24. Правовая культура и правовое воспитание.

Правовая культура и правовое воспитание

24. Правовая культура и правовое воспитание.

Под правовой культурой понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Из определения следует, что правовая культура — определенное «качество» правовой жизни общества, уровень ее развития, складывающийся из в том или ином состоянии пребывающих (тоже с точки зрения уровня развития) подсистем, частей или элементов.

Проф. Семитко среди элементов правовой культуры называет: 1) уровень развития правосознания населения (насколько усвоены им правовые ценности), 2)развитие правовой деятельности ( т.к. уровень правосознания м.б.

зафиксирован лишь в правовом поведении, 3) степень совершенства системы юридических актов, в которых закрепляется право данного общества( законодательство, индивидуальные правоприменительные акты) Выделение элементов условно, т.к.

они тесно взаимосвязаны.

В структуре правовой культуры выделяют три составляющие: знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения

Правовая культура проявляется на трёх уровнях: обыденном, профессиональном (специальный) и теоретическом.

Обыденный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями и, не поднимаясь до уровня теоретических обобщений, активно используется в повседневной жизни при реализации субъективных прав, выполнении возложенных обязанностей.

Профессиональный уровень складывается у лиц, которые специально занимаются правовой деятельностью. Им свойственна более высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач, целей, а также профессионального поведения.

Правовая культура теоретического уровня представляет собой научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений вообще, всего механизма правового регулирования, а не каких-то отдельных направлений. Она вырабатывается коллективными усилиями ученых-философов, социологов, юристов, общественным опытом практических работников.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому. Правовое воспитание имеет целью развитие правового сознания человека и правовой культуры общества в целом.

м правового воспитания является приобщение людей к знаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности, выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы, средства и методы правового воспитания выступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которого субъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальное сознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.

Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательного процесса.

В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовой работы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовой коммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или иными конституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).

Система мероприятий правового воспитания включает работу специальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуются государственными и общественными органами как на коммерческой, так и на бюджетной основе.

К формам правовоспитательной работы через средства массовой информации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистов права, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательства специалистами и т.д.

Вторым важным элементом механизма правового воспитания выступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способы разъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознание и поведение личности в интересах правопорядка.

К методам правового воспитания относятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического, эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых.

Обучение этим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референты по правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества «Знание».

Важным методом правового воспитания является правовое просвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества «Знание». Правовое просвещение, т.е.

процесс распространения правовых знаний, служит росту общей юридической культуры и образованности населения.

цель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитание уважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населения России.

Правовая культура формируется в результате правового воспитания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/5_34906_pravovaya-kultura-i-pravovoe-vospitanie.html

87. Правовая культура и правовое воспитание

24. Правовая культура и правовое воспитание.

Правоваякультураобусловленноевсем соц., духовным, полит. и эконом.строем качественное состояние правовойжизни общества, выражающееся в достигнутомуровне развития правовой деятельности,юр.

актов, правосознания и в уровнеправового развития субъекта (человека,различных групп, всего населения), атакже степени гарантированностигосударством и гражданским обществомсвобод и прав человека. Т.е.

правоваякультура — определенное «качество»правовой жизни общества, уровень ееразвития.

Правовуюкультуру можно рассматривать в двухаспектах:

1.оценочнаякатегория.

Правовая культура общества – качественноесостояние правовой жизни общества,выражающееся в достигнутом уровнесовершенства правовых актов, правовойи правоприменительной деятельности,правосознания и правового развитияличности, а также в степени свободы ееповедения и взаимной ответственностигосударства и личности, положительновлияющих на общественное развитие иподдержание самих условий существованияобщества.

Применительнок личности отдельного гражданина вданном аспекте правовая культура – этознаниеи понимание права, осознанное исполнениеего предписаний.

2.содержательныйанализ правовойкультуры предполагает понимание ее каксистемыовеществленных и идеальных элементов,относящихся к сфере действия права иих отражению в сознании и поведениилюдей.

Важноподчеркнуть, что правовая культура:

1)включает в себя ценностнуюоценку правовыхинститутов, процессов, форм деятельностиконкретного общества. Другими словами,она характеризует правовые ценностиобщества, прогрессивные достижения всфере права;

2)отражает качественноесостояние правовойжизни страны, поэтому для каждой страныхарактерен свой уровень правовойкультуры;

3)является высшей формой осознанияинтересови потребностей общества в правовомрегулировании, следовательно, правопредставляет собой социальную ценность,своего рода юридическое богатство(проф. С.С. Алексеев);

Иначеговоря, правовая культура – этокачественноесостояние правовой жизни общества.

Структураправовой культурыв конкретно-социологическом аспектесоответственно включает следующиенаиболее крупные элементы:

а)право как система норм, выражающихвозведенную в закон государственнуюволю

б)правосознание как система духовногоотражения всей правовой действительности

в)правовые учреждения как системагосударственных органов и общественныхорганизаций, обеспечивающих правовойконтроль, реализацию права.

г)правовое поведение, деятельность.

Такимобразом, правовую культуру можнорассматривать вузкомсмысле:

1.образ мышления

2.стандарты поведения

3.нормы поведения

Правоваякультура вшироком смысле:

1.право

2.правовое сознание

3.правомерное поведение

4.правовые отношения

5.правовые учреждения.

!Исходяиз того, что правовая культура – этокачественное состояние жизни общества,можно выделить элементыправовой культуры:

1.уровень развития правового сознаниянаселения

2.уровень развития правовой деятельности.Деятельность состоит из теоретической– деятельность ученых-юристов,образовательной – деятельность студентовюридических школ, вузов, практической– правотворческой, правореализующей,в том числе правоприменительнойдеятельности.

Правовая культура обществазависит от уровня развития и качестваправотворческой деятельности по созданиюзаконодательной основы жизни общества.

Существенно влияет на правовую культуруправоприменение – властная деятельностьгосударственных органов, осуществляющихиндивидуальное регулирование общественныхотношений на основе закона с целью егореализации.

3.уровень развития всей системы юридическихактов. Наиболее важное значение дляоценки правовой культуры общества имеетсистема законодательства.

Любойюридический акт должен быть правовым(отвечать представлениям о справедливости,равенстве свободе), совершенным с точкизрения его формы (непротиворечивым, повозможности кратким, понятным длянаселения, содержать определенияосновных терминов и понятий, бытьопубликованным в доступном для населенияисточнике).

Приопределении качества правовой культурыобщества должно учитываться состояниеиндивидуальных правовых актов.

!Уровниправовой культуры:

1.обыденныйуровень – ограничен повседневнымирамками жизни людей при их соприкосновениямис правовыми явлениями. Спецификаобыденной правовой культуры в том, чтоона активно используется людьми в ихповседневной жизни при соблюденииюридических обязанностей, использованиисубъективных прав и представляет собойогромный массив правомерного поведения.

2.профессиональныйуровень – складывается у лиц, которыеспециально занимаются правовойдеятельностью. При непосредственномсоприкосновении с правовыми явлениямиу юристов вырабатывается профессиональнаяправовая культура. Им свойственна болеевысокая степень знания и пониманияправовых проблеем, задач, целей, а такжеправомерного поведения.

3.правовая культура теоретическогоуровня – научные знания о сущности,характере и взаимодействии правовыхявлений вообще, всего механизма правовогорегулирования. Она вырабатываетсяколлективными усилиями ученых-философов,социологов, юристов.

Посубъектному составу правовую культуруделят на:

1.индивидуальная

2.групповая

3.общественная

Посодержанию:

1.знание права

2.отношение к праву

3.привычка соблюдать закон

4.правовая активность.

Функцииправовой культуры:

1.познавательно-преобразовательнаяфункция связана с деятельностью поформированию правового государства игражданского общества.

Она призванасодействовать согласованию общественных,групповых и личных интересов, поставитьчеловека в центр общественного развития,создать ему достойные условия жизни итруда, обеспечить социальную справедливость,политическую свободу, возможностьвсестороннего развития.

2.праворегулятивная функция направленана обеспечение устойчивого функционированиявсех элементов правовой системы иобщества в целом.

3.ценностно-нормативная функция проявляетсяв разнообразных фактах, которыеприобретают ценностное значение,отражаясь в сознании действующихиндивидов и человеческих поступках.Указанная функция проявляется приизучении оценочного отношения личностик результату и цели ее действий,направленных на изменение окружающейправовой действительности.

4.правосоциализаторсккая функция можетбыть изучена через призму формированияправовых качеств личности. На этотпроцесс оказывает существенное влияниеправовая действительность. Вместе стем необходима целенаправленнаяправовоспитательная работа, мероприятияпо организации обучения населения.

5.коммуникативная функция – обеспечиваетобщение граждан.

!!!!Правовоевоспитание– это целенаправленная деятельностьгосударства, общественных организаций,отдельных граждан по передаче юридическогоопыта; систематическое воздействие насознание и поведение человека в целяхформирования определенных позитивныхпредставлений, взглядов, ценностныхориентаций, обеспечивающих соблюдение,исполнение и использование юридическихнорм.

мправового воспитания является приобщениелюдей к знаниям о государстве и праве,законности, правах и свободах личности.

Элементымеханизма правового воспитания:

1.формы, конкретные способы организациивоспитательного процесса. В современныхусловиях применяются разнообразныеформы правовой работы с населением:правовое обучение, пропаганда права вСМИ, правовоспитательная работа в связис проведением конституционных мероприятий(референдумы, выборы).

2.методы правовоспитательной работы –приемы, способы разъяснения политико-правовыхидей и принципов в целях воздействияна сознание и поведение личности винтересах правопорядка. К ним относятсяконкретные и многообразные приемыпедагогического, эмоциональноговоздействия.

Вцелях создания системы правовоговоспитания и правового просвещенияграждан следует:

1.рассмотреть вопрос о целесообразностивнесения в Положение о Министерствеюстиции дополнительной функции, всоответствии с которой Минюст долженосуществлять координационное иметодическое руководство в областиправового воспитания всеми государственнымиорганами и организациями.

2.разработать и принять Указом Президента«Федеральную целевую программу развитияправовой культур в РФ», которая должнаобеспечить проведение планомернойработы в этом направлении

3.создать Межведомственныйкоординационно-методический совет поправовому воспитанию, который будетзаниматься изучением уровня правовойпросвещенности граждан, обобщениемформ и методов работы по распространениююридических знаний и организацииправового воспитания.

4.возродить просветительскую работуобщества «Знание»

5.обеспечить разработку и внедрение вовсех типах учебных заведений учебныхпрограмм по изучению основ российскогозаконодательства.

6.разработать и осуществить конкретныемероприятия по организации пропагандызаконодательства и повышению уровняправового сознания населения.

9.обеспечить издание юридической литературы

10.принять меры по улучшениюнаучно-исследовательских работ,обеспечивающих сочетание творческихразработок с повседневной практикойправового воспитания граждан.

Источник: https://studfile.net/preview/4272029/page:29/

Правовая культура и воспитание

24. Правовая культура и правовое воспитание.

Правовая культура и правовое воспитание одна из первоочередных задач российской системы образования. Детей учат законопослушности, правильному использованию законов в своей жизни, рассказывают о необходимости построения гражданского общества.

Основными целями правового воспитания учащихся являются следующие действия:

  1.  Предоставление знаний о правах человека , обязанностях граждан России, формирование базового понятия о законодательстве.
  2.  Формирование уважительного отношения к законам , умение применять их в повседневных жизненных ситуациях.
  3.  Формирование личности , готовой отвечать в юридическом плане за свои поступки.
  4.  Создание позиции , согласно которой человек будет активно включаться в работу по созданию гражданского общества.

Если правильно организовать правовое воспитание молодежи, то это станет весомым вкладом в строительство демократического, правового государства в России.

Формирование правосознания учащихся должно проходить не только на уроках правоведения, воспитывать законопослушного Гражданина с большой буквы обязаны все педагоги.

На любом уроке можно время от времени проводить пятиминутки, на которых в доступной форме рассказывать о необходимости законного образа жизни, внося вклад в формирование правовой культуры учащихся.

Лучше делать это на конкретных примерах, их можно брать из новостей.

Предоставление базовых знаний о правах человека

Для учащихся младшей и средней школы можно ограничиться простыми примерами о том, что каждый имеет право на жизнь, выбор места проживания, свободу передвижения, на жильё, медицинскую помощь.

Рекомендуется рассказывать про права на простых примерах.

Например, что никто не может заставить семью ребенка жить в определенном городе, родителей – работать принудительно, а в случае болезни государство обязано предоставить медицинскую помощь.

В старших классах можно рассказать про ООН и Конвенцию прав человека. Стоит упомянуть про право вступать в брак, создавать семью, рожать детей.

Можно и нужно подкреплять рассказы интересными примерами.

Родители не могут запретить своим детям жениться, выходить замуж, также все люди являются равными вне зависимости от достатка, можно свободно верить в любую религию или оставаться атеистом.

  Цели, задачи и проблемы правового воспитания

Вместе с правами есть и обязанности, без них сложно привить правильную правовую культуру. Например, право на бесплатную медицину тесно связано с необходимостью уплаты налогов.

С зарплаты каждого человека удерживаются налоги, которые идут на финансирование медицины.  Нужно показать учащимся взаимосвязь между правами и обязанностями.

  Без обязанности платить налоги будет сложно реализовать право на бесплатную медицину.

Формирование уважительного отношения к законам

Нужно по возможности изучать имеющиеся в государстве законы, не переступать через них. Рассказать об этом можно на примере перехода улицы на зеленый сигнал светофора.

Даже если нет машин и пустая дорога, то все равно нужно соблюдать правила, дождаться зеленого сигнала для пешеходов. Это и есть правовая культура в идеале.

Но при соблюдении законов должен быть здравый смысл: если светофор не работает, то переходить дорогу можно, когда захочется, но на переходе.

Даже если закон является абсурдным по своему содержанию, то его все равно нужно выполнять. Абсурдность – это оценочная категория, которая зависит от общей культуры, восприятия действительности.

Привычка жить по законам должна быть сформирована с раннего детства – учителя и родители своим примером показывают полное соблюдение и уважение правил, установленных в государстве.

Формирование личности, готовой нести юридическую ответственность за свои поступки

Около половины школьников не понимают в полном плане, что значит отвечать за свои поступки юридически. Для многих юридическая ответственность ассоциируется с убийством, воровством и другими преступлениями, за которые нужно нести наказание перед законом.

Отвечать нужно не только за преступления, но и за мелкие проступки.

Проезд в трамвае без билета – это незначительное по степени общественного вреда административное правонарушение, но оно прокладывает путь к другим, более опасным поступкам.

Сегодня проехал бесплатно в трамвае, завтра – нарвал чужих яблок у соседа без спроса, послезавтра украл из супермаркета шоколадку. Безнаказанность и молчаливое поощрение общества приведет ребенка на скользкую дорогу преступного образа жизни.

  Правовое воспитание в школе

Дети в своем большинстве не знают, где находится грань между проступком и правонарушением.

Для формирования правовой культуры важно рассказать, что что за проступок в тюрьму не посадят, но все равно не стоит поступать не по правилам.

Нужно четко объяснять детям, жить нужно как по юридическим законам, так и по человеческим. Если научиться жить по человеческим законам и морали общества, то вероятность нарушения юридических законов приблизиться к нулю.

Формирование правовой культуры тесно связано с интересом к законам. Перед тем, как что-то сделать, нужно оценить поступок с точки зрения законодательства.

Активное участие в создании гражданского общества

Пассивное соблюдение законов – это хорошо, но нужно проявлять активность и гражданскую позицию для улучшения жизни всего общества. Например, если поломался светофор, то нужно не просто перейти дорогу и забыть о неисправности, а позвонить в органы власти и сообщить о неполадках. Возможно, что это предотвратит аварию и спасет чью-то жизнь.

Нужно учить детей, особенно старшеклассников, чувствовать себя хозяевами своей земли, ее ресурсов, средств производства. С помощью общественных объединений следует заставлять органы государственной власти считаться с интересами людей.

Яркий пример такого участия – это создание общественного объединения по защите окружающей среды. Нужно выявлять предприятия-загрязнители воды и атмосферы, чтобы потом законным путем заставлять их уменьшить выбросы вредных веществ.

Участие в такой деятельности должно быть добровольным, только тогда можно говорить об активной гражданской позиции.

Правовая культура – это формирование осознания, что государство и чиновники нужны для служения народу России, но никак не наоборот.

Целенаправленное формирование правовой культуры у школьников – это важная часть личной безопасности. Ребенок обязательно должен знать свои права, обязанности и уметь пользоваться ими в случае необходимости.

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/kultura-i-vospitanie

Uchebnik-free
Добавить комментарий