23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

Вопрос №86 Внешнеполитическая деятельность РФ в условиях новой геополитической ситуации

23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

Внешняя политика Российской Федерации в постсоветский период характеризуется следующими особенностями:

– смена парадигм в мировой политике в связи с окончанием «холодной войны», крушение СССР и социалистической системы, что привело к изменениям в геополитическом пространстве;

– переход от биполярной системы международных отношений к многополярной и многовекторной внешней политике;

– появление нового направления во внешнеполитической деятельности – отношений со странами СНГ (бывшими советскими республиками).

Главными направлениями во внешней политики страны с 1992 г. являются:

1) проблемы европейской безопасности (Россия и НАТО);

2) российско-американские отношения;

3) взаимоотношения со странами Азии, Африки и Латинской Америки.

Безопасность на европейском континенте, приближение НАТО к российским границам в результате принятия в его ряды Польши, Чехии и Венгрии стали приоритетным направлением во внешней политике России. В 1996 г. наша страна вступила в Совет Европы – организацию, рассматривающую все основные европейские проблемы.

В мае 1997 г. в Париже состоялось подписание документа, определяющего отношения между Россией и НАТО. Новым шагом в этом направлении стала Декларация «Отношения Россия – НАТО: новое качество» (май 2002 г.

), в соответствие с которой для проведения консультаций и выработки совместных решений и действий России и государств – членов НАТО по широкому спектру вопросов безопасности в Евроатлантическом регионе учреждался Совет Россия – НАТО.

В 1997 г. на встрече в Денвере (США) глав семи крупнейших промышленно развитых стран было одобрено вступление России в Парижский и Лондонский клубы кредиторов. Окончательно Россия вошла в число ведущих стран мира (так называемую «восьмерку») в 1998 г.

Российско-американские отношения всегда занимали важное место в международной деятельности обеих стран. Российское руководство предприняло ряд инициатив: с боевого дежурства снято около 600 стратегических ракет, в январе 1993 г.

был подписан договор о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), согласно которому предусматривалось сокращение 2/3 числа ядерных боеголовок. Отношения с США продолжают динамично развиваться. Президент В.В.

Путин был одним из первых, кто выразил поддержку США в борьбе с международным терроризмом после атаки на американские города в сентябре 2001 г.

На равноправной основе развиваются отношения России и стран СНГ. Периодически проводятся встречи глав государств, на которых согласовываются многие экономические, политические, военные, миграционные и иные вопросы. В мае 1995 г.

был создан таможенный союз между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией. Россия и Белоруссия решили укрепить интеграцию путем создания союзного государства, становление которого идет непросто. В 1997 г.

был подписан важный договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Россией и Украиной. С помощью российских войск были погашены очаги вооруженных конфликтов в Таджикистане, Молдове, Грузии, Нагорном Карабахе. В 1992 г.

шесть стран СНГ (Россия, Армения, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан) подписали договор о коллективной безопасности. Сложно и трудно проходят процессы экономической интеграции.

В сентябре 2003 г. президенты России, Украины, Белоруссии и Казахстана подписали рамочные соглашения о создании зоны единого экономического пространства. Вместе с тем объективно Россия продолжает играть ведущую роль на постсоветском пространстве.

Взаимовыгодно развиваются отношения России с азиатскими, африканскими и латиноамериканскими государствами. Ведущую роль здесь занимают отношения с Китаем, являющимся одним из крупнейших государств в мире. В июле 2001 г. в Москве был подписан российско-китайский договор о партнерстве сроком на 20 лет, в котором заложены основы для широкого сотрудничества.

В августе 2003 г. во время визита В.В. Путина в Малайзию был заключен крупный контракт на поставку российских военных истребителей, что серьезно упрочило отношения двух стран.

Активно развивается сотрудничество с Вьетнамом в области добычи нефти, с Ираном – по сооружению атомной электростанции, что, правда, вызывает резкое недовольство США. В 1994 г.

Россия стала членом Международной организации стран Тихоокеанского региона, что создало благоприятные возможности для торговли с ними.

Непросто развивались отношения с Японией, для которой главным вопросом всех контактов с Россией была и остается проблема Курильских островов.

Традиционным экономическим и политическим партнером продолжает оставаться Индия, с которой в январе 1993 г. был подписан договор о дружбе и сотрудничестве, а также заключено соглашение о передаче ей криогенных ракетных двигателей.

Новый импульс отечественной внешней политике придала активная деятельность Президента В.В. Путина на международной арене. Им были установлены личные партнерские отношения с лидерами большинства государств. Заметно возрос в мире авторитет России.

В 2000 г.

в Москве Президентом была утверждена новая концепция внешней политики России, которая исходила из многополярной системы международных отношений, реально отражающей многоликость современного мира с многообразием его интересов. Место Россия в мире определялось как великой евразийской державы, несущей ответственность за поддержание безопасности на земном шаре по всем направлениям как на глобальном, так и региональном уровнях.

Таким образом, в своей международной политике России стремится к прочному миру, установлению партнерских отношений со всеми странами, включению в орбиту мировых экономических связей на равноправной и недискриминационной основе.



Источник: https://infopedia.su/14x12c16.html

Лекция: Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

28.7.1 Положение РФ на международной арене.

28.7.2 Россия и страны дальнего зарубежья. Присоединение к программе ,, Партнёрство во имя мира”. Вступление в Совет Европы.

29.Россия в современном мире.

29.1 Выборы нового президента РФ — В. В. Путина. Укрепление государственности.

29.2 Экономическая политика. Создание министерства стратегических разработок. Новые Налоговые и Таможенные кодексы. Земельный кодекс.

29.3 Процессы устойчивого, но нединамичного развития страны. ”Сырьевой крен” в промышленном развитии.

29.4 Внешняя политика. Новая концепция международных отношений. Россия и страны ближнего зарубежья.

30.Заключение. Мир на рубеже xx и xxІ столетия.

30.1 Глобализация мировых процессов.

30.2 Проблемы экономического роста и модернизации.

30.3 Научно — техническая революция в мировом сообществе. НТР и Россия.

30.4 Технократизм и гуманистические ценности.

30.5 Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма, терроризма и гуманизма.

30.6 Мировая цивилизация на рубеже xx — xxІ вв.: общность судеб человечества и перспективы развития.

ІІІ. Распределение часов по семестрам и видам занятий.

Объём часов, отведённых учебным планом на освоение учебно – программного материала дисциплины – 140, в том числе:

1) по очной форме

СеместрЗанятия с преподавателемВыполнение курсовых заданийДр. самост. Внеаудит. РаботаВиды отчётности
АудиторныеИндиви-дуаль-ные
ЛекцииПракт. Занят.Лабор. занят.ИтогоККРКП(КР)
Экзамен
Итого по дисц.Экзамен

2) по очно – заочной форме ( для всех направлений и специальностей)

СеместрЗанятия с преподавателемВыполнение курсовых заданийДр. самост. Внеаудит. РаботаВиды отчётности
АудиторныеИндиви-дуаль-ные
ЛекцииПракт. Занят.Лабор. занят.ИтогоККРКП(КР)
Экзамен
Итого по дисц.Экзамен

2.2) по очно – заочной форме. Направление: экономика и управление ( 080000). Специальность: государственное и муниципальное управление ( 080500)

СеместрЗанятия с преподавателемВыполнение курсовых заданийДр. самост. Внеаудит. РаботаВиды отчётности
АудиторныеИндиви-дуаль-ные
ЛекцииПракт. Занят.Лабор. занят.ИтогоККРКП(КР)
Экзамен
Итого по дисц.Экзамен

3) по заочной форме

СеместрЗанятия с преподавателемВыполнение курсовых заданийДр. самост. Внеаудит. РаботаВиды отчётности
АудиторныеИндиви-дуаль-ные
ЛекцииПракт. Занят.Лабор. занят.ИтогоККРКП(КР)
Экзамен
Итого по дисц.Экзамен

ІV. Темы, выносимые на лекции:

1) по очной форме

№№ лекцийРазделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции.Примечания
1: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6.2 часа
2, 32: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 3:3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7.2 часа
4: 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5.2 часа
5, 65: 5.1, 5.2. 6: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6.2 часа
7: 7.1, 7.2, 7.3, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7.2 часа
8: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6.2 часа
9: 9.1, 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.6, 9.7, 9.8.2 часа
10: 10.1, 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.6, 10.7, 10.8.2 часа
11: 11.1, 11.2, 11.3, 11.4, 11.5, 11.6, 11.7.2 часа
12: 12.1, 12.2, 12.3, 12.4, 12.5, 12.6, 12.7, 12.8, 12.9, 12.10.2 часа
13: 13.1, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6, 13.7, 13.8, 13.9, 13.10, 13.11, 13.12.2 часа
14: 14.1, 14.2, 14.3, 14.4, 14.5, 14.6.2 часа
15: 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.6, 15.7.2 часа
16: 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 16.5, 16.6, 16.7, 16.8, 16.9, 16.10.2 часа
17,1817: 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 17.5. 18: 18.1. 18.2, 18.3, 18.4, 18.5, 18.6, 18.7, 18.8.2 часа
19: 19.1, 19.2, 19.3, 19.4, 19.5, 19.6, 19.7.2 часа
20: 20.1, 20.2, 20.3, 20.4, 20.5, 20.6, 20.7, 20.8.2 часа
21: 21.1, 21.2, 21.3, 21.4, 21.5.2 часа
22: 22.1, 22.2, 22.3, 22.4, 22.5.1, 22.5.2, 22.5.3, 22.6, 22.7, 22.7.1, 22.7.2, 22.7.3, 22.7.4, 22.7.5.2 часа
23: 23.1, 23.2, 23.3, 23.4, 23.5, 23.6, 23.7, 23.8.2 часа
24: 24.1, 24.2, 24.3, 24.4, 24.5, 24.6, 24.7, 24.8, 24.9, 24.10, 24.11, 24.12, 24.13, 24.14, 24.15.4 часа
25: 25.1, 25.2, 25.3, 25.4, 25.5, 25.6, 25.7, 25.8, 25.9, 25.10, 25.11, 25.12, 25.13, 25.14.2 часа
26: 26.1, 26.2, 26.3, 26.4, 26.5, 26.6.2 часа
27: 27.1, 27.2, 27.3, 27.4, 27.5, 27.6, 27.7.2 часа
28: 28.1, 28.1.1, 28.1.2, 28.1.3, 28.2, 28.3, 28.4, 28.5, 28.5.1, 28.5.2, 28.6, 28.7, 28.7.1, 28.7.2, 28.7.3.2 часа
29: 29.1, 29.2, 29.3, 29.4.2 часа
30: 30.1, 30.2, 30.3, 30.4, 30.5, 30.6.2 часа

2) по очно – заочной форме

№№ лекцийРазделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции.Примечания
Второй семестр1 час
1: 1.1, 1.2, 1.3, 1.4, 1.5, 1.6.1 час
2, 32: 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 3:3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 3.7.2 часа
6: 6.1, 6.2, 6.3, 6.4, 6.5, 6.6.2 часа
8: 8.1, 8.2, 8.3, 8.4, 8.5, 8.6.2 часа
13, 1513: 13.1, 13.2, 13.3, 13.4, 13.5, 13.6, 13.7, 13.8, 13.9, 13.10, 13.11, 13.12. 15: 15.1, 15.2, 15.3, 15.4, 15.6, 15.7.2 часа
20, 2220: 20.1, 20.2, 20.3, 20.4, 20.5, 20.6, 20.7, 20.8. 22: 22.1, 22.2, 22.3, 22.4, 22.5, 22.6, 22.7.2 часа
23: 23.1, 23.2, 23.3, 23.4, 23.5, 23.6, 23.7, 23.8.2 часа
24: 24.1, 24.2, 24.3, 24.4, 24.5, 24.6, 24.7, 24.8, 24.9, 24.10.2 часа
27, 2827: 27.1, 27.2, 27.3, 27.4, 27.5, 27.6, 27.7. 28: 28.1, 28.1.1, 28.1.2, 28.1.3, 28.2, 28.3, 28.4, 28.5, 28.5.1, 28.5.2, 28.6, 28.7, 28.7.1, 28.7.2, 28.7.3.2 часа

3) по заочной форме

№№ лекцийРазделы, подразделы, пункты содержания дисциплины, выносимые на лекции.Примечания
Первый семестр
Обзорная лекция по разделам 1 — 42 часа
24: 24.1, 24.2, 24.3, 24.4, 24.5, 24.6, 24.7, 24.8, 24.9, 24.10.2 часа
27: 27.1, 27.2, 27.3, 27.4, 27.5, 27.6, 27.7. 28: 28.1, 28.1.1, 28.1.2, 28.1.3, 28.2, 28.3, 28.4, 28.5, 28.5.1, 28.5.2, 28.6, 28.7, 28.7.1, 28.7.2, 28.7.3.2 часа

Источник: https://ronl.org/lektsii/istoriya/891614/

Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

23.3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигает приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий для развития рыночной экономики и включение страны в мировое сообщество.

Распад СССР изменил положение России на международной арене. Прежде всего предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН. Практически все государства признали Россию.

В том числе о признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР в 1993-1994 гг. заявили страны Европейского Сообщества (ЕС).

Были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией.

Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе «Партнерство во имя мира», попросив в последствии НАТО заключить с ним отдельное соглашение.

Вместе с тем Россия не могла оставаться безучастной к активизации попыток восточноевропейских стран вступить в НАТО. Тем более, что руководство НАТО обнародовало документ, формулирующий условия расширения этого блока.

Любая страна, желающая вступить в НАТО, должна быть готова к развертыванию на своей территории тактического ядерного оружия.

Стало очевидно, что единственной державой в мире, претендующей на глобальное вмешательство в дела других стран являются США.

В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы (создан в 1949 г., объединяет 39 европейских государств), в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Однако во время событий в Чечне Россия стала подвергаться дискриминационной критике в Совете Европы, что ставило перед Россией вопрос о целесообразности ее участия в этой организации.

Динамизм международных событий потребовал от российской дипломатии постоянного маневрирования.

Россия стала участником регулярных ежегодных встреч лидеров так называемой «большой семерки» – ведущих развитых государств мира, где обсуждаются важнейшие политические и экономические вопросы.

В целом позитивно развиваются связи с Францией, Великобританией, Италией и особенно с Германией (после вывода российских войск в 1994 г. с территории ГДР).

Выход на партнерские отношения с США, странами Западной Европы происходит параллельно с поворотом России «лицом» к Востоку. Россия – крупная держава и центр Евразийского континента. Естественно, что ее геополитическая стратегия должна строиться на равном отношении как к странам Запада, так и Востока.

Политика «евроцентризма», проводимая в годы перестройки под горбачевским лозунгом «войти в европейский дом», с настороженностью воспринималась руководителями восточных стран, вызывала недоумение у населения азиатских регионов России.

Поэтому взаимные визиты глав государств России и Китая, улучшение отношений с Индией стали серьезным вкладом в улучшение международного климата, в развитие концепции многополярного мира в противовес претензиям США на установление «нового мирового порядка».

Очень важным в отношениях России и стран дальнего зарубежья, и прежде всего с США, является вопрос о роли ядерных вооружений в поддержании мира и безопасности. Хотя экономический статус России упал, но по ядерным вооружениям она еще сохраняет позиции СССР как сверхдержавы.

Политических руководителей современной России на равных принимают «большая семерка», НАТО. В связи с этим ратификация в 2000 г. третьей Государственной Думой заключенного в 1992 г.

между Россией и США Договора о сокращении стратегических вооружений (СНВ – 2) вызывает вопросы у гражданских военных экспертов, считающих, что это односторонняя уступка в пользу США. Ибо ликвидации из российского оборонительного арсенала к 2003 г.

подлежат самые грозные для любого противника наземные межконтинентальные баллистические ракеты СС –18 (они базируются в почти неуязвимых шахтах и несут боевое дежурство в варианте 10 разделяющихся боеголовок индивидуального наведения). Наличие у России этого оружия заставляет другую сторону соблюдать договоренности о сокращении ядерных запасов и противоракетной обороне.

Развиваются внешнеэкономические связи, торговля России с зарубежными странами. Западу выгодно поддерживать действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Наша страна поставляет нефть, газ и природные ресурсы в обмен на продовольствие и товары широкого потребления.

В то же время государства Ближнего Востока, Латинской Америки, Юго-восточной Азии проявляют заинтересованность в участии России в строительстве гидростанций, металлургических предприятий, сельскохозяйственных объектов.

Отношения с государствами СНГ занимают важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В январе 1993 г. был принят Устав Содружества.

На первых порах центральное место в отношениях между странами занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми странами, которые ввели национальные валюты.

Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории в дальнее зарубежье.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. Товарооборот с государствами СНГ развивается, но имеет ряд проблем.

Пожалуй, самая острая состоит в следующем: Россия продолжает поставлять бывшим республикам топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ, за которые государства Содружества не могут расплатиться.

Растет их финансовая задолженность в миллиардах долларов.

Российское правительство стремится сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве.

Между шестью государствами (Россией, Белоруссией, Казахстаном, Арменией, Киргизией, Таджикистаном) заключен договор о коллективной безопасности.

Россия, по сути, стала единственным государством, реально выполняющим миротворческие задачи в «горячих точках» СНГ.

Межгосударственные отношения России с некоторыми бывшими республиками СССР складывались непросто. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызываются дискриминацией проживающего там русского населения. Во взаимоотношениях с Украиной имеется проблема Крыма, который вместе с русским городом Севастополем волюнтаристским решением Хрущева был «подарен» Украине.

Самые тесные, братские связи развиваются между Россией и Белоруссией. Между ними складываются интеграционные отношения, ведущие к образованию единого союзного федеративного государства.

Сейчас ясно, что Россия может сыграть более весомую роль в укреплении экономических, политических, культурных связей между государствами СНГ, если добьется успехов в своей внутренней политике, возрождении народного хозяйства, подъеме культуры и науки. Да и авторитет России в мире в целом может быть обеспечен стабильным развитием ее экономики и устойчивостью внутриполитической обстановки.

Источник: https://studopedia.org/14-35986.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий