24.методы познания экономических процессов и явлений.

Методы познания экономических процессов и явлений, их классификация

24.методы познания экономических процессов и явлений.

Чтобы получить новые знания, необходимо сознательно применять научно обоснованные методы исследования. Это важное условие развития всех наук, в том числе экономической теории.

Метод науки (от гр.

methodos — «путь исследования») призван обеспечить наиболее глубокое раскрытие сущности ее предмета. Экономическая теория использует широкий спектр приемов и способов исследования своего предмета, которые и определяют содержание ее метода. Метод экономической теории — это совокупность приемов, средств и принципов, с помощью которых исследуются категории и законы функционирования и развития экономических систем, а также экономическое поведение ее субъектов. Сложность и многогранность экономической системы требует адекватных методов ее познания. Фундаментальный принцип методологии экономической теории заключается в системном подходе к анализу. Экономика представляет определенную целостность, в которой существует взаимосвязь элементов, компонентов, входящих в ее состав. При этом целостность определяется не только составом присущих ей элементов, но и различными связями между ними и с системой как целым. Предмет и метод экономической теории Системный подход в экономической теории означает изучение внутренних причинно-следственных, структурно-функциональных, иерархических, прямых и обратных связей. Именно их познание дает возможность уяснить сложные процессы развития хозяйственной системы, выяснить природу многих экономических процессов и явлений. Экономическая теория применяет как общенаучные, так и специфические для данной науки методы познания экономических явлений и процессов (рис. 1.7). Диалектика — общий для всех наук метод познания, в том числе и для экономической теории. Он базируется на использовании законов и принципов философии, обоснованных еще выдающимся немецким философом Г еоргом Г еге-

2 8-631

лем, сущность которых состоит: в познании экономических явлений и процессов в их взаимосвязи и взаимозависимости; в непрерывном развитии; в понимании того, что накопление количественных изменений приводит к качественным скачкам; что источником развития выступают внутренние противоречия явлений, единство и борьба противоположностей. Особенностью теоретико-экономического исследования является то, что при изучении экономических процессов нельзя пользоваться конкретными приемами и техническими средствами, которые широко применяются, например, в естественных науках (физике, химии и др.). Здесь используют научное экономическое мышление в виде научной абстракции.

Научная абстракция как метод заключается в углубленном познании реальных экономических процессов путем выделения основных, наиболее существенных внутренних сторон определенного явления, очищенных (отвлеченных) от всего внешнего, второстепенного, случайного, несущественного. Результатом применения метода научной абстракции является уяснение и формулирование экономических понятий, категорий и законов.

Анализ и синтез как исследовательский прием применяется в единстве двух его составляющих. При анализе объект исследования умозрительно или фактически раскладывается на составные части, каждая из которых изучается отдельно. При синтезе происходит объединение расчлененных элементов объекта в единое целое с учетом взаимосвязей между ними. Анализ оказывает содействие осмыслению важного в каждом элементе, а синтез завершает раскрытие сути объекта как целостного единства всех элементов. Индукция — это метод познания, при котором исследователь собирает частные факты, делает на их основе обоб — щающие выводы и формулирует теоретические положения. Дедукция — метод познания, при котором исследователь идет от общего положения к частному, от теории к конкретным фактам. Методы индукции и дедукции обеспечивают диалектическую взаимосвязь между единичным и общим, конкретным и абстрактным. Предмет и метод экономической теории Методы исторического и логического познания используются экономической теорией для исследования хозяйственных процессов в единстве. Исторический метод изучает эти процессы в той исторической последовательности, в которой они возникали, развивались и изменялись в реальной жизни. Однако историческое развитие не всегда характеризуется определенными закономерностями. Оно может подвергаться воздействию случайных факторов. Логический метод исследует экономические процессы в их логической последовательности, направляясь от простого к сложному, освобождаясь при этом от исторических случайностей, зигзагов и деталей, не присущих этому процессу. Экономическое моделирование — это формализованное описание и количественное выражение хозяйственных процессов и явлений (с помощью математики и эконометрики), структура которого компактно воссоздает сложную реальную картину экономической жизни. Экономические модели (рис. 1.8) дают возможность наглядно и глубже исследовать основные черты и закономерности развития реального объекта познания. Кроме того, использование экономикоматематических моделей в сочетании с ЭВМ позволяет из множества вариантов выбрать наиболее оптимальное решение какой-либо экономической проблемы. Рис. 1.8. Виды экономических моделей Метод графических изображений дает возможность наглядно представить соотношения, зависимости между различными экономическими показателями, их «поведение» под влиянием изменений экономической ситуации. Экономический эксперимент — искусственное воспроизведение хозяйственных процессов и явлений с целью изучения их в оптимально благоприятных условиях и дальнейшего практического внедрения. Экономический эксперимент дает возможность на практике проверить обоснованность научных теорий и рекомендаций, чтобы предупредить возможные ошибки и провалы в экономической политике государства. Особенно важна роль экспериментов на переломных этапах развития экономики, в период кризисов, осуществления экономических реформ, стабилизации и др. Для познания социально-экономических процессов экономическая теория использует и такие общенаучные методы познания, как сочетание количественного и качественного анализа, метод сравнений, разработка научных гипотез. Метод качественного и количественного анализа. Он предусматривает четкое уяснение качественной определенности экономического явления и выделение тех составляющих, элементов, которые подвергаются количественному измерению и выявлению факторов, влияющих на их связи в системе. Сочетание количественного и качественного анализа осуществляется с помощью математических и статистических методов. Его использование создает теоретическую основу для определения конкретных практических задач относительно темпов и пропорций развития хозяйства, разработки программ развития экономики и т. п. Метод сравнения. Для определения схожести и отличий хозяйственных явлений используют метод сравнений. Необходимость сравнения как общенаучного метода обусловлена тем, что в экономической жизни ничего не может быть оценено само по себе. Любое явление познается в сравнении. Для того, чтобы познать неизвестное, оценить его, нужен критерий, которым, как правило, есть уже известное, ранее познанное. Способы сравнений разнообразны: сравнение при- знаков, свойств, статистических величин, экономических ка- тегорий, действия экономических законов при разных условиях и т. п. Разработка научной гипотезы. Если содержание экономического явления, которое изучается, неизвестно, а фактов для его выяснения недостаточно, то исследователь вынужден ограничиться теоретическим предположением, т. е. научной гипотезой. Чтобы научная гипотеза превратилась в полноценную теорию, нужны дополнительные доказательства, практические подтверждения.

Использование гипотезы имеет важное значение для развития экономической науки. Она способствует разрешению противоречия между новыми фактами и устаревшими теоретическими взглядами.

Гипотеза выдвигает проблемы, которые содействуют эффективному ведению научных поисков.

Она дает возможность проверить все вероятные пути исследования и выбрать среди них наиболее правильные и научно обоснованные. 

Источник: https://economy-ru.com/ekonomicheskaya-teoriya-rf/metodyi-poznaniya-ekonomicheskih-protsessov-65590.html

2. Методы познания экономических процессов и явлений

24.методы познания экономических процессов и явлений.

Подметодом исследования вообще понимаетсяпоследовательность этапов и совокупностьспособов, приемов изучения и описаниякакого-либо явления.

В отличие отнепосредственного наблюдения запроисходящими событиями, научноепознание жизни, опирающееся на надежныеметоды исследования, позволяет проникнутьв глубь (в сущность) изучаемых процессови явлений, раскрыть их внутреннеесодержание, выявить причины и движущиесилы развития.

Подлинно научным методомпознания служит диалектический метод.Используя его, наука выработала наиболееобщие способы и приемы познаниядействительности. К ним относятся:качественный и количественный анализы,индукция и дедукция, сочетаниеисторического и логического, выдвижениеи проверка гипотез и др.

Эти способы иприемы познания используются как вестественных, так и в общественныхнауках, но формы и границы их применениязависят от особенностей предметаконкретной науки.

Вэкономической теории процесс познанияскладывается из трех этапов:

1.Эмпирический этап– это сбор и обработка фактов, относящихсяк конкретной проблеме, и сопоставлениефактов с существующими теориями игипотезами.

2.Теоретический этап– это выявление общих принципов,закономерностей на основе известныхфактов и создание новых гипотез и теорий.

3.Практический этап– это формирование на основе выявленныхзакономерностей, принципов или подходовэкономической политики.

Учитываяспецифику предмета, основным методомисследования экономических явленийявляется метод научной абстракции, атакже анализ и синтез, сочетаниеисторического и логического.

Наэмпирическом этапе основным способомпознания является анализ и синтез.

Впроцессе анализа используются статическиегруппировки, определяются средние ипредельные величины, выявляется динамика.В ходе анализа возникают обобщения иформируются новые понятия, при этомиспользуется метод научной абстракции.Он включает в себя два взаимосвязанныхпроцесса познания.

1.Движение от конкретного к абстрактномуи от абстрактного к конкретному.

2.Движение от явления к сущности и отсущности к явлению.

Абстрагированиеозначает очищение наших представленийоб изучаемых процессах от случайного,преходящего, единичного и выделение вних прочного, устойчивого, типичного.Именно благодаря методу абстракцииулавливается сущность явлений,формулируются категории и законы,выражающие эти сущности.

Врезультате абстрагирования выводятсяэкономические категории, то есть научныепонятия, которые выражают сутьэкономических явлений. Углублениеэкономических знаний позволяет находитьобъективные и устойчивые взаимосвязимежду экономическими явлениями, которыевыражаются в виде экономических законов.

Другимважным приемом, которым пользуетсяэкономическая теория на этапе обработкифактов, является сочетание историческогои логического. Вся экономическая жизньсостоит из фактов, которые необходимособирать, анализировать и обобщать.Факты могут быть самые разные, поэтомунадо искать принципы их взаимосвязи ивыявлять объединяющий их смысл.

Переходот эмпирического к теоретическому этапупроисходит путем индукции, когда изфактов выводятся новые принципы илигипотезы или дедукции, когда к сборуфактов подходят с позиции определеннойтеории.

Дедуктивныйметод – этоспособ исследования, при котором частныеположения логически выводятся из общихположений или правил.

Индуктивныйметод – этоспособ исследования, идущий от частных,единичных случаев к общему выводу, илиот отдельных фактов к обобщению.

Припереходе от теоретического к практическомуэтапу познания используется позитивныйи нормативный анализ.

Позитивныйанализ имеет дело с фактами, которыеуже обработаны и перешли на уровеньтеории. Такой анализ свободен отсубъективных суждений.

Нормативныйанализ, напротив, представляет оценочныесуждения каких-то людей относительнотого, какой должна быть экономика иликакие меры нужно принять, основываясьна определенной экономической теории.

Позитивныйанализ изучает то, что есть, а нормативныйанализ выражает субъективное представлениео том, что должно быть.

Предмети метод экономической теории находятсямежду собой в неразрывном единстве.

Помере углубления содержания предмета,используются более разнообразные методыисследования. Итогом этих исследованийявляются знания, выраженные в видеэкономических законов.

Они носятобъективный характер, значит, неподчиняются воле и сознанию людей и немогут быть в оценке людей ни хорошими,ни плохими. Их нельзя запретить илиотменить.

Люди обязаны изучать механизмыдействия этих законов и приниматьрешения в соответствии с их требованиями.

Однойиз существующих причин кризиса нашейэкономики является волюнтаризм российскихполитиков. Волюнтаризм — это принятиерешений, не сочетающихся с объективнымитребованиями экономических законов,это произвол в политике и экономике.

Учитываяисторический путь, пройденный экономическойнаукой можно сказать, что предметомизучения экономической теории являютсяпроизводственные отношения и экономическиезаконы, управляющие поведением людейв процессе производства, распределения,обмена и потребления экономическихблаг и услуг в мире ограниченных ресурсов.

3.Структура курса истории экономическихучений в системе экономических наук.

Исходяиз логики научного анализа и особенностейэволюции мировой экономики и экономическойнауки, в курсе истории экономическихучений правомерно выделить следующиетри раздела:

Источник: https://studfile.net/preview/6460080/page:2/

Методы познания экономических явлений

24.методы познания экономических процессов и явлений.

Функции экономической теории и ее место в системе экономических наук

Предмет экономической теории

Предмет экономической теории формировался в процессе всего исторического развития науки и включает три объекта:

· общественные производственные отношения и объективные законы их функционирования и развития (общая экономическая теория);

· поведение отдельных экономических субъектов в условиях ограниченности ресурсов (микроэкономика);

· функционирование экономики в целом, способы обеспечения ее стабильного развития (макроэкономика).

Функции экономической теории:

· познавательная;

· практическая;

· идеологическая;

· методологическая.

Позитивная экономическая теория объясняет, как функционирует экономика, как общество решает ключевые экономические проблемы (основная функция – познавательная).

Нормативная экономическая теория дает рекомендации, определяет пути решения проблем; на ней основана экономическая политика (основная функция – практическая).

Экономическая политика – комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей.

Система экономических наук:

· экономическая теория;

· отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика АПК, экономика торговли, экономика строительства, банковское дело, страховое дело и др.);

· функциональные экономические науки (финансы, деньги и кредит, бухгалтерский учет, экономический анализ, статистика, маркетинг, менеджмент и др.);

· стыковые экономические науки (экономическая история, экономическая география, экономика природопользования, демография, экономическая социология, экономическая психология и др.).

Основные методы познания экономических явлений включают:

· диалектический метод;

· общенаучные методы.

Диалектический метод означает, что экономические явления и процессы рассматриваются во взаимосвязи друг с другом и в состоянии непрерывного развития.

Метод научной абстракции предполагает отвлечение от несущественного, единичного, случайного в исследуемых процессах и явлениях; выделение в них прочного, устойчивого, типичного.

Инструменты метода научной абстракции:

· формулирование экономических категорий;

· анализ и синтез;

· исторический и логический подход;

· индукция и дедукция.

Экономические категории– логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны отдельных экономических отношений.

Рис. 1.2. Методы познания экономических явлений

Экономические законы – необходимые, существенные, устойчивые, объективные взаимозависимости и причинно-следственные связи экономических отношений, процессов и явлений; в отличие от законов природы носят исторический характер (не вечны).

Виды экономических законов (1):

· по сфере действия:

o общеэкономические законы;

o законы фаз воспроизводства (производства, обмена, распределения, потребления);

o законы частных сфер (кредита, финансов, денежного обращения и др.).

Виды экономических законов (2):

· по исторической протяженности:

o общие (действуют на протяжении всей истории человечества);

o особенные (действуют на протяжении нескольких этапов развития экономики);

o специфические (действуют только на одном этапе развития экономики).

Анализ – восхождение от конкретного к абстрактному. Все многообразие конкретных явлений экономической жизни расчленяется на составляющие части и стороны, которые последовательно изучаются, анализируются.

Синтез – восхождение от абстрактного к конкретному. Различные стороны познаваемого явления соединяются между собой, из отдельных частей воссоздается единое целое.

Исторический подход предполагает достоверное описание истории экономических отношений.

Логический подход – это исторический подход, но «очищенный» от случайных воздействий, отклонений от генеральной тенденции, обусловленной действием экономических законов.

Индукция – выведение теоретических положений (закономерностей, принципов) из фактов.

Дедукция – построение гипотез на основе применения положений теории к фактам.

Системный подход предполагает рассмотрение любого объекта как системы, состоящей из элементов и имеющей определенную структуру.

Инструменты системного подхода:

· система;

· элемент;

· структура.

Система – совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом и с окружающей средой и образующих определенную целостность, единство.

Элемент – относительно неделимая составная часть системы, обладающая определенной самостоятельностью.

Структура – способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы.

Экспериментальный метод в изучении экономики предполагает апробацию теоретических концепций в хозяйственной деятельности, а также лабораторный эксперимент (в т.ч. математическое моделирование).

К математическим методам, применяемым в экономике, относят:

· вычисление номинальных и реальных величин;

· вычисление общих, средних и предельных величин;

· статистические методы;

· линейное программирование и др.

В числе прочих методов познания экономических явлений:

· метод сравнений и аналогий;

· учет фактора времени (краткосрочный и долгосрочный период) и др.

Характеристики экономического образа мышления:

· всесторонность;

· глубина;

· аналитичность;

· научность.

Контрольные вопросы

1. Автором научного труда «Экономикос» является:

а) Аристотель

б) Ксенофонт

в) Сократ

г) Еврипид

2. Первой школой политической экономии считается:

а) классическая политическая экономия

б) школа физиократов

в) монетаризм

г) меркантилизм

3. Физиократы считали источником общественного богатства:

а) все производство

б) торговлю

в) сельское хозяйство

г) физиологию

4. Инициатором отказа от термина «политическая экономия» в пользу более нейтрального «экономикс (экономика)» был:

а) П. Самуэльсон

б) К. Маркс

в) А. Маршалл

г) Дж. Кейнс

5. К числу основных функций экономической теории не относится:

а) практическая функция

б) идеологическая функция

в) методологическая функция

г) техническая функция

6. К функциональным экономическим наукам не относится:

а) финансы

б) бухгалтерский учет

в) экономическая география

г) статистика

7. Закончите фразу К. Маркса: «При анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила […]»

а) воображения

б) воли

в) духа

г) абстракции

8. Суть метода научной абстракции может выражаться формулой:

а) «после этого, следовательно, по причине этого»

б) «при прочих равных условиях»

в) «критерий истины – практика»

г) «экономика должна быть экономной»

9. Способ организации взаимосвязей и отношений между элементами системы – это:

а) целостность

б) субординация

в) структура

г) упорядоченность

10. Построение гипотез на основе применения положений теории к фактам – это:

а) анализ

б) синтез

в) индукция

г) дедукция

11. Первоначально под экономикой понимали

а) науку о производственных отношениях и экономических законах

б) учение о принципах ведения домашнего хозяйства

в) учение о национальном счетоводстве

г) раздел теологии

12. Меркантилисты считали, что предметом политической экономии должны быть:

а) отношения производства

б) отношения обмена

в) производительные силы

г) меркантильные люди

13. Автором термина «политическая экономия» является:

а) К. Маркс

б) А. Смит

в) М. Ломоносов

г) А. Монкретьен

14. Что из перечисленного не входит в предмет экономической теории?

а) производственные отношения

б) экономические законы

в) технология производства

г) формы рационального хозяйствования

15. К отраслевым экономическим наукам не относится:

а) экономика промышленности

б) экономика АПК

в) экономика труда

г) экономика торговли

16. К стыковым экономическим наукам относится:

а) теория денег и кредита

б) микроэкономика

в) экономическая психология

г) макроэкономика

17. Абстракция – это отвлечение от:

а) несущественного

б) существенного

в) устойчивого

г) всего

18. Условием успешного применения экономико-математических методов является:

а) сочетание количественного и качественного подходов

б) сочетание исторического и логического подходов

в) сочетание индукции и дедукции

г) сочетание экономики и политики

19. Создание в России свободных экономических зон в 90-е гг. осуществлялось в порядке:

а) научной абстракции

б) системного анализа

в) экономического эксперимента

г) экономико-математической модели

20. Восхождение от конкретного к абстрактному характеризует процесс:

а) анализа

б) синтеза

в) изучения микроэкономики

г) изучения макроэкономики

Источник: https://studopedia.su/20_72505_metodi-poznaniya-ekonomicheskih-yavleniy.html

Методы познания экономических процессов

24.методы познания экономических процессов и явлений.

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.

Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.

Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез.Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio — отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется.

Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др.

При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического.Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем.

Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.

Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество.

При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования.

Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными.

В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е.

оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат.

Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели.

Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается.

При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена.

Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент. При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Дата добавления: 2016-12-06; просмотров: 1647 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/12-81536.html

Методология и методы познания экономических явлений

24.методы познания экономических процессов и явлений.

Экономическая теория изучает отношения и закономерности, складывающиеся в процессе экономического роста при ограниченных ресурсах, необходимых для жизни и развития общества. Специфика предмета предполагает специфику методологии и методов исследования.

Методология – это наука о методах.

Методологияэкономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу.

Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии общей экономической теории можно выделитьнесколько главных подходов:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

Присубъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» абсолютно независимо, поэтому все равны.

Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), поэтому теоретическая экономика рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. категория при таком подходе – потребность, полезность.

Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценках. Во главу угла ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.

), а результатом исследования выступают различного рода экономические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли, и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучение экономической «анатомии» общества.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство, распределение общественного продукта, именно того, как это происходит (Д. Рикардо).

Такой подход позволяет признавать деление общества на классы, в отличие от позиции субъективистов, представляющих общество как совокупность равноправных субъектов.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным решением научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующие в реальности и в их развитии. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, – и в этом диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – совокупностью приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения целей.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

Позитивный метод предполагает создание определенной философии экономической науки, формулирование знаний об экономике, категориях и законах развития экономической среды на основе описания и систематизации факторов, опыта, рыночных наблюдений и т. д.

Нормативный метод познания предполагает анализ практической деятельности человека, базирующейся на принципах максимальной эффективности. Главный принцип этого метода в том, что он направлен на получение результатов, приносящих пользу всем субъектам хозяйственной деятельности.

Один из методов, активно используемых в экономической науке, — метод восхождения от абстрактного конкретному, от сущности к явлению.

Если попытаться сохранить для научной оценки все богатство сущного и найти главные, определяющие движения, связи и экономические законы, то можно запутаться в многообразии явления и упустить сущность.

Абстракция позволит высветить ту основу, причинно-следственную связь, которая дает возможность управлять ситуацией.

Однако слишком усиленная абстракция уводит науку от объективной реальности. Прекращается связь науки с практикой, последняя выступает критерием истинности и ценности теории. Находясь в длительном отрыве от практики, наука может создавать «идеальные модели», не отражающие реальную действительность и позволяющие подчинить волю людей на структурах, искажающих, деформирующих законы развития.

Метод научной абстракции (по-латински «abstractio» – отвлечение) приобретает огромное значение именно в общей экономической теории.

Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется.

При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Абстрактное мышление порождает метод анализа и синтеза.

Анализэкономических явлений предполагает расчленение изучаемого явления на отдельные элементы и исследование каждого элемента как необходимой составной части целого.

Синтез предполагает, что явление первоначально изучается как состоящее из различных частей, а затем исследуется соединение элементов в единое целое и делается общий вывод.

Широко также используются индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве.

Важное место в исследовании экономических явлений и процессов занимают исторический и логический методы.

Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает в общем и целом с исходным пунктом логического исследования.

Однако логическое (теоретическое) исследование экономических явлений и процессов не является зеркальным отражением исторического процесса.

Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими.

Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем.

Но он имеет тот недостаток, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

В соответствии с методом логического восхождения от простого к сложному курс лекций строится таким образом, что после введения и знакомства с общими основами теории рыночного хозяйства нам предстоит изучить сначала микроэкономику – экономическую среду, определяющую характер поведения отдельных рыночных субъектов (предприятий-производителей и потребителей), затем макроэкономику – систему национального хозяйства и, наконец, завершается курс переходом к исследованию мирового хозяйства – глобальной экономики.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность.

Поэтому экономическая теория (политическая экономия) широко использует математические и статистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Большинство моделей, принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику и уметь составлять и читать графики.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

В качестве инструмента исследования экономической реальности часто используют системный подход и системный анализ.

Системный анализ в узком смысле слова – совокупность методологических средств, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, военного, социального, экономического, научно-технического характера.

В широком смысле термин «системный анализ» иногда употребляют как синоним системного подхода.

Важнейшие принципы системного анализа:

1) процесс принятия решений должен начинаться с выявления и четкого формулирования конечных целей;

2) проблему необходимо рассматривать как целое, как единую систему и выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) необходимы выявление и анализ возможных альтернативных путей достижения цели;

4) цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.

Системный подход – направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Основные принципы системного подхода:

1. понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании.

2. системный подход содержит в себе новую по сравнению с предшествующими схему объяснения, в основе которой лежит поиск конкретных механизмов целостного объекта и выявление достаточно полной типологии его связей.

Реализация этой функции обычно сопряжена с большими трудностями: для действительно эффективного исследования мало зафиксировать наличие в объекте разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операциональном виде, т.е.

изобразить различные связи как логически однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.

3. Из важного для системного подхода представления о многообразии типов связей объекта следует, что сложный объект допускает не одно, а несколько расчленений.

При этом критерием обоснованного выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства анализа, его структуру и динамику.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/3_59171_metodologiya-i-metodi-poznaniya-ekonomicheskih-yavleniy.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий