23. Ко­ди­фи­ка­ция и пра­ви­ла ее про­ве­де­ния

43. Кодификация и общие правила ее проведения

23. Ко­ди­фи­ка­ция и пра­ви­ла ее про­ве­де­ния

Насовременном этапе развития обществасистематизация нормативно- правовыхактов начинает осуществляться еще настадии их опубликования в официальныхгазетах, журналах или вестниках.

В этихизданиях они располагаются по определеннойсистеме (в зависимости от их юридическойсилы, от органа их принявшего, ихюридической природы — нормативные -ненормативные и т.д.

), каждому актуприсваивается свой номер.

Помимоуказанной выше первичной формы, существуетдва основных вида систематизации:инкорпорация и кодификация.

Кодификациязаконодательства— это форма коренной переработкидействующих нормативных актов вопределенной сфере отношений, способкачественного упорядочения законодательства,обеспечения его согласованности икомпактности, а также расчисткинормативного массива, освобождения отустаревших, не оправдавших себя норм.

В процессе кодификации составительстремится объединить и систематизироватьоправдавшие себя действующие нормы, атакже переработать их содержание,изложить нормативные предписаниястройно и внутренне согласованно,обеспечить максимальную полнотурегулирования соответствующей сферыотношений.

Кодификация направлена нато, чтобы критически переосмыслитьдействующие нормы, устранить противоречияи несогласованности между ними[3].Кодификация- это форма правотворчества.

Будучиобобщением действующего регулирования,она в то же время направлена на установлениеновых норм, отражающих назревшиепотребности общественной практики,восполняющих пробелы правовогорегулирования, на замену неудачных,устаревших правовых предписаний новыми.

Кодификация — это форма совершенствованиязаконодательства по существу и еерезультатом является новый сводныйзаконодательный акт стабильногосодержания (кодекс, положение, устав ит. д.), заменяющий ранее действовавшиенормативные акты по данному вопросу.

Сочетание упорядочения и обновлениязаконодательства как свойства кодификациипозволяет рассматривать ее как наиболеесовершенную, высшую форму правотворчества.

Кодификация– это деятельность правотворческихорганов государства по созданию нового,сводного, систематизированного нормативно– правового акта, которая осуществляетсяпутём глубокой и всесторонней переработкидействующего законодательства и внесенияв него новых существенных изменений.Кодификациясопровождается нормативных актовобработкой с целью придать нормативнымматериалам стройность, последовательность,непротиворечивость, полноту и т.п.

Кодификацияобладает рядом характерных черт:

1)в кодификационном акте обычно формулируютсянормы, регулирующие наиболее важные,принципиальные вопросы общественнойжизни, определяющие нормативные основытой или иной отрасли (института)законодательства;

2)такой акт регулирует значительную идостаточно обширную сферу отношений(имущественные, трудовые, брачно-семейныеотношения, борьба с преступностью и т.д.);

3)будучи итогом совершенствованиязаконодательства, кодификационный актпредставляет собой сводный акт,упорядоченную совокупность взаимозависимыхпредписаний. Он является единым, внутреннесвязанным документом, включающим в себякак проверенные жизнью, общественнойпрактикой действующие нормы, так и новыеправила, обусловленные динамикойсоциальной жизни, назревшими потребностямиразвития общества;

4)кодификация рассчитана на созданиеболее устойчивых, стабильных норм,рассчитанных на длительный срок ихдействия.

Эффективность кодификационногоакта во многом зависит от того, сможетли законодатель учесть объективныетенденции развития отношений, являющихсяпредметом регулирования такого акта,их динамику; 5) предмет кодификацииобычно определяется в зависимости отделения системы законодательства наотрасли и институты.

Кодификацияукрепляет системность нормативныхактов, их юридическое единство исогласованность.Кодификационный актобычно возглавляет систему взаимосвязанныхнормативных актов, образующих определеннуюотрасль, подотрасль или отдельныйинститут законодательства;

6)акт кодификации всегда значителен пообъему, имеет сложную структуру. Этосвоеобразный укрупненный блокзаконодательства, обеспечивающий болеечеткое построение системы нормативныхпредписаний, а также удобства ихиспользования.

Кодификация– это наиболее сложная и совершеннаяформа систематизации законодательства,имеющая правотворческий характер.

Обычнов юридической литературе и практикеразличают несколько видов кодификации.1.

Первый вид — это всеобщая кодификация,под которой понимается принятие целойсерии кодификационных актов по всемосновным отраслям законодательства и,как следующий этап, создание объединенной,внутренне согласованной системы такихактов типа «кодекса кодексов»(например, свод законов того или иногогосударства),2.

Отраслевая кодификация,охватывающая законодательство той илииной отрасли (например, уголовный илигражданский кодексы),3. Специальная(комплексная) кодификация – это изданиеактов, регулирующих тот или иной правовойинститут (например, таможенный кодекс,кодекс торгового мореплавания, кодексоб административных правонарушениях,и т.д.)[4].

Триосновные виды кодификационных актов:

1.Основызаконодательства – это нормативно –правовой акт, устанавливающий важнейшиеположения определённой отрасли праваили сфера государственного управления;

2.Кодекс – наиболее распространённыйвид кодификационных актов, действующихв основных сферах общественной жизни,требующих правовой упорядоченности(Уголовный кодекс, Таможенный кодекс ит.д.

) Кодекс(кодифицированный акт) -это единый, сводный, юридически илогически цельный, внутренне согласованныйзакон, иной нормативный акт, обеспечивающийполное, обобщенное и системноерегулирование данной группы общественныхотношений.

Кодифицированныеакты носят различное наименование -«кодексы»,»уставы», «положения»,просто «законы».

Особыйхарактер в федеративном государствепринадлежит кодифицированным актамфедерального уровня. В них содержатсяисходные и общие положения, имеющиезначение для всего федеративногогосударства. В республиках же и другихсубъектах Федерации принимаются, актыв соответствии с их компетенцией наосновании федеральных кодексов, другихфедеральных законов.

Кодексыотносятся к наиболее высокому уровнюзаконодательства. Каждый кодекс — этокак бы самостоятельное, развитоеюридическое «хозяйство принципы, ирегулятивные институты всех основныхразновидностей данных отношений, иправоохранительные нормы, и т.д. Причемвесь этот нормативный материал приведенв единую систему, распределен по разделами главам, согласован.

Существенноезначение в каждом кодексе (кодифицированномакте) имеют»общая часть» или»общие положения», где закрепляютсяИсходные принципы и нормы, общие началаи «дух» данной ветви законодательства.

Основнуюроль в системе законодательства играютотраслевые кодексы, т.е. кодифицированныеакты, возглавляющие соответствующуюотрасль законодательства.

Эти кодексысобирают в единый фокус, сводят воединоосновное содержание той или инойзаконодательной отрасли. Все другиезаконы, иные нормативные акты даннойотрасли как бы подстраиваются котраслевому кодексу.

В части первой ГКРФ прямо сказано: «Нормы гражданскогоправа, содержащиеся в других законах,должны соответствовать настоящемуКодексу» (п. 2 ст. 3).

3.Устав, положение – это кодификационныеакты специального действия, которыеиздаются не только законодательными,но и другими правотворческими органами(президентом или правительством).»,в котором должно быть «все», чтонеобходимо для юридического регулированиятой или иной группы отношений, — и общие

44.Консолидация: понятие и общие правилаее проведения.Стечением времени в любой развитойправовой системе образуется значительноечисло (иногда десятки и сотни) нормативныхактов, имеющих один и тот же предметрегулирования. Предписания таких актовзачастую повторяются, а иногда содержатявные несогласованности и противоречия.

В связи с этим возникает потребностьликвидации множественности нормативныхактов, их укрупнения, создания своеобразных»блоков» законодательства. Одиниз путей преодоления такой множественности- это консолидация законодательства.

Это такая форма систематизации, впроцессе которой десятки, а порой исотни нормативных актов по одному итому же вопросу объединяются в одинукрупненный акт.

Такойакт утверждается правотворческиморганом в качестве нового, самостоятельногоисточника права, а прежние разрозненныеакты признаются утратившими силу.Очевидно, что подлежат объединениюпредписания одинаковой юридическойсилы.

Консолидация– это такая форма систематизации, прикоторой происходит объединение несколькихнормативно – правовых актов, действующихв одной и той же области общественныхотношений, в единой свободный нормативно– правовой акт без изменения содержания.

Особенностиконсолидации состоит в том, что онасодержит в себе некоторые чертыкодификации и инкорпорации. По формесистематизации нормативно – правовыхактов консолидация в большей мерепримыкает к систематической инкорпорации.

Она используется там, где отсутствуетнеобходимость или возможность кодификации.

В этих случаях консолидация выступает,как эффективное средство для объединенияоднородного нормативного материала,сокращение числа актов и улучшенияформы правового регулирования.

Впроцессе подготовки консолидированногоакта все нормы прежних актов располагаютсяв определенной логической последовательности,разрабатывается общая структура будущегоакта.

Осуществляетсяопределенная редакционная правка, чистовнешняя обработка предписаний с темрасчетом, чтобы все они излагалисьединым стилем, чтобы использоваласьунифицированная терминология.

Устраняютсяпротиворечия, повторения, неоправданныедлинноты, исправляется устаревшаятерминология, нормы близкого содержанияобъединяются в одну статью (пункт).

Работу по созданию качественно новойправовой системы России, существенномуобновлению всех основных сфер регулированияследует проводить таким образом, чтобыв будущем не возникла проблема ликвидациимножественности нормативных актов поодному вопросу.

Задача объединения,укрупнения нормативных актов,обеспечивающая компактность правовогорегулирования, устранение пробелов,противоречий и неувязок между действующиминормами, была актуальна и ранее.

Практикаподготовки и принятия укрупненных,консолидированных актов осуществляласьв прежние годы в сфере регулированиявопросов сельского хозяйства, заготовоксельскохозяйственной продукции,налогообложения, административнойответственности и т. д. Весьма актуальнатакая задача и ныне. В общем массиведействующих нормативных актов Россииеще много так называемых»лоскутных»актов, от которых действующими осталисьлишь некоторые нормы и иные неотделимыеих части.

Ревизиявсего массива действующих актов должнавыражаться как в отмене устаревшихактов и их частей, внесении в нихсоответствующих изменений, так и вобъединении действующих норм из разныхактов, от которых остались лишь отдельныефрагменты, издании укрупненных актовпо определенным вопросам.

Поэтомузадача консолидации действующих актов,укрупнения законодательных блоков,вбирающих в себя несколько (иногдадесятки) действующих актов по одномувопросу, ныне становится одним изприоритетных направлений упорядочениязаконодательства.

Источник: https://studfile.net/preview/4071389/page:21/

Технико-юридические правила кодификации

23. Ко­ди­фи­ка­ция и пра­ви­ла ее про­ве­де­ния

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила се проведения в большей мере входят в правотворческую технику.

Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7).

Уточним их применительно к кодификационной работе:

▪ это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесенорешение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;

▪ создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраныпрофессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;

▪ план работы коллектива должен быть разбит наэтапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;

▪ необходимыраспределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;

▪ важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;

▪ важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;

▪ необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса оцелесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем.

Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

▪ следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г.

упрошенного варианта Кодекса, в большей мерс сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения.

Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

▪ важны анализ собранных для переработки нормативных актов ивычленение нормативных предписании, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса,однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друге другом.

Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная.

Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок зашиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно-процессуального кодекса;

▪ нормативные предписания, отобранные для переработки, должны бытьклассифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;

▪ самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний.

Приходится их дополнятьновыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам.

Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;

▪ текст проекта должен подвергнутьсяширокому обсуждениюсреди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;

▪ после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);

▪ далее проекту — кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;

▪ обычно проводится отраслевая кодификация.

Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например, Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения).

Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение. В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.

Инкорпорация.

Инкорпорация — это менее сложный и поэтому доступный большему числу субъектов права вид систематизации.

Латинское слово«sogroge» означает «общее», соответственно incorporeatio надо понимать как включение, вхождение в состав чего-либо.

Когда речь идет об инкорпорации права, то имеют в виду объединение юридических документов по чисто внешним признакам и фиксацию их на бумажном носителе (в сборниках) либо на электронном (в справочных поисковых системах).

Инкорпорация — это объединение правовых актов по определенным критериям без какого-либо изменения их содержания или формы в единые сборники.

Таково практически единодушное понимание инкорпорации в российской юридической науке. Правда, С. С. Алексеев прозорливо сделал такую оговорку: «…в единых сборниках или иных изданиях». В свете зарубежного опыта, о котором речь пойдет ниже, эта оговорка звучит загадочно.

Обратимся к опыту Франции, в правовой системе которой доминируют нормативные акты и где проблема наведения нормативного порядка стоит очень остро.

Там считается, что формой инкорпорации могут быть не только официальные сборники, но и периодические издания, справочники.

Да и само понятие «инкорпорация» толкуется широко: систематизации подлежат не только юридические документы, но и правовые знания о них, и тогда логично выглядит выше указанное расширение форм инкорпорации.

В числоофициальных сборников на первое место, разумеется, следует поставить внушительный Journal Officiel de la Republique Frangaise. Это издание является одновременно и юридическим, и политическим, поскольку в нем публикуются как юридические акты, так и парламентские дебаты в Национальном собрании и Сенате. При этом, отмечает П.

Сандевуар, никто не читает названное издание целиком. Из него выбирают то, в чем нуждаются.

Среди прочих официальных сборников следует упомянуть официальные бюллетени, распространяемые большинством министерств, сборники местных актов (административно-территориальных единиц), а также некоторые сборники по юриспруденции или доктринам, выходящие под эгидой крупнейших судов Франции.

Поскольку все жалуются на недостаточность опубликования законов только в указанном издании, были созданы многочисленныечастные периодические издания. Эти периодические издания бывают либо общими, либо специализированными.

Общие издания распространяют документацию по законодательству, юриспруденции и доктринам во всех основных отраслях права. Специализированные включают юридические журналы, предназначенные в большей или меньшей степени либо составителям доктрин, либо юристам-практикам.

В качестве вспомогательных к ним можно добавить большое количество чисто профессиональных журналов, бюллетеней ассоциаций и союзов.

Эпизодические издания включают книги по праву, издаваемые отдельно или в последовательных сериях, в зависимости от их полезности и спроса (трактаты, учебники, справочники и памятки для юристов).

Обычно их пишут преподаватели-профессора, намного реже — практики: судебные чиновники, адвокаты или другие лица. В настоящее время растет количество трудов, касающихся какой-либо отрасли или конкретной проблемы права.

Наконец, существуют отличающиеся глубоким содержанием докторские диссертации по праву, представляющие главным образом научный интерес, наиболее полно отражающие достижения в юридических исследованиях в стране.

Юридические справочники — это тематические углубленные словари. Они очень объемны и внушительны.

Конечно, нельзя отрицать значение периодических изданий, научных трудов, справочников, парламентских дебатов для упорядочения наших знаний о праве, информированности о действующих нормативных актах.

И тем не менее размытость понятия «инкорпорация» способна внести путаницу относительно того, действующий это закон или мнение какого-либо ученого или политика.

Терминологическая строгость всегда идет на пользу.

Цели инкорпорации

— процессе инкорпорации преследуются две цели:

— поддержание системы юридических документов в рабочем состоянии;

— обеспечение широкого круга лиц текстами законов и иных правовых актов.

Субъекты инкорпорации

Если кодификацию могут осуществлять только парламенты, консолидацию — более значительный круг государственных органов и лишь в некоторых случаях (об этом см. выше) частные лица, то, пожалуй, в случае инкорпорации главную роль играют частные лица.

По субъектам различают три вида инкорпорации:

1.официальная. Она осуществляется самим правотворческим органом или по его поручению, но с последующим утверждением им результатов инкорпорации. Всс авторы приводят примеры, ставшие достоянием истории: Свод законов Юстиниана, Свод законов Российской империи, Свод законов СССР, Свод законов РСФСР.

В настоящее время официальная инкорпорация в виде сборников потеряла смысл и практически не осуществляется.

Однако официальной инкорпорацией в России следует считать «Собрание законодательства Российской Федерации» — периодическое издание, где публикуются законы, указы, постановления и акты Конституционного Суда РФ, а также «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти». Эти периодические издания не являются частными.

Они финансируются из государственного бюджета и принадлежат государственным органам. Нормативные акты классифицируются прежде всего по юридической силе, затем располагаются по времени издания. На нормативные акты, опубликованные в этих изданиях, можно ссылаться в практической деятельности;

2. официозная. Сборники нормативных актов составляются по поручению правотворческого органа (например, Минюста России), но им не утверждаются, поэтому тексты, пометенные в нем, не приобретают официального характера. Эта разновидность инкорпорации сейчас практически не находит применения;

3. неофициальная. Она проводится различными ведомствами, организациями, издательствами, научными учреждениями, отдельными юристами (учеными и практиками) по собственному усмотрению. Материал для обработки отбирается ими в зависимости от своих нужд и целей.

Такие сборники нужны не только юристам- практикам, но и широкому кругу населения (например, сборник «Гаражно-строительные кооперативы»). Неофициальные сборники незаменимы в образовательных целях. Вот почему сейчас стало стандартом наряду с учебником по той или иной учебной дисциплине издавать соответствующий сборник основных нормативных актов.

Справочные правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант» и др. можно также считать неофициальной инкорпорацией.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/20950.html

Юридическая техника

23. Ко­ди­фи­ка­ция и пра­ви­ла ее про­ве­де­ния

Научные подходы к характеристике кодификации

Кодификацию издавна считали видом систематизации наряду с инкорпорацией. Для этого были веские основания: действительно, лучшим способом устранить путаницу со множеством актов является их объединение с отбором, переработкой и согласованием всех необходимых норм.

Однако создание кодекса — дело не только нелегкое, но и не быстрое.

Практический опыт показывал, что иногда лучше интегрировать множество актов в один без их коренной переработки и дело улучшится, чем годами приближаться к созданию кодекса.

Так возник новый вид систематизации — консолидация, занимающая очень близкое положение к кодификации. В 1990-е гг. ученые включили консолидацию в предмет своего изучения.

Одновременно с этим началась переоценка собственно кодификации. Так, В. К. Бабаев полагает, что кодификация относится скорее к правотворчеству, нежели к систематизации.

К этой позиции стоит присоединиться и выдвинуть следующие аргументы:

  1. систематизация имеет дело с законодательными актами. В процессе же создания кодекса дело приходится иметь с правовыми предписаниями;
  2. для создания кодекса используется сугубо правотворческий инструментарий, касающийся построения содержания, структуры, логики нормативного акта, использования языка. При инкорпорации эти инструменты не используются.

Таким образом, систематизировать можно лишь то, что имеется. Тем не менее если создание кодекса позволяет расчистить правовое поле от завалов и нагромождений нормативных актов, то с этой стороны кодификацию можно считать способом упорядочения нормативных документов. Но это только с точки зрения эффекта, который позволяет достичь кодификация, но не исходя из ее сущности.

Понятие кодификации

Кодификация — в интеллектуальном плане самый трудный вид систематизации. Не случайно создание кодекса занимает довольно длительный период и требует объединения усилий множества высококвалифицированных специалистов.

Например, для подготовки ныне действующего Гражданского кодекса РФ был создан Центр частного права, где были собраны лучшие специалисты в области цивилистики. Для создания других кодексов (Трудового, Семейного, Уголовно-процессуального и т.д.

) также формировались большие коллективы из видных ученых России, опытных практических работников и др.

Кодификация — это упорядочение нормативного массива путем коренной переработки содержания имеющихся в определенной сфере правового регулирования нормативных актов и создания на их основе единого юридически и логически цельного нормативного акта.

Таково понимание кодификации в российской правовой науке.

Теперь обратимся к зарубежному опыту.

В Европейском Союзе существует слишком вольное понимание кодификации: это издание любых нормативных актов органами Евросоюза (инструкций, директив, постановлений и др.).

Во Франции — центре романо-германской семьи права — кодификацию понимают в узком и широком смысле. В узком смысле кодификация — это процесс создания классических кодексов, в широком — процесс объединения нормативных актов в единый документ, где законодательные нормы, по существу, не пересматриваются, устраняются только противоречия между ними, отсекаются устаревшие положения и т.п.

Более того, некоторые французские ученые и соединение нормативных актов в единый сборник готовы считать кодификацией. Здесь уже практически стирается разница между видами систематизации. Однако нельзя сказать, что они не правы. Слово «кодекс» в переводе с латыни означает «книга», и тогда получается, что создание системного сборника нормативных актов правомерно называть кодексом.

И все же слова «кодификация», «кодекс» все больше употребляются в специальном смысле: как совокупность разрозненных правовых норм, приведенных в форму единого целого.

С развитием общества увеличиваются языковые возможности людей. Это позволяет использовать множество терминов для дифференциации различных правовых явлений. Вряд ли стоит обозначать единым термином «кодификация» различные виды систематизации. Поэтому использование в российской правовой науке слова «кодификация» в специфическом смысле представляется оправданным.

Особенности кодификации

Кодификация существенно отличается от других видов систематизации.

Рассмотрим ее признаки:

  1. целью кодификации является создание единого и согласованного нормативного акта;
  2. кодекс — это фундаментальный нормативный акт, посредством которого систематизируются отношения всей отрасли права. При этом он закрепляет основы правового регулирования той или иной сферы общественных отношений, а потому не отменяет существование других видов нормативных актов, более того — предполагает их необходимость;
  3. цельность кодексу придает не только однородность регулируемых им общественных отношений (его предмет), но и специфический метод их регулирования, а также закрепленные в нем принципы отрасли права;
  4. кодификация осуществляется периодически в зависимости от накопленного нормативного материала и объективной необходимости его всесторонней переработки;
  5. при кодификации приходится иметь дело с правовыми предписаниями, нормами права, институтами права. Именно они являются ее предметом;
  6. собранные правовые предписания перерабатываются основательно, т.е. они могут быть изменены, дополнены, преобразованы. На их основе или только с их учетом могут быть созданы новые правовые предписания;
  7. все правовые предписания, намеченные для включения в кодекс, требуется увязать и расположить по заранее разработанной логической схеме;
  8. кодификация имеет определенные ограничения, которые должны быть приняты во внимание: время существования отрасли, института, ставших объектами кодификации (лишь «старые» отрасли, накопившие значительный нормативный массив, могут быть кодифицированы); скорость изменения общественных отношений, регулируемых нормативными актами, составляющими объект кодификации (быстро изменяемые жизненные ситуации, например пенсионные, вряд ли могут быть кодифицированы);
  9. результаты кодификации всегда имеют официальный характер. Только законодательный орган (Федерации или ее субъекта), по статусу самый компетентный в области правотворчества государственный орган, может дать жизнь кодексу и принять его в качестве закона;
  10. кодифицированный акт является обязательным для всех его адресатов;
  11. кодифицированные законы, хотя и считаются по юридической силе равноправными с законами некодифицированными, но такой подход противоречит одному из основных правил юридической техники: специальный закон имеет преимущество перед законом общим. Кодекс не всегда регулирует все тонкости общественных отношений. И если по этой причине приходится издавать закон более детальный и специализированный, нет никаких оснований оказывать преференции кодифицированному акту.

Несмотря на это кодексы в системе законов занимают видное место и имеют большой авторитет. В настоящее время такую позицию принимает все большее число ученых.

Технико-юридические правила кодификации

Поскольку по своей сути кодификация относится к правотворчеству и лишь (исходя из ее результатов) примыкает к систематизации, правила ее проведения в большей мере входят в правотворческую технику.

Инструменты формирования содержания кодекса и его оформления во многом сходны с теми, которые применяются при создании других нормативных актов (они рассмотрены в гл. 6 и 7).

Уточним их применительно к кодификационной работе:

1) это очень сложная и высокозатратная работа. Поэтому она должна начинаться только тогда, когда вынесено решение государственного органа о ее проведении и финансировании. Именно государственный орган берет на себя решение вопроса, необходима ли кодификация;

2) создание рабочего коллектива — задача не из легких. В нем должны быть собраны профессионалы высокого класса, причем разного профиля: и ученые — юристы, лингвисты, политологи, специалисты в той сфере жизни, которая стала объектом кодификации, и политики, и практические работники с большим опытом;

3) план работы коллектива должен быть разбит на этапы с указанием примерных сроков выполнения работ на каждом из них;

4) необходимы распределение обязанностей между членами рабочего коллектива и определение этапа включения их в работу;

5) важны сбор и отбор нормативного материала, подлежащего кодификации;

6) важно обобщение зарубежного опыта в сфере законодательства, являющейся объектом законопроектных работ;

7) необходимы предварительный анализ нормативного материала и решение вопроса о целесообразности кодификации. Создание кодекса не может быть просто модной затеей, реализацией чьей-то идеи или политических амбиций. Кодификацию следует начинать только тогда, когда это целесообразно и тем более если проявляются негативные явления, связанные с ее отсутствием.

Например, в области избирательного права накопился довольно значительный нормативный объем.

Центром избирательного законодательства является довольно мощный Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Но по своему содержанию он таков, что пользоваться им крайне затруднительно. Возникла настоятельная потребность в создании избирательного кодекса, не только объединяющего, но и упрощающего многие законодательные положения проведения выборов;

8) следует изучить реальную обстановку в стране и определить объективные и субъективные факторы, которые могут сказаться на действии будущего кодекса.

Например, создатели Трудового кодекса РФ, изучив социальную обстановку в стране, не пошли на радикальные изменения в регулировании трудовых отношений, а остановились на принятии в 2001 г.

упрощенного варианта Кодекса, в большей мере сохранившего прежние традиции в сфере труда. Прошло несколько лет, обобщен опыт его применения.

Сегодня уже есть понимание того, что в регулировании трудовых отношений надо идти дальше;

9) важны анализ собранных для переработки нормативных актов и вычленение нормативных предписаний, которые войдут в кодекс. Одним из важных моментов является решение вопроса, однородные ли общественные отношения они регулируют; в противном случае кодекс не будет цельным актом, а больше будет походить на консолидированный акт.

Кодекс РФ об административных правонарушениях по содержанию четко делится на две части: материально-правовые и процессуальные нормы. Понятно, что они связаны друг с другом.

Но направленность этих двух видов норм разная: охранительная и процессуальная.

Если подходить к кодификации профессионально, то следовало бы нормы, закрепляющие порядок защиты административно-правовых отношений, оформить в виде особого нормативного акта — административно- процессуального кодекса;

10) нормативные предписания, отобранные для переработки, должны быть классифицированы по вопросам, которые предположительно должны найти отражение в будущем кодексе. Эта классификация должна стать основой разработки структуры кодекса;

11) самый ответственный этап — составление текста проекта кодекса, формулирование его статей. Здесь, как правило, не удается обойтись классификацией отобранных и переработанных нормативных предписаний.

Приходится их дополнять новыми нормативными предписаниями, как бы восполнять имеющиеся пробелы в правовом регулировании этой сферы общественных отношений. Одному человеку это, конечно, не по силам.

Распределение структурных элементов текста между составителями должно проводиться с учетом их желания, которое обычно определяется их компетентностью в том или ином вопросе;

12) текст проекта должен подвергнуться широкому обсуждению среди научной общественности. Возможно, отдельные вопросы (скорее, социального характера), регулируемые проектом, следует вынести и на суд широкой общественности;

13) после этого проект кодекса должен пройти всестороннюю экспертизу различного профиля (юридическую, лингвистическую, логическую, политологическую и др.);

14) далее проекту кодекса с учтенными замечаниями предстоит утверждение на комиссии по кодификации;

15) обычно проводится отраслевая кодификация. Однако может быть осуществлена институциональная кодификация, только в ее названии не всегда используется термин «кодекс» (например.

Лесной кодекс РФ, но «Закон о несостоятельности (банкротстве)», Правила дорожного движения). Из истории известны общеправовые кодификации, например Соборное уложение.

В настоящее время в развитых странах в силу возросшей сложности и специализации правового регулирования они не используются.

Источник: https://isfic.info/urteh/temrop78.htm

Uchebnik-free
Добавить комментарий