23. Органы управления отраслевой компетенции.

В зависимости от характера компетенции различают органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции

23. Органы управления отраслевой компетенции.

Понятие, предмет и метод административного права.

Предметом административного права являются общественные отношения в сфере государственного управления, где проявляется организующая деятельность органов исполнительной власти по руководству экономикой, финансами, здравоохранением, наукой, охраной общественного порядка.

Закрепляя правила поведения в области государственного управления, административное право придает управленческим отношениям статус правоотношений.

Нормы административного права регламентирую деятельность органов исполнительной власти, устанавливая порядок их формирования, компетенцию органов, права, обязанности и ответственность государственных служащих. Нормы административного права также регулируют отношения в сфере охраны общественного порядка, прав и свобод граждан.

Административно-правовые нормы содержатся в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., Кодексе об административных правонарушениях 30 декабря 2001 г. и в других законах и подзаконных нормативно-правовых актах.

В зависимости от юридического содержания принято выделять следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, то есть предписывающие в предусмотренных данной нормой условиях совершать определенные действия. Например, при получении жалобы гражданина орган управления (должностное лицо) обязан рассмотреть ее в течение 30 дней и др.

б) запрещающие, то есть предусмотрение запрета на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой.

в) уполномочивающие или дозволительные нормы. Участник действует в данном случае по своему усмотрению. Так, гражданин самостоятельно решает вопрос обжаловать или нет неправомерные действия должностного лица; должностные лица, осуществляющие контрольные функции, могут применить к нарушителю одну из предусмотренных мер административного воздействия.

г) стимулирующие (поощрительные нормы) обеспечивают с помощью средств материального или морального воздействия должное поведение участников управленческих общественных отношений (установление налоговых и других льгот, освобождение от налогообложения и др.).

д) рекомендательные нормы, как правило, не имеют юридически обязательного характера. Часто используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти и негосударственных формирований. Такие рекомендации не содержат прямых предписаний, а дают возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач.

В юридической литературе принято выделять следующие типы административно — правовых отношений:

1)внутриаппаратные (регулируются нормами, закрепляющими систему органов исполнительной власти, компетенцию должностных лиц, государственных служащих);

2) отношения между органами исполнительной власти и гражданами (отношение граждан с полицией, судом, органами социальной защиты населения);

3) отношение между гражданами (в основном складываются в сфере охраны общественного порядка, где граждане выступают в качестве потерпевших, правонарушителей).

Методом административно-правового регулирования является применение юридически властных предписаний, которые исходят от органов исполнительной власти.Такая односторонняя властность предполагает юридическое неравенство, которое в значительной степени присуще управленческим общественным отношениям.

Таким образом, административное право это отрасль российского права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти.

Субъекты административного права.

Под субъектом административного права понимается лицо или организация, которая в соответствии законодательством РФ может быть участником регулируемых административным правом управленческих общественных отношений.

Субъекты могут быть индивидуальными (граждане) и коллективными.

Гражданин как субъект административных правоотношений должен обладать административной правоспособностью, т.е.

признаваемой за ним законом возможностью быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера.

В основном объем и содержание административной правоспособности граждан установлены в Конституции РФ, федеральных законах и других нормативных актах РФ.

Важнейшей сферой реализации административной правоспособности граждан является их участие в государственном управлении. В таких отношениях наряду с гражданином участником является орган исполнительной власти или его должностное лицо.

Административная дееспособность гражданина – это признанная законом способность гражданина лично своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера.

Законодательством точно не определен момент ее возникновения. Так, лица, достигшие 16 лет, являются субъектами ответственности за административные правонарушения. Однако в полном объеме согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять свои обязанности с 18 лет.

В административно-правовых отношениях граждане выступают в качестве стороны, обязанной выполнять обращенные к ней требования административных норм, исходящих от органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (обязанность соблюдать правила дорожного движения, законные требования правоохранительных органов, органов санитарно-эпидемиологического надзора). Гражданин также может выступать в качестве стороны, реализующей свои законные права и вступающей в связи с этим в правоотношения (например, обращение с административной жалобой).

Конституция РФ предоставляет гражданину право обратиться с жалобой в государственные органы, органы местного самоуправления, иные официальные органы и к их должностным лицам.

Обжалованы могут быть любые действия или бездействия государственных, общественных органов, в том числе и правоохранительных, и их должностных лиц. Жалоба рассматривается в месячный срок.

По общему правилу анонимные жалобы рассмотрению не подлежат.

Гражданин может по своему выбору обратиться или в суд, или в вышестоящий в порядке подчиненности орган. Данный вопрос регулируется Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. с изменениями от 15 ноября 1995 г.

Органы исполнительной власти как субъекты административных отношений, осуществляют государственное управление. Они обладают значительной юридической самостоятельностью по отношению к законодательной и судебной ветвям власти.

Исполнительная власть не подотчетна и не подконтрольна органам представительной власти, Правительство РФ наделено правом законодательной инициативы, государственно-властными полномочиями по изданию правовых актов и контролю за их исполнением.

Органы исполнительной власти могут федеральными и исполнительными властями субъектов РФ.

В зависимости от характера компетенции различают органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

Органы общей компетенции осуществляют руководство большинством отраслей управления, обеспечивая экономическое, социально-культурное развитие на своей территории (правительства, администрации субъектов РФ).

Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подчиненными им отраслями (министерство здравоохранения, МВД и др.).

Органы межотраслевой компетенции выполняют смешанные функции, общие для всех отраслей и сфер управления (министерство финансов РФ, министерство экономики РФ и др.).

Органы местного самоуправления представляют собой представительный и другие органы муниципальных образований. В ведении муниципальных образований (городских, сельских поселений) находится собственность, местный бюджет, решаются вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления и их должностные лица по вопросам своего ведения принимают правовые акты. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Правовая регламентация муниципальной службы (требование к должностям, статус муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой) определяется Федеральным законодательством и Уставом муниципального образования, который представляет собой совокупность административно-правовых норм.

Одним из субъектов административного права являются государственные служащие.

Под государственной службой необходимо понимать выполнение служащими своих обязанностей в государственных организациях (органах государственной власти, государственных предприятиях).

В соответствии с законодательством, государственная служба включает в себя федеральную государственную службу, находящуюся в ведении РФ и государственную службу субъектов федерации.

Государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности за денежное вознаграждение. На государственных служащих распространяется действие Трудового кодекса с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законодательством и другими нормативными актами.

Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие другим требованиям, установленным для государственных служащих.

Не могут находиться на государственной службе недееспособные, ограниченно дееспособные лица; лица, лишенные приговором суда права занимать государственные должности в течение определенного срока; при наличии у лица заболевания, препятствующего исполнению должностных обязанностей; при близком родстве или свойстве с государственными служащими, если их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; при наличии гражданства иностранного государства и др.

Государственный служащий не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной, творческой; быть депутатом законодательного органа РФ, заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц; состоять членом органа управления коммерческой организацией; использовать в неслужебных целях государственное имущество, служебную информацию; получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанное с исполнением должностных обязанностей; принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах общественных организаций и политических партий.

Особый правовой статус среди государственных служащих (должностных лиц) имеют представители административной власти, которые наделены правом предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия в отношении лиц и организаций, им не подчиненных (работники полиции, органы пожарного надзора, санитарного и ветеринарного надзора, судьи и др., осуществляющие контрольно-надзорные функции).

Дата добавления: 2016-11-24; просмотров: 2153 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/11-80415.html

Исполнительная власть

23. Органы управления отраслевой компетенции.

 Единая система органов исполнительной власти действует только в пределах ведения Федерации и совместного ведения с субъектами Федерации. В этих рамках исполнительные органы субъектов находятся в подчинении Правительству и соответствующих министерств и ведомств. Федеральные органы в субъектах Федерации могут создавать свои территориальные органы.     

 В рамках федеральных органов исполнительной власти можно выделить два уровня (вида) органов:      

= руководящие органы (Президент, Правительство РФ) и      

= органы государственной администрации (министерства и ведомства).     

 Исполнительные органы субъекта Федерации, в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами, по вопросам своих исключительных полномочий и предметов ведения независимы от Федеральных органов исполнительной власти.      

 Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь составной частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с законодательством, наделена государственными полномочиями по руководству хозяйственной, социально-культурной административно-политической сферами и заниматься межотраслевым управлением.     

 Административно-правовой статус органа исполнительной власти состоит из трех блоков:      

 ♦ целевой – включает нормы о целях, функциях, задачах и принципах деятельности;      

 ♦ организационно-структурный – правовые предписания, регламентирующие порядок образования, реорганизации и ликвидации; структуру; линейную и функциональную подчиненность;      

 ♦ компетенционный – совокупность властных полномочий и подведомственности (компетенция в области планирования, контроля и др.).    

 Ядром административно-правового статуса органа исполнительной власти является компетенция, выражающая меру власти, которой он наделен для выполнения своих задач. Компетенция представляет собой нормативно определенный объем прав и обязанностей в отношении установленного предмета ведения.

 Её надо отличать от функций и задач: через функции определяются основные направления деятельности органа по достижению поставленных перед ним целей, а через компетенцию определяются пределы властных полномочий и предмета ведения при осуществлении возложенных на него функций.

 Различие компетенции между органами исполнительной власти происходит по объему прав и обязанностей.    

 Органы исполнительной власти разнообразны, что связано с различными сферами их деятельности, объемом компетенции и т.д. Это дает возможность группировать их по различным основания:      

A. В соответствии с федеративным государственным устройствомРоссийской Федерации различаются:         

— федеральные органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и комиссии, федеральные надзоры, департаменты, главные управления, российские агентства);         

— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.      

B. В зависимости от объема и характера компетенции можно выделить:         

= органы общей компетенции, которые осуществляют управление большинством отраслей их сферы деятельности (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ);         

= органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление (Агентство по атомной энергетике, ФСБ);         

= органы отраслевой компетенции — осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (министерство путей и сообщений, Минавиапром и т.п.);         

= органы внутриотраслевой компетенции — руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств по своим направлениям);        

= органы межотраслевой (функциональной) компетенции  —выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления (пр. Министерство промышленности, науки и технологий);        

= органы смешанной компетенции, т. е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).       

C. Организационно-правовая форма являются признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:  
    1.

 правительства, советы министров, имеющие статус правительств, министерства, государственные комитеты (на уровне РФ, субъектов Федерации, Москвы, Санкт-Петербурга); 
    2.

 комитеты, службы, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т. д. (на различных уровнях). 
          D. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на:

            • единоначальные — органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю;
            • коллегиальные — организационно и юридически объединенные группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов (государственные комитеты, федеральные комиссии, службы, надзоры, российские агентства). Образуются коллегии в составе руководителя органа, его заместителей и руководящих работников ведущих структурных подразделений. В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы. Руководитель принимает решения по внутриведомственным вопросам.

Президент Российской Федерации в сфере исполнительной власти     

 Президент не входит организационно в систему какой-либо ветви государственной власти. Осуществляя государственную власть в качестве главы государства, Президент Российской Федерации возвышается над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти.     

 Около четверти федеральных органов находятся в непосредственном подчинении Президенту РФ: оборона (главком), безопасность, внутренние дела, иностранные дела, чрезвычайные ситуации и др. В соответствии с положениями Конституции РФ (ст.

80-90) и федеральными законами обладает широкими полномочиями в области исполнительной власти, которые распространяются на все сферы государственного управления.

Учитывая удельный вес полномочий Президенте РФ и их характер позволяют отнести его к особым субъектам административного права, и в частности субъектам исполнительной власти.    

 Президент Российской Федерации, не являясь формально главой исполнительной власти, активно влияет на деятельность исполнительно-распорядительных органов, что выражается в следующих формах:    

= непосредственно (исходя из прямой подчиненности федеральных органов исполнительной власти);    

= косвенно (через Правительство).

Правительство Российской Федерации и его полномочия    

 Правительство Российской Федерации — это коллегиальный орган, который возглавляет систему исполнительной власти Российской Федерации и издает административно-правовые акты от своего имени.    

 Правительство РФ является высшим исполнительным органом государства, возглавляет единую систему исполнительной власти. Правовую основу деятельности Правительства РФ составляют Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные указы Президента РФ.    

 Правительство возглавляет и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов исполнительной власти, состоящей и министерств и ведомств, многие из которых образуют в субъектах Федерации свои территориальные органы. Состав Правительства Российской Федерации, порядок его формирования, цели, основные направления деятельности, полномочия, взаимоотношения с Президентом и Федеральным Собранием регламентируются Конституцией РФ.    

 Президент может самостоятельно вводить должность федерального министра, не являющегося руководителем федерального министерства. Число заместителей определяется Президентом.    

 Министерство РФ – федеральный орган исполнительной власти (отраслевые и межотраслевые), проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.    

 Государственный комитет и федеральная комиссия Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к его ведению, а также функциональное регулирование в определенной сфере деятельности.    

 Федеральная служба (руководитель службы), российское агентство(генеральный директор), федеральный надзор России (начальник федерального надзора) – федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации     

 Система и формы органов исполнительной власти в республиках определяются их Конституциями, законами и иными актами; других субъектов Российской Федерации — их уставами и иными правовыми актами, принимаемыми в соответствии с законами, и указами Президента Российской Федерации.     

 Органы исполнительной власти субъекта Федерации входят в единую систему исполнительной власти наряду с федеральными органами в пределах ведения Федерации и совместного ведения Федерации и её субъекта. В этих пределах органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют самостоятельный горизонтальный уровень системы исполнительной власти России.     

 Руководство органами отраслевой и межотраслевой компетенции, создаваемые субъектом Федерации, осуществляется главой исполнительной власти субъекта, который назначает их руководителей.     

 По предметам ведения исключительной компетенции субъекта Федерации им создаются органы исполнительной власти специальной компетенции, подчиняющиеся исключительно главе исполнительной власти субъекта и не входят в систему исполнительной власти Российской Федерации.     

 Исключение составляют органы исполнительной власти, ведающие вопросами совместной компетенции – их руководители назначаются соответствующим федеральным министром по согласованию с главой исполнительной власти субъекта Федерации. Такие ведомства имеют двойное подчинение: по вертикали (функциональное) – соответствующему федеральному органу, по горизонтали (линейное) – главе исполнительной власти субъекта.     

 В субъектах Российской Федерации действуют органы исполнительной власти общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

Территориальные федеральные органы исполнительной власти    

 Территориальные органы министерств и ведомств Российской Федерации входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации.

Свою деятельность они осуществляют под руководством соответствующих центральных органов федеральной исполнительной власти.

Вопросы осуществления деятельности территориальными органами, находящиеся в компетенции субъектов Федерации, решаются во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти этих субъектов.    

 Создание, реорганизация и ликвидация территориальных органов осуществляется соответствующим центральным органом федеральной исполнительной власти по согласованию с администрациями краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплатытруда территориальных органов определяются с учетом особенностей региона по согласованию соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации с органами исполнительной власти субъектов Федерации.   

 Основными принципами в деятельности территориальных органов являются:      

Источник: https://student.zoomru.ru/adminpravo/ispolnitelnaya-vlast/49425.385701.s2.html

Органы общей, специальной компетенции

23. Органы управления отраслевой компетенции.
Определение 1

К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Правительство РФ, а ещё правительства и администрации субъектов РФ.

Президент Российской Федерации в согласовании с положениями ст. 80 Конституции считается не только главой государства, гарантом выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, но и описывает главные направления внутренней и внешней политики государства, включая и область охраны находящейся вокруг среды и природопользования.

Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует реализацию единой государственной политики в области экологии в Российской Федерации (п. «в» Части 1 статьи 114).

Правительство РФ согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»: 

  • проводит единую муниципальную политику в области защиты окружающей среды и экологической безопасности;
  • организует мероприятия по охране и оптимальному применению природных ресурсов, регулировании природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
  • координирует работу по предотвращению стихийных бедствий, ДТП и катастроф, сокращению их угрозе и ликвидации результатов.

Органы специальной компетенции

К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, исполняющие государственное управление в области защиты окружающей среды и природопользования в качестве ведущей цели собственной работы. Кроме того, к органам специальной компетенции следует относить специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

На протяжении своего эволюционного развития с древнейших времен до наших дней человек всегда пользовался дарами природы – благами, которые ему даровал мир.

Самые первые исторически подтвержденные типы природопользования, осуществленные предками человека миллионы лет назад, были охота и собирательство.

С тех пор способы и средства получения природных товаров изменились, они стали более изощренными, но человеческое желание получить их осталось неизменным.

Замечание 1

Бесспорно, что природопользование не всякий раз считается оптимальным.

Каждый хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов, должен соблюдать природоохранное законодательство, а соответствующие государственные органы должны управлять и контролировать такую деятельность. Об этих государственных органах и пойдет речь в этом разделе.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и законодательного обеспечения в сфере:

  • исследования, применения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охватывая недра, водные объекты, леса, находящиеся на территориях наиболее охраняемых природных земель, объекты животного мира и среды их обитания;
  • охоты;
  • земельных отношений, которые связаны с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в частности, которые касаются земель наиболее охраняемых природных территорий федерального значения) в земли иной категории;
  • гидрометеорология и смежные области, мониторинг окружающей среды и загрязнение окружающей среды, в том числе в области рационального контроля и мониторинга;
  • разработка и реализация государственной политики и правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной оценки воздействия на окружающую среду.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедра и Рослесхоза, которые находятся в его ведении.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) исполняет функции по контролю за природопользованием, кроме того в границах собственной компетенции в области защиты окружающей среды, включая в части, касающейся ограничения отрицательного техногенного действия, в области обращения с отходами (кроме радиоактивных отходов) и государственного экологического экспертного исследования, в частности: 

  • в области охраны применения и воспроизводства объектов животного мира, которые находятся на наиболее охраняемых природных землях общегосударственного значения, также среды их обитания;
  • в области организации и деятельности наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за геологическим исследованием, оптимальным внедрением и охраной недр;
  • за выполнением условий законодательства в области охраны окружающей среды (также и в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами);
  • общегосударственного муниципального контроля за внедрением и службой охраны водных объектов;
  • муниципального лесного контроля на территориях наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
  • за оптимальным внедрением минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной финансовой зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации.

Росприроднадзор проводит государственное регулирование в области:

  • охраны озера Байкал;
  • выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), на внедрение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, также оказавшихся на наиболее охраняемых природных землях федерального значения;
  • оборота одичавших животных, занесенных в Красную книгу РФ;
  • исполняет ведение Красной книги Российской Федерации. 

Федеральная служба по гидрометеорологии и прогнозу окружающей среды (Росгидромет) выполняет функции управления государственным имуществом и предложения государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прогноза состояния и загрязнения окружающей среды, а также государственного наблюдения за выполнением метеорологических и иных геофизических работ.

https://www.youtube.com/watch?v=rHmPLdD8DEg

Росгидромет ведет Единый государственный фонд данных о состоянии находящейся вокруг среды и ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в пересчете на поверхностные водные объекты), континентального шельфа, прогноз состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в сфере недропользования, организуя:

  • государственное геологическое исследование недр;
  • экспертное плановое геологическое исследование недр;
  • проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений нужных исследований и участников недр;
  • проведение тендеров и аукционов на право пользования недрами; 
  • государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геолого-экологическая информация о недрах, предоставляемых в пользование;
  • организационная поддержка государственной системы лицензирования использования недр, в частности: 
  • учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр; 
  • выдача, регистрация лицензий на недропользование;
  • внесение изменений и дополнений в них, их переоформление; 
  • принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
  • рассмотрение и утверждение проектно-технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.

Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) выполняют функции по предложению государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:

  • ведение государственного водного реестра, охватывая государственную регистрацию договоров водопользования, заключения о предоставлении водных объектов в использовании, перехода прав и обязательств по соглашению водопользования, окончания контракта водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений;
  • ведение, использование и распоряжение водных объектов, отнесенными к федеральной собственности; 
  • разработка и внедрение схем комплексного использования и охраны водных объектов;
  • государственный мониторинг водных объектов и его организации;
  • предоставление информации из государственного водного реестра в установленном порядке заинтересованному лицу либо отправка ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении такой информации.

Реализация государственной политики

Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере лесных отношений:

  • по контролю и надзору в сфере лесных отношений;
  • в предоставлении государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере лесных отношений.

Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняет функции:

  • согласно федерационному муниципальному контролированию (надзору) в сфере рыболовства и сбережения аква биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, исключая внутренние морские воды Российской Федерации, равно как Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственный надзор за торговым судоходством в части обеспечения безопасности мореплавания рыболовного флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
  • предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом в области рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и их среды обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), коммерческого рыболовства, производства рыбной и иной продукции из аква биоресурсов;
  • обеспечения безопасности мореплавания судов рыболовного флота и проведения спасательных операций в рыболовных районах при осуществлении рыболовства, а также в сфере деятельности на судах рыболовного флота и в морских портах для морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыболовных судов.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/organy-obschej-kompetentsii/

Виды органов исполнительной власти

23. Органы управления отраслевой компетенции.

Критерии, по которым могут быть разделены на определённые классификационные группы современные органы исполнительной власти, различны. Их может быть достаточно много. Поэтому предлагается наиболее значимая их классификация.

1. В соответствии с федеративным государственным устройством Российской Федерации различаются:

федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты РФ, федеральные службы, федеральные комиссии России, федеральные надзоры, российские агентства, департаменты, главные управления и иные федеральные органы исполнительной власти);

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краёв, областей, автономных округов, автономных областей, городов федерального значения).

Часть 2 статьи 77 Конституции РФ устанавливает, что в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

2. В зависимости от объёма и характера компетенции можно выделить органы общей и специальной (отраслевой, межотраслевой, внутриотраслевой и смешанной) компетенции.

органы общей компетенции  осуществляют общие административные функции, руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей и сфер управления. К ним относятся правительства, администрации и т. д.

органы специальной компетенции, которые осуществляют отраслевое, либо межотраслевое (функциональное), либо смешанное управление;

органы отраслевой компетенции – осуществляют руководство отдельными сферами или отраслями управления (например, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство культуры РФ).

органы внутриотраслевой компетенции – руководят в рамках отраслей порученными участками работ (например, территориальные органы федеральных министерств);

органы межотраслевой (функциональной) компетенции – выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления. К ним можно отнести Министерство экономического развития и торговли, Министерство труда и социального развития и т.д.

органы смешанной компетенции, т.е. органы, имеющие признаки как отраслевой, так и межотраслевой сферы деятельности (например, Министерство здравоохранения Российской Федерации руководит подведомственными учреждениями и органами здравоохранения и осуществляет межотраслевое управление медицинскими службами Министерства внутренних дел и Министерства обороны).

3. Организационно-правовая форма является признаком, по которому органы исполнительной власти подразделяются на:

— правительства (РФ, входящих в её состав республик, городов федерального значения, а также в отдельных краях, областях);

— советы министров, советы министров, имеющие статус правительств;

— министерства (федеральные, республиканские);

— государственные комитеты (федеральные и республиканские);

— федеральные комиссии, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры (только на федеральном уровне);

— администрации или мэрии (в субъектах Федерации, не являющихся республиками);

— департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы – структурные подразделения органов исполнительной власти либо самостоятельные органы управления в субъектах федерации;

— инспекции;

4. По порядку разрешения подведомственных вопросов органы исполнительной власти делятся на две группы:

— единоначальные – органы, в которых решающая власть по всем вопросам их компетенции принадлежит возглавляющему данный орган руководителю (министерства, комиссии, службы, агентства, надзоры и т.д.);

— коллегиальные – организационно и юридически объединённые группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по всем вопросам компетенции данных органов.

В коллегиальных органах решения принимаются большинством их членов в сочетании с персональной ответственностью за их исполнение, за руководство порученными участками работы (Правительство РФ, правительства и администрации субъектов РФ, государственные комитеты и т.д.).

Следует отметить, что многие органы исполнительной власти в своей работе сочетают принципы единоначалия и коллегиальности. В единоначальных органах создаются коллегии, а единоначалие в коллегиальных органах проявляется при решении руководителем вопросов внутриведомственного характера.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/2_1721_vidi-organov-ispolnitelnoy-vlasti.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий