24.Коммунальное движение в сред. Городе. причины, этапы, методы, результаты.

Коммунальное движение средневековых городов Западной Европы (стр. 3 из 5)

24.Коммунальное движение в сред. Городе. причины, этапы, методы, результаты.

105. Кроме того, кузнецы обязаны делать все, что понадобится епископу в его дворце, а именно по части дверей, окон и разных вещей, которые делаются из железа: при этом дается им материал и отпускается продовольствие на все время…

108. Среди сапожников восемь человек обязаны давать епископу, при его отправлении ко двору в поход государев, чехлы для подсвечников, тазов и посудин…

115. Мельники и рыболовы обязаны возить епископа по воде, куда бы он ни пожелал…

116. Рыболовы обязаны рыбачить для … епископа … ежегодно в течение трех дней и трех ночей со всеми своими снастями…

118. Плотники обязаны каждый понедельник выходить на работу к епископу за его счет…»[5]

Как видим из этого документа, безопасность и мир горожанам обеспечивал его сеньор, который «инвестировал своей властью» должностных лиц города (т.е. поручал им руководить городским правлением).

Горожане со своей стороны обязаны были нести в пользу сеньора барщину и оказывать ему всевозможные услуги. Эти повинности мало чем отличались от повинностей крестьян.

Ясно, что по мере усиления города он начинает все больше тяготиться зависимостью от сеньора и стремится от нее освободиться.

Организация города возникла в процессе борьбы с сеньором, борьбы, обусловившей необходимость объединения разнообразных элементов, которые входили в состав городского населения. Вместе с тем усиливалась и обострялась классовая борьба в деревне.

На этой почве с XI в. замечается стремление феодалов укрепить свое классовое господство путем усиления феодальной организации государства.

«Процесс политического дробления сменился тенденцией к объединению мелких феодальных единиц и сплочению феодального мира»1.

Борьба городов с феодальными сеньорами начинается с первых же шагов городского развития. В этой борьбе складывается городское устройство; те разрозненные элементы, из которых состоял город в начале своего существования, организуются и сплачиваются. От исхода этой борьбы зависит то политическое устройство, которое получает город.

Развитие товарно-денежных отношений в городах обостряет борьбу между городом и феодалом, стремившимся экспроприировать растущие городские накопление путем увеличения феодальной ренты. Требования сеньора по отношению к городу все возрастали.

Сеньор прибегал к методам прямого насилия над горожанами, стремясь увеличить размеры своих доходов с города.

На этой почве между городом и сеньором возникали столкновения, которые заставляли горожан создавать определенную организацию для завоевания себе независимости, организацию, являвшуюся в то же время и основой для городского самоуправления.

Таким образом, формирование городов было результатом общественного разделения труда и социальной эволюции периода раннего средневековья. Возникновение городов сопровождалось отделением ремесла от земледелия, развитием товарного производства и обмена, развитием атрибутов государственности.

Средневековый город возникал на земле сеньора и находился в его власти. Стремление сеньоров извлечь как можно больше доходов из города неизбежно привело к коммунальному движению.

Глава II. Формы и особенности освободительного движения городов

Коммунальное движение (от позднелат. сommuna — община) — в Западной Европе X — XIII вв. — движение горожан против сеньоров за самоуправление и независимость.1

Города, возникавшие в средние века на земле феодалов, оказывались под их властью. Нередко городом владели одновременно несколько сеньоров (например, Амьеном — 4, Марселем, Бове — 3, Суассоном, Арлем — 2 и т.д.).

2 Городское население подвергалось со стороны сеньоров жестокой эксплуатации (всевозможные поборы, пошлины с торговых оборотов, даже барщинные повинности и др.), судебному и административному произволу. В то же время реальные экономические основания для сохранения сеньориального движения были весьма шаткими.

Ремесленник, в отличие от феодально-зависимого крестьянина, был собственником средств производства и готового продукта и в процессе производства от сеньора не зависел (или почти не зависел).

Эта почти полная экономическая независимость городского товарного производства и обращения от сеньора-землевладельца находилась в резком противоречии с режимом сеньориальной эксплуатации, тормозившей экономическое развитие города.

В Западной Европе с конца Х — XI вв. широко развернулась борьба городов за освобождение из-под власти сеньоров. Вначале требования горожан сводились к ограничению феодального гнета и сокращению поборов. Затем возникли политические задачи — обретение городского самоуправления и прав. Борьба велась не против феодальной системы, а против сеньоров тех или иных городов.

Формы коммунального движения были различны.

Иногда городам удавалось за деньги получить от феодала отдельные вольности и привилегии, зафиксированные в городских хартиях; в других случаях эти привилегии, особенно право самоуправления, достигались в результате длительной, иногда вооружённой, борьбы.

Очень часто коммунальное движение принимало характер открытых вооруженных восстаний горожан под лозунгом коммуны — городской независимости (Милан — 980, Камбре — 957, 1024, 1064, 1076, 1107, 1127, Бове — 1099, Лан — 1112, 1191, Вормс — 1071, Кельн — 1072 и др.).

Коммуна — это одновременно и союз, направленный против сеньора, и организация городского управления.

Нередко в борьбу городов вмешивались короли, императоры, крупные феодалы. «Коммунальная борьба сливалась с другими конфликтами — в данной области, стране, международными — и была важной составной частью политической жизни средневековой Европы»1.

§2. Особенности коммунального движения в различных городах средневековой Европы

Коммунальные движения проходили в различных странах по-разному, в зависимостиот условий исторического развития, и приводили к различным результатам.

В Южной Франции горожане добились независимости без кровопролития (IX — XIII вв.). Графы Тулузы, Марселя, Монпелье и других городов Южной Франции, как и Фландрии, являлись не только городскими сеньорами, но государями целых областей.

Они были заинтересованы в процветании местных городов, раздавали им муниципальные вольности, не препятствовали относительной самостоятельности. Однако они не желали, чтобы коммуны становились слишком мощными, получали полную независимость.

Так произошло, например, с Марселем, который в течение столетий был независимой аристократической республикой. Но в конце XIII в.

после 8-месячной осады граф Прованса Карл Анжуйский взял город, поставил во главе его своего наместника, стал присваивать городские доходы, дозируя средства для поддержки выгодных ему городских ремесел и торговли.1

Города Северной Франции (Амьен, Лан, Бове, Суассон и др.) и Фландрии (Гент, Брюгге Лилль) стали самоуправляющимися городами-коммунами в результате упорной, в основном вооруженной, борьбы.

Горожане выбирали из своей среды совет, его главу — мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, военное ополчение, финансы, самостоятельно устанавливали налоги. Эти города освобождались от ренты и сеньориальных повинностей.

Взамен они уплачивали сеньору определенную небольшую денежную ренту, в случае войны выставляли небольшой военный отряд, нередко сами выступали как коллективный сеньор по отношению к крестьянам окрестных территорий.

Города Северной и Средней Италии (Венеция, Генуя, Сиена, Флоренция, Лукка, Равенна, Болонья и др.) стали коммунами в IX — XII вв. Одной из ярких и типичных страниц коммунальной борьбы в Италии была история Милана — центра ремесла и торговли, важного перевалочного пункта на путях в Германию. В ХI в.

власть графа там сменилась властью архиепископа, который управлял при помощи представителей аристократических и клерикальных кругов. В течение всего ХI в. горожане вели борьбу с сеньором. Она сплотила все городские слои. С 50-х годов движение горожан вылилось в гражданскую войну против епископа.

Она переплелась с мощным еретическим движением, охватившим тогда Италию, — с выступлениями вальденсов и особенно катаров. Повстанцы-горожане нападали на клириков, разрушали их дома. В события были втянуты государи. Наконец, в конце ХI в. город получил статус коммуны.

Во главе его встал совет консулов из привилегированных граждан — представителей купеческо-феодальных кругов. Аристократический строй Миланской коммуны, конечно, не удовлетворял массу горожан, их борьба продолжалась и в последующее время.1

В Германии в XII — XIII вв. появились так называемые имперские города — они формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Франкфурт — на Майне и др.). Они управлялись городскими советами, имели право самостоятельно объявлять войну, заключать мир и союзы, чеканить монету и т.д.

Но иногда освободительная борьба городов была очень длительной. Более 200 лет длилась борьба за независимость северофранцузского города Лана. Его сеньор (с 1106 г.) епископ Годри, любитель войны и охоты, установил в городе особенно тяжкий режим, вплоть до убийства горожан.

Жители Лана сумели купить у епископа хартию, предоставляющую им определенные права (фиксированный налог, уничтожение права «мертвой руки»), заплатив и королю за ее утверждение. Но епископ вскоре нашел хартию для себя невыгодной и, дав взятку королю, добился ее отмены.

Горожане восстали, разграбил дворы аристократов и епископский дворец, а самого Годри, спрятавшегося в пустой бочке, убили.

В одном из первых мемуарных произведений средневековой литературы, автобиографии Гвиберта Ножанского «Рассказ о собственной жизни», приводятся яркие свидетельства восстания горожан Ланской коммуны.

Источник: https://mirznanii.com/a/340230-3/kommunalnoe-dvizhenie-srednevekovykh-gorodov-zapadnoy-evropy-3

§3. Результаты коммунального движения городов Западной Европы

24.Коммунальное движение в сред. Городе. причины, этапы, методы, результаты.

В процессе развития городов, борьбыгорожан с сеньорами в городской средев феодальной Европе складывалось особоесредневековое сословие горожан.

В экономическом отношении новое сословиебыло более всего связано с торгово-ремесленнойдеятельностью, и с собственностью,основанной не только на производстве,но и на обмене.

В политико-правовомотношении все члены этого сословияпользовались рядом специфическихпривилегий и вольностей (личная свобода,подсудность городскому суду, участиев городском ополчении, в формированиимуниципалитета и др.

), составляющихстатус полноправного горожанина. Обычногородское сословие отождествляется спонятием «бюргерство».

Словом «бюргер» в ряде стран Европыпервоначально обозначали всех городскихжителей (от германского Burg — город, откудада произошло средневековое латинскоеburgensis и французский термин bourgeoisie,первоначально также обозначавшийгорожан). Позднее термин “бюргер»стал применяться только для обозначенияполноправных горожан, в число которыхне могли попасть представители низов,отстраненные от городского самоуправления.1

Борьба городов с сеньорами в подавляющембольшинстве случаев приводило к переходув той или иной степени городскогоуправления в руки горожан. Но в их средек тому времени существовало уже заметноесоциальное расслоение.

Поэтому, хотяборьба с сеньорами велась силами всехгорожан, полностью использовала еерезультаты лишь верхушка городскогонаселения: домовладельцы, в том числефеодального типа, ростовщики и, конечноже, купцы-оптовики, занятые транзитнойторговлей.

Этот верхний, привилегированный слойпредставлял собой узкую, замкнутуюгруппу (патрициат), которая с трудомдопускала в свою среду новых членов.

Городской совет, мэр (бургомистр),судебная коллегия (шеффены, эшевены,скабины) города выбирались только изчисла патрициев и их ставленников.

Городская администрация, суд и финансы,в том числе налогообложение, строительство- все находилось в руках городскойверхушки, использовалось в ее интересахи за счет широкого торгово-ремесленногонаселения города, не говоря уже обедняках.

Но по мере того как развивалось ремеслои крепло значение цехов, ремесленники,мелкие торговцы вступали в борьбу спатрициатом за власть в городе. Обычнок ним присоединялись также наемныеработники, бедный люд. В XIII — XVI вв. этаборьба, так называемые цеховые революции,развернулась почти во всех странахсредневековой Европы и часто принималаочень острый, даже вооруженный характер.

«Мы видим немало городов, где бедныеи средние люди не имеют участия вуправлении, но всё оно у богатых, потомучто люди коммуны боятся их или вследствиеих богатства, или вследствие их родства.

Случается, что одни из них, пробыв годмэром, присяжным или казначеем, наследующий год делают таковыми своихбратьев, племянников или других близкихродственников, так что в продолжениедесяти или двенадцати лет у богатых всёуправление в добрых городах.

Когда желюди коммуны хотят от них отчёта, ониприкрываются указанием, что они-деотчитались одни перед другими; но втаких случаях этого нельзя терпеть, ибов делах коммуны отчёты не должныприниматься теми, которые сами должныотчитываться», — говорится в «Аугсбургскойхронике» (1357г.).1

В одних городах, где ремесленноепроизводство получило большое развитие,победили цехи (Кёльн, Базель, Флоренцияи др.). В других, где ведущую роль игралиширокомасштабная торговля и купечество,победителем из борьбы вышла городскаяверхушка (Гамбург, Любек, Росток и другиегорода Ганзейского союза).

Но и там, гдепобеждали цехи, управление городом нестановилось подлинно демократическим,так как верхушка наиболее влиятельныхцехов объединялась после своей победыс частью патрициата и устанавливалоновое олигархическое управление,действовавшее в интересах наиболеебогатых горожан (Аугсбург и др.).

Но наиважнейшим результатом борьбыгородов с сеньорами было освобождениебольшинства жителей от личной зависимости.Было установлено также правило, согласнокоторому бежавший в город зависимыйкрестьянин, прожив там «год и одиндень», становился свободным.Средневековая пословица не зря говорила,что «городской воздух делает свободным».

Приведём примеры из документов городскогоправа, в которых зафиксировано этоправило.

В Хартии города Сент — Омера (1168 г.)записано:

«32. Если крепостной какого — либосеньора станет горожанином, его нельзябудет схватить в городе, и если какой -либо сеньор захотел бы взять его к себев качестве собственного крепостного,то пусть приведёт его ближайшихнаследников, его дядей и тёток по материдля разбора этого дела; если же этогоне сделает, должен отпустить его наволю».1

Статьи 1 и 2 из Городского права, дарованногоимператором Фридрихом Вторым городуГослару 13 июля 1219г., гласят:

«1. Если кто-либо проживал в городеГосларе и при жизни своей никем не былуличён в рабском состоянии, то послесмерти его никто да не посмеет называтьего рабом или низводить в рабскоесостояние.

2. Если же какой — либо чужак пришёл житьв названный город и так оставался втечение года и дня, причём ни разу емуне ставили на вид рабского состояния,не уличили его в этом и сам он в этом непризнавался, то пусть он пользуетсяобщею с другими гражданами свободою; ипосле смерти его никто да не посмеетобъявлять его своим рабом».2

Императором Фридрихом I Барбароссой 28ноября 1186 г. был издан указ, в которомговорилось:

«Если какой — либо мужчина и женщинапробудет беспрепятственно в городеБремене в пределах того, что в простонародьеназывается Weichbild (городская черта), втечение года и дня и если кто — либо послеэтого вздумает оспаривать его свободу,то, наложив молчание на жалобщика, пустьбудет представлено тому доказать своюсвободу ссылкой на вышеуказанный срок».1

Город, таким образом, стал в средниевека символом независимости, и сюда,спасаясь от феодального гнёта, устремлялисьтысячи крепостных. Ни один феодал неимел права схватить в городе бывшегосвоего крепостного, теперь уже свободногогорожанина, и вновь превратить его вподневольного человека.

Права и вольности, получаемые средневековымигорожанами, во многом были сходны симмунитетными привилегиями, носилифеодальный характер.

Таким образом, в результате освободительнойборьбы население городов заняло особоеместо в жизни феодального общества,стало играть заметную роль всословно-представительских собраниях.

Не составляя социально монолитногослоя, жители средневековых городовконституировались как особое сословие.Их разобщённость усиливалась господствомкорпоративного строя внутри городов.

Источник: https://studfile.net/preview/4513450/page:6/

Коммунальные движения в средние века, особенности цеховой организации

24.Коммунальное движение в сред. Городе. причины, этапы, методы, результаты.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 21Следующая ⇒

Средневековый город возникал на земле феодалов и должен был подчинятся. Бывшие крестьяне переселившиеся в город, оказывались в личной зависимости от феодала, они приносили с собой свои обычаи и навыки общинного устройства. Феодал стремились извлечь из города как можно больше доходов, городск. промысла торговля этому способствовали.

Коммунальное движение – это борьба между городами и феодалами, происходившая повсюду в Зап. Европе в X-XIIIв.в. Первоначальный этап борьбы за освобождение от тяжелых форм феодального гнета, за сокращение поборов и торговые привилегии.

Последующий этап – политическая борьба за обретение городского самоуправления и права. Исход борьбы определял степень независимости города по отношению к сеньору, но эта борьба велась не против феод. системы в целом, а против конкретных сеньоров.

Способы борьбы: 1) выкуп отдельных волостей и привилегий (фиксировался в хартиях),

2) длительная (иногда вооруженная) борьба в которой вмешивались короли, императ. и крупные феод. При этом коммун. борьба сливалась с др. конфликтами и была важной составной частью политич. жизни. Зап. Европы. Коммунальные движения в разных странах происходили по разному и приводили к разным результатам. Города Южн.

Франции обрели независимость без кровопролития в IX-XII в. Марсель в течение столетия был независимой аристократич. республикой до конца XIII в., когда его взял граф. Прованса Карл Анжуйский. Верховные государи не желали полной независимости городов. Многие города сред. Италии (Венеция, Генуя, Флоренция и др.) в XI-XII вв.

становились городами-государствами. В Милане – центре ремесла и торговли, который управлялся епископом, в серед. 50-х годов XI в. коммун. движение вылилось в гражд. войну против епископа и перемешалось с еретическими движениями вальденцев и катаров. В конце XI в.

город получил статус коммуны, но борьба продолжалась и в последующее время.

Императорские города – аналоги коммун в Германии XII – XIII вв. Формально подчинялись императору, но на деле были независимыми городскими республиками (Любек, Нюрнберг и др.). Управлялись городскими советами могли объявлять войну, заключать мир, чеканить монету.

Многие города Сев. Франции и Фландрии стали самоуправляющимися городами – коммунами в результате упорной и вооруж. борьбы с сеньорами.

Они выбирали из своей среды совет и его главу – мэра и других должностных лиц, имели собственный суд, ополчение, финансы, устанавливали налоги.

Города-коммуны освобождались от выполнения сеньориальных повинностей (взамен этого они выплачивали сеньору небольшой ежегодный денежную ренту). Города-коммуны нередко сами выступали в качестве коллективного сеньора по отношению к жившим на близлежащей территории крестьянам

Иначе складывалась судьба городов, которые находились на королевских землях. Короли (впрочем, как и светские и духовные феодалы) не желали предоставлять городам статус самоуправляющихся коммун. На город король смотрел как на свою собственную казну.

Практически ни один город, который находился на территории королевских земель, не получил полного самоуправления. В этом плане показательна судьба французского города Лана.О коммунальном движении в Лане, Амьене и Суассоне интересные сведения оставил «первый средневековый историк» Гвиберт Ножанский.

Лан был богатый торговый центр Северо-восточной Франции, который в числе первых вступил в начале XII в. в борьбу за коммунальные свободы. Апофеозом этой борьбы стало восстание 1112 г.

Гвиберт Ножанский относился к коммунальным движениям резко отрицательно: «Коммуна – это новое и отвратительное слово заключается в том, что все, обязанные выплачивать господам поголовный побор в качестве обычной сервильной повинности, вносят его раз в год, а совершившие какое-либо правонарушение уплачивают штраф.

Все же прочие цензуальные поборы, налагаемые на сервов, полностью отменяются». В результате восстания 1112 г. Лан, находившийся на королевской земле, получает коммунальные свободы, самоуправление, независимость, но не надолго. Король эдиктом отменяет коммунальные свободы, и Лан вновь возвращается под юрисдикцию королевской администрации.

В такой постоянной борьбе между королем и городом проходят годы и века. Коммунальные свободы (или часть их) то возвращались городу, то снова отменялись. Наконец в XIV в. король Людовик XII полностью лишает Лан коммунальных свобод, и город становится королевским.

Но даже те города, которые получили независимость или имели ее до этого, такие как Париж, Лондон, Оксфорд, Кембридж, находились под бдительным оком чиновников центральной власти.

Такая форма самоуправления, когда за независимым вроде бы городом постоянно наблюдает представитель центральной власти, характерна для северных регионов Западной Европы (Скандинавские страны, Ирландия, многие города в немецких землях, Венгрия). Большинство, особенно мелких, городов, в результате коммунального движения остались в зависимости от сеньоров.

При всей разнице результатов коммунального движения для городов Западной Европы их объединяло одно общее достижение – жители городов Западной Европы освободились от крепостной зависимости, они стали свободными. Именно после коммунального движения сложилась традиция, согласно которой прожив в городе год и один день, человек становился свободным. Однако немало значительных и богатых городов не могли добиться полного самоуправления (Скандинав. страны, города Германии, Венгрии, Византия никогда не имела самоуправ. городов. Права и вольности средневекового города были схожи с иммунитетными привилегиями и носили феод. характер. Города составляли замкнутые корпорации и превыше всего ставили собственные интересы.

Важнейший итог коммунальной борьбы – освобождение от личной зависимости бежавших в город зависимый крестьянин. В процессе развития городов в феодальной Европе сложилась сословие горожан – бюргеров, от слова Burg – город.

Это сословие не было единым, внутри него существовал патрициат, слой состоят торговцев, ремесленников, домовладельцев, рядовые труженики и городские плебство XII-XIII вв. Усиливалось сопротивление крестьян феодальному гнету, в XIV-XV вв. – пик расцвета феод.

системы города и горожане держали ведущую роль в области средневековой торговли и ремесел, создании связей и общеностей нового типа. Они влияли на аграрный строй и развитие феод. гос. Велика была роль города в развитии средневековой культуры.

Цехи. Городское ре­месло развивалось, совершенствовалось несравненно быстрее, нежели сельское хозяйство и ремесло деревенское, домашнее. Примечательно также, что в городском ремесле внеэкономичес­кое принуждение в виде личной зависимости работника не было необходимостью и быстро исчезло.

Характерной особенностью ремесла и других видов деятельнос­ти во многих средневековых городах Западной Европы была кор­поративная организация: объединение лиц определенных профес­сий в пределах каждого города в особые союзы — цехи, гильдии, братства. Ремесленные цехи появились почти одновременно с са­мими городами во Франции, Англии, Германии — с XI — начала XII в.

Конкуренция была опасна в условиях весьма узкого тогдашнего рынка, незначительного спроса. Поэто­му главной функцией цехов стало утверждение монополии на дан­ный вид ремесла. В большинстве городов принадлежность к цеху яв­лялась обязательным условием для занятия ремеслом.

Другой глав­ной функцией цехов являлось установление контроля над произ­водством и продажей ремесленных изделий. Исходным образцом для организации городского ремесла отчасти послужили строй сельской общины-марки и усадебные мастерские-магистерии.

Каждый из цеховых мастеров был непосредственным работни­ком и одновременно собственником средств производства, ремесло передавалось по наследству. Одной из важных функций цеха было регулирование отношений мастеров с под­мастерьями и учениками. Мастер, подмастерье и ученик стояли на разных ступенях цеховой иерархии.

Предварительное прохож­дение двух низших ступеней было обязательным для всякого, кто желал стать членом цеха. Члены цеха были заинтересованы, чтобы их изделия получали беспрепятственный сбыт. Поэтому цех через специально избран­ных должностных лиц строго регламентировал производство: вида и качества.

Нормировали число подмастерьев и учеников, которых мог держать у себя мастер, запрещали работу в ночное время и по праздникам, ограничивали число станков и сырья в каждой мас­терской, регулировали цены на ремесленные изделия и т.д. До конца 14 в. цехи в западной Европе охраняли ремесленников от чрезмерной эксплуатации со стороны феодалов.

Каждый цех имел своего святого покровителя, цасовню или церковь. Расслоение горожан привело к появлению городской «аристократии» — по финансовому цензу, ремесленники и мелкие торговцы со временем вступали в борьбу с патрициатом за власть в городе, к ним присоединялись наемные работники и беднота. В 13-14 в. – цеховые революции. В 14-15 в. низшие слои городов поднимают восстания против городской олигархии и цеховой верхушки во Флоренции, Перудже, Сиене, Кёльне.

⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/4x45df.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий