25. Гуманизм в Германии и его особенности.

История Германии

25. Гуманизм в Германии и его особенности.

Одним из авторов «Писем темных людей» был выдающийся немецкий гуманист, франконский рыцарь Упьрих фон Гуттен (1488-1523).

В странствиях по Германии и Италии он, усердно штудируя античных и ренессансных авторов, стал мастером сатиры, риторики, публицистики.

Будучи горячим сторонником Лютера, Гуттен открыто выступил против римско-католической церкви, беззастенчиво грабившей, по его мнению, Германию.

В написанных на немецком языке «Диалогах» (1520-1521) У. фон Гуттен акцентировал внимание на многочисленных пороках, процветавших в Риме и клерикальной среде. Он был убежден, что политическая слабость и раздробленность Германии являлись результатом коварной политики папского Рима.

С Реформацией Гуттен связывал свои надежды на политическое возрождение Германии, которое должно было заключаться в укреплении императорской власти за счет власти князей и возвращения рыцарскому сословию его былого значения.

В целом гуманистическое движение в Германии имело ярко выраженные особенности, которые определялись местными условиями и идейными традициями.

Это касалось, в первую очередь, интереса гуманистов к тем проблемам, которые волновали широкие круги германской общественности: этико-религиозные вопросы, история и национальное развитие немцев, политическое устройство Германии и роль папского Рима в унижении немцев, кризис католической церкви.

В отличие от итальянского, в большей степени языческого (античного), германский гуманизм, хотя и был во многом критически настроен к церкви, в то же время оставался христианским. Библейские заповеди и христианская мораль рассматривались как основы гуманистического воспитания.

Еще одной особенностью гуманизма в Германии стала его связь с книгопечатанием, что позволяло быстро распространять гуманистам свои идеи. Характерными чертами немецкого гуманизма были также сатира, ирония, критика всего общества без какой-либо социальной предпочтительности, влияние народной культуры.

Особое внимание гуманисты в Германии уделили языкам, причем не только классическим, но и национальному языку. Часть произведений писалась на немецком, чтобы привлечь к гуманистической литературе и ее идеям не только образованную часть общества, но и простых немцев.

Германские гуманисты, обратившиеся к поиску исторических корней, сыграли очень важную роль в обосновании национальной идеи, в создании мифа о немецком единстве и тем самым — в формировании немецкой нации.

При всей своей элитарности гуманизм в Германии отразил внутренние, конъюнктурные для переходной эпохи духовные потребности немецкого общества, прежде всего, растущие национально-патриотические настроения и стремление к обновлению церкви.

В произведениях Ульриха фон Гуттена не раз встречались апелляции к немецкой нации (правда, под «нацией» нередко понималось только военно-политическая и интеллектуальная элита), которой отводилась главная роль в борьбе с Римом и клиром.

Особое внимание немецкие гуманисты уделяли древним германцам, истории империи Карла Великого и Оттонов, борьбе за инвеституру, происхождению и развитию отдельных германских областей и городов.

На основе «Германии» Тацита Э. Пикколомини впервые сопоставил древнее описание расположения, быта и нравов германцев с современной ему Германией.

Благодаря трудам гуманистов-историков значительно расширился круг источников по германской древности.

Они выделили немецкую историю из универсальной общехристианской, придали ей национальную самобытность, сохранив при этом связь с мировым историческим контекстом.

Весьма показательна в этом отношении неосуществленная попытка К. Цельтиса создать в рамках проекта «Germania illustrata» («Воспетая Германия» или «Описание Германии») историю народных обычаев и культуры различных областей Германии. Аугсбургский патриций К. Пейтин-гер опубликовал римскую карту дорог, «Историю готов» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Диакона.

Отдельно стоит отметить Иоганна Авентина, который, изучая прошлое Баварии, систематически обследовал архивы. Его «Баварские хроники», написанные по-немецки, живым и общедоступным языком, стали первым крупным и адресованным широкому кругу читателей историческим сочинением эпохи.

Оценивая значение гуманизма в подготовке Реформации, необходимо отметить, что критическим запалом своих произведений гуманисты создавали среду для более рациональной оценки действий римского папы, католической церкви и отдельных священнослужителей. Антипапская направленность гуманизма выразилась в Германии гораздо резче, чем в Италии.

Немецкие гуманисты стремились подвергать критике церковь и ее постановления (Священное Предание) не только с позиции здравого смысла, но и с точки зрения христианской морали, обличая пороки церковников.

Гуманизм внес вклад в подготовку Реформации разработкой рационалистических методов изучения Священного Писания, стремлением дать новое решение коренных социально-этических и политических вопросов, высмеиванием сословных предрассудков, пропагандой патриотических идей.

Важно и то, что на протяжении десятилетий критика церкви гуманистами была совершенно открытой и церковь оказалась бессильна в борьбе с ними.

Хотя к восприятию гуманистических идей была готова только небольшая часть немцев, как правило, хорошо образованная, гуманисты сумели усилить в общественном сознании неудовлетворенность церковью, показать ее отступничество от выполнения своей духовной миссии, расширить поле обличительной критики духовенства.

Все это сближало гуманистов и реформаторов. Не случайно Ж. Кальвин был увлечен трудами Эразма Роттердамского, а У. фон Гуттен стал рьяным сторонником М. Лютера; гуманистами были и некоторые ведущие реформаторы — Ф. Меланхтон, У. Цвингли и М. Буцер. Объединяло их и стремление к духовному совершенству.

Эразм Роттердамский и Ульрих фон Гуттен, пройдя в своей жизни, как и Мартин Лютер, через монастырское затворничество, увидели формализм монашеского обета, внешний характер католического благочестия и обрядности и предпочли другой путь — путь исканий новой философии и теологии. При всем различии задач они, так или иначе, обращались к одному источнику — Священному Писанию.

И реформаторы, и гуманисты подчеркивали важное значение воспитания и образования. Отчасти совпадали их политические интересы. Как и реформаторы, гуманисты подталкивали светскую элиту к активному противодействию Риму. Ряд выдающихся деятелей гуманизма, в частности Гуттен, своими произведениями способствовали распространению реформационных идей в Германии.

Помимо критики папства и церкви, в своих «Диалогах» Гуттен определенно высказывался за ликвидацию церковно-монастырской собственности, отмену безбрачия духовенства. Он впервые опубликовал работу Лоренцо Баллы о поддельности «Константинова дара» — опоры теократических притязаний папства.

В то же время многие гуманисты не приняли Реформацию. Практика реформирования выявила несовпадение взглядов большинства деятелей гуманизма и идеологов Реформации. В лютеровской Реформации человек был лишен свободы выбора, возможности действовать разумно, он переставал быть творцом, пассивно воспринимая «милость Божью».

Первенство культа веры над культом разума и образования, ограничение мысли библейским пространством, раскол, который внесла Реформация в мир людей, — все это вело к разрыву гуманистической традиции с реформационной.

Показательна позиция Эразма Роттердамского, который считал, что Реформация не принесла человеку духовной свободы, сковала его цепями нового лютеранского догматизма, что наряду с нетерпимостью католической твердо встала нетерпимость протестантская.

Большинство гуманистов были ревностными католиками и не подвергали сомнению необходимость сохранения католической церковной организации. Деятельность М.

Лютера, вызвавшая разделение верующих на католиков и протестантов, противоречила гуманистическим идеалам, которые связывались с христианскими ценностями и существованием единой для всех церковной организации (вера должна не разделять, а объединять!).

Разным было и общественное значение двух движений. Если гуманисты обращались к культурной элите немецкого общества, то реформаторы, ставившие и решавшие важнейшие вопросы религии, — ко всем немцам.

Источник: http://maxbooks.ru/germani/nems72.htm

Гуманизм в Германии и Нидерландах

25. Гуманизм в Германии и его особенности.

Италия

Литература Кватроченто (конец XIV-XV вв,) и Чинквеченто (XVI в.)

I-й этап: развитие гуманистического движения, занятия древностью при преобладании политической и морально-педагогической проблематики. На первом этапе Кватроченто отличается академизмом, ученым латинофильством (даже Данте кажется гуманистам невежественным рядом с Вергилием и Горацием). Центр – Флоренция. Здесь живут гуманисты Марсильи, Салютати.

Связь гуманистов с правителями (Салютати – канцлер Флоренции, этот пост будут занимать Бруни, Манетти, Браччолини). Здесь создана первая в Европе публичная библиотека – на деньги купца Н. Николи – библиофил, коллекционер. Продолжается развитие концепции человека как существа внутренне свободного, духовно и физически совершенного.

Салютати: человек — между животными и ангелами, способен достичь совершенства. Джаноццо Манетти создает трактат «О достоинстве и великолепии человека», Пико делла Мирандола пишет «Речь о достоинстве человека». Формируется ренессансная теория образования (обучения), в центре которой – «homo universalis».

Леонардо Бруни, автор «Истории Флоренции» (гуманистическая историография) трактует идеал свободного человека и свободного государства. Лоренцо Валла принадлежит философское обоснование антиаскетизма (неоэпикуреизм), жизнерадостного свободомыслия; он же обличает политиканствующих церковников.

Поджо Браччолинизавершает свои «Фацеции» – краткие остроумные рассказы на латыни. Открытое прославление эротики – в сборнике эпиграмм Антонио Беккаделли «Гермафродит».

Распространение гуманизма – Тоскана, Верона, Венеция, Феррара, Мантуя.

Новый толчок гуманизму дает падение Константинополя (Византия), захваченного турками (1453). Италию наводняют бежавшие оттуда ученые греки. Распространение книгопечатания. Крупный деятель XV ст. – Лоренцо Медичи Великолепный (1448-1492), правитель Флоренции.

(Знаменитое семейство, банкиры многих правящих домов Европы). Его дед, Козимо Медичи, основал «Платоновскую академию». (Платонизм, эпикуреизм, стоицизм распространены в среде гуманистов). Лоренцо Медичи вновь соединяет ученый гуманизм и народную культуру.

Его культурная политика – связь с народными увеселениями, с городским фольклором. Медичи – сам поэт, использует октаву – стихотворный размер кантасториев, народных эпических сказителей. Его придворный литератор поэт Анджело Полициано, воспитатель сына Медичи – Джованни, будущего папы Льва Х.

При его дворе жили в разное время художники Боттичелли, да Винчи, Микеланджело, философ Пико делла Мирандола. Демократический характер носило творчество Луиджи Пульчи– трактовка рыцарской темы в народно-карнавальном варианте.

Его поэма «Великан Морганте» – переработка рыцарских поэм каролингского цикла, т.е. поэм о дворе Карла Великого. Мощный буффонный (шутовской) элемент, несущественность собственно рыцарской фабулы.

В Ферраре ренессансно-рыцарская поэма получает свое дальнейшее развитие и расцвет: граф Маттео Боярдо разрабатывал не героические, но куртуазные идеалы рыцарского эпоса – знаменита его поэма «Влюбленный Роланд»(история любви Роланда к странствующей китайской принцессе Анжелике). Лодовико Ариосто пишет собственную поэму на этот сюжет про безумие влюбленного героя – «Неистовый Роланд»(эта традиция приведет затем к Вольтеру, Байрону и даже Пушкину с его «Русланом и Людмилой»).

В Ферраре – первые постановки древнеримских комедий Плавта и Теренция на итальянском языке.

Рубеж XV-XVI вв. – затяжной политический и отчасти экономический кризис в Италии. Открытие Америки привело к перемещению торговых путей, и Италия окажется в стороне от них. Негативное значение имеет политическая децентрализация – в то время как Англия, Франция, Испания становятся централизованными государствами, Италия – раздроблена.

Николо Макиавелли – поиск путей для создания в Италии единого государства. Музой Макиавелли была политика (он на службе у флорентийского правительства). В его трактате «Государь» — проблема личности, творящей историю. Макиавелли обособил политику от морали, противоречия между ними непримиримы и трагичны.

(«Ведь тот, кто хотел бы всегда исповедовать веру в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра. Поэтому Князю… необходимо научиться умению быть недобродетельным и пользоваться этим, смотря по необходимости»). А.Ф.

Лосев: «Макиавеллизм для самого Макиавелли был только разновидностью трагизма, в котором цели и средства оказывались в мучительном противоречии».

Макиавелли пытается создать антифеодальную программу, дабы освободить Италию от «ига варваров» (феодалы и церковники). Автор трактатов и комедий (т.ч. «Мандрагора»).

Итальянские войны первой пол. XVI в. – Франция, Испания, Германия воюют на землях Италии. Активизируются феодальные и клерикальные силы. Еще в годы правления Лоренцо Великолепного стал знаменит своими выступлениями неподкупный и фанатичный монах-доминиканец Савонарола, призывавший к «сожжению сует» во имя аскетической идеи.

1534 – появление ордена иезуитов (основатель – испанский монах Игнатий Лойола), укрепивших инквизицию. В 1557 – первый «Индекс запрещенных книг» («Index librorum prohibitorum»). 1598 – пожизненное тюремное заключение для философа-утописта Томазо Кампанеллы (утопический роман-сатира «Город Солнца», 1602 г.

) 1600 – сожжение Джордано Бруно, он не только ученый-астроном, но и писатель. Отречение Галилео Галилея. Трагическая судьба поэта кризисных времен – судьба Торквато Тассо,интеллигента заката Ренессанса, истерзанного религиозными сомнениями, отвергнутого двором.

Тассо стремится совместить рыцарскую тематику (рыцарский роман) и классическую античную эпопею. Замысел всей его жизни – поэма «Освобожденный Иерусалим». Как в жизни Тассо преследовал разлад между ренессансными и аскетическими настроениями, так и в поэме, христианской по замыслу, звучат чувственные, языческие элементы.

Здесь нет иронической тональности ренессансно-рыцарской поэмы Ариосто, скорее влияние «Илиады», «Энеиды». Рыцари не только воюют за взятие Иерусалима, но и влюбляются – торжествует любовь, а не идеология фанатизма и нетерпимости (Танкред и сарацинка Арминия, Ринальдо и волшебница Армида).

Итальянская проза XVI века – новеллистика (Матео Банделло), ей многим обязан Шекспир.

Драматургия в Италии – ученая литературная комедия (соmmedia eruditа – Ариосто, Макиавелли, Аретино) и народная импровизационная комедия масок — commedia dell’arte (Панталоне – глупый старик, Доктор – ученый педант, слуги – Дзанни, Бригелла, Арлекин; служанка Коломбина).

В Средние века и в эпоху Реформации эти земли назывались Священная Римская империя германской нации. Земли были раздроблены, не все участвовали в мировом торговом обмене. Политическая децентрализация. Городское население Германии – бюргеры, их отличала известная узость мышления, провинциализм, сословная замкнутость.

Немецкий гуманизм, в отличие от итальянского, не создал большой национальной литературы, имел ученый, кабинетный характер, без подлинной опоры на национальную жизнь. При всем том вклад немцев в политическое и общественное развитие эпохи очень значителен. Здесь в середине XV в. Иоганном Гуттенбергом изобретено книгопечатание.

Антиклерикальные настроения – важная составляющая ренессансной идеологии – у немцев превратились в открытую борьбу против обскурантизма. Ренессансное вольномыслие стимулировало обращение к первоистокам вероучения – книгами Ветхого завета занимался гебраист (знаток древнееврейского) Иоганн Рейхлин.

Некий ученый еврей Пфефферкорн, принявший христианство, стал требовать уничтожения этих книг, дабы не подрывать авторитет латинского перевода Библии. Спор вылился в полемику гуманистов с обскурантами (в их числе профессора Кёльнского университета во главе с Ортуином Грацием). Литературным памятником поединка стали «Письма знаменитых людей», где Рейхлин поместил отзывы ученых современников.

Гуманисты издали также «Письма темных людей»(«Epistulae obscurorum virorum») – своего рода мистификацию (якобы от лица обскурантов, но представив их во всем невежестве). Они опубликованы анонимно, на латинском языке – но известно, что в их составлении принимал участие видный деятель эпохи Ульрих фон Гуттен.

Здесь целые страницы остроумных описаний схоластических споров и рассуждений (напр., «magister» от «magis terreo» и др.). Пародируется необразованность, «кухонная» латынь монахов-недоучек, их порочность, угодливость и стяжательство.

Ульрих фон Гуттен известен также антиримскими памфлетами («Диалоги»; «Против непомерной и нехристианской власти римского папы и недуховного духовенства»: «О Рим, ты громадная зерновая моль, поедающая наше богатство…»), подвергался преследованиям. Перейдя в своих сочинениях с латыни на немецкий, превратил спор с Римом в общенародное дело. Он был равнодушен к религиозной стороне реформационного движения, ставя перед ним национально-политические цели.

Мартин Лютер возглавил Реформацию в Германии. Реформация – раскол в католицизме. Это оппозиция римской католической церкви, стремление ее радикально реформировать, сорвать с нее ореол святости; это призыв вернуться к установлениям раннего христианства, к демократичной и дешевой церкви, без дорогих и вызывающих обрядов.

Борьба завершилась созданием протестантских церквей (в Германии – лютеранская). Происхождение слова «протестанты» — изначально так назвали пятерых князей, отказавшихся в 1529 г. на Шпейерском рейхстаге осудить ересь Лютера. Целые страны в ходе Реформации отошли от папского Рима (Германия, Англия, Швейцария, скандинавские страны).

NB! Неприязнь к официальной церкви не означала атеизма или обмирщения, напротив – рубеж XV-XVI вв. – всплеск религиозности масс.

Но церковь оказалась неспособна удовлетворить религиозные чаяния толпы, хотя и защищалась рьяно, постулируя идею об исконной греховности человека, неспособного спастись собственными силами: якобы только церковь через свои таинства может обеспечить спасение. Мартин Лютер – ученый богослов, совершил паломничество в Рим и перешел к открытому противостоянию папской курии.

К двери своей церкви в Виттенберге прибил 95 тезисов протеста, в первую очередь, против индульгенций. Истинную, личную веру каждого Лютер противопоставил формальной, обрядовой стороне религии («Освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека» — К.Маркс).

Лютер перевел Библию на немецкий язык, сделав текст Священного писания доступным для верующего. Лютер возглавил бюргерское крыло Реформации. Томас Мюнцер, его современник и соотечественник, конфликт с церковью перевел в русло революционной борьбы против феодализма, став идеологом Крестьянской войны 1524-1525 гг. (не индивидуальная религиозность Лютера, но христианское объединение неимущих определяло его взгляды).

Кроме литературы Реформации, в Германии по-прежнему развивается бюргерская литература, хотя она и не выдвинула своего Боккаччо и даже не освоила жанр ренессансной новеллы.

Эпикурейская тенденция, типичная для итальянского гуманизма, в немецком никогда не приобретала решающего значения в обстановке филистерской ограниченности и провинциализма. Бюргерская литература Германии тесно связана с городской культурой Средневековья, преобладают сатирические и поучительные жанры.

«Корабль дураков» Себастиана Бранта (профессор Базельского университета) – стихотворная сатира. Шарлатаны, обжоры, прелюбодеи, богохульники – уже не грешники, как у Данте, но представители глупости человеческой – все будут собраны на флотилии, плывущей в страну глупости Наррагонию.

В переводе на латынь сатиру читала вся просвещенная Европа. Иллюстрировал молодой Альбрехт Дюрер. Брант – основоположник особой ветви немецкой сатиры – литературы о дураках.

https://www.youtube.com/watch?v=XrmEns3sE60

Заметное явление в бюргерской литературе XVI в. – творчество Ганса Сакса, представителя немецкого мейстерзанга – бюргерской, цеховой поэзии, пришедшей на смену рыцарскому миннезангу.

Начитанный самоучка, портной и сапожник, он находит поэзию в будничных вещах (стихотворение «Вся домашняя утварь, числом 300 предметов» — поэзия домашнего очага и возвеличение труда ремесленника).

Его «Похвальное слово городу Нюрнбергу» отражает демократизм, оптимистичность, пытливое отношение к жизни поэта-бюргера. Ганс Сакс писал также шванки и фастнахтшпили (масленичные сценки-фарсы).

Шванки – стихотворные и прозаические – важнейший жанр бюргерской литературы. Связанные фигурой определенного героя, они могли объединяться в так называемые народные книги.

В числе народных немецких книг шванкового характера – книга о Тиле Уленшпигеле, озорном подмастерье, о докторе Фаусте, о жителях города Шильды – «Шильдбюргеры», об Агасфере – иудее, не позволившем идущему на Голгофу Христу отдохнуть у своего дома, и наказанном за то вечной жизнью (Вечный жид).

Во взаимосвязи с немецкой – нидерладская литература (Нидерланды – современная Голландия). Ученые говорят о самобытности нидерландского (шире – северного) Возрождения, его малой зависимости от античных и итальянских образцов, его связи с готикой. Особенно самобытна живопись (братья Ван Эйк, Иероним Босх, Ван дер Вейден).

Мировую славу нидерландскому гуманизму принес Эразм Роттердамский, один из лидеров общеевропейского ренессансного движения, глава «республики ученых», как образно называли гуманистов («respublicae litterariae princeps»).

Эразму принадлежит филологическое прочтение и комментирование Библии, стремление устранить разрыв между греко-римской античностью и христианством. «Эмблема» нидерландского гуманизма – его сочинение 1509 г. «Похвала глупости» (посвящена Т.Мору, с которым Эразм был в большой дружбе).

По жанру сочинение восходит к риторическому парадоксу в духе Лукиана, автора «Похвалы мухе». Это шуточный панегирик, а также сатира на современное общество: в свите богини Глупости, дочери бога богатства Плутоса и нимфы Юности – все человеческие пороки. Но глупость – это и пружина человеческой активности. Глупость у Эразма – всеобща, всемирна, универсальна.

Она – образ человечества, театральный его образ. Сама Глупость – фигура карнавальная. Она в каком-то смысле перестает быть глупостью, так как способна взглянуть на себя со стороны, быть проницательной. Смех в сатире направлен в большей степени на спутников Глупости, на ее свиту.

Эразм Роттердамский и Иоганн Рейхлин были названы современниками «двумя очами Германии».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/1_98740_gumanizm-v-germanii-i-niderlandah.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий