22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Основные подходы к типологии государства

22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Типология есть учение о типах — больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Основные подходы к типологии государства:

    1. формационный;
    2. цивилизационный.

Формационный подход к типологии государства

Главным критерием данного подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя:

    • тип производственных отношений (базис) и
    • соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства:

    1. рабовладельческий,
    2. феодальный,
    3. буржуазный,
    4. социалистический.

Рабовладельческое государство есть орудие поддержания власти рабовладельцев над рабами, которые были собственностью свободных граждан. Раб не имел никаких прав и фактически представлял собой говорящее орудие труда.

Феодальное государство — это диктатура класса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный труд крестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков.

Буржуазное государство представляет собой диктатуру буржуазии, в котором сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, но, лишенный средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силу капиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:

    • капиталистическое,
    • монополистическое,
    • индустриальное,
    • постиндустриальное государство.

Социалистическое государство, по мнению представителей формационного подхода, как государство высшего типа есть отмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средства производства и имеющее широкую социальную базу.

Первые три типа охватываются родовым понятием «эксплуататорское государство». Сущность данного государства состоит в господстве, подавлении и эксплуатации одного класса другим.

Социалистическое же государство — антиэксплуататорское по своей природе — считается «полугосударством» или «государством не в собственном смысле слова». Это исторически последний тип государства, который, по мнению К. Маркса, постепенно «засыпает» и в конечном итоге «отомрет», выполнив свою задачу построения бесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационной типологии:

    1. продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
    2. показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства.

      Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим — процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций.

      В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.

Недостатки формационной типологии:

    • во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
    • недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.

Цивилизационный подход к типологии государства

В основе цивилизационного подхода лежат духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр.

Представители: английский историк А. Тойнби (XX в.), русский социолог, проживающий в США, П. Сорокин, немецкие мыслители XX в. О. Шпенглер и М. Вебер и другие.

В частности, по мнению А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, этнических, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

А. Тойнби обосновал теорию круговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций. Динамические изменения (возникновение, рост, надлом и разложение) в соответствии с этой теорией происходят не в рамках мирового общественного процесса, а внутри отдельной цивилизации.

Цивилизации являются как бы ветвями дерева, сосуществующие рядом друг с другом. Движущей силой круговорота цивилизаций выступает творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство. Отсюда А. Тойнби видит прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства. В своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

    1. локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);
    2. особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств;
    3. современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

Достоинства цивилизационной типологии:

    1. определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-исторических условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства);
    2. в связи с расширением диапазона духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более заземленная (географически адресная) типология государств.

Недостатки цивилизационной типологии:

    • недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны;
    • выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела (вольно или невольно), дали типологию не столько государства, сколько общества. Государство — только политическая часть общества, которая имеет свою природу и характеризуется собственными параметрами, не совпадающими с критериями общества как более широкого и объемного понятия.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osnovnie-podchodi-k-tipologii-gosudarstva

Различные подходы к классификации государства и права. Современный взгляд на проблему

22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Государство имеет разные черты, признаки и системы классификации. Это связано с разносторонним и многогранным смыслом, который вкладывается в данное определение. Один из самых распространенных типов классификации – типология государства и права. Такая политическая форма организации общества рассматривается с точки зрения двух различных подходов: формационного и цивилизационного.

Рисунок 1. Типология государства

Формационный подход

В основе данного метода лежит систематизация определенного государственного устройства на основе общественного-экономической формации. Данный термин дословно переводится с латинского как «образование».

Определение 1

Формация – определенный этап в развитии общества и его структуре, характеризующийся типом производственных отношений.

Формационный подход активно использовался в марксизме. Марксистская теория трактовала государственное устройство в качестве надстройки над экономическим базисом, в основе которой лежат материальные и производственные отношения.

Согласно выдвинутым идеям, финансовое положение социума определяет, какая ступень общественного развития на данный момент превалирует в политической и правовой сфере государства.

Поэтому социально-экономический строй лежит в основе производственного характера любой страны.

Ф. Энгельсом и К. Марксом выделялось три макроформации:

  • архаическая (древняя);
  • эксплуататорская;
  • коммунистическая.

Замечание 1

Основной определяющий критерий – наличие частной собственности и классов, а также их взаимодействие.

В 1938 году данная концепция была пересмотрена И. В. Сталиным, и количество формаций увеличилось до пяти:

  • первобытнообщинная;
  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

До недавнего времени в научной и учебой литературе существовал исключительно формационный подход.

Но его главный недостаток заключался в отсутствии объяснения, почему разные народы, начинавшие свой путь практически в одинаковых условиях, достигли разного результата в плане государствообразования.

Поэтому политико-правовая область пополнилась другими критериями определения государства, одним из которых стало понятие «цивилизации».

Цивилизационный подход

Определение 2

Цивилизация – емкое определение, включающие в себя развитие духовной и материальной культуры (как в античности, так и в современности). Л. Г. Морган и Ф.

Энгельс подразумевали под данным понятием этап в становлении общества, следующий сразу за варварством.

Некоторые идеалистические теории, наоборот, обозначали ее как эпоху деградации и культурного упадка, не усматривая в ней целостность и органичность.

Цивилизационная типология, ввиду большого количества отличающихся друг от друга обозначений, подразумевает классификацию цивилизации по шести типам:

  • локальная (шумерская, эгейская и индийская);
  • особенная (западноевропейская, российская, исламская, буддистская);
  • древняя, средневековая, современная;
  • крестьянская, промышленная, научно-техническая;
  • доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • мировая.

Считается, что последний вид находится на данный момент на этапе формирования. В основе такой цивилизации лежит глобальный гуманизм, базирующийся на человеческой духовности, которая развивалась на протяжении всей истории человечества.

В данном принципе первостепенное значение занимает ценность человеческой жизни, при этом не отрицаются национальные обычаи, разнообразие верований, традиции, сложившееся миропонимание.

Цивилизационный подход рассматривает благо человека как высший критерий, по которому оценивается уровень комфорта и прогресса отдельных граждан и всего социума.

Замечание 2

Согласно территориальному фактору, важнейшими определяющими условиями являются географические и климатические особенности региона.

Смысл, вкладываемый в понятие цивилизации, был развит и конкретизирован английским историком А. Тойнби.

Он считал, что такая политическая форма организации общества является относительно замкнутой и «окольной», поскольку ограничивает отдельную группу людей характерными только для нее культурными, экономическими, религиозными, географическими и психологическими особенностями.

Согласно его теории, в основе культуры базируется душа, кровь и лимфа, и в сравнении с ними политика и экономика кажутся искусственными, несущественными и заурядными. По мнению А. Тойнби, цивилизация объединяет в себе несколько государств и придает им общность.

Первоначально историк выделил около ста подобных самостоятельных форм организации социума, но затем, пересмотрев собственные взгляды, он сократил их количество до 21, в числе которых остались некоторые прекратившие свое существование цивилизации. Ученый поделил их на две группы:

  1. Первичные. Государство играет главную роль в социально-экономическом развитии и неразрывно связано с религией, а не является исключительно надстройкой.

Пример 1

Древнеегипетская, ассиро-вавилонская, шумерская, японская.

  1. Вторичные. Государственное образование не входит в культурный и религиозный комплекс.

Пример 2

Западноевропейская, восточноевропейская, североамериканская.

Взгляды А. Тойнби критиковались отечественными и западными учеными, поскольку в его позиции отсутствовали четкие критерии определения:

  • уровень экономического развития;
  • этнические особенности;
  • религия;
  • мораль;
  • культура.

По мнению историка, установив тип цивилизации, можно было одновременно выяснить вид государственного устройства. Но типология стран по цивилизационному подходу им не была разобрана. Несмотря на это, А. Тойнби стремился представить данный метод как всеобъемлющий инструмент изучения истории развития общества.

Принципы соотношения

Государство и духовно-культурная жизнь общества взаимодействуют друг с другом на основе трех принципов:

  1. Учет не только социальных интересов и действующих сил, но и устойчивых нормативных образцов поведения, исторического опыта, представлений о мире, ценностей.
  2. Власть рассматривается как часть культуры, имеющая неразрывную связь с престижем, моралью, ценностной ориентацией, сложившимся мировоззрением, символикой.
  3. В государственной жизни изучаются отличия, вытекающие из своеобразия национальной культуры и характера, которые послужили причиной разного развития отдельных стран, стартовавших в одинаковых условиях.

Вывод 1

Природа различных государственных образований имеет принципиальные особенности в ту или иную историческую эпоху.

Поэтому типология государств представляет важное значение в изучении их социальной природы, определение характера на разных этапах развития.

Каждый выделяемый тип – строгая система сторон и свойств отдельной политической формы организации общества в истории. Все страны в определенную историческую эпоху имели схожие сущностные черты.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/razlichnye-podhody-k-klassifikatsii-gosudarstva-i/

Подходы к классификации государств

22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Государство — явление исключительно разностороннее, многогранное, обладающее самыми разнообразными чертами и признаками. Это определяет возможность создавать различные системы его классификации. В этом плане предпринимались многочисленные, различные по своим основаниям попытки.

Под типом государства понимается совокупность наиболее общих черт различных государств, система их важнейших свойств и признаков, порождаемых конкретной исторической эпохой и характеризующихся общими сущностными признаками.

Типология государства — это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, которые дали бы возможность раскрыть их социальную сущность.

Рассматривая вопрос о типологии, следует учитывать, что она в отличие от простой классификации призвана раскрыть за­кономерности организации и развития государств.

Таким обра­зом, типология позволяет:

1) выделить основные этапы разви­тия государства;

2) установить общие черты государств, отно­сящихся к одному типу.

Вообще, типология государств не просто упорядочивает научные знания, а способствует их получению, прогнозируя то или иное направление развития общества и государства, уста­навливая новые связи между государственно-правовыми и ины­ми явлениями.

Классификация и типология государств имеют свои отличия. При классификации деление основывается на устойчивых, но достаточно второстепенных свойствах государства.

Жан Боден, например, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные.

Известный немецкий ученый-юрист, начало XX в., Еллинек, в зависимости от степени динамизма подразделял государства на статические и динамические.

Основываясь на своеобразии политико-государственного режима, выделяют авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства.

Исходя из размеров территории выделяют великие государства, средние и малые.

На базе исторического подхода выделялись Древние, средневековые и современные государства,

Типология же должна базироваться на критериях, сформированных социальной практикой, определяющей глубинную природу государства. Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем.

Типология

1) В.С. Нерсесянц полагает, что типы государства и права — это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы ее прогресса.

1 тип государств — этнические государства Древнего мира. Под регулирующее воздействие государства и права попадали лишь индивиды определенной национальности. Именно принадлежность к «титульной нации» гарантировала не только известную меру свободы, но и возможность быть субъектом права, в то время как несвободные считались объектами права.

2 тип — сословное государство Средних веков. В нем свобода носит характер сословных ограничений и привилегий. Человек является субъектом права не потому, что он человек, а потому, что принадлежит к тому или иному сословию. Внутрисословное равенство сочетается с огромным межсословным неравенством.

3 тип — государства и права индивидуалистического типа. После эпохи буржуазных революций человек стал рассматриваться как субъект права лишь потому, что он индивид, а не как член этноса или сословия.

4 тип — гуманитарно-правовой тип, в котором человек является носителем прирожденных и неотчуждаемых прав, составляющих основу действующего позитивного права, устанавливаемого государством.

2) Типология государств М.И. Кареева. В работе русского правоведа М.И. Кареева «Типология и всемирно-историческая точка зрения в изучении истории» (т. 3, вып. 1 — 2, 1905.) изложена весьма интересная и незаслуженно забытая типология государств. Выделялось 6 исторических, последовательно сменявших друг друга, типов государств:

1) город-государство;

2) восточная деспотия;

3) феодальное поместье-государство;

4) сословная монархия;

5) западноевропейская и абсолютная монархия;

6) конституционное государство.

В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный.

1. Формационный подход. Главным критерием первого подхода выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). В его основе лежит учение об общественно-экономической формации, которая включает в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и т.п.).

Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право.

В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический.

2. Цивилизационный подход.

В отличие от формационного подхода цивилизационная теория доказывает зависимость развития государства от культурно-духовных факторов, таких как стереотипы поведения, менталитет, нормы морали, религия и т. п.

В силу того факта, что типология государства (как и любая иная типология) является способом познания, формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемами понимания различных типов государства с позиции не только социально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Следовательно, данные подходы могут и должны применяться и отдельно друг от друга, и в комплексе.

Следует выделить проблему типологии восточ­ного государства. Ученые-юристы в большинстве случаев либо во­обще замалчивали особенности таких государств, либо относили их к «восточному варианту» рабовладельческого или феодального типа.

Между тем восточные государства принципиально, корен­ным образом отличаются от западных.

В западных государствах политическая власть принадлежит экономически господству­ющему классу, т.е. государственная власть производна от власти экономической, от характера собственности на основные средства производства.

Иное делов восточных государствах: там первична именно государственная власть, а власть в экономической сфере, возможность распоряжаться средствами производства, результа­тами труда эксплуатируемых проистекает от политического гос­подства. Поэтому отнесение восточных государств к классическим (европейским) типам либо соединение их в один «докапиталисти­ческий» тип вместе с рабовладельческим и феодальным государ­ством вряд ли правомерно.

Наряду с этим нельзя не видеть, что восточные государства сами имеют существенные различия: в некоторых (как в Китае) рабовладения фактически не было, в других (как в Египте или Ассирии) оно играло весьма существенную роль.

Различным было и положение в системе государственной власти духовенства, се­рьезно отличались друг от друга правовые системы.

Поэтому, хотя типология восточных государств изучена слабо, видимо, можно говорить о существовании западной и восточной ветвей типов, внутри которых объединены различные типы государств и право­вых систем.

Формационный подход к типологии государства.

В науке существует два наиболее разработанных подхода к типологии государства: формационный и цивилизационный.

Формационный подход базируется на разработанном в трудах Маркса и Энгельса понятии «общественно-экономи­ческая формация».

Общественно-экономическая формация (строй) — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею

В соответствии с положениями формационного подхода, сущность государства, как и других со­циальных институтов (политическая надстройка), в конечном счете, определяется экономическими факторами (экономичес­ким базисом).

Экономический базис — это определенный способ производства материальных благ, состоит из производительных сил и производственных отношений. Основой экономического базиса, определяющей, таким образом, и всю политическую надстройку, являются производственные отношения, ядро кото­рых — господствующая форма собственности.

Надстройка— это совокупность идеологических отношений, взглядов и учреждений; в неё входят государство и право, а также мораль, религия, философия, искусство, политическая и правовая форма сознания и соответствующие учреждения.

Развитие производительных сил приводит к смене типа производственных отношений, на базе которых кардинальным образом меняется и вся политическая надстройка, то есть и го­сударство.

В соответствии с этими принципами на основе клас­сификации типа производственных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс выделяли три основных макроформации:

архаическую (древнюю),

эксплуататорскую и

коммунистическую.

Последо­ватели марксизма в советской науке выделяли пять формаций:

первобытнообщинную,

три формации эксплуататорского типа — рабовладельческую, феодальную, буржуазную,

социалистическую

Всем формациям, кроме первой, соответствуют типы государств. Для древней (архаической) и коммунистической общественной формации нет соответствующего типа государств. Объяснялось это тем, что в первобытном обществе государство еще отсутствовало, а при коммунизме и государство, и право отомрут как ненужные высокоморальному, коммунистически организованному обществу

Эти типы различаются в зависимости от того, ка­кой класс является господствующим в системе общественных отношений, обладает основной массой господствующей в тот или иной период формы собственности и имеет соответственно в своих руках государственную власть.

Достоинства этой теории:

— установлена зависимость типа государства, классовой принадлежности власти от экономики, способа производства, от характера общественно-экономической формации. Власть в государстве, как правило, принадлежит экономически господствующему классу, в руках которого находятся средства производства.

— были объединены в единые классификационные группы государства, имеющие единый характер государственной влас­ти. На этой основе выделены го­сударства рабовладельческие, феодальные, буржуазные и социа­листические, власть в которых принадлежала соответственно ра­бовладельцам, феодалам, буржуазии и трудящимся во главе с ра­бочим классом

— были сделаны многочисленные выводы относительно общего и особенного в организации, функционировании и раз­витии государств, входящих в указанные типы.

Недостатки:

— однолинейность, так как характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы

— игнорирование азиатского способа производства;

— умаление роли социокультурных факторов в развитии государства, недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства

Рабовладельческий тип государства — исторически первая госу­дарственно-классовая организация общества.

По своей сущности рабо­владельческое государство — это организация политической власти господствующего класса в рабовладельческой общественно-экономической формации.

Важнейшая функция этих государств — за­щита собственности рабовладельцев на средства производства, в том числе на рабов.

Рабовладельческое госу­дарство создано в целях охраны, укрепления и развития собствен­ности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников — рабов

⇐ Предыдущая19202122232425262728

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3x80cd.html

Типология государств: понятие и основные подходы. — ТГП ответы

22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Типгосударства это общие черты различных государств, система их свойств,характеризующаяся общими признаками.

Типологиягосударства это его классификация, предназначенная для разделения всех прошлыхи настоящих гос. на группы дающие возможность раскрыть их социальную сущность.

Типологияпроводится в основном с двух подходов: формационного и цивилизационного.

Главнымкритерием формационного подхода выступают социально-экономические признаки(Маркс, Энгельс).

Выделяютследующие формационные типы государства:

рабовладельческое государство – естьорудие поддержания власти над рабами, которые были собственностью свободныхграждан. Раб не имел прав, фактически говорящее орудие труда;

феодальное государство — диктатуракласса феодалов, земельных собственников, присваивающих безвозмездный трудкрестьян. Крестьяне находились в полурабской зависимости от помещиков;

буржуазное государство – диктатура буржуазии,сословное неравенство заменяется социальным. Рабочий юридически свободен, нолишен средств производства, он вынужден продавать свою рабочую силукапиталисту. Данное государство проходит различные стадии развития:капиталистическое, монополистическое, индустриальное, постиндустриальноегосударство);

социалистическое государство по мнениюпредставителей формационного подхода, как государство высшего типа естьотмирающее государство, базирующееся на общественной собственности на средствапроизводства и имеющее широкую социальную базу.

Первыетри типа охватываются родовым понятием – эксплуататорское государство, сущностькоторого в подавлении и эксплуатации одного класса над другим.

Социалистическое– это антиэксплуататорское, исторически последний тип государства, который помнению Маркса, постепенно отмирает, выполнив свою задачу построениябесклассового коммунистического общества.

Достоинства формационнойтипологии:

·        продуктивная идея делить государства на основе социально-экономическихфакторов, которые существенно влияют на общество

·        показывает поэтапность, естественно-исторический характер развитиягосударства.

Сменаодного типа другим — процесс объективный, естественно-исторический,реализующийся в результате революций, более прогрессивный нежели предыдущий. Недостатки формационной типологии:

·        она во многом однолинейна, характеризуется излишнейзапрограммированностью

·        недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные,культурные)

Воснове цивилизационного подхода лежат как раз духовные признаки – культурные,религиозные, национальные, психологические. Представители Тойнби, Шпенглер,Вебер.

Цивилизация– есть замкнутое, локальное состояние общества, отличающееся общностьюрелигиозных, и других признаков.

Выделяютследующие типы цивилизационного подхода: египетскую, китайскую, западную,православную, арабскую, мексиканскую, иранскую и т.п. Каждая цивилизацияпридает устойчивую общность всем государствам существующим в ее рамках.

Цивилизационный подход обосновывается идеей единства, целостности современногомира, приоритетом идеально-духовных факторов. Тойнби обосновал теориюкруговорота сменяющих друг друга замкнутых цивилизаций.

Динамические изменения(возникновение, рост, надлом) в соответствии с этой теорией происходят не врамках мирового процесса, а внутри отдельной цивилизации, которая является какбы ветвями дерева, сосуществующими друг с другом.

Движущей силой круговоротаявляется творческая элита, которая увлекает за собой инертное большинство.Прогресс в духовном совершенстве поколений людей.

Достоинства цивилизационногоподхода:

·        определены духовные факторы, как существенные в тех или иныхконкретно-исторических условиях.

·        в связи с расширением диапазона духовных критериев, получается болеегеографически заземленная типология государств

Недостатки цивилизационногоподхода:

·        недооцениваются социально-экономические факторы, зачастую определяющиеполитику конкретной страны.

·        выделяя идеально-духовные факторы в качестве признаков цивилизации,авторы дают типологию не государства, а общества. Государство это полит. частьобщества, которая имеет свои критерии, не совпадающие с критериями общества,как более широкого понятия.

Типологиягосударства является способом познания, поэтому формационный и цивилизационныйподходы дополняют и углубляют друг друга, выступают более надежными приемамипонимания различных типов государства с позиции не толькосоциально-экономических, но и духовно-культурных факторов. Данные подходы могути должны применяться и отдельно и в комплексе друг с другом.

Источник: https://www.sites.google.com/site/tgpotvety/home/tipologia-gosudarstv-ponatie-i-osnovnye-podhody

Вопрос 23. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств

22. Типология (классификация) государств, различные подходы к типологии (классификации) государств.

Классификация –это подразделение явлений на определенные классы, группы по самым различным основаниям.

Типология –это классификация, в основе которой лежат наиболее существенные системообразующие критерии, позволяющие раскрыть явление как целое.

Характеристики классификации:

1. один из способов познания, они создаются на основе познания объективных законов реальности и отражают закономерные связи между исследуемыми предметами и явлениями.

2. служат познанию глубоких сущностно-содержательных особенностей, которые не могут быть познаны каким-либо иным образом, кроме как организованного знания (так чтобы его структура соответствовала структуре исследуемого объекта).

3. дает возможность по месту, занимаемому в классификационной системе, сделать выводы о признаках и свойствах объекта, которые еще не известны.

4. позволяет в сжатом лаконичном виде выразить большие объемы информации.

5. способствует движению познания от уровня эмпирического к уровню теоретическому.

6. носит относительный, приблизительный характер.

7. бывают естественные, т.е. по сущностным признакам, и искусственные, в основе кот. лежат любые признаки, имеющие практическое значение. Естественные классификации – в основе которых лежат сущностные закономерности функционирования и развития объекта. Эти признаки носят устойчивый, повторяющийся характер; они играют системообразующую роль.

8. Классификация соотносится с понятиями систематизация и типология.

Этапы познания:

1. Первый познавательный прием — классификация.Классификация состоит в расчленении (анализ) хаотического целого на части по определенным признакам. Например, государства можно классифицировать: 1) по территории: большие, средние, малые; 2) по континентам: азиатские, американские, европейские, африканские; 3) по религиозному признаку: христианские, мусульманские.

2. Второй познавательный прием – систематизация.Это синтез, т.е. воссоединение целого из частей, в результате чего более глубоко познается сущность объекта, познаются признаки, которые не воспринимаются на эмпирическом уровне.

3. Третий познавательный прием – типология.Типология есть классификация (анализ) и систематизация (синтез). Классификация – познавательный прием, состоящий в расчленении целого на части. Систематизация – это результат познавательной деятельности, предстающий как система типов.

Тип – это высшая систематическая категория, высшее подразделение типологии.

Тип – это образец, которому соответствует определенная группа предметов или явлений.

Тип – это образец, содержащий характерные обобщенные черты какой-либо группы.

Тип связан: 1) с понятием среднего, обычного; 2) с понятием образцового; 3) с классификацией типов идеального целого, в котором отражены общие сущностные признаки объекта.

Существуют: 1) традиционные типологии (формационная и цивилизационная) и 2) нетрадиционные типологии.

Традиционные типологии государств.

Формационный подход к типологии государства.

Создатели К. Маркс и Ф. Энгельс. В его основе лежит учение об общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая формация –это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства (общество, находящееся на определенной ступени развития производительных сил).

Поэтому типу общества соответствует тип государства. Каждый тип государства отличается от другого: 1) экономической основой, т.е. типом производственных отношений; 2) классовой сущностью, т.е. орудием какого класса является государство; 3) социальным назначением, т.е. какие функции выполняет государство.

Четырем классовым типам общественно-экономической формации соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное и социалистическое, и шесть типов общества – первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, коммунистическое.

1. Рабовладельческий тип государства.По своей сущности государство – это политическая организация класса рабовладельцев. Экономическую основу составляет частная собственность рабовладельцев на орудия и средства производства и на рабов. Важнейшие функции государства – защита собственности рабовладельцев, подавление сопротивления рабов.

2. Феодальный тип государства.По своей сущности государство – политическая организация класса феодалов.

Экономическую основу составляет собственность феодалов на землю, основные орудия и средства производства, а также собственность зависимых крестьян на мелкие орудия труда.

Назначение феодального государства – защищать собственность феодалов, их сословные привилегии, угнетать и подавлять крепостных крестьян.

3. Буржуазный тип государства.По своей сущности государство – политическая организация буржуазии. Экономическая основа – частная собственность капиталистов на орудия и средства производства при юридической независимости пролетариата от эксплуататоров. Функции буржуазного государства – охрана частной собственности капиталистов, эксплуатация и подавление наемных рабочих.

4. Социалистический тип государства.По своей сущности государство – политическая организация трудящихся. Экономическую основу составляет социалистическая (государственная) собственность. Важнейшее назначение государства – охрана социалистической собственности, подавление эксплуататорских классов, защита интересов трудящихся.

Формационный подход объясняет и смену одного типа государства другим. Она происходит закономерно в результате революции, когда низший тип заменяется более высоким. Так, рабовладельческое государство заменяется феодальным, феодальное – буржуазным.

Поскольку все три названных типа государства эксплуататорские, то отрицание одного другим не исключает преемственности. Чего не скажешь о социалистическом государстве.

Оно как высший и последний тип государства может возникнуть только после разрушения эксплуататорского государства.

Недостатки формационного подхода.

1.Однолинейность, излишняя запрограммированность формационного подхода вступает в противоречие с ходом исторического развития. На самом деле процесс становления, функционирования государств отличается многолинейностью, многовариантностью. Есть страны, которые вовсе не знали рабовладения. В современном мире можно найти островки с характерными чертами средневековья.

2.Недооцениваются формационным подходом культурные, национальные, религиозные и т.п. факторы, за классами теряется личность.

Цивилизационный подход к типологии государств.

Ключевые положения данного подхода в следующем:

1) при классификации государств необходимо в одинаковой мере учитывать не только экономические условия (способ производства), но и национальные, культурные, религиозные, психологические основы общества;

2) исходя из идеи единства, целостности земной цивилизации нужно говорить не об отрицании одной ступени развития другой (например, древней – средневековой и т.д.), а о непрерывном поступательном движении государства от неразвитого состояния к все более развитому, не исключая, конечно, движения назад, вспять, длительные застойные состояния у тех или иных народов;

3) при этом решающим критерием их развитости служит отводимое в государстве место человеку, его правам и свободам;

4) отстаивание классовых интересов нельзя считать решающим в сущности и назначении государства, государство всегда было и есть проводник общих дел, средство поиска согласия, компромисса между классами, слоями, группами населения.

Направления:

I. Подход А. Тойнби.

Родоначальником цивилизационного подхода считается английский историк Арнольд Тойнби.

История человечества – история замкнутых локальных цивилизаций. Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, культурных, этнических, географических, психологических, языковых и других признаков.

Каждая цивилизация придает устойчивую общность всем государствам, существующим в ее рамках. Этот подход обосновывается идеей единства, целостности современного мира, приоритетом идеально-духовных факторов.

Каждая цивилизация подобно живому организму имеет жизненный цикл: зарождение, развитие, расцвет, загнивание, смерть.

Каждая цивилизация вычленяется на основе 7 признаков, 2 из которых являются постоянными: 1) религия и форма ее организации; 2) степень удаленности от места первоначального возникновения.

Государства бывают первичными и вторичными: 1) в первичных государствах (Древний Египет, Китай, Индия) – причины их возникновения во внутреннем развитии.

Такое государство неизбежно сохраняет целый ряд архаических черт, например, родоплеменную структуру общества, являющуюся частью, субъектом экономического базиса; 2) вторичные государства возникли под влиянием первичных, часто на их развалинах, их возникновение стимулировалось внешними культурными, экономическими, геополитическими причинами (Древняя Германия).

Государство является частью социокультурного комплекса, а не экономического.

Подход С.С. Алексеева.

Известный современный правовед С.С. Алексеев, используя цивилизационный подход, подразделяет государства на развитые и неразвитые. К неразвитым он относит теократически-азиатские, рабовладельческие, феодальные общества и государства, а также авторитарные и тоталитарные государства в современную эпоху. Развитые – демократические.

Критерий разделения – уровень развитости права.

Неразвитое право – придаток государственной власти, всецело зависящее от ее усмотрения.

Развитое право – воплощает все свойства права как нормативного социального феномена, противостоящее любому произволу, в том числе произволу государства.



Источник: https://infopedia.su/8x10ed9.html

Uchebnik-free
Добавить комментарий