23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

17. Участие прокурора в гражданском процессе (основания, формы участия, процессуальное положение, права и обязанности). (Ст. 45)

23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

Основанияучастия прокурора в гражданском процессеможно вывести из формулировки ч. 1 ст.41 ГПК, таковыми являются:

  • нарушение прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
  • обращение к прокурору граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Если прокурор идёт в суд с заявлением основываясь на таком обращении, то ограничение о том, что гражданин должен быть недееспособен и т.п. не действует.
  • нарушение интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

Илитак:

Основанием участия прокурора в гражданскомсудопроизводстве является осуществлениеим законоохранительной функции, а всёчто указано выше – поводы для вступленияв процесс.

Формы участия и процессуальное положение:

Есть2 формы участия:

1.Вступление прокурора в гражданскийпроцесс путем подачи им заявления — внастоящее время основная форма егоучастия в рассмотрении и разрешениигражданского дела по существу.

Встадии принятия заявления прокурорвыступает в качестве инициаторавозникновения процессуальных отношений.При этом форма и содержание поданногоим заявления, помимо общих требований,предусмотренных ч.ч. 1и 2ст. 131ГПК РФ, должны соответствовать положениямч.3 ст. 131ГПК РФ.

В исковом заявлении, предъявляемомпрокурором в защиту интересов РоссийскойФедерации, субъектов РоссийскойФедерации, муниципальных образованийили в защиту прав, свобод и законныхинтересов неопределенного круга лиц,должно быть указано, в чем конкретнозаключаются их интересы, какое правонарушено, а также должна содержатьсяссылка на закон или иной нормативныйправовой акт, предусматривающие способызащиты этих интересов.

Вслучае обращения прокурора в защитузаконных интересов гражданина в заявлениидолжно содержаться обоснованиеневозможности предъявления иска самимгражданином либо указание на обращениегражданина к прокурору.

Встадии подготовки дела к судебномуразбирательству, а также в ходе судебногоразбирательства возможен отказ прокурораот заявления, поданного в защиту интересовдругого конкретного лица (лиц). Однакоесли процессуальное действие прокуроране совпадает с позицией этого лица (лиц)или его законного представителя, торассмотрение дела по существу продолжается.

Входе судебного разбирательства прокурор,обратившийся в суд с заявлением, ненаделен правом давать заключение ни посуществу рассматриваемого дела, ни поотдельным вопросам, которые могутвозникнуть в судебном заседании.

Каклицо, участвующее в деле, прокурор вправепринести апелляционное или кассационноепредставление.

2.Вступление в процесс, уже начатый поинициативе других лиц.

Вступлениевозможно на любой стадии (так написанов приказе №181 «Об обеспечении участияпрокуроров в гражданском процессе»)

Онаносит для прокурора обязательныйхарактер, если закон предусматриваетего участие в гражданском деле. Прокурорвступает в процесс и дает заключениепо делам о выселении, восстановлениина работе, возмещении вреда, причиненногожизни и здоровью, а также в иных случаях,предусмотренных ГПКРФ и другими федеральными законами, вцелях осуществления возложенных нанего полномочий.

Кодекспредусматривает участие прокурора втаких гражданских делах, как усыновление(удочерение) ребенка (ст.273),о признании гражданина безвестноотсутствующим или объявлении гражданинаумершим (ст.

239),об ограничении дееспособности гражданина,о признании гражданина недееспособным,об ограничении или о лишениинесовершеннолетнего в возрасте от 14 до18 лет права самостоятельно распоряжатьсясвоим заработком, стипендией или инымидоходами (ст.

284),об объявлении несовершеннолетнегополностью дееспособным (ст.288).

Средифедеральных законов, предусматривающихслучаи участия прокурора в процессерассмотрения отдельных категорийгражданских дел, можно назвать Семейныйкодекс РФ, в котором закреплено, чтодела о лишении родительских прав и овосстановлении в родительских правах(ст.ст. 70,72СК РФ), об ограничении родительских прав(ст.73СК РФ),

Источник: https://studfile.net/preview/7298877/page:31/

Процессуальные формы участия

23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

Закон предусматривает две процессуальные формы участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления: 1) обращение в суд с иском в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц по их просьбе или неопределенного круга лиц.

Иск в защиту интересов недееспособного лица может быть предъявлен независимо от просьбы заинтересованного лица; 2) государственные органы и органы местного самоуправления могут вступить в процесс по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц, а также для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей.

Основная цель их участия в обеих формах состоит в защите прав и интересов граждан, организаций, выполнении обязанностей, порученных им государством по охране этих прав и интересов путем оказания содействия суду. Участвуя в гражданском процессе, государственные органы защищают не только права непосредственных их носителей, но и интересы государства и общества в целом, т.е. правопорядок.

Первая форма участия — возбуждение гражданского дела. Иск в защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов недееспособного гражданина может быть предъявлен независимо от просьбы его законного представителя или иного заинтересованного лица (ч. 1 ст. 46 ГПК).

Государственные органы и другие лица, которым закон предоставляет право защищать интересы иных лиц, возбуждают процесс по собственной инициативе в тех случаях, когда становится известно о нарушении чьих-то прав и охраняемых законом интересов, и закон предоставляет им такое право.

В действующем законодательстве нельзя перечислить все возможные случаи предъявления ими исков в защиту чужих интересов. Однако в ряде случаев закон содержит такое указание.

Нормы, предусматривающие участие государственных органов в гражданском процессе, имеются в нормах материального права, регулирующих большое число правоотношений, служащих предметом рассмотрения в суде и регулируются нормами Семейного, Жилищного, Земельного, Градостроительного кодексов РФ и др.

В соответствии со ст. 28 ГК РФ должно быть дано разрешение органов опеки и попечительства на совершение сделки по отчуждению имущества малолетнего ребенка. Это разрешение должно быть получено перед совершением сделки с целью обеспечить соблюдение законных имущественных прав несовершеннолетнего ребенка .

Правовое положение органов государственной власти может быть определено актами местной администрации.

Так, например, по делу о признании недействительными актов, изданных структурными подразделениями органа исполнительной власти Российской Федерации, Верховный Суд в определении указал, что комитет по здравоохранению в силу Закона г. Санкт-Петербурга «О структуре администрации Санкт-Петербурга» относится к органам государственной власти .

Кроме государственных органов, иски в защиту интересов других лиц могут предъявлять иные органы. Так, например, круг лиц, по заявлениям которых судами рассматриваются дела о лишении родительских прав, определен ч. 1 ст. 70 Семейного кодекса РФ.

К ним, в частности, относятся орган или учреждение, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей: органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; дома ребенка, школы-интернаты, детские дома, дома инвалидов, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, территориальные центры социальной помощи семье и детям, социальные приюты для детей и подростков, интернаты для детей с физическими недостатками и др. (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей»).

Согласно закону иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен дошкольными образовательными учреждениями, общеобразовательными учреждениями и другими учреждениями, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (ст. 73 Семейного кодекса РФ).

При отсутствии соглашения родителей об уплате алиментов, при непредоставлении содержания несовершеннолетним детям и при непредъявлении иска в суд орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей (ч. 3 ст. 80 Семейного кодекса РФ).

В соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также общественные организации потребителей могут предъявлять иски в суде в защиту прав потребителей, а также в защиту неопределенного круга потребителей.

Уточняя и развивая это положение, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 29 сентября 1994 г. (в редакции Постановления Пленума от 25 апреля 1995 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлениями Пленума от 25 октября 1996 г., от 17 января 1997 г., от 21 ноября 2000 г., от 10 октября 2001 г.

) «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» указал, что право на предъявление исков к изготовителям (исполнителям, продавцам) предоставлено широкому кругу лиц, в том числе федеральному антимонопольному органу, федеральным органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям потребителей .

Так, требование о ликвидации общественного объединения в связи с прекращением им своей деятельности в качестве юридического лица по основаниям, предусмотренным в ст. ст. 29 и 52 Закона РФ «Об общественных объединениях», может предъявить областное управление Министерства юстиции Российской Федерации .

На основании Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 19 декабря 1991 г. предприятия, учреждения, организации и граждане имеют право предъявлять иски в суд о прекращении экологически вредной деятельности, наносящей ущерб окружающей природной среде, а также причиняющей вред здоровью и имуществу граждан.

Указание на возможность предъявления иска в защиту не своих прав, а прав и интересов других лиц содержится в других нормах действующего законодательства. Так, согласно ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности», принятому Государственной Думой 8 декабря 1995 г., профсоюзы могут от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза (ст. ст. 19, 23).

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», принятый Государственной Думой 28 августа 1995 г.

, предоставляет право органам местного самоуправления и их должностным лицам предъявлять иски в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд о признании недействительными актов органов государственной власти и их должностных лиц, органов местного самоуправления и их должностных лиц, предприятий, учреждений, организаций, а также общественных объединений, нарушающих права местного самоуправления (ст. 46).

Целый ряд норм ГПК предусматривает возможность возбуждения некоторых дел особого производства государственными органами, другими лицами. Согласно ст.

281 ГПК РФ дело об ограничении гражданина в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами может быть возбуждено на основании заявления членов его семьи, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения, а также комиссии по делам несовершеннолетних.

Дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть возбуждено в суде на основании заявления членов его семьи, близких родственников (родителей, детей, братьев, сестер) независимо от совместного с ним проживания, органа опеки и попечительства, психиатрического или психоневрологического учреждения.

Дело об ограничении либо о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами может быть возбуждено на основании заявления родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства (ч. ч. 1, 2, 3 ст. 281 ГПК РФ).

Государственные органы и органы местного самоуправления, предъявляя иск в защиту чужих интересов, не являются стороной в материальном смысле, а выступают в качестве истцов только в процессуальном смысле.

Лица, подавшие заявление в защиту законных интересов других лиц, пользуются всеми процессуальными правами и несут все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов (ч. 2 ст. 46 ГПК РФ).

Процессуальные истцы должны обосновывать и поддерживать в судебном заседании требования, с которыми они обратились в суд, совершать все действия в таком же порядке, как и истец — субъект спорного материального правоотношения, т.е. сторона в материальном смысле. К ним нельзя предъявить встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным исковым требованием.

Государственным органам принадлежат все остальные права, которыми закон наделяет истца. Заинтересованное же лицо, в чьих интересах предъявлен иск, извещается о слушании дела и участвует в нем в качестве истца.

В случае отказа государственных органов, органов местного самоуправления, организаций или граждан поддерживать требования, заявленные ими в интересах другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если лицо, в чьих интересах заявлено требование, или его представитель не заявят об отказе от иска.

В случае отказа органов, организаций или граждан поддержать требование, заявленное ими в интересах другого лица, а также отказа истца от иска наступают процессуальные последствия, предусмотренные ч. 2 ст. 45 ГПК РФ. Государственные органы могут занимать в процессе положение ответчиков в процессуальном смысле.

Так, орган опеки и попечительства может занимать положение ответчика в процессуальном смысле по делу о восстановлении в родительских правах и об отмене усыновления.

Второй формой участия в гражданском процессе государственных органов и органов местного самоуправления является вступление в дело для дачи заключения.

Заключение, даваемое органами государственного управления, должно отвечать определенным требованиям и среди них наиболее важным является указание не только на те действия, которые были совершены данным госорганом, но содержать правовой вывод, основанный на законе, о том, как должен быть разрешен спор, т.е. должна быть рекомендация суду по поводу дела, которое находится в его производстве. Заключение госорганов относится к числу письменных доказательств. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятия решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе, по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В тех случаях, когда юридическая заинтересованность органов государственного управления в деле вытекает из их государственно-правовой деятельности, они участвуют в процессе со специальной целью — дать заключение по делу .

Семейный кодекс РФ содержит достаточно большое количество норм, регулирующих участие органов опеки и попечительства в делах, вытекающих из брачно-семейных отношений (ст. ст. 28, 70, 72, 79, 78 СК РФ).

Так, при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства (ст.

78 Семейного кодекса РФ).

Согласно ст. 273 ГПК РФ заявление об усыновлении рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях — родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

В соответствии с п. 4 ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения в целях осуществления возложенных на него обязанностей или защиты нарушенных прав других лиц, государственных или общественных интересов .

Вопрос об участии государственного органа, органа местного самоуправления, организации в процессе решается в стадии подготовки дела к судебному разбирательству. Судья должен известить государственный орган о слушании дела.

Государственный орган обязан представить к моменту рассмотрения дела свое заключение. Согласно ст.

78 Семейного кодекса РФ орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора.

Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченного на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г.) .

Участвуя в делах об усыновлении на основании документов, подтверждающих способность третьих лиц и воспитанию детей, орган опеки и попечительства дает положительное заключение по делу.

Заключение указанных органов представляется в письменном виде, оглашается в судебном заседании. После чего суд, лица, участвующие в деле, их представители могут задавать уполномоченным представителям вопросы по поводу данного заключения в целях его разъяснения и уточнения.

Представители государственных органов выступают в судебных прениях после сторон и третьих лиц, им предоставлено также право реплики. Если государственный орган привлекается к участию в деле, то его участие в деле является не только правом, но и обязанностью.

Заключение государственного органа имеет важное значение для правильного разрешения спора, однако суд не связан доводами и выводами, содержащимися в заключении, и может вынести решение, противоположное мнению, высказанному в заключении.

Однако в этом случае требуются аргументированные доводы суда о несогласии с выводами, содержащимися в заключении.

Заключение государственного органа, органа местного самоуправления следует отличать от заключения эксперта.

Эксперт — лицо, которое не заинтересовано в исходе дела и отвечает лишь на вопросы, поставленные в определении суда о назначении экспертизы и касающиеся фактов, но не права.

Его участие зависит от конкретных обстоятельств дела, в то время как участие в процессе государственного органа, как правило, обусловлено указанием закона.

Источник: https://students-library.com/library/read/68638-processualnye-formy-ucastia

Гражданский процесс

23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

Действующий гражданский процессуальный закон (ст. 46-47 ГПК) называет две формы участия этих лиц в гражданском процессе: а) возбуждение гражданского дела; б) вступление в уже начавшийся процесс для дачи заключения по гражданскому делу. Вторая форма участия предусмотрена законом только для государственных органов и органов местного самоуправления.

Предъявление иска (подача заявления) в защиту прав других лиц допускается в случаях, прямо указанных в законе.

Это право может быть реализовано, во-первых, при наличии у конкретного лица, в интересах которого начато дело, права на обращение в суд, которым оно почему-либо не воспользовалось (несостоятельность, инвалидность и др.

); во-вторых, необходимо, чтобы указанное лицо обратилось с просьбой к органу государственной власти, органу местного самоуправления либо организации о подаче такого заявления в его интересах. В-третьих, требуется соблюдение порядка обращения в суд.

Второе условие не требуется, если заявление подается в защиту прав и охраняемых законом интересов недееспособных, несовершеннолетних лиц, а также при подаче заявления в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Суд, принимая заявление от этих лиц, в первую очередь обязан проверить, имеется ли у них по данному делу право на обращение в суд с просьбой о защите прав других лиц, поскольку в соответствии со ст. 3 ГПК право на обращение в суд признается за заинтересованными лицами. Перечень дел, по которым это право предоставлено, за последние десять лет существенно расширился.

Такое право может предоставляться указанным лицам как материальным, так и процессуальным законом.

Традиционно данную группу лиц представляют органы опеки и попечительства, возбуждающие в суде дела в защиту интересов несовершеннолетних детей (см., напр., ст. 28, 56, 70, 73 СК) и недееспособных (ст. 36 ГК), финансовые и налоговые органы, заявляющие иски в защиту государства (см., напр., п. 13 ст. 31 НК РФ).

Профсоюзам предоставлено право от своего имени предъявлять иски в защиту интересов членов профсоюза (ст. 19, 23 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

Примерами второго рода могут служить нормы ГПК. предоставляющие право на обращение с заявлениями в защиту прав и охраняемых законом интересов прав других лиц. Таковы ст. 259 (заявления о защите избирательных прав), ст.

281 (подача заявления о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным), ст. 286 (заявления об отмене ограничения дееспособности или о признании дееспособным) ст.

302 (заявления о принудительной госпитализации в психиатрический стационар) и некоторые другие.

В случае если при приеме заявления будет установлено, что отсутствует правовая норма, которая давала бы право указанному лицу с обращаться по данному делу в суд с требованием о защите чужого права, ему должно быть отказано в принятии заявления по основанию, указанному в ст. 4 и п. 1 ч. 1 ст.

134 ГПК. Кроме того, в принятии данного заявления должно быть отказано, если выяснится, что у лица, в интересах которого оно подано, отсутствует право на обращение в суд по этому делу (ст.

134 ГПК), за исключением недееспособности данного лица, когда заявителю не может быть отказано в принятии заявления.

Государственные органы и другие лица, указанные в ст. 46 ГПК. обязаны соблюдать установленный порядок подачи заявлений, если только законом не предусмотрены исключения из общих правил. В случае нарушения требований, установленных процессуальным законодательством, заявление возвращается ему без рассмотрения (ст.

135 ГПК) либо заявление может быть оставлено без движения (ст. 136 ГПК). Лица, участвующие в деле по основаниям, указанным в ст. 4 и 46 ГПК, освобождаются от судебных расходов в доход государства (п. 14 ст. 89 ГПК). Подача заявлений данными лицами осуществляется через своих представителей (уполномоченных).

Отсутствие полномочий у представителей также может влечь за собой возвращение заявления (п. 4 ст. 135 ГПК).

Государственные органы и другие лица, обратившиеся в суд в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, выступают в процессе от своего имени и не связаны позицией того лица, в интересах которого ими начато дело.

Они не имеют личного материального интереса к делу, а потому относятся к категории так называемых заявителей исков или процессуальных истцов. Они пользуются всеми правами и несут все обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения.

К ним также не может быть предъявлен встречный иск.

Лицо, обратившееся в суд с иском в защиту чужих прав и охраняемых законом интересов, имеет право отказаться от иска. Этот отказ не лишает лицо, в интересах которого начато дело, права требовать рассмотрения дела по существу (ч. 2 ст. 46 ГПК).

В этом случае наступают те же последствия, что и при отказе прокурора от поданного иска.

Этот вопрос решается, как правило, в одном судебном заседании, поскольку лицо, в интересах которого предъявлен иск, должно быть извещено об этом и, как правило, принимает участие в его рассмотрении в качестве истца.

Вторая форма участия государственных органов и органов местного самоуправления представляет собой вступление в уже начавшийся процесс для дачи заключения по гражданскому делу.

В соответствии со ст.

47 ГПК в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления до принятая решения судом первой инстанции вступают в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Например, на основании п. 4 ст.

40 Закона РФ «О защите прав потребителей» федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) вправе вступить в дело по своей инициативе или по инициативе участвующих в деле лиц для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на него обязанностей и защиты нарушенных или оспариваемых прав других лиц, государственных или общественных интересов, а также в необходимых случаях может быть привлечен к участию в деле по инициативе суда.

Цель участия. Государственные органы и органы местного самоуправления вступают в начавшийся процесс для дачи заключения по делу в целях осуществления возложенных на них обязанностей и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Основание участия — прямое указание федерального закона, возлагающего на органы государственной власти обязанности и защиты прав, свобод и законных интересов других лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Участие государственных органов и органов местного самоуправления в процессе для дачи заключения по гражданскому делу должно быть прямо предусмотрено законом. В СК РФ содержится ст.

78, в соответствии с которой при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем был предъявлен иск, должен быть привлечен орган опеки и попечительства (дела о лишении и ограничении родительских прав, об отобрании детей, отмене усыновления и другие).

Вопрос о привлечении государственного органа либо органа местного самоуправления в процесс решается судьей единолично на стадии подготовки дела к судебному разбирательству (п. 6 ст. 150 ГПК).

Действующий ГПК не устанавливает конкретной формы заключения органов государственного управления.

Принято представлять их в суд в письменной форме, поскольку они выражают позицию государственного органа (органа местного самоуправления), а не частное мнение уполномоченного лица, излагающего содержание заключения в заключительной части судебного следствия (ст. 189 ГПК).

Они подготавливаются на основе предварительной проверки обстоятельств дела и изучения имеющихся в деле материалов.

Заключение оглашается в судебном заседании уполномоченным органа государственного управления после объяснений всех лиц, участвующих в деле, и исследования всех других доказательств, имеющихся в данном деле. Лица, участвующие в деле, вправе задавать уполномоченному органа государственного управления вопросы в целях уточнения и дополнения заключения по делу, а также возражать против доводов, содержащихся в этом заключении.

Заключение по делу, даваемое органами государственного управления, играет важную роль в установлении истины по делу, однако оно не имеет заранее установленной силы для суда. Суд вправе не согласиться с доводами, содержащимися в заключении органа государственного управления. Однако такое несогласие должно быть мотивировано.

Источник: https://isfic.info/grapro/mareev26.htm

Читать онлайн Шпаргалка по гражданскому процессуальному праву страница 3. Большая и бесплатная библиотека

23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

Правом на возбуждение производства о пересмотре в порядке надзора решений и постановлений суда наделены не все прокуроры, а только те, кот перечислены в с. 328: Генеральный прокурор Украины и его заместители, прокурор АО Крым, области г. Киева и Севастополя и их заместители, военный прокурор (на правах прокурора области), его заместители.

Протест в порядке надзора выполняется также, как и в случае кассационного представления.

Прокурор, кот вносит протест в порядке надзора, имеет право остановить выполнение соотв решений и постановлений до окончания производства в порядке надзора (ст. 331).

Внесенный прокурором протест может быть отозван, изменен или дополнен им до начала рассмотрения дела судом, а вышестоящим прокурором — дополнен или изменен. В ходе рассмотрения дела протест не может быть отозван или изменен (ст. 334).

19. Участие в гражданском процессе органов государственного управления.

Такое участие, с целью защиты прав и интересов других лиц может иметь место в гражд делах, кот связаны с соотв отраслью народного хозяйства, управление кот ими осуществляется, и если такое участие предусмотрено законом. Сравнительно широкие права на участие в процессе предоставлены органам опеки и попечительства, жилищно-коммунальным, финансовым и др.

Субъектами защиты прав других лиц и интересов гос-ва могут быть те органы гос управления, участие кот в гражд процессе обусловливается необходимостью осуществления ими своей компетенции в сфере исполнительно-распорядительной деятельности. Так гос налоговая инспекция может взимать с граждан в бюджет в судебном порядке недоимки по налогам и др обязательным платежам, а также суммы штрафов и др фин санкций.

20. Участие профсоюзов в гражданском процессе.

Профсоюзы Украины как организация трудящихся призваны защищать трудовые, др соц-эк, полит права и зак интересы членов профсоюзов, рабочих и служащих. Правовым обеспечением реализации этого задания явл, установленное ст.

244 КЗоТ право профсоюзов представлять интересы членов профсоюзов в отрасли производства, труда, быта и культуры. ГПП предусматривает, что профсоюзы могут осуществлять защиту прав других лиц путем возбуждения гражд дела в суде и вступлением в процесс по делу (п.

3 ст. 5; ч. 1 ст. 121; п. 2 ст. 112).

21. Понятие и значение представительства.

Представительство в гражд процессе явл проц средством реализации гражданами права на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество, гарантированным Конституцией (ст. 55) и др законами Украины. Оно обеспечивает участие в процессе граждан и организаций, предоставляет им возможность использовать юр грамотных лиц для ведения гражд дел в суде и защиты субъективных прав и интересов.

22. Виды представительства.

В учебной и научной гражд-проц литературе нет единого мнения о делении процессуального представительства на виды. Неоднозначность в определении видов проц представительства можно пояснить отсутствием четкости в прав регулировании этого вопроса. Так ст.

110 «Виды представительства» прямо эти виды не называет, однако ее анализ позволяет сделать вывод о наличии двух видов представительства: граждан и юр лиц. Ст. 101 называет третий вид — законное представительство, кот осуществляется в интересах недееспособных и ограниченно дееспособных лиц.

Сюда же можно отнести и предусмотренный ГПК четвертый вид — официальное представительство отсутствующего должника, кот может иметь место по назначению суда (ст. 361).

23. Формы участия и процессуальное положение общественности в гражданском процессе.

Анализ нормативного регулирования участия общественности в гражд процессе дает возможность выделить такие проц формы участия: изложение своего мнения по делу в суде первой и кассационной инстанции (ст.

161, 308); содействие органу судебного исполнения в более быстром и правильном выполнении судебного решения (ст. 351); выполнение отдельных решений и постановлений суда (ст.

235, 320, 342), направленных на реагирование с целью устранения нарушений законности.

24. Понятие и виды процессуальных сроков.

Своевременности рассмотрения дела призваны содействовать процессуальные сроки. А поскольку рассмотрение дела состоит из совок и последовательности выполнения проц действий суда и всех участников процесса, то гражд проц сроками будут сроки, установленные ГПК для осуществления проц действий судом, органом судебного исполнения и участниками процесса в гражд судопроизводстве.

Гражд проц сроки могут быть классифицированы на разные виды:

n по способу определения (ст. 84) делятся на установленные законом и назначенные судом (судьей, судебным исполнителем);

Установленные законом проц сроки по четкости определения явл абсолютно определенными (сроки рассмотрения дел — 7, 10, 15 дней — ст. 148), относительно определенными (ст.

68 — отсрочка или рассрочка оплаты судебных затрат на срок не более как до окончания рассмотрения дела в суде первой инстанции), неопределенными (ст.

83 не установлен срок рассмотрения судом заявления о снятии или уменьшении наложенного им проц штрафа).

Назначенные судом проц сроки могут быть определены коллегиальным составом суда, судьей единолично и судебным исполнителем (ст. 204, 207, п. 7 ст. 143, ст. 48, ч. 4 ст. 361) разной продолжительности в зависимости от сложности и места исполняемых проц действий.

n по субъектам осущ проц действий проц сроки делятся на установленные: суду (судье, судебному исполнителю); лицам, принимающим участие в деле; другим участникам процесса;

n по продолжительности проц сроки определены от менее одного дня до более трех лет.

25. Остановка, прерывание, продление и возобновление процессуальных сроков.

Прекращение проц сроков наступает в связи с прекращением производства по делу (ст. 221, 222) и остановкой исполнения решения суда (ст. 367, 368). Основания для остановки проц сроков те же самые, что и для остановки производства по делу и для остановки исполнения решения суда.

Остановка производства по делу и исполнения судебного решения оформляется постановлением суда, однако остановка проц срока начинается не с момента вынесения такого постановления, а с того события, вследствие кот суд остановил производство. С дня возобновления производства течение проц сроков продолжается (ст. 88).

Таким образом, время, на кот было остановлено производство по делу или исполнение судебного решения, не входит в проц срок.

Прерывание проц сроков возможно только в стадии судебного исполнения и состоит в том, что течение сроков исполнения прекращается при наличии оснований, определенных ГПК, а после того, как эти основания исчезнут, течение сроков начинается сначала.

Время, кот предшествовало прерыванию, не включается в проц срок, установленного для предъявления решений к исполнению. В соотв с ч. 4 ст.

359 срок давности прерывается предъявлением исполнительного документа к исполнению, если законом не установлено иное, а также частичным исполнением решения, если одна или обе стороны в процессе явл гражданами.

Продление проц сроков возможно в том случае, когда в назначенные судом сроки (ч. 1 ст. 89) выполнить проц действия невозможно, поскольку возникли обстоятельства, кот мешают их реализации.

Видом продления проц сроков явл допущенная судом отсрочка выполнения решения. Продление возможно по заявлению стороны или другого лица, кот принимает участие в деле (ч. 1 ст.

89), а также других лиц, кот обязываются судом выполнить определенные действия в установленный им проц срок.

Возобновление проц сроков допускается только тех, кот установлены законом в случае их пропуска по причинам, кот признанны судом уважительными.

26. Понятие и виды подведомственности гражданских дел суду.

Разграничение компетенции между органами гос-ва называется подведомственностью. Гражданская юрисдикция, или подведомственность, определяет круг гражд дел, решение кот отнесено к органам гос-ва (судам, арбитражным судам, общественных организаций, товарищеских судов), смешанным органам (комиссии по рассмотрению трудовых споров), третейским судам.

В зависимости от того, относит ли закон решение споров к ведению исключительно одних определенных органов, или к компетенции нескольких, при допущении выбора истца, по согласию сторон и недопущении этого, подведомственность делится на такие виды: исключительную, альтернативную, договорную, императивную (когда дело рассматривается несколькими органами в определенной последовательности).

27. Подведомственность споров, которые возникают из жилищных правоотношений.

Судам подведомственны споры, кот возникают из права граждан на обеспечение жилыми помещениями и пользования ими. Споры об обеспечении граждан жилыми помещениями — это споры о предоставлении жилплощади в домах гос и общественного жил фонда.

Судам подведомственны дела: о предоставлении жилплощади по требованию граждан, кот имеют право на внеочередное ее получение, в том числе в случаях нарушения установленного законом срока предоставления жилища; о выдаче ордера на жилое помещение, кот предоставляется в доме ведомственного жил фонда по совместному решению администрации и профсоюза (ст. 52 ЖК) или в домах общественного жил фонда по совместному решению органа общественной организации и профсоюза с последующим уведомлением исполкома местного совета о предоставлении жилплощади для заселения в случае отказа исполкома выдать ордер (ст. 53 ЖК).

Споры, кот возникают по поводу пользования жилыми помещениями — это споры о договоре найма жилого помещения (ст. 61 ЖК).

28. Подведомственность споров, которые возникают из авторских и изобретательских правоотношений.

Источник: https://dom-knig.com/read_241148-3

Uchebnik-free
Добавить комментарий