25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

Обоснуйте место и роль нормативного правового акта в системе форм (источников) российского права

25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

В системе источников российского права нормативно-правовой акт традиционно занимает первостепенное значение.

Большее значение нормативно-правовых актов по сравнению с другими источниками права связано с признанием ведущей роли государства в регулировании и охране наиболее значимых общественных отношений.

Кроме того, нормативно-правовой акт отличает способность быстро реагировать на изменения потребностей общественного развития, а документально-письменная форма позволяет непосредственно и оперативно знакомиться с его содержанием.157

Особая юридическая значимость нормативно-правового актаопределяется рядом признаков:

– принимается от имени государства в порядке предусмотренной законом процедуры;

– является результатом правотворческой деятельности компетентных субъектов (государственных органов и органов негосударственного характера (органы местного самоуправления и т. д.), которым право на нормотворчество делегировано государством);

– содержит в себе правила поведения обобщенного характера (нормы права), регулятивно-охранительное воздействие которых осуществляется в отношении неперсонифицированного круга субъектов;

– имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

– направлен на регулирование типичных общественных отношений;

– обеспечивается системой государственных гарантий и санкций (в том числе государственным принуждением).

Система нормативно-правовых актов характеризуется многообразием входящих в нее документов.

Это многообразие обусловлено широким кругом регулируемых правом общественных отношений и разнообразием методов, средств воздействия на эти отношения.

Единство данной системы обеспечивается верховенством закона, едиными принципами правотворчества, взаимодействием нормативно-правовых актов между собой, а также наличием укрупненных кодифицированных актов.

Юридическая сила нормативно-правового акта – это свойство акта действовать с целью регулирования общественных отношений, порождать юридические последствия. Юридическая сила того или иного акта характеризуется:

1) соотношением нормативно-правовых актов между собой, т. е. их иерархичностью;

2) значением нормативно-правовых актов для исполнителей, их обязательностью.

Нормативно-правовые акты Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

1. В зависимости от юридической силы:

– законы,

– подзаконные нормативные акты.

Закон – это нормативно-правовой акт, изданный органом законодательной власти государства (субъекта федерации) или принятый на референдуме в порядке определенной процедуры, содержащий наиболее значимые нормы права и в силу этого обладающий высшей юридической силой по отношению к другим правовым актам.

На основе данного определения можно выделить следующие признаки закона:

– принимается законодательными органами государства либо всенародным анием граждан (на референдуме);

– принимается в порядке особой процедуры;

– содержит наиболее значимые нормы права;

– обладает приоритетом по отношению к другим правовым актам.

Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– основной закон (конституция),

– федеральные конституционные законы,

– федеральные законы,

– законы субъектов федерации (конституции (уставы), текущее законодательство).

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании законов в целях конкретизации их положений и закрепления механизмов их реализации. Основным принципом соотношения законов и подзаконных актов является их непротиворечие друг другу.

При этом законы, так же как и подзаконные акты, обладают прямым действием и могут непосредственно применяться в процессе правового регулирования.

При возникновении противоречия (коллизии) между положениям закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

В Российской Федерации подзаконные акты классифицируются (в порядке убывания юридической силы) следующим образом:

– подзаконные акты федерального уровня (указы Президента России, постановления Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, акты федеральных министерств и ведомств);

– подзаконные акты регионального уровня (нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

– подзаконные акты местного уровня (нормативные акты органов местного самоуправления).

Нормативно-правовые акты также можно классифицировать и по другим основаниям.

Дата добавления: 2018-08-06; просмотров: 582;

Источник: https://studopedia.net/7_25612_obosnuyte-mesto-i-rol-normativnogo-pravovogo-akta-v-sisteme-form-istochnikov-rossiyskogo-prava.html

Нормативный правовой акт: понятие и система

25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

Нормативный правовой акт — это официальный письменный документ, содержащий правовые нормы и принимаемый в определенном порядке компетентными правотворческими органами. Он является важнейшим и наиболее распространенным источником права в большинстве стран мира и, в частности, в России.

Нормативный правовой акт обладает рядом признаков (в ряде случаев ему приписывают признаки самой нормы права, однако это неверный подход):

1) имеет письменную форму;

2) содержит нормы права;

3) снабжен определенными реквизитами (наименование, номер, дата и место принятия, подписи и др.), поэтому является документом;

4) имеет определенную внутреннюю структуру, которая в ряде случаев строго регламентирована;

5) принимается в особом порядке только уполномоченными на то органами и в соответствии с их компетенцией.

В России правом на издание нормативных правовых актов обладает широкий круг субъектов: законодательные и исполнительные органы государства, органы местного самоуправления, локальные органы (руководители предприятий). При этом каждый орган может издавать акты только определенного вида (закон, указ, постановление и др.) и только по вопросам, входящим в его компетенцию.

Нормативные правовые акты весьма многочисленны и разнообразны. Существуют различные их классификации.

В частности, по времени действия они делятся на постоянные (период действия заранее не определен) и временные (действующие до наступления какого-либо события или даты).

По территории действия — на общегосударственные и локальные, в федеративных государствах — на федеральные, субъектов федерации и местные.

По юридической силе их можно разделить на законы и подзаконные акты.

Юридическая сила акта — это его место в системе нормативных правовых актов, соответствие актов, принятых нижестоящими правотворческими органами. актам вышестоящих органов.

Высшую юридическую силу имеет конституция, затем по нисходящей — конституционные законы, обыкновенные законы, акты главы государства, правительства, центральных органов исполнительной власти. соответствующие акты субъектов федерации, акты органов местного самоуправления, акты локальных органов. Каждый последующий вид нормативных правовых актов не должен противоречить всем предыдущим.

Закон — это нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, регулирующий наиболее значимые общественные отношения и принимаемый в особом порядке законодательными органами страны.

Закон обладает следующими признаками:

— принимается только высшими органами законодательной власти государства или народом в порядке референдума. Органы местного самоуправления, например, не могут принимать законы;

— имеет высшую юридическую силу и верховенство в системе источников права, которые не должны ему противоречить, а иначе — признаются недействительными и не применяются;

— содержит только нормы права (подзаконные акты могут включать индивидуально-властные предписания);

— принимается только по наиболее важным вопросам.

В свою очередь, законы делятся на определенные виды. По территориальному признаку законы делят на общегосударственные и региональные (местные). В Российской Федерации к числу общегосударственных законов относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а к числу региональных — законы субъектов федерации.

В зависимости от сложности процедуры их принятия и важности, содержащихся в них предписаний законы делятся на конституционные и обыкновенные.

Конституционные законы имеют более сложную, чем обычные законы, процедуру принятия (так, например, для их принятия требуется не простое, а квалифицированное большинство в парламенте, на них не может быть наложено вето» президента и т.д.) и регулируют наиболее важные общественные отношения. К их числу относятся;

а) сама конституция;

б) законы, вносящие в нее изменения и дополнения;

в) законы, необходимость принятия которых предусмотрена конституцией.

Обыкновенные законы имеют более простую процедуру .принятия-(для их принятия требуется простое большинство в парламенте) и регулируют менее важные общественные отношения. В зависимости от степени их систематизированности обыкновенные законы можно разделить на кодифицированные и текущие.

Кодифицированные законы представлены в «книжном» виде и регулируют весьма обширную социальную сферу. К ним относятся: кодексы, основы законодательства, уставы, положения. Текущие законы, излагаются в отдельном акте и регулирует определенный вид или группу общественных отношений.

Они направлены на обеспечение оперативности правового регулирования социальных отношений. Таких законов большинство.

Совокупность всех законов государства составляет законодательство.

Подзаконные нормативные правовые акты в случае необходимости призваны уточнять предписания закона, но не подменять закон. Данные акты содержат в различных сочетаниях не только нормы права, но и индивидуально-властные предписания.

В Российской Федерации подзаконными нормативными правовыми актами являются:

— указы Президента РФ:

— постановления Правительства РФ;

— акты центральных органов исполнительной власти — министерств (приказы, инструкции, письма, положения и др.);

— соответствующие федеральным подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ;

— акты органов местного самоуправления;

— акты локальных органов (приказы по предприятию, правила внутреннего трудового распорядка и др.).

Понятие нормы права.

Правовая норма — это общеобязательное формально определенное правило поведения, установленное и охраняемое государством.

Ее назначение состоит в регулировании отношений между людьми, в закреплении порядка их движения и развития.

Достигается это с помощью властного воздействия на волю и сознание индивидов путем выражаемого в категорической форме указания, как возможно или необходимо вести себя в той или иной жизненной ситуации.

1. Норма права. Регулирующая роль норм права выражается как в том, что лицо, орган, организация действуют в соответствии с их предписаниями или требуют от других субъектов соответствующего поведения, так и в том, что нарушение их требований вызывает применение мер воздействия на правонарушителя.

Если в первом случае норма выступает как масштаб, мера поведения, образец определенных отношений, то во втором — это средства оценки того или иного поступка в качестве правомерного либо неправомерного, основа для привлечения правонарушителя к юридической ответственности.

Кроме того, правовая норма — это предостережение потенциальным правонарушителям, что в случае ее нарушения будут применены меры государственного воздействия.

Норма права не просто констатация факта или отражение действительности, не рекомендация, пожелание либо призыв. Это государственное повеление, имеющее категорический характер, предписание, как люди должны или могут вести себя в конкретной жизненной обстановке.

Любая правовая норма является велением в силу того, что она издана либо санкционирована властным органом, является олицетворением государственной воли, выступает как общеобязательное предписание, охраняемое от нарушений предусмотренными государством мерами принудительного воздействия.

За ней стоят сила и авторитет государства.

Правовая норма не только обязывает, но и предоставляет права.

Наделяя личность или иных субъектов права правомочиями, она остается велением в том смысле, что такие правомочия провозглашаются государством, охраняются и обеспечиваются специальными мерами правового воздействия.

Кроме того, любому правомочию соответствует властное указание по отношению к другим лицам и органам обеспечить своими действиями (либо, наоборот, воздержанием от них) осуществление такого правомочия.

2. Юридическая норма — это правило общего характера.

Она рассчитана не на какой-либо конкретный случай или обстоятельство, а на тот или иной вид случаев, обстоятельств и тем самым на определенную категорию общественных отношений (правила заключения гражданско-правового договора, процедура разрешения хозяйственного спора, порядок приема на работу и т.д.). В ней даются общие, типичные варианты поведения людей, которые наиболее полно и последовательно отвечают интересам социальных слоев, осуществляющих руководство в обществе.

Общий характер правовой нормы означает:

1) что она рассчитана на свое осуществление всякий раз, когда налицо обстоятельства, предусмотренные данной нормой, что она не прекращает свое действие после однократного применения, а действует постоянно и непрерывно. Например, под действие норм Уголовного кодекса подпадают как все уже совершенные преступления определенного вида, так и возможные в будущем деяния, соответствующие признакам той или иной нормы;

2) общий характер нормы характеризуется персональной неконкретностью адресатов — она распространяет свое действие не на индивидуально-определенных, а на любых лиц, которые вступают или могут вступать в правоотношения на ее основе, адресована, как правило, кругу лиц, определяемых общими признаками (граждане, депутаты парламента, пенсионеры, фирмы и т.д.). Именно в силу этих свойств правовая норма выступает единым масштабом, мерой человеческого поведения.

В отличие от нормы права так называемый индивидуальный правовой акт (например, решение арбитражного суда по конкретному делу, договор дарения), основываясь на норме, разрешает тот или иной конкретный случай, имеет разовое значение, касается индивидуально-определенных лиц или иных субъектов права. Так, если установленный трудовым законодательством общий порядок приема на работу представляет собой норму, то приказ директора предприятия о приеме на работу гражданина есть индивидуальный акт.

По отношению к одному лицу правовая норма-правило поведения обычно выступает в форме требования совершить определенное положительное действие (позитивная обязанность), запрещения тех или иных поступков (негативная обязанность) либо предоставления возможности вести себя соответствующим образом (правомочие).

Однако любая такая норма касается, по крайней мере, двух субъектов уже в силу того, что она регулирует общественное отношение, в котором предполагается наличие как минимум двух сторон.

При этом она устанавливает для одной стороны должное поведение, охраняемое принудительной силой государства, а для другой — гарантированное государством возможное поведение, для одной стороны — обязанность, а для другой — правомочие. В этом и заключается двусторонний, предоставительно-обязывающий характер правовой нормы.

Так, праву гражданина на получение пенсии соответствует обязанность пенсионного органа назначить и выплачивать пенсию, а обязанности гражданина давать свидетельские показания на суде — право суда вызвать гражданина в качестве свидетеля.

Правовые нормы всегда существуют в определенном формально закрепленном виде в законах и подзаконных нормативных актах, а также иных официальных источниках права.

Поэтому такие нормы, будучи официальными, общеобязательными предписаниями государственной власти, представляют собой формально определенные правила.

Этим признаком обусловлен тот факт, что правовые нормы формулируются в виде точных и достаточно детализированных правил, что способствует их правильному пониманию и применению.



Источник: https://infopedia.su/15x8438.html

25. Понятие и виды нормативного правового акта. Место нпа в российской правовой системе

25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

НПАофициальныйакт как рез-т нормотворчества, в которомсодержатся нормы права. Среди источниковправа он занимает ведущее место. К нимотносятся: законы, нормативные решенияорганов исполнительной власти.

НПАотличается следующими чертами:

-в нем содержатся только нормы права, иего следует отличать от индивидуально-правовыхактов, рассчитанных на одноразовоеприменение и не являющихся источникамиправа;

-он односторонне-обязателен для тех, накого рассчитан;

-обладает соответствующей юридическойсилой;

-характеризуется неконкретностьюадресата;

-принимается уполномоченным на то органомгос-ва.

КлассификацияНПА:

Поюридической силе:- законы и подзаконные акты.

Посодержанию:те, в которых заключены нормы толькоодной отрасли права (семейное, уголовноеи др.) и те, которые касаются несколькихотраслей.

Пообъему и хар-ру действия:

-акты общего действия (распространяютсяна всех лиц и на всю страну)

-акты ограниченного действия (на частьлюдей или часть тер-рии)

-акты исключительного (чрезвычайного)действия, напр. в период войны

Поосновным субъектам гос-ного правотворчества:

-акты законодат-ной власти (законы)

-акты исполнительной власти (подзаконныеакты)

-акты судебной власти.

Закон– это НПА, принимаемый высшимпредставительным органом гос-ва в особомпорядке, обладающий высшей юридическойсилой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.

Видызаконов в РФ:Основной закон (Конституция), конституционныезаконы и обычные законы (общефедеральныеи законы субъектов РФ).

ПодзаконныеНПА и акты судебной власти– акты правотворчества компетентныхорганов, которые основаны на законе ине противоречат ему. Они служат ср-вомобеспечения исполнения законов, ихконкретизации.

Посубъектам издания и сфере распространенияподразделяются:

Общиеподзаконные акты– нормативные акты Президента ипостановления правит-ва. Они распространяютсяна всех лиц и действуют на всей тер-риистраны. По юридической силе следуют зазаконами.

Местныеподзаконные акты– акты органов представительной иисполнительной власти на местах.

ВедомственныеНПА– приказы и инструкции министерств иведомств.

Внутриорганизационныеподзаконные акты– уставы, инструкции.

Решениясудебных органовприобретают нормативный хар-р в рез-теобобщения судебной практики, в ходекоторой суд вынужден, рассматриваяконкретные дела, конкретизировать илиуточнять содержание правовой нормы(постановления Верховного суда).

27. Понятие и виды социальных норм. Развитие социальных норм в процессе совершенствования общественных отношений

Важнейшимср-вом организации общественных отношенийявл-ся социальныенормы:нормы права, нормы морали, нормыобщественных организаций, нормы традиций,обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечиваютнаиболее целесообразное и гармоничноефункционирование общества в соответствиис потребностями его развития.

Социальныенормы-правила, регулирующие поведение людейи деят-сть организаций в их взаимоотношениях.

Социальныенормы хар-тся рядом признаков:

1.Они явл-сяправилами поведения людей, указывают,какими должны или могут быть человеческиепоступки по мнению определенныхколлективов людей, различных организацийили гос-ва.

2.Соц. нормы — правилаповедения общего хар-ра.Общий хар-р социальной нормы выражаетсяв том, что ее требования относятся не кконкретному лицу, а ко многим людям. Всилу данного свойства предписание нормыдолжно исполняться всякий раз каждым,кто окажется в сфере ее действия.

3.Соц. нормы — это не толькообщие, но и обязательные правила поведениялюдей в обществе.Не только правовые, но и все другиесоциальные нормы являются обязательнымидля тех, к кому они относятся.

В необходимыхслучаях обязательность социальных нормобеспечивается принуждением. Если лицосовершило нарушение правовой нормы, ток нему применяются меры гос-ногопринуждения.

Нарушение же требованийморальной нормы (аморальный поступок)может повлечь за собой применение меробщественного воздействия: общественногоосуждения, порицания и других мер.

Благодаряэтим признакам социальные нормыстановятся важным регулятором общественныхотношений. Они активно воздействуют наповедение людей и определяют егонаправление в различных жизненныхситуациях.

Всесоциальные нормы, действующие всовременном обществе, подразделяютсяпо двум основаниям:

-по способу их установления (создания);

-по средствам охраны их требований отнарушений. На основе этого выделяютсяследующие видысоциальных норм:

1.Нормы права— правила поведения, которые устанавливаютсяи охраняются гос-вом.

2.Нормы морали (нравственности)— правила поведения, которые устанавливаютсяв обществе в соответствии с моральнымипредставлениями людей о добре и зле,справедливости и несправедливости,долге, чести, достоинстве и охраняютсясилой общественного мнения или внутреннимубеждением.

3.Нормы общественных организацийпредставляют собой правила поведения,которые устанавливаются самимиобщественными организациями и охраняютсяс помощью мер общественного воздействия,предусмотренных уставами этих организаций.

4.Нормы обычаев— правила поведения, сложившиеся вопределенной общественной среде и врез-те их многократного повторениявошедшие в привычку людей. Особенностьэтих норм поведения состоит в том, чтоони исполняются в силу привычки, ставшейестественной жизненной потребностьючеловека.

5.Нормы традиций выступаютв виде наиболее обобщенных и стабильныхправил поведения, которые возникают всвязи с поддержанием выверенных временемпрогрессивных устоев определеннойсферы жизнедеятельности человека(например, семейные, профессиональные,военные, национальные идругие традиции).

6.Нормы ритуаловпредставляют собой такую разновидностьсоциальных норм, которая определяетправила поведения людей при совершенииобрядов и охраняется мерами моральноговоздействия.

Делениесоциальных норм проводится не толькопо способу их установления и охраны отнарушений, но и по содержанию. По этомупризнаку выделяются политические,технические, трудовые, семейные нормы,нормы культуры, религии и другие.

Всесоциальные нормы в их совокупности ивзаимосвязи называются правиламичеловеческого общежития.

Источник: https://studfile.net/preview/3649095/page:15/

Нормативно — правовой акт: понятие и классификация

25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

  1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
  2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
  3. имеет официальный характер;
  4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
    • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
    • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
    • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
  5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
  6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
  7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
  8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
  9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Призыв на военную службу», в которой изложены основные положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

  1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
    • государственный орган;
    • общественные организации;
    • народ (референдум).
  2. По сфере их распространения:
    • федеральные НПА;
    • акты субъектов РФ;
    • акты муниципальных органов;
    • локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
  3. По времени их действия:
    • акты, принятые на неопределенное длительное время;
    • акты временные (на определенный период).
  4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

    В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

    По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно — правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

  1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
  2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).
  3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

    К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

  4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

  1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:
    • Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО);
    • Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).
  2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.
  3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
  4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/npa-ponyatie/

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

25.Понятие и виды нормативного правового акта. Место нормативного правового акта в российской правовой системе.

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.

Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. 

Начало и срок действия нормативных актов

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

  • нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;

  • время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

  • нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:

  • на временные акты;

  • акты неопределенно длительного действия.

Виды нормативных актов

Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:

  • закон;

  • подзаконные акты;

  • международные законы.

Закон

Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.

Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.

Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.

Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.

Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Подзаконные акты

Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.

Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:

  • общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);

  • акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);

  • муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).

Международные законы

Особый вид нормативных актов – международные законы.

Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.

В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.

Иерархическая система нормативно-правовых актов

В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон);

2) федеральные законы;

3) указы Президента;

4) постановления Правительства;

5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют:

а) международные договоры России;

б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.

Уровни нормативных актов

Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.

Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.

Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих. 

Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.

Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.

См. также:

  • Локальный нормативный акт организации

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера

  • Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного …

     соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов …  установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …

  • Можно ли заставить работника поделить отпуск на части? …

    с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными … установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
    Согласно …

  • Формирование учетной политики по стандарту …

    особенностями деятельности;
    СГС «Учетная политика»;
    нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
    Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …

    ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и …

  • Концептуальные основы бухучета в госсекторе … это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую …

    определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую …

     обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, …

  • Электронные трудовые книжки … соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
    Лицо, имеющее стаж работы …

    соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным … РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами;
    лица, имеющие стаж работы по … нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
    С …

  • Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления …

    потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …

  • Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия …

    входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива …

    тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …

  • Обзор правовых позиций по вопросам налогообложения, отраженных в судебных актах КС и ВС РФ в IV кв. 2019 г. … 2010 года N 229-ФЗ) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
    В …

  • Зарплата руководящего состава по новому … установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов … , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
    территориальных ФОМС, государственных …

    РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
    муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного … субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов …

  • Установлен льготный режим работы для женщин в сельской местности …

    , другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ относятся к рабочему времени … до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ, в … , а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего СССР, действующие на территории … для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.

    При этом заработная плата …

  • Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя …

    , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым … по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой …

  • О правомерности вынесения предписаний учреждениям органом государственного финансового контроля …

    бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, органами … определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного …

    для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа …

  • Аудит годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2018 год … :
    при рассмотрении соблюдения аудируемым лицом нормативных правовых актов Российской Федерации рассматривать соблюдение аудируемыми … результатах.

    Досрочное применение правил ФСБУ
    Нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету могут предусматривать … досрочного применения правил предусмотрена соответствующим нормативным правовым актом. При этом согласно части 7 … организаций Федеральным казначейством), не является нормативным правовым актом и имеет исключительно информационный характер …

  • Новый документ по оплате труда гражданского персонала Вооруженных Сил РФ … , отклоняющихся от нормальных), которые установлены нормативными правовыми актами РФ и настоящим приказом (кроме … в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права … нормативных актов) в соответствие с нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права …
  • Совершенствование бюджетного законодательства в части ВФК и ВФА … с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, процедур … установленных бюджетным законодательством РФ и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.
    Достижение … контролю определяется соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного … средств, использованных с нарушением положений нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), обусловливающих …

Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий