free
Добавить комментарий