24. Нарушения импрессивной речи.

Импрессивная речь в логопедии

24. Нарушения импрессивной речи.

Речь подразделяется на экспрессивную (активную) и импрессивную (пассивную). В норме дети владеют двумя ее видами, именно понимание устной или письменной речи является пассивной формой и предшествует возникновению активного общения.

Например, при глухоте она присутствует и основывается на получении информации с помощью органа зрения. Слепые люди владеют письменной рецептивной речью через тактильные ощущения. Импрессивная речь у детей может быть устной и письменной.

Речевая деятельность состоит из восприятия звукового состава слова, его грамматической формы, понимания интонации и других средств языка. Она начинается с различия чужой и своей речи. Этот процесс происходит с помощью фонематического слуха.

При этом важно уметь различать звуки, как твердые, так и мягкие; обособленно от других и при слитном произношении. Полностью формирование фонематического слуха заканчивается в 4,5-5,5 лет. В противном случае речь идет о задержке развития.

Этиология и характер отклонения

Тесно связаны между собой понятия восприятия и понимания речи. В первом случае это означает, как человек слышит и воспроизводит отдельные звуки. При этом он может не понимать значения сказанного. Например, прочитав непонятную фразу, вы ее воспримите частично, а после уточнения значения отдельных слов придет понимание. То есть, в речи первично восприятие с помощью слуха или зрения.

Причины нарушения импрессивной речи:

  • инверсия (перестановка подлежащих и сказуемых в предложении);
  • неумение изменять формы слов;
  • нераспознавание речевых звуков.

Как происходит понимание речи в различные периоды жизни видно из приведенной таблицы.

Умения и навыкиВозраст ребенка
Ребенок уже реагирует на голос родителей1-1,5 мес.
Активная реакция при обращении взрослых (улыбка, махи руками, ногами)3 мес.
Отличает перемены интонации и реагирует соответственно4 мес.
При обращении к нему возникает ответное гуление5 мес.
Узнает свое имя6 мес.
Воспринимает просьбы, сопровождаемые жестами7 мес.
Знает названия частей лица7,5 мес.
Понимает просьбы без подкрепления жестами8,5 мес.
Может найти известные уже предметы в комнате9-10 мес.
Начинает ориентироваться по простым картинкам в книге10-11 мес.
Знает значение слова «нельзя»11 мес.
Понимает фразы типа: «подойди», «пойдем кушать». Может показать минимум два цвета.1 г.
Отвечает на вопросы в книжках по картинкам2 г.
Воспринимает небольшие рассказы и сказки. Малыш может понимать характеристики знакомых предметов, значения слов больно, громко и т. д.2 г. 5 мес.
Знакомится с антонимами3 г
Поддерживает диалог, отвечая на вопросы3 г. 5 мес.
Воспринимает речь в общепринятом виде, фразы с 10 и более словами4 г. 5-6 мес.
Может ответить на вопросы: что такое дружба или страх, радость5-6 лет

Еще один признак восприятия речи в логопедии – ориентация в быстром темпе разговора, анализ информации. В этом помогают паузы, но при быстром темпе могут образовываться новые слова из-за слияния фонем.

В письменной речи важным моментом является соотношение между собой слов, изменение их форм в словосочетаниях. Если падеж будет неправильным, невозможно понять смысл фразы. Устным средством импрессивной речи является интонация.

Естественно, сложнее воспринимаются предложения с однородными членами, деепричастными оборотами.

Совет родителям: пока у ребенка пассивная речь не сформирована до конца, используйте для общения короткие и понятные фразы из 7-8 слов. Запреты или похвала также должны быть лаконичными.

Последствия расстройства

Импрессивная речь в своем развитии проходит несколько этапов: от восприятия чужой до составления собственных высказываний. Чтобы понимать фразы, нужно знать грамматическую основу слова и его значение.

Этапы развития рецептивной речи:

  • I − понимание интонации взрослых;
  • II – оценка ситуации в повторяющихся условиях;
  • III – ребенок называет предметы, события и действия;
  • IV – завершающий, на котором малыш выполняет просьбы взрослых.

Нарушения рецептивной речи вызывают отставание в развитии экспрессивной. Общее недоразвитие речи (ОНР) приводит к проблемам фонематического и грамматического характера, скудности словарного запаса.

Также отмечаются снижение интеллекта, слабохарактерность. На фоне патологических процессов ослабевает мышечный тонус, ухудшается статическая координация и выносливость.

Детям дошкольного возраста свойственна неуклюжесть, неловкость, недостаточность мимики, нарушение координации движений.

Пациент не способен различать звуки, в результате речь получается скомканной и нечленораздельной. При нарушениях легкой тяжести возможна замена звуков на похожие, что называется литеральной парафазией. Проверяют это быстрым чтением вслух, так значительно увеличивается количество оговорок. В случае тяжелого течения человек вообще не способен понять, что ему говорят.

В. П. Глухов в процессе исследования выявил у детей с ОНР инертность, быструю истощаемость комбинаторных функций, слабое пространственное воображение.

При вовлечении в игровой процесс у них снижены наблюдательность, мотивация и самоконтроль. Из-за неуверенности в себе они замкнуты, агрессивны, обидчивы, что затрудняет их адаптацию в социуме.

Сложнее всего им воспринимать информацию зрительно в связи с расстройствами внимания и памяти.

Условия для организации рецептивной речи:

  • умение распознавать звуки;
  • понимание слова и значения фраз;
  • формирование коммуникативных навыков и лексики с помощью подражания и восклицания;
  • обучение семантике слова и грамматике;
  • обучение ребенка диалогу.

Дети-аутисты часто не обращают внимания на интонационные свойства речи. Так, если родители скажут ему с укором за проступок «ну, ты молодец!», он посчитает эти слова похвалой и продолжит совершать это действие.

Коррекция состояния

Диагностикой и развитием импрессивной речи занимаются сурдолог, невролог, дефектолог и логопед. Необходимо убедиться в отсутствии патологии со стороны органов слуха. Обследование головного мозга проводят с помощью МРТ-диагностики, ЭЭГ, УЗИ сосудов.

Что могут обнаружить:

  • тугоухость;
  • кровоизлияние в головной мозг;
  • кисты;
  • гидроцефалию;
  • эписиндром.

При отсутствии физических отклонений ребенка направляют к психиатру. Помощь дефектолога потребуется в любом случае. Расширять знания ребенка об окружающем мире должны взрослые через свои поступки, в игровой форме. В разговоре нужно показывать связь названия слова с его конкретным действием.

Например, части тела – одежда, еда – кормление. До 1,5 лет с детьми говорят о том, что они видят в конкретный момент.

После двух расширяют смысловое значение, обсуждая с ними предметы и действия, которые происходили раньше. Так малыш учится сравнению и обобщению. Кроме этого, нужно поощрять его называть предметы.

Хорошо способствует развитию активной речи подражание и повторение: «топ-топ», «куп-куп». Или: «Дождик кап-кап. Скажи: кап-кап».

Ваша речь должна быть простой, но понятной. До полутора лет можно использовать короткие упрощенные версии слов («биби» — машина, «куп-куп» — купаться, «ав-ав» — собачка).

Чем старше становится ребенок, тем богаче должен быть его словарный запас. Кроме демонстрации действий на игрушках, можно показывать живых животных, наблюдать за рыбками в аквариуме, учить короткие стихотворения и т. д.

Чтобы малышу было интересно и комфортно, интонация голоса должна быть выразительной, родители должны поощрять его маленькие победы. На занятиях с логопедом детям показывают сначала один, затем два-три предмета. Игрушки подбираются похожие на те, что дома.

Примеры упражнений в логопедии:

  • разделение предметов по признакам;
  • действия со знакомыми игрушками;
  • подражание звуками;
  • обучение эмоциональности;
  • введение в речь глаголов для описания действий;
  • использование уменьшительно-ласкательной формы слова;
  • отработка вопросительной, побудительной интонации.

Например, ребенку предлагают уложить спать куклу. Это упражнение развивает внимание, слух, учит подражанию звуков. Или за ширмой прячут знакомые игрушки, которые малыш должен угадать по воспроизводимому звуку, а затем тактильно их определить.

Логопедическая работа может применяться в любом возрасте и вне зависимости от имеющегося диагноза задержки речевого развития. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем легче справиться с патологическими нарушениями и адаптировать ребенка к социуму.

Источник: https://LogopediaCentr.ru/logopediya/impressivnaya-rech/

Нарушения экспрессивной речи. Аграфия

24. Нарушения импрессивной речи.

Экспрессивнаяречь– процесс высказывания с помощью языка:1) начинается с замысла (программывысказывания), 2) затем проходит стадиювнутренней речи, обладающей свернутымхарактером, 3) стадия развернутоговнешнего речевого высказывания (в видеустной, письменной речи).

АГРАФИЯ— утрата способности правильно писатьпри сохранении двигательной функцииверхней конечности, возникает приограниченномочаговом поражении заднего отделавторой лобной извилины доминантногополушария.

Аграфия – нарушениеспособности писать при сохранностидвигательной функции руки, котороевозникает при поражении вторичных иассоциативных полей коры левого полушариямозга. Изолированно наблюдается крайнередко, чаще выступает в комплексе снарушением устной речи, и несет в себепризнаки соответствующей афазии.

Например, при поражении премоторнойобласти аграфия связана с нарушениемединой кинетической структуры письма.При умеренной грубости дефекта больныеправильно записывают отдельные буквы,но делают ошибки при написании слогаили слова, отмечаются инертные стереотипы.Нарушается звуко-буквенный анализсостава слова.

Из-за этого больные немогут воспроизвести нужный порядокбукв в слове, несколько раз повторяяотдельные элементы, что нарушает весьпроцесс письма.

Импрессивнаяречь– процесс понимания речевого высказывания(устного, письменного): 1) начинается ввосприятия речевого сообщения (слухового,зрительного), 2) проходит стадиюдекодирования сообщения (выделениеинформативных моментов), 3) формированиево внутренней речи общей смысловойсхемы сообщения, соотнесение со смысловымисемантическими структурами и включениев определенный смысловой контекст(понимание).

АЛЕКСИЯ— расстройство чтения и пониманияпрочитанного, приочагах в угловой извилине доминантногополушария,на стыке затылочной и теменной долей.

Алексия –расстройство чтения, обусловленноенарушением возможности восприниматьтекст. Выделяют первичную или «чистую»алексию, которая развивается на фонебуквенной агнозии при поражении левогополушария на границе затылочной ивисочной коры.

Больной видит буквы ислова как рисунки, не понимая их смысла,что вызывает распад навыка чтения.Другие варианты алексий обычно сочетаютсяс афазией и имеют соответствующиепризнаки. Например, при поражении нижнейтеменной области чтение хорошо упроченныхслов, особенно про себя, остаетсяотносительно сохранным.

Однако припереходе к сложным по звуковому составусловам, для анализа которых необходимоприбегать к артикуляции, пониманиенаписанного затрудняется. Больной неможет правильно произнести прочитываемыебуквы или слоги и поэтому не в состояниипонять смысл написанных слов.

Чтениевслух может протекать у этой группыбольных хуже, чем чтение про себя, таккак непосредственное узнавание хорошоупроченных зрительных образов словаотступает на задний план.

ГНОЗИС — этоспособность узнавать предметы почувственным восприятиям. АГНОЗИЯ -расстройства узнавания.

При сохранностивосприятия предметов теряется ощущениеих «знакомости», и окружающий мир,ранее такой знакомый в деталях, становитсячуждым, непонятным, лишенным значения.

При агнозии элементарные формычувствительности остаются сохраннымии нарушаются сложные формыаналитико-синтетической деятельностив пределах данного анализатора.

ЗРИТЕЛЬНАЯ(ОПТИЧЕСКАЯ) АГНОЗИЯ— или душевнаяслепота,возникает при поражении наружныхучастков коры затылочных долей (поля18, 19, 39).

Больной не может узнавать предметыи их реалистическое изображение,воспринимает лишь их отдельные признакии догадывается об общем значении предметаили его изображения.

Вместе с тем, онвидит предметы, обходит их и не натыкается.Различают основныеформызрительной агнозии:

  1. апперцептивную агнозию — больной воспринимает лишь отдельные признаки предмета или его изображения, но не может в целом определить его;

  2. ассоциативную зрительную агнозию — больной отчетливо воспринимает предметы в целом и целые изображения, но не узнает и не может назвать их;

  3. цветовая агнозия в сочетании с буквенной (левополушарные височно-затылочные очаги поражения) — характерны трудности узнавания и сортировки по цветовым категориям мотков шерсти или кусочков раскрашенного картона, а также сходных по начертанию букв: «н», «г», «п», «и», «в», «р», «б», «ь»;

  4. агнозия на лица (прозопагнозия) (правополушарные нижнезатылочные очаговые поражения) — трудности узнавания знакомых лиц, в том числе их фотографий;

  5. зрительно-пространственная агнозия (преимущественно левополушарные нижнетеменные и теменно-затылочные очаги поражения) — трудности в определении положения стрелок на часах, правой и левой стороны объекта и др. Характерно неузнавание знакомой улицы, комнаты и т.д.

СЛУХОВАЯ АГНОЗИЯ— («душевнаяглухота»)- характеризуется нарушением способностиузнавать предметы по характерным дляних звукам, не видя их, например, упавшуюна пол монету — по звуку, собаку — по лаю,часы — по их тиканью и т.д. Возможнонарушение узнавания известных музыкальныхмелодий — амузия.Возникаетпри поражении средних отделов верхнейвисочной извилины доминантного полушария.

СЕНСИТИВНАЯАГНОЗИЯ -неузнавание предметов при воздействииих на рецепторы поверхностной и глубокойчувствительности. Наиболее частовстречается вариант в виде тактильнойагнозии: у больного утрачиваетсяспособность узнавать предметы приощупывании с закрытыми глазами(астереогноз).Возникает при поражении теменной долидоминантного полушария (поле 40).

Састереогнозом тесно связано явлениеАУТОТОПОАГНОЗИИ, заключающееся взатруднении определить расположениеотдельных частей тела, в нарушенииузнавания частей своего тела; иМЕТАМОРФОПСИИ, когда больной начинаетвоспринимать части своего тела илипосторонние предметы необычными,измененными по форме и величине.

ПриМАКРОПСИИ предметы кажутся больномучрезмерно большими, или МИКРОПСИИ -необычно малыми. Иногда возникаетявление ПОЛИМЕЛИИ — ощущение ложныхконечностей. АНОЗОГНОЗИЯ — больной незамечает у себя нарушений чувствительностии паралича, чаще всего в левой половинетела. БОЛЕВАЯ АГНОЗИЯ — распространяющаясяна все тело.

Уколы при этом воспринимаютсякак прикосновения; боли пациент неощущает. Такие варианты возникают припоражении теменной доли правогополушария.

ОБОНЯТЕЛЬНАЯ ИВКУСОВАЯ АГНОЗИЯ— утрата возможности идентифицироватьзапахи и вкусовые ощущения (при поражениимедиобазальных участков коры височнойдоли, область гиппокамповой извилины).

Источник: https://studfile.net/preview/5363239/page:18/

Uchebnik-free
Добавить комментарий