23. Форма правления: понятие, виды, причины изменений

Форма правления: понятие, виды, причины изменений

23. Форма правления: понятие, виды, причины изменений

Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействие между собой и с населением, степень участия населения в их формировании

Классификация форм правления проводится с учетом нескольких признаков. Наиболее распространенный критерий – количественный, то есть число стоящих у власти. В монархии власть принадлежит единолично монарху, а в республике – коллегиальному выборному органу.

Однако такой подход существенно упрощает понимание формы правления.

Следует в совокупности учитывать ряд юридических критериев, определяющих правовой статус высших органов власти: выборность, либо наследственность высших органов; ответственность, либо безответственный характер власти; срочность, либо бессрочность правления; преобладание тех или иных принципов организации и деятельности органов власти (коллегиальность, единоначалие). На основании указанных признаков выделяют две основные формы правления: монархию и республику. Наряду с классическими видами существуют и нетипичные (гибридные) формы.

Монархия – форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства (королю, царю, шаху), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.

Это древняя форма правления, первой монархией считается империя месопотамского царя Саргона I (2371 – 2230 до н.э.). Основной формой правления монархия стала в Средние века.

Истории известны несколько разновидностей монархии: абсолютная (неограниченная), дуалистическая, парламентская, сословно-представительная и выборная.

Абсолютная монархия — форма правления, при которой вся полнота верховной власти в государстве и юридически, и фактически принадлежит монарху. Даже если в государстве существует парламент, власть последнего номинальна. В настоящее время эта форма правления встречается редко. Наиболее приближены к ней Оман, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.

Дуалистическая монархия — переходная форма правления. Для нее характерно определенное «равновесие» между властью монарха и властью представительного органа, которые делят между собой законодательные полномочия.

Исполнительная власть, как правило, всецело принадлежит монарху, который в этой области совершенно независим от парламента. Правительство назначается монархом и ответственно только перед ним. При этом монарху принадлежит право абсолютного вето на принимаемые парламентом законы.

Из современных стран определенными признаками этой формы правления обладают Иордания, Кувейт, Марокко.

Более типична парламентарная монархия, когда в руках монарха находятся ограниченные полномочия (представительство государства в международных отношениях, право помилования, награждения и т.п.), а фактическая государственная власть осуществляется парламентом и правительством.

Правительство формируется лидером партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте. Монарх юридически безответственен, что выражается в принципе контрасигнатуры, согласно которому акты монарха скрепляются подписью премьер-министра или профильного министра.

Парламентарная монархия существует в ряде промышленно развитых стран Европы (Великобритания, Дания, Швеция, Япония и др.).

Республика — форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются гражданами на свободных выборах и на определенный срок.

Республиканская форма правления возникла и развивалась параллельно с монархией и известна уже в городах-государствах Древней Месопотамии в IV – III тыс. до н.э. Своего расцвета она достигла в период античности.

В настоящее время республиканская форма правления многообразна, с определенной долей условности все республики можно подразделить на президентские, парламентские и смешанные.

Основанием для классификации могут служить следующие признаки: 1) парламентский или внепарламентский способ избрания главы государства; 2) режим взаимодействия законодательной и исполнительной власти; 3) кому принадлежит юридическая инвеститура правительства (кто формирует правительство, перед кем оно ответственно).

К числу государств с президентской формой республики относятся США, Аргентина, Мексика. Главой государства является президент, который одновременно возглавляет и исполнительную власть.

Избрание президента осуществляется населением путем прямых или косвенных выборов. Правительство формируется президентом с согласия парламента и ответственно перед президентом.

Организация власти построена на жестком разделении законодательной и исполнительной власти с действенной системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия властей друг на друга).

Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

В парламентских республиках (Австрия, Италия, ФРГ и др.) президент, как правило, избирается путем ступенчатых выборов и получает свой мандат от парламента. В процедуре избрания президента участвуют либо только депутаты парламента (Турция, Израиль), либо избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей других органов (Италия, Германия).

Формирование правительства осуществляется парламентским путем из представителей партии, получившей на выборах большинство мест в парламенте. Лидер этой партии возглавляет правительство.

Премьер-министр занимает особое положение в системе верховной власти и обладает значительными фактическими полномочиями. Члены правительства (министры), как правило, являются депутатами. Президент исполняет функции главы государства. Формально ему могут принадлежать обширные полномочия.

Однако акты президента требуют контрасигнатуры премьер-министра или соответствующих министров.

Характерным признаком этой формы правления является институт политической ответственности правительства перед парламентом.

Парламент вправе выразить правительству вотум недоверия, в результате чего правительство вынуждено уйти в отставку.

В ситуации, когда в стране в такой формой правления отсутствует парламентское большинство, часты правительственные кризисы. Это самый существенный недостаток парламентской республики.

При смешанной форме республики наблюдается сочетание отдельных характеристик президентской и парламентской форм. Так, парламент обладает правом вынесения вотума недоверия правительству, президент вправе распустить парламент. В формировании правительства участвует и президент, и парламент.

Правительство несет ответственность не только перед президентом (президент может отправить правительство в отставку), но и перед парламентом. Иными словами, достаточно обширные полномочия главы государства, свойственные президентской республике, несколько «уравновешиваются» элементами, характерными для парламентской республики.

Признаки смешанной формы правления имеются во Франции, современной России.

Источник: https://students-library.com/library/read/76434-forma-pravlenia-ponatie-vidy-priciny-izmenenij

7. Форма правления: понятие и виды

23. Форма правления: понятие, виды, причины изменений

Форма правления— это элемент формы государства, которыйпоказывает: кому принадлежит государственнаявласть; как она передается; существуетли разделение властей; ответственен лиглава государства перед народом.

История государствавыделяет два вида формы правления –монархию и республику.

1. Монархия:верховная государственная властьформально сосредоточена в рукахединоличного главы государства (монарха),является пожизненной, передается понаследству, разделения властей несуществует, монарх не несет политическойответственности перед народом.

Виды монархий:

абсолютная:вся полнота власти сосредоточена вруках монарха; нет разделения властей;монарх никем и ничем не ограничен,конституция и парламент отсутствуют(Франция при Людовике XIV);

сословно-представительная:при монархе существует совещательныйорган, в котором представлены сословияи классы (Россия при Алексее МихайловичеРоманове);

дуалистическая:власть находится в руках и монарха, ипредставительного или исполнительногооргана, которые борются за полнотувласти (Думская монархия в России приНиколае II1905 – 1906 гг.) Она характерна для переходныхпериодов от абсолютной монархии кограниченной, существует непродолжительноевремя;

ограниченная— конституционная и парламентарная:монарх является номинальной фигурой,не обладает реальной властью, существуетразделение властей, не ответствененперед народом (современные европейскиемонархии – Великобритания, Испания,Голландия).

2. Республикагосударственнаявласть принадлежит народу, передаетсяпредставителям народачерезвыборы на определенный срок, реализуетсяпринцип разделения властей, президентявляется главой государства и несетполитическую ответственность передизбирателями.

Виды республик:

президентская:президент избирается всенародно,является главой государства иисполнительной власти, формируетправительство, которое ему подотчетно(США);

парламентская:парламент избирает президента, формируетправительство, которое подотчетнопарламенту (ФРГ, Италия);

смешанная:содержит элементы парламентарной ипрезидентской республик (Россия);

суперпрезидентская:президент избирается всенародно,формирует правительство, которое емуподотчетно, не входит в системуисполнительной власти и являетсясамостоятельной ветвью власти, имеетпри себе самостоятельную систему органов(Аргентина);

*советская– отсутствуетразделение властей (СССР).

Такимобразом,существуют различные виды монархий иреспублик.

8. Форма государственного устройства: понятие и виды

Государственно-территориальноеустройство— это элемент формы государства, которыйпоказывает, на какие составные частиделится территория государства, какойвид власти осуществляется в них, сколькоуровней органов государственной властии уровней законодательства функционируетв государстве.

История государствавыделяет две формы государственно-территориальногоустройства – унитарную и федеративную.

1. Унитарноегосударство:территория состоит из муниципальныхобразований, в которых осуществляетсяместное самоуправление, существуетединая система органов государственнойвласти и один уровень законодательства(Франция).

Унитарноегосударство может иметь в своем составеавтономные территориальные образования,которые имеют относительнуюсамостоятельность в решении вопросовязыка, национальной культуры, религии,форм осуществления местного самоуправления(Шотландия, Ирландия, Уэльс в Великобритании).

Унитарноегосударство может быть однонациональным(Иран, Вьетнам) и многонациональным(Франция, Великобритания).

2. Федеративноегосударство:сложное государство, состоит из субъектовфедерации, в которых осуществляетсягосударственная власть; функционируютдва уровня органов государственнойвласти (федеральные органы и органысубъектов федерации) и два уровнязаконодательства (Россия, США, ФРГ);предметы ведения и полномочия разграниченымежду федеральным уровнем и уровнемсубъектов федерации.

Виды федерацийможно выделятьпо различным основаниям:

А) по принципуформирования субъектов федерации:

национальныефедерации: территории субъектов федерацииопределяется с учетом проживанияпредставителей определенной национальностиили с учетом языка (Индия, Бельгия);

территориальныефедерации:территории субъектов федерацииопределяются с учетом историческисложившихся экономических и территориальныхсвязей, либо по географическим ориентирам(ФРГ, Австрия, США);

смешанные(национально-территориаль­ные)федерации: территории субъектов однойфедерации определяются обоимивышеуказанными способами (Россия).

Б) по разграничениюпредметов ведения и полномочий:

кооперативныефедерации:имеют три сферы предметов ведения иполномочий — сферу исключительныхпредметов ведения и полномочий федерации,сферу исключительных предметов веденияи полномочий субъектов федерации исферу совместных предметов ведения иполномочий (ФРГ, Россия);

дуалистическиефедерации:не имеют сферы совместных предметовведения и полномочий (США).

В) по ролифедерального центра:

относительно-централизованныефедерации имеют сильный федеральныйцентр — большинство политических решенийпринимается центральной властью (США,Россия);

относительно-децентрализованныефедерации имеют слабый федеральныйцентр — большинство политических решенийпринимается властями субъектов федерации(Канада).

Г) по статусусубъектов федерации:

симметричныефедерации: субъекты федерации равноправны(Бразилия, Австралия);

асимметричныефедерации: субъекты федерации неравноправны, некоторые из них обладаютособым правовым статусом (Канада де-юре,Россия де-факто).

Конфедерацияне являетсяформой государственного устройства,так как имеет в своем составе суверенныегосударства. Это форма межгосударственногосоюза.

Такимобразом,унитарное и федеративноегосударственно-территориальноеустройство имеет различные виды.

Источник: https://studfile.net/preview/5797066/page:7/

Uchebnik-free
Добавить комментарий